Кому в первую очередь оперативный персонал источника тепловой энергии обязан сообщить о вынужденном

Обновлено: 02.07.2024

15. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

15.1. Задачи и организация управления

Вопрос 439. Какова организация диспетчерского управления при эксплуатации систем теплоснабжения и теплопотребления?

Ответ. При эксплуатации систем мощностью 10 Гкал/ч и более организуется круглосуточное диспетчерское управление, при мощности менее 10 Гкал/ч диспетчерское управление устанавливается по решению ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию (п. 15.1.1).

Вопрос 440. Каковы задачи диспетчерского управления?

Ответ. Задачами диспетчерского управления являются:

разработка и ведение заданных режимов работы тепловых энергоустановок и сетей в подразделениях организации;

планирование и подготовка ремонтных работ;

обеспечение устойчивости систем теплоснабжения и теплопотребления;

выполнение требований к качеству тепловой энергии;

обеспечение экономичности работы систем теплоснабжения и рационального использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления;

предотвращение и ликвидация технологических нарушений при производстве, преобразовании, передаче и потреблении тепловой энергии (п. 15.1.2).

Вопрос 441. Каковы задачи круглосуточного оперативного управления оборудованием?

Ответ. Такими задачами являются:

ведение требуемого режима работы;

производство переключений, пусков и остановов;

локализация аварий и восстановление режима работы;

подготовка к производству ремонтных работ (п. 15.1.3).

Вопрос 442. Какие категории управления оборудованием и сооружениями устанавливаются для каждого диспетчерского уровня?

Ответ. Устанавливаются две категории управления – оперативное управление и оперативное ведение (п. 15.1.5).

Вопрос 443. Что находится в оперативном управлении диспетчера?

Ответ. Находятся оборудование, теплопроводы, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми требуют координации действий подчиненного оперативно-диспетчерского персонала и согласованных изменений на нескольких объектах разного оперативного подчинения (п. 15.1.6).

Вопрос 444. Что находится в оперативном ведении диспетчера?

Ответ. Находятся оборудование, теплопроводы, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, состояние и режим которых влияют на располагаемую мощность и резерв тепловых энергоустановок, системы теплоснабжения в целом, режим и надежность тепловых сетей, а также настройка противоаварийной автоматики (п. 15.1.7).

Вопрос 445. Какая оперативно-диспетчерская документация разрабатывается в каждой организации?

Ответ. Разрабатываются инструкции по оперативно-диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству переключений и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей энергоустановок.

В организации, осуществляющей производственную деятельность на тепловых энергоустановках, составляется и утверждается техническим руководителем организации список лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров с энергоснабжающей организацией системы теплоснабжения, который необходимо сообщить ей (п. 15.1.11).

15.2. Управление режимом работы

Вопрос 446. На основании каких графиков организовывается управление режимом работы тепловых энергоустановок?

Ответ. Организовывается на основании суточных графиков. О вынужденных отклонениях от графика оперативный персонал источника тепловой энергии немедленно сообщает диспетчеру тепловых сетей (п. 15.2.1).

Вопрос 447. При каком условии допускается отклонение температуры теплоносителя от заданных значений?

Ответ. Допускается при кратковременном (не более 3 ч) изменении утвержденного графика, если иное не предусмотрено договорными отношениями между источником тепловой энергии и потребителями теплоты (п. 15.2.2).

Вопрос 448. Каким путем осуществляется регулирование параметров теплоносителя в тепловых сетях?

Ответ. Осуществляется автоматически или вручную путем воздействия на:

работу источников и потребителей теплоты;

гидравлический режим тепловых сетей, в том числе изменением перетоков и режимов работы насосных станций и теплопотребляющих энергоустановок;

режим подпитки путем поддержания постоянной готовности водоподготовительных установок источников тепловой энергии к покрытию изменяющихся расходов подпиточной воды (п. 15.2.3).

15.3. Управление оборудованием

Вопрос 449. В каких оперативных состояниях могут находиться тепловые энергоустановки организации, принятые в эксплуатацию?

Ответ. Могут находиться в одном из четырех оперативных состояний: работе, резерве, ремонте или консервации (п. 15.3.1).

Вопрос 450. Как оформляется вывод энергоустановок из работы и резерва в ремонт и для испытания?

Ответ. Оформляется (даже по утвержденному плану) заявкой, подаваемой согласно перечням на их оперативное управление и оперативное ведение в соответствующую диспетчерскую службу.

Вопрос 451. На какие виды делятся заявки?

Ответ. Делятся на плановые, соответствующие утвержденному плану ремонта и отключений, и срочные – для проведения непланового и неотложного ремонта. Срочные заявки разрешается подавать в любое время суток непосредственно диспетчеру, в управлении или ведении которого находится отключаемое оборудование (п. 15.3.4).

Вопрос 452. В каком порядке выдается разрешение на вывод или перевод в капитальный или текущий ремонт основного оборудования организации?

Ответ. Выдается в установленном порядке по заявке диспетчерской службы организации (п. 15.3.6).

Вопрос 453. Как оформляется вывод оборудования из работы и резерва или испытания?

Ответ. Несмотря на разрешенную заявку, вывод оборудования из работы и резерва или испытания может быть выполнен лишь с разрешения диспетчерской службы непосредственно перед выводом из работы и резерва оборудования или перед проведением испытаний (п. 15.3.8).

Вопрос 454. В каком случае оборудование считается введенным в работу из ремонта?

Ответ. Считается введенным в работу после уведомления эксплуатирующей организацией о завершении ремонтных работ, включения его в работу и закрытия оперативной заявки (п. 15.3.9).

15.4. Предупреждение и ликвидация технологических нарушений

Вопрос 455. Каковы основные задачи диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений?

Ответ. Основными задачами в этих случаях являются:

предотвращение развития нарушений, исключение травмирования персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;

создание наиболее надежных послеаварийной схемы и режима работы системы в целом и ее частей;

выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и при возможности включение его в работу;

включение его в работу и восстановление схемы сети (п. 15.4.1).

Вопрос 456. Каковы основные направления предупреждения технологических нарушений и поддержания постоянной готовности организации к их ликвидации?

Ответ. Такими основными направлениями являются:

постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;

создание необходимых аварийных запасов материалов к оборудованию;

обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и другими механизмами, необходимыми средствами защиты;

своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключений;

подготовка персонала в пунктах тренажерной подготовки с использованием тренажеров, максимально соответствующих реальным условиям производства, а также при возможности с использованием персональных компьютеров;

тестирование персонала при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности по готовности к оперативной работе (п. 15.4.2).

Вопрос 457. Какая документация должна находиться на каждом диспетчерском пункте, щите управления организации?

Ответ. Должны находиться:

местная инструкция по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, которая составляется в соответствии с типовой инструкцией и инструкцией вышестоящего органа оперативно-диспетчерского управления, и планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях, топливном хозяйстве и котельных;

планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов должны быть согласованы в установленном порядке (п. 15.4.3).

Вопрос 458. Допускается ли приемка и сдача смены во время ликвидации технологических нарушений?

Ответ. В этот момент приемка и сдача смены не допускается (п. 15.4.5).

Вопрос 459. Какой персонал несет ответственность за ликвидацию технологического нарушения?

Ответ. Принимая решения и осуществляя мероприятия по восстановлению нормального режима, оперативно-диспетчерский персонал несет ответственность за ликвидацию технологического нарушения (п. 15.4.6).

15.5. Оперативно-диспетчерский персонал

Вопрос 460. Какой персонал относится к оперативно-диспетчерскому персоналу организаций при наличии диспетчерского управления?

Ответ. Относятся:

оперативные руководители (п. 15.5.1).

Вопрос 461. Каковы функции оперативно-диспетчерского персонала?

Ответ. Этот персонал ведет безопасный, надежный и экономичный режим работы оборудования организации в соответствии с должностными инструкциями и инструкциями по эксплуатации, оперативными распоряжениями вышестоящего оперативного персонала (п. 15.5.2).

Вопрос 462. За что несет ответственность оперативно-диспетчерский персонал во время смены?

Ответ. Несет ответственность за эксплуатацию оборудования, находящегося в его оперативном управлении или ведении, в соответствии с настоящими Правилами, инструкциями заводов-изготовителей оборудования и местными инструкциями, правилами техники безопасности и другими руководящими документами, а также за безусловное выполнение распоряжений вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала (п. 15.5.3).

Вопрос 463. Каковы правила ведения оперативных переговоров?

Ответ. Они ведутся в соответствии с принятой терминологией. Все тепловые энергоустановки, сети, устройства технологической защиты и автоматики называются полностью согласно установленным диспетчерским наименованиям. Не допускается отступление от технической терминологии и диспетчерских наименований (п. 15.5.7).

Вопрос 464. Кто несет ответственность за невыполнение распоряжения вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала?

Ответ. Ответственность несут лица, не выполнившие распоряжение, а также руководители, санкционировавшие его невыполнение (п. 15.5.10).

Вопрос 465. С чьего разрешения допускается замена одного лица из числа оперативно-диспетчерского персонала другим до начала смены в случае необходимости?

Ответ. Допускается с разрешения соответствующего управленческого персонала и специалистов, подписавших график, и с уведомлением вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала. Работа в течение двух смен подряд не допускается (п. 15.5.13).

Вопрос 466. Каков порядок приемки и сдачи смены оперативно-диспетчерским персоналом?

Ответ. Каждый работник, заступая на рабочее место, принимает смену от предыдущего работника, а после окончания работы сдает смену следующему по графику работнику.

Уход с дежурства без сдачи смены не допускается (п. 15.5.4).

Вопрос 467. Каковы обязанности работника из числа оперативно-диспетчерского персонала при приемке смены?

Ответ. Этот работник должен:

ознакомиться с состоянием, схемой и режимом работы тепловых энергоустановок, находящихся в его оперативном управлении и ведении, в объеме, определяемом соответствующими инструкциями;

получить сведения от сдавшего смену об оборудовании, за которым необходимо вести особо тщательное наблюдение для предупреждения нарушений в работе, и об оборудовании, находящемся в резерве и ремонте;

выяснить, какие работы выполняются по заявкам, нарядам и распоряжениям на закрепленном за ним участке;

проверить и принять инструмент, материалы, ключи от помещений, оперативную документацию и документацию рабочего места;

ознакомиться со всеми записями и распоряжениями за время, прошедшее с его предыдущего дежурства;

принять рапорт от подчиненного персонала и доложить непосредственному начальнику по смене о вступлении в дежурство и недостатках, выявленных при приемке смены;

оформить приемку-сдачу смены записью в журнале или ведомости за его подписью и подписью сдающего смену (п. 15.5.15).

Вопрос 468. Могут ли оперативные руководители заменить полностью или частично подчиненный ему оперативно-диспетчерский персонал, не выполняющий свои обязанности, или провести перераспределение обязанностей в смене?

Ответ. Такие действия возможны. При этом делается запись в оперативном журнале или выпускается письменное распоряжение и уведомляется по соподчиненности персонал соответствующих уровней оперативно-диспетчерского управления (п. 15.5.18).

Вопрос 469. Может ли оперативно-диспетчерский персонал привлекаться к ремонтным работам и испытаниям?

Ответ. Может по разрешению оперативного руководителя кратковременно привлекаться к ремонтным работам и испытаниям с освобождением на это время от исполнения обязанностей на рабочем месте и записью в оперативном журнале (п. 15.5.19).

15.6. Переключения в тепловых схемах котельных и тепловых сетей

Вопрос 470. Какие переключения в тепловых схемах относятся к сложным (которые выполняются по программе)? Ответ. Относятся переключения: в тепловых схемах со сложными связями; длительные по времени; на объектах большой протяженности; редко выполняемые (п. 15.6.3).

Вопрос 471. Какие переключения могут быть отнесены к редко выполняемым?

Ответ. Могут быть отнесены:

ввод основного оборудования после монтажа и реконструкции; испытание на прочность и плотность оборудования и тепловых сетей;

специальные испытания оборудования;

проверка и испытания новых нетрадиционных способов эксплуатации оборудования и т. п. (п. 15.6.3).

Вопрос 472. Каков порядок разработки, утверждения и пересмотра перечня сложных переключений?

Ответ. Перечень разрабатывается в каждой организации и утверждается техническим руководителем. Перечень корректируется с учетом ввода, реконструкции или демонтажа оборудования, изменения технологических схем и схем технологических защит и автоматики и т. п. Перечень пересматривается 1 раз в 3 года. Копии перечня находятся на рабочем месте оперативно-диспетчерского персонала организации (п. 15.6.4).

Вопрос 473. Кем утверждается список лиц из управленческого персонала и специалистов, имеющих право контролировать выполнение переключений, проводимых по программе?

Ответ. Утверждается техническим руководителем организации. Список корректируется при изменении состава персонала (п. 15.6.5).

Вопрос 474. Какие функции и мероприятия указываются в программе выполнения переключений?

Ответ. Указываются:

цель выполнения переключений;

перечень мероприятий по подготовке к выполнению переключений; условия выполнения переключений;

плановое время начала и окончания переключений, которое может уточняться в оперативном порядке;

в случае необходимости – схема объекта переключений наименования и нумерация элементов тепловых энергоустановок на схеме должны полностью соответствовать наименованиям и нумерации, принятым в организации;

порядок и последовательность выполнения операций с указанием положения запорных и регулирующих органов и элементов цепей технологических защит и автоматики;

оперативно-диспетчерский персонал, выполняющий переключения;

персонал, привлеченный к участию в переключениях;

оперативно-диспетчерский персонал, руководящий выполнением переключений;

в случае участия в переключениях двух и более подразделений организации – лицо из управленческого персонала и специалистов, осуществляющих общее руководство;

в случае участия в переключениях двух и более организаций – лица из управленческого персонала и специалистов, ответственные за выполнение переключений в каждой организации, и лицо из числа управленческого персонала и специалистов, осуществляющее общее руководство проведением переключений;

обязанности и ответственность лиц, указанных в программе;

перечень мероприятий по обеспечению безопасности проведения работ;

действия персонала при возникновении аварийной ситуации или положения, угрожающего жизни людей и целостности оборудования (п. 15.6.6).

Вопрос 475. Кем утверждается программа выполнения переключений?

Ответ. Утверждается техническим руководителем организации, а при выходе действия программы за рамки одной организации – техническими руководителями организаций, участвующих в программе переключений (п. 15.6.7).

Вопрос 476. Какие программы применяются для повторяющихся переключений?

Ответ. Применяются заранее составленные типовые программы.

Типовые программы пересматриваются 1 раз в 3 года и корректируются с вводом, реконструкцией или демонтажем оборудования, изменением технологических схем и схем технологических защит и автоматики (п. 15.6.8).

Вопрос 477. В какой схеме отражаются все изменения после окончания переключений?

Ответ. Отражаются на мнемосхеме тепловых энергоустановок и(или) сетей при ее наличии в организации (п. 15.6.10).

Вопрос 478. Каковы правила хранения программ переключений?

Ответ. Программы переключений хранятся наравне с другой оперативной документацией (п. 15.6.11).

Положения ст. 21 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

Статья 21. Вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации

1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

3. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких владельцев источников тепловой энергии о выводе одновременно из эксплуатации указанных источников тепловой энергии этот орган должен осуществлять выбор оставляемых в эксплуатации источников тепловой энергии с учетом минимизации затрат потребителей тепловой энергии, требований энергетической эффективности, обеспечения надежности теплоснабжения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.

В нашем учебном центре Вы сможете получить начальное профильное образование по тепловым энергоустановкам, также пройти обучение по ПТЭТЭ и пожарно-техническому минимуму, повысить квалификацию,.

Персонал

Проверка знаний в РТН

Проверка знаний в своей комиссии

Допуск работе, как результат всех подготовок

Персонал подрядных организаций

Персонал ремонтных, наладочных и других специализированных организаций проходит подготовку, проверку знаний норм и правил и получает право самостоятельной работы в своих организациях.

Специализированные организации, которые командируют персонал для работы на тепловых энергоустановках заказчика, несут ответственность за уровень знаний и выполнение своим персоналом требований настоящих Правил и других нормативно-технических документов, которые действуют на тепловых энергоустановках заказчика.

ремонтный

вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой, а также по ПБ

ОТ, Правила не реже 1 раза в год

оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный

ОТ, Правила, ПБ не реже 1 раза в 3 года (при непосредственном участии в эксплуатации тепловых энергоустановок – 1 раз в год)

Противо -пожарная и противо-аварийная

управленческий персонал и специалисты

вводный и целевой

Только ответственные и специалисты по ОТ - 1 раз в год

руководители структурного подразделения

руководящие работники

КОГДА ПРОВОДИТЬСЯ

При поступлении на работу, назначении на новую должность или при переводе на другое рабочее место

Периодичность инструктажей устанавливает руководитель организации или ответственный, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

Разделяют на первичную и периодическую (очередная и внеочередная).

Подготовка может проводиться в специализированных образовательных учреждениях или по месту работы

После первичной проверки знаний настоящих Правил, длительного (более 6 месяцев) перерыва в работе или в других случаях по усмотрению руководителя организации или структурного подразделения

Вновь принятые работники или имевшие перерыв в работе более 6 месяцев получают право на самостоятельную работу после прохождения инструктажей, обучения (стажировки) и проверки знаний, дублирования.

Не реже 1 раза в месяц с отрывом от работы

Противо -аварийные - 1 раз в

Противо -пожарные - 1 раз в полгода

Не реже 1 раза в год по месту работы

Не реже 1 раза в 5 лет в образовательных учреждениях

ПОЛУЧЕНННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Диплом, Свидетельство из учебного центра, удостоверение (для профессий из ЕТКС)

Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения. ( Обычно сразу выдается удостоверение).

Запись в журнале

Отметка в удостоверении или выдача удостоверения, запись в журнале

Допуск к дублированию оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения

Допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения

Программу специальной подготовки и порядок ее реализации определяет руководитель организации.

Запись в журнале

Свидетельство из учебного центра

  • ОТ – охрана труда
  • ПБ – пожарная безопасность
  • ПТМ – пожарно-технический минимум
  • РТН – Ростехнадзор – орган государственного энергетического надзора

Код категории персонала/ вида работ

Допущен в качестве

Допущен к работам

Примечание

По виду работ (для справки)

Возможные должности

Периодичность проверки

РР.1

по организации эксплуатации и проведению работ на теплоэнергоустановках

Если назначается в качестве ответственного лица

Главный инженер, вице-президент, технический директор, заместитель директора и т.п.

РР.2

по организации эксплуатации теплоэнергоустановок

Если не назначается в качестве ответственного лица;

нельзя назначить лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ

РСП.1

руководителя структурного подразделения

по организации эксплуатации теплоэнергоустановок

Начальник цеха, начальник службы охраны труда, их заместители

РСП.2

руководителя структурного подразделения

по контролю за эксплуатацией теплоэнергоустановок

Для начальника отдела охраны труда

УП.1

по организации эксплуатации и проведению работ на теплоэнергоустановках

Если назначается в качестве ответственного лица

Главный энергетик/ механик/ технолог/ сварщик и т.п.

УП.2

по организации эксплуатации теплоэнергоустановок

Если не назначается в качестве ответственного лица;

нельзя назначить лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ

Сп.1

по организации эксплуатации и проведению работ на теплоэнергоустановках

Если назначается в качестве ответственного лица

Работник службы охраны труда, ИТР (не является начальником), прораб, бригадир ремонтников/ наладчиков

Сп.2

по организации эксплуатации теплоэнергоустановок

Если не назначается в качестве ответственного лица;

нельзя назначить лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ

Сп.3

по контролю за эксплуатацией теплоэнергоустановок

Для инженера по охране труда

ОП

по эксплуатации теплоэнергоустановок

Нельзя назначить ответственным лицом

Обслуживающий персонал смены. Обходчик, оператор, диспетчер (не ИТР)

ОР

по ремонту, наладке и организации эксплуатации теплоэнергоустановок

Нельзя назначить ответственным лицом

Начальник смены на теплостанции/ в теплосети/ в котельной и т.п.

РП

по ремонту и наладке теплоэнергоустановок

Нельзя назначить ответственным лицом

Ремонтник, наладчик, монтажник (не ИТР)

ОРП

По эксплуатации, ремонту и наладке теплоэнергоустановок

Нельзя назначить ответственным лицом

Дежурный ремонтник/ наладчик/ монтажник (не ИТР)

Эксплуатация - Период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

И про ответственность:

2.1.4. При несоблюдении настоящих Правил, вызвавших нарушения в работе тепловой энергоустановки или тепловой сети, пожар или несчастный случай, персональную ответственность несут:

173. В каком случае оборудование, находящееся в оперативном управлении или оперативном ведении вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала может быть выведено из работы без разрешения данного персонала?

1) При нарушении режима работы

2) При повреждении оборудования

3) Только в случае явной опасности для людей и оборудования

174. Как должен поступить оперативно-диспетчерский персонал в случае если получено ошибочное распоряжение вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала?

1) Выполнить данное распоряжение, но обязательно сделать запись в оперативном журнале

2) Доложить об ошибке лицу, давшему такое распоряжение, в случае подтверждения задания выполнить его и сделать запись в оперативном журнале

3) Не выполнять данное распоряжение ни в коем случае

4) Выполнить данное распоряжение беспрекословно

175. Кем утверждается перечень сложных переключений в тепловых схемах котельных и тепловых сетей?

1) Техническим руководителем организации

2) Лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок

3) Специалистом, ответственным за выполнение переключений

4) Руководителем организации

176. С какой периодичностью пересматриваются типовые программы выполнения переключений?

1) Не реже одного раза в год

2) Не реже одного раза в три года, а также после ввода, реконструкции или демонтажа оборудования, с учетом изменения технологических схем и схем технологических защит и автоматики

3) Не реже одного раза в пять лет с учетом возникших изменений

4) По требованию контролирующих органов

Тема 10. Организационные мероприятия при выполнении отдельных работ при эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей

177. Какие мероприятия из перечисленных относятся к организационным, обеспечивающим безопасность работ при ремонте оборудования?

1) Оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущего ремонта

2) Допуск к работе и надзор во время работы

3) Оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы

4) Оформление работ нарядом или распоряжением, допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы

178. Какой документ регламентирует проведение работ на оборудовании тепловых энергоустановок и тепловых сетей?

1) Только наряд-допуск

2) Только распоряжение

3) Перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации

4) Письменный наряд или устное распоряжение

179. Кому принадлежит право выдачи нарядов для работы на тепловых энергоустановках?

1) Специалистам цеха (участка), в ведении которых находится оборудование, прошедшим проверку знаний, допущенным к самостоятельной работе и включенным в список работников, имеющих право выдачи нарядов

2) Только ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок

3) Техническому руководителю организации, ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителям

180. На какой срок выдается распоряжение на производство работ?

1) Не более 5 календарных дней со дня начала работы

2) Не более 10 календарных дней со дня начала работы

3) Распоряжение носит разовый характер, срок его действия определяется продолжительностью рабочего дня исполнителей

4) Не более 20 календарных дней со дня начала работы

5) На все время проведения работ

181. Какие требования предъявляются к оформлению нарядов?

1) Наряд на работу выписывается в двух экземплярах. В обоих экземплярах записи должны быть четкими и ясными. Исправления и перечеркивания написанного текста запрещаются

2) Наряд на работу выписывается минимум в трех экземплярах только в печатном виде. Исправления и перечеркивания написанного текста запрещается

3) Наряд на работу выписывается минимум в трех экземплярах только в печатном виде. Исправления и перечеркивания написанного текста запрещается

4) Наряд на работу выписывается в двух экземплярах. В обоих экземплярах записи должны быть четкими и ясными. Исправления и перечеркивания написанного текста разрешаются только за подписью лица, выдавшего наряд

182. Какое минимальное допустимое количество членов бригады и какое минимальное допустимое количество учеников может быть включено в состав бригады?

1) При работе по наряду бригада должна состоять не меньше чем из 2 чел., включая производителя работ, который в строках наряда "с членами бригады" не указывается. Допускается включение в состав бригады на каждого основного ее члена по одному практиканту или ученику, или вновь принятому рабочему, проходящему практическое обучение, без проверки у них знаний требований правил безопасности

2) При работе по наряду бригада должна состоять не меньше чем из 3 чел., включая производителя работ, который в строках наряда "с членами бригады" не указывается. Допускается включение в состав бригады по одному практиканту или ученику, или вновь принятому рабочему, проходящему практическое обучение, без проверки у них знаний правил техники безопасности

3) При работе по наряду бригада должна состоять не меньше чем из 4 чел., включая производителя работ, который в строках наряда "с членами бригады" не указывается. Допускается включение в состав бригады не более двух практикантов или учеников, или вновь принятых рабочих, проходящих практическое обучение, без проверки у них знаний правил техники безопасности

183. Кто должен проверять подготовку рабочих мест при допуске бригады к работе по наряду?

1) Руководитель работ и производитель работ совместно с допускающим

2) Выдающий наряд, руководитель работ и производитель работ

3) Руководитель работ, производитель работ и дежурный

4) Руководитель работ, производитель работ и наблюдающий

184. Как оформляются изменения в составе бригады?

1) Изменение в составе бригады оформляет в обоих экземплярах наряда руководитель работ

2) Изменения в составе бригады не допускаются

3) Изменение в составе бригады оформляет в обоих экземплярах наряда выдающий наряд

4) Если заменен только один член бригады, то изменения в наряд не вносятся, если два и более то изменения оформляются в установленном порядке

185. Каким образом оформляется перерыв в работе в течение рабочего дня?

1) При перерыве в работе в течение рабочего дня (на обед, по условиям производства работ) бригада удаляется с рабочего места и наряд закрывается. Допуск бригады после такого перерыва осуществляет производитель работ единолично с обязательным оформлением нового наряда

2) При перерыве в работе в течение рабочего дня (на обед, по условиям производства работ) бригада удаляется с рабочего места и наряд остается у производителя работ. Допуск бригады после такого перерыва осуществляет производитель работ единолично без оформления в наряде

3) При проведении работ по наряду перерывов в работе быть не должно, члены бригад могут покидать рабочее место только по очереди, с обязательным занесением времени ухода и прихода в наряд

186. В течение какого срока должны храниться закрытые наряды?

1) Не более месяца

2) В течение 30 дней, кроме нарядов на проведение газоопасных работ

3) Срок хранения нарядов устанавливается в каждой организации отдельно

4) Срок хранения нарядов должен быть не менее 5 лет

187. В течение какого срока должны храниться закрытые наряды на проведение газоопасных работ?

1) Не более месяца

2) Не более 30 дней

3) Срок хранения нарядов устанавливается в каждой организации отдельно

4) Срок хранения нарядов 1 год со дня их выдачи

188. Какие данные не указываются на табличке насосов, применяемых для питания котлов водой?

1) Наименование завода-изготовителя

2) Наименование проектной организации

3) Год изготовления и заводской номер

4) Номинальная производительность при номинальной температуре воды

189. В каком случае при принудительной циркуляции воды в системе отопления допускается не устанавливать резервный насос

1) Если в одной группе не менее двух сетевых рабочих насосов

2) Если в одной группе не менее трех сетевых рабочих насосов

3) Если в одной группе не менее четырех сетевых рабочих насосов

4) Резервный насос устанавливается при любом количестве рабочих насосов

190. В каком случае для подпитки водогрейных котлов допускается применять один ручной насос?

1) Если их рабочее давление не более 1,5 МПа (15 кгс/см2) и общая поверхность нагрева не более 100 м2

2) Если их рабочее давление не более 1,0 МПа (10 кгс/см2) и общая поверхность нагрева не более 50 м2

3) Если их рабочее давление не более 0,4 МПа (4 кгс/см2) и общая поверхность нагрева не более 75 м2

4) Если их рабочее давление не более 0,4 МПа (4 кгс/см2) и общая поверхность нагрева не более 50 м2

Вывод энергообъектов из эксплуатации

Как указано в части 1 статьи 21 ФЗ № 190, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей обязаны согласовать с органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – ОМСУ) и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями тепловой энергии вывод указанных объектов из эксплуатации.

  1. Следует ли уведомлять ОМСУ и потребителей тепловой энергии и получать их согласование на вывод объектов из эксплуатации, если вывод объектов предусмотрен в схеме теплоснабжения?
  2. В какой временной промежуток можно вывести объекты из эксплуатации после наступления предусмотренного в схеме теплоснабжения или согласованного с ОМСУ срока?
  3. В какие сроки следует выводить объекты из эксплуатации, если их вывод был в свое время приостановлен по требованию ОМСУ?

К сожалению, правоприменительная практика в этой части на сегодня не сформирована, поэтому важно проанализировать законодательство и все же попытаться найти ответы на поставленные вопросы*.

1. Оценка необходимости уведомления ОМСУ и потребителей тепла, а также получения их согласия на вывод теплоисточника или тепловой сети из эксплуатации в случае, если вывод предусмотрен схемой теплоснабжения

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации ОМСУ о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 ФЗ № 190).

В пункте 15 Правил 889 уточняется, что в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа, то их вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.

На наш взгляд из анализа данных норм следует, что если вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации предусмотрен схемой теплоснабжения, то вывести эти объекты можно в сроки, установленные в схеме теплоснабжения. При этом уведомлять ОМСУ и потребителей тепловой энергии и (или) получать их согласование на вывод источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации не обязательно.

Но учитывая отсутствие на сегодня сформированной судебной практики, нельзя исключать и альтернативные подходы правоприменителя к оценке данных норм. Поэтому не исключен риск признания незаконными действий по выводу источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации, произведенных без предварительного согласования с ОМСУ и потребителями, безотносительно к тому предусмотрен ли вывод объектов в схеме теплоснабжения или нет. Вероятность реализации такого риска оцениваем как среднюю.

Вывод теплоисточника или сети из эксплуатации можно в данном случае произвести, не дожидаясь официального согласования (или ответа) от ОМСУ и потребителей. Но если возможность предварительного согласования имеется, то его все же лучше произвести. Это снимет все вопросы.

2. Определение возможного срока вывода источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации после наступления срока, предусмотренного схемой теплоснабжения, или срока, согласованного с ОМСУ и потребителями

В Правилах 889 указано, что:

  • в случае, если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловой сети предусмотрен схемой теплоснабжения, то их вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения (п. 15);
  • вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловой сети осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от ОМСУ. В случае если в течение 30 дней с момента поступления уведомления о выводе объекта из эксплуатации от ОМСУ не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении (п. 22).

С учетом указанных норм оптимальным с правовой точки зрения нам видится вывод объектов из эксплуатации в конкретный срок, установленный в схеме теплоснабжения или указанный в уведомлении, адресованном ОМСУ и потребителям.

В то же время Правила прямо не запрещают произвести вывод объектов из эксплуатации с любой даты в течение неопределенного срока, который начинает течь с установленной в схеме теплоснабжения или согласованной с ОМСУ и потребителем даты вывода. Кроме того, схема теплоснабжения может в принципе не содержать указание на конкретную дату вывода объекта из эксплуатации. Отсюда можно заключить, что в связи с отсутствием прямого запрета вывод из эксплуатации объектов в течение неопределенного срока является допустимым.

3. Определение допустимого срока вывода источника тепловой энергии или тепловой сети из эксплуатации по истечении периода приостановления их вывода по требованию ОМСУ

ОМСУ, в который направлено уведомление о выводе объектов из эксплуатации, вправе потребовать от их владельцев приостановить вывод объектов из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а владельцы объектов обязаны выполнить данное требование (часть 5 статьи 21 ФЗ № 190, пункт 18 Правил 889).

При этом закон прямо не предусматривает необходимость повторного обращения в ОМСУ с уведомлением о выводе (или за согласованием вывода) объектов из эксплуатации по истечении срока приостановления. Поэтому полагаем, что вывод из эксплуатации в этом случае можно произвести в конкретную дату (или же после ее наступления) истечения срока приостановления вывода.

Но учитывая, что в законе данный момент прямо не урегулирован, мы все же считаем целесообразным дополнительно уведомить ОМСУ о предполагаемом сроке вывода объектов из эксплуатации.

* Данное исследование не касается порядка вывода объектов из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения, который урегулирован главой IV Правил 889.

Читайте также: