Какое направление психологии заявило себя как третья сила в психологии

Обновлено: 25.06.2024


  • Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

  • В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму

  • В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

  • Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности. Прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

  • Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

  • Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

  • Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

  • Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

  • Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

Потребность в самоактуализации – это потребность актуализации в жизни человека всех заложенных в его природе потенциальных способностей и возможностей, ее успешная реализация – осуществление в жизни человека своего предназначения.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно, а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается также в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века - Карла Роджерса (1902—1987).

Пример: Семя любого растения, изначально содержащее потенциал его последующего роста и развития. Попав в надлежащие условия, оно начнет расти и развиваться, реализуя свой потенциал. Полив, подкормка, температура, освещение – растение начинает становиться тем, чем оно должно стать по своей природе.

Самоактуалиазация по Роджерсу оРоджерсуР – это актуализация врожденного человеку стремления к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе в возможности. Стремление к личностному росту и развитию, присущее природе человека в виде потенциальной возможности при определенных условиях может реализоваться актуально. Если человеку создать надлежащие условия, его личность, подобно растению, будет расти и развиваться в соответствии с тем, какой она должна стать по своей природе. Человек таким образом будет становиться полноценно функционирующим.

По Роджерсу, человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Аномальная личность по Роджерсу – не самоактуализирующаяся личность (процесс самоактуализации заблокирован, существует потенциально, только в возможности).

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.


  • Экзистенциальный анализЛюдвига Бинсвангера.

  • Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса..

  • Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.

  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

  • Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:


  • Мир вокруг - материальный - "биологический" и "физический" мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек "заброшен" фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

  • С миром - мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.

  • Свой мир - мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир "для меня".

В экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

В экзистенциальной психологии самое главное – мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом.

Еще одна важная составляющая экзистенциальной психологии – работа с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование – неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека играет скука.

В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться, если сохраняется смысл жизни.

Многообразие форм человеческого бытия, по Франклу можно уподобить целостной объемной геометрической фигуре, которая представлена на чертеже в трех проекциях в трех ортогональных измерениях


  • Биологическое - характеризует жизнь человека как живого организма, является предметом исследования двух наук – биологии и психологии;

  • Социальное - характеризует его жизнь в обществе и изучается социологией;

  • Духовное включает 3 экзистенциала:

  1. духовность;

  2. свобода;

  3. ответственность.

Упрямство человеческого духа. Человек способен противостоять собственной естественной заданности. Заняв определенную позицию по отношению к своей жизни, и поступая в соответствии с ней вопреки давлению со стороны социальных обстоятельств, наследственности, влечений и др. естественных детерминант собственной жизни. Преодоление собственной обусловленности. Выход человека как духовного существа за пределы телесности.

Ответственность:

Духовное бытие всегда осмысленно. Ответственность человека – нахождение и установление им самим для себя смысла своей жизни – в целом и в любой конкретной ситуации. Смысл существованию придают ценности, которые человек должен сам найти в своей жизни. Тогда его позитивная свобода есть свобода выбора ценностей, определяющих выбор смысла жизни.

Специфика духовного бытия – всегда осмысленное существование; человек за него ответствен; основа – свободное самоопределение в ценностях собственной жизни

***Аномальная личность (по Франклу): ее жизненная позиция как фаталистическая. Человек относится к себе, как существу, естественно заданному, не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях собственного существования. как активного участника собственной жизни. В результате человек позволяет различным природным, психологическим и социальным факторам определять свой жизненный путь (жертва обстоятельств). Следствия фаталистической позиции – нарушения психики и поведения; состояние экзистенциального вакуума. Нормальная личность: ее позиция ориентирована на духовное бытие. Осознание своей ответственности за осмысленность собственного существования. Реализуя самостоятельно найденные смыслы в своей жизни, нормальная личность становится активным участником формирования собственной судьбы

Гуманистические теоретики подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего собственного поведения и жизненного опыта. Человек — это мыслящее существо, которое свободно принимает решения и выбирает свои действия. Таким образом, гуманистическая психология предполагает ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов.

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В его рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и несводимая система, которая находится или может находиться в процессе постоянного формирования. Человек несет ответственность за использование возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Психология человека уделяет особое внимание вопросу о природных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, как таковые, не ограничивают свободный ценностный выбор и направление личности.

Метакогниции и метапотребности (пиковые ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. Обширный эмпирический материал доказал, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь ей выбрать такой путь развития, при котором эти ценности и потребности могут быть сформированы и реализованы. Особое значение и уникальность имеет экзистенциальный (жизненный и смысловой) опыт каждого человека.

Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных положений для понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.

Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
  • Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принимать субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
  • Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея целостности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (как и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
  • Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.

Каждый опыт в жизни человека, даже если он оценивается им как негативный, является полезным, значимым опытом, уже содержащимся во внутренней жизни личности, достойным уважения и признания — хотя бы как урок, который, возможно, дорого нам обошелся, но который защищает нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый отдельный человек уникален, отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик) (см. учебник 4.2).

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяют два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, причем характер этих связей носит исторический, а не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, предметы и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, начинают вызывать интерес к себе и приобретают собственную мотивационную силу.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую интерпретацию потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща человеческой природе и проявляется как биологически обусловленный атрибут. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями, присущими обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если окажется, что все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план.

В более поздних работах позиция о порядке удовлетворения потребностей была пересмотрена и дополнена следующим положением: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и добиваться успеха, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Важным постулатом теории К. Роджерса (1902-1987) является представление о том, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, но включает в себя все, что человек (организм) чувствует, независимо от того, осознанно это чувство или нет. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко облекаются в образы, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку. Полное и непосредственное знание и понимание мира опыта возможно лишь потенциально.

Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему через опыт и восприятие. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на абсолютную реальность, а на свое собственное восприятие этой реальности. Эта позиция является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Она раскрывается в следующих трех принципах:

1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;

2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения

3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.
В психологическом смысле реальность — это личный перцептивный мир человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта роджерсианская позиция противопоставляется функционализму, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В первую очередь, этот тип терапии поощряет самосознание и внимательность, которые помогают клиенту изменить свое состояние ума и поведение с одного набора реакций на более здоровое с более продуктивным самосознанием и продуманными действиями. По сути, этот подход позволяет объединить внимательность и поведенческую терапию с позитивной социальной поддержкой.

Его основные профессиональные организации в США - это Ассоциация гуманистической психологии и Общество гуманистической психологии (32-е отделение Американской психологической ассоциации ). В Великобритании существует Ассоциация практиков гуманистической психологии Великобритании.

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальное происхождение

Line drawing of Carl Rogers

В то время как истоки гуманистической психологии восходят к началу 1960-х годов, истоки гуманизма восходят к классическим цивилизациям Китая, Греции и Рима, ценности которых были обновлены в эпоху европейского Возрождения. [9] Современный гуманистический подход уходит корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль [10] (см. Кьеркегора , Ницше , Хайдеггера , Мерло-Понти и Сартра ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма , поскольку каждая из них разделяет схожие опасения по поводу природы человеческого существования и сознания. [4] Для получения дополнительной информации о влиятельных фигурах в персонализме см .: Эммануэль Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Ружмон , Жак Маритен , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла .

В конце 1930-х годов психологи, интересовавшиеся исключительно человеческими проблемами, такими как личность , самоактуализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , бытие , становление , индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого Существование - включая Абрахама Маслоу , Карла Роджерса и Кларка Мустакаса , которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на этих характеристиках человеческого капитала, востребованных постиндустриальным обществом .

Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бугенталом в 1964 году [14] и адаптированной Томом Гринингом [15], психологом и давним редактором Journal of Humanistic Psychology. . [16] Пять основных принципов гуманистической психологии:

  1. Человеческие существа, как люди, заменяют собой сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
  2. Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа осознают и осознают, что осознают, т. Е. Они сознательны. Человеческое сознание всегда включает осознание себя в контексте других людей.
  4. Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
  5. Люди преднамеренны, нацелены на достижение целей, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творческий потенциал.

В то время как гуманистическая психология является особым подразделением Американской психологической ассоциации (подраздел 32) [17], гуманистическая психология - это не столько дисциплина внутри психологии, сколько точка зрения на состояние человека, которая используется в психологических исследованиях и практике.

Практическое происхождение

Вторая мировая война создала практическое давление на военных психологов, у них было больше пациентов, которых нужно было видеть и о которых нужно было заботиться, чем позволяли время или ресурсы. Истоки групповой терапии здесь. [18] прогрессия Эрика Берн книги показывают этот переход из того , что мы могли бы назвать прагматичную психологию Второй мировой войны в его поздние инновации, транзакционный анализ , [19] один из самых влиятельных форм гуманистической народной психологии поздних 1960-1970. Несмотря на то, что транзакционный анализ считался уникальной методологией, после смерти Берна он подвергся сомнению.

Психологи- гуманисты обычно не верят, что мы сможем понять человеческое сознание и поведение с помощью основных научных исследований. [20] Психологи-гуманисты возражают против традиционных методов исследования, поскольку они заимствованы из физических наук и подходят для них [21] и не особенно подходят для изучения сложностей и нюансов человеческого смыслообразования . [22] [23] [24]

Однако гуманистическая психология с самого начала занимается научными исследованиями человеческого поведения. Например:

С точки зрения гуманитарной науки не противопоставляются количественные методы, но, следуя Эдмунду Гуссерлю :

  1. выступает за то, чтобы методы были основаны на предмете изучения и не принимали некритически методы естествознания, [31] и
  2. выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественному подходу (например, жизненный опыт горя), а количественные методы в основном подходят, когда что-то можно подсчитать, не нивелируя явления (например, продолжительность плача).

Исследования остались частью повестки дня гуманистической психологии , хотя и с более целостной, чем редукционистской направленностью. Конкретные гуманистические методы исследования сформировались в течение десятилетий после формирования движения гуманистической психологии. [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]

В ноябре 1964 года ключевые фигуры движения собрались в Олд Сэйбрук (Коннектикут) на первую пригласительную конференцию по гуманистической психологии . [42] [43] [4] [44] Встреча была проведена в сотрудничестве между Ассоциацией гуманистической психологии (AHP), которая спонсировала конференцию, Фондом Хазена, предоставившим финансирование, и Уэслианским университетом , который принимал встречу. . Помимо основоположников гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Бугенталь и Карл Роджерс, на встрече присутствовали несколько академических профилей гуманистических дисциплин, в том числе: Гордон Олпорт , Джордж Келли, Кларк Мустакас , Гарднер Мерфи , Генри Мюррей , Роберт Уайт, Шарлотта Бюлер , Флойд Матсон, Жак Барзун и Рене Дюбо . [42] [4] Роберт Кнапп был председателем [4], а Генри Мюррей выступил с программной речью. [44]

Среди намерений участников было сформулировать новое видение психологии, которое, по их мнению, учитывало бы более полный образ человека, чем образ, представленный текущими тенденциями бихевиоризма и фрейдистской психологии . [42] Согласно Aanstoos, Serlin & Greening [4] участники не согласились с позитивистской тенденцией в господствующей психологии того времени. Конференция была описана как историческое событие, которое имело важное значение для академического статуса гуманистической психологии [43] и ее будущих устремлений. [44]

Pyramid diagram illustrating Maslow

Целью гуманистической терапии обычно является помощь клиенту в развитии более сильного и здорового самосознания, что также называется самоактуализацией . [4] [47] Гуманистическая терапия пытается научить клиентов, что у них есть потенциал для самореализации. Этот тип терапии основан на инсайтах, что означает, что терапевт пытается дать клиенту понимание его внутренних конфликтов. [48]

Подходы

Гуманистическая психология включает несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития Абрахама Маслоу , подчеркивающую иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальной психологии Ролло мая признания человеческого выбора и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-центрированный или клиент-центрированная терапия на Карла Роджерса , который сосредоточен на способности клиента для самостоятельного направления и понимания его или ее собственного развития. [47] Клиентоцентрированная терапия не является директивной; терапевт слушает клиента без осуждения, позволяя клиенту прийти к пониманию самостоятельно. [48] Терапевт должен убедиться, что все чувства клиента принимаются во внимание и что терапевт твердо понимает проблемы клиента, обеспечивая при этом атмосферу принятия и тепла. [5] Ориентированный на клиента терапевт активно выслушивает во время сеансов терапии. [48]

Терапевт не может быть полностью недирективным; тем не менее, окружающая среда без осуждения и принятия, обеспечивающая безусловное позитивное отношение, будет поощрять чувство принятия и признательности. [48]

Экзистенциальная психотерапия , приложение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию , которая подчеркивает идею о том, что люди имеют свободу осмысливать свою жизнь. Они свободны определять себя и делать все, что они хотят. Это вид гуманистической терапии, которая заставляет клиента исследовать смысл своей жизни, а также ее цель. Существует конфликт между свободой и ограничениями. Примеры ограничений включают генетику, культуру и многие другие факторы. Экзистенциальная терапия включает в себя попытку разрешить этот конфликт. [5]

Другой подход к гуманистическому консультированию и терапии - это гештальт-терапия , которая делает акцент на настоящем моменте, особенно как на возможности отвести взгляд от любых предвзятых представлений и сосредоточиться на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в гештальт-терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были бы разделены в других обстоятельствах. В гештальт-терапии невербальные сигналы являются важным показателем того, как на самом деле может чувствовать клиент, несмотря на выражаемые чувства.

Кроме того, часть спектра гуманистической психотерапии понятие из глубины терапии , целостного здоровья , групп встреч , обучения чувствительности , брачной и семейной терапия , работы тела , в экзистенциальной психотерапии от Медард Boss , [4] и позитивная психологии . [49]

Совсем недавно милосердная связь, ребрендинг ненасильственных связи с Маршаллом Розенберга , кажется, передний краем инноваций в этой области , потому что это один из очень немногих психологий как с простым и ясной моделью человеческой психики и простой и четкой методологией, подходит для любых двух человек, которые впервые в своей области могут обратиться и разрешить межличностный конфликт без вмешательства специалиста. [ необходима цитата ]

Гуманистическая теория Джорджа Келли основана на фундаментальном постулате, согласно которому человек действует, предвосхищая будущие события. Утверждение, что действия человека основаны на ожидании возможных событий и интерпретации прошлых обстоятельств. [50]

Сочувствие и самопомощь

Сочувствие - одна из важнейших черт гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты могут быть вынуждены применять внешнюю систему отсчета, в которой терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Безусловное позитивное отношение, включенное в сочувствие, является одним из ключевых элементов гуманистической психологии. Безусловное положительное отношение - это забота, которую терапевт должен оказывать клиенту. Это гарантирует, что терапевт не станет авторитетной фигурой в отношениях, позволяющей более открытый поток информации, а также более добрые отношения между ними. Терапевт, практикующий гуманистическую терапию, должен продемонстрировать готовность выслушать и обеспечить комфорт пациента, когда можно разделить искренние чувства, но не навязывать их кому-либо. [5] Маршалл Розенберг , один из учеников Карла Роджерса, подчеркивает эмпатию в отношениях в своей концепции ненасильственного общения .

Идеальное Я

Непатологический

Гуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологизирующий взгляд на человека. [47] Обычно это означает, что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых. Гуманистическая психология пытается быть наукой о человеческом опыте, сосредотачиваясь на реальном жизненном опыте людей. [4] Таким образом, ключевым ингредиентом является фактическая встреча терапевта и клиента и возможность диалога между ними. Роль терапевта - создать среду, в которой клиент может свободно выражать любые мысли или чувства; он не предлагает темы для разговора и никоим образом не ведет разговор. Терапевт также не анализирует и не интерпретирует поведение клиента или какую-либо информацию, которой он делится. Роль терапевта - проявлять сочувствие и внимательно слушать клиента. [5]

Социальные перемены

В 1989 году Морин О'Хара, работавшая как с Карлом Роджерсом, так и с Пауло Фрейре , указала на сближение этих двух мыслителей. По словам О'Хара, оба сосредоточены на развитии критического осознания ситуаций, которые угнетают и бесчеловечны. [73] На протяжении 1980-х и 1990-х годов президент Института ноэтических наук Уиллис Харман утверждал, что значительные социальные изменения не могут произойти без значительных изменений сознания. [74] В 21 веке гуманистические психологи, такие как Эдмунд Борн , [75] Джоанна Мэйси , [76] и Маршалл Розенберг [77], продолжали применять психологические идеи к социальным и политическим вопросам.

Помимо использования в размышлениях о социальных изменениях, гуманистическая психология считается основным теоретическим и методологическим источником гуманистической социальной работы. [78] [79]

Социальная работа

Кроме того , представление и подход к клиенту (как человеческие существа ) и социальной проблема (как человеческий вопрос) в социальной работе сделано из гуманистической позиции психологии. По словам Петру Стефароя, способ реализации гуманистического представления и подхода к клиенту и его личности является, по сути, теоретико-аксиологической и методологической основой гуманистической социальной работы. [82]

При постановке целей и интервенционной деятельности для решения социальных / человеческих проблем преобладают критические термины и категории гуманистической психологии и психотерапии, такие как: самоактуализация , человеческий потенциал, целостный подход, человек , свобода воли , субъективность. , человеческий опыт, самоопределение / развитие, духовность, творчество, позитивное мышление , ориентированный на клиента и контекстно-ориентированный подход / вмешательство , сочувствие , личностный рост , расширение прав и возможностей . [83]

Творчество в корпорациях

Концепции гуманистической психологии были приняты в образовании и социальной работе , достигнув пика в 1970-1980-х годах в Северной Америке. Однако, как и в случае со всей теорией языка , практика обучения в большинстве учебных заведений была слишком поверхностной. Хотя гуманистическая психология подняла планку понимания и понимания человека в целом, в профессиональном плане она в основном практикуется сегодня отдельными лицензированными консультантами и терапевтами. За пределами этих областей гуманистическая психология обеспечивает основу практически для всех методов энергетической медицины ; но в этой области пока еще мало согласованности, чтобы ее можно было легко обсуждать.


8 чел. помогло.

54. Основные принципы гуманистической психологии, как третьей силы в психологии.

Гуманистическая психология разрабатывалась в начале 60-х годов как альтернатива психоанализу и бехивеоризму. Маслоу называл свой подход психологией третьей силы. Гуманистическая психология базируется на экзистенциальной философии (Ясперс, Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр).

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым (люди бы не страдали бы от отчаяния, тревоги, скуки, вины и др. неприятных чувств).

Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

Концепция становления – человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Как свободное существо, человек ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Поиск идеального существования требует чего-то большего, чем удовлетворения биологических потребностей, сексуальных и агрессивных побуждений. Те, кто отказывается сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим способом выявить свои способности, кто видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества – живут неподлинной жизнью.

Путь становления труден, но человек должен принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, они пришли в этот мир и ответственны за собственную жизнь.

Единственная реальность известная кому-либо, это реальность субъективная или личная, но не объективная. Подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в понимании и изучении человечества.

Каждого человека надо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Человеческий организм ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и если что-то случается, то это влияет на весь организм.

Признаются глубокие различия между поведением человека и животных. Изучение животных неприменимо для понимания человека, т.к. при этом игнорируются характеристики, которые присущи только человеку.

Природа человека в сущности хороша, или по крайней мере нейтральна. Разрушительные силы по Маслоу являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей, а не каким-то врожденным пороком. От природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и самосовершенствования.

Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая является наиболее универсальной характеристикой людей, которых изучал или наблюдал Маслоу. Творчество – черта, которая присуща всем людям от рождения.

Мы не можем понимать психическое заболевание, пока не поймем его психическое здоровье. Надо изучать самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для универсальной науки.

Иерархия потребностей по Маслоу:

- защиты и безопасности

- принадлежности и любви

- самоактуализации и личностного совершенствования.
^

56. Интеракционистская ориентация (И.О.): происхождение и современные подходы

2. Символический интеракционизм


  • Блумер. Для успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого.

  • Личность не может формироваться вне общества

  • Поведение человека определяется тремя переменными: структура личности, ролью и референтной группой.

Личность воспринимается как активное, творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия. Наличие импульсивного Я в личности предполагает вариации в шаблонах ролевого поведения и их изменения. Причина изменений в обществе – в личности.

Критика все социальные отношения сводятся к социально-психологическим, межличностным.

Чикагская (Блумер) и Айовская (Кун) школа символического интеракционизма

Критика: сведение к межличностным, неопределенность понятий, игнорирование эмоций

^ 2. Ролевые теории

Привлекают много исследователей: большие возможности, особый подход к исследованию личности. 2 типа теорий: структуралистские (социологическая позиция) и интеракционистская (соц-псих теория Мида).

Линтон. (социальный антрополог) статус – место, которое занимает индивид в общественной системе, роль – внешнее поведение – динамический аспект статуса.

Отечественные теории: роль – понимание роли как социальной функции, неразрывного единства определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанного в данном обществе. Социологический подход имеет отношение к ее безличной, содержательной, нормативной стороне. Соц-псих подход – исследование субъективных факторов.

Дойч и Краус выделяют следующие аспекты роли: 1. Роль как существующая в обществе система ожиданий, 2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида. 3 Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида.

Критика: не учитывается общественная деятельность, нет различия между социальной и межличностной ролью.

Классификация: Сарбин, Аллен: формальные и неформальные роли, Шибутани: конвенциональные (в обществе есть сложившееся мнение) и межличностные. Тибо и Келли: предписанные и достигнутые. Линтон : активные и латентные. Сарбин и Аллен классификация по степени интенсивности исполнения от нулевой (не выполняет свою роль), до 7 – (абсолютная вера).

Исследование эмпатии и способность входить в роль другого. Тернер : эмпатия играет положительную роль, когда индивиды добиваются общей цели.

Аспекты роли: 1) знание роли (когнитивный), 2) значимость роли (эмоциональный), 3) умение выполнять роль (поведенч.) 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение.

^ Ролевые конфликты : Индивид имеющий определенный статус сталкивается с несовместимыми ожиданиями, не в сосоянии выполнить предъявляемые ролью требования. Острота конфликта зависит от: степени различия между ролями по предъявляемым требованиям., степени строгости предъявляемых требований. Конфликты: межролевые (индивид выполняет слишком много ролей по требованиям или физическим возможностям, Гуд – надо освободится от ряда ролей (выявить значимость ролей, оенить санкции, реакция окружающих на отказ). Пример – маргинальная личность. Внутриролевые противоречивые требования , предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Ньюком – нами выполняется множество ролей. Конфликты не часты, поскольку несовместимые роли часто выполняются в разное время и на разных условиях.

Гроос, Мейсон, МакИчерн. 3 группы факторов по устранению конфликтов: субъективное отношение к роли исполнителя, санкции, которые могут быть применены за неисполнение, тип ориентации (на моральные ценности - отношение или прагматическая ориентация - санкции).

^ 3. Теории референтной группы (Р.г.)

р.г. – группа, к которой индивид себя относит психологически, ориентируясь на ее ценност и и нормы. Данная группа – стандарт, система отсчета для оценки себя и других. Хайман, Шериф, Келли, Мертон.Тремин введен в 40-е Хайман в исследовании об имущестенном статусе и его сравнение со статусом других людей.. Ньюком – студентки Беннингстонского колледжа: консервативные семьи и либеральное колледжское окружение. Позитивные р.г. (стремление быть принятым), отрицательные (выступить против нее).

Шериф и Мертон: нормы р.г. превращаются в социальные установки индивидов, в систему отсчета для самооценки и оценки явлений общественной жизни, для формирования своей картины мира. Различие между группой членства и референтной группой. Мертон (исследование американских солдат воевавших в Европе 2 МВ. Те кто сравнивал себя с сражавшимися на фронте – позитивная оценка, с теми кто не был на фронте – негативная оценка себя. Шибутани. У каждого столько референтных групп сколько каналов коммуникации у него существует, причем сила их воздействия различна.

Келли. 2 функции референтных групп: нормативная (установление стандартов поведения и заставлять индивида следовать им) и сравнительно-оценочная (р.г. этапом по отношению к которому индивид сравнивает себя и других. Иногда 3 функция: побудительная – побуждает индивида стать членом референтной группы.

Мертон: когда группа членства не будет являться р.г. 1) группа не обеспечивает достаточный престиж.2) чем более изолирован индивид в группе 3) чем больше социальная мобильность в обществе. 4) личностные характеристики.

Критика: Абсолютизация субъективных факторов и отрыв от объективных.

Дискуссии о границах И.О. Надо ли включать этнометодологию Гарфинкеля Г. Исследование повседневного поведения людей в обычных ситуациях. 1) как организуется и совершается практическое взаимодействие людей. 2) как эти действия интерпретируются в процессе общения. Кризисные эксперименты для выяснения повседневных правил: попытаться выявить правила путем их нарушения. Анализ разговорного языка.

В первую очередь, этот тип терапии поощряет самосознание и внимательность, которые помогают клиенту изменить свое состояние ума и поведение с одного набора реакций на более здоровое с более продуктивным самосознанием и продуманными действиями. По сути, этот подход позволяет объединить внимательность и поведенческую терапию с позитивной социальной поддержкой.

Его основные профессиональные организации в США - это Ассоциация гуманистической психологии и Общество гуманистической психологии (32-е отделение Американской психологической ассоциации ). В Великобритании существует Ассоциация практиков гуманистической психологии Великобритании.

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальное происхождение

Line drawing of Carl Rogers

В то время как истоки гуманистической психологии восходят к началу 1960-х годов, истоки гуманизма восходят к классическим цивилизациям Китая, Греции и Рима, ценности которых были обновлены в эпоху европейского Возрождения. [9] Современный гуманистический подход уходит корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль [10] (см. Кьеркегора , Ницше , Хайдеггера , Мерло-Понти и Сартра ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма , поскольку каждая из них разделяет схожие опасения по поводу природы человеческого существования и сознания. [4] Для получения дополнительной информации о влиятельных фигурах в персонализме см .: Эммануэль Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Ружмон , Жак Маритен , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла .

В конце 1930-х годов психологи, интересовавшиеся исключительно человеческими проблемами, такими как личность , самоактуализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , бытие , становление , индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого Существование - включая Абрахама Маслоу , Карла Роджерса и Кларка Мустакаса , которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на этих характеристиках человеческого капитала, востребованных постиндустриальным обществом .

Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бугенталом в 1964 году [14] и адаптированной Томом Гринингом [15], психологом и давним редактором Journal of Humanistic Psychology. . [16] Пять основных принципов гуманистической психологии:

  1. Человеческие существа, как люди, заменяют собой сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
  2. Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа осознают и осознают, что осознают, т. Е. Они сознательны. Человеческое сознание всегда включает осознание себя в контексте других людей.
  4. Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
  5. Люди преднамеренны, нацелены на достижение целей, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творческий потенциал.

В то время как гуманистическая психология является особым подразделением Американской психологической ассоциации (подраздел 32) [17], гуманистическая психология - это не столько дисциплина внутри психологии, сколько точка зрения на состояние человека, которая используется в психологических исследованиях и практике.

Практическое происхождение

Вторая мировая война создала практическое давление на военных психологов, у них было больше пациентов, которых нужно было видеть и о которых нужно было заботиться, чем позволяли время или ресурсы. Истоки групповой терапии здесь. [18] прогрессия Эрика Берн книги показывают этот переход из того , что мы могли бы назвать прагматичную психологию Второй мировой войны в его поздние инновации, транзакционный анализ , [19] один из самых влиятельных форм гуманистической народной психологии поздних 1960-1970. Несмотря на то, что транзакционный анализ считался уникальной методологией, после смерти Берна он подвергся сомнению.

Психологи- гуманисты обычно не верят, что мы сможем понять человеческое сознание и поведение с помощью основных научных исследований. [20] Психологи-гуманисты возражают против традиционных методов исследования, поскольку они заимствованы из физических наук и подходят для них [21] и не особенно подходят для изучения сложностей и нюансов человеческого смыслообразования . [22] [23] [24]

Однако гуманистическая психология с самого начала занимается научными исследованиями человеческого поведения. Например:

С точки зрения гуманитарной науки не противопоставляются количественные методы, но, следуя Эдмунду Гуссерлю :

  1. выступает за то, чтобы методы были основаны на предмете изучения и не принимали некритически методы естествознания, [31] и
  2. выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественному подходу (например, жизненный опыт горя), а количественные методы в основном подходят, когда что-то можно подсчитать, не нивелируя явления (например, продолжительность плача).

Исследования остались частью повестки дня гуманистической психологии , хотя и с более целостной, чем редукционистской направленностью. Конкретные гуманистические методы исследования сформировались в течение десятилетий после формирования движения гуманистической психологии. [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]

В ноябре 1964 года ключевые фигуры движения собрались в Олд Сэйбрук (Коннектикут) на первую пригласительную конференцию по гуманистической психологии . [42] [43] [4] [44] Встреча была проведена в сотрудничестве между Ассоциацией гуманистической психологии (AHP), которая спонсировала конференцию, Фондом Хазена, предоставившим финансирование, и Уэслианским университетом , который принимал встречу. . Помимо основоположников гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Бугенталь и Карл Роджерс, на встрече присутствовали несколько академических профилей гуманистических дисциплин, в том числе: Гордон Олпорт , Джордж Келли, Кларк Мустакас , Гарднер Мерфи , Генри Мюррей , Роберт Уайт, Шарлотта Бюлер , Флойд Матсон, Жак Барзун и Рене Дюбо . [42] [4] Роберт Кнапп был председателем [4], а Генри Мюррей выступил с программной речью. [44]

Среди намерений участников было сформулировать новое видение психологии, которое, по их мнению, учитывало бы более полный образ человека, чем образ, представленный текущими тенденциями бихевиоризма и фрейдистской психологии . [42] Согласно Aanstoos, Serlin & Greening [4] участники не согласились с позитивистской тенденцией в господствующей психологии того времени. Конференция была описана как историческое событие, которое имело важное значение для академического статуса гуманистической психологии [43] и ее будущих устремлений. [44]

Pyramid diagram illustrating Maslow

Целью гуманистической терапии обычно является помощь клиенту в развитии более сильного и здорового самосознания, что также называется самоактуализацией . [4] [47] Гуманистическая терапия пытается научить клиентов, что у них есть потенциал для самореализации. Этот тип терапии основан на инсайтах, что означает, что терапевт пытается дать клиенту понимание его внутренних конфликтов. [48]

Подходы

Гуманистическая психология включает несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития Абрахама Маслоу , подчеркивающую иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальной психологии Ролло мая признания человеческого выбора и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-центрированный или клиент-центрированная терапия на Карла Роджерса , который сосредоточен на способности клиента для самостоятельного направления и понимания его или ее собственного развития. [47] Клиентоцентрированная терапия не является директивной; терапевт слушает клиента без осуждения, позволяя клиенту прийти к пониманию самостоятельно. [48] Терапевт должен убедиться, что все чувства клиента принимаются во внимание и что терапевт твердо понимает проблемы клиента, обеспечивая при этом атмосферу принятия и тепла. [5] Ориентированный на клиента терапевт активно выслушивает во время сеансов терапии. [48]

Терапевт не может быть полностью недирективным; тем не менее, окружающая среда без осуждения и принятия, обеспечивающая безусловное позитивное отношение, будет поощрять чувство принятия и признательности. [48]

Экзистенциальная психотерапия , приложение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию , которая подчеркивает идею о том, что люди имеют свободу осмысливать свою жизнь. Они свободны определять себя и делать все, что они хотят. Это вид гуманистической терапии, которая заставляет клиента исследовать смысл своей жизни, а также ее цель. Существует конфликт между свободой и ограничениями. Примеры ограничений включают генетику, культуру и многие другие факторы. Экзистенциальная терапия включает в себя попытку разрешить этот конфликт. [5]

Другой подход к гуманистическому консультированию и терапии - это гештальт-терапия , которая делает акцент на настоящем моменте, особенно как на возможности отвести взгляд от любых предвзятых представлений и сосредоточиться на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в гештальт-терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были бы разделены в других обстоятельствах. В гештальт-терапии невербальные сигналы являются важным показателем того, как на самом деле может чувствовать клиент, несмотря на выражаемые чувства.

Кроме того, часть спектра гуманистической психотерапии понятие из глубины терапии , целостного здоровья , групп встреч , обучения чувствительности , брачной и семейной терапия , работы тела , в экзистенциальной психотерапии от Медард Boss , [4] и позитивная психологии . [49]

Совсем недавно милосердная связь, ребрендинг ненасильственных связи с Маршаллом Розенберга , кажется, передний краем инноваций в этой области , потому что это один из очень немногих психологий как с простым и ясной моделью человеческой психики и простой и четкой методологией, подходит для любых двух человек, которые впервые в своей области могут обратиться и разрешить межличностный конфликт без вмешательства специалиста. [ необходима цитата ]

Гуманистическая теория Джорджа Келли основана на фундаментальном постулате, согласно которому человек действует, предвосхищая будущие события. Утверждение, что действия человека основаны на ожидании возможных событий и интерпретации прошлых обстоятельств. [50]

Сочувствие и самопомощь

Сочувствие - одна из важнейших черт гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты могут быть вынуждены применять внешнюю систему отсчета, в которой терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Безусловное позитивное отношение, включенное в сочувствие, является одним из ключевых элементов гуманистической психологии. Безусловное положительное отношение - это забота, которую терапевт должен оказывать клиенту. Это гарантирует, что терапевт не станет авторитетной фигурой в отношениях, позволяющей более открытый поток информации, а также более добрые отношения между ними. Терапевт, практикующий гуманистическую терапию, должен продемонстрировать готовность выслушать и обеспечить комфорт пациента, когда можно разделить искренние чувства, но не навязывать их кому-либо. [5] Маршалл Розенберг , один из учеников Карла Роджерса, подчеркивает эмпатию в отношениях в своей концепции ненасильственного общения .

Идеальное Я

Непатологический

Гуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологизирующий взгляд на человека. [47] Обычно это означает, что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых. Гуманистическая психология пытается быть наукой о человеческом опыте, сосредотачиваясь на реальном жизненном опыте людей. [4] Таким образом, ключевым ингредиентом является фактическая встреча терапевта и клиента и возможность диалога между ними. Роль терапевта - создать среду, в которой клиент может свободно выражать любые мысли или чувства; он не предлагает темы для разговора и никоим образом не ведет разговор. Терапевт также не анализирует и не интерпретирует поведение клиента или какую-либо информацию, которой он делится. Роль терапевта - проявлять сочувствие и внимательно слушать клиента. [5]

Социальные перемены

В 1989 году Морин О'Хара, работавшая как с Карлом Роджерсом, так и с Пауло Фрейре , указала на сближение этих двух мыслителей. По словам О'Хара, оба сосредоточены на развитии критического осознания ситуаций, которые угнетают и бесчеловечны. [73] На протяжении 1980-х и 1990-х годов президент Института ноэтических наук Уиллис Харман утверждал, что значительные социальные изменения не могут произойти без значительных изменений сознания. [74] В 21 веке гуманистические психологи, такие как Эдмунд Борн , [75] Джоанна Мэйси , [76] и Маршалл Розенберг [77], продолжали применять психологические идеи к социальным и политическим вопросам.

Помимо использования в размышлениях о социальных изменениях, гуманистическая психология считается основным теоретическим и методологическим источником гуманистической социальной работы. [78] [79]

Социальная работа

Кроме того , представление и подход к клиенту (как человеческие существа ) и социальной проблема (как человеческий вопрос) в социальной работе сделано из гуманистической позиции психологии. По словам Петру Стефароя, способ реализации гуманистического представления и подхода к клиенту и его личности является, по сути, теоретико-аксиологической и методологической основой гуманистической социальной работы. [82]

При постановке целей и интервенционной деятельности для решения социальных / человеческих проблем преобладают критические термины и категории гуманистической психологии и психотерапии, такие как: самоактуализация , человеческий потенциал, целостный подход, человек , свобода воли , субъективность. , человеческий опыт, самоопределение / развитие, духовность, творчество, позитивное мышление , ориентированный на клиента и контекстно-ориентированный подход / вмешательство , сочувствие , личностный рост , расширение прав и возможностей . [83]

Творчество в корпорациях

Концепции гуманистической психологии были приняты в образовании и социальной работе , достигнув пика в 1970-1980-х годах в Северной Америке. Однако, как и в случае со всей теорией языка , практика обучения в большинстве учебных заведений была слишком поверхностной. Хотя гуманистическая психология подняла планку понимания и понимания человека в целом, в профессиональном плане она в основном практикуется сегодня отдельными лицензированными консультантами и терапевтами. За пределами этих областей гуманистическая психология обеспечивает основу практически для всех методов энергетической медицины ; но в этой области пока еще мало согласованности, чтобы ее можно было легко обсуждать.

Читайте также: