Гносеогенная концепция возникновения философии оформлена кем

Обновлено: 05.05.2024

Три теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная, концепция "качественного скачка".

Одни утверждают, что философия возникла из мифологии (А. Ф. Лосев) или даже из религии (Г. Гегель), иные думают, что философия возникла из знания, из начатков наук. Ограниченность этих взглядов - в недооценке радикальной противоположности философского мировоззрения, во многом наследующего мифологемы и вырастающего из мифа, мифологической картине мира. Миф и наука являются необходимыми, но недостаточными предпосылками возникновения философии.

Третья концепция генезиса философии (концепция "качественного скачка") не отрицает важности ни одного из условий и предпосылок возникновения философии, однако, останавливает свое внимание на внутреннем существе философского знания, которое не сводимо ни к каким предпосылкам. Философия породила саму себя в акте духовного познания и самопознания, она совершенно автономная область знания. Она возникает сразу и вдруг, разорвав все путы мифологического, научного, поэтического, эпического вида знания. Но хотя философия возникает вдруг и сразу, она не сразу и не вдруг приходит к своему самосознанию.

Повышение роли личностного самосознания античного человека, подрывающего веру в авторитет традиции. Полисная личность как причина эрозии мифологической модели мира.

Первичные условия аутентичного философствования - внутренняя свобода (свобода от страха перед авторитетом, мнением большинства, власть предержащими) и независимость мыслителя. Истинная независимость не есть переход к произвольному, не есть превращение человека в Бога, не есть выход философа за рамки человеческого существования. Быть независимым в мире значит относиться к нему некоторым специальным образом: быть в мире и в то же самое время не быть в нем, быть сразу и в нем и вне его.

Карл Ясперс (1883 - 1969) - известный немецкий философ, тремя главными истоками философствования считал удивление, сомнение и вопрошание.

Удивление. Еще афинянин Сократ (469 - 399 до н.э.) своей фразой "я знаю, что ничего не знаю" переводил своих собеседников в состояние удивления. Платон полагал истоком философии удивление. Из удивления, по его словам, выросла философия - величайшее благо, которое было даровано богами смертным людям. Величайший мыслитель древности Аристотель (384 - 322 до н.э.) видел в удивлении силу, которая подталкивает людей к философствованию: вначале они удивлялись, когда сталкивались со странными вещами, со временем постепенно шли дальше, задавая вопросы о превращениях луны, звезд, солнца и о возникновении Вселенной.

Удивление настоятельно ведет к познанию. В удивлении человек осознает свое незнание. Благодаря удивлению человек достигает истока философии, откуда исходит философствование и что определяет весь ход философствования. Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. В каком смысле это удивление? В том, что должно быть ничто, а есть нечто. Удивление есть расположенность, в которой и для которой раскрывает себя Бытие сущего.

Сомнение как осознание условности и негарантированности добытого знания. Философствуя, человек прибегает к сомнению и стремится радикально воплотить его в жизнь, но только для того, чтобы обрести уверенность, неподвластную никакому сомнению и способную выдержать любую добросовестную критику. Для философа сомнение становится тем настроем, в котором вибрирует настроенность на Бытие сущего. Настрой сомнения становится положительным согласием с достоверностью. Отныне достоверность становится мерозадающей формой истины.

Вопрошание как осознание ненадежности бытия мира, "дома нашего сознания". Выдающиеся философы находили смысл философии в вопрошании, а не в ответах. Немецкий философ И. Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? У. Шекспир вложил в уста Гамлета вопрос: Быть - или не быть? Вопрошание - первичная данность человеческого сознания; то, с чего оно удостоверяет свое присутствие в Бытии. Вопрошание - беспредпосылочный характер мышления. В философии реальная проблема состоит не в том, чтобы найти ответ на данный вопрос, а в том, чтобы его осмыслить. Вопрос является первым осторожным шагом разума в стремлениях, которые выводят его к новым горизонтам. Вопросы философии более сущностны, чем ответы, каждый ответ превращается в новый вопрос.

Вопрошание носит личностный характер. Нигде гений философа не проявляется столь поразительно, как в новом типе вопроса, который он ставит. Страсть вопрошания - вот что отличает и определяет его место. История европейской культуры - история вопрошания.

Теоретические предпосылки генезиса философии

Суть мыслительного новшества, которое ведет к возникновению философии, - доказательства предоставляются на рассмотрение и спор. Принцип: "очевидное - не очевидно".

Математика - пропедевтика философии - первая наука, использующая абстрактное знание и прибегающая к доказательствам (теорема равенства углов равнобедренного треугольника, теорема Пифагора, геометрия Евклида).

Философия возникает как способ конструирования и воспроизводства человеческого существа, лежащего в основании порядка в мире. Она начинается с вопроса: почему в мире есть Нечто, а не Ничто, почему вообще в мире существует порядок, а не хаос. Философия потому и возникает, что имеет отношение к нашим представлениям о мире, имеет глубокую связь с самим фактом существования человека.

Именно греки окончательно зафиксировали "смерть" Мудреца и заменили его философами - друзьями мудрости, которые ищут ее, но формально ею не обладают. Древний восточный мудрец мыслил Фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими. Вся мудрость сильно изменилась.

Благодаря философии греки решительно изменили положение "друга мудрости", он оказался соотнесен уже не с иным человеком, а с неким Существом: Он друг Платону, но еще более - друг мудрости. Благодаря другу мысль обретает жизненную связь с Другим. Что же значит "друг", когда он становится предпосылкой мышления? Может, это влюбленный? Но, если философ друг мудрости или же влюбленный в нее, значит, он претендует на нее. Тогда, стало быть, друг - это еще и претендент, а то, чьим другом он себя называет, - это Вещь, на которую обращено притязание того, кто становится соперником. Получается, что в дружестве столько же состязательного недоверия к сопернику, сколько любовного стремления к предмету желаний.

Такова первая особенность, благодаря которой философия представляется нам явлением древнегреческой цивилизации, совпадающим с культурным вкладом городов-полисов: в них формировались общества друзей или равных, между ними стимулировались отношения соперничества, во всех областях сталкивались друг с другом претенденты - в любви, играх, судах, в политике, даже в поэзии. Соперничество свободных людей, атлетизм, возведенный в общий принцип - агон.

Зарождение философии в Греции означает закат мифологического мышления и становление рационального знания. В начале VI в. до н.э. такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, положили начало новому типу размышлений о природе, сделав последнюю предметом систематического беспристрастного исследования и предложив созерцаемую целостную картину в качестве теории. Происхождение мира, его устройство, метеорологические явления первые натурфилософы объясняли, не прибегая к драматическим образам, присущим древним теогониям и космогониям и грандиозным фигурам изначально великих божеств: возникновение мира и установление порядка они больше не объясняли подвигами и схватками сверхъестественных сил, составлявших основу мифа. В их учениях нет даже намека на тех богов, которых официальная религия ассоциировала с силами природы. Реалистическая трактовка милетских физиков охватывает бытие в его целостности. По их убеждению, не существует ничего, что не было бы природой. Люди, божественное, мир образуют единый, однородный универсум, весь находящийся как бы в одной плоскости; они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы.

Для мифологического мышления повседневный опыт мог быть понят и иметь смысл лишь в сравнении с принятыми за эталон изначальными действиями богов. Для милетских мыслителей характерен противоположный подход: первоначальные явления и силы, образовавшие мировой строй, объясняются аналогично процессам, наблюдаемым в повседневной жизни. Отныне не изначальное освещает и преображает повседневное, а наоборот: повседневное делает изначальное умопостигаемым, предлагая модели, позволяющие понять, как образовался мир и мировой порядок.

В результате этой глубокой интеллектуальной революции на ионийской земле разум (логос) освобождается от мифа: свет этого разума, вспыхнув однажды, осветил путь человеческому разуму.

Исторические предпосылки формирования философии

Три основных центра цивилизации Древнего мира - древнекитайский, древнеиндийский и древнеевропейский. Возникновение этих практически независимых друг от друга и самостоятельных культур, происходит в связи с социально-культурной катастрофой, вызванной вторжением иноземцев.

В советской историографии зарождение философии связывается с переходом от первобытно-общинной формации к классовому обществу, с отделением умственного труда от физического и появлением эксплуатации. Однако современный уровень исторического знания требует уточнения и даже пересмотра подобного решения проблемы, поскольку отделение умственного труда от физического произошло во всех древневосточных формациях и цивилизациях доколумбовой Америки, но философия самостоятельно возникла в древности только в Греции, Индии, Китае.

Философское сознание зарождается в тех древних цивилизациях, которые возникли на основе предшествовавших им и погибших раннеклассовых обществ, чья территория в той или иной степени подпала под власть варваров-завоевателей. Самым существенным моментом в ходе становления индивидуально-критического сознания является возможность создания новой, вторичной цивилизации на иных социально-экономических и политико-правовых принципах, которые в той или иной мере допускают личную инициативу. В наибольшей степени это было характерно для образования после дорийского нашествия ионийских и эолийских полисов, чья культура в архаический период оказала самое сильное влияние на другие области Греции. Здесь на смену военно-бюрократическим структурам микенского периода приходят демократические общины античного способа производства, которые опирались на экономическую и социальную самостоятельность домохозяйства полноправного гражданина.

Несомненно, это само по себе никоим образом не приводит к появлению философии, однако благоприятствует созданию в обществе той атмосферы достаточно свободного индивидуального поиска общественно важных решений, вне которой возникновение философского сознания вообще невозможно.

Восточный мир как интеграционная стадия развития древней мировой цивилизации.

Античный мир как дезинтеграционная стадия развития древней мировой цивилизации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кризис - это отсутствие готового, то есть такая ситуация, когда то, что казалось незыблемым, полным и целостным, охватывающим весь мир без остатка, вдруг выходит на свои границы - то есть обнаруживает собственную ограниченность, в результате чего все устоявшееся вдруг теряет свою устойчивость. Настоящий кризис никогда не бывает локальной проблемой - это всегда кризис оснований, их фундаментальный сдвиг, в результате которого мы оказываемся в ситуации, когда просто невозможно пользоваться достижениями предшественников как готовым орудием в целях благоустройства уже освоенной территории.

Содержание

2. Проблема происхождения философии. Основные философские

проблемы и направления. 5

3. Основные концепции генезиса философии 8

4. Духовный источник- переход от мифа к логосу 12

Список использованной литературы. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы происхождения философии.rtf

> Еще в античном мире сформировался скептицизм. Его сторонники сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе. Философия содействует познанию природы и общества, пробуждая в исследователях любопытство и заинтересованность в истине. Но еще большее значение философии для научного познания в том, что она анализирует познавательные возможности ученого, его методы исследования. Важнейшим средством познания является мышление.

Итак, в философии различают ряд дисциплин: метафизику (онтологию), аксиология и гносеология. Каждая из этих дисциплин располагает своим набором понятий и характеризуется своей проблематикой.

Кроме перечисленных философских дисциплин, различают философию природы (натурфилософию) и общества (социальную философию), философию науки и техники, философию права и религии и т.д. Все эти теоретические построения - продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не занимаются собственно философскими вопросами, а являют собой использование логико-гносеологических средств для решения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и т.д.

3. Основные концепции генезиса философии

Нужно отметить, что генезис философии является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность.

Что можно в целом сказать об этой формуле и о генезисе как таковом? Он представляет появление философии как естественно-исторический процесс, то есть: 1) это линейный процесс; 2) с необратимой сменой стадий (был Миф, появился Логос - и Миф более невозможен); 3) где стадии поступательным образом сменяют друг друга; 4) согласно каузальной зависимости, а значит 5) непрерывность (которая все объясняет) обеспечивается тем, что в любой последующей стадии нет ничего того, что не было бы заложено в предыдущей.

Далее следует прояснить различие между концепциями. Разница в том, как они понимают материал, из которого первые философы создавали свои идеи: миф или эмпирическое знание.

Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, по мере того, как оно аккумулировалось, стало мифу противоречить, и в конце концов эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более, стремящейся говорить о первоначалах). Таким образом, генезисной цепочки не получилось, и это такой недостаток, который грозит обернуться провалом всей концепции.

В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно-следственные связи от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Таким образом, философия сама является фактором появления науки.

Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.

Мифогенная концепция имеет преимущества по сравнению с гносеогенной - она отвечает своему названию - то есть показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, т. к. оба заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм - спектр от классического мифа до классической философии разворачивается непрерывно.

Но у мифогенной концепции есть другой недостаток - философия в ней перестает быть новостью, а миф объявляется изначально предрасположенным к философствованию. Реакцией на эти трудности было появление компромиссной концепции, которая попыталась объяснить их односторонностью мифогенного и гносеогенного подходов. А чтобы избежать проблем было предложено объединить две концепции, как дополняющие друг друга, в одну. Философия, также как и миф, появилась в качестве мировоззрения, но объясняла она мир, опираясь на объективное знание, к тому же абстрактно оформленное. То есть натурфилософы говорили о мире в целом, описывая его через взаимодействие природных сил, и излагали свои идеи в понятиях.

4. Духовный источник- переход от мифа к логосу

Как известно, "первобытно-общинная формация имеет своей идеологией миф. ". [Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.I-VIII. Т.V,I. - М., 1963-1988. С.85.]Но в чем же состоит суть мифического восприятия действительности? В науке уже давно преодолена точка зрения на миф как на нечто внелогичное и чисто иррациональное. Уже Дж. Вико называл ее "умственным словарем человечества, а Ж.-П. Вернан говорил о "разуме мифа", где отыскиваются общечеловеческие схемы мышления и жизни, обнаруживаются непреходящие ценностные образы. М.Лифшиц ввел даже особый термин "логомифия", который призван указывать на рациональную и внутренне организованную структуру образо-творческого мышления. Уже в рамках мифо-поэтического воображения древний человек пытался ставить вопрос о телосе - цели и смысле бытия. [Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. - М., 1984. С.29] Миф представляет собой своеобразную "доисторическую метафизику".

Цель работы – изучение философии в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
исследовать концепции происхождения философии;
рассмотреть основные направления современной философии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 9
2.1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 9
2.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 11
2.3. НЕОТОМИЗМ И СТРУКТУРАЛИЗМ 12
2.4. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список использованных источников 19

Содержимое работы - 1 файл

Философия в современном мире.doc

Актуальность. Классические философские системы, основанные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины XIX в. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве, при этом предлагались единые, либо единственные, основания бытия. Глобальные философские системы продуцировались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. В эпоху информационной цивилизации значимость подобных схем все более ограничивается кругом профессионалов. Дело в том, что мир оказался многообразным, требующим множества систем миропонимания и мироотношения. Онтологические корни многообразия философского опыта кроются в сосуществовании множества форм бытия в мире развивающихся систем. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, дискретен, противоречив. Естественно, философский поиск направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мироздания, предлагает новую методологию объяснения, технологию построения философских концепций, которые ориентированы на разных людей с их формированием личностных систем философского мировоззрения. Диалог культур углубляет этот процесс.

Цель работы – изучение философии в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

    • исследовать концепции происхождения философии;
    • рассмотреть основные направления современной философии.

    В соответствии с целью работы и поставленными задачами структура работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Теоретической основой исследования послужили работы современных и зарубежных авторов в области философии.

    В рамках классического историзма существует ряд оформившихся концепций, в которых генезис философии в античности описан как непрерывный процесс формирования дисциплины, именуемой философией, но не видно начала мысли как мысли. С другой стороны, в текстах Ницше, Хайдеггера, Мамардашвили, Делеза, Фуко и других авторов намечается та форма исторического описания, которую можно назвать неклассической. 1

    Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи: как миф или как эмпирическое знание.

    Гносеогенная концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научностью вообще. Как концепция возникновения философии, она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к теоретическому естествознанию. С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом стало мифу противоречить, и, в конце концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. 3 Т. е. философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

    Недостаток гносеогенной концепции состоит в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует, не удается объяснить умозрительный характер философии из опыта, не удается объяснить возникновение общей теории из прикладных знаний. В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно–следственные связи от пра–науки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Философия сама является фактором появления науки. Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.

    Мифогенная концепция показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, так как заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм – от классического мифа до классической философии. Но у мифогенной концепции есть другой недостаток – философия в ней перестает быть новостью, а миф оказывается изначально предрасположенным к философствованию. 4

    Итак, речь шла о принципиальном единстве мифогенной и гносеогенной концепций. Оно заключается в реализации одного и того же мыслительного хода – генезисного, в рамках которого возникновение философии рассматривается не как событие мысли, а как формирование предмета и содержания мышления, а сама философия истолковывается как мировоззрение.

    2.1. Экзистенциализм

    Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир.

    Содержание

    Концепции происхождения философии,исторические типы мировоззрения.

    Проблема происхождения философии

    Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

    Философия – это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

    Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который в последствии отошел к естественным наукам.

    И все же уже в античности говорилось об онтологии - учении о бытии и о гносеологии или эпистемологии- учении о познании, и о логике - учении о формах мышления.

    Для того, чтобы иметь возможность говорить о происхождении философии, необходимо ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения. Вопрос о том, где возникла философия, — это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии. Вопрос о том, когда возникла философия — не только о хронологии, но и о том, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется. Далее в статье мы кратко рассмотрим эту проблему.

    При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии.


    Религиогенная, мифогенная, социальная, эклектическая, гносеогенная концепции:

    Религиогенная концепция происхождения философии заключается в том, что философия не возникает как совершенно новое явления, но есть по своей природе тем же, чем является и религия, различия только формальные. Если в религии это представления, то в философии это понятия. Согласно ей, проблематика и содержание первых философских систем было заимствовано из религии.

    В ней дается трактовка природных явлений как явлений этических, в которых человек стремится распознать безличные нормы природы, обращаясь не к богам, а к разумным формам совместной жизни, зависящих от нравов этноса. Окружающая человека реальность всегда существует в определенных нормах, подчиняется определенным законам, поэтому поведение человека детерминируется разумным основанием.

    Мифогенная концепция - её суть заключается в предположении о том, что философия является вершиной мифа.

    Разберем эту концепцию подробней. Изначально человек придумал вымыслы и легенды, которые по своей сути являются аффективным, эмоциональным способом постижения мира. Затем совершенно естественное развитие мифов породило отдельное направление, которое направленно на понимание бытия при помощи разума и логики. У этой концепции, раскрывающей происхождение философии, есть важное преимущество. Она учитывает тот факт, что изучение и понимание жизни невозможно лишь при помощи одной логики. Философия, как вершина мифа, - это не просто разумный способ познания, но и постижение бытия при помощи эмоциональной составляющей мышления личности. То есть, концепция признает, что мыслитель должен пользоваться не только логикой, но и всеми другими инструментами, которые есть в его распоряжении. В частности, имеется в виду индивидуальный чувственный опыт философа, а не просто теоретические рациональные схемы.

    Социальная концепция - концепция М.К. Петрова, показывающая, как дом Одиссея послужил основой построения системы устройства греческого государства - полиса, и бросающая свет на чудо зарождения философии из особых социально-политических и экономических условий.

    Гносеологическая концепция. Концепция происхождения философии, исходящая из осмысления греками существования мира, Космоса, получила название гносеологической концепции. Ее суть:

    1. 1. Философия зарождается как натурфилософия, ее интересуют вопросы, касающиеся устройства мироздания, природы, космоса.
    2. 2. Философию более интересуют не вопросы о происхождении, а вопросы о существовании этого Космоса, о подчинении этого Космоса разумным нормам.
    3. 3. Поведение человека как микрокосмоса также строится на разумных началах.
    4. 4. Гносеологическая концепция подчеркивает различие мифа и Логоса.

    Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия

    Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

    1. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

    Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

    2. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

    Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

    Таким образом, главная проблема заключается в том, чтобы не только понять где, когда и как произошла философия, но и проанализировать концепции её происхождения и познакомиться с главными представителями данных концепций.

    Целью работы является иллюстрация единства всех существующих концепций происхождения философии и выявление единства характерных для них мыслительных ходов.

    Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Четко охарактеризовать предложенные концепции

    2. Изучить онтологические основания каждой концепции

    3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод

    Объектом работы являются концепции происхождения философии.

    Выбранные нами методы исследования – анализ литературы, синтез и обобщение полученных данных.

    Основания историко-философского мышления

    Для начала рассмотрим современное состояние проблемного поля в целом. На данный момент существуют две основные концепции происхождения философии. Обе окончательно сложились в начале века и к настоящему моменту не только принесли свои плоды, но и породили третий, компромиссный вариант. Речь идет, прежде всего, о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Однако уже само наличие компромисса в лице гносеогенно–мифо–генной концепции (как называет ее Чанышев) делает эту противоположность сомнительной и указывает, скорее, на какое–то принципиальное единство, которое глубже и основательнее различий. Спор идет скорее о разнице терминов. Необходимо увидеть, что все эти концепции реализуют один и тот же ход мысли, поскольку сами находятся в одной и той же плоскости.

    Для начала мы попытаемся выявить этот мыслительный ход, а затем и то проблемное поле, которое делает его возможным, что и укажет нам в качестве симптома на современное состояние вопроса.

    Чтобы выполнить эту задачу, придется отвлечься от деталей – их слишком много (можно говорить не просто о двух концепциях, а о двух группах концепций, не считая компромиссных вариантов, и спектр имен здесь велик – от Гегеля до Кессиди)[1]. Поэтому следует рассматривать только структуру концепций, которая сводится к одному–единственному мыслительному ходу.

    Что можно в целом сказать об этой формуле и о генезисе как таковом? Он представляет появление философии как естественно–исторический процесс, то есть: 1) это линейный процесс; 2) с необратимой сменой стадий (был Миф, появился Логос – и Миф более невозможен); 3) где стадии поступательным образом сменяют друг друга; 4) согласно каузальной зависимости, а значит 5) непрерывность (которая все объясняет) обеспечивается тем, что в любой последующей стадии нет ничего того, что не было бы заложено в предыдущей.

    Далее следует прояснить различие между концепциями. Разница в том, как они понимают материал, из которого первые философы создавали свои идеи: миф или эмпирическое знание.

    Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, по мере того, как оно аккумулировалось, стало мифу противоречить, и в конце концов эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

    Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более, стремящейся говорить о первоначалах). Таким образом, генезисной цепочки не получилось, и это такой недостаток, который грозит обернуться провалом всей концепции.

    В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно–следственные связи от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Таким образом, философия сама является фактором появления науки.

    Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма[2]. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.

    Мифогенная концепция имеет преимущества по сравнению с гносеогенной – она отвечает своему названию – то есть показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, т. к. оба заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм – спектр от классического мифа до классической философии разворачивается непрерывно.

    Но у мифогенной концепции есть другой недостаток – философия в ней перестает быть новостью, а миф объявляется изначально предрасположенным к философствованию. Реакцией на эти трудности было появление компромиссной концепции, которая попыталась объяснить их односторонностью мифогенного и гносеогенного подходов. А чтобы избежать проблем было предложено объединить две концепции, как дополняющие друг друга, в одну. Философия, также как и миф, появилась в качестве мировоззрения, но объясняла она мир, опираясь на объективное знание, к тому же абстрактно оформленное. То есть натурфилософы говорили о мире в целом, описывая его через взаимодействие природных сил, и излагали свои идеи в понятиях.

    Классический идеал рациональности
    как основание генезисного метода решения проблемы возникновения философии

    Итак, субъект–объектная структура опыта делает неизбежным менталистскую слитность сознания с его содержанием, в результате чего мысль начинает пониматься через предмет мысли. А это значит, что для того чтобы понять, как появилась мысль, достаточно объяснить формирование предмета. При этом процесс формирования принципиально связан с сущностью предмета – это и есть перевод сущности из потенци–ального состояния в актуальное, где сами шаги движения жестко диктуются внутренней логикой. Это понятно, ведь предмет – это всегда конструкт, а сущность конструкта – это способ его построения.

    Если поместить в это мыслительное пространство проблему возникновения философии, то выглядеть здесь она будет следующим образом. Вопрос о начале философии – это не вопрос о том, каковы должны быть условия события мысли, а вопрос о формировании философской предметности. То есть не может быть и речи о том, чтобы понимать законы сознания, позволяющие мысли случаться. Классический разум не видит законов сознания, он видит только законы предметности. Собственно, ими–то и должна заниматься философия. Иными словами, философия начинается тогда, когда появляются глобальные идеи, скажем, об устройстве мира в целом, выраженные законообразно, структурно, и в категориях. Предмет философии всецело универсален, то есть действителен для любой точки пространства опыта. Короче говоря, это знание наиболее общих законов, идея о мире в целом. Поэтому объяснять необходимо каким образом и откуда это знание появилось, а это то же самое, что объяснить, каким образом может сформироваться такой предмет мышления. При этом для того, чтобы объяснение было убедительным, оно должно быть науко–образным (только наука дает достоверные объяснения – см. об этом выше).

    Итак, решить проблему возникновения философии классически – значит описать процесс формирования философской предметности. Процесс формирования – это история. Рассмотрим подробнее, что такое история и история философии в классике, чтобы понять единственно возможный в этой структуре исторический метод и увидеть, чем является мысль, объясненная при помощи этого метода.

    История классична в той мере, в какой она – наука и структурирована как история предмета, то есть описывается через субъект–объектные отношения. Поскольку в поле видения классической рациональности предмет всегда есть нечто внешнее субъекту, нечто, находящееся в пространстве наблюдения и, вообще говоря, пространственно артикулированное, объект истории всегда функционирует в пределе по типу физического тела. История – это изменение данного объекта во времени. Поскольку этот объект полностью вывернут вовне, то есть абсолютно наблюдаем, его изменения умопостигаемы, то есть не беспорядочны, а законосообразны. Время и пространство изменения предмета истории – это время и пространство физических тел, а значит, само изменение жестко детерминировано причинно–следственными связями. Цель истории как науки – выявить эти каузальные зависимости, выстраивая по возможности непрерывную цепь развития – необходимого (то есть соответствующего закону) преобразования одного явления в другое.

    Что же это за закономерность? Это закономерность самораскрытия сущности – то есть ее перехода из потенциального состояния в актуальное. История есть диалектическая самореализация сущности некоего предмета. Поэтому логика исторического процесса – это логика сущности. Первое логически является также и первым исторически. Сущность постепенно развивается от простого к сложному – также движется и ис–тория. История – это однородный линейный процесс, в котором сущность непрерывно развивается по стадиям в сторону цветущей сложности. Иными словами, история прогрессивна.

    Итак, объект истории по типу физичен[4] (ведь наука может говорить только о физических телах, в противном случае всякая наукообразность неуместна), а диалектика в истории присутствует как эволюция. Время этого изменения – астрономическое однородное время, способ изменения – постадиальная реализация сущности, причем внешний каузальный детерминизм служит раскрытию логики предмета. Цель истории как науки – предъявить непрерывность, детерминистически объяснить каждую новую стадию из предшествующей (как ее прогрессивное развитие). В той мере, в какой история желает быть наукой, она должна выполнять эти требования.

    При этом реконструкция – вполне научный способ познания. Это – не художественный образ, а воспроизведение конструкта, то есть структурное воссоздание целого путем следования внутренней логике дошедших до нас его частей. Реконструкция проводится на базе сущности предмета и законов, которые структурируют этот предмет. А потому исторический факт, будучи результатом реконструкции, не менее объективен во всех смыслах, чем факт естественных наук.

    Читайте также: