Какое избирательное право устанавливала первая советская конституция мужское и женское

Обновлено: 30.06.2024

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские советы имели более высокую норму пред­ставительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором — от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом — рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных ор­ганах.

83. Первые декреты о суде

Первым государственным актом, положившим начало формиро­ванию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1). Он упразднил все дореволюцион­ные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных сле­дователей, Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Со­став суда избирался местными советами.

Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важ­ных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (на­казание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступив­шие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассацион­ное обжалование могло вести к отмене приговора или решения ниже­стоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нару­шения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приго­вора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседа­телей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступ­ления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширяв­ший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных сулей нижестоящих судов. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.

Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус).

Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

Ирина Вьюнова

События февраля 1917 г. :
Выберите один ответ.

a. привели к некоторой корректировке прежней системы права;

b. не повлияли на развитие права;

c. привели к слому прежней правовой системы;

Ирина Вьюнова

Сколько насчитывается союзных советских конституций:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

Укажите, какой вид законодательных актов осуществлял отраслевое регулирование на союзном уровне:
Выберите один ответ.

a. основы законодательства;

b. кодексы и основы законодательства в равной мере;

Ирина Вьюнова

Политической основой государства по сталинской Конституции выступали:
Выберите один ответ.

a. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;

b. Советы депутатов трудящихся;

c. Совет народных комиссаров;

Ирина Вьюнова

В период Отечественной войны на оккупированных территориях советское законодательство:
Выберите один ответ.

a. действовало совместно с зарубежным законодательством;

b. считалось действующим;

c. считалось не действующим;

Ирина Вьюнова

Провозглашала ли Конституция СССР 1977 г. новые права граждан:
Выберите один ответ.

b. только право на обжалование действий должностных лиц;

Ирина Вьюнова

Парламент РФ составляет:
Выберите один ответ.

a. Федеральное собрание;

b. Государственная дума;

c. Совет федерации;

Ирина Вьюнова

Учредительное собрание:
Выберите один ответ.

a. было распущено большевиками;

b. легализовало власть большевиков;

c. стало высшим органом власти в 1918 г;

Ирина Вьюнова

Функции по конституционному контролю в СССР:
Выберите один ответ.

a. были возложены на Комитет конституционного надзора;

b. осуществлялись Конституционным Судом;

c. были возложены на Верховный Суд;

Ирина Вьюнова

Конституция СССР 1924 г. устанавливала принцип:
Выберите один ответ.

a. национальной федерации;

b. единого государства с автономиями;

c. территориальной федерации;

Ирина Вьюнова

Какой новый институт в семейном праве появился в 1930-е гг.:
Выберите один ответ.

a. брачный договор;

c. общее имущество супругов;

Ирина Вьюнова

В чём своеобразие Конституции СССР 1924 г. :
Выберите один ответ.

a. она не была представлена в едином писаном виде;

b. в ней отсутствует деление на главы;

c. в ней отсутствует раздел о правах и обязанностях граждан;

Ирина Вьюнова

Избирательное право по сталинской Конституции было:
Выберите один ответ.

a. не всеобщим, равным и прямым;

b. всеобщим, равным и прямым;

c. всеобщим, равным и не прямым;

Ирина Вьюнова

Можно ли считать тенденцией правового развития РФ обновление законодательства после 1991 г. :
Выберите один ответ.

c. только в области государственного, гражданского и уголовного права;

Ирина Вьюнова

Какие акты имели в первые годы советской власти конституционный характер:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

Ветвью власти с наибольшими полномочиями является в РФ:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

Какое избирательное право устанавливала первая советская конституция:
Выберите один ответ.

a. всеобщее мужское и женское избирательное право;

b. всеобщее мужское и не всеобщее женское избирательное право;

c. не всеобщее мужское и женское избирательное право;

Ирина Вьюнова

a. стал Съезд народных депутатов;

b. стал Президент;

c. остался Верховный совет;

Ирина Вьюнова

В 1946 г.:
Выберите один ответ.

a. СНК был преобразован в Совет министров;

b. был ликвидирован президиум Верховного совета;

c. Верховный совет был разделён на две палаты;

Ирина Вьюнова

В связи с началом Отечественной войны вся полнота власти:
Выберите один ответ.

Состав данного съезда по определению должен был быть сформирован из выборных представителей с мест. В каком-то смысле так и было. Однако каких-либо широких выборов делегатов съезда населением не производилось. Это были группы людей, представляющие отдельные губернские, уездные, городские и солдатские Советы.

Состав делегаций в большинстве случаев определяли даже не путем выборов среди членов соответствующих Советов, а решениями президиумов этих органов. Фактически никакие нормы представительства не соблюдались: сплошь и рядом Советы малочисленных губерний присылали более крупные делегации, чем густонаселенные регионы. Целый ряд регионов вообще не был представлен на съезде. Поэтому, считать, что данный форум был демократически избранным органом, уполномоченным принимать судьбоносные решения в масштабе страны, совсем не приходится.

Совершенно невозможно подсчитать, какое же число граждан России представлял этот съезд. Подобная попытка такого подсчета была предпринята исследователями относительно первого Всероссийского съезда Советов. У них получилось, что непосредственно в выборах делегатов того съезда принимали участие не более 2 млн человек.

Думается, что указанную цифру можно с некоторым увеличительным коэффициентом экстраполировать и на Второй съезд. В любом случае: представлял ли этот съезд 4 или 6 млн человек, цифра была ничтожной по сравнению с массой всех избирателей России, насчитывающей 90 млн человек.

Из-за такого низкого представительства и полного отсутствия процедуры демократических выборов делегатов, данный съезд невозможно считать выборным представительным органом, уполномоченным взять власть в свои руки. Это был чисто революционный орган, призванный придать насильственному вооруженному государственному перевороту видимость хоть какого-то подобия легальности.

Однако воцариться в стране единственному в истории России по-настоящему выборному демократическому органу власти не пришлось. Выборы были уникальными и соответствовали всем высочайшим требованиям, т.е. всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании. На этих честных выборах большевики получили всего 24% голосов и потому, используя свое положение правящей силы, разогнали Учредительное собрание.

Функции учредительного собрания взял на себя собравшийся в январе 1918 года III съезд рабочих и солдатских депутатов. Он был также фактически не выборной от населения властью, а органом, искусственно сформированным правящей партией. Это подтверждает партийный состав форума: 94% делегатов составляли большевики и левые эсеры. Самый авторитетный зарубежный исследователь русской революции Ричард Пайпс подсчитал, что, если судить по результатам выборов в Учредительное собрание, количество мест большевиков на III съезде Советов превышало их реальную популярность в три раза.

Однако большевики сами осознавали, что обходиться суррогатами органов власти длительное время не выгодно для них. Надо было думать о легализации своей власти. Ее можно было обеспечить только через всеобщие выборы или хотя бы их имитацию. И III съезд Советов поручает своему Центральному исполнительному комитету разработать конституцию.

Одним из самых грубых нарушений принципов выборности власти были действия Всероссийского Центрального исполнительного комитета в мае-июне 1918 года. В этом бесконтрольном со стороны Советов органе доминировали большевики, и они провели решение, абсолютно не основанное на праве: ВЦИК признал недействительными те выборы в советы рабочих и солдатских депутатов, на которых победили меньшевики или эсеры.

Но и этим грубейшим попранием прав избирателей дело не ограничилось: 14 июня ВЦИК вообще аннулировал мандаты всех членов и сторонников партий меньшевиков и эсеров. Эти шаги и сам факт разгона Учредительного собрания отчетливо продемонстрировали лицо и характер новой власти: она явно не была намерена считаться ни с законами, ни с демократическими волеизъявлениями избирателей.

Каким же образом разрешается данное противоречие в этом документе? Пожалуй, только в рамках диалектической пары понятий: форма и содержание. По форме – это власть выборных Советов, а по содержанию – диктатура пролетариата, а точнее политической партии, выступающей от имени рабочего класса.

Но все же проблема оставалась: каким образом и видимость выборов в органы власти создать, и провести их так, чтобы обеспечить в Советах нужный политический состав? Конституция дает ответ на этот вопрос.

Данная проблема была разрешена в Конституции в пользу интересов правящей партии открыто и грубо – за счет ущемления избирательных прав крестьян. Один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Только за счет введения этого неравенства, как оказалось, можно было и выборы провести, и диктаторскую власть сохранить.

Таким образом, согласно первой советской Конституции, выборы в органы власти – Советы – не были всеобщими, не были прямыми, не были равными. Все достижения 1917 года в области избирательного права и организации выборов оказались перечеркнуты и отброшены.


Документ об усовершенствовании государственного порядка в Российской Империи был разработан по поручению Николая II в связи с непрекращающимися бунтами в стране. Согласно документу, власть делилась между монархом и Государственной Думой, без одобрения последней в силу не мог вступить ни один закон. Император же имел право распускать Думу и блокировать её решения правом вето. Для людей были провозглашены свободы совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенности личности.

10 июля 1918 - Первая Конституция РСФСР

Она была принята на V Всероссийском съезде Советов. Документ утверждал, что высшим органом власти является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР.

Политикой могло заниматься всё рабочее население страны, объединённое в городских и сельских Советах. Голосовать и участвовать в выборах дозволялось с 18 лет. При этом избирательных прав лишали тех, кто использует наёмный труд для извлечения прибыли, кто живёт не на трудовые доходы, а также частных торговцев, их посредников, представителей духовенства, служащих жандармерии, полиции и охранного отделения.

31 января 1924 - Конституция СССР


Основной документ советского времени был принят на Втором съезде Советов СССР и был поделён на две части - Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Первый закреплял диктатуру пролетариата, провозглашал трудовые права рабочих и крестьян, а также классовые права трудящихся.

Конституция официально объединила Россию (РСФСР), Украину, Белоруссию и Закавказье в одно союзное государство. Кстати, каждая республика имела право добровольно выйти из состава СССР. После принятия Конституции СССР в каждой союзной республике была принята новая республиканская Конституция.

11 мая 1925 - Конституция РСФСР

На XII Всероссийском съезде Советов была утверждена Конституция РСФСР. Её принятие обусловлено вхождением РСФСР в состав только что образованного государства - СССР. Документ был полностью посвящён образованию нового государства и закреплял вопросы общественного устройства, основы избирательного права.

5 декабря 1936 - Новая Конституция СССР

Спустя одиннадцать лет в общественной и политической жизни произошли значительные изменения, которые требовали закрепления в основном документе страны, поэтому на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР.

В ней была закреплена руководящая роль Коммунистической партии, экономические основы социализма, а также появились новые главы об общественном устройстве, местных органах государственной власти, суде и прокуратуре, основных правах и обязанностях граждан, избирательной системе. Были отменены все ограничения по избирательному праву - оно стало всеобщим, равным и прямым.

21 января 1937 - Конституция РСФСР

Её утвердили постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов. По содержанию и многим нормам, определяющим права и обязанности граждан, избирательную систему и структуру органов власти, она была идентична Конституции СССР 1936 года.

7 октября 1977 - Конституция СССР

Если граждане одобрят поправки - так тому и быть.

12 апреля 1978 - Новая Конституция РСФСР

1989 - 1992 - Поправки в Конституцию СССР

После начала перестройки и распада Советского Союза в основной документ вносят поправки, связанные с происходившими в стране изменениями. Например, в 1991 году вводится пост президента РСФСР, а вместо Коммунистической партии появились многопартийность и политический плюрализм. Кроме того, зафиксирован статус суверенного федеративного государства и новое наименование - Российская Федерация или Россия. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция.

12 декабря 1993 - Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием. Закрепила демократические ценности государства, определила основы общественной, политической, экономической, правовой, социальной систем в России: права человека на жизнь, труд, свободу и личную неприкосновенность, свободу слова, печати, собраний, вероисповедания и предпринимательства. Документ устанавливает власть народа через выборы и референдумы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.​


Сергей Тен, депутат Государственной Думы РФ:

«Меня часто спрашивают, для чего меры социальной поддержки нужно прописывать в Конституции? Ведь и так уже все закреплено в законодательстве РФ. Во-первых, не все, что сейчас прописывается в социальном блоке поправок, имеется в действующем законодательстве.

Модернизируется государственная политика и защита прав граждан в соответствии с требованиями времени. За Российской Федерацией закрепляется установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных.

Читайте также: