Какие органы эффективнее в защите прав российских граждан международные или национальные

Обновлено: 25.06.2024

Личные, индивидуальные возможности человека защищать свои права незначительны. Чаще всего они сводятся к слезным жалобам в различные инстанции без какой-либо надежды на реальную помощь. Намного больше сил и возможностей у организаций правозащитного характера и правоохранительных органов государства, прежде всего у судов. Опираясь на их помощь, человек может надеяться на успех в борьбе с несправедливостью.

Поговорим сначала о международном механизме в области защиты прав человека. Он специально создан для того, чтобы призывы к защите прав человека не оказались пустым звуком.

В 1976 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был учрежден Комитет по правам человека (сейчас – Совет). Он призван изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; составлять доклады по присланным материалам и рассылать их странам-участницам; разрешать споры между странами-участницами относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту.

Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает механизм защиты прав человека на международном уровне. Систематически собирается Конференция по человеческому измерению СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – наследника Хельсинкского совещания 1975 г.). В Гааге работает Международный суд по правам человека.

Большую правозащитную работу проводит Международная амнистия – неправительственная организация, члены которой собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, ведут разъяснительную работу, выступают с протестами против смертной казни, пыток и т. п.

Есть и другие международные правозащитные организации. Скажем, в Москве и Петербурге действуют группы Международного общества прав человека. Работают другие учреждения и организации, призванные содействовать просвещению людей в области прав человека.

Конституцией РФ введена должность Уполномоченного по правам человека. Такие уполномоченные успешно действуют во многих демократических странах.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в защите прав человека играет Комиссия по правам человека ООН?

2. Что призван делать Совет по правам человека?

3. Что такое Международная амнистия, чем она занимается?

4. Что отличает современный этап движения за реализацию прав человека?

5. Какие общественные организации наблюдают за соблюдением прав человека?

6. Какова роль государственных органов в защите прав человека?

Правозащитное движение началось с отстаивания фундаментальных прав человека: права на свободу мысли, совести, убеждений, на свободное выражение их, на свободу получать и распространять информацию и идеи, права на свободу передвижения. Идеи предопределили неполитический характер правозащитного движения, хотя ему и пришлось, отстаивая их, вступить в борьбу с государственной машиной.

Долгое время правозащитное движение ограничивалось рамками индивидуальных прав и свобод. Нам, правозащитникам первой генерации, оказалось психологически трудно выйти за привычные рамки. Сегодня это необходимо. Необходима реализация прав человека в полном объеме, на уровне, признанном международным сообществом и зафиксированном в международных документах. Такова, вероятно, задача следующих поколений правозащитников. Им предстоит долгий и нелегкий путь, на котором я предвижу немало скрытых опасностей и препятствий.

О чем речь? С тревогой я наблюдаю сегодня, как политизируется правозащитное движение и тем самым разрушается самый его фундамент, уходит личностное начало.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Полиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Полиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требует иного (Домашняя юридическая энциклопедия).

Один из показателей защищенности прав человека – уровень развития адвокатуры. Действовавшее до 1991 г. Положение об адвокатуре РФ, принятое в 1980 г., замалчивало вопрос о независимости адвоката, порой неверно определяло взаимоотношения коллегии адвокатов с государственными органами. Необходимо было вывести адвокатуру из подчинения Минюсту РФ, обеспечить независимость и высокий престиж судебной защиты.

Уровень развития адвокатуры – важный показатель правовой обеспеченности, правовой защищенности человека. Независимость и высокий престиж адвокатуры должны быть гарантированы. Недопустимо вмешательство в ее деятельность.

Должна быть гарантирована государством оплата услуг адвокатуры для малоимущих людей (Белая книга России).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Какие органы эффективнее в защите прав российских граждан: международные или национальные?

2. Уполномоченный по правам человека: статус, полномочия, функции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами,

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

§ 1.5. Соотношение прав человека и прав гражданина

§ 1.5. Соотношение прав человека и прав гражданина Права человека и права гражданина рассматриваются обычно вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права[508], а права гражданина - из позитивного[509], хотя и те и другие носят

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80). Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод посредством законодательной деятельности.

Тема 12. Мирное разрешение международных споров

Тема 12. Мирное разрешение международных споров УСИЛИЯ межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов прославились своей широкой известностью и одобрением международной общественности.Несмотря на то что средства мирного

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ СТАТЬЯ 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ СТАТЬЯ 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

66. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

66. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые

69. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

69. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ Конституция Российской Федерации 1993 г. предвосхитила собой поворот к открытой правовой системе цивилизованного правового государства, ответственного члена международного сообщества.«Российская Федерация, – говорится в

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

§ 36*. Международная защита прав человека в условиях военного времени

§ 36*. Международная защита прав человека в условиях военного времени Эта важная, комплексная деятельность была бы бесплодна, если бы не опиралась на мощный массив международных документов о правах человека.В соответствии с Итоговым документом Венской встречи,


Муниципальное образование "Поселок Нижний Бестях"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Права и обязанности иностранных граждан

Фото страницы

Права и обязанности иностранных граждан

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона №115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона №115-ФЗ);

10 ) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона №115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 №73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 №755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона №115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ:

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях - других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ):

1) постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона №115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 №564н);

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3) обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4) признанных беженцами на территории РФ, - до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5) получивших временное убежище на территории РФ, - до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ:

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона №115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ - сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона №115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 №114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств - членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 №109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона №115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона №115-ФЗ).

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.


В данной статье изучаются правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом. Проведя анализ данного вопроса, в работе был сделан вывод, что одним из основных механизмов ее решения, является организация плотного сотрудничества международных правительственных и неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав граждан.

Ключевые слова: защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, международное право, обязанность по защите прав граждан.

Статья 27 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого свободно покидать Российскую Федерацию и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане выезжают за границу на постоянное жительство, временно — по приглашению родственников или друзей, на работу, учебу, лечение, отдых, на туристические поездки, а также в командировки. Граждане, выехавшие в иностранную страну, находятся под его юрисдикцией. Конечно, это не означает, что их отношения с российским государством прекращаются. [3]

Граждане Российской Федерации, которые находятся за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться гражданами России и находятся под защитой и патронажем Российской Федерации.

Описывая гражданский правовой статус российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, авторы отмечают, что он определяется как российским законодательством, так и многочисленными законодательными актами принимающей страны.

Из гражданства, как нормативно-правовой связи, которая не теряется даже если гражданин находится за пределами государства, следует обязанность Российской Федерации по защите прав российских граждан за рубежом, которая закреплена в ст. 61 Конституции Российской Федерации.

Граждане РФ, которые находятся вне территории России особенно те, кто оказался там волей сложных, неоднозначных событий, имеют право на помощь, понимание и страны, с которой их связывает исторические, этнические, культурные и духовные корни. В связи с вышесказанным, вопрос правового решения проблем российских граждан за рубежом остаются одними крайне актуальным и значимым.

В последние годы происходит ухудшение политической, экономической и социальной ситуации в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, в связи с аннексией Крыма, военных действий в Сирии и западными санкциями взаимоотношения Российской Федерации с другими государствами развиваются неоднозначно. Данные политические факторы не могли не сказаться на положении граждан, находящихся вне территории Российской Федерации.

Законодательство России, определяющее направления деятельности в части поддержки российских граждан за рубежом, довольно объемно. Это обусловлено, в частности, тем, что российская диаспора в мире насчитывает около тридцати миллионов человек: только в США российских граждан более 3-х млн., в Германии — около 2-х млн. Следовательно, неизбежно перед страной встает проблема разработки мер защиты такой категории лиц как российских граждан за рубежом.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ. По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами.

Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод.

Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином. Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах.

Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции.

Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Помимо дипломатических и консульских учреждений создаются специальные национальные органы в сфере защиты прав граждан в том числе и находящихся за рубежом. Парижские принципы (Решение Комиссия ООН 8 марта 1978 года) не устанавливают жестких требований к модели, структуре и названию национальные органы в сфере защиты прав граждан. Обычно это зависит от принятой в регионе практики учреждения таких органов, терминологии, особенностей национальной культуры и правовых традиций. Но несмотря на модель организации, такие учреждения должны соответствовать критериям, установленным Парижскими принципами.

Во всемирной программе национальных органов в сфере защиты прав граждан Верховного комиссара по правам человека выделяется четыре основных модели.

Значимую роль в системе защиты прав российских граждан за границей место занимают межгосударственные договора о правовом сотрудничестве по различным видам гражданских, семейных и уголовных дел. С РФ такие договора подписали Греция, Болгария, Италия, Венгрия и некоторые другие государства. Также Правительство РФ подписало и ратифицировало Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Двухсторонние межгосударственные соглашения, имеющие цель защитить имущественные и личные права граждан одного государства-участника соглашения на территории другого, подписаны Азербайджаном, Латвией, Кыргызстаном, Эстонией, Литвой.

При анализе научных источников было выявлено, что политологи выделяют пять основных сфер ущемления правового положения российских граждан за рубежом:

1) ограничение российских граждан в правах;

2) уменьшение использования русского языка;

3) нарушение экономических прав граждан РФ;

5) в целом экономическая, политическая и юридическая незащищенность;

Предполагается, что необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на поддержку и защиту наших граждан.

Для решения выявленных проблем, необходимо усилить значение деятельности посольств и консульств РФ в оказании правовой помощи гражданам России, находящимся за рубежом, относительно которых проявляется дискриминация.

По сути, консульские отношения государств не зависят от их дипломатических отношений. Для открытия консульства на территории какого-либо государства необходимо установить консульские отношения и получить согласие страны, но на практике такие соглашения достигаются на основе взаимности.

Первостепенной задачей является обеспечение незамедлительной реакции сотрудников посольств и консульств РФ при возникновении проблем и конфликтов и оперативное предоставление правовой и материальной помощи гражданам РФ.

Нужно подчеркнуть, что для реализации данной меры необходимо выделение дополнительного финансового и материального обеспечения посольств и консульств РФ. [2]

Также при возникновении или угрозе наступления возможности нарушения прав и законных интересов российских граждан за рубежом необходимо активное привлечение интернациональных организаций по защите прав человека и других международных правовых институтов (Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств, Комиссаром Совета Европы по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совета ООН по правам человека и т. д. [2]

Международная практика последних лет показывает, что максимальная эффективность помощи российским гражданам в защите их прав за рубежом достигается путем привлечения большого количества международных организаций к решению проблемы. [2]

Также важным шагом в реализации мер защиты прав граждан за рубежом является разработка правовых механизмов применения санкций в отношении лиц нарушающих права граждан РФ. Таким правовым инструментом может быть установление уголовной ответственности для лиц, которые нарушают права российских граждан за рубежом. Для этого необходима разработка и утверждение в российском законодательстве соответствующих уголовно-процессуальных норм (об ответственности за нарушение прав российских граждан за рубежом, о выдаче нарушителей, о включении данных норм в международно-правовые договоры России и т. д.). [2]

Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, Российская Федерация, рубеж, гражданин РФ, защита, сфера защиты, иностранное государство, консульство РФ, орган, государственная власть.

Ключевые слова

международное право, защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, обязанность по защите прав граждан

защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, международное право, обязанность по защите прав граждан

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан, украинский, гражданин, гражданин Украины, Государственная программа.

Порядок пересечения государственной границы Российской.

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка.

Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ

Статья посвящена проблемам защиты политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление.

О форме государственного устройства России в широком и узком.

2. Защита прав человека и гражданина независимо от расовой и национальной

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет

а) В отношениях с иностранными государствами Российское государство реализует.

Современное состояние правового положения иностранных.

Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной.

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки.

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане.

‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Абсолютно ключевым актом, регулирующим отношения гражданства в РФ, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве.

Система государственного устройства России | Статья в журнале.

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений.

Суверенитет РФ в условиях современной интеграции

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство. Государственные символы как признак государственного.

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов.

. суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и Верховный суд РФ. Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также: