Какое из этих произведений не принадлежит перу к ф рылеева пустыня мои пенаты гражданин войнаровский
Обновлено: 02.07.2024
Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.
Так, для Жуковского народность — это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.
Декабристский романтизм
Среди декабристов-литераторов, конечно, были разногласия, но вместе с тем было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей.
О сущности “новой школы нашей поэзии” писал другой декабрист О.Сомов в статье “О романтической поэзии” (1823). Сомов предлагает различать и не “смешивать классическую поэзию французов с классической поэзией древних греков и римлян” (12), предлагает называть классической поэзией поэзию древних. Романтической поэзией он называет “новейшую поэзию, не основанную на мифологии древних” (13), а основанную на оригинальных народных верованиях, нравах, обычаях. Первым народом, имевшим романтическую поэзию были арабы, или мавры, которые, расселившись в Европе, впервые показали европейцам, что “можно иметь поэзию народную, независимую от преданий Греции и Рима” (14). Из европейских народов первыми романтиками были итальянцы (“воспев подвиги рыцарей Карла Великого и войну крестоносцев”), поэзия которых “служит как бы чертою прикосновения между поэзиями древнею и новою” (15) , затем остальные — испанцы, англичане, германцы. Каждый из этих народов создал собственную романтическую — то есть народную — поэзию. Подражание некоторых русских поэтов поэзии германцев, утверждает О.Сомов, не рождает русской романтической (т.е. народной) поэзии: “Может ли поэзия сделаться народною, когда в ней мы отдаляемся от нравов, понятий и образа мыслей наших единоземцев? Можем ли мы думать, чтобы тоскливые, немцеобразные рапсодии нынешних томительных тружеников поАполлоне (16) понравились и заронились в память русскому народу. Все роды стихотворений теперь слились почти в один элегический: везде унылые мечты, желание неизвестного, утомление жизнью, тоска почём-то лучшем…” (17) В итоге О.Сомов приходит к выводу: “Народу русскому, славному воинскими и гражданскими добродетелями, грозному силою и великодушному в победах, населяющему царство, обширнейшее в мире, богатое природою и воспоминаниями, — необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых” (18).
В эстетических взглядах О.Сомова заметное место занимает категория “национального”. Он рассуждает не просто о романтической поэзии, а о немецкой, английской, итальянской, русской и т. д. Интерес к национальному началу позволил ему заметить разницу между понятиями “национальное” и “народное”. Да, романтическая поэзия — поэзия народная, “но сколько различных народов слилось под одно название русских , сколько разных обликов, нравов и обычаев. ” (19) После этого замечания Сомову пришлось бы сказать, что в России романтическая поэзия или невозможна вообще, или возможна очень необычная, или надо менять саму народную жизнь, но ничего этого Сомов не сказал и выразился весьма двусмысленно: “Оставляю самому читателю делать соображения” (20).
Такие “соображения” решительно и смело высказал В.К.Кюхельбекер в статье “О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие” (1823): “Да создастся для славы России поэзия истинно русская; да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности” (21). Кюхельбекер осмеивает поэзию Жуковского и Батюшкова — трудно “не заснуть, перечитывая, как они иногда в трёхстах трёхстопных стихах друг другу рассказывают, что — слава богу! — здоровы и страх как жалеют, что так давно не видались!” (22). Кюхельбекер пишет о необходимости нового самосознания личности, замкнутой не на собственной лени и унынии, а обеспокоенный проблемами общенациональной жизни. Именно в этом — в участии человека в национальной жизни, в обеспокоенности национальным, в развитии национального начала в общественной жизни — Кюхельбекер видит возможность появления русской романтической поэзии и её цель.
Статья К.Ф.Рылеева “Несколько мыслей о поэзии” (1824) явилась своеобразным итогом эстетических рассуждений декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует” (23) — разве оригинальная и самобытная поэзия Гомера или Эсхила не романтическая? “Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной” (24). Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность.
Декабристская эстетика стала основой “гражданского романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности. Для декабристов сильная личность — это не индивидуалист, борющийся с судьбой, а гражданин и патриот, совершающий подвиг ради Отечества, народа, родины. Герой декабристской поэзии — активная личность, меняющая ход истории; такой личностью может быть историческое лицо или современный политический деятель, воин или поэт-гражданин. Декабристский идеал “героизма” включает в себя самоотверженность и самоотречение, готовность к подвигу, к самопожертвованию, к романтическому слиянию личности и народа.
Анализ творчества рылеева
Оно заключалось уже в самом факте выдвижения на первый план гражданской идеи, в их общей тенденции, наконец, в гражданственной, патриотической лексике и фразеологии, которая создавала лирическую тональность стихотворений и воплощала их основную эмоциональную тему: любовь к свободе, протест против угнетения.
Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта.
Жанровый комплекс романтизма
Эпоха романтизма сделала возможным деканонизацию жанровых структур и послужила формированию новой системы жанров.
Границы между жанрами становятся все менее четкими. На определенном этапе уже невозможно однозначно определить, к какому жанру относится то или иное романтическое произведение.
И тогда становится понятно, что Рылеевский поэт с еще большим ужасом переживает столкновение с несправедливой социальной жизнью. Этот мотив присутствовал и у Батюшкова, его персонаж также стремился укрыться в свои пенаты, в свой укромный уголок от окружающего мира, но он ведь не собирался оттуда возвращаться, а Рылеевский возвращается и с высоты своего идеала с еще большим кошмаром обнаруживает ужас социальной жизни. И в этом смысле к дружескому посланию благополучно прикрепляется финальная сатира, потому что именно так можно было обозначить особенности жанра оригинального Рылеевского стихотворения.
Кондратий Федорович Рылеев – один из зачинателей и классиков русской революционной гражданской поэзии, вдохновляемой передовым общественным движением и враждебной самодержавию. Он полнее других выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил основные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение важнейшие моменты истории декабристского движения в его самый существенный период – между 1820-1825 гг.
Рис. 2. В.А. Жуковский
Рис. 3. К.Н. Батюшков
и любопытно, что творчество Рылеева в юности своей разворачивается под влиянием и явным подражанием любимого Батюшкова. Это, в первую очередь, любовная, эротическая поэзия. И вдруг неожиданно в конце 20-х гг. облик и самой поэзии, и Рылеева уже меняется в уже понятную сторону: в сторону гражданской поэзии. Любопытно также то, каким образом Рылеев совершает этот поэтический переворот. Поэтому можно остановиться на самых популярных жанрах у его учителей: на жанре дружеского послания и жанре любовной элегии, которая под пером Рылеева приобретает совершенно другой вид и характер.
Но здесь мне жить не вечно,
И час разлуки злой
С пустынею немой
Мчит время быстротечно!
И снова на себя
Столичной жизни цепи,
Суровый рок кляня,
Для пылкого поэта
В триумфе видеть зло
И в шумном вихре света
Встречать везде ханжей,
Как вспыхнула война
На Юге за свободу,
И тогда становится понятно, что Рылеевский поэт с еще большим ужасом переживает столкновение с несправедливой социальной жизнью. Этот мотив присутствовал и у Батюшкова, его персонаж также стремился укрыться в свои пенаты, в свой укромный уголок от окружающего мира, но он ведь не собирался оттуда возвращаться, а Рылеевский возвращается и с высоты своего идеала с еще большим кошмаром обнаруживает ужас социальной жизни. И в этом смысле к дружескому посланию благополучно прикрепляется финальная сатира, потому что именно так можно было обозначить особенности жанра оригинального Рылеевского стихотворения.
Ты посетить, мой друг, желала
Уединенный угол мой,
Когда душа изнемогала
В борьбе с болезнью роковой.
Вот она, действительно, посетила и своим участием спасла больного поэта, но дальше элегия разворачивается более чем странно:
Я не хочу любви твоей,Я не могу ее присвоить;Я отвечать не в силах ей,Моя душа твоей не стоит.
Мне не любовь твоя нужна,
Занятья нужны мне иные:
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет,-
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
И тут этот переход от элегических любовных переживаний к выполнению некого долга, к которому призывает Отчизна Рылеевского героя и который забывает его забыть о любви, о частной жизни. И у Батюшкова, и Жуковского именно любовь оказывалась той сферой, где романтический поэт мог найти хоть какую-то возможность примериться с несовершенством окружающей жизни. Рылеевскому поэту такой выход из ситуации представляется невозможным. Он обнаруживает другой ход. С одной стороны, ежели мир оказывается несовершенным, как это было в представлении романтиков, то давайте же мы этот мир поменяем. А с другой стороны, выход за рамки поэзии как искусства поэтического слова в сферу непосредственного воздействия на мир с целью изменить его выразится в том, что в творчестве Рылеева мы обнаружим возрождение старых классицистических жанров.
ОДА – это жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра
Ода на день тезоименитстваЕго императорского высочествавеликого князя Александра Николаевича,августа 1823 года
Речь идет о пятилетнем великом князе Александре Николаевиче, будущем императоре Александре ІІ.
Рис. 4. Император Александр ІІ
С одной стороны, Рылеев воскрешает традицию напутственно-просветительской оды, когда-то заложенной еще Державиным,
Рис. 5. Г.Р. Державин
Рис. 6. Императрица Екатерина ІІ
прабабки Александра Николаевича, которая дает советы своему правнуку относительно того как сегодня нужно управлять государством. Напомним, что недавно отгремела победоносная отечественная война 1812 года,
Рис. 7. Отечественная война 1812 г.
Рылеев был участником заграничных походов. Это было особенное ощущение русских воинов, освободивших не только Россию, но и Европу. Поэтому представление о свободе, которую они принесли всему миру от тирании Наполеона,
Рис. 8. Император и полководец Наполеон I Бонапарт
безусловно, оборачивалась идеей необходимости освобождения и своей собственной страны. Но этот новый конфликт, в понимании Рылеева, он опишет таким образом:
Военных подвигов година
Грозою шумной протекла;
Твой век иная ждет судьбина,
Иные ждут тебя дела.
Затмится свод небес лазурных
Настанет век борений бурных
Неправды с правдою святой.
Стало быть, речь идет не о воинах, а о неком гражданском конфликте, о некой борьбе правды и неправды:
Уже воспрянул дух свободы
Против насильственных властей;
Смотри – в волнении народы,
Смотри – в движеньи сонм царей.
Быть может, отрок мой, корона
Тебе назначена творцом;
Люби народ, чти власть закона,
Учись заране быть царем.
А дальше речь идет об этих, как позже они будут названы, декабристских представлениях о том, каким образом нужно утвердить эту самую свободу в России. В конце концов, возникает представление об особом состоянии времени и его духе:
Старайся дух постигнуть века,
Узнать потребность русских стран,
Будь человек для человека,
Будь гражданин для сограждан.
И это не просто риторика, это вполне сложившаяся у Рылеева поэтическая концепция, связанная с необходимостью изменения общественной жизни. Эта самая потребность русских стран ни что иное, как свобода, как утверждение человеческой личности, ее достоинств.
Рис. 9. Генерал Д.М. Мордвинов
Тема оды неожиданна и глубока, она обращена к дворянству.
Напомним, что со времен Петра I
Рис. 10. Император Петр I
всякий дворянин обязан был служить, чаще всего, на военной службе. Только в середине XVIII века при Петре III
Рис. 11. Император Петр III
издается указ о вольности дворянства, когда дворянину давалась возможность выбора между службой военной и службой гражданской. Но на протяжении XVIII, XIX и даже начала ХХ века воинская служба была более почитаемой и ценимой дворянами, потому что прямое предназначение дворянства – защита отечества – в этой военной службе обнаруживало форму для своего выражения и воплощения. И вдруг в этой самой оде Рылеев пытается изменить понятия. Да, воинский подвиг – это замечательно, это ярко, это выразительно, понятно, где свои, где чужие, понятно, ради чего вы сражаетесь и чему вы готовы пожертвовать жизнью. А вот когда речь идет о службе гражданской, то вот это самое борение правды с неправдой, этот самый моральный конфликт борьбы добра со злом приобретает менее отчетливый характер, потому что здесь неясно, кто свой, кто чужой. Это подвиги, которые незаметны, но именно в этом предназначение века и времени (изнутри взорвать жизнь). Самое замечательное в этом стихотворении – это идея перенести воинский подвиг в сферу гражданской жизни или осветить ее идеалом подвига:
О, так, сограждане, не нам
В наш век роптать на провиденье –
За их святое снисхожденье!
От них, для блага русских стран,
Муж добродетельный нам дан;
Уже полвека он Россию
Гражданским мужеством дивит;
Вотще коварство вкруг шипит –
Он наступил ему на выю.
Ощущение этого особого героического действия, на манер военного, мы обнаружим в облике декабриста. Наиболее он ощутим в образе Чацкого
Рис. 12. М. Ленин в роли А.А. Чацкого
Рис. 13. А.С. Грибоедов
где этот персонаж не в состоянии сдерживать свой гражданский гнев, свое возмущение, и всякий раз при удобном или неудобном случае он разворачивает инвективы в адрес окружающего мира, который он активно не принимает и с которым он борется. Но эта борьба разворачивается здесь в логике Рылеева как борьба между добром и злом. Таким неожиданным образом мы обнаруживаем в творчестве Рылеева воскрешение старых общественных гражданских жанров: жанра оды.
Рис. 14. А.И. Герцен
хотя у самого автора это название отсутствует.
САТИРА – это лирическое стихотворение значительного объёма, в котором присутствует отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц, группы лиц и явлений.
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
подражая как бы украинскому фольклору. ДУМА – поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Думы будут обращены к персонажам из
7. Заключительная характеристика творчества К.Ф. Рылеева
И вот теперь можно сделать некоторые выводы: действительно, гражданская поэзия Рылеева создает свою особенную романтическую модель. Она, с одной стороны, опирается на традицию его предшественников: это Жуковский, Батюшков. В их творчестве тоже возникало ощущение конфликтности бытия: Батюшковский поэт бежит в укромный уголок от окружающего мира, поэт Жуковского готов умереть в юношеском возрасте, чтобы не столкнуться с несовершенством мира. Но у обеих обвинения в адрес мира звучат достаточно обобщенно, символично, философично. Рылеев же начинает воспринимать несовершенство окружающего мира в социально-политическом аспекте. Если поэт у Жуковского и поэт у Батюшкова пытались уйти от конфликтного внешнего мира в мир внутренний, в мир мечты и воображения или, напротив, пытались взмыть в небеса и обрести небесное в земном, то поэт Рылеева посвящает свою жизнь попыткам изменениям жизни. И это не менее романтический мотив, поскольку он превращает поэзию не столько в искусство слова, как это было характерно для романтизма, сколько в попытку реального воздействия на окружающий мир, в попытку его реального изменения. Именно поэтому поэты-декабристы,
Рис. 19. Памятник декабристам в Санкт-Петербурге
и Рылеев в частности, пытаются воскресить в своей поэзии жанры уже ушедшего и забытого в XVIII веке классицизма с его гражданским пафосом, общественной проблематикой, воспеванием гражданских исторических ценностей, если речь идет о высоких жанрах вроде оды. Или напротив, когда речь идет о сатире и комедии с попытками бороться с пороками мира. Воскрешая эти жанры, Рылеев наполняет их современным содержанием, которые чуть позже, после выступления 14 декабря 1825 года,
Рис. 20. Восстание декабристов (Санкт-Петербург, 14 декабря 1825 г.)
в нашем сознании навсегда останутся как декабристские.
Вопросы к конспектам
1. Найдите в них общие мотивы, образы, темы.
2. Сопоставьте с похожими произведениями поэтов-предшественников: Жуковского, Батюшкова, Державина.
3. *Определите, в чем новаторство Рылеева и насколько идеи лирического героя его произведений соответствовали жизненным принципам самого автора.
Читайте также:
- Можно ли в уголовном судопроизводстве
- Повышенное содержание остаточного хлора в питьевой воде допускается по согласованию с кем
- Какие права старообрядцев были восстановлены при екатерине
- Какие возможности предоставляет система 1с документооборот пользователям
- Сколько процентов от общего количества перенесших инсульт лица трудоспособного возраста