Какое из этих произведений не принадлежит перу к ф рылеева пустыня мои пенаты гражданин войнаровский

Обновлено: 02.07.2024

Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Так, для Жуковского народность — это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

Декабристский романтизм

Среди декабристов-литераторов, конечно, были разногласия, но вместе с тем было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей.

О сущности “новой школы нашей поэзии” писал другой декабрист О.Сомов в статье “О романтической поэзии” (1823). Сомов предлагает различать и не “смешивать классическую поэзию французов с классической поэзией древних греков и римлян” (12), предлагает называть классической поэзией поэзию древних. Романтической поэзией он называет “новейшую поэзию, не основанную на мифологии древних” (13), а основанную на оригинальных народных верованиях, нравах, обычаях. Первым народом, имевшим романтическую поэзию были арабы, или мавры, которые, расселившись в Европе, впервые показали европейцам, что “можно иметь поэзию народную, независимую от преданий Греции и Рима” (14). Из европейских народов первыми романтиками были итальянцы (“воспев подвиги рыцарей Карла Великого и войну крестоносцев”), поэзия которых “служит как бы чертою прикосновения между поэзиями древнею и новою” (15) , затем остальные — испанцы, англичане, германцы. Каждый из этих народов создал собственную романтическую — то есть народную — поэзию. Подражание некоторых русских поэтов поэзии германцев, утверждает О.Сомов, не рождает русской романтической (т.е. народной) поэзии: “Может ли поэзия сделаться народною, когда в ней мы отдаляемся от нравов, понятий и образа мыслей наших единоземцев? Можем ли мы думать, чтобы тоскливые, немцеобразные рапсодии нынешних томительных тружеников поАполлоне (16) понравились и заронились в память русскому народу. Все роды стихотворений теперь слились почти в один элегический: везде унылые мечты, желание неизвестного, утомление жизнью, тоска почём-то лучшем…” (17) В итоге О.Сомов приходит к выводу: “Народу русскому, славному воинскими и гражданскими добродетелями, грозному силою и великодушному в победах, населяющему царство, обширнейшее в мире, богатое природою и воспоминаниями, — необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых” (18).

В эстетических взглядах О.Сомова заметное место занимает категория “национального”. Он рассуждает не просто о романтической поэзии, а о немецкой, английской, итальянской, русской и т. д. Интерес к национальному началу позволил ему заметить разницу между понятиями “национальное” и “народное”. Да, романтическая поэзия — поэзия народная, “но сколько различных народов слилось под одно название русских , сколько разных обликов, нравов и обычаев. ” (19) После этого замечания Сомову пришлось бы сказать, что в России романтическая поэзия или невозможна вообще, или возможна очень необычная, или надо менять саму народную жизнь, но ничего этого Сомов не сказал и выразился весьма двусмысленно: “Оставляю самому читателю делать соображения” (20).

Такие “соображения” решительно и смело высказал В.К.Кюхельбекер в статье “О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие” (1823): “Да создастся для славы России поэзия истинно русская; да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности” (21). Кюхельбекер осмеивает поэзию Жуковского и Батюшкова — трудно “не заснуть, перечитывая, как они иногда в трёхстах трёхстопных стихах друг другу рассказывают, что — слава богу! — здоровы и страх как жалеют, что так давно не видались!” (22). Кюхельбекер пишет о необходимости нового самосознания личности, замкнутой не на собственной лени и унынии, а обеспокоенный проблемами общенациональной жизни. Именно в этом — в участии человека в национальной жизни, в обеспокоенности национальным, в развитии национального начала в общественной жизни — Кюхельбекер видит возможность появления русской романтической поэзии и её цель.

Статья К.Ф.Рылеева “Несколько мыслей о поэзии” (1824) явилась своеобразным итогом эстетических рассуждений декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует” (23) — разве оригинальная и самобытная поэзия Гомера или Эсхила не романтическая? “Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной” (24). Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность.

Декабристская эстетика стала основой “гражданского романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности. Для декабристов сильная личность — это не индивидуалист, борющийся с судьбой, а гражданин и патриот, совершающий подвиг ради Отечества, народа, родины. Герой декабристской поэзии — активная личность, меняющая ход истории; такой личностью может быть историческое лицо или современный политический деятель, воин или поэт-гражданин. Декабристский идеал “героизма” включает в себя самоотверженность и самоотречение, готовность к подвигу, к самопожертвованию, к романтическому слиянию личности и народа.

Анализ творчества рылеева

Оно заключалось уже в самом факте выдвижения на первый план гражданской идеи, в их общей тенденции, наконец, в гражданственной, патриотической лексике и фразеологии, которая создавала лирическую тональность стихотворений и воплощала их основную эмоциональную тему: любовь к свободе, протест против угнетения.

Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта.

Жанровый комплекс романтизма

Эпоха романтизма сделала возможным деканонизацию жанровых структур и послужила формированию новой системы жанров.

Границы между жанрами становятся все менее четкими. На определенном этапе уже невозможно однозначно определить, к какому жанру относится то или иное романтическое произведение.

И тогда становится понятно, что Рылеевский поэт с еще большим ужасом переживает столкновение с несправедливой социальной жизнью. Этот мотив присутствовал и у Батюшкова, его персонаж также стремился укрыться в свои пенаты, в свой укромный уголок от окружающего мира, но он ведь не собирался оттуда возвращаться, а Рылеевский возвращается и с высоты своего идеала с еще большим кошмаром обнаруживает ужас социальной жизни. И в этом смысле к дружескому посланию благополучно прикрепляется финальная сатира, потому что именно так можно было обозначить особенности жанра оригинального Рылеевского стихотворения.

К.Ф. Ры­ле­ев

Кон­дра­тий Фе­до­ро­вич Ры­ле­ев – один из за­чи­на­те­лей и клас­си­ков рус­ской ре­во­лю­ци­он­ной граж­дан­ской по­э­зии, вдох­нов­ля­е­мой пе­ре­до­вым об­ще­ствен­ным дви­же­ни­ем и враж­деб­ной са­мо­дер­жа­вию. Он пол­нее дру­гих вы­ра­зил в по­э­зии де­каб­рист­ское ми­ро­воз­зре­ние и раз­вил ос­нов­ные темы де­каб­риз­ма. В твор­че­стве Ры­ле­е­ва нашли от­ра­же­ние важ­ней­шие мо­мен­ты ис­то­рии де­каб­рист­ско­го дви­же­ния в его самый су­ще­ствен­ный пе­ри­од – между 1820-1825 гг.

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 2. В.А. Жу­ков­ский

К.Н. Ба­тюш­ков

Рис. 3. К.Н. Ба­тюш­ков

и лю­бо­пыт­но, что твор­че­ство Ры­ле­е­ва в юно­сти своей раз­во­ра­чи­ва­ет­ся под вли­я­ни­ем и явным под­ра­жа­ни­ем лю­би­мо­го Ба­тюш­ко­ва. Это, в первую оче­редь, лю­бов­ная, эро­ти­че­ская по­э­зия. И вдруг неожи­дан­но в конце 20-х гг. облик и самой по­э­зии, и Ры­ле­е­ва уже ме­ня­ет­ся в уже по­нят­ную сто­ро­ну: в сто­ро­ну граж­дан­ской по­э­зии. Лю­бо­пыт­но также то, каким об­ра­зом Ры­ле­ев со­вер­ша­ет этот по­э­ти­че­ский пе­ре­во­рот. По­это­му можно оста­но­вить­ся на самых по­пу­ляр­ных жан­рах у его учи­те­лей: на жанре дру­же­ско­го по­сла­ния и жанре лю­бов­ной эле­гии, ко­то­рая под пером Ры­ле­е­ва при­об­ре­та­ет со­вер­шен­но дру­гой вид и ха­рак­тер.

Но здесь мне жить не вечно,

И час раз­лу­ки злой

С пу­сты­нею немой

Мчит время быст­ро­теч­но!

И снова на себя

Сто­лич­ной жизни цепи,

Су­ро­вый рок кляня,

Для пыл­ко­го поэта

В три­ум­фе ви­деть зло

И в шум­ном вихре света

Встре­чать везде хан­жей,

Как вспых­ну­ла война

На Юге за сво­бо­ду,

И тогда ста­но­вит­ся по­нят­но, что Ры­ле­ев­ский поэт с еще боль­шим ужа­сом пе­ре­жи­ва­ет столк­но­ве­ние с неспра­вед­ли­вой со­ци­аль­ной жиз­нью. Этот мотив при­сут­ство­вал и у Ба­тюш­ко­ва, его пер­со­наж также стре­мил­ся укрыть­ся в свои пе­на­ты, в свой укром­ный уго­лок от окру­жа­ю­ще­го мира, но он ведь не со­би­рал­ся от­ту­да воз­вра­щать­ся, а Ры­ле­ев­ский воз­вра­ща­ет­ся и с вы­со­ты сво­е­го иде­а­ла с еще боль­шим кош­ма­ром об­на­ру­жи­ва­ет ужас со­ци­аль­ной жизни. И в этом смыс­ле к дру­же­ско­му по­сла­нию бла­го­по­луч­но при­креп­ля­ет­ся фи­наль­ная са­ти­ра, по­то­му что имен­но так можно было обо­зна­чить осо­бен­но­сти жанра ори­ги­наль­но­го Ры­ле­ев­ско­го сти­хо­тво­ре­ния.

Ты по­се­тить, мой друг, же­ла­ла

Уеди­нен­ный угол мой,

Когда душа из­не­мо­га­ла

В борь­бе с бо­лез­нью ро­ко­вой.

Вот она, дей­стви­тель­но, по­се­ти­ла и своим уча­сти­ем спас­ла боль­но­го поэта, но даль­ше эле­гия раз­во­ра­чи­ва­ет­ся более чем стран­но:

Я не хочу любви твоей,Я не могу ее при­сво­ить;Я от­ве­чать не в силах ей,Моя душа твоей не стоит.

Мне не лю­бовь твоя нужна,

За­ня­тья нужны мне иные:

От­рад­на мне одна война,

Одни тре­во­ги бо­е­вые.

Лю­бовь никак ней­дет на ум:

Увы! моя от­чиз­на страж­дет,-

Душа в вол­не­ньи тяж­ких дум

Те­перь одной сво­бо­ды жаж­дет.

И тут этот пе­ре­ход от эле­ги­че­ских лю­бов­ных пе­ре­жи­ва­ний к вы­пол­не­нию неко­го долга, к ко­то­ро­му при­зы­ва­ет От­чиз­на Ры­ле­ев­ско­го героя и ко­то­рый за­бы­ва­ет его за­быть о любви, о част­ной жизни. И у Ба­тюш­ко­ва, и Жу­ков­ско­го имен­но лю­бовь ока­зы­ва­лась той сфе­рой, где ро­ман­ти­че­ский поэт мог найти хоть ка­кую-то воз­мож­ность при­ме­рить­ся с несо­вер­шен­ством окру­жа­ю­щей жизни. Ры­ле­ев­ско­му поэту такой выход из си­ту­а­ции пред­став­ля­ет­ся невоз­мож­ным. Он об­на­ру­жи­ва­ет дру­гой ход. С одной сто­ро­ны, ежели мир ока­зы­ва­ет­ся несо­вер­шен­ным, как это было в пред­став­ле­нии ро­ман­ти­ков, то да­вай­те же мы этот мир по­ме­ня­ем. А с дру­гой сто­ро­ны, выход за рамки по­э­зии как ис­кус­ства по­э­ти­че­ско­го слова в сферу непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на мир с целью из­ме­нить его вы­ра­зит­ся в том, что в твор­че­стве Ры­ле­е­ва мы об­на­ру­жим воз­рож­де­ние ста­рых клас­си­ци­сти­че­ских жан­ров.

ОДА – это жанр ли­ри­ки, пред­став­ля­ю­щий собою тор­же­ствен­ное сти­хо­тво­ре­ние, по­свя­щен­ное ка­ко­му-ли­бо со­бы­тию или герою, или от­дель­ное про­из­ве­де­ние та­ко­го жанра

Ода на день те­зо­име­нит­стваЕго им­пе­ра­тор­ско­го вы­со­че­стваве­ли­ко­го князя Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча,ав­гу­ста 1823 года

Речь идет о пя­ти­лет­нем ве­ли­ком князе Алек­сан­дре Ни­ко­ла­е­ви­че, бу­ду­щем им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре ІІ.

Им­пе­ра­тор Алек­сандр ІІ

Рис. 4. Им­пе­ра­тор Алек­сандр ІІ

С одной сто­ро­ны, Ры­ле­ев вос­кре­ша­ет тра­ди­цию на­пут­ствен­но-про­све­ти­тель­ской оды, ко­гда-то за­ло­жен­ной еще Дер­жа­ви­ным,

Г.Р. Дер­жа­вин

Рис. 5. Г.Р. Дер­жа­вин

Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на ІІ

Рис. 6. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на ІІ

пра­баб­ки Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча, ко­то­рая дает со­ве­ты сво­е­му пра­вну­ку от­но­си­тель­но того как се­год­ня нужно управ­лять го­су­дар­ством. На­пом­ним, что недав­но от­гре­ме­ла по­бе­до­нос­ная оте­че­ствен­ная война 1812 года,

Оте­че­ствен­ная война 1812 г.

Рис. 7. Оте­че­ствен­ная война 1812 г.

Ры­ле­ев был участ­ни­ком за­гра­нич­ных по­хо­дов. Это было осо­бен­ное ощу­ще­ние рус­ских во­и­нов, осво­бо­див­ших не толь­ко Рос­сию, но и Ев­ро­пу. По­это­му пред­став­ле­ние о сво­бо­де, ко­то­рую они при­нес­ли всему миру от ти­ра­нии На­по­лео­на,

Им­пе­ра­тор и пол­ко­во­дец На­по­ле­он I Бо­на­парт

Рис. 8. Им­пе­ра­тор и пол­ко­во­дец На­по­ле­он I Бо­на­парт

без­услов­но, обо­ра­чи­ва­лась идеей необ­хо­ди­мо­сти осво­бож­де­ния и своей соб­ствен­ной стра­ны. Но этот новый кон­фликт, в по­ни­ма­нии Ры­ле­е­ва, он опи­шет таким об­ра­зом:

Во­ен­ных по­дви­гов го­ди­на

Гро­зою шум­ной про­тек­ла;

Твой век иная ждет судь­би­на,

Иные ждут тебя дела.

За­тмит­ся свод небес ла­зур­ных

На­ста­нет век бо­ре­ний бур­ных

Неправ­ды с прав­дою свя­той.

Стало быть, речь идет не о во­и­нах, а о неком граж­дан­ском кон­флик­те, о некой борь­бе прав­ды и неправ­ды:

Уже вос­пря­нул дух сво­бо­ды

Про­тив на­силь­ствен­ных вла­стей;

Смот­ри – в вол­не­нии на­ро­ды,

Смот­ри – в дви­же­ньи сонм царей.

Быть может, отрок мой, ко­ро­на

Тебе на­зна­че­на твор­цом;

Люби народ, чти власть за­ко­на,

Учись за­ране быть царем.

А даль­ше речь идет об этих, как позже они будут на­зва­ны, де­каб­рист­ских пред­став­ле­ни­ях о том, каким об­ра­зом нужно утвер­дить эту самую сво­бо­ду в Рос­сии. В конце кон­цов, воз­ни­ка­ет пред­став­ле­ние об осо­бом со­сто­я­нии вре­ме­ни и его духе:

Ста­рай­ся дух по­стиг­нуть века,

Узнать по­треб­ность рус­ских стран,

Будь че­ло­век для че­ло­ве­ка,

Будь граж­да­нин для со­граж­дан.

И это не про­сто ри­то­ри­ка, это вполне сло­жив­ша­я­ся у Ры­ле­е­ва по­э­ти­че­ская кон­цеп­ция, свя­зан­ная с необ­хо­ди­мо­стью из­ме­не­ния об­ще­ствен­ной жизни. Эта самая по­треб­ность рус­ских стран ни что иное, как сво­бо­да, как утвер­жде­ние че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ее до­сто­инств.

Ге­не­рал Д.М. Морд­ви­нов

Рис. 9. Ге­не­рал Д.М. Морд­ви­нов

Тема оды неожи­дан­на и глу­бо­ка, она об­ра­ще­на к дво­рян­ству.

На­пом­ним, что со вре­мен Петра I

Им­пе­ра­тор Петр I

Рис. 10. Им­пе­ра­тор Петр I

вся­кий дво­ря­нин обя­зан был слу­жить, чаще всего, на во­ен­ной служ­бе. Толь­ко в се­ре­дине XVIII века при Петре III

Им­пе­ра­тор Петр III

Рис. 11. Им­пе­ра­тор Петр III

из­да­ет­ся указ о воль­но­сти дво­рян­ства, когда дво­ря­ни­ну да­ва­лась воз­мож­ность вы­бо­ра между служ­бой во­ен­ной и служ­бой граж­дан­ской. Но на про­тя­же­нии XVIII, XIX и даже на­ча­ла ХХ века во­ин­ская служ­ба была более по­чи­та­е­мой и це­ни­мой дво­ря­на­ми, по­то­му что пря­мое пред­на­зна­че­ние дво­рян­ства – за­щи­та оте­че­ства – в этой во­ен­ной служ­бе об­на­ру­жи­ва­ло форму для сво­е­го вы­ра­же­ния и во­пло­ще­ния. И вдруг в этой самой оде Ры­ле­ев пы­та­ет­ся из­ме­нить по­ня­тия. Да, во­ин­ский по­двиг – это за­ме­ча­тель­но, это ярко, это вы­ра­зи­тель­но, по­нят­но, где свои, где чужие, по­нят­но, ради чего вы сра­жа­е­тесь и чему вы го­то­вы по­жерт­во­вать жиз­нью. А вот когда речь идет о служ­бе граж­дан­ской, то вот это самое бо­ре­ние прав­ды с неправ­дой, этот самый мо­раль­ный кон­фликт борь­бы добра со злом при­об­ре­та­ет менее от­чет­ли­вый ха­рак­тер, по­то­му что здесь неяс­но, кто свой, кто чужой. Это по­дви­ги, ко­то­рые неза­мет­ны, но имен­но в этом пред­на­зна­че­ние века и вре­ме­ни (из­нут­ри взо­рвать жизнь). Самое за­ме­ча­тель­ное в этом сти­хо­тво­ре­нии – это идея пе­ре­не­сти во­ин­ский по­двиг в сферу граж­дан­ской жизни или осве­тить ее иде­а­лом по­дви­га:

О, так, со­граж­дане, не нам

В наш век роп­тать на про­ви­де­нье –

За их свя­тое снис­хож­де­нье!

От них, для блага рус­ских стран,

Муж доб­ро­де­тель­ный нам дан;

Уже пол­ве­ка он Рос­сию

Граж­дан­ским му­же­ством дивит;

Вотще ко­вар­ство вкруг шипит –

Он на­сту­пил ему на выю.

Ощу­ще­ние этого осо­бо­го ге­ро­и­че­ско­го дей­ствия, на манер во­ен­но­го, мы об­на­ру­жим в об­ли­ке де­каб­ри­ста. Наи­бо­лее он ощу­тим в об­ра­зе Чац­ко­го

М. Ленин в роли А.А. Чац­ко­го

Рис. 12. М. Ленин в роли А.А. Чац­ко­го

А.С. Гри­бо­едов

Рис. 13. А.С. Гри­бо­едов

где этот пер­со­наж не в со­сто­я­нии сдер­жи­вать свой граж­дан­ский гнев, свое воз­му­ще­ние, и вся­кий раз при удоб­ном или неудоб­ном слу­чае он раз­во­ра­чи­ва­ет ин­век­ти­вы в адрес окру­жа­ю­ще­го мира, ко­то­рый он ак­тив­но не при­ни­ма­ет и с ко­то­рым он бо­рет­ся. Но эта борь­ба раз­во­ра­чи­ва­ет­ся здесь в ло­ги­ке Ры­ле­е­ва как борь­ба между доб­ром и злом. Таким неожи­дан­ным об­ра­зом мы об­на­ру­жи­ва­ем в твор­че­стве Ры­ле­е­ва вос­кре­ше­ние ста­рых об­ще­ствен­ных граж­дан­ских жан­ров: жанра оды.

А.И. Гер­цен

Рис. 14. А.И. Гер­цен

хотя у са­мо­го ав­то­ра это на­зва­ние от­сут­ству­ет.

СА­ТИ­РА – это ли­ри­че­ское сти­хо­тво­ре­ние зна­чи­тель­но­го объ­ё­ма, в ко­то­ром при­сут­ству­ет от­ри­ца­тель­ное или резко осуж­да­ю­щее и него­ду­ю­щее изоб­ра­же­ние свойств и ка­честв от­дель­ных ти­пи­че­ских лиц, груп­пы лиц и яв­ле­ний.

Я ль буду в ро­ко­вое время

По­зо­рить граж­да­ни­на сан

И под­ра­жать тебе, из­не­жен­ное племя

Нет, неспо­со­бен я в объ­я­тьях сла­до­стра­стья,

В по­стыд­ной празд­но­сти вла­чить свой век мла­дой

И из­ны­вать ки­пя­щею душой

Под тяж­ким игом са­мо­вла­стья.

Пусть юноши, своей не раз­га­дав судь­бы,

По­стиг­нуть не хотят пред­на­зна­че­нье века

И не го­то­вят­ся для бу­ду­щей борь­бы

За угне­тен­ную сво­бо­ду че­ло­ве­ка.

Пусть с хлад­ною душой бро­са­ют хлад­ный взор

На бед­ствия своей от­чиз­ны,

И не чи­та­ют в них гря­ду­щий свой позор

И спра­вед­ли­вые по­том­ков уко­риз­ны.

под­ра­жая как бы укра­ин­ско­му фольк­ло­ру. ДУМА – по­э­ти­че­ский жанр рус­ской ли­те­ра­ту­ры, пред­став­ля­ю­щий собой раз­мыш­ле­ния поэта на фи­ло­соф­ские, со­ци­аль­ные и се­мей­но-бы­то­вые темы. Думы будут об­ра­ще­ны к пер­со­на­жам из

7. Заключительная характеристика творчества К.Ф. Рылеева

И вот те­перь можно сде­лать неко­то­рые вы­во­ды: дей­стви­тель­но, граж­дан­ская по­э­зия Ры­ле­е­ва со­зда­ет свою осо­бен­ную ро­ман­ти­че­скую мо­дель. Она, с одной сто­ро­ны, опи­ра­ет­ся на тра­ди­цию его пред­ше­ствен­ни­ков: это Жу­ков­ский, Ба­тюш­ков. В их твор­че­стве тоже воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние кон­фликт­но­сти бытия: Ба­тюш­ков­ский поэт бежит в укром­ный уго­лок от окру­жа­ю­ще­го мира, поэт Жу­ков­ско­го готов уме­реть в юно­ше­ском воз­расте, чтобы не столк­нуть­ся с несо­вер­шен­ством мира. Но у обеих об­ви­не­ния в адрес мира зву­чат до­ста­точ­но обоб­щен­но, сим­во­лич­но, фи­ло­со­фич­но. Ры­ле­ев же на­чи­на­ет вос­при­ни­мать несо­вер­шен­ство окру­жа­ю­ще­го мира в со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ском ас­пек­те. Если поэт у Жу­ков­ско­го и поэт у Ба­тюш­ко­ва пы­та­лись уйти от кон­фликт­но­го внеш­не­го мира в мир внут­рен­ний, в мир мечты и во­об­ра­же­ния или, на­про­тив, пы­та­лись взмыть в небе­са и об­ре­сти небес­ное в зем­ном, то поэт Ры­ле­е­ва по­свя­ща­ет свою жизнь по­пыт­кам из­ме­не­ни­ям жизни. И это не менее ро­ман­ти­че­ский мотив, по­сколь­ку он пре­вра­ща­ет по­э­зию не столь­ко в ис­кус­ство слова, как это было ха­рак­тер­но для ро­ман­тиз­ма, сколь­ко в по­пыт­ку ре­аль­но­го воз­дей­ствия на окру­жа­ю­щий мир, в по­пыт­ку его ре­аль­но­го из­ме­не­ния. Имен­но по­это­му по­эты-де­каб­ри­сты,

Па­мят­ник де­каб­ри­стам в Санкт-Пе­тер­бур­ге

Рис. 19. Па­мят­ник де­каб­ри­стам в Санкт-Пе­тер­бур­ге

и Ры­ле­ев в част­но­сти, пы­та­ют­ся вос­кре­сить в своей по­э­зии жанры уже ушед­ше­го и за­бы­то­го в XVIII веке клас­си­циз­ма с его граж­дан­ским па­фо­сом, об­ще­ствен­ной про­бле­ма­ти­кой, вос­пе­ва­ни­ем граж­дан­ских ис­то­ри­че­ских цен­но­стей, если речь идет о вы­со­ких жан­рах вроде оды. Или на­про­тив, когда речь идет о са­ти­ре и ко­ме­дии с по­пыт­ка­ми бо­роть­ся с по­ро­ка­ми мира. Вос­кре­шая эти жанры, Ры­ле­ев на­пол­ня­ет их со­вре­мен­ным со­дер­жа­ни­ем, ко­то­рые чуть позже, после вы­ступ­ле­ния 14 де­каб­ря 1825 года,

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов (Санкт-Пе­тер­бург, 14 де­каб­ря 1825 г.)

Рис. 20. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов (Санкт-Пе­тер­бург, 14 де­каб­ря 1825 г.)

в нашем со­зна­нии на­все­гда оста­нут­ся как де­каб­рист­ские.

Вопросы к конспектам

1. Най­ди­те в них общие мо­ти­вы, об­ра­зы, темы.

2. Со­по­ставь­те с по­хо­жи­ми про­из­ве­де­ни­я­ми по­этов-пред­ше­ствен­ни­ков: Жу­ков­ско­го, Ба­тюш­ко­ва, Дер­жа­ви­на.

3. *Опре­де­ли­те, в чем но­ва­тор­ство Ры­ле­е­ва и на­сколь­ко идеи ли­ри­че­ско­го героя его про­из­ве­де­ний со­от­вет­ство­ва­ли жиз­нен­ным прин­ци­пам са­мо­го ав­то­ра.

Читайте также: