Какие права старообрядцев были восстановлены при екатерине

Обновлено: 04.07.2024

В 2007-м от Рождества Христова, исполняется 340 лет решениям Московского собора, официально разделившим русский православный мир на старообрядцев (староверов-еретиков - по определению официальной Московской патриархии) и православных (никониан – по определению вождей старообрядчества). Несомненно, именно это событие определяет всю дальнейшую историю нашей страны, в нем истоки петровского переворота, в нем истоки революций, других социальных потрясений, на которые так богата наша история.

1. Старообрядчество – краткая история возникновения и развития

Россия XVII века после Смутного времени поднималась медленно. Путь, заповеданный Рюриковичами,- соборность, единство земель и людей вокруг Православия, бывшего хранителем русской государственности со времен митрополита Алексия, Романовыми был отринут. Ужас, пережитый боярами во времена лжедмитриев, позиция некоторых монастырей, отказавших в помощи власти, толкали правящий класс к усилению государства и объединению Церкви с государственными институтами, с подчинением ее государю. Веяния секуляризационных настроений уже тогда были сильны, и, выходя из эпохи средневековой культуры и технологии, Московская Русь, ее руководство выходили также и из эпохи средневековой веры, и средневековых отношений между церковью и государством.

Несомненно, великолепно образованный, превосходно знавший каноны церковной жизни, Никон видел, что Смутное время не только разорвало государство, оно усилило разлад и нестроения в Церкви, накапливающиеся десятилетиями. Внешними их проявлениями были различные нарушения порядка богослужения в церквях, большое количество ошибок и пропусков в церковных книгах, приводящих к неоднозначному толкованию сложных по смыслу мест. Появление книгопечатания могло, наконец, решить проблему ошибок при переписывании. В качестве образца для новых изданий церковных книг Никон выбрал греческие книги, а устранить все огрехи при богослужении он решил одним махом, внедрив в русских храмах греческий чин. [1]

Готовя Великий Московский собор 1666 года, царь Алексей Михайлович пригласил на него в качестве авторитетов патриархов Александрийского и Антиохийского. Большим другом царя в то время был Паисий Лигарид – выкрест, по некоторым данным – агент папства, тайный сторонник унии (до этого он был еще большим другом Никона, заронившим в его душу идею теократии). [4] Именно он соединил разрозненные звенья цепи: участников собора - сторонников так называемых реформ патриарха Никона, царских сановников и самого царя, а также приглашенных патриархов с Востока. Все они преследовали свои собственные цели, не имеющие ничего общего с провозглашенной целью собора. Высшее духовенство русской Церкви стремилось к установлению теократии, царь сам жаждал получить всю полноту власти, включая власть над душами своих православных подданных, а восточные авторитеты зорко оглядывались по сторонам, пытаясь определить, кто дороже заплатит за их свидетельство в пользу того или иного мнения.

Таким образом, на соборе собрались люди, жаждущие реформ, но имеющие совершенно противоположные представления об их содержании.

Одиозное и несправедливое слово раскол, применяемое в отношении старообрядчества, не передает сути глубинных изменений в русском православии после собора 1667 года. Раскол не был отколом от церкви значительной частиее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим и ослабившим русское общество, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные, отказывающиеся видеть последствия своей настойчивости, насадители нового обряда, и слишком ретивые и часто очень упрямые и односторонние защитники старого. Раскол произошел не из-за спора об обряде, а из-за разногласий о духе веры. Именно со времени раскола власть в России научилась не жалеть свой народ, это умение дошло и до наших дней.

Успехи старообрядцев в царствования Павла, вообще не проявлявшего интереса к религиозным спорам (он умудрился, будучи православным монархом, принять на себя сан магистра католического ордена Иоанна Иерусалимского), и Александра I еще более впечатляющи, именно в этих временах лежит начало династий Морозовых, Рябушинских и других знаменитых русских купеческих и промышленных старообрядческих фамилий.

В советское время атеистическая пропаганда в отношении старообрядцев дополнялась еще и сказками о том, что старообрядцы не просто религиозные люди, но еще и фанатики-изуверы, отказывающиеся признавать достижения прогресса, считающие весь белый свет, кроме них самих, порождением дьявола. Как и в отношении других конфессий, эта пропаганда имела успех.

Как религиозное течение старообрядчество, видимо, уже никогда не будет играть сколь заметной роли в духовной жизни русского общества. Этому есть и экономические причины – нет больше Рябушинских, Морозовых, Бугровых, Зиминых, есть и духовные – вера старообрядцев строга, община требовательна к своим членам, богослужение ведется на старославянском языке, духовные песнопения записаны древними крюковыми нотными знаками – прихожанин учится верить в Бога постоянно.

Быт типичного старообрядца: на кухне, как положено, красный угол, в каминной комнате - компьютер и интернет, в гостиной - телевизор. Сергей Ямщиков уверяет, что его дом построен еще при императрице Екатерине Великой. Здесь, в подмосковной Верее, староверы начали селиться вскоре после раскола. У самого же Сергея поначалу была типичная советская биография: детство в семье комсомольцев, армия, работа. Но однажды он решил отрастить бороду и стал пономарем-старообрядцем. В этом видел свободу.

Они привыкли отличаться от большинства, ведь позади – 3,5 века собственного пути. Раскол церкви происходил в непростые для страны времена. Все еще давали о себе знать последствия смуты. Нужно было укрепить власть. Царь Алексей Михайлович решил сделать это при помощи церкви. И в этом нашел соратника - патриарха Никона.

Суть никоновской реформы - перемена церковных обрядов. Креститься теперь полагалось тремя перстами вместо двух, службы стали короче. Нужно было сделать, как в Греции и в большинстве православных стран. Сблизившись с ними, Россия должна была укрепить свое положение. Прежние правила прокляли, а заодно и тех, кто не согласился с нововведениями. Раскольников начали преследовать: публичные порки, лишения имущества, массовые казни. При том что даже в ближайшем окружении царя многие не согласились с реформами. Самый ярый противник - протопоп Аввакум. Именно так (с ударением на второй слог) его до сих пор называют старообрядцы.

Выходец из деревни Григорово близ Нижнего Новгорода, Аввакум стал главным символом сопротивления никоновским реформам. Его пытались увещевать, несколько раз отправляли в ссылки, но даже там он чувствовал себя свободным и писал гневные послания царю. В конце концов, опального протопопа сожгли в остроге, и затем именно так массово казнили старообрядцев. В поисках свободы отверженные уходили в леса и расселялись в глухих местах - Поморье, Урал, Сибирь.

Впрочем, некоторые бежали не так далеко. К примеру, большая община обосновалась вот здесь. Боровск, 100 километров от Москвы. Еще 100 лет назад там из всех горожан староверов было две трети. Одним из главных центров русского старообрядчества Боровск стал после раскола, когда сюда сослали боярыню Морозову. Здесь она приняла мученическую смерть, здесь ее и похоронили.

Феодосия Морозова, знакомая каждому школьнику по известной картине Сурикова, за свою свободу боролась так же неистово, как и ее единомышленник Аввакум. Она была одной из самых знатных придворных фигур, и поначалу это спасало ее от сильных гонений. Но непримиримость довела боярыню до пыток, а затем и до боровской ссылки.

Могила, как говорит краевед, уничтожена незадолго до распада СССР. Прямо на ней возвели здание райкома партии, в которое затем переехал суд. Во время строительства захоронение вскрыли. Прах Морозовой вроде бы припрятал кто-то из местных. Но где именно он покоится, неизвестно до сих пор. Тем не менее, в Боровск старообрядцы и сегодня приезжают на паломничество. Местных же прихожан немного около 200 человек. Собираются они вот в этом храме.

Службы длятся часов по пять. Все древние каноны соблюдаются безукоризненно. Их не утратили даже во времена государственного атеизма. В этом и сила старообрядчества, говорит настоятель храма отец Артемон. Молились дома, а порой и служили, а потом шли на работу.

Перестав быть советским рабочим и получив старообрядческий сан, он обрел ту свободу, к которой стремился с самых ранних лет. Хотя в технике разбирается до сих пор. Говорит, без машины священнику сегодня трудно. Сын Дмитрий тоже часто навещает староверов из соседних общин. На этих тесных связях во многом и держится сегодняшнее старообрядчество.

Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем.

Именно с тех пор популярность старообрядчества вновь начала расти. Народ осознавал его преимущество, пояснил исследователь раскола и заведующий архивом митрополией Московской Всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви Виктор Боченков.

Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.

21 ноября 1764 г. императрица Екатерина Великая издала именной указ сенату об учреждении в Малороссии вместо Гетманского правления Малороссийской коллегии. Это решение стало ответом на желание части казацкой элиты создать наследственное гетманство и было вызвано неэффективностью и коррумпированность традиционных властных институтов Гетманщины.

Управление Малороссией от Петра I до Петра III

В 1762 г. как командир гвардейского Измайловского полка он поддержал организованный Екатериной государственный переворот. После этого у Разумовского были все основания ожидать, что молодая императрица, чьи права на русский престол были весьма туманны, нуждаясь в надежных сторонниках, станет осыпать их разнообразными милостями.

Убедившись в прочности своих позиций, Разумовский вернулся в свою ставку в Глухов и принялся за продолжение реформ. Он предпринял шаги к превращению казацких полков в регулярные, отделению военного командования от гражданского администрирования, реформированию судебной сферы. День в истории. 5 января: Скончалась русская императрица — тайная жена малоросса

День в истории. 5 января: Скончалась русская императрица — тайная жена малоросса

День в истории. 14 августа: Екатерина II объявила о ликвидации Запорожской Сечи

Кроме того, первоначально документ содержал просьбу о возрождении свободных выборов гетмана, организации генеральной Рады или Сейма, однако в конечную редакцию прошения их после долгих споров решил не включать.

Впрочем, возрождение традиционных вольностей виделось казацкой старшине довольно своеобразно. Считается, что на раде обсуждалось, и другое прошение — сделать гетманскую власть наследственной и закрепить ее за потомками Разумовского. Документального оформления оно не получило, но его содержание было известно императрице. Реакция на эти инициативы гетмана и старшины не заставила себя ждать.

Хотя документ этот анонимный, но его авторство не вызывало сомнения даже у современников. Скорее всего он был составлен Г.Н.Тепловым — бывшим главой гетманской канцелярии Разумовского, после прихода к власти Екатерины Великой ставшим ее секретарем. Как и зачем Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь

Как и зачем Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь

В документе давалась краткая справка истории Малороссии и войска Запорожского, а также содержалось развернутое описание различных злоупотреблений и проблем Гетманщины. Одним из пунктов документа констатировалось, что доверять статистическим данным, которые составляют должностные лица Малороссии нельзя, они намеренно фальсифицируются.

Руководствуясь этим пунктом, Екатерина объявила о проведении великороссийскими чиновниками независимой ревизии Малороссии. Это был красноречивый сигнал.

Вскоре Разумовский был вызван в столицу, где ему было предложено отречься от гетманской булавы. Почти девять месяцев ушло на то, чтобы это решение было окончательно принято Разумовским. Уйдя в отставку, он получил чин генерал-фельдмаршала, в собственность ему были переданы бывшие гетманские владения, в частности Батурин, а также была назначена значительная пенсия. Разумовский оставался президентом Академии наук до 1798 г. Он пережил и саму Екатерину, и ее наследника Павла, и П.А.Румянцева, который после него управлял Малороссией, и с кончался в 1803 г. Храм, в котором располагалась его усыпальница, был уничтожен в годы Великой отечественной войны.

При рассмотрении мотивов, которыми руководствовалась всероссийская самодержица, ликвидируя малороссийское гетманство, рассматривается один пассаж в пространной инструкции князю Вяземского, вступавшему на должность генерального прокурора Сената в феврале 1764 г.

Среди прочих наставлений по разнообразным вопросам государственной жизни в документе содержится и такое: 27 сентября. Екатерина окончательно интегрирует Малороссию

27 сентября. Екатерина окончательно интегрирует Малороссию

«Малороссия, Лифляндия и Финляндия — это провинции, обладающие особыми привилегиями, которые были им дарованы. Резко урезать их или отменять полностью не следует. С другой стороны, рассматривать эти провинции как иноземные территории было бы не только ошибочно, но и глупо. С ними надо обращаться как со Смоленской провинцией. Их надо постепенно, самым осторожным способом переводить в положение русских областей, чтобы они перестали быть волками, смотрящими в лес. Достичь этой цели будет нетрудно, если только во главе этих провинций поставить умных людей.

Этот пассаж об обрусении Малороссии часто рассматривают как свидетельство этнической ассимиляции украинцев, которую желало осуществить царское правительства, а значит и о признании серьезных различий между великороссами и малороссами.

Президент вместо гетмана

Избрания на место Разумовского нового гетмана не предусматривалось. Вместо этого 21 (10) ноября 1764 г. был издан манифест о создании Малороссийской коллегии. День в истории. 14 мая: Екатерина II, сама того не подозревая, ввела на Украине крепостное право

День в истории. 14 мая: Екатерина II, сама того не подозревая, ввела на Украине крепостное право

О том, что ни о какой избирательности по отношению именно к Малороссии не приходится говорить, свидетельствуют аналогичные трансформации, проведенные Екатериной с сербскими колониями. Новая Сербия была ликвидирована, ее руководство уличено в коррупции, на место наводить порядок был направлен генерал Мельгунов, по итогам деятельности которой вместо военного поселения выходцев с Балкан была сформирована Новороссийская губерния, к которой затем были присоединена и вторая колония — Славяносербия.

Таким образом, к югу от Малороссии в те же годы была сформирована новая пограничная губерния, находившаяся в виду своего стратегического положения в подчинении военного ведомства. При этом имела место и русификация — вместо Новой Сербии появилась Новая Россия, а полк созданной по польскому образцу легкой кавалерии был назван не уланским, а по-русски пикинерным.

Проигнорировав политические требования казацкой старшины, Екатерина постепенно реализовала выраженные в документе социально-экономические положения: уравнение статуса с русским дворянством и закрепощение крестьян. Однако вместо того, чтобы как того желали законсервировать Малороссию в ее средневековом состоянии, Екатерина на протяжении своего правления предпринимала системные шаги к ее модернизации.

Митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий

- Владыка, к концу XIX — началу XX века положение старообрядцев в России заметно улучшилось — стало возможным строить и освящать храмы, старообрядцы и православные были "уравнены в правах". Но существует распространенное мнение, что многие староверы приветствовали революции 1917 года, особенно февральскую — ведь многие попечители храмов, так называемые ктиторы, были из буржуазной среды. Так ли это?

— Нельзя говорить о том, что положение старообрядцев в конце XIX и начале XX (вплоть до 1905 года) претерпевало какие-то значительные улучшения. Наоборот, сохранялась система законов, ущемлявших права старообрядцев. Старообрядческая Церковь не признавалась как централизованная религиозная организация, не признавались старообрядческие общины.

Все это означало, что все старообрядческие молитвенные дома, монастыри, богадельни, принадлежавшие общинам-приходам, созданные на их средства, записывались на частных лиц, что создавало огромные проблемы в жизни общин и Церкви. И что парадоксально, и поныне на эти законы ссылаются в своих решениях российские суды. Так, совсем недавно старообрядческой Церкви было отказано в возвращении здания епархиального управления Санкт-Петербургской и Тверской епархии (Чубыкинская богадельня) со ссылкой на законодательство XIX века, когда такие здания были оформлены на частных лиц.

Старообрядцам не разрешалось быть преподавателями в существующих государственных городских и общественных школах, какого бы типа они ни были. Не допускалось, чтобы старообрядцы занимали какие-либо государственные и общественные должности, особенно военные.

Даже наоборот, властью принимались указы и законы, еще более стеснявшие их положение. Так, в 1900 году Особое совещание при кабинете министров постановило: "От всех старообрядческих архиереев отобрать подписки в том, что они обязуются не именоваться архиерейскими титулами, не совершать не дозволенных им законом служений и действий". Отказавшихся дать такую подписку старообрядческих священнослужителей отправляли в ссылку, что и произошло, например, со святителем Ярославским Иринархом (Лапшиным). Несмотря ни на какие угрозы, он открыто отказался дать подписку об отречении от епископского сана. Вскоре владыка был арестован и 7 июля 1901 года решением властей был административно выслан из села Елохино Ярославской губернии в Нижний Новгород под надзор полиции. Вскоре — через девять месяцев — владыка скончался.

Лишь указ государя Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" стал отправной точкой в улучшении положения старообрядцев. Этот указ позволил, в частности, распечатать алтари храмов старообрядческого духовного центра, что на Рогожском, которые были закрыты решением властей в течение 50 лет.

Что касается участия старообрядцев в организации каких-либо революционных выступлений, то это не более чем недобросовестный миф. Несмотря на то что многие старообрядческие предприниматели были сторонниками развития религиозных и экономических свобод, никто из них не участвовал в подготовке революций и тем более вооруженных восстаний.

Более того, когда представители Государственной Думы Гучков и Шульгин прибыли в ставку Николая и потребовали отречения от престола, вся охрана царя, состоявшая из казаков-староверов, умоляла его не отрекаться. Русские богатыри, прошедшие не одну войну, со слезами на глазах упали на колени и молили царя остаться. Очевидцы события передают, что последними словами царя перед отречением было: "Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве".

– Как встретила революцию Русская православная церковь известно –на Поместном соборе она возродила патриаршество. А старообрядцы? Мы знаем, что еще до февральского переворота под влиянием пропаганды и усталости населения от войны начались еврейские погромы, поджоги храмов, расправы над духовенством. Насколько чувствовали на себе старообрядцы приближение грядущих испытаний?

— В Москве, Петербурге и других городах весной и летом 1917 года прошли десятки больших и малых собраний старообрядческих согласий. Общими усилиями был создан Организационный комитет московских старообрядцев всех согласий, который выступил в мае 1917-го с объединенной программой политических и духовных преобразований. Предлагалось созвать Учредительное собрание, которое бы установило форму правления и федеративное устройство будущего Российского государства, уравняло в правах все исповедания и приняло закон об отделении Церкви от государства. В качестве основы государства старообрядцы предлагали так называемую народоправскую (республиканскую) форму правления по образцам древнерусских республик Пскова и Великого Новгорода. Старообрядческие общества также высказались за возвращение столицы из Петрограда в Москву.

Также была высказана поддержка Временного правительства в ожидании созыва главного конституционного органа России — Учредительного собрания, "которое установит незыблемые начала основам твердой власти, закрепит обещанные свободы и успокоит страну".

Надо отметить, что среди делегатов Учредительного собрания были и представители старообрядчества. К сожалению, большевики насильственным образом прервали деятельность этого важного государственного органа, который должен был проложить путь к миру и общественному согласию в нашей стране.

- Какие перемены в жизни староверов наступили после октябрьского переворота? Известно, что, например, практически до середины 1920-х годов власти не притесняли баптистов. А старообрядцев?

Гонения на старообрядческую Церковь развернулись не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции. Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица. Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: "Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ".

В отличие от синодальной Церкви, церковные здания которой (монастыри, храмы, часовни и пр.) изначально создавались как специализированные культовые сооружения, множество старообрядческих храмов и моленных (особенно возведенных до 1905 года) были построены как неотъемлемая часть частных владений и даже жилых помещений.

Эта судьба постигла многие старообрядческие храмы и монастыри в первые же годы советской власти.

- Как старообрядцы пережили Гражданскую войну и первые всплески атеистического насилия? Многие ли из них покинули страну? Как сложилась их жизнь в эмиграции и какова была судьба тех, кто остался? Как отразились на них Великая Отечественная война, хрущевские гонения, притеснения начала 80-х годов?

— В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и герой Первой мировой войны Козьма Крючков. Его присутствие в рядах казаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева, благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина, официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них храм святых апостолов Петра и Павла в Сиднее.

Многие старообрядцы были вынуждены уехать из России в Европу, Австралию и Северную Америку. Среди известных старообрядцев эмигрантов можно назвать такие имена как банкир, фабрикант, основатель русского культурного общества "Икона" в Париже Владимир Павлович Рябушинский, основатель волжского пароходного общества известный благотворитель Дмитрий Васильевич Сироткин, основатель российского музея народного искусства Сергей Тимофеевич Морозов.

Несмотря на то что в годы Великой Отечественной войны старообрядцы все как один встали на защиту Родины, власти не торопились освободить старообрядческую Церковь от атеистического гнёта. Единственной уступкой в этот период стало разрешение на издание церковного календаря, который увидел свет в 1946 году. В последующие годы проводилась политика замалчивания в отношении старообрядчества, его медленного удушения, которая выражалась не столько в репрессиях, сколько в постоянном административном контроле, давлении, ограничении возможностей, создании препятствий для иерархического развития. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1988 года.

- РПЦ канонизировала огромное количество новомучеников — жертв советских репрессий, пострадавших за веру. А были ли такие мученики у старообрядцев?

— Несомненно, большое число старообрядцев было репрессировано, и из них немало тех, кто пострадал за свои религиозные убеждения, за веру.

Типичными для эпохи были преследование и мученическая кончина епископа Харьковского и Киевского Рафаила (Воропаева). Несмотря на предупреждение о грядущем аресте, слежку и угрозы, владыка продолжал церковное служение и отказался скрыться от властей, не желая оставить свое церковное стадо. Он был арестован 8 октября 1937 года и обвинен в антисоветской деятельности. Всего через несколько дней после начала процесса был вынесен приговор, в котором говорилось, что епископ якобы восхвалял фашистский строй в Германии и "высказывал со¬жаление по поводу расстрела фашистских шпионов Тухачевского, Якира". 24 октября 1937 года владыка Рафаил был расстрелян.

Один из ближайших сподвижников епископа Рафаила настоятель киевского Успенского храма иерей Феодор Торлин был расстрелян в декабре 1937 года.

В 2001 году Освященный Собор РПСЦ благословил почитание епископа Харьковского и Киевского Рафаила как местночтимого святого.

Также мученический венец приняли епископы Иркутско-Амурский Афанасий (Федотов) и Томский и Алтайский Тихон (Сухов). Из справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года видно, что владыка Афанасий решением НКВД от 1938 года был приговорен к высшей мере наказания по статье 58 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1938 года.

В этом же году, приняв мученическую кончину, преставился ко Господу епископ Томский и Алтайский Тихон.

В застенках НКВД был зверски замучен и предстоятель старообрядческой Церкви местоблюститель Московского архиепископского престола владыка Викентий (Никитин). Вечером 5 марта 1938 года владыка Викентий был арестован у себя на квартире. Его доставили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади. Через несколько дней его перевели в Бутырскую тюрьму, а оттуда — в Лефортовскую. Здесь, в медсанчасти, после очередного допроса святитель скончался ночью 13 апреля. Тело его увезли в крематорий Донского кладбища, а прах захоронили в общей могиле.

Информационно-издательским отделом Русской православной старообрядческой церкви издана книга "Пути Русской Голгофы". Эта книга стала первым опытом издания, посвященного периоду гонений на старообрядчество в XX веке. В книге опубликованы жизнеописания прославленных нашей Церковью подвижников, биографические очерки, статьи, посвященные судьбам храмов и монастырей, воспоминания очевидцев и многие другие материалы, касающиеся темы гонений на старообрядческую Церковь в 30–40-е годы.

- Пострадала ли ваша семья от религиозных гонений в советское время?

— Мне кажется, что во времена атеистической разрухи и террора пострадали все семьи, члены которых были верующими людьми.

Поскольку мои предки были испокон веков старообрядцами, то, несомненно, для них было мучительно больно видеть, как разоряли храмы, оскверняли святыни, издевались над верующими и лишали жизни священников, а затем жестоко преследовали членов семей священнослужителей. Об этом рассказывали мои близкие. Мой дед, Константин Гаврилович Титов, до революции был певцом старообрядческой общины при Морозовской мануфактуре города Орехово-Зуево Московской области. Он рано умер в конце 30-х годов и очевидно, что причиной смерти его были гонения на Церковь в это время.

В нашем доме и у соседей-старообрядцев было много икон и церковных книг, но все это богатство приходилось постоянно прятать от посторонних глаз, чтобы не навлечь беду от безбожных властей. Вообще об атеистических гонениях в моей семье говорили мало, опасаясь доносов и притеснений.

Несколько старообрядческих церквей в нашем городе закрыли, передав их под оскверняющие святыню заведения. В детстве я с бабушкой с опаской ходил переулками в моленную, которую власти именовали "Черный тупик", затем и ее разорили и сожгли при городской застройке. Слава Богу, эти печальные времена окончились и хочется надеяться, что никогда это не повторится.

Читайте также: