Какое имеет правовое значение общественная экологическая экспертиза
Обновлено: 04.07.2024
Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям :
Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).
Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.
Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы, общественные организации (объединения) , осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами :
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Закон устанавливает также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Основания для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:
- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
- общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
- устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;
- требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Различия между государственной и общественной экологической экспертизой:
- общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная – обязательной;
- заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитываются комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения.
В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.
1. Документация на новое оборудование по переработке отходов подлежит обязательной государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) и может применяться только при наличии положительного заключения такой экспертизы
Установив, что действия Управления обусловлены отсутствием заключения ГЭЭ по проекту технической документации на планируемое к использованию Обществом оборудование: линию по переработке изношенных шин в резиновую крошку, суды отказали в удовлетворении требований.
Доводы Общества об отсутствии необходимости проведения ГЭЭ, поскольку аналогичное оборудование используется в хозяйственной деятельности иных лиц, то есть не является новым[1], отклонены судами в связи с не представлением доказательств прохождения ГЭЭ документации на технологическую линию по переработке изношенных шин в резиновую крошку по заявлениям иных лиц. Также суды указали, что применение аналогичного технологического оборудования по переработке изношенных шин иными хозяйствующими субъектами в отсутствие положительного заключения ГЭЭ является нарушением законодательства РФ об экологической экспертизе.
2. Реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ, в том числе, в связи с внесением в него изменений, влечет утрату заключением ГЭЭ юридической силы и необходимость повторной экспертизы
Оспариваемое предписание выдано по результатам проверки соответствия построенного ОКС требованиям в области охраны окружающей среды (ООС)[2], в связи с выявлением факта реализации ОКС с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ[3].
Судами установлено, что после утверждения положительного заключения ГЭЭ в проектную документацию ОКС были внесены изменения: платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период реализации проекта, плата за замутнение и химическое загрязнение воды в месте производства работ, переведены в разряд справочных и далее в расчетах не подлежали учету в качестве обязательных.
Таким образом, в связи с наличием оснований для повторной ГЭЭ[4], в удовлетворении требований Общества отказано.
3. Обязательным условием перевода земель в целях расположения объекта размещения отходов является положительное заключение ГЭЭ на проект рекультивации таких земель
Судами установлено, что Общество, обладая лицензией на пользование недрами по разведке и добыче песков, глин и известняков-ракушечников, обратилось в Правительство с заявлением о переводе земель для разработки карьера, размещения промплощадки и внешних отвалов вскрышных пород. При этом положительное заключение ГЭЭ на проект рекультивации подлежащих переводу земель не представлено[5].
Поскольку 1) отвалы горных пород как специально оборудованные сооружения отнесены к объектам размещения отходов[6], 2) вскрышные породы являются отходами V класса[7], 3) проектом рекультивации горного отвода предусмотрена рекультивация не только земельных участков под горным отводом, но и земельных участков для размещения вскрышных пород, такой проект рекультивации является объектом ГЭЭ[8].
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о законности и обоснованности принятого Правительством решения об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
4. Законность и обоснованность заключения экспертной комиссии ГЭЭ подлежит оценке с учетом обоснованности замечаний экспертной комиссии к проектной документации
Суд, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ[9], оценив экспертное заключение с учетом изложенных в нем замечаний к проектной документации, пришел к следующим выводам: 1) результаты расчетов объемов дноуглубительных работ для проектируемых участков по методу, предложенному экспертной комиссией, и результаты расчетов, предусмотренные проектной документацией (ПД), идентичны; 2) замечание о невозможности выполнить предусмотренные работы указанными в ПД техническими средствами, основано на субъективных предположениях экспертов и не соответствует проектным решениям, предусмотренным в ПД. Требования Общества удовлетворены.
Обращение с отходами производства и потребления
1. По спорам о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением требований об ООС, необходимо учитывать соразмерность последствий прекращения деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что Истцом не представлено надлежащих доказательств существенности и неустранимости нарушений[10].
Кроме того, согласно закону[11] и разъяснениям Верховного Суда РФ[12], суд вправе отказать в иске о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением требований об ООС в случае, если ее прекращение противоречит общественным интересам. Суды отметили, что удовлетворение исковых требований о прекращении деятельности Общества по эксплуатации комплекса по обработке и размещению ТБО повлечет неблагоприятные последствия для экологической ситуации, вызванной отсутствием необходимых мощностей для перераспределения нагрузки на действующие полигоны.
Учитывая изложенное, суды отказали в удовлетворении исковых требований[13].
2. Использование отхода в качестве удобрения должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, включая требования о его государственной регистрации, кроме того, использование отхода не отменяет факт его образования и необходимость исполнения связанных с этим фактом обязанностей по его учету и оформлению разрешительной документации
Судами установлено, что АО является предприятием замкнутого цикла: образующийся в результате содержания животных навоз является сырьем для производства удобрения, используемого для выращивания зерновых культур, комбикорм из выращенного зерна используется для кормления свиней. Обществом разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, получен сертификат соответствия.
Общество, ссылаясь на позицию Минсельхоза[14], полагает, что в случае отнесения навоза к продукции и использования в качестве сырья для собственных нужд, получение лицензии на деятельность по обращению с отходом не требуется.
В проекте НООЛР отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода, сведения о лицензии на деятельность по обращению с отходами.
Суды, установив, что в процессе производственной деятельности Общества образуется отход, который включен в ФККО, пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по учету всех видов отходов производства и потребления, установлению НООЛР на все виды образующихся отходов, а также по составлению паспортов всех образующихся опасных отходов.
3. Обязанность по внесению платы за размещение отходов, не относящихся к ТКО, возложена законом на лицо, у которого образуются такие отходы
Судами установлено, что Обществом, представлена в Управление декларация о плате за НВОС, при проверке которой выявлено отсутствие сведений об образовавшихся за отчетный период отходах и их движении в отношении отходов от строительных ремонтных работ и смета с территории предприятия, образовавшихся в процессе производственной деятельности Общества.
Установив данные обстоятельства, суды посчитали доказанными заявленные Управлением требования, согласившись с его доводами о том, что спорные отходы не могут быть приравнены к ТКО, плату за размещение которых обязан вносить оператор, осуществляющий деятельность по размещению отходов, а являются отходами, плату за НВОС в результате размещения которых на специализированном полигоне должно вносить именно Общество.
Возмещение вреда ОС
1. Привлечение Ответчика к административной ответственности за нарушение требований к ООС не освобождает Истца от обязанности доказывания полного состава правонарушения, при котором на Ответчика может быть возложена ответственность в виде возмещения причиненного вреда
Предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП. На основании материалов административного дела, в соответствии с Методикой № 238[16], рассчитана сумма вреда, причиненного почвам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу, что Истец не доказал факт совершения Ответчиком незаконных действий или бездействия, а также факт причинения Ответчиком вреда окружающей среде.
Сам по себе факт привлечения Ответчика к административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ не имеет определяющего правового значения для рассмотрения гражданско-правового спора о взыскании убытков по существу, поскольку в целях применения статей 15, 1064 ГК РФ в рамках рассматриваемого дела не освобождает Истца от обязанности доказывания полного состава правонарушения, при котором на Ответчика может быть возложена ответственность в виде возмещения причиненного вреда.
2. Расходы по устранению загрязнения лесного участка уменьшают сумму взыскиваемой денежной компенсации вреда, однако не обеспечивают в полном объеме возмещение вреда окружающей среде, при определении которого подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери
Как следует из материалов дела, по результатам рейдового осмотра и обследования лесного участка, выявлено загрязнение, которое произошло по причине разгерметизации трубопровода, принадлежащего Обществу. Ответчик признан виновным в совершении лесонарушения.
Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела наличия совокупности условий, необходимых для привлечения Общества к ответственности в виде возмещения ущерба.
Приняв во внимание, что Ответчик за свой счет совершил действия по устранению причиненного вреда и восстановлению загрязненного участка земель лесного фонда, осуществив при этом материальные затраты, в результате которых был достигнут допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов на спорном лесном участке, земельный участок допущен к дальнейшему использованию, суд посчитал возможным учесть стоимость выполненных Обществом рекультивационных работ на спорном лесном участке при определении размера ущерба, подлежащего взысканию.
Довод Общества об отсутствии оснований для взыскания с него ущерба в связи с проведением работ по рекультивации земель отклонен судом, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред окружающей среде, при определении которого подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
3. Безлицензионная добыча полезных ископаемых является основанием для привлечения лица к имущественной ответственности не зависимо от того, повлекли эти действия истощение запасов полезных ископаемых или нет
Как следует из материалов дела при проведении проверки выявлен факт добычи предприятием в отсутствие лицензии подземных вод с целью оказания услуг по холодному водоснабжению населения.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности Управлением факта причинения вреда недрам, истощения водных запасов в результате добычи подземных вод в отсутствие лицензии.
При этом суды исходили также из того, что Предприятие является единственной организацией, осуществляющей водоснабжение населения и организаций социально-бытового значения (школа, детские сады) на территории муниципальных образований и необеспечение населения водой до получения лицензии повлекло бы неблагоприятные последствия для населения, в том числе в сфере санитарно-эпидемического благополучия. Суд кассационной инстанции отменил судебные акты, указав, что в силу закона, безлицензионное пользование недрами влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами № 564[17].
Исходя из положений п. 2 указанных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами.
Таким образом, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, Предприятием совершено правонарушение, в результате которого причинен вред недрам, подлежащий взысканию.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 ноября 2020 года N 1796
Во исполнение Федерального закона "Об экологической экспертизе" Правительство Российской Федерации
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 ноября 2020 года N 1796
Положение о проведении государственной экологической экспертизы
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).
2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее соответственно - объекты экспертизы федерального уровня, объекты экспертизы регионального уровня).
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) образует экспертные комиссии государственной экологической экспертизы по каждому конкретному объекту экспертизы федерального уровня, в состав которых входят внештатные эксперты и штатные сотрудники (специалисты) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов).
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации образуют экспертные комиссии по каждому конкретному объекту экспертизы регионального уровня, в состав которых входят внештатные эксперты и штатные сотрудники (специалисты) уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным.
4. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации (далее - материалы) требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в их составе материалов, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона, в том числе в отношении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.
5. Материалы направляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
6. Материалы представляются в печатном либо в электронном виде.
В случае подачи материалов в печатном виде они представляются на бумажном носителе в одном экземпляре и на электронном носителе в одном экземпляре.
В случае подачи материалов в электронном виде они представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также ведомственного программного ресурса.
7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации на основании заявления эксперта государственной экологической экспертизы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительные материалы (в том числе сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы), необходимые для всесторонней и объективной оценки объектов экспертизы и подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
Заявленный экспертом государственной экологической экспертизы перечень и обоснование необходимости представления заказчиком дополнительных материалов фиксируются в протоколах, оформляемых в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения.
8. Материалы, представляемые в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, в установленном порядке регистрируются в течение 1 рабочего дня и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности.
9. Экспертное подразделение в течение 7 рабочих дней со дня регистрации материалов направляет заказчику уведомление:
при соответствии материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми к уведомлению сметой и счетом на ее оплату в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления;
при несоответствии материалов требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", - о некомплектности материалов с указанием недостающих документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", а также о необходимости представления указанных материалов в полном объеме в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы в форме электронного документа (со дня получения почтового заказного отправления - в случае направления уведомления почтой) или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится и материалы возвращаются заказчику.
10. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 15 дней, а в отношении объектов экспертизы, указанных в подпунктах 7_1 и 7_3 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", - не позднее чем через 3 дня со дня ее оплаты и приемки материалов в полном объеме.
В течение этого срока экспертное подразделение:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также по срокам проведения государственной экологической экспертизы;
подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), а также сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.
12. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.
13. Изменение срока проведения государственной экологической экспертизы в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, оформляется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
14. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, содержащего информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.
15. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.
16. Ответственный секретарь экспертной комиссии с учетом предложений и информации руководителя экспертной комиссии:
а) при необходимости формирует экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;
б) составляет календарный план работы экспертной комиссии;
в) разрабатывает задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы;
г) обеспечивает предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
д) организует в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;
е) организует проведение заседаний экспертной комиссии и оформляет протоколы этих заседаний;
ж) уведомляет заказчика о заседаниях экспертной комиссии, включая форму, дату, время и место проведения заседания экспертной комиссии, а также направляет заказчику копии протоколов с указанием сроков устранения замечаний экспертов по объекту экспертизы.
17. В случае если при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации (в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации), заинтересованные органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях соответствующей экспертной комиссии. Представители заинтересованных органов государственной власти субъектов Российской Федерации уведомляются о дате и месте проведения заседаний экспертной комиссии при наличии запроса об участии в заседаниях.
18. Экспертная комиссия определяет:
а) соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
б) полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическую обоснованность возможности ее осуществления;
в) достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
19. В ходе проведения государственной экологической экспертизы в экспертную комиссию направляются поступившие в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы), уполномоченные органы субъектов Российской Федерации документы, отражающие общественное мнение по объекту экспертизы, и заключения общественных экологических экспертиз в отношении этого объекта экспертизы, проведенных в соответствии со статьями 20-23 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти экспертизы были проведены до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
20. В процессе работы экспертной комиссии:
проводятся заседания экспертной комиссии, в том числе организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;
определяется в случае необходимости дата выезда на место членов экспертной комиссии;
рассматриваются заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и готовятся материалы, обосновывающие их учет при проведении государственной экологической экспертизы;
составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
обсуждаются проект заключения экспертной комиссии, материалы, обосновывающие учет при проведении государственной экологической экспертизы документов, отражающих общественное мнение, включая заключения общественных экологических экспертиз, на заседаниях экспертной комиссии.
Заседания экспертной комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия.
Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы.
Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.
21. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
22. При одобрении проекта заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, большинством списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно становится заключением, подготовленным экспертной комиссией. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным ее руководителем и ответственным секретарем, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
23. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, также должно содержать обоснованные выводы о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
25. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
26. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.
27. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу):
Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой.
Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней.
В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:
- инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
- возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
- получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
- действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.
Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?
В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы.
Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.
Объекты общественной экологической экспертизы
Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.
Условия проведения общественной экологической экспертизы
Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения.
К таким условиям относятся:
- общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
- возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
- общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы
Подача заявления
В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление.
Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:
- граждане,
- общественные организации (объединения),
- общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.
В заявлении должна быть информация о:
- идентификационные данные заявителей,
- адреса регистрации и местонахождения,
- составе экспертной комиссии,
- об объекте общественной экологической экспертизы,
- сроки проведения экспертизы.
Рассмотрение заявления органом местного самоуправления
М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации.
Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:
Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение
К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды.
В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы.
Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.
Подготовка заключения общественной экологической экспертизы
П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы.
В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.
Утверждение заключения общественной экологической экспертизы
Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом.
Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.
После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы.
Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.
Читайте также:
- Какой модуль операционной системы осуществляет обслуживание файлов
- Имеет ли право логопед делать логопедический массаж без медицинского образования
- Как выглядит китайский паспорт
- Как получить сертификат на госуслугах что привился если не зарегистрирован на госуслугах
- Лица не участвующие в деле не пользуются какими либо процессуальными правами