Какими важнейшими признаками обладает социальное правовое государство

Обновлено: 30.06.2024

Сущность правового государства кроется в первенстве права над самой властью, в органичении действия власти стоящим над ней законом, в безусловном подчинении власти, граждан, а также всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства

У правового государства есть свои определенные признаки, такие как:

  • государство самоограничивает себя законом, а именно в первую очередь конституцией, через которую не может преступить никто, это имеет отношение и к самому государству;
  • все равны перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами и наоборот, ответственность самих граждан перед государством. Человеку дается гарантия свободы и права, защита от любого произвола власти. В то же время власть государственного характера защищает общество от покушений на него любого гражданина или другого социального субъекта;
  • государство располагает конституцией стабильного характера, а также законодательной системой.

Законодательная стабильность представляет собой важное условие осуществления права, формирования уважения относительно закона со стороны граждан. В случае, если законодательство подвергается постоянным, но что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему уровень доверия и уважения падает как граждан, так и властных структур.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это улучшение уже существующего законодательства путем кодификации, модификации и систематизации. Данная проблема очень актуальна для стран, которые меняют господствующую идеологию, переходящих из одной социальной системы координат в другую, например для России. Прежнее законодательство советского времени во много было построено на закреплении юридически командно-административных методов руководства обществом. Помимо этого, имело множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Достаточно большое количество ведомственных и правительственных документов по своему духу и букве не соответствуют законам, а наоборот противоречат, а иногда и вовсе корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по улучшению законодательства не может осуществляться одномоментно. Деятельность, которая изменяется, делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создание широкого круга новых документов законодательства, целью которых является обеспечение правовых основ рыночного гражданского общества.

Весомое значение для процесса формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, что означает признание со стороны всего общества. В случае, если же происходит неприятие обществом тех или иных законов и правовых норм, при всей их полезности и необходимости, это приводит к отторжению их гражданами, невыполнению, а в конце концов сводит на нет все попытки по созданию правового государства.

Во-вторых, выполнение строго существующего законодательства, создание наиболее эффективного механизма, а в последствии и его соблюдение. Требуется добиваться неотвратимости наступления ответственности любого субъекта общественного характера за нарушение им законодательной деятельности. Государство обязуется постоянно повышать свою рабочую эффективность правоохранительных органов, а для этого — укреплять авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Значимую роль в процессе создания правового государства играет независимость судей и направление правовой нормы. Многим странам, стоить отметить, что Россия тут не являются исключением, в данном вопросе до идеала далеко.

В-третьих, устойчивое формирование правового сознания должностных лиц и граждан, всего общества. Создать разумные законы это лишь малая доля трудов, их нужно четко сформулировать, прописать различные обязанности права и обязанности. В самом обществе должны быть четко сформулированы отношения устойчивого характера, а также привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона, как гаранта и основы гражданского благополучия.

Права и обязанности граждан

В цивилизованной стране гражданы обязаны знать свои обязанности и права, действующее правовое поле, за рамки которого выходить просто нельзя. У граждан должно войти в привычку соблюдение законодательства, которое на данный момент действует.

О том, насколько высока степень уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и самими властями элементарных норм права, обычный пример правила дорожного движения.

Нужен постоянно осуществляющий свою работу в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в мнении общества должно происходить уже в детском возрасте. Основная проблема формирования уважения к закону у граждан и должностных лиц является вполне решимой, в том числе благодаря электронным СМИ. Тем не менее, практика показывает, что процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Сформировавшееся в основных своих проявлениях в XIX в., правовое государство уходит своими корнями в античные времена. Истоки же социального государства хотя и можно обнаружить в древности (прежде всего в учении Аристотеля о государстве), но оно в основном — плод второй половины XX в. В условиях XXI в. формирование развитой правовой социальной государственности является уже не научной гипотезой, а выступает как стратегия общественного развития. Некогда доминировавшие взгляды консерваторов на роль и предназначение государства как исключительного гаранта индивидуальной и политической свободы уступили в нынешних условиях более приемлемым социал-демократическим воззрениям в вопросе о социальной функции современного государства. Современное государство только и может создаваться как правовое и социальное. Однако, если одни государства (преимущественно Западной Европы, США, Японии и некоторые др.) отличаются этими свойствами, то для большинства из них, в том числе и России, еще предстоит концептуальные идеи и конституционные нормы претворить в реальную практику. Можно сказать, что обществу XXI века еще предстоит испытать на себе все преимущества правового и социального строя. Сближение общества и государства, таким образом, будет происходить и по линии формирования правовой и социальной государственности.

Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Ироничное отображение иерархии государства

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Позитивизм

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

    высшей юридической силы – Конституции;
  1. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  2. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  3. стабильный правопорядок.

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Читаем внимательно

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Руки вверх

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Граждане

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Читайте также: