Какими причинами обусловлено происхождение права чичерин

Обновлено: 02.07.2024

Теория правового государства нашла свой отклик в конце XIX- начале XX вв. в либеральной мысли России и являлась программой, реализация которой, по моему мнению могла предотвратить все последующие государственные революционные преобразования. Обозначившаяся в конце века насущная необходимость в переменах, напряжение в гражданском обществе, стремление правоведов к теоретическому осмыслению и практическому осуществлению реформ - вот то, что роднит рассматриваемый исторический период с настоящим и делает актуальным обращение к правовому наследию либеральных государствоведов конца XIX- начала X X вв.

Работа содержит 1 файл

История Политических учений.docx

Правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт по обеспечению защиты прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма реализации и существования реального народовластия. В современной России создана правовая основа для формирования правового государства, закрепленная в нормативных правовых актах; развиваются демократические принципы деятельности государственной власти; утверждается функционирование публичной власти на основе разделения властей; укрепляется судебная власть; формируются и развиваются социальные институты гражданского общества; укрепляются права и свободы человека и гражданина, правой статус личности в государстве; создана правовая основа для взаимодействия личности и государства; внутреннее законодательство согласуется с международно-правовыми нормами; обеспечивается упорядочение общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Осмысление права и его взаимосвязи с моралью - одна из самых давних традиций в истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых установлений, создающих условия для свободного осуществления разумной воли. Эта роль права сближает его с моралью, поскольку оба феномена являются социальными регуляторами и обеспечивают цивилизованную человеческую деятельность. Процесс формирования правового государства, по мнению диссертанта, базируется на фундаментальных принципах, реализованных в ряде ведущих зарубежных стран. Но, применяя их в России, необходимо комплексно и творчески исследовать теоретический, исторический и практический опыт с учетом специфики Российской государственности и осуществлять в форме, соответствующей российской национально-правовой системе. Автор диссертации подчеркивает, что реалии общественно-политической жизни России свидетельствуют о том, что мало и недостаточно эффективно используется исторический опыт и теоретическая база либеральной политической и правовой мысли, которые являются первой попыткой адаптации либеральных идей в Российском государстве.

Политико-правовые взгляды Б. Н. Чичерина

Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) с самого начала своей научной и преподавательской деятельности зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Его имя стало известным в связи с подготовкой и изданием сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918), ставших крупным событием в духовной жизни российского общества. Самым значительным по замыслу и исполнению трудом стало "Введение в философию права". Первую часть его составили работы "Нравственный идеализм в философии права" и "Государство и право" (1907), в которых было дано обоснование потребности в возрождении философии естественного права. Вторую часть составила работа "Кризис современного правосознания" (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства".

О праве. Понятие естественного права, как подчеркивал Новгородцев, всегда определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Новгородцев видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и его нравственных критериев. С помощью естественного права Новгородцев обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей". Новгородцев отстаивал мысль о том, что право и нравственность сосуществуют в тесном единстве. Он объяснял это следующими обстоятельствами: а) право и нравственность образуют единую сферу идеального и должного, которая не может предполагать раздвоение человеческого идеала; б) право и нравственность имеют одинаковую конечную цель - воплощение идеи справедливости и добра; в) данная цель может быть осуществлена только на основании единого принципа личности.

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

О государстве. Существенное место в теоретических разработках Новгородцев занимало философское обоснование концепции правового государства новейшего времени, в рамках которого можно выделить следующие основополагающие идеи: а) признание дуализма права, т.е. его деления на право положительное (позитивное) и естественное (субъективное): б) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства; в) идея единства власти и необходимости разделения властей; г) принцип законности, "господство знающих" и естественное подчинение им всех остальных субъектов права; д) цель такого государства - "не гармония общественного совершенства, а свобода бесконечного развития". Именно в стремлении к "общественному совершенству" Новгородцев видел главный недостаток учений о правовом государстве, который он определял как рациональный утопизм. Следствием последнего Новгородцев считал появление теорий социализма и анархизма, построенных на абсолютизации роли абстрактного научного мышления. Являясь противником научного социализма, Новгородцев в своих работах по общей теории права обосновывал необходимость борьбы за конституционно-демократические преобразования в России.

Читайте также: