Какими были планы государства по социальному обеспечению советского народа к началу 1980

Обновлено: 28.06.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Советская система социального обеспечения. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Концепция социального обеспечения МОТ Социальное обеспечение в узком смысле: социальное страхование + социальная помощь и попечение + социальное обслуживание Социальное обеспечение в широком смысле: социальное обеспечение в узком смысле + здравоохранение Советская система социального обеспечения кроме системы социальных пособий, здравоохранения, обслуживания включала: попечительство над детьми образование программы физической культуры и спорта

Отдельные группы получателей услуг обеспечивались неодинаково: существовало огромное количество привилегий*. Качество и количество услуг зависело от социального статуса получателя, то есть назначаемая доля соответствовала месту в определенной касте. Привилегированные группы: члены и функционеры коммунистической партии офицеры армии и милиции инвалиды войны некоторые избранные профессиональные группы: шахтеры, занятые на вредных и тяжелых работах, трудящиеся Крайнего Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, ученые и преподаватели высшей школы, врачи, деятели культуры и пр. К обделенным льготами относились: женщины члены семьи с детьми колхозные крестьяне пенсионеры гражданские инвалиды

4. Потенциальная нуждаемость в услугах не вела к их автоматическому предоставлению. Причины: практическое манипулирование социальным законодательством; трудности административного характера из-за некачественной работы власти (например, отсутствие нужных документов, пропущенные сроки получения услуг и пр.); в некоторых отраслях хозяйства отсутствовала возможность получения социально-политических услуг (например, получение пенсии дополнительно к заработной плате).

3. Государственное попечение и контроль. Социальное обеспечение гарантировалось государством и поднадзорными ему институтами (например, профсоюзами). Строго контролировался процесс распределения финансовых средств. 4. Смешанные формы социальных услуг. Также, как и на Западе, существовало четыре основные формы социальных услуг: пассивные монетарные (преобладающая форма) – денежные пособия; пассивные немонетарные (предметные) – услуги здравоохранения (медикаменты, терапия), попечение над детьми, социальное обслуживание; активные монетарные (почти неизвестны в Советском Союзе); активные немонетарные – образование. Финансирование: полностью бесплатное или частично оплачиваемое получателем (ясли, детские сады, медикаменты в аптеках, пионерские лагеря, санаторно-курортное лечение, дома для престарелых и инвалидов).

Структура социального обеспечения в СССР. Основные вехи социального законодательства I. Попечение над детьми (без образования) Для дошкольного возраста: - женские консультации - дома малютки (для детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей или при наличии неимущих родителей); - ясли (для детей от 3 месяцев до 3-х лет)* с пребыванием 10,12, 24 часа; - ясли-детский сад** (наиболее распространенный тип попечения над детьми дошкольного возраста с 1970-х гг.); - детский сад (с 3 до 7 лет с пребыванием 10,12,24 часа, включая пребывание на детских дачах); - детские площадки, детские комнаты, детский патронаж (детей до 3-х лет помещали в приемную семью, которая получала пособие в виде продуктов питания и одежды на сумму 5 рублей/месяц). Для детей-школьников: - детские дома (3-18 лет в случае отсутствия родителей (умерли или отказались), неудовлетворительных условий воспитания детей в семье, отсутствия средств (для семей с доходами менее 50 руб./месяц на человека), переизбытка детей в домах малютки); - Школы-интернаты для детей-инвалидов; - Интернаты при школах; - Круглосуточные школы и детские центры; - Места внешкольной работы с детьми*** (дома и дворцы пионеров, станции юных техников и природоведов, туристические станции и места пригородного отдыха, детские парки и стадионы, детская железная дорога); - Места внешкольного попечения над детьми**** (туристические и спортивные базы, детские выставки и концерты, празднование Нового года и др.). Для ребенка любого возраста: - детские поликлиники (до 18 лет); - детские санатории (например, противотуберкулезные), семейные дома отдыха.

Финансирование пенсий: со временем тенденцией стало преимущество в расходах на социальное обеспечение (пассивные денежные выплаты) перед иными расходами (например, на здравоохранение); именно пенсионные выплаты определяли структуру и охват социальных целей; расходы на пенсионное обеспечение в 1978 г. составили 50,2% от общих расходов, тогда как в 1955 г. – лишь 37,6% от общих расходов; за период 1955-1978 гг. расходы на пенсионные цели выросли в 4 раза (Народное хозяйство – 78).

Причины значительного роста расходов на пенсионные выплаты: 1.Увеличилось число людей, по закону претендовавших на пенсию. 2. Быстро увеличивалось число пожилых людей в стране: если в 1956 г. в стране было 16,5 млн. пенсионеров, то в 1979 г. – 47,6 млн. (18,1% от общего числа жителей). 3. Произошли заметные изменения в структуре пенсионного населения (по виду получаемой пенсии): число инвалидов войны сокращалось и одновременно росло число получателей пенсии по старости (доминировали и среди иных видов пенсий).

Виды пенсионного обеспечения Пенсия по старости Пенсия по инвалидности Пенсия по потере кормильца Пенсия по выслуге лет (для служащих в сфере здравоохранения и образования, для военных) Персональная пенсия 4 и 5 виды пенсий играли незначительную роль (0,9% всех пенсионеров в 1966 г.), но с финансовой точки зрения имели большое значение: их размер был гораздо выше среднестатистической пенсии (носили элитарный характер), а возраст выхода на пенсию ниже на пять лет (для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет). Персональная пенсия всесоюзного значения – 200 р. персональная пенсия республиканского значения – 120 р. персональная пенсия местного значения – 80 р.

Результат: Резкое падение смертности населения; Улучшение показателей здоровья населения; Улучшение квалификации докторов общей практики и специализации врачей узкого профиля; Сокращение разницы в диагнозах. Общие итоги послевоенного этапа развития здравоохранения: более широкий доступ к здравоохранению всего населения; восстановление престижа профессии врача в связи с повышением значения медицинской науки и возвышением больничных специалистов над врачами из поликлиник; была восстановления сельская медицина; повышено значение профилактической медицины, которая лучше работает тогда, когда имеет дело с большим количеством населения.

Индикаторы здравоохранения в СССР: 1. В количественном выражении советское здравоохранение было лучшим в мире (1980 г.):

Причины падения рождаемости: старение населения тенденции по ограничению числа детей в семьях; экстремально высокая занятость женщин в соединении с низкой заработной платой улучшение уровня жизни разрешение противозачаточных средств, легализация абортов

Данные процессы меняли соотношение между экономически активным и неактивным населением. Источник: Народное хозяйство - 78 В результате были введены: - отпуск по беременности и родам; - отпуск по уходу за ребенком в течение 1 года; - пособия на содержание и воспитание детей (1974 г.)

Попечительство над детьми играло важную роль в советской системе, поскольку забота о детях укладывалась в особенности этой общественной системы: - в СССР существовала очень высокая степень женской и материнской занятости;* - практиковался более поздний, по сравнению с другими системами срок начала обучения детей (с 7 лет) - высокое число сирот - считалось целесообразным оказывать на детей влияние вне семьи; - недостатки семейной социализации, например, из-за высокого числа разводов и наличия родителей – одиночек. С 1966 г. официально регистрировалось 26-34 развода/на 100 закл.браков.** Причины: проблемы с жильем; возрастающий уровень образования женщин (это изменяло их представления о семье); чрезмерная нагрузка работающих женщин (работа, тяжелый домашний труд в отсутствие бытовых приспособлений, уход за детьми) алкоголизм среди мужчин

3) Послевоенный период распределение старшеклассников по специализированным классам; демонстрация превосходства русских в пересмотренной учебной программе (учебники истории, географии); политехнизация системы образования (потребность в выпускниках вузов в 1950-е гг.); создание Министерства народного образования (1946 г.); восстановление и строительство школьных помещений*; на протяжение долгого времени сельские школьники использовались для сельскохозяйственных работ, а отдельных школьных зданий не существовало**; восстановление внеклассной работы с детьми***; материальная поддержка детей-сирот, детей – инвалидов войны и прочим нуждающимся группам детей.

Читайте также: