Какими были планы государства по социальному обеспечению советского народа к началу 1980
Обновлено: 28.06.2024
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Советская система социального обеспечения. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Концепция социального обеспечения МОТ Социальное обеспечение в узком смысле: социальное страхование + социальная помощь и попечение + социальное обслуживание Социальное обеспечение в широком смысле: социальное обеспечение в узком смысле + здравоохранение Советская система социального обеспечения кроме системы социальных пособий, здравоохранения, обслуживания включала: попечительство над детьми образование программы физической культуры и спорта
Отдельные группы получателей услуг обеспечивались неодинаково: существовало огромное количество привилегий*. Качество и количество услуг зависело от социального статуса получателя, то есть назначаемая доля соответствовала месту в определенной касте. Привилегированные группы: члены и функционеры коммунистической партии офицеры армии и милиции инвалиды войны некоторые избранные профессиональные группы: шахтеры, занятые на вредных и тяжелых работах, трудящиеся Крайнего Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, ученые и преподаватели высшей школы, врачи, деятели культуры и пр. К обделенным льготами относились: женщины члены семьи с детьми колхозные крестьяне пенсионеры гражданские инвалиды
4. Потенциальная нуждаемость в услугах не вела к их автоматическому предоставлению. Причины: практическое манипулирование социальным законодательством; трудности административного характера из-за некачественной работы власти (например, отсутствие нужных документов, пропущенные сроки получения услуг и пр.); в некоторых отраслях хозяйства отсутствовала возможность получения социально-политических услуг (например, получение пенсии дополнительно к заработной плате).
3. Государственное попечение и контроль. Социальное обеспечение гарантировалось государством и поднадзорными ему институтами (например, профсоюзами). Строго контролировался процесс распределения финансовых средств. 4. Смешанные формы социальных услуг. Также, как и на Западе, существовало четыре основные формы социальных услуг: пассивные монетарные (преобладающая форма) – денежные пособия; пассивные немонетарные (предметные) – услуги здравоохранения (медикаменты, терапия), попечение над детьми, социальное обслуживание; активные монетарные (почти неизвестны в Советском Союзе); активные немонетарные – образование. Финансирование: полностью бесплатное или частично оплачиваемое получателем (ясли, детские сады, медикаменты в аптеках, пионерские лагеря, санаторно-курортное лечение, дома для престарелых и инвалидов).
Структура социального обеспечения в СССР. Основные вехи социального законодательства I. Попечение над детьми (без образования) Для дошкольного возраста: - женские консультации - дома малютки (для детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей или при наличии неимущих родителей); - ясли (для детей от 3 месяцев до 3-х лет)* с пребыванием 10,12, 24 часа; - ясли-детский сад** (наиболее распространенный тип попечения над детьми дошкольного возраста с 1970-х гг.); - детский сад (с 3 до 7 лет с пребыванием 10,12,24 часа, включая пребывание на детских дачах); - детские площадки, детские комнаты, детский патронаж (детей до 3-х лет помещали в приемную семью, которая получала пособие в виде продуктов питания и одежды на сумму 5 рублей/месяц). Для детей-школьников: - детские дома (3-18 лет в случае отсутствия родителей (умерли или отказались), неудовлетворительных условий воспитания детей в семье, отсутствия средств (для семей с доходами менее 50 руб./месяц на человека), переизбытка детей в домах малютки); - Школы-интернаты для детей-инвалидов; - Интернаты при школах; - Круглосуточные школы и детские центры; - Места внешкольной работы с детьми*** (дома и дворцы пионеров, станции юных техников и природоведов, туристические станции и места пригородного отдыха, детские парки и стадионы, детская железная дорога); - Места внешкольного попечения над детьми**** (туристические и спортивные базы, детские выставки и концерты, празднование Нового года и др.). Для ребенка любого возраста: - детские поликлиники (до 18 лет); - детские санатории (например, противотуберкулезные), семейные дома отдыха.
Финансирование пенсий: со временем тенденцией стало преимущество в расходах на социальное обеспечение (пассивные денежные выплаты) перед иными расходами (например, на здравоохранение); именно пенсионные выплаты определяли структуру и охват социальных целей; расходы на пенсионное обеспечение в 1978 г. составили 50,2% от общих расходов, тогда как в 1955 г. – лишь 37,6% от общих расходов; за период 1955-1978 гг. расходы на пенсионные цели выросли в 4 раза (Народное хозяйство – 78).
Причины значительного роста расходов на пенсионные выплаты: 1.Увеличилось число людей, по закону претендовавших на пенсию. 2. Быстро увеличивалось число пожилых людей в стране: если в 1956 г. в стране было 16,5 млн. пенсионеров, то в 1979 г. – 47,6 млн. (18,1% от общего числа жителей). 3. Произошли заметные изменения в структуре пенсионного населения (по виду получаемой пенсии): число инвалидов войны сокращалось и одновременно росло число получателей пенсии по старости (доминировали и среди иных видов пенсий).
Виды пенсионного обеспечения Пенсия по старости Пенсия по инвалидности Пенсия по потере кормильца Пенсия по выслуге лет (для служащих в сфере здравоохранения и образования, для военных) Персональная пенсия 4 и 5 виды пенсий играли незначительную роль (0,9% всех пенсионеров в 1966 г.), но с финансовой точки зрения имели большое значение: их размер был гораздо выше среднестатистической пенсии (носили элитарный характер), а возраст выхода на пенсию ниже на пять лет (для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет). Персональная пенсия всесоюзного значения – 200 р. персональная пенсия республиканского значения – 120 р. персональная пенсия местного значения – 80 р.
Результат: Резкое падение смертности населения; Улучшение показателей здоровья населения; Улучшение квалификации докторов общей практики и специализации врачей узкого профиля; Сокращение разницы в диагнозах. Общие итоги послевоенного этапа развития здравоохранения: более широкий доступ к здравоохранению всего населения; восстановление престижа профессии врача в связи с повышением значения медицинской науки и возвышением больничных специалистов над врачами из поликлиник; была восстановления сельская медицина; повышено значение профилактической медицины, которая лучше работает тогда, когда имеет дело с большим количеством населения.
Индикаторы здравоохранения в СССР: 1. В количественном выражении советское здравоохранение было лучшим в мире (1980 г.):
Причины падения рождаемости: старение населения тенденции по ограничению числа детей в семьях; экстремально высокая занятость женщин в соединении с низкой заработной платой улучшение уровня жизни разрешение противозачаточных средств, легализация абортов
Данные процессы меняли соотношение между экономически активным и неактивным населением. Источник: Народное хозяйство - 78 В результате были введены: - отпуск по беременности и родам; - отпуск по уходу за ребенком в течение 1 года; - пособия на содержание и воспитание детей (1974 г.)
Попечительство над детьми играло важную роль в советской системе, поскольку забота о детях укладывалась в особенности этой общественной системы: - в СССР существовала очень высокая степень женской и материнской занятости;* - практиковался более поздний, по сравнению с другими системами срок начала обучения детей (с 7 лет) - высокое число сирот - считалось целесообразным оказывать на детей влияние вне семьи; - недостатки семейной социализации, например, из-за высокого числа разводов и наличия родителей – одиночек. С 1966 г. официально регистрировалось 26-34 развода/на 100 закл.браков.** Причины: проблемы с жильем; возрастающий уровень образования женщин (это изменяло их представления о семье); чрезмерная нагрузка работающих женщин (работа, тяжелый домашний труд в отсутствие бытовых приспособлений, уход за детьми) алкоголизм среди мужчин
3) Послевоенный период распределение старшеклассников по специализированным классам; демонстрация превосходства русских в пересмотренной учебной программе (учебники истории, географии); политехнизация системы образования (потребность в выпускниках вузов в 1950-е гг.); создание Министерства народного образования (1946 г.); восстановление и строительство школьных помещений*; на протяжение долгого времени сельские школьники использовались для сельскохозяйственных работ, а отдельных школьных зданий не существовало**; восстановление внеклассной работы с детьми***; материальная поддержка детей-сирот, детей – инвалидов войны и прочим нуждающимся группам детей.
Читайте также: