Каким образом водитель может компенсировать недостаточно быструю реакцию

Обновлено: 30.06.2024

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных критических ситуаций. Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

  • восприятия;
  • принятия и обработки информации;
  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • принятия решений;
  • технического исполнения решений.
  1. технического мастерства управления автомобилем;
  2. знаний и навыков поведения в дорожном движении;
  3. дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость).

Большинство причин, регистрируемых при первичном учете ДТП, квалифицируются как нарушения ПДД участниками дорожного движения. Для обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения происшествий и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушения ПДД. Рассмотрим основные модели поведения водителей при возникновении ДТП.

Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.

Среднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок и в большой степени зависит от поведения водителя, от принимаемого им уровня риска.

2) Риск - это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожно-транспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?

3) Риск - это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.

Склонность к риску - это один из показателей социально психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.

Водитель должен постоянно контролировать свое поведение в дорожном движении. Если он замечает, что регулярно в течение рабочего дня он несколько раз становится виновником опасных ситуаций, то следует или пересмотреть свое поведение или совсем отказаться от профессии водителя, поскольку он подвергает опасности жизнь и здоровье многих людей.

Как определить степень опасности ситуации, возникшей на дороге из-за рискованного поведения водителя? Водитель сам это может сделать по своим субъективным ощущениям. Всем водителям хорошо известно чувство страха в опасной ситуации, связанное с импульсивным повышением количества адреналина в крови. При этом возникает кратковременное учащенное сердцебиение, потливость, ощущение жара или холода. Водитель испытывает сложный спектр эмоций от недовольства собой до неприязни и даже агрессии по отношению к другим участникам движения, чувство страха и ощущение своей ущербности по сравнению с другими водителями и т.п. При этом он теряет присутствие духа, становится невнимательным, забывает что надо делать, т.е. подчас не способен к выполнению даже простых действий. Хуже всего, что при этом развивается как бы цепная реакция ошибок и опасных ситуаций, вводящих водителя во все более напряженное и неустойчивое состояние.

Водитель, склонный к риску, постепенно повышает его уровень. Если раньше в подобной ситуации он испытывал желанную встряску, то теперь он воспринимает опасность как должное и обычное. Такая девальвация уровня приемлемого риска ведет водителя к дорожно-транспортному происшествию. Исследования показывают, что на 1000 конфликтных ситуаций, в которых удалось избежать ДТП только благодаря экстренным действиям водителя, и вызывающих у последнего кратковременный стресс, приходится одно ДТП.

С другой стороны, следует признать, что у водителя чаще рискующего в дорожном движении вырабатываются относительно более эффективные технические навыки управления автомобилем. Это позволяет ему справляться с возрастающей сложностью дорожно-транспортных ситуаций. Но вместе с ростом сложности ситуаций быстрее растет и риск вовлечения водителя в ДТП. Систематические исследования американских ученых неоднократно показали, что рискованный стиль вождения, прежде всего выражающийся в повышенной скорости и обгонах, закономерно чаще ведет к ДТП.

С этой целью вводится понятие конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такая дорожно-транспортная ситуация, при которой действия одного из участников движения или другие факторы дорожной обстановки потребовали действий других участников движения, направленных на предотвращение инцидента, не связанных с целью движения и не вызванных мероприятиями организации дорожного движения. О мере конфликтности или риска дорожно-транспортной ситуации судят по интенсивности предупредительных действий, а также по величине изменений параметров движения транспортных средств при этом, таких, как: скорость, ускорение, замедление, траектория (смена полосы, изменения дистанции, интервала).

Типичные дорожно-транспортные происшествия, связанные со склонностью водителя к риску, чаще всего возникают в условиях взаимодействия участников движения при обгонах, объездах, маневрировании, проезде перекрестков.

Недооценка опасности, наряду со склонностью к риску, является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта, имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в инцидент и или ДТП. Оценка водителя всегда субъективна. Рассогласование субъективной оценки и объективной опасности приводит к неадекватным действиям водителей.

Каково же взаимоотношение между необходимым временем приобретения навыков прогнозирования ДТС с риском вовлечения в ДТП? На эти вопросы будет дан ответ в следующем разделе, посвященном особенностям процесса развития профессионального мастерства.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс. км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 1 - 2 года существенно выше среднестатистического -для водителей-профессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП.

Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).

В качестве одного из механизмов возникновения ДТП может быть рассмотрено явление интерференции навыков. Под интерференцией (взаимным влиянием) понимают процесс торможения недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. Такое торможение сказывается в двух наиболее распространенных ситуациях. Первая состоит в том, что реализация нового навыка осложняется действием старого. Вторая ситуация связана с возникновением ошибочных действий, когда вместо необходимого нового навыка человек действует в соответствии с прочно усвоенным старым.

Все водители прекрасно знают, что на автомобилях, оборудованных запорным устройством руля, категорически запрещается выключать двигатель во время движения или начинать движение (например, на уклоне) до включения двигателя. Такие действия приводят к заклиниванию руля и самым печальным последствиям. Тем не менее у водителей, приобретших навык управления автомобилем на моделях, не имевших запорного устройства руля, имеется опасность совершить указанные ошибки под воздействием старого навыка.

Пример происшествия. Водитель-профессионал, работавший на грузовых автомобилях, управляя недавно приобретенным легковым автомобилем, на затяжном спуске механически, не задумываясь о последствиях, выключил двигатель, повернув ключ в замке зажигания. Рулевое управление заклинило - сработало запирающее устройство. Произошел съезд автомобиля в кювет с последующим опрокидыванием.

В данном случае сработал прочно приобретенный навык водителя за время работы на грузовых автомобилях. При управлении автомобилем с новыми конструктивными особенностями этот навык стал содержать в себе большую опасность.

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшимися навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, при отвлечении внимания, ситуациях, характерных для условий дорожного движения, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Водитель прочно усваивает навыки, связанные с оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамикой автомобиля. При управлении автомобилем, имеющим другие габариты и динамические характеристики, опасность интерференции остается и в условиях сложной дорожной обстановки зачастую проявляется. Отсюда возникают конфликтные и критические ситуации. Этот же механизм может приводить и к ДТП. Одним из способов нейтрализации явления интерференции навыков является обеспечение преемственности в конструкциях автомобилей, однако в последнее время в нашей стране эта проблема становится очень актуальной. Появление автомобилей новых конструкций с передним приводом, постоянным полным приводом, автоматическими коробками перемены передач (АКПП) и антиблокировочными системами (АБС), ростом числа находящихся в эксплуатации импортных автомобилей с правым расположением руля, а в недалекой перспективе кардинальное изменение расположения органов управления, требуют проведения специальной подготовки водителей для нейтрализации явления интерференции навыков при смене моделей подвижного состава.

Видео YouTube

Безопасное движение на дорогах определяется многими факторами: соблюдением правил дорожного движения, взаимоуважением водителей, поведением пешеходов при пересечении дорожных магистралей. Одним из основных условий безаварийного транспортного передвижения является время реакции водителя.

Время реакции водителя - что означает и от каких факторов зависит?

Чаще всего именно скорость при выборе правильного решения предотвращает ДТП на дорогах. Здесь немаловажную роль играет временной промежуток, за который водитель успевает предпринять нужные действия.

Что такое время реакции водителя?

Время реакции водителя — период с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по ее предотвращению.

За этими словами стоит сложный процесс. Изменение дорожной ситуации воспринимается зрением, реже слухом. Сигнал или несколько сигналов поступают в центральную нервную систему, обрабатываются, и формируется ответ в форме ряда действий с рулем и педалью тормоза.

Среднее время реакции водителя

Среднее время реакции водителя

Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.

Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза. Но автомобиль продолжает двигаться. Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м. А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.

Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию. От этого зависит безопасность вождения.

Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек. Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.

Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:

  1. Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
  2. Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
  3. Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
  4. Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
  5. Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
  6. Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
  7. Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
  8. Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
  9. Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
  10. Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.

Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.

Влияние утомления на реакцию водителя

Влияние утомления на реакцию водителя

Человек, любящий езду за рулем, избежит неприятных ситуаций на дорогах, если будет внимательным к своему самочувствию. Болезненное состояние, переутомление снижают восприятие опасности.

Признаки утомления:

  • появляется сонливость;
  • присутствует вялость;
  • притупляется внимание.

Категорически нельзя вести машину, если собственник машины почувствовал утомление. Он может просто заснуть за рулем, а это чаще всего приводит к авариям на дорогах. Правильным в этой ситуации будет поспать минут 30 — 40.

Но есть индивидуальные особенности организма: тип высшей нервной деятельности и темперамент. Они влияют на временной отрезок, в течение которого поступил сигнал к водителю.

Например, холерик, который имеет сильный, но неуравновешенный темперамент, быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации на 25 — 30% в отличие от флегматика, отличающегося сильным уравновешенным типом нервной деятельности. Но при выборе решения холерик допускает больше ошибок.

Этапы реакции водителя

Период восприятия сигнала опасности делится на следующие этапы:

  1. Оценка дорожной ситуации — должен быть адекватный и быстрый анализ, а главное, без паники, потому что от этого этапа зависят дальнейшие действия. Сложность и опасность обстановки увеличивают срок, потраченный на оценку.
  2. Принятие решения — водитель принимает решение о действиях, помогающих избежать ДТП. Водительский опыт подскажет оптимальный и правильный маневр.
  3. Реагирование — приводит в исполнение решение, подходящее к данной ситуации.

Советы водителям

  1. Планируя поездку, нужно свести к минимуму влияние факторов, снижающих концентрацию внимания.
  2. Если период восприятия опасного сигнала превышает нормативы, надо выбирать безопасную скорость управления автомобилем.
  3. Стараться не садиться за руль в состоянии эмоционального возбуждения (взволнованность, гнев, раздражение). Это снижает уровень восприятия опасности.

Несколько секунд достаточно, чтобы предотвратить трагедию. Чем меньше времени будет потрачено, тем больше спасенных жизней.

Нет абсолютно надежных водителей. Даже самый подготовленный человек с крепкой нервной системой способен ошибаться и теряться в непредвиденных ситуациях при вождении автомобиля.

Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Пусть полученная информация помогает водителям совершенствовать свое мастерство.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Случаются чрезвычайные ситуации, когда автомобилисту необходимо быстро и безопасно затормозить машину. Большинство водителей знают, какое тормозное расстояние указано производителем средства передвижения, т. е., например, оно должно останавливаться со скоростью 100 км/ч на расстоянии 36 м. Однако при этом вряд ли кто-то учитывает время реакции водителя.

  • Что такое время реакции
  • Ситуации, требующие реакции водителя
  • Среднее время реакции в секундах
  • Этапы реакции
  • Факторы, влияющие на время реакции
    • Влияние утомления на реакцию

    Что такое время реакции

    Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды. Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

    Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону.

    Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам.


    Ситуации, требующие реакции водителя

    Правила дорожного движения требуют от человека, управляющего авто, осторожности или особой внимательности, в зависимости от ситуации. Полицейская статистика утверждает, что в населённых пунктах водители замечают пешеходов на расстоянии около 35 м.

    Чистая математика в сочетании с законами физики показывает, что если машина движется со скоростью более 50 км/ч, у неё нет шансов замедлиться и она столкнётся с идущим, поэтому в границах городов и посёлков стоит ограничение скорости для транспортных средств: им можно передвигаться не быстрее 50 км/ч.

    Знаете ли вы? История автомобиля началась в XV веке, когда гениальный Леонардо да Винчи создавал проекты и модели первых транспортных средств.

    Особое внимание от автомобилиста требуется во время:


    Среднее время реакции в секундах

    В среднем предполагается, что время реакции отдохнувшего водителя составляет 1 сек. Кажется, немного, но за этот короткий промежуток на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 м. Таким образом, время реакции человека, сидящего за рулем, означает, что он ничего не делает, проезжая эти метры.

    Во время занятий в автошколе учащиеся узнают, как машина ведёт себя с одинаковым временем реакции водителя в зависимости от скорости. Например, на мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути. Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м. Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м. В результате это показатель увеличивается почти вдвое!

    Наблюдения полицейских инспекторов показывают, что большинство автомобилистов пренебрегают скоростью, которую они достигают в движении по трассе. И даже если они вовремя и правильно тормозят, то часто забывают о способе остановки машины, который также состоит из дороги, преодолённой во время реакции водителя.

    Важно! Участник дорожного движения обязан проявлять осторожность и избегать любых действий, которые могут поставить под угрозу безопасность или порядок на дороге, а также затруднить движение другого транспорта.

    Этапы реакции

    Действие водителя, который сидит за рулём автомобиля, состоит из двух составляющих — психической реакции и реакции. Сначала он видит, что дорожная ситуация требует действий. После анализа всех факторов становится ясно, какими должны быть оптимальные действия. Результатом такого мыслительного процесса является принятие правильного решения. Если это торможение, то включается второй этап мышления, а именно: человек передвигает ногу на педаль тормоза и нажимает на неё.

    Факторы, влияющие на время реакции

    Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.

    Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.


    Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.

    Влияние утомления на реакцию

    Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.

    Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.


    Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.

    Советы водителям

    Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

    Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

    Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:


    Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя. Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания.

    Время реакции водителя

    Время реакции водителя — одно из условий безаварийной езды. Чем меньше этот период, тем больше вероятность предотвращения ДТП. Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. На время влияют несколько факторов.

    Что говорится в ПДД


    Временем реакции водителя называется время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством. То есть эта формулировка обозначает период, который проходит от момента понимания того, что надвигается опасность, до момента принятия мер по ее устранению.

    Какие факторы влияют на время реакции

    На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья. Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя.

    От чего зависит

    На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:

    Этапы процесса реакции на ситуацию

    Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.

    1. Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
    2. Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.

    ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически.

    Среднее значение

    Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.

    Влияние фактора утомления


    Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:

    • усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
    • сонливость и вялость;
    • притупление внимания;
    • притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
    • мыслительная деятельность замедляется.

    Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.

    ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00.

    Тормозной путь автомобиля

    Тормозным путем называется расстояние, которое проехал автомобиль с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Протяженность тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, погодных условий (например, наледь на дороге увеличивает тормозной путь, соответственно, повышает риск аварии).

    ВАЖНО! По мере движения, водитель привыкает к той скорости, с которой движется, и недооценивает ее, считая меньшей, чем она есть на самом деле. Например, на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 метров за 1 секунду. На тормозной путь влияет начальная скорость, размер и вес транспортного средства.

    Пример: На мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути. Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м. Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м.


    Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

    Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

    Предварительный просмотр:

    П. Пионерский 2019

    Данные методические рекомендации составлены для преподавателей автошкол и учащихся. Материал, подобранный в данной работе познакомит читателей с психологическими основами деятельности водителя. Представленные в рекомендациях тесты помогут педагогам и начинающим водителям (учащимся) определить тип своего темперамента, узнать объем памяти и проверить внимание.

    Пояснительная записка 4

    Основная часть 4

    Цель психологического сопровождения

    образовательного процесса 5

    Проблемы и стратегии обучения 6

    Цель методической работы 7

    Введение в образовательный процесс предмета

    Результаты – заключение 10

    Тест на тревожность Спилбергера Ханина 14

    Тест на тревожность, часть I 14

    Тест на тревожность, часть II 15

    Тест на уверенность в себе 17

    КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ

    В каждой профессии можно определить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность работы. Для водителя это способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем.

    Современная автотрасса предъявляет очень высокие требования к психике водителя. По мнению исследователей, безопасность управления автомобилем в большей степени определяется интеллектом и эмоциональным поведением, чем физической пригодностью.

    Данные методические рекомендации составлены для преподавателей автошкол и учащихся. Материал, подобранный в данной работе познакомит читателей с психологическими основами деятельности водителя. Представленные в рекомендациях тесты помогут педагогам и начинающим водителям (учащимся) определить тип своего темперамента, узнать объем памяти и проверить внимание.

    При современных скоростях, развиваемых автомобилями, и интенсивности движения, водитель должен уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени. Во многих случаях именно дефицит времени является причиной дорожно-транспортного происшествия. Вот небольшой список ошибок, связанных с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного анализа, например, при приближении к перекрестку водитель считает, что включенный желтый сигнал светофора сменится зеленым, но включается красный; неверное принятие решения, например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение; ошибочность действия, например, принято правильное решение применить экстренное торможение, но вместо того, чтобы нажать на педаль тормоза, водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, тем самым увеличивает скорость.

    Надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять работу в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом, зависит от его психофизиологических особенностей. Вся деятельность человека за рулем является следствием работы его головного мозга, внешним проявлением его психики.

    Психика является функцией мозга. Она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы такие, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др., а также эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности.

    Личными качествами автолюбителя во многом определяются его водительские навыки. Не зря порой говорят, что человек водит автомобиль так, как он живет. Поэтому если действия водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя. Это закономерно. Заботы, неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Вот почему при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Например, не рекомендуется садиться за руль человеку, переживающему какое-либо трагическое событие, опасен водитель, слушающий во время движения по радио репортаж о выступлении его любимой команды.

    Водитель должен знать свои физиологические и психологические особенности, чтобы уметь своевременно применить их с учетом изменений, возникающих в организме. Кроме того, он должен знать свои возможности в управлении автомобилем и те качества, которые лежат в основе его мастерства и безопасности движения. Для безопасного управления автомобилем важнейшими психическими свойствами являются: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Находясь за рулем, водитель удерживает в поле зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, следит за показаниями приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает информацию о правильности выполняемых действий по управлению автомобилем и т. д. Все эти сведения являются результатом ощущений – отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущения – это первый источник всех знаний. Их различают: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.

    Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

    На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

    Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

    1. Цель психологического сопровождения образовательного процесса - целенаправленное формирование психических свойств будущего водителя, которые необходимы для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

    Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

    На наш взгляд в данных разделах необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому ученику определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

    На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям:

    1. Обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.
    2. Для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

    Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

    При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

    Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии будущего водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

    Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управление автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

    Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

    На современном этапе подготовка курсантов ведется без учета их индивидуальных психофизиологических качеств, что неэффективно и не отвечает актуальным требованиям, так как известно, что нет людей с одинаковыми психофизиологическими возможностями, все разные по своему развитию и способностям.

    Процесс управления автомобилем представляет собой сложную работу, которая осуществляется в условиях высоких психоэмоциональных перегрузок, характеризуется значительным объемом перерабатываемой информации, необходимостью принятия решений за ограниченное время, т.е. является напряженной деятельностью с высокой опасностью и ответственностью. Такая специфика предъявляет самые высокие требования к психофизиологическим качествам курсантов, поэтому их подготовку необходимо осуществлять на профессиональном уровне, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

    Необходимо повышение эффективности, результативности и качества деятельности автоводителей.

    1. Цель методической работы: дать педагогам в руки инструментарий и сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса по подготовке курсантов - будущих водителей с помощью психологического сопровождения обучения.

    Цель определяет постановку следующих задач исследования:

    1. Обобщить основные результаты изучения психологических аспектов деятельности будущих водителей.
    2. Представить перечень критериев, применяемых для комплексного психологического отбора кандидатов в водители и обосновать их выбор и значения.
    3. Предложить комплекс мероприятий психологического сопровождения профессиональной подготовки водителей путем введения в образовательный процесс автошкол и обобщить выводы по эффективности и целесообразности применения.

    Для решения поставленных задач использовались методы:

    - методы получения информации – аналитический обзор литературы, наблюдение, беседа, методики тестирования;

    - исследование психофизиологических функций водителей, стрессоустойчивости, чувства времени, объема и распределения внимания, методик.

    Теоретическая значимость методической

    • Расширение представлений педагогов о важных качествах, обладание которыми необходимо курсанту и в будущему автолюбителю для эффективного, надежного и безаварийного управления автомобилем.
    • Определение методов психологического сопровождения подготовки курсантов.

    Практическая значимость исследования:

    Читайте также: