Нужны ли права на планер

Обновлено: 02.07.2024

На различных интернет-ресурсах можно найти большое количество статей, посвященных использованию указанных летательных аппаратов. Нередко информация, содержащаяся в них, вводит общественность в заблуждение, что порождает возникновение ряда споров.

Беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту .

— использовать авиамодель на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

— не использовать ее в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь согласно Закону от 08.05.2009 N 16-З;

— нанести разборчивую маркировку (стойкую к атмосферным осадкам) на видимой части авиамодели (массой более 0,5 кг) или на ее скрытых частях, к которым возможен доступ без использования инструментов, и которая будет содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) пользователя авиамодели, адрес места жительства или наименование юрлица и его место нахождения;

— соблюдать правила эксплуатации авиамодели и выполнять требования безопасности, предусмотренные ее производителем (изготовителем);

— принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физлиц и юрлиц.

Обратите внимание!
Нарушение правил использования авиамоделей влечет за собой административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа (на физлицо — в размере до 20 БВ, а на юрлицо — до 50 БВ).
Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года — штраф: для физлица в размере от 10 до 50 БВ, для юрлица — от 20 до 100 БВ.

Как ранее упоминалось, беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно. Данный тип воздушного судна подлежит регистрации в Государственном реестре воздушных судов Республики Беларусь. Подобных реестров в стране всего три: гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Для регистрации беспилотного летательного аппарата в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь гражданин обязан представить в Департамент по авиации Минтранса следующие документы :

— копию сертификата типа гражданского воздушного судна, выданного компетентным органом иностранного государства либо международной организацией и признанного в Беларуси, или копию сертификата экземпляра воздушного судна, сертификата типа (экземпляра) беспилотного авиационного комплекса, включающего беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов;

— копии документов, подтверждающих законность владения гражданским воздушным судном или приобретения его компонентов (двигателя, основных комплектующих изделий) — в случае самостоятельного изготовления гражданского воздушного судна;

— копию акта приема-передачи гражданского воздушного судна (при его наличии);

— акт проверки технического состояния гражданского воздушного судна, составленный технической комиссией или комиссией эксплуатанта;

— свидетельство об исключении гражданского воздушного судна из реестра воздушных судов иностранного государства (для госрегистрации гражданского воздушного судна, которое до приобретения состояло в реестре воздушных судов иностранного государства).

На заметку
Формы заявления, актов, свидетельства, других необходимых в связи с этим документов, раскраски воздушных судов, присвоения и нанесения государственных, регистрационных и других знаков, а также отношения по организации регистрации гражданских воздушных судов приведены и регламентированы в Авиационных правилах от 12.02.2008 N 5.

Правила составления заявок на ИВП определены в Авиационных правилах от 03.03.2014 N 5/4.

Аэрофотосъемка — это фото- и видеосъемка во всех областях оптического спектра поверхности Земли и объектов, находящихся на ней, с использованием фотоаппарата (видеокамеры), установленного на стабилизационной платформе летательного аппарата, выполняющего полет в воздушном пространстве, с фиксацией получаемого изображения на любых носителях информации .

Выполнение полетов в целях проведения аэрофотосъемки осуществляется при наличии у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил. Информация о наличии такого разрешения указывается в заявке на ИВП. Использование полученных материалов аэрофотосъемки осуществляется после оценки на предмет наличия в них информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено с последующей выдачей соответствующего заключения (акта) комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил .

Отметим, что получение указанного разрешения на практике осуществляется бесплатно и в кратчайшие сроки.

Состав заявления для получения разрешения на проведение аэрофотосъемки отражен в подп. 45.2 п. 45 Инструкции от 13.11.2017 N 21.

Рассмотрим также ситуации, когда не нужно разрешение на аэрофотосъемку.

Осуществление аэрофотосъемки в нарушение требований п. 87 Правил N 1471 будет являться правонарушением, влекущим административную ответственность согласно ст. 18.41 КоАП.

При использовании авиамоделей в зонах, запрещенных для использования авиамоделей, а также беспилотных летательных аппаратов в запретных зонах в нарушение установленного порядка, для их владельцев помимо административной ответственности могут наступить негативные последствия в виде потери (повреждения) их летательных аппаратов в рамках применения в отношении них физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащими (сотрудниками) воинских формирований, органов внутренних дел и работниками военизированной охраны в соответствии с Указом от 05.06.2019 N 215. В таких случаях стоимость авиамоделей или беспилотных летательных аппаратов их собственникам (владельцам) возвращена не будет.

При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила). Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).

Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171). Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан. "В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство. Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут", – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин. В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451). Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452). Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).

Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).

Таким образом, использование беспилотных летательных аппаратов без получения всех необходимых разрешений запрещается. Тем не менее количество выявленных несанкционированных полетов дронов растет: по данным Росавиации, в 2016 году было зафиксировано 40 нарушений правил использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, в 2017 году – 74, в 2018 – 110. С учетом данной статистики и того факта, что дроны могут нанести повреждения другим находящимся в воздухе объектам, помешать проведению спецопераций (антитеррористических, оперативно-розыскных мероприятий и др.), причинить вред гражданам, в том числе в местах массового скопления, или имуществу, был разработан законопроект 1 , предполагающий наделение органов ФСБ России, ФСО России, полиции, войск национальной гвардии правом запрещать или временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над территориями, на которых они реализуют свои полномочия по проведению мероприятий, выполнению служебно-боевых задач, обеспечению безопасности граждан, защите охраняемых объектов – для каждой структуры свой перечень таких зон. Стоит отметить, что в настоящее время указанные ведомства для реализации свои полномочий вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств и граждан по отдельным участкам местности, а также доступ к определенным объектам (п. "з.2" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", подп. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране", п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"). То есть законопроектом, по сути, предусматривается аналогичное право, но в отношении воздушного пространства.

Должны ли владельцы дронов платить транспортный налог, узнайте из материала "Объект обложения транспортным налогом" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем. Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.

Напомним, за использование воздушного пространства лицами, не получившими необходимые разрешения, действующим законодательством предусмотрена административная (ч. 2 ст. 11.4 КоАП) и уголовная – если такое использование повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 271.1 Уголовного кодекса) – ответственность. Однако выявить лицо, управлявшее дроном, не всегда возможно, в том числе по причине отсутствия механизма учета беспилотных воздушных судов массой от 250 г до 30 кг. Норма об обязательности такого учета (п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса; далее – кодекс) действует с 5 июля 2017 года, но порядок его осуществления Правительство РФ до сих пор не утвердило. Подготовленный Минтрансом России проект 2 соответствующего постановления правительства несколько раз корректировался, но и доработанная версия получила отрицательное заключение по результатам проведенной Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия. Поэтому даже примерно определить сроки принятия данного акта пока нельзя. С беспилотными аппаратами тяжелее 30 кг таких проблем не возникает – они подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственных воздушных судов РФ (подп. 1 п. 1 ст. 33 кодекса).

Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса). По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется. Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.

1 С текстом законопроекта № 636681-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Текст проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).

Состояние безопасности полетов авиации общего назначения при эксплуатации воздушных судов (ВС) сверхлегкой авиации в Республике Беларусь характеризуется наличием авиационных происшествий с человеческими жертвами.

В Республике Беларусь за 2017 год по сравнению с 2016 годом увеличилось число авиационных происшествий на 14,2%, либо с 14 до 16.

Несмотря на то, что инцидент может быть связан с техническими причинами, сопутствующим фактором, зачастую, является отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и допуска на право управления сверхлегкими летательными аппаратами (СЛА) лица, осуществляющего полет.

Не всегда владельцы и иные лица, приобретшие летательные аппараты, регистрируют их в порядке, определенном законодательством, в связи с чем при их эксплуатации не может обеспечиваться безопасность полетов и надлежащее поддержание летной годности.

Под категорию сверхлегких летательных аппаратов подпадают летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 750 кг, подразделяющиеся на безмоторные (дельтапланы, парапланы и тому подобные) и моторные (мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры и т.д), возрастает.

При выполнении полетов ВС СЛА, владелец (пилот) обязан иметь на борту следующую документацию: действующее свидетельство пилота гражданской авиации (или свидетельство пилота любителя), свидетельство о регистрации воздушного судна, действующий сертификат летной годности воздушного судна, а также Руководство по летной эксплуатации или иной документ, устанавливающий эксплуатационные ограничения ВС.

При отсутствии у владельца ВС СЛА указанных документов, разрешение при подаче заявки на использование воздушного пространства, органами Единой системы организации воздушного движения не выдается. Полет без разрешения на использование воздушного пространства является нарушением требований п. 95 Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.11.2006 № 1471 и классифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.41 КоАП.

Для управления суперлегким летательным аппаратом (СуперЛА), пилотируемым одним человеком на борту и предназначенным для спортивных соревнований или развлечений (безмоторный имеет массу конструкции менее 70 кг, моторный - 115 кг), в соответствии с вышеуказанными авиационными правилами, не требуется удостоверение о годности к полетам и внесение его в Госреестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь.

Полеты СЛА, планеров, дельтапланов, парапланов, ВС любительской конструкции, аэростатических аппаратов авиации общего назначения выполняются при высоте нижней границы облаков - не ниже 450 м и видимости - не менее 5000 м, при этом полет по маршруту выполняется на высоте не ниже 100 м над препятствиями.

Эксплуатировать СуперЛА разрешено в визуальных метеорологических условиях, при высоте нижней границы облаков не менее 300 метров и горизонтальной видимости не менее 5000 метров.

В Республики Беларусь все большую популярность приобретает использование гражданами авиамоделей – летательных аппаратов без человека на борту, управление которого возможно при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемых свободнолетающих аппаратов.

В настоящее время в законодательстве не предусматривается получение разрешения на использование указанных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь от органов Единой системы организации воздушного движения. Однако, установлен ряд запретов на их запуск, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 18.41 КоАП Республики Беларусь.

Так, использование авиамоделей должно осуществляться на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Также, обязательной маркировке подвергаются беспилотники общей массой более 0,5 кг.

Наложен запрет на их запуск в пределах запрещенных зон, без согласования с госорганами (организациями), в интересах которых такие зоны установлены. Постановлением Минобороны от 22.08.2016 № 18 по согласованию с Минтрансом установлен Перечень зон, запрещенный для использования авиамоделей в Республики Беларусь.

На официальном сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО) содержатся рекомендации по безопасности полетов беспилотников, в связи с чем необходимо обратить внимание на следующее: следует всегда держать беспилотник в пределах его визуальной видимости; убедиться, что район запуска свободен для полетов; исключить полеты в запрещенных зонах; не выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, что может создавать опасность для других; не летать над людьми, сооружениями, транспортными средствами, линиями электропередая; проверить исправность беспилотника перед каждым полетом.

В Республики Беларусь с марта 2017 года функционирует Белорусская Федерация беспилотной авиации, которая осуществляет как регистрацию ее членов, так и учет беспилотников. Федерация также способствует развитию дрон-рейсинга в Республики Беларусь как международного спортивного движения.

Приятного полета и мягкой посадки!

Витебский транспортный прокурор
старший советник юстиции А.А. Цариков.

Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.

В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации", которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.

В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.

Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году

В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:

  • Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн, например необходимо устанавливать ГЛОНАСС на автобусы
  • Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
  • Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
  • Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.

Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:

  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • ТС управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?

Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:

  • завод-изготовитель при выпуске с конвейера нового транспортного средства;
  • в рамках предпродажной подготовки ТС дилерская компания;
  • специализированные компании, имеющие разрешение на установку данной аппаратуры, на подержанный автотранспорт.

Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?

Процесс установки включает в себя:

  • монтаж терминала и тревожной кнопки;
  • присоединение оборудования к бортовым системам ТС;
  • настройку работа аппаратуры;
  • тестирование в реальных условиях работы оборудования.

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:

  • государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка. модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства.
  • идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной многофункциональной карты абонента, содержащий профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
  • наименование юридического лица или фамилии, имя и отчество индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, ИНН налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) ТС.

В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.


Среди наиболее значимых поправок можно выделить переименование БПЛА на “беспилотное воздушное судно” (БВС), а также освобождение от получения спецразрешения у авиационных регуляторов на полеты БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 килограммов. Об этом, и других поправках мы поговорим подробнее в нашем сегодняшнем материале.

Единое наименование

Также вносится уточненная формулировка в понятие “воздушные суда”. Каждый пункт, где присутствует данный термин, дополняется словом “пилотируемые”.


Постановление Правительства РФ от 03.02.20 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ”

Кроме того, более четко сформулировано понятие “визуального полета беспилотного воздушного судна — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном”.

Кому на Руси с БПЛА жить хорошо

Наиболее интересным и важным пунктом для всех любителей аэросъемки является внесение изменений в п. 52, который дополняется п. 52-1, который гласит:

“Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания: 52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;

на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Разберем подробнее. Сразу бросается в глаза, что, согласно новому закону, БВС весом менее 30 килограммов явно получают больше прав и свобод на полеты. Так и есть, однако регистрировать воздушные суда все же придется. Единственным изменением является тот факт, что для таких дронов больше не придется составлять и согласовывать план полета для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов. Никаких вообще документов на полеты не нужно, если ваш беспилотник весит менее 250 г. Правила и законы, регулирующие полет дрона, а также процедуру регистрации квадрокоптера мы описывали ранее в статье.

Во избежание проблем с законом, поправками вносятся правила осуществления полетов без специальных разрешающих полеты документов. Среди прочего, полет должен проходить в зоне прямой видимости в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или водной поверхности, вне аэродромов (аэроузлов, вертодромов), в местах проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и другое.

Информации об использовании шлемов виртуальной реальности, в том числе FPV-очков, в поправках нет, поэтому их можно использовать, не нарушая прочих пунктов действующего законодательства.


Важно, что в поправки закона о БПЛА также вносится изменение в понятие “неконтролируемого аэродрома”, то есть аэродрома, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание. Таким образом, данные зоны являются запретными для полета в радиусе 5 километров, однако отслеживать их придется самому пилоту, без взаимодействия с диспетчерской службой в случае необходимости.


Стоит отметить, что отдельными пунктами на карте обозначаются наличие аэродромов и вертодромов. Летать в данных зонах можно строго на удалении не менее 5 километров от “красной зоны”. Без активации специального фильтра эти места обозначены специальными цветными кругами, некоторые с буквой “Н” в середине круга.


В пункте “Специальные зоны” на карте отображаются прочие воздушные судна в данный момент на определенном участке. Это могут быть самолеты, вертолеты, и даже парапланы. Эти зоны являются воздушно-охраняемыми, а значит полеты квадрокоптеров там запрещены. Заранее следует узнать, если в городе планируется массовое мероприятие. Для полета над такой зоной требуется специальное разрешение на ИВП. Также на сайте Министерства спорта РФ можно изучить календарь спортивных мероприятий, чтобы случайно не оказаться живой мишенью для органов безопасности.


Не стоит забывать, что запрещены полеты над охраняемыми природными зонами и над частной собственностью. Нарушение последнего пункта влечет за собой уголовную ответственность. Изучить запретные зоны для полета можно также на сайте dji.


Среди прочего, изменения вносятся в пункт 56.1, который гласит “Применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет пилотируемых воздушных судов запрещается, за исключением лазерных излучателей, входящих в состав оборудования, применяемого в целях обеспечения полетов пилотируемых воздушных судов”.

Напомним, что во время торжественных мероприятий с использованием салютов и фейерверков высотой более 50 метров использование дронов может осуществляться только со специальным разрешением контролирующего органа.

Личный фактор на корабле – командир!

Интересным изменением в закон о БПЛА является также исключение данного абзаца из нами рассматриваемого пункта 52-1:

Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота”. В обновленной редакции закона данного пункта нет.

Таким образом, с одной стороны это усложняет процесс получения разрешения, с другой же стороны, составить план полета и собрать иные нормативные документы не составляет ни для кого труда. А если ваше судно весит менее 30 кг., то заморачиваться о таких формальностях не придется вовсе.

Наконец, пункт 114, как и в предыдущей редакции, отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1. Напомним, что разрешение на ИВП не придется получать, если взлетная масса вашего беспилотника составляет менее 250 граммов, также нет необходимости получать разрешение в случаях, указанных в пункте 52-1 и согласовывать план полета, если ваш БВС весит менее 30 кг.


В заключении стоит отметить, что новые поправки сильно облегчают жизнь пилотам, однако закона никто не отменял, и нужно внимательно относится к таким мелочам, как регистрация дрона, в том числе в случае приобретения новой рамы или корпуса для вашего дрона. Но, опять-таки, полную комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься выше указанной законом нормы.

Внимательно изучите действующие поправки и смелее взлетайте!

Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

Читайте также: