Каким образом оповещается о начале эвакуации работающее и неработающее население

Обновлено: 25.06.2024

ГОСТ Р 22.3.16-2019
(ИСО 22315:2014)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Safety in emergencies. Mass evacuation. Guidelines for planning

Дата введения 2020-04-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 22315:2014* "Социетальная безопасность. Массовая эвакуация. Руководство по планированию" (ISO 22315:2014 "Societal security - Mass evacuation - Guidelines for planning", MOD). При этом в нем изменен раздел "Введение", выделенный вертикальной линией, расположенной на полях напротив текста, не включена терминологическая статья 3.1, исключены отдельные фразы, а также исключен раздел "Библиография".

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения.

Эвакуацией населения называется комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и их размещение в безопасном районе. В связи с этим для эвакуации населения характерна необходимость сотрудничества и использования ресурсов различных органов власти и организаций. Как правило, эвакуация населения затрагивает большое число людей или проводится с большой территории, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности.

Необходимость в эвакуации может возникнуть в связи с угрозой или возникновением опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий и техногенных аварий. В одних случаях требуется немедленная эвакуация, в других дается заблаговременное предупреждение (об эвакуации).

Эффективное планирование эвакуации крайне важно для сохранения жизни и уменьшения страданий людей. Планирование эвакуации помогает осуществлять успешное реагирование и является составной частью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения, поддержки принятия решений, повышению эффективности реагирования и повышению готовности населения и организаций к предупреждению чрезвычайных ситуаций. В нем также учитывается наличие таких факторов, затрудняющих эвакуацию людей, как забота о домашних животных, ценном имуществе, источниках средств к существованию.

Настоящий стандарт предназначен для лиц, отвечающих за планирование эвакуации населения, организацию массового приема и размещения эвакуированных.

В настоящем стандарте признается важность стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защиты имущества и сохранения окружающей среды, однако эти вопросы не являются здесь основными.

1 Область применения

Настоящий стандарт представляет основные принципы планирования эвакуации населения в части, касающейся обеспечения, контроля, оценки, анализа и повышения готовности. В нем установлены основные принципы всестороннего планирования эвакуации населения в случае любых идентифицированных опасностей. Он поможет организациям разрабатывать обоснованные планы эвакуации населения и оценивать их эффективность.

Настоящий стандарт предназначен для использования организациями, отвечающими за полное или частичное планирование эвакуации населения или участвующих в таком планировании. Он применим для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, участвующих в планировании эвакуации населения; неправительственных и общественных организаций; а также для социальных групп.

Настоящий стандарт охватывает принципы планирования эвакуации населения и нацелен на повышение эффективности проведения эвакуации в реальных условиях. Он поможет организациям выполнить свои обязанности по сохранению жизни и уменьшению страданий людей.

В настоящем стандарте не рассматриваются меры по стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защите собственности и природной среды.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

ГОСТ Р 22.3.09/ИСО 22320:2011 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применимы термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 готовность (preparedness): Наличие знаний и возможностей, позволяющих эффективно прогнозировать опасные события и ситуации, реагировать на текущие опасные события и ликвидировать их последствия.

3.2 система оповещения на основе социальных связей (community-based warning system): Способ доведения информации до населения с использованием существующих связей в социальных группах.

3.3 угрожаемый район (area at risk): Территория, которая может пострадать в результате бедствия.

Примечание - Данный термин в большей степени относится к упреждающей (заблаговременной) эвакуации.

3.4 пострадавший район (affected area): Территория, которая подверглась воздействию бедствия.

Примечание - Данный термин в большей степени относится к экстренной (безотлагательной) эвакуации.

4 Общие аспекты планирования эвакуации населения

4.1 Общие положения

Организации следует разрабатывать, внедрять и документировать прозрачные процессы принятия решений, при этом некоторые процессы являются общими для всех разделов планирования эвакуации населения. В разделе 4 подробно рассматриваются вопросы планирования, общие для разделов 5-11, в том числе:

- оценка риска (4.2);

- соответствие нормативным правовым актам (4.3);

- сбор и анализ информации (4.4);

- планирование распределения сил и средств (4.5);

- процессы планирования и документирования (4.6);

- налаживание эффективных многосторонних партнерских отношений (4.7);

- тренировки и учения (4.8).

4.2 Оценка риска

Организации необходимо развивать процессы менеджмента риска, включая оценку риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010. Должны выполняться следующие оценки риска:

- стратегическая (определение рисков, при которых необходимо объявлять эвакуацию) или тактическая (принятие решения на эвакуацию из районов с большой долей уязвимого населения) оценка риска;

- оценка риска для конкретных мест (включая территорию размещения эвакуированных);

- оценка известных рисков и соответствующих различных сценариев эвакуации;

- оценка риска до, во время и после эвакуации, чтобы понимать, как с течением времени меняется ситуация в части, касающейся уровня опасности, населения, инфраструктуры и транспорта.

Результаты оценки риска следует:

- использовать при управлении ресурсами и проведении эвакуации;

- актуализировать в период чрезвычайной ситуации по мере получения новых данных из различных источников.

4.3 Соответствие нормативным документам

Организации необходимо знать все применимые нормативные документы и разрабатывать планы эвакуации населения в соответствии с их требованиями.

Следует руководствоваться применимыми нормативными документами, действующими на международном, национальном, региональном и местном уровнях:

- при планировании эвакуации населения, обосновании разрабатываемых планов, мероприятий, решений и моделей;

- для понимания того, какие действия допустимы для защиты населения, а какие нет;

- при рассмотрении ситуаций отказа людей от эвакуации и для определения связанных с этим рисков;

- при рассмотрении обязанностей различных организаций во время эвакуации населения и положений, регулирующих деятельность этих организаций;

- чтобы обоснованно определить границы ответственности организации и минимизировать возможный ущерб для ее репутации.

Необходимо вести регулярный мониторинг таких документов в процессе планирования с целью выявления изменений, которые могут повлиять на планирование эвакуации населения.

4.4 Сбор и анализ информации

Информацию для планирования эвакуации населения следует собирать из различных источников и всесторонне оценивать. Собираемая информация должна включать следующие данные:

- демографические характеристики населения угрожаемого района;

- какая часть населения будет использовать для эвакуации собственный транспорт;

- сколько людей воспользуется пунктами временного размещения.

Качество собранной информации, ее надежность, возможные долгосрочные и краткосрочные последствия, а также ее влияние на решение об эвакуации следует оценивать с учетом следующих факторов:

- частота обновления информации;

- методы сбора информации;

- степень подробности информации.

Надежность и достоверность информации оценивают в соответствии с ГОСТ Р 22.3.09.

Для научно-обоснованного планирования эвакуации населения следует использовать информацию из проведенных ранее или новых исследований. Источниками такой информации могут служить:

- опросы, проводимые до и после эвакуации;

- отчеты по итогам ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отчеты по итогам проведения учений;

- публикации и информация на интернет-сайтах завершенных проектов, исследований, а также профессиональных и правительственных организаций.

Первым и самым основным мероприятием, благодаря которому людей можно спасти от опасности, является своевременное оповещение.

Оповещение – своевременное предупреждение людей о текущей или будущей угрозе. Кроме того, во время оповещения людям должна быть предоставлена информация о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Пожар, конечно, тоже является чрезвычайной ситуацией. В системе государственных органов, которые отвечают за такие случаи, еще заранее должны быть определены такие сигналы, с помощью которых будет происходить оповещение граждан. Кроме того, официальная информация о перспективах расширения или уменьшения угрозы должна передаваться соответствующим должностным лицам. Вся ответственность за ликвидацию пожара возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти.

На территории Российской Федерации основная организация, которая занимается вопросами ликвидации чрезвычайных ситуаций, является РСЧС. В системе этой организации есть четкий алгоритм оповещения. Состоит он из двух этапов:

СЦО – системы оповещения централизованного характера. Созданные практически по всей территории Российской Федерации. Какие есть уровни СЦО:

  • федеральный;
  • региональный;
  • территориальный;
  • местный;
  • объектный.

Самыми основными являются три последних уровня. Благодаря таким системам оповещения практически за полчаса можно оповестить о конкретной опасности почти все население России, а именно – 90,8%.

Теперь подробнее поговорим о том, какие же есть средства оповещения.

Электрические сирены. Такие аппараты установленные в каждом населенном пункте России. Расположены они так, чтобы вся территория населенного пункта попадала под радиус распространения звука. Например, те сирены, которые характеризуются внешней установкой, с легкостью могут действовать в радиусе 400 м. Если сирену включить только раз, то продолжительность ее работы составит 165 секунд. Это целых 11 циклов. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы люди успели включить телевизоры и радиоприемники.

Громкоговорители. Согласно оценкам экспертов, этот способ оповещения является вторым по эффективности после сирен. Например, если установить такой громкоговоритель на уровне второго этажа, то звук может достичь максимум 50 метров вдоль улицы. Несмотря на это, чтобы покрыть звучанием всю улицу, нужно будет установить несколько таких громкоговорителей. Еще, конечно, многое зависит от того, какой длины сама улица. Как видим, такой способ не слишком эффективен и достаточно затратный финансово. Именно поэтому такие громкоговорители устанавливают только на площадях и в центральных частях городов или сел.

Эвакуация

Эвакуация, бесспорно, — это основной способ защиты граждан от всякого рода чрезвычайных ситуаций, в частности пожаров. Мало того, по оценкам экспертов, именно эвакуация является наилучшим вариантом для спасения людей.

В чем же заключается суть эвакуации? Если говорить о пожаре в конкретном здании, то в процессе эвакуации людей и их материальные ценности выводят за пределы дома, на безопасное расстояние. Правда, если ситуация слишком угрожающая, то тогда речь о материальных ценностях не идет.

Какие же есть виды эвакуации?

Основным критерием, какой мы будем рассматривать, есть виды эвакуации согласно со временем и сроками проведения. Всего есть два вида:

  • заблаговременная. Та кую эвакуацию проводят тогда, когда на тот момент угрозы еще не существует. Приведем конкретный пример. Если поступило штормовое предупреждение, или возможность пожара (например, лесной пожар в результате длительной жары или поджога), то тех людей, которые проживают на максимальной близости к эпицентру развития событий, заблаговременно эвакуируют из их домов на тот период, пока угроза не минует или когда станет точно известно, что ее не будет;
  • немедленная. Эта эвакуация осуществляется в том случае, если угроза уже возникла. Например, при возгорании общежития всех людей принудительно будут выводить на улицу.
    В каждом населенном пункте есть специальные списки лиц на эвакуацию. Речь идет как и о жилых домах, так и о фирмах, организациях и т.д. Первыми в списках должны быть те люди, которые проживают/работают в аварийных зданиях.

Эвакуация населения – это один из эффективных способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Эвакуация населения автомобильным транспортом

Эвакуация населения автомобильным транспортом

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является единственно приемлемым способом защиты.

Организация эвакуационных мероприятий как в условиях ЧС, так и в условиях военного времени в основном аналогична.

Планирование и порядок

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

В военное время эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает в себя:

  • непосредственно эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по ГО, железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;
  • рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее — рассредоточение работников организаций).

Эвакуация материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по их вывозу в безопасные районы с территории городов и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения для потенциального противника, а также из зон возможного катастрофического затопления.

Более подробно в материале по ссылке >>


Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление ГО, и органами военного управления.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта РФ располагается вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения и радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления. При отсутствии загородной зоны на территории субъекта РФ по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов РФ возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов РФ.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

  • в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • в субъектах РФ и входящих в их состав муниципальных образованиях – на руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления;
  • в организациях – на руководителей организаций.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Рассредоточение гражданского персонала – комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.


Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах, расположенных на не затапливаемой территории. Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством РФ. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления. Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком. Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов ГО и защиты населения, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В районах размещения эвакуируемого населения эвакокомиссии при участии органов управления ГОЧС, администраций органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного обеспечения эвакуированного населения. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникновения ЧС. Эти списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности эвакуация из зон возможного и реального химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;

по способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

по удаленности локальная (в границах населенного пункта, района, административного округа, города); муниципальная (в границах сельского района, города); региональная (в границах субъекта РФ, федерального округа); государственная (в пределах РФ);


по временным показателям временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до одного месяца; продолжительная – более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения — упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия. В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны ЧС может осуществляться и в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным критериям для каждого вида опасностей. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения.

Способы

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Осуществляется:

  • пешим порядком;
  • железнодорожным транспортом;
  • автомобильным транспортом;
  • ручным транспортом;
  • морским транспортом;
  • воздушным транспортом;
  • комбинированным способом.

Варианты

По времени и срочности:

  • упреждающая (заблаговременная) эвакуация;
  • экстренная (безотлагательная) эвакуация.

По масштабу:

  • локальная эвакуация;
  • местная эвакуация;
  • региональная эвакуация.

По охвату населения:

  • общая эвакуация;
  • частичная эвакуация.


Частичная или общая эвакуация проводится в зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий (чрезвычайной ситуации).

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым: эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций; Эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Плакат

Кроме этого, по ссылке доступен дополнительный материал по теме от МЧС России: Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера.

Плакат эвакуация населения

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

Видеоматериалы

Дополнительные термины и определения по теме:

Зачастую их последствия удается минимизировать, и они не очень заметно влияют на нашу жизнь.

Но некоторые негативные события вроде техногенных или природных катастроф, эпидемий и пандемий имеют столь мощный разрушительный потенциал, что спасти людей и материальные ценности можно только с помощью эвакуации.

Выход

Сегодня в деталях разберем, что такое эвакуация, какие виды существуют, кто отвечает за ее проведение, каковы способы оповещения населения.

Эвакуация – это …

Эвакуация – это вывоз (вывод) людей, материальных и культурных ценностей из зоны бедствия.

Причинами эвакуации могут стать самые разные чрезвычайные ситуации (ЧС):

  1. техногенные катастрофы:
    1. аварии на атомных электростанциях или опасных химических объектах,
    2. транспортные катастрофы, , взрывы (или их угроза),
    3. аварии на очистных сооружениях,
    4. аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение),
    5. обрушение зданий;

    Катастрофа

      ,
    1. извержения вулкана,
    2. смерчи, тайфуны, ураганы,
    3. лесные, торфяные, степные пожары, ,
    4. лавины, обвалы;

    Природа

    1. не успевших заразиться людей в безопасную зону,
    2. больных – в места медицинской изоляции (больницы, госпитали и т.д.),
    3. людей, находившихся в контакте с зараженными – в карантинные зоны;

    Эпидемия

    1. гражданские (внутри страны, между гражданами этой страны),
    2. международные.

    Война

    Виды эвакуации

    1. по виду источника опасности:
      1. из зоны радиационного или химического поражения,
      2. из зоны возможного разрушения или подтопления;
      1. транспортная,
      2. пешая,
      3. комбинированная (сочетание эвакуации на транспорте и пешком);
      1. локальная (в пределах населенного пункта или района, где произошла ЧС),
      2. местная (в пределах субъекта РФ),
      3. региональная (в пределах региона России (нескольких субъектов РФ),
      4. государственная, т.е. в пределах РФ;
      1. заблаговременная (при возникновении потенциальной опасности),
      2. экстренная (при ЧС);
      1. временная (на несколько суток),
      2. среднесрочная (до 1 месяца),
      3. длительная (свыше 1 месяца).

      Вид эвакуации, проводимой при том или ином ЧС, зависит от следующих основополагающих моментов:

        масштабов негативных последствий.

      Согласитесь, есть разница в последствиях при взрыве супер-вулкана и разрушением моста через реку во время паводка: в первом случае требуется экстренная комбинированная эвакуация, во втором, возможно, массовая и вовсе не понадобится, достаточно будет наладить снабжение населения всем необходимым;

      Одно дело, если требуется эвакуировать спортивную турбазу, совсем иное, если эвакуации подлежит дом престарелых или больница;

      Кто отвечает за проведение эвакуации

      Проведение мероприятий по эвакуации в РФ регламентируется законодательно:

      В России создана специальная структура – РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), которая объединяет и координирует действия различных структур при возникновении (или угрозе) ЧС. Подробно об этой системе рассказано в другой статье нашего блога. Сейчас вспомним вкратце.

      РСЧС – это иерархическая система, состоящая из 5 уровней. В ведении какого уровня возникла необходимость в эвакуации, там и возникает ответственность за ее проведение.

      Допустим, произошла утечка ядовитых газов с химического предприятия в небольшом городке N. В этом случае на объектовом уровне РСЧС будет проводиться эвакуация работников этого предприятия, на муниципальном – эвакуация жителей городка N, на региональном – подготовка к эвакуации всех близлежащих населенных пунктов, если аварию и ее последствия ликвидировать не удается.

      Структура

      Чтобы быть максимально подготовленными к эвакуации любого масштаба, российской системой ЧС на всех уровнях создан, постоянно пополняется и модернизируется материальный актив для проведения эвакуаций (как собственный, так и привлекаемый со стороны).

      План эвакуации

      Для того, чтобы эвакуация (независимо от ее масштаба) прошла быстро и организованно, на каждом уровне РСЧС разработаны специальные планы эвакуации людей и материальных ценностей.

      План

      Подобные схемы разрабатываются в индивидуальном порядке для предприятий, организаций, общественных мест и т.д. При их оформлении учитываются ГОСТ Р 12.2.143–2009 и ГОСТ 12.1.004–91.

      На планах эвакуации схематично указываются аварийные выходы, схемы помещений, направление движения людей при покидании здания.

      Существуют планы эвакуации населения и для населенных пунктов в целом. Например:

      Схема


      *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

      Способы оповещения населения об эвакуации

      Далее населению необходимо прослушать указания штаба ГО (гражданской обороны), а потом приступить к их выполнению. Как правило, алгоритм действий произносится внятно, затем несколько раз повторяется.

      Краткое резюме

      Эвакуация – наиболее эффективный способ защитить население, материальные и культурные ценности от негативных последствий ЧС.

      Даже если вы не знаете, как организована эвакуация при ЧС в вашем районе, вы можете быть уверены, что все пройдет на должном уровне. Существует разработанный план, есть специально обученные люди, которые организуют все эвакуационные мероприятия.

      Ознакомиться с планом эвакуации вашего населенного пункта можно в муниципальном штабе ГО или в местной администрации (либо на официальных сайтах этих организаций, но не везде они находятся в свободном доступе).

      Беги

      Автор статьи: Елена Копейкина

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (2)

      Мне всегда смешно, когда я смотрю на схему плана эвакуации из здания, в ней и так очень сложно разобраться, а если возникнет пожар, у людей паника, стресс, люди должны изучать эти лабиринты. Почему бы на полу не нарисовать стрелки, чтоб люди в критической ситуации шли по этим указателям?

      Что касается катастроф на обширных территориях, то здесь должно работать быстрое оповещение населения, чтоб люди имели время на выезд из опасной зоны.

      Читайте также: