На какие части распадается римское право в соответствии с дигестами юстиниана

Обновлено: 28.06.2024

Император Юстиниан (527-565 гг.) поставил задачу привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, очи­стить от устаревшего содержания накопившийся за сотни лет огром­ный правовой материал, притом не только императорские законы (leges), как в более ранних кодификациях, но и сочинения классиков (ius).

Кодификация (систематизация) римского права была осуществ­лена в связи с большим объёмом и разнообразием нормативного мате­риала. В первой половине V века н.э. был создан Кодекс Феодосия, включавший 16 книг. В первой половине VI в. н.э. проведена новая кодификация Императором Юстинианом. Результатом стал Corpus luris Civilis. Этот свод гражданского права объединил Кодекс, Диге­сты, Институции и Новеллы.

вод Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохранившееся доныне название Corpus juris civilis - Свод гражданского права. Он состоит из четырех основных частей:

1) Codex - собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени составления кодекса, 529 г. (первое издание), 534 г. (второе издание).

2) Institutiones - Институции - в четырех книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.

3) Digesta (Pandectae) - Дигесты, или пандекты, в составе: 7 частей и 50 книг, 432 титулов 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

Дигесты состоят из 50 книг по различным областям права:

1. Общие понятия, история источников права, учреждения и лица с их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1);

2. Суд, процесс, иски (кн. 2 - 4);

3. Наследство и имущественные отношения (кн. 5 - 11);

4. Купля-продажа (кн. 12 - 19);

5. Залоговое право (кн. 20 - 22); 6. Имущественные отношения супругов (кн. 23 - 25); 7. Опека и попечительство (кн. 26 - 27);

9. О рабстве (кн. 40);

10. Вербальные контракты (кн. 45 - 46);

12. Разъяснение терминов и некоторых общих понятий (кн. 50).

В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять силу для восстановления нарушенного права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия. Так кредитор, захвативший имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования. Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь. Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.

Кроме личной собственности в Риме знали общую совместную собственность. Еще древний классик Сцевола высказал идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных долях -- pars pro indiviso. Идея получила дальнейшее развитие, не может быть несколько прав собственности на одну и туже вещь, но одно право собственности на одну и ту же вещь вполне может принадлежать нескольким лицам, и тогда налицо право общей собственности, которое римские юристы называли communio или condominium.

Дигесты, в особой конституции определил характер и порядок преподавания в юридических школах, Материалом для преподавания должны были служить только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны были усвоить Институций и первую часть Дигест (7 книг); во второй, третий и четвертый год разные части Дигест в точно определенном порядке; в пятый год Юстинианов Кодекс. Преподавание права дозволено было только в двух школах в Константинополе и Берите (в Малой Азии), Существовавшие прежде юридические школы в Александрии, Цезаре и других местах были закрыты.

В юстиниановском законодательстве были осуществлены последовательный отбор законов, их систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых законов в новой обстановке. Политика Юстиниана в отличие от политики предшествующих императоров особенно последовательная, программная, что, по-видимому, было связано с нарастающим кризисом ранневизантийского общества. Программность в его законодательстве проявляется в четком следовании единым установкам.

Законодательство Юстиниана неизмеримо более отражало эти установки, чем конкретные ситуации. Но его заданность, запрограммированность важна сама по себе как показатель системы борьбы с нарастающим кризисом, направленности социальной политики.


Заседание суда в Древнем Риме

Законы, освященные именами императоров

Особенность древнеримской юриспруденции состояла в том, что в ней предусматривалось совершение всех процессуальных актов исключительно профессиональными юристами, в сферу деятельности которых входило: составление исков и оформление сделок, выступление в суде от имени ответчиков, а также ведение гражданских и уголовных дел.

Авторитет наиболее видных юристов был необычайно высок, и их мнение порой имело больший вес, чем закон, под действие которого подпадал рассматриваемый в суде вопрос. Такому положению вещей во многом способствовали верховные правители. Например, известен эдикт, изданный Октавианом Августом (63 г. до н. э. – 14 г.), в котором он предписывал мнение, высказываемое наиболее видными правоведами, приравнивать к изъявлению императорской воли. Фото его скульптуры приведено ниже.

Император Октавиан Август

Империя, охваченная кризисом

Предпосылкой для создания законов Дигеста послужила обстановка, сложившаяся в Римской империи к середине III века и отмеченная кризисом во всех областях жизни, вызванным непомерно разросшейся императорской властью. Характерной особенностью этого периода стал упадок юриспруденции.

Выступление римского юриста

Наследники римского законодательства

Дигесты – это свод законов, хоть и почерпнутых из римской юриспруденции, но составленных и увидевших свет уже в Византии – восточной части распавшейся к тому времени великой империи. В 527 году на ее трон взошел крайне честолюбивый император – Юстиниан I, мечтавший не только войти в историю благодаря военным победам, но и стяжать лавры законодателя. Византийское право в тот период опиралось на законы, унаследованные от Рима, но находившиеся в крайне хаотичном состоянии. Многие из них противоречили друг другу, а часть юридической литературы была недоступна для использования.

Византийские правоведы

Титанический труд

Через три года после своего восшествия на престол честолюбец Юстиниан издал особый указ, на основании которого была создана комиссия, состоявшая из четырех профессоров юриспруденции и одиннадцати наиболее видных адвокатов и возглавляемая упомянутым выше Трибонианом. Перед ней стояла поистине грандиозная задача – разобрать и систематизировать все правовое наследие римских юристов, исключив из него явно устаревшие нормативные акты.

Барельеф с изображением византийского правоведа

Чтобы представить себе объем предстоявшей работы, достаточно сказать, что правоведы должны были подробно изучить и привести в надлежащий порядок 2 тыс. (!) книг, содержавших в себе около 3 млн строк рукописного текста. По современным меркам это соответствует 3 тысячам печатных листов или 100 полновесным томам.

Организация работы над сводом законов

В Византии автор Дигест (настоящий автор – Трибониан) не зря пользовался репутацией высокомудрого государственного мужа, обладавшего способностью благополучно выходить из самых сложных ситуаций. Не подвел он своего венценосного шефа и в этот раз, разделив членов вверенной ему группы на три подкомиссии, перед каждой из которых поставил конкретную и четко сформулированную задачу.

Истиннный автор Дигесты - Трибониан

Завершение трехлетнего труда

На основании записей, оставленных непосредственными исполнителями этого проекта, а также углубленного анализа составленных ими текстов исследователи отмечают необычайную тщательность, с которой была проделана порученная работа. Установлено, в частности, что членами комиссии использовались преимущественно оригинальные рукописи, и лишь в крайних случаях они заменялись позднейшими копиями. Кроме того, подлежали скрупулезной проверке все цитаты из юридических трактатов, включенных в римские Дигесты и служивших для членов комиссии исходным – базовым материалом.

Столь масштабный проект удалось осуществить в течение трех лет, и в середине декабря 533 года он был принят императором Юстинианом, утвердившим его в качестве свода действующих законов Византийской империи и поставившим на титульном листе собственное имя. Тогда же вышел и высочайший указ, согласно которому под страхом самого сурового наказания запрещалось давать Дигестам комментарии. Официально было объявлено, что это может исказить мнение древних авторов, на деле же Юстиниан стремился единолично владеть правом толкования законов.

Герб Византии

Постулаты, ставшие основой византийских законов

Поскольку византийские Дигесты – это компиляция трудов римских авторов, в их основу были положены выдвигавшиеся ими постулаты, многие из которых остаются актуальными и по сей день. Так, в случае неясности прав тяжущихся сторон суд обязан отдавать предпочтение ответчику, а не истцу, и если к данному случаю не подходит ни один нормативный акт, то следует руководствоваться элементарной справедливостью. Кроме того, важнейшими положениями Дигест являются запреты считать человека виновным прежде, чем это было доказано в суде, и дважды наказывать за одно и то же преступное деяние.

Христианские принципы законодательства

Следует отметь также акцент, сделанный составителями документа на необходимости подходить к вынесению приговора с учетом не только закона, под действия которого подпадает совершенное преступление или гражданская тяжба, но гуманизма и справедливости, положенных в основу христианского вероучения, являвшегося государственной религией Византии. В одной из статей документа даже указывается на то, что естественная справедливость должна доминировать над буквой закона. Как известно, законодательные нормативы ранее существовавших государств Древнего мира ничего подобного не знали.

Дигесты Юстиниана. 2-е изд., испр. Т. 1. Кн. I—IV. Статут, Москва, 2008.
Перевод с лат. Л. Л. Кофанова, И. С. Перетерского (тит. 1—9).
Общ. редакция перевода: Л. Л. Кофанов; редакция Конституций и кн. I: В. А. Томсинов.
Digesta Iustiniani Augusti. Ed. Mommsen — Krüger. Vol. I. Berolini, 1870.

ГОСПОДИНА НАШЕГО СВЯЩЕННЕЙШЕГО ПРИНЦЕПСА ЮСТИНИАНА
ПРАВА ОЧИЩЕННОГО И СОБРАННОГО ИЗ ВСЕЙ ДРЕВНЕЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

ДИГЕСТЫ, или ПАНДЕКТЫ КНИГА ПЕРВАЯ

Титул I. О спра­вед­ли­во­сти и пра­ве

( 1) По заслу­гам нас назва­ли жре­ца­ми, ибо мы забо­тим­ся о пра­во­судии, воз­ве­ща­ем поня­тия доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го, отде­ляя спра­вед­ли­вое от неспра­вед­ли­во­го, отли­чая доз­во­лен­ное от недоз­во­лен­но­го, желая, чтобы доб­рые совер­шен­ст­во­ва­лись не толь­ко путем стра­ха нака­за­ния, но и путем поощ­ре­ния награ­да­ми, стре­мясь к истин­ной, если я не заблуж­да­юсь, фило­со­фии, а не к мни­мой.

( 2) Изу­че­ние пра­ва рас­па­да­ет­ся на два поло­же­ния: пуб­лич­ное и част­ное (пра­во). Пуб­лич­ное пра­во, кото­рое (отно­сит­ся) к поло­же­нию Рим­ско­го государ­ства, част­ное, кото­рое (отно­сит­ся) к поль­зе отдель­ных лиц; суще­ст­ву­ет полез­ное в обще­ст­вен­ном отно­ше­нии и полез­ное в част­ном отно­ше­нии. Пуб­лич­ное пра­во вклю­ча­ет в себя свя­щен­но­дей­ст­вия, (слу­же­ние) жре­цов, (поло­же­ние) маги­ст­ра­тов. Част­ное пра­во делит­ся на три части, ибо оно состав­ля­ет­ся или из есте­ствен­ных пред­пи­са­ний, или (из пред­пи­са­ний) наро­дов, или (из пред­пи­са­ний) цивиль­ных.

( 3) Есте­ствен­ное пра­во — это то, кото­ро­му при­ро­да научи­ла все живое: ибо это пра­во при­су­ще не толь­ко чело­ве­че­ско­му роду, но и всем живот­ным, кото­рые рож­да­ют­ся на зем­ле и в море, и пти­цам; сюда отно­сит­ся соче­та­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны, кото­рое мы назы­ваем бра­ком, сюда же порож­де­ние детей, сюда же вос­пи­та­ние; мы видим, что живот­ные, даже дикие, обла­да­ют зна­ни­ем это­го пра­ва.

( 4) Пра­во наро­дов — это то, кото­рым поль­зу­ют­ся наро­ды чело­ве­че­ства; мож­но лег­ко понять его отли­чие от есте­ствен­но­го пра­ва: послед­нее явля­ет­ся общим для всех живот­ных, а пер­вое — лишь для людей (в их отно­ше­ни­ях) меж­ду собой 1 .

DO­MI­NI NOSTRI SAC­RA­TIS­SI­MI PRIN­CI­PIS
IUS­TI­NIA­NI
IURIS ENUC­LEA­TI EX OM­NI VE­TE­RE IURE COL­LEC­TI

DI­GES­TO­RUM SEU PAN­DEC­TA­RUM LI­BER PRI­MUS

I. De ius­ti­tia et iure

(pr.) Iuri ope­ram da­tu­rum pri­us nos­se opor­tet, un­de no­men iuris des­cen­dat est autem a ius­ti­tia ap­pel­la­tum: nam, ut ele­gan­ter Cel­sus de­fi­nit, ius est ars bo­ni et aequi.

(1) Cui­us me­ri­to quis nos sa­cer­do­tes ap­pel­let: ius­ti­tiam nam­que co­li­mus et bo­ni et aequi no­ti­tiam pro­fi­te­mur, aequ­um ab ini­quo se­pa­ran­tes, li­ci­tum ab il­li­ci­to dis­cer­nen­tes, bo­nos non so­lum me­tu poe­na­rum, ve­rum etiam prae­mio­rum quo­que ex­hor­ta­tio­ne ef­fi­ce­re cu­pien­tes, ve­ram ni­si fal­lor phi­lo­sophiam, non si­mu­la­tam af­fec­tan­tes.

(Ep.) I. 1, 1, 4. 1, 2, 1 (2) Hui­us stu­dii duae sunt po­si­tio­nes, pub­li­cum et pri­va­tum. pub­li­cum ius est quod ad sta­tum rei Ro­ma­nae spec­tat, pri­va­tum quod ad sin­gu­lo­rum uti­li­ta­tem: sunt enim quae­dam pub­li­ce uti­lia, quae­dam pri­va­tim. pub­li­cum ius in sac­ris, in sa­cer­do­ti­bus, in ma­gistra­ti­bus consti­tit. pri­va­tum ius tri­per­ti­tum est: col­lec­tum ete­nim est ex na­tu­ra­li­bus prae­cep­tis aut gen­tium aut ci­vi­li­bus.

(3) Ius na­tu­ra­le est, quod na­tu­ra om­nia ani­ma­lia do­cuit: nam ius is­tud non hu­ma­ni ge­ne­ris prop­rium, sed om­nium ani­ma­lium, quae in ter­ra, quae in ma­ri nas­cun­tur, avi­um quo­que com­mu­ne est. hinc des­cen­dit ma­ris at­que fe­mi­nae co­niunctio, quam nos mat­ri­mo­nium ap­pel­la­mus, hinc li­be­ro­rum proc­rea­tio, hinc edu­ca­tio: vi­de­mus ete­nim ce­te­ra quo­que ani­ma­lia, fe­ras etiam is­tius iuris pe­ri­tia cen­se­ri.

(I.) (4) Ius gen­tium est, quo gen­tes hu­ma­nae utun­tur. quod a na­tu­ra­li re­ce­de­re fa­ci­le in­tel­le­ge­re li­cet, quia il­lud om­ni­bus ani­ma­li­bus, hoc so­lis ho­mi­ni­bus in­ter se com­mu­ne sit.

Развитие юридической науки в первые века н. э. вызвало к жизни первые частные систематизации правовых источников и аналогичного значения комплексные юридические труды. Так, в конце II - начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист - Юлий Павел - свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. Тогда же была обнародована официальная кодификация преторского эдикта.

Дело кодификации правок видно, было взаимосвязано с правовой политикой императоров, и обобщение именно императорских постановлений рассматривалось как главное в этой работе. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196-295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, подразделявшихся на титулы, и включал, подлинные и полные тексты прежних актов. Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291-365 гг. Но и тот, и другой были теми же частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

Задачи кодификации. Устремления юстиниановского периода (пер­вая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непо­сильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сво­дилась политика и в области законодательства.

Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого — императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) — создать свод законов, пригодных для применения в новых политиче­ских и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое.

Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три сто­летия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т. е. отра­зить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с За­пада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием за­падной послеклассической литературы.

Таким образом, свод законов Юсти­ниана является в основном компиляцией из существовавших до того источ­ников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несрав­ненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнару­живается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.

Объем кодификации . Предыдущие своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стре­мились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установ­ленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в коди­фикации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности, в области некоторых нововведений.

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты (mancipatio, in iure cessio, fiducia) (cm. nn. 196, 197, 407) 1

В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis contestatio) (см. nn. 53, 74. 449). Новый законода­тельный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым пра­вовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

Ход кодификации . Руководство кодификационными работами было возложено на magister officiorum и quaestor sacri palatii Трибониана. Юстини­ан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибо­ниана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод конституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конститу­ций было опубликовано как Codex lustinianus и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.

Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных во­просов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских конституций (quinquaginta decisiones). Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы.

Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием interpolationes с XVI в. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего вре­мени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи (Index Florentmus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на ти­тулы. Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям.

Для ускорения работы комиссии она разделилась на три подкомиссии, собиравшие: первая - произведения по цивильному праву (так называемая Сабиновская масса сочинений), вторая - по преторскому праву (так называемая бальная масса), третья - произведения Папиниана (так называемая Папиниановская масса) и кое-где сюда присоединилась группа приложении (так называемый Appendix). Выборки, произведенные в секциях, сводились воедино на общих собраниях комиссии и размещались в книгах под соответ­ствующими титулами. Все собрание получило наименование Digesta, заве­щанное классической литературой (т.е. собрание юридических материалов).

16 декабря 533 г. законченная работа была опубликована как Digesta или Pandectae lustiniani. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Допус­кал только дословные переводы, краткие указатели содержания отдель­ных мест (индексы), выдержки и параллельные сопоставления соответствующих текстов (паратитлы). В сомнительных случаях надлежало обращаться за ранениями к императору. Цитируются места из Дигест буквой D и циф­ровыми указаниями книги, титула и отрывка, например: D. 45. 1. 122.2.

Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены ус­таревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латин­ском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку за­конов (tota legitima scientia).

По стилю изложения первой части институций (I и II книги) усматрива­ют авторство профессора беритской школы Дорофея, а второй (111 и IV кни­ги ) - Теофила обоих участников редакционной комиссии Юстиниана. Перу Теофила принадлежит еще краткое изложение институций, называемое по - гречески парафразой. Способ цитирования - буква I (институции), циф­ры обозначают книгу и титул и дальнейшие подразделения I.2.20. (principium –начало).

В целях включения вновь изданных во время кодификационных работ конституций и согласования leges с собранным в Дигестах ius приступлено было к новой редакции Кодекса Юстиниана. Опять была образована комис­сия из пяти членов под председательством Трибониана.

Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. под именем Codex repetitae praelectionis - второй исправленной редакции, отменившей старый кодекс. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, рас­падающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хро­нологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантииского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в кодекс, хотя изменены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заклю­чают много интерполяций. Для цитирования употребляется буква С (Codex), с соответствующими цифровыми указателями книги, титула и номера кон­ституции- С. 8. 44. 21.1. Кодекс вступил в силу 29 декабря 534 г 2 .

Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фак­тически четвертую часть собрания - Novellae (leges) - Новеллы, хотя официально они не были объединены. Это - конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но не­которые содержат и гражданско-правовые определения из области семейно­го и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного изданий большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме, при преемниках Юстиниана.


  1. Институции - состоят из 4 книг, которые в свою очередь делятся на титулы и параграфы. Здесь дано известное определение права: "Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого."

2) Дигесты: состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы и параграфы. Дигесты вобрали в себя цитаты из почти 2000 сочинений 39 юристов. Общий объем Дигест - 150 000 строк.

Структура: 1 кн. - общие вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2 по 46 кн. - частное право; 47-48 кн. - уголовное право; 49 кн. - апелляции, фискальное и военное право; 50 кн. - административное право, правила и определения.

Внутри каждого титула каждой (кроме 30-32 кн.) книги цитаты располагались в следующем порядке: а) цитаты из сочинений, комментирующих цивильное право. В большинстве случаев это были комментарии к Сабину, отсюда эта часть стала называться массой Сабина. б) Далее следовали цитаты из сочинений к преторскому эдикту, отсюда название - масса эдикта. в) Далее шли выдержки из сочинений по типу responsa. Так как чаще всего это были ответы Папиниана, то данная часть получила название масса Папиниана. г) Иногда были и добавочные цитаты. Это называлось Appendix. Видимо работало 3 подкомиссии, каждая со своим типом сочинений - отсюда выявленное деление на 3 основных массы.

Ученые обнаружили в текстах цитат из классических юристов многочисленные интерполяции, то есть замены, сделанные комиссией для сближения положений классических юристов с юстиниановским действующим правом. Например, во всех текстах слово mancip[atio было заменено на traditio.

3) Кодекс - состоит из 12 книг (возможно. в подражание XII таблицам). 1 книга посвящена церковному праву, источникам права и праву магистратов. 2-8 книги - частное право; 9 книга - уголовное право; 10-12 - положения о государственном управлении.

4) Новеллы - то есть последующие указы Юстиниана. Древнейший их сборник относится к 556 г., написан проф. Юлианом из Константинополя, содержит 122 новеллы.

Итак, Кодекс Юстиниана - часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.


  1. Кратко прокомментируйте содержание следующих понятий:

Статус цивитатис ( status civitatis ) означал гражданскую (государственную) принадлежность лица.

Статус либертатис ( status libertatis ) означал, что человек имеет свободу. Свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях. Только свобода делала человека лицом, т.е. субъектом права .

Семейный статус ( status familiae ).

Семейный статус делил всех римских граждан на две категории: personae sui iuris (лица своего права ) и personae alieni iuris(лица чужого права ).

Ius conubii – право вступать в законный брак (дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми).

Ius commercii означало право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававшимися в тогдашнем римском праве, например, приобретать квиритскую собственность, заключать обязательственные договоры и употреблять для этого формы, признаваемые цивильным правом, как mancipatio, in iure cessio, nexum, stipulatio и другие.

Capitis deminutio media наступает тогда, когда лицо, сохраняя свободу, утрачивает права римского гражданства; это бывает, главным образом, в случае aquae et ignis interdictio, а в императорское время в случае ссылки - deportatio (§ 2 In. 1. 16).

Intestabilitas – это ограничение правоспособности лица, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание, также в более позднее время ограничение правоспособности лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum). Эти лица больше не могли быть свидетелями и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, что было весьма важно в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. Но постепенно исчезновение старых формальных сделок привело к тому, что intestabilitas утратила свое значение.

Infamia – умаление чести, приводило к особым юридическим последствиям вследствие бесчестья и заключалось в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Основаниями для бесчестья могли быть основания фактические и законные. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица, т. е. это как бы нравственное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitude, устранялось из числа возможных свидетелей (вообще от решения общественно - нравственных вопросов), возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства.

Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (например, актера), и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности. Существовало пожизненное и временное умаление чести.

Tutela- в римском праве подразумевалась забота о некоторых лицах с ограниченной дееспособностью.

Cura - означает заботу. Попечитель обязан управлять имуществом вверенного лица, вести за него процессы. Намного позже сложилось попечительство над лицами, не достигшими 25 лет (puberes minores).

Pater familias (отец семейства) — глава патриархальной семьи. В Древнем Риме pater familias первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами, — всех их он мог истребовать с помощью виндикационного иска.

Patria potestas — термин римского права, обозначающий власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки.

К разряду alieni juris по римскому праву относились рабы, женщины, дети, даже и совершеннолетние, но не эмансипированные.

Persona sui iuris – это лицо, которое никому не подвластно.

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

сine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Dos - приданное римских граждан.

Donatio - дарение. В римском классическом праве дарение не было самостоятельной сделкой, представляя собой особую causa сделок с реальным или с обязательственным эффектом.

Peculium — обозначение в римском частном праве обособленного имущества, которое глава семейства (pater familias) мог передать во владение какому-либо лицу для использования и получения доходов и таким образом ограничивая ответственность по обязательствам размерами пекулия.

Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате (liberinaturales).

adoptio - усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

arrogatio - усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено.

Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Читайте также: