Соп как расшифровывается по делам несовершеннолетних

Обновлено: 30.06.2024

от 20 июля 2018 года N 271-пр

Об утверждении Порядка признания семей с несовершеннолетними детьми
находящимися в социально опасном положении, организации с ними
межведомственной индивидуальной профилактической работы

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Хабаровского края в работе с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, Правительство края

Утвердить прилагаемый Порядок признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении, организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы.


И.о. Председателя
Правительства края
С.В. Щетнёв

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Хабаровского края
от 20 июля 2018 года N 271-пр

ПОРЯДОК
признания семей с несовершеннолетними детьми
находящимися в социально опасном положении, организации с ними
межведомственной индивидуальной профилактической работы

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) по вопросам признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении (далее - СОП), организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы, принятия решения о снятии с семей статуса "СОП".

2. Понятия, используемые в настоящем Порядке

2.1. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:

межведомственная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики, направленный на социально-педагогическую реабилитацию семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании межведомственных индивидуальных профилактических планов, утверждаемых постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, осуществляющих деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований (далее - муниципальные комиссии);

межведомственный индивидуальный профилактический план - комплекс индивидуально-профилактических мероприятий, проводимый органами и учреждениями системы профилактики с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП;

ведомственная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, реализуемый с лицами, указанными в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), органом или учреждением системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного органа или учреждения.

2.2. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе N 120-ФЗ.

3. Основания (критерии) признания семей с
несовершеннолетними детьми находящимися в СОП

3.1. Основаниями (критериями) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП являются:

3.1.1. Отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны родителей (законных представителей) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию, способствующее совершению несовершеннолетним противоправных действий (далее - Критерий N 1).

Критерий N 1 устанавливается по данным территориального органа внутренних дел при наличии в семье несовершеннолетних детей:

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они после освобождения (выпуска) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, повлекшее привлечение родителя (законного представителя) к административной ответственности в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ и Критерий N 2 соответственно).

Критерий N 2 устанавливается при привлечении родителей (законных представителей) к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ и определяется по признакам:

- лишение несовершеннолетних минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

- отсутствие заботы о физическом и психическом здоровье несовершеннолетних, их нравственном развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе;

- недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей (законных представителей);

- трата пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетних, в ущерб их интересов;

- нарушение права несовершеннолетних на получение общего образования;

- отказ от медицинского обследования несовершеннолетних или лечения при наличии медицинских показаний.

3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) правами родителя (законного представителя) и (или) побуждение несовершеннолетних к совершению противоправных деяний, отрицательное влияние на поведение детей (далее - Критерий N 3).

Критерий N 3 устанавливается на основании сведений о привлечении родителей (законных представителей) к уголовной ответственности, административной ответственности (кроме статьи 5.35 КоАП РФ) за совершение правонарушений против семьи и несовершеннолетних, а также информации органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:

- вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, антиобщественное поведение или поощрение подобного поведения;

- оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

- приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

- стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей): злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.

3.1.4. Жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками (далее - Критерий N 4).

Критерий N 4 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики, которые были подтверждены данными правоохранительных органов, и определяется по признакам:

- психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, негативный психологический климат в семье);

- физическое насилие над детьми (побои, нанесение физических травм и телесных повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья);

- покушение на половую неприкосновенность детей, в том числе непринятие мер родителями (законными представителями) при совершении действий сексуального характера в отношении детей третьими лицами.

3.1.5. Неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию несовершеннолетнего (далее - Критерий N 5).

Критерий N 5 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:

- отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом;

- несоблюдение по месту жительства санитарно-гигиенических правил, отсутствие ухода за детьми;

- оставление детей по месту проживания (пребывания) или на улице в ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью.

3.2. Основаниями (критериями) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП являются документы, предусмотренные статьей 6 Федерального закона N 120-ФЗ.

4. Порядок признания семей с
несовершеннолетними детьми находящимися в СОП

4.1. Решение о признании семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории муниципального образования, находящимися в СОП (далее - Решение), принимается муниципальной комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

4.2. В рамках рассмотрения на заседании муниципальной комиссии документов, подтверждающих основания (критерии), установленные разделом 3 настоящего Порядка, выносится решение:

1) о необходимости проведения ведомственной индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

2) о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП и проведении с ней межведомственной индивидуальной профилактической работы.

4.3. Решение муниципальной комиссии принимается в форме постановления. Копия постановления не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заинтересованным органам и учреждениям системы профилактики.

5. Проведение межведомственной индивидуальной профилактической
работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП

5.1. Межведомственная индивидуальная профилактическая работа с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, осуществляется в соответствии с межведомственными индивидуальными профилактическими планами (далее - межведомственный план).

5.2. Межведомственный план предусматривает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), а также иными лицами в случае их совместного проживания с семьей.

5.3. Межведомственный план работы с семьей с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП:

1) утверждается постановлением муниципальной комиссии не позднее 30 дней со дня вынесения постановления о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП;

2) направляется всем органам и учреждениям системы профилактики, реализующим мероприятия, предусмотренные межведомственным планом, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения.

5.4. Координацию проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, осуществляет муниципальная комиссия.

Рассмотрение заключений о результатах выполнения межведомственного плана осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие на заседании муниципальной комиссии, по результатам которого выносится постановление:

1) о продолжении работы с семьей и внесении дополнений и изменений в межведомственный план (при этом фиксируется динамика изменений в семье: положительная или отрицательная);

2) о снятии статуса "СОП" в связи с улучшением ситуации;

3) о снятии статуса "СОП" по иным причинам (переезд, достижение совершеннолетия младшим ребенком и т.п.);

4) о невозможности сохранения семьи и сборе соответствующих документов на лишение (ограничение) в родительских правах.

Вопросы организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, должны включаться в повестку дня заседания муниципальной комиссии отдельным вопросом.

5.5. В случае перемены места жительства семьи с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП, муниципальная комиссия, осуществляющая координацию проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы, незамедлительно информирует муниципальную комиссию по новому месту проживания семьи.

6. Сроки проведения межведомственной индивидуальной профилактической
работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП

Срок проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы определяется муниципальной комиссией с учетом положений статьи 7 Федерального закона N 120-ФЗ отдельно в отношении каждой семьи с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП, на основании:

1) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания семьи находящейся в СОП;

2) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые направлены на выведение семьи из СОП.

7. Основания и порядок принятия решения о снятия
с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП"

7.1. Основаниями для принятия решения о снятия с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" являются:

1) устранение обстоятельств, ставших основанием для принятия муниципальной комиссией решения о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП (нормализация ситуации);

2) вынесение судом решения об отмене постановления муниципальной комиссии о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП;

3) лишение родительских прав;

4) перемена места жительства семьи;

Все основания принятия решения о снятия с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" подтверждаются документально.

7.2. Решение о снятии с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" принимается на заседаниях муниципальной комиссии, проводимых в соответствии с планами ее работы, а также по мере необходимости.

8. Заключительные положения

Муниципальные комиссии два раза в год до 20 июля (за первое полугодие) и до 01 февраля (за год нарастающим итогом) формируют отчет об организации и проведении органами и учреждениями системы профилактики межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, в государственной информационной системе Хабаровского края "Комплексная информационно-аналитическая система Хабаровского края".

соп

Положение утверждает порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, а также критерии и показатели социально опасного положения.

Мы встретились с начальником отдела образования,

—Инна Викторовна, скажите, так что, теперь детей, находящихся в социально опасном положении, станет меньше?

—По состоянию на 1 апреля в Калинковичском районе 163 ребенка из 81 семьи признаны находящимися в социально опасном положении. Мы надеемся, что со вступлением в силу новых правил таких детей станет меньше. До 1 августа нынешнего года решения в отношении детей, которые сейчас находятся в СОП, будут пересмотрены в соответствии с новыми критериями. Если критерии и показатели устранены либо не соответствуют новому постановлению, дети в этих семьях будут сняты с учета.

Что регулирует новое Положение?

—Прежде всего, деятельность государственных органов по выявлению детей, находящихся в СОП, порядок проведения социального расследования и принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, а также контроль за его исполнением и обжалование такого решения. Кроме того, порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

—А сама процедура? Она осталась прежней?

—Субъекты профилактики, как и раньше, реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении. Эту информацию передают в отдел образования, откуда она поступает в школу, детский сад или социально-педагогический центр. В течение дня собирается комиссия, состоящая из представителей различных структур: учреждений образования, здравоохранения, РОВД, РОЧС, общественных организаций и объединений. В течение 15 рабочих дней комиссия проводит социальное расследование, по результатам которого и принимается соответствующее решение.

—Инна Викторовна, расскажите подробнее о социальном расследовании. Что это такое, и как оно будет проходить?

—Социальное расследование – это деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, которая имеет значение для принятия решения о признании ребенка в социально опасном положении. А уже по результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях. Также составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, и о наличии или отсутствии критериев и показателей СОПа.

—Законные представители несовершеннолетнего могут ознакомиться с актом обследования условий его жизни и воспитания?

—Акт и должен составляться только лишь в присутствии законных представителей. Отказать в ознакомлении с актом обследования представители госорганов не вправе.

—Если по результатам социального расследования критерии социально опасного положения подтверждаются, что дальше?

—Дальше – все материалы рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. Раньше именно он принимал решение о постановке в СОП, но с 1 февраля этим занимается координационный совет, который создан при райисполкоме. А совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выносит одно из двух решений: либо обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОПе, либо рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

—Скажите, Инна Викторовна, критерии социально опасного положения остались те же?

С принятием постановления критерии уточнены. Их теперь три. Первый: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Второй: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления. Третий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и / или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и/или здоровья ребенка.

Каждый из этих критериев должен быть подтвержден официально. Например, родителей привлекали к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – сотрудники РОВД составили протокол.

На ваш взгляд, СОП – это наказание для нерадивых родителей?

—Нет. Это, в первую очередь, защита интересов ребенка. Во-вторых, это способ помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И, в третьих, это стимул вернуться к нормальной жизни.

Наталья признается, что угрозу свекрови изначально не восприняла всерьез, но страх засел занозой и кольнул через полгода, на родительском собрании, когда учительница сообщила: ее ученика признали находящимся в социально опасном положении после жалобы соседей на отца-дебошира.

За разъяснениями мы обратились в Министерство образования и органы МВД.

Если ребенка признают находящимся в СОП, из семьи его сразу никто не забирает, подчеркивает специалист.

— Семье предлагают разные виды помощи. Но прежде всего это ответственность родителей — выполнять рекомендации, которые им даны.

Решение о СОП принимает не школа. Но все начинается здесь

До прошлого года механизм признания детей, находящимися в СОП, регулировался постановлением Министерства образования. Фактически учителя занимались этим вопросом в одиночку: рассматривали семейные ситуации на советах по профилактике (такие есть в любом учреждении образования) и выносили свой вердикт.

Сигналом действительно может быть жалоба соседа

— Сегодня любой человек, если ему стало известно о нахождении ребенка в неблагополучных обстоятельствах, вправе и даже должен проинформировать об этом органы опеки и попечительства либо комиссию по делам несовершеннолетних.

То есть соседи, условно говоря, могут пожаловаться на частые ссоры, на плохое, как им показалось, воспитание или грубое отношение с детьми.

Дальше сигнал принимают в учреждении образования, где учится или воспитывается ребенок, и администрация издает приказ о проведении социального расследования. В комиссию, которая им займется, могут войти разные специалисты. Например, педиатр, если речь идет о маленьком ребенке до 3 лет. Или представитель МВД, если кто-то из родителей буянит и пьет. Или коммунальники, если в квартире отключили отопление за неуплату.

Эта межведомственная комиссия выходит в семью и изучает все аспекты ее жизни, в том числе — бытовые условия, манеру общения с детьми и так далее. Если нужно, проверяющие могут сделать запрос о привлечении родителей к ответственности или, если семья неполная, разыскать второго родителя — чтобы тот сообщил дополнительную информацию.

Комиссия не заглядывает в холодильник?

Критерии, по которым ребенка могут признать находящимся в СОП, можно посмотреть в приложении к Постановлению Совмина № 22

— Я в принципе не знаю, откуда появляется информация о том, что при рейдах открываются холодильники, — удивляется Елена Головнева. — Я много лет участвую в мониторинговых группах, которые посещают семьи, и никогда такого не видела. Если комиссия спрашивает маму, чем она намерена кормить ребенка, и женщина показывает кастрюлю с супом, это ее право. А мнение, что комиссия требует предъявить расчетные листки (дабы оценить уровень зарплаты) или открыть шкаф, — это перегиб в трактовании роли комиссии. Санитарно-бытовые условия оцениваются на глаз. Подчеркиваю: мы идем в семью, чтобы протянуть руку помощи, а не отобрать ребенка.

Ребенок пришел заплаканным — учитель должен отреагировать

О признании ребенка в СОП могут сообщить по месту работы отца или матери. Специалисты уверяют, что это делается не для того, чтобы “пристыдить”, а чтобы попросить о помощи для семьи.

— С другой стороны, отдельные руководители могут испугаться таких писем, лишних проблем и предложить родителю уволиться. Поэтому к вопросу — сообщать на работу или нет — должен быть индивидуальный подход, — рассуждает представитель Минобразования.

И все-таки: могут ли признать ребенка в СОП из-за семейных скандалов? По мнению специалиста, такое развитие событий вполне возможно.

— Немало случаев, когда муж с женой или невестка со свекровью не могут договориться, постоянно дергают несчастных детей, — говорит Елена Головнева. — Если ребенок периодически приходит в школу заплаканный и сонный из-за того, что полночи слушал крики, то учитель обязан вмешаться. И здесь очень важно донести до его близких мысль: токсичные отношения могут вылиться в поведенческие расстройства у детей. Таких случаев масса. Нужно, чтобы хоть один из взрослых понял важность перемен и обратился к психологам.

— Если в дежурную часть поступают сведения о семейно-бытовом скандале, где папа с мамой или другие родственники выясняют отношения в присутствии ребенка, то каждый такой выезд заканчивается информацией: мол, такого-то числа, в такое-то время поступил сигнал на такой адрес. Выбытие группы показало, что между Ивановым и Петровой в присутствии несовершеннолетнего произошел скандал. Просим принять меры по защите законных прав и интересов ребенка, — пояснила начальник отделения организации работы инспекций по делам несовершеннолетних отдела профилактики УОПП УВД, подполковник милиции Анжелика Ульчиц.

В школе или детском саду подобную новость от МВД проигнорировать не могут, педагоги должны начать разбирательство. Но, как уже говорилось выше, это не значит, что все закончится признанием ребенка в СОП.

Родители делили ребенка, в итоге он оказался в СОП

Вернемся к вопросу о семейных ссорах. Анжелика Ульчиц подтверждает, что в СОП по причине скандалов может попасть любая семья — необязательно асоциальная.

— У нас была ситуация, когда папа с мамой делили ребенка после развода, — приводит пример представитель милиции. — По суду мальчик должен был жить с мамой, но остался с папой. Мать писала письма во всевозможные инстанции: просила вернуть ей сына. Но как только к бывшему супругу приезжал судебный исполнитель, ребенок закрывался в комнате. Женщина перевела мальчика в другую школу, но отец приехал и снова его забрал. В результате подросток почти год не учился — его поставили в СОП, ведь мама и папа фактически противостояли получению образования. Но и эта мера не возымела эффекта, через какое-то время подростка признали нуждающимся в госзащите.

С семьей начали работать психологи. Мальчик поначалу был неуправляемый, закатывал истерики.

— Я не понимаю ни отца, ни мать, — поделилась Анжелика Ульчиц. — В угоду своим амбициям они чуть не порвали этого ребенка на части. О чем можно говорить, если нам пришлось обеспечивать охрану порядка при передаче сына от одного родителя к другому, потому что оба сильно скандалили? Их, видимо, мало волновало, что мальчик не видит друзей, не занимается любимым футболом, живет в вакууме — с отцом, бабушкой и теткой, которые постоянно настраивают его против матери. Сможет ли он в будущем сам создать семью? Большой вопрос.

Бывает и такое: мать попросила о СОП для дочери

Был в практике Анжелики Ульчиц и такой случай, когда поставить родителя на учет попросила… родная мама. Женщине надоело, что дочка, находясь в декретном отпуске, оставляет внука на нее, а сама гуляет по ночам с друзьями.

Семья живет очень неплохо, квартира обставлена великолепно, бабушка занимает хорошую должность, при этом настаивает на том, чтобы статус СОП не снимали. Говорит, что из-боязни потерять ребенка ее дочь остепенилась.

Вопреки стереотипу, перманентный бардак в доме тоже не всегда означает прямую дорогу в СОП.

— Как-то зашли в дом во время рейда, а там беспорядок жуткий. По комнате бегает малыш, который выглядит вполне румяным, здоровым и довольным жизнью, — рассказывает эксперт. — Выясняется, что мать не пьет, работает и исправно является в школу на родительские собрания к старшим детям. Коллега, курирующий семью, объяснил: мол, у этой женщины и бабка так неопрятно жила, и мать, и хоть сто раз пугай СОПом, ничего не изменится. В то же время дети здесь досмотрены и любимы. Я в конце концов согласилась: специфику отдельно взятой семьи, населенного пункта, надо учитывать. Так что все очень индивидуально.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Читайте также: