Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь могло ли это нововведение повлиять на

Обновлено: 28.06.2024

Назовите событие, описанное летописью..Каково его значение,в нашей истории?

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. X — НАЧАЛО XII в.

о походе Руси на Царьгр ад

Вопросы и задания к документу №

Изложите кратко содержание прочитанного и. сформулируйте основную идею,

Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента? '

Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?

Каковы условия мирного договора и его последствия?

В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою мно­жество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, И хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.

И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.

«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязав­шись давать дань, и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда.

И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.

о гибели князя Игоря

Вопросы и задания к документу № 10:

Изложите кратко содержание прочитанного и определите цель, с которой Игорь пошел к древлянам.

Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?

Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?

Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы обнаружили и чем вы их объясняете?

Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все ста­до, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас

И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Ис-коростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было.

И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня.

о мести княгини Ольги

Вопросы и задания к документу № 11:

Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: истори­ческие факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?

Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давая оценку, подтверждайте ее фактами.

Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в X в.

. И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя, а то не пустят меня

Документы №12 и 13

О князе Святославе Игоревиче

Вопросы и задания к документам № 12 и 13:

Выделите в тексте и выпишите в тетрадь исторические факты.

Проследите по карте направления походов князя Святослава. Куда и с какой целью он совершал походы?

13. Из воспоминаний византийского историка Льва Диакона*: о князе Святославе

Вот какова была его [Святослава] наружность. Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрез­мерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — при­знак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у

* Лев Диакон — византийский писатель и историк-хронист X в.

него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.

Документы № 14 и 15 О крещении Руси

Вопросы и задания к документам № 14,15:

Сформулируйте причины принятия христианства.

Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам.

Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.

Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где слу­жат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Вла­димир на другой стороне города у залива на расстоянии полета

Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. . Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крес­тились. После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят.

Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры— одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его.

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение.

15. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря

и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал цер­ковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.

И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам. А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [цер­ковным] собором.

А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян.

о княжеских распрях

Вопросы и задания к документу № 16:

Вспомните, в чем причины описанных в летописи событий и как они назывались в истории средних веков?

К каким историческим последствиям привели эти события?

Какую нравственную оценку вы можете дать этим событиям?

В 1016 году пошел Ярослав против Святополка [своего род­ного брата], и остановились друг против друга по обе стороны Днепра; не смели ни те против этих, ни эти против тех начать.

Стояли три месяца друг против друга. Была страшная битва. Одолел Ярослав Святополка. Святополк же убежал к полякам. Ярослав сел в Киеве на столе отца и деда. Было тогда Яррславу 28 лет.

В1019 году пришел Святополк с печенегами. Ярослав собрал множество воинов и вышел ему навстречу на Альту [реку]. Бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились и сходились трижды, так что по низинам кровь текла. К вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал.

Похвала Ярославу Мудрому

Вопросы и задания к документу № 17:

Как автор ПВЛ относится к князю Ярославу? Что больше всего он ценит в его деятельности?

Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?

Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божествен­ным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги на­ставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие все­ленную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковны­ми, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей кре-

Похожие документы:

М е тодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях письмо министерства образования российской федерации от 20 декабря 2000 г № 03 - 51/64

Правила оформления и работы с документами безопасность

. параметры реестра. При работе с документами следует придерживаться нескольких простых . Во-первых, при работе с документом текстовый редактор создаёт временные . работу с документами. Настройте стили для всех элементов документа, и Ваши документы .

Документ N1 ИСТОЧНИК Профиль (Москва)

. . Так что лучше нам работать вместе. Документ N41 ИСТОЧНИК: Российская газета . Португалии ЕС предстоит завершить работу над документом. Премьер-министр страны Жозе . это только начало работы форума. Евгений Арсюхин Лондон Документ N90 ИСТОЧНИК: .

Документ N1 ИСТОЧНИК Профиль (Москва)

. . Так что лучше нам работать вместе. Документ N41 ИСТОЧНИК: Российская газета . Португалии ЕС предстоит завершить работу над документом. Премьер-министр страны Жозе . это только начало работы форума. Евгений Арсюхин Лондон Документ N90 ИСТОЧНИК: .

Читайте также: