Каким было одно из главных правил его можно назвать привилегией у донских казаков

Обновлено: 30.06.2024


Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи. Казаки к чужим детям относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина.

Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

О казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.

В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы.

Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг.

Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.

В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты.

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Например, когда у малыша прирезывался первый зуб, заказывали молебен Иоанну Воину. Согласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. С этого возраста он учился метко стрелять, а с десяти лет – рубить шашкой. Впрочем, уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. Примерно в это время отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. С весны до осени мальчишки проводили время со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. Там и осваивалась наука драться и воевать. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу.

Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.

Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.



В статьях о Степане Разине и Кондратии Булавине было немного рассказано о донских казаках. В некоторых из этих статей упоминались и казаки запорожские. Но когда и как эти люди появились в южных степях на окраине Российского государства?

Другие говорят о возможном происхождении казаков от вассальных киевским князьям кочевников племен чёрных клобуков.

Третьи — от племени касогов.

Григорий Грабянка, который ещё в начале XVIII века пытался писать историю запорожских казаков, считал, что они ведут свое происхождение от хазар.

Потом казаками стали называть членов никому не подчинявшихся разбойничьих отрядов. А. Стороженко, например, утверждал:

Донские казаки и запорожцы

Он же утверждает, что были среди казаков и люди других национальностей:

Исторические центры казачества

Исторически первоначально сложились два центра казачества. У Дона и его притоков, на территории нынешних Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации, а также Луганской и Донецкой областей Украины обосновались донские казаки. В начале XVII столетия они объединились в Войско Донское.


На территории современных Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей Украины появились казаки запорожские.


Запорожцы впервые упоминаются в 1489 году. В 1492 году польский хронист Марцин Бельский сообщил об укрепленном лагере казаков за днепровскими порогами.

Донские и запорожские казаки не были изолированными группами, довольно часто они координировали свои действия, устраивая совместные походы. В 1707-1708 гг. в Сечи укрывался Кондратий Булавин, и, несмотря на противодействие кошевого атамана, часть рядовых запорожцев потом пошла с ним на Дон. Но спутать донцов и запорожцев между собой было невозможно. Они различались и по образу жизни, и даже внешне.

Казаки донские и запорожские

Описания внешности, оставленные многими современниками, позволяют говорить, что в запорожцах, по-видимому, было больше тюркской крови: они, как правило, были смуглыми и темноволосыми. Дончан же обычно описывают как типичных славян, отмечая их светлые лица и русые волосы.


Впрочем, надо сказать, что шаровары у запорожцев появились лишь в XVIII столетии, и позаимствовали их они у турок.

Менее известно, что с середины XVII века в моду у запорожцев вошли карманные часы, которые стали считаться признаком богатства и успеха.

Донские казаки одевались менее броско и носили бороды, что для запорожцев было нехарактерно. В настоящее время внешность донцов многим кажется типичной казачьей и удивления не вызывает, в то время как облик запорожцев часто воспринимается как чересчур фольклорный, нарочитый и даже театральный. Интересно, что кубанские (бывшие черноморские) казаки, прямые и законные наследники запорожцев, уже давно выглядят вполне традиционно.


Висячие усы и оселедцы сейчас можно увидеть только у ряженых казаков современной Украины.


В военном отношении донцы оказались более продвинутыми, чем запорожцы, так как сумели организовать собственную артиллерию.

Религией донских казаков было православие, традиционно сильно было влияние староверов, многие из которых вынуждены были бежать на Дон.

А вот среди запорожцев встречались и католики, и мусульмане, и даже (неожиданно) — иудеи.

Имелись отличия в приготовлении пищи: обычной едой запорожцев были кулеш, похлебка из муки (тетеря), галушки и вареники, донцы любили уху, щи и каши.

Страсти по борщу

Согласно другой версии, борщ был придуман ещё раньше — донскими казаками во время осады турецкой крепости Азак (Азов).

Правда, некоторые считают, что в тех борщах использовалась не свекла, а травянистое растение борщевик.

Скажем заодно пару слов и о знаменитом флотском борще. Согласно канонической версии, его рецепт был создан по заказу командира Кронштадтского военного порта С. О. Макарова.


Образ жизни донских и запорожских казаков

Но вернёмся к сравнению донских казаков с запорожскими.

На самом деле различие было еще более существенным. Донские казаки жили в станицах, женились и заводили хозяйство. В 1690 году российские власти попытались запретить им заниматься земледелием, но этот приказ был ими просаботирован. И у правительственных чиновников тогда хватило ума не настаивать на его неукоснительном исполнении. А вот запорожцы жили в куренях, средоточием которых была Сечь.


.
Этот же автор пишет об изнасиловании запорожцами 6-летней девочки.

В 1595 году казаки Северина Наливайко разграбили Могилёв и сожгли в этом городе 500 домов.

И Витебск, и Могилёв — города Речи Посполитой.

Криштоф Косинский, сам шляхтич, во главе запорожцев также жег и грабил территорию этого государства.

В 1606 г. запорожцы разграбили и сожгли христианский (болгарский) город Варна — это территория Османской империи. О многочисленных мусульманских городах, сожженных и разграбленных запорожцами (часто в союзе с донцами), даже пока и не говорим.

Казаки гетмана Петра Сагайдачного в 1618 году разграбили русские города Путивль, Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, и Ряжск. От Москвы они были отбиты войсками Д. Пожарского.

В общем, никого из соседей запорожцы при удобном случае бить и грабить не забывали.

Следует сказать, что те же греки у Османской империи не заслуживали большого сочувствия, так как активно участвовали в торговле славянскими рабами, и сами рабов-единоверцев иметь не гнушались. Павел Алеппский в 1650-х гг. сообщал о греках Синопа:

Ю. Крижанич в 60-х гг. XVI столетия писал:

Эти правила не действовали, когда мстили за набег или поражение, и во время войны крымчаков и турок с Россией.

Запорожцы, и сами понимали, что ангелами не являются, совершенно не комплексуя по этому поводу и спокойно называя вещи своими именами. Когда российские власти потребовали выдать бежавшего в Сечь Кондратия Булавина, запорожцы ответили:

Но вскоре свободные земли на Дону закончились, и новые беглецы и здесь могли рассчитывать только на место батрака. Среди них оказалось много беглецов из контролируемых Польшей областей Украины, которым даже такая жизнь казалась лучше прежней. Тех из них, что работали у старшин, ставших дворянами, в 1796 году сделали крепостными. А тех, что батрачили в станицах у простых донцов, в 1811 году причислили к казакам.

Политические связи донских казаков и запорожцев

Донские казаки быстро оказались в клиентах у московских царей. Первый договор с ними был заключен ещё при Иване Грозном, донцы участвовали в его походах на Казань и Астрахань. С 1570 г. донцам стали платить жалованье из Москвы — деньгами, порохом, сукном, хлебом и вином. В 1584 г. Войско Донское принесло присягу Федору Иоанновичу.

Со времен Петра I отношениями с донскими казаками ведал уже не Посольский приказ, а занималась Военная коллегия.

С 1709 года донцам было запрещено самим выбирать атамана на круге — так на Дону появились наказные атаманы. В 1754 г. властями назначаться стали и старшины. Наконец, в 1768 г. донским старшинам было пожаловано российское дворянство.

А запорожцы попали под влияние Великого княжества Литовского. Но в 1569 году, после заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой, Сечь оказалась в составе нового государства. Хуже всего тогда пришлось православным украинским крестьянам, которых новые паны-католики и за людей не считали. И количество беглецов в Сечь резко увеличилось.

Формальное подчинение запорожцам новым властям не мешало им претендовать на самостоятельность: часто они совершали свои походы, не советуясь с Варшавой и не ставя короля и его чиновников в известность.

Запорожцы вообще легко заключали разные союзы — если это сулило выгоду.

Действительно, в 1624 г. запорожцы воевали даже в составе армии крымского хана Мехмеда III Герая против турецких войск и вместе с крымчаками одержали победу под Карасубазаром (сейчас — Белогорск).

В 1628 году запорожцы отбили от крепости Чуфут-Кале войска мирзы Буджакской Орды, Кан-Темира, который осаждал в ней мятежных братьев Мехмеда III и Шахина Гераев. Правда, кончилось все плохо: из Турции пришло подкрепление, и Гераям вместе с казаками пришлось бежать в Запорожье.

Московские власти запорожцам (черкасам) традиционно не доверяли и стремились ограничить их контакты с донскими казаками. Не поощряли они и переселение запорожцев на Дон. В этом указе запрет мотивируется необходимостью сохранения мира с Крымом и Турцией:

В этом вспоминаются события Смутного времени:

Наконец, донцам напоминают, что запорожцы принадлежат к другому лагерю:

Но отношения донцов и запорожцев в целом все же были дружественными, в чем мы убедимся в следующей статье. А со времён Алексея Михайловича Романова, как известно, запорожцы перешли под российскую юрисдикцию.


Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Размещалось на территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкойобластей Украины.

Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).

Предыстория

Зарождение донского казачества


Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска [6] . Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год — это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская).

Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 год атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцов уходит на Терек, положив начало Терскому казачеству. В 1581 году донской казак Ермак Тимофеевич кладет начало освоению Сибири.

Вольное донское казачество

Донские казаки приняли деятельное участие в русской Смуте XVII века. В 1603 году 2 тысячи донских казаков атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова поддержали Самозванца ещё до воцарения его в Москве [9] . Впоследствии донцы поддержаливосстание Болотникова. На смену Болотникову пришел Тушинский Вор, в войске которого также нашлось места донским казакам. После распада Тушинcкого лагеря донцы примкнули к народному ополчению. В это время в их среде популярность приобрел атаман Иван Заруцкий, который сам стал претендовать на роль верховного русского правителя.


После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой часть северских казаков (севрюков) переселилась на Нижний Дон.

После замирения России, донские казаки обратили свои взоры на турецкое побережье Чёрного моря. Совместно с запорожцами они превратились в грозных морских разбойников. Проскочив турецкийАзов, они оказывались в акватории Азовского моря, со стороны которого они на стругах нападали на города крымского побережья (Кафа). Дважды (в 1622 и 1626 гг.) они предпринимали дальний морской рейд к Трапезунду [10] . Россия нередко оказывала поддержку этим рейдам в целях ослабления своих региональных конкурентов. Однако, казаки входили во вкус и пытались распространить зону своих рейдов, называемых походами за зипунами, на акваторию Каспийского моря (походы Степана Разина).


Воцарение Петра I и последующее укрепление русской государственности имело для донских казаков различные аспекты. С одной стороны, казаки получали сильного союзника для борьбы с запиравшими Дон Азовом турками. 7000 донских казаков под командованием атамана Фрола Минаева принимали участие в успешном Азовском походе Петра I 1695−1696 года. Участие в походах обогащало казачьих старшин. В1701 году донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева. С другой стороны, русская администрация начинала диктовать донцам свои условия. В 1700 году по повелению Петра I был изменен порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. Дон отныне уже не мог быть местом свободы. Последнюю попытку сохранить привилегии Донского Войска предпринял последний выборный атаман Кондрат Булавин, что привело к булавинскому восстанию.

Булавинское восстание: крах автономии

В 1708 году в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина, Петр I заставил уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного донскому казачеству, подтверждавшую его права и независимый статус, хранившуюся в подлиннике в войсковом соборе в Черкасске и в многочисленных списках в церквях по казачьим городкам, ежегодно торжественно выносимую и зачитываемую перед казаками на праздник Покрова Богородицы. Таким образом, формально, донское казачество было лишено независимости. Однако, ещё до 1716 года Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами. В 1718 году все православные церкви войска донского официально вошли в состав Воронежской епархии, но, не смотря на это, донские казаки ещё достаточно долгое время продолжали исповедовать старообрядчество.

— ПСЗРИ, Т. VI. — 1830. — (указ № 3750) [14] .


От 1709 г. наступила новая фаза отношений Вольного Дона с российским царями, мало изменившихся до революции. Донские казаки находились на положении народа, покоренного и смирившегося, но общими порядками империи не усвоенного. Земля Донских казаков получила статус колонии с некоторыми остатками автономного самоуправления.

Подразделение царской армии


Карта Владений Войска Донского, составленная в 1778 году инженер-генерал-майором Александром Ригельманом.


Превратившись в подразделение царской армии во главе с наказными атаманами, донские казаки принимали участие в различных заграничных походах против Персии (Персидский поход 1722−1723 гг), Швеции (1741), Пруссии (Семилетняя война 1756−1763, в ходе которой был взят Берлин).

В XVIII веке донские казаки принимали участие в многочисленных кампаниях против Османской империи. В 1736 году русская армия под командованием фельдмаршала Миниха и 5000 донских казаков под командованием казачьего полковника Краснощекова повторно взяли Азов. Татары совершили набег на русские деревни, пограбили и увели в плен 3000 человек, и опять казаки Краснощекова настигли татар и освободили пленных. При Екатерине II в войне с Турцией (1768−1774) за Крым участвовали 22 000 донских казаков, под командованием Иловайского в составе армииРумянцева и Себрякова в составе армии князя Долгорукова.

В 1775 году после подавления восстания Пугачева, было избрано 65 донских казаков, отличившихся в военном деле, которые составили почётный конвой императрицы Екатерины II, названный Лейб-гвардии казачий полк. В 1775 году князь Потёмкин учреждает Войсковую Канцелярию на Дону, казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола были военнообязанными.

При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа. Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом. В 1884 г. вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Бурульская, Ново-Алексеевская, Чоносовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.


Южная граница войска Донского проходила по реке Кубань, по которой было выстроено 4 крепости, 20 редутов, множество постов с дозорными вышками, на которые постоянно нападали черкесы и ногайцы. В 1782 году Александр Васильевич Суворов прибыл на пограничную заставу, получив в распоряжение 16 рот пехоты, 16 эскадронов и 16 донских полков под командованием Иловайского, и разгромил ногайскую орду, после чего в 1792 году была построена крепость Екатеринодар и создано Черноморское казачье войско (впоследствии Кубанское казачье войско). В 1787−1791 в очередной войне с Турцией Россия дошла до Дуная, и 11 декабря 1790 года русской армией под командованием Суворова, в том числе, 13 000 донских казаков Орлова и Платова, была взята ключевая турецкая крепость Измаил. По взятию крепости Измаил комендантом города был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате войны с Польшей 1794 года Россия получила земли до реки Неман и Буг и Курляндскую губернию. В этой войне принимали участие казачьи полки Орлова, майора Себрякова, Лащилина, Янова, майора Денисова и полковника Денисова. В это же время на Дону происходили волнения в связи с некоторыми Указами Императрицы Екатерины, которые вылились в Есауловский бунт 1792—1794 годов.




Во время 1-й мировой войны 1914−18 Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.). Население Дона к 1917 составляло 3,53 млн чел., из них 42,3% были казаками. Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких — 30,6 тыс. чел.) и 163 крестьянские волости со средним наделом 4,4 десятин на крестьянина.

Новый год - это время чудес. Художник-иллюстратор Елена Александровна Уварова. Дед Мороз и Снег.

Схемки от SURRIR. Ёлочки ветки пушистые. Пушистые иголочки.  .

Схемки от SURRIR. Шишки и иголочки у красивой ёлочки. .

Мой любимый Новый год! ЗДЕСЬ БУДЕТ ТЕКСТ ЗДЕСЬ БУДЕТ ТЕКСТ

Рамочка "Пусть Новый год будет счастливым!" Ваш текст. Ваш текст. Ваш текст. Ваш .

-Приложения

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Уклад жизни донских казаков

Демократия по-казачьи

Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.

Правильно держаться в седле – дело чести даже для 5-летнего ребенка.

До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.

Уклад жизни донских казаков

Сергей Васильковский. В казачьей деревне.

Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.

Порядки в казачьей семье

В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.

Уклад жизни донских казаков

Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.

Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.

Воспитание настоящего казака

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.

Уклад жизни донских казаков

Уважение к старшим было у донских казаков в крови.

Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.

Уклад жизни донских казаков

Семья донских казаков, 1875 год.

Уклад жизни донских казаков

Казак перед военных походом.

Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.

Какими были донские женщины

Уклад жизни донских казаков

Донские казачки. XIX век. Фото Ивана Болдырева.

В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.

Уклад жизни донских казаков

Женская половина казачьей семьи.

Читайте также: