Какие возможны подходы к разделению массива правовой информации в спс

Обновлено: 02.07.2024

Орлов В. А., кандидат экономических наук, доцент Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.

Информационные технологии привнесли в нашу жизнь не только последние достижения в области коммуникаций и усовершенствования быта, но и подтолкнули к развитию новых форм и методов обучения. В отношении образования и практической деятельности следует отметить, что компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной активности. При этом одними из самых применяемых информационных систем на сегодняшний день являются справочные правовые системы.

Ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Тексты нормативно-правовых актов быстро устаревают, ведь законодательство является сложной и постоянно меняющейся и развивающейся частью отрасли знания, где существуют разнообразные точки зрения по многим вопросам.

Использование компьютерных справочных правовых систем (СПС) как программного комплекса, включающего в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие пользователю работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.), позволяет ее пользователю решить несколько проблем:

1. Получить доступ к различным видам открытой правовой информации, причем практически в полном объеме.

2. Своевременно получать свежую информацию.

3. Быть уверенным в достоверности получаемой информации.

4. Иметь возможность использовать современные компьютерные технологии для работы с огромными массивами правовой информации.

Среди аспектов, определяющих качество информационного наполнения СПС, следует отметить следующие: полнота информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе. При этом пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, основными из которых являются следующие:

— как поддерживать информационную базу в актуальном состоянии;

— как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, особенно если нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку;

— как хранить и каким образом систематизировать огромный объем нормативной документации.

Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией является обеспечение полноты информационной базы и поддержание ее в актуальном состоянии. Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включении в информационную базу множества ведомственных документов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, поскольку далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей.

Именно поэтому важнейшим аспектом работы с правовыми информационными системами являются систематизация и юридическая обработка. Юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает исходные тексты отдельных правовых актов в правовую систему, которая основана на взаимосвязи между документами. Фиксирование этой взаимосвязи достигается при помощи использования ссылок, примечаний и справочных сведений. Таким образом, исследование одного фрагмента предполагает указание на другие фрагменты, что облегчает пользователю работу с правовым текстом. На практике при отборе документов при создании информационной правовой системы производится анализ их достоверности и актуальности. Затем происходит классификация документа, формирование перекрестных ссылок между документами, составление примечаний и справочных сведений к документам, а также подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений. При этом юридическая обработка может основываться на положениях самого документа или на умозаключениях эксперта, проводящего анализ. В связи с этим необходимо очень аккуратно относиться к юридической обработке информации, которую проводят обработчики, так как она может нести субъективный характер и зависеть от мнения конкретного юриста, проводящего эту обработку.

Естественно, что ни одна информационная правовая система не может включать в себя всю имеющуюся правовую информацию. Поэтому важными для правовых систем становятся принципы отбора, которые позволяют включать в них нужные широкому кругу пользователей документы. Таким образом, под полнотой информационной системы понимается наличие в системе тех документов, необходимых в повседневной деятельности пользователя. Поэтому правовые системы выполняют особую функцию в общественной жизни, являясь важнейшим средством правового воспитания и повышения уровня правовой информированности общества.

Систематизация правовой информации предполагает выделение основных блоков по различным признакам. Возможно выделить классификацию по территориальному признаку: федеральные, региональные и местные правовые акты. Можно разбить правовую информацию по тематическому признаку: налоговое право, уголовное право и т. д. Работу с правовыми информационными системами существенно упрощает наличие гиперссылок, которые позволяют пользователю переходить по этим ссылкам в текст соответствующего документа.

Итак, справочные правовые системы базируются на ряде следующих принципов: принцип полноты информационного обеспечения (правовая система, в сущности, существует в виде гипертекста, взаимосвязь между частями которого достигается при помощи ссылок), принцип достоверности правовой информации, принцип своевременности пополнения правовой информации и принцип обозримости (что достигается при помощи систематизации).

Таким образом, в современном юридическом обучении и практике правоприменения требуется активно использовать современные правовые информационные системы, которые включают в себя как массив правовой информации, так и программные инструменты, позволяющие с ним работать, включая поиск необходимых правовых документов или их фрагментов и вывод их на печать.

Полнота информационного банка СПС – понятие относительное, и оценивать её следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать. Совершенно очевидно, что ни один информационный банк не может включать в себя всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию.

Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.

Основные критерии полноты информации в СПС

1. возможность доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:

· гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;

· гарантию достоверности информации;

· возможность получения редких, частных документов, не вошедший в стандартный комплект поставки.

2. принципы разбиения всего массива информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает только часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.

5. Актуализация ИБ. Возможные способы актуализации информационных банков.

Актуализация информационного банка — это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в контрольном состоянии в соответствии с текущими изменениями зако­нодательства.

Под оперативностью актуализации ИБ на компьютере пользователя понимают промежуток времени от момента поступления документа в от­крытый доступ (рассылку) до его появления в ИБ пользователя. Зачас­тую для оценки оперативности актуализации ИБ вместо момента по­ступления в рассылку используется момент подписания документа, но это не совсем корректно в силу того, что задержка от подписания доку­мента до его поступления в рассылку может быть достаточно большой (до нескольких недель) и компании — разработчики СПС не в состоянии влиять на нее.

С точки зрения технологии в настоящее время существует два основ­ных вида доступа к правовым базам: удаленный доступ к централизо­ванным ресурсам и установка всей базы пользователю на компьютер. (В следующем параграфе подробно разбираются технические аспекты использования той и другой технологии.) Кроме них, на оперативность поступления информации к пользователю существенно влияет органи­зация сервисного информационного обслуживания компанией — произ­водителем СПС.

В настоящее время большинство специалистов в России по объектив­ным причинам используют базы, полностью установленные на своем компьютере. Поэтому проблему обновления информации более подроб­но разберем для этого случая.

Весь путь прохождения к пользователю СПС информации, содержа­щейся в документе, удобно разложить на три этапа:

• включение документов в эталонный банк разработчика СПС,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от разработчика до региональ­ного сервисного центра,

• доставка пополнения (или всего ИБ) от регионального сервисного центра до пользователя.

Различные технологии передачи правовой информации пользователю. Установка СПС на компьютер пользователя и удаленный доступ через телекоммуникационные сети; достоинства и недостатки каждого из подходов

Совершенствование процедур передачи информации конечному потребителю заключается в упрощении и повышении оперативности пополнения базы данных. В настоящее время оперативность передачи информации доведена до ежедневной. Т.е. пользователь имеет возможность ежедневного получения новых документов.
Перевод пользователей на ежедневное обслуживание потребовал изменения процедур обновления, которые в настоящий момент, как правило, выполняются при помощи электронных средств связи.
Важным направлением деятельности является предоставление доступа к правовой информации путем использования глобальной компьютерной сети Internet. Информационно-правовые серверы хорошо известны и зарекомендовали себя как надежный и оперативный источник правовой и экономической информации. Одной из важнейших особенностей услуг, предоставляемых этими серверами, является реализация комплексного подхода к предоставлению информации.
В целях реализации прав граждан на информацию на серверах созданы разделы с бесплатным доступом, в которых размещены информационные ресурсы, представляющие интерес и затрагивающие права и обязанности всех граждан России.

На серверах предоставляются платные услуги по оперативному и полному доступу к банкам правовой информации.
Можно выделить два основных этапа в процессе обновления информационных правовых баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС.

· Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информа­ции у компании-производителя.(включение в базу новой информации)

· Второй этап — передача новой информации потребителю.

· На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонную базу производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой свежей информации. В настоящее время используются два основных способа (технологии) доступа к правовым базам.

Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На ком­пьютере пользователя копия базы (системы) отсутствует, и для получе­ния доступа к любому документу необходимо использовать телекомму­никации

Привтором способе вся информационная база со специальной поис­ковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на ком­пьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информа­ция целиком загружается в эту базу.

Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной сто­роны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными по­вторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекомму­никационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополни­тельных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, ус­тановленной на своем компьютере или локальной сети.

Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.

В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).

Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.

Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.

Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.

Благодаря справочным правовым системам открывается возможность получения доступа к разнообразным видам информации правового типа почти в полномасштабном объеме. При этом, подобная информация может использоваться в профессиональной деятельности. Однако, важно не забывать о том, что информация правового типа , которая заключена в содержание информационных массивов справочных правовых систем, не обращая внимание на обладание ею таким свойством как достоверность, не может представлять собой предмет ссылок в правоприменительной практике. Если есть необходимость, наилучшим образом будет ссылаться как на документы, которые заключены в содержание справочных правовых систем, так и опираться на официальный источник публикации. Именно по этой причине информационные банки всегда обязаны содержать сведения об источниках.

Кластеризация справочных правовых систем

В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:

  • сгруппированным перечнем наименований групп объектов систематизации, которые были отобраны согласно основному признаку;
  • инструментом для объединения и исполнения поиска по конкретному признаку.

Объекты классификации в справочных правовых системах:

  • вид;
  • название документа;
  • принявший орган;
  • дата принятия;
  • тематика.

На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.

Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.

Классификация справочных правовых систем

Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.

Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.

Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.

Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.

Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.

Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:

  • экспертами солидных и известных аудиторских и юридических фирм,
  • сотрудниками Министерства финансов РФ,
  • Федеральной налоговой службой,
  • Федеральной таможенной службой.

Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.

Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).

Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:

  • наличием интернет-версии;
  • бесплатной демонстрацией системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;
  • гарантиями устойчивого информационного сопровождения систем на компьютере пользователя;
  • обучением пользователя работе с справочными правовыми системами и его консультирование в сложных ситуациях;
  • возможностью поиска и заказа отдельных документов, которые не включены в стандартный комплект поставки;
  • технической поддержкой систем на компьютере пользователя, восстановлением их после аппаратных сбоев.

Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.

Самыми известными справочными правовыми системами являются:

Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.


Справочно-правовая система – программный комплекс, включающий массивы систематизированной электронной правовой информации и обеспечивающий ее рациональный поиск, обработку, анализ и использование.

Справочно-правовые системы представляют собой особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты законов, указов, постановлений и решений разных государственных органов. В зависимости от полноты базы и версии конкретной программы такие базы данных могут также включать в себя тексты как федеральных, так и региональных, и даже местных органов власти. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и ряд других полезных для бухгалтера, кадровика и, конечно же, юриста документов. Справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд необходимо ссылаться на официальный источник публикации.

серьезные изменения в законодательстве и возрастающие потребности в получении актуальной и достоверной информации о текущем состоянии законодательства, подтолкнули к созданию и дальнейшему развитию специализированных баз данных.

Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов, справочных сведений и др.)

Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов, предназначенных для быстрого обнаружения, фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации

Назначение СПС

СПС используются в нормотворческой деятельности, при систематизации и исследовании проблем законодательства, в правоприменительной практике и правовом образование.

Велико значение СПС при проведении основных видов систематизации правового материала: Инкорпорации, кодификации и консолидации.
Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативных правовых актов и подготовке новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на более оптимальном уровне с использованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между документами информационного массива.

Наибольшее применение СПС находят в правоприменительной деятельности. С использованием этих систем существенно ускоряется и упрощается задача поиска необходимой правовой и нормативно-правовой информации.

Наконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юридического образования.

Основные возможности СПС

  • Возможность реализации систем законодательства
  • Особенности поиска социально-правовой информации по тематическому классификатору
  • Особенности поиска документов по ключевым понятиям
  • Возможность поиска непосредственно по текстам документов
  • Наличие текущей редакции документа
  • Возможность изучения ретроспективы законодательства. Сравнение редакций
  • Оперативное предупреждение пользователя об изменении текста документа или его действия
  • Связи между документами.

Типы классификации:

2) По форме собственности

По тематике:

• профессиональные юридические системы;

• системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;

• информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);

• отраслевые справочные системы;

• электронные правовые справочники.

По форме собственности

Коммерческие СПС:

19. Технологии и виды поиска информации в справочно-правовых системах.

Технологии

Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:

· пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);

· реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;

· требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.

На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

· поиск по реквизитам документов (реквизитный),

· поиск по контексту (контекстный),

· поиск по специализированным классификаторам (тематический).

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: