Какие вопросы предоставляют собеседнику возможность выбора

Обновлено: 15.05.2024

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности.

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать — значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Немецкий философ Иммануил Кант писал:

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это — ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность. При этом следует помнить, что большинство людей по разным причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.) Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы — в его интересах.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

  • партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;
  • партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;
  • обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;
  • партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы, которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.

Автор: Илья Исакович Aминoв, кандидат психологических наук, психолог-консультант.


Мой стиль переговоров — задавать последовательно разные типы вопросов. Правда, этот стиль сложился сам по себе, а не путем изучения теории и затем отработки ее на практике. Так само получилось — просто спрашиваешь человека, он отвечает, опять спрашиваешь, он опять отвечает — резюмируешь, и все. Наверное, если меня спросить — а какие типы вопросов я использую? — мне пришлось бы задуматься. Или обратиться к аудиозаписям своих переговоров — и теоретическим материалам, чтобы выяснить, а какие вообще бывают типы вопросов?

Итак, типы вопросов — в варианте Н.Энкельмана, в обработке А.Деревицкого.

Прошу любить и жаловать :)

Нужно отметить, что определение перечисленных ниже групп как типов не вполне корректно. Дело в том, что один и тот же вопрос может одновременно попадать в несколько групп. То есть контрольный вопрос может быть в то же время открытым и провокационным. Поэтому, вероятно, есть смысл говорить не о типах, а о свойствах или признаках.

Открытые и закрытые вопросы.

Отметим, что существуют уникумы, способные закрыто ответить на любой вопрос: — Вы предпочитаете блондинок или брюнеток? — Да.

Информационные вопросы

Вопросы этого типа направлены на съем основной информации. В нашей ситуации — это информация о бизнесе и фирме заказчика, позволяющая нам адаптировать наше предложение к его специфике.

Последовательность и варианты информационных вопросов — это обычно примерно и тот же вопросительный ряд, к которому продавец привык и который он отполировал за годы продаж. К сожалению, именно поэтому при переходе продавца к информационным вопросам часто меняется даже его голос — он становится чуть более высоким и гораздо более бесцветным.

Контрольные вопросы

— А с чем, господа, у вас, живущих в нашем криминализированном обществе, ассоциируется это название? — С контрольным выстрелом киллера! — Ну что ж — вполне нормальная, здоровая ассоциация.

Да, это полезно — чтобы понимать, попадают ли наши аргументы в цель, используем ли мы правильно выбранный коммуникативный инструмент, стоит ли продолжать в том же духе, в котором мы начали?

Вопросы для ориентации

Такое начало всякий раз заставляет меня вспомнить двухстишный итог, который подвел под двадцатым веком один из его поэтов:

«Какие цвета испоганили —

Но не будем развивать тему изменившегося восприятия подтекстов цветового спектра. Просто отметим, что вопросы для ориентации не только контролируют партнерскую девиацию — насколько он устойчив в избранной позиции — но и позволяют получить исходный фактаж для коррекции стиля и техники нашей переговорной работы.

Подтверждающие вопросы.

Ознакомительные вопросы.

Это разведка персоны.

Не фирмы, а именно персоны.

Ознакомительные вопросы позволяют получить нам либо чистую персонографию, либо познакомиться с производственными и коммерческими позициями клиента.

Встречные вопросы.

Это просто. Это — по-одесски. — Вы не скажите, как пройти на Дерибасовскую? — А вы сами откуда будете.

Нужно лишь помнить, что существуют люди, которые такие вопросы не выносят на духу. В общении с ними от встречных вопросов либо стоит вообще отказаться, либо нужно позаботиться о том, чтобы наш ответ вопросом был достаточно замотивирован: — Вот вы спрашиваете, что из всего ассортимента я вам хочу посоветовать. Понимаете, чтобы ответить на этот вопрос я просто вынужден задать вам несколько собственных вопросов.

Альтернативные вопросы.

Ничто человек не любит так, как свободу. А всякая свобода начинается со свободы выбора. Дать партнеру пару или даже несколько приемлемых для нас вариантов на выбор — это помогает создать иллюзию свободы. Эта иллюзия может заставить человека купить уже сама по себе.

Однополюсные вопросы

Практически всегда доставляют моим слушателям проблемы. Ну как их прокомментировать? И потому я иногда просто помашу руками и говорю: — О, это трудная группа. Тут господин Энкельман намудрил. Давайте я вас буду спасать. Ну-ка — задайте мне, пожалуйста, какой-нибудь вопрос. Любой! — Вы сегодня завтракали? — интересуется слушатель. — Вы спрашиваете, завтракал ли я сегодня? — отвечаю я. И после паузы спрашиваю: — Теперь понятно?

Однополюсные вопросы — это отзеркаливание вопроса нашего собеседника. Иногда простое — повтором, иногда — с комментариями: — О, это интересный вопрос! — Вы знаете, я торгую уже девяносто пять лет, но впервые мне задают такой умный вопрос.

И слушатели сразу сами вспоминают несколько политических фигур, которые таким приемом пользуются наиболее часто. — Прекрасные примеры! Особенно — с паном Кравчуком. Да, он, пожалуй, — в этом наиболее искушен. Очень редко мне приходится слышать, чтобы Леонид Макарович не воспользовался этим трюком и прямо ответил на вопрос журналиста.

Второй случай (когда мы отвечаем не повтором, а комментариями) можно, по сути, даже выделить в отдельную технику. Так поступил и Энкельман, назвав их удостоверяющими замечаниями.

Однополюсные вопросы — это наш спасательный круг.

Однополюсные вопросы позволяют выиграть секунды и доли секунд, за которые мы соберемся и найдем наилучший вариант ответа.

Удостоверяющие замечания

Направляющие вопросы

Провокационные вопросы.

А мы тогда в ответ сделали очень купеческий жест — горячо заявили: — Да я с потрохами куплю и все твое заведение! — и решительно достали портмоне.

Для комментария последних двух вопросительных групп мы используем прямые цитаты из Энкельмана:

Вопросы, открывающие переговоры

«Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнера по переговорам появляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания.

Если я предложу вам два способа, с помощью которых можно из ваших денег сделать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересовало бы вас это?

Вы позволите мне предложить решение вашей проблемы.

Заключающие вопросы

Их цель — завершить разговор. Но их хорошо предварить одним-двумя подтверждающими вопросами.

Смог ли я убедить вас, в чем выгода этого станка для вашего предприятия?

Убедились ли вы, насколько прибор прост в эксплуатации?

А затем без дополнительного перехода можно задать заключающий вопрос: Какой срок монтажа вас устраивает больше — 15 ноября или 15 декабря?

Итак, в статье выделены следующие типы вопросов: — открытые и закрытые, — информационные, — контрольные, — вопросы для ориентации, — подтверждающие, — ознакомительные, — встречные, — альтернативные, — однополюсные, — удостоверяющие, — направляющие, — провокационные, — открывающие, — заключающие.

В повседневной жизни каждый из нас задает себе хотя бы один вопрос в день. Хотя бы один вопрос в день возникает на работе. Очевидно, что задавать вопросы — повседневная практика. И тем не менее и вы, и я задаем одни и те же типы вопросов и тем самым используем их потенциал лишь на 15%. Почему?

Обычные вопросы

Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.


Техника Сократа

Существует техника, позволяющая расширить вопросы.

Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.

Лицей Аристотеля

Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.

Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.


Зачем вообще задавать вопросы?


Техника постановки вопросов

Чтобы понять технику постановки вопросов, достаточно стать на место того, кому вы собираетесь их задавать. Каким бы ни был предмет вопроса, сначала вы предлагаете собеседнику занять определенное позицию.

Первый способ варьировать вопросы — изменить позицию.

Тут вариантов может быть всего четыре. Собеседник может:

1) ответить как действующее лицо;

2) ответить как наблюдатель за происходящим;

3) ответить исходя из своих чувств по отношению к ситуации;

4) вообще от ситуации отстраниться

Второй способ варьировать вопросы — мысленный жест.

Когда задаете кому-то вопрос, вы приглашаете его к специфическому ментальному жесту. Чтобы понять ментальные жесты, надо провести параллель с физическими жестами.

Когда вы ударяете по мячу или бьете теннисной ракеткой, вы используете разные группы мышц, поэтому получаете разный эффект от удара. Это логично.

По этой аналогии, если я попрошу вас сделать резюме ситуации, вы задействуете другие зоны мозга, а не те, что использовали бы, если бы я попросил ситуацию проанализировать. В этих двух ситуациях активизируются разные нейроны, и между ними будут разные связи.

Пример коучинга

Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.


Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.

Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.

Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.


Для этого надо предложить другие ментальные жесты.

До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.

После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.

Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.


Цель вопросологии и ее инструментарий

В этом и заключается цель вопросологии. Позволить каждому варьировать и умножать типы вопросов, чтобы выбрать по-настоящему интересные для вас и позволяющие вам двигаться вперед.

В XXI веке мы имеем беспрецедентное количество разных вызовов: экономических, экологических, демографических. Как советует Эйнштейн, надо иметь возможность ответить на них, не отыскивая немедленные ответы, а задавая новые правильные вопросы. Нам нужны лидеры, способные задавать лучшие вопросы.

Как правильно задавать вопросы

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.


Для чего нужно уметь правильно спрашивать

В информатике есть принцип, который звучит так: “Мусор на входе – мусор на выходе”. Он означает, что если исходные данные некорректны, то и результат будет бессмысленным и бесполезным, даже если алгоритм решения верный. К человеческой коммуникации этот принцип тоже относится. Если вы спрашиваете неправильно, то и ответ получите неудовлетворительный.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сформулировать вопрос? На самом деле это целое искусство, которым виртуозно владеют лишь единицы. Ведь с помощью вопроса можно не только получить интересующую вас информацию. Спрашивая, можно косвенно выразить отношение к чему-либо, натолкнуть собеседника на определенную мысль так, что он даже не заметит, вежливо и тактично поставить обидчика на место и многое другое.

Мы с вами попробуем освоить азы этого искусства, чтобы успешно применять их в жизни. В дальнейшем вы сможете учиться дальше и совершенствовать свои навыки, если вам понравится эффект и появится желание развиваться в этой области.

Виды вопросов

Существует несколько техник постановки вопросов. Выбор подходящей определяется конкретной ситуацией.

Закрытые

Закрытые вопросы направлены на получение конкретного лаконичного ответа. Чаще всего “да” или “нет”. Применяются они, когда нужно быстро получить ответ без лишних подробностей. Популярны в различных анкетах и опросниках.

Закрытые вопросы не имеют цели разговорить собеседника. С помощью них вы ничего не узнаете про его эмоции, чувства, мотивы поступков. Бывает, правда, что человек даже в ответ на закрытый вопрос пускается в пространные объяснения. Это значит, что он в принципе любит поговорить и расположен к вам.

  1. Ты живешь в Москве?
  2. В каком году ты родился?
  3. Есть ли у тебя домашние животные?
  4. Какая у тебя группа крови?
  5. С кем ты вчера ходил на концерт?

В каких случаях они наиболее уместны:

  • собеседник закрыт и не настроен откровенничать;
  • у вас мало времени, нужно получить информацию быстро;
  • вам нужно убедиться, что вы правильно поняли собеседника.

Личное общение не должно состоять только из закрытых вопросов, иначе оно будет похоже на формальное интервью.

Открытые

Открытые вопросы задают с целью получить развернутый ответ. Они чаще всего применяются в личном общении. Придя на консультацию к психологу или психотерапевту, вы также услышите много открытых вопросов.

С помощью них можно узнать точку зрения человека по поводу какой-то проблемы, ход его мыслей, особенности мировосприятия и т. п. Иногда они формулируются в виде побудительных предложений, а не вопросительных. Например: “Расскажи мне про свое детство”.

Вспомните, как вы писали школьные сочинения по литературе. Чаще всего это были развернутые ответы на открытые вопросы.

  1. Почему ты выбрал именно этот отель?
  2. Как ты решил возникшую проблему?
  3. Что, по-твоему, мы должны сделать, чтобы повысить эффективность работы?
  4. Как прошла встреча на прошлой неделе?
  5. Что ты думаешь по поводу введения ограничений?

Эта техника лучше всего подойдет для ведения откровенного разговора по душам. Она демонстрирует вашу заинтересованность в собеседнике и закладывает фундамент доверия.

Доверие – важная составляющая любого общения

Уточняющие

Суть уточняющих вопросов в том, что они позволяют глубже погрузиться в проблему и восполнить упущенные детали повествования. С помощью них можно контролировать диалог и направлять его нужное вам русло.

  1. Что именно ты имел в виду, говоря про недопустимость насилия?
  2. Ты сказал, что вас было трое. Кто эти два человека, что были вместе с тобой?
  3. Уточни, пожалуйста, какого цвета была машина, про которую ты говорил.
  4. Я правильно поняла, что ты не придешь завтра?

Наводящие

Наводящие вопросы задаются с целью склонить собеседника к вашей точке зрения. Они часто употребляются менеджерами по продажам и другими людьми, которые работают с клиентами. Грамотно задать их можно несколькими способами:

  1. С помощью вводных слов, выражающих согласие. Например: “Эта машина великолепна, не правда ли?” или “Очень важно иметь финансовую подушку безопасности, не так ли?”
  2. С помощью предположения. К примеру, вопрос “Как считаешь, на сколько дней мы опоздаем со сдачей проекта?” предполагает, что сроки точно не будут соблюдены.
  3. С помощью формулировок, на которые проще ответить “да”, чем “нет”.

С наводящими вопросами стоит быть аккуратнее, потому как это навязывание своей воли человеку, хоть и в мягкой форме. Они подходят для следующих ситуаций:

  • подведение итогов и резюмирование обсуждаемых тем;
  • возвращение к основной теме разговора, когда собеседник отвлекся;
  • при общении с нерешительным сомневающимся человеком.

Воронкообразные

Эта техника часто применяется следователями при допросах. Суть ее в том, что сначала человеку задаются общие вопросы, а затем они сужаются и конкретизируются.

– Что вы делали вчера вечером?

– Где конкретно вы гуляли и в какое время?

– На набережной с 19:00 до 21:00.

– Кто был с вами во время прогулки?

– Мой друг Н. и его девушка.

– Заходили ли вы по пути в какие-то заведения или магазины?

– Да, зашли в кафе “Сказка”.

Они подойдут для ситуаций, когда нужно составить как можно более четкую картину происходящего. В неформальном личном общении будут неуместны.

Воронкообразные вопросы часто используются при допросе

Альтернативные

  1. Ты будешь клубничное или вишневое мороженое?
  2. Тебе удобнее встретиться в пятницу, субботу или воскресенье?

Не стоит злоупотреблять такими вопросами при коммуникации. Человек сделает вывод, что вы хотите все время доминировать и рулить общением. Его начнет раздражать ваша манера “подсовывать” готовые решения.

Пользуясь этой техникой, нужно быть готовым к тому, что собеседник не пойдет у вас на поводу. Он может предложить свои варианты, и теперь уже вам придется подстраиваться под его интересы. А это заведомо невыгодная позиция.

В каких случаях будут уместны:

  • при подведении итогов;
  • при обсуждении совместных планов;
  • с целью мотивировать нерешительных и сомневающихся собеседников к принятию решения.

Риторические

  1. Ну разве эта картина не прекрасна?
  2. Какое безобразие! Куда смотрят сотрудники правоохранительных органов?

Правила задавания вопросов

Теперь вы разбираетесь в различных техниках спрашивания и можете выбрать наиболее подходящую к ситуации. Но нужно знать еще кое-что. Ловите 5 советов от психолога, которые помогут вам преуспеть в этом искусстве.

Если вам предстоит серьезный разговор или интервью, заранее подумайте, что будете спрашивать. Так вы избежите неловких пауз и будете чувствовать себя более уверенно. Естественно, к дружеской беседе этот совет не относится. Там важна спонтанность и искренние эмоции.

Избегайте сложных развернутых оборотов при составлении вопроса. Иначе собеседник может просто-напросто запутаться в ваших формулировках. Лучше всего спрашивать одним простым предложением.

Неправильно: “Вчера, когда ты был на концерте и к тебе подошла одноклассница, что на тебе было надето?”

Правильно: “Во что ты был одет вчера вечером?”

Это поможет вам выбрать наилучший вариант, который яснее всего отразит суть. Возможно, целесообразно применить один и тот же вопрос к различным промежуткам времени. Например: “Какие техники тайм-менеджмента вы собираетесь внедрить в ближайшую неделю/месяц/год?”

Прежде чем задавать вопрос, всегда тестируйте его на уместность в данной конкретной ситуации. Лучше промолчать и остаться без ответа, чем поставить собеседника в неловкое положение.

Например, не стоит спрашивать на деловой встрече, каким способом человек сажает огурцы в огороде, или интересоваться, как прошел отпуск, на похоронах.

Советую также прочитать о методе QBQ. Это искусство правильно задавать вопросы. Вы узнаете, как использовать вопросы в качестве инструмента самоуправления и переформатирования мышления.

Распространенные ошибки

Давайте заодно пробежимся по самым распространенным ошибкам, которые совершают люди, спрашивая что-то.

Часто люди совершают эту ошибку, когда не уверены в чем-то и хотят получить подтверждение со стороны. Такие вопросы не просто бессмысленны, они еще и вредны. Задавая их, человек выдает в себе неуверенность и нежелание опираться на себя.

  1. Мне ведь идет эта кофточка?
  2. Ты согласен, что это лучшее предложение?
  3. Я думаю, нам стоит отложить поездку, ты ведь тоже так считаешь?

Во всех этих вариантах человек пытается переложить часть ответственности за принятие решения на собеседника. Причем мнение самого человека не берется в расчет, ему прямым текстом сообщается, что он должен ответить. Многих людей раздражает такое штурманство. Если вы действительно хотите получить непредвзятый взгляд на проблему, спрашивайте по-другому.

Вопросы могут быть также способом давления на собеседника. Я настоятельно не рекомендую вам применять их с такой целью. Вы лишитесь доверия человека и потеряете шанс получить нужную вам информацию.

  1. Какого черта ты еще не помыл посуду?
  2. По-твоему, нормально так разговаривать со мной?
  3. Ничего, что я жду тебя уже 10 минут?

Свое негодование лучше выражать утвердительным предложением. Это более конструктивно.

  • Задавать новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий

Если вам что-то непонятно в ответе собеседника, не стесняйтесь переспросить или уточнить отдельные моменты. Непонятный ответ бесполезен, вы никак не сможете применить его в жизни. Более того, человек будет считать, что вы его поняли, и ждать соответствующей реакции.

Не бойтесь показаться глупым и вызвать раздражение собеседника, переспрашивая. Он, наоборот, отметит ваше ответственное отношение к его словам и проникнется уважением.

Заключение

Как сказал Иммануил Кант: “Умение ставить разумные вопросы – необходимый признак ума и проницательности”. Если вы хотите получить грамотный ответ по существу, то должны позаботиться о красоте и правильности вопроса.

И запомните главное правило – не бойтесь спрашивать. Не знать что-то – это нормально. А вот считать, что знаешь все, и закрываться от новой информации – это непродуктивно.

Если у вас остались какие-то вопросы по теме, смело задавайте их в комментариях. Заодно и проверим, как вы усвоили материал.

Читайте также: