Какие виды ресурсопользования может осуществлять оао

Обновлено: 30.06.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.1. Понятие, принципы и виды природопользования в Российской Федерации

Природопользование служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Поэтому, право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Данные нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы на основе генезиса классифицируют на минеральные ресурсы (уголь, мрамор, гранит, нефть, минеральные воды, гелий, метан), климатические ресурсы (солнечная энергия, ветровая энергия), земельные ресурсы (включая почвенные), биологические ресурсы (растения, животные, микроорганизмы), водные ресурсы (океаны, озера, реки, моря, болота, подземные воды, ледники и снежники).

По критерию исчерпаемости природные ресурсы делятся на неисчерпаемые (например: солнечная энергия, энергия земных недр, энергия текучей воды, ветра); исчерпаемые, которые подразделяются на возобновимые (например: биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные).

Право природопользования характеризуют особые принципы:

Принцип производности права пользования вступает в действие, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию природного использования природных ресурсов, когда право пользования ими предоставляется собственником другим субъектам (пользователям) на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Принцип рационального природопользования – традиционный в природоресурсном праве России. До недавнего времени рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория, где подразумевалось достижение экономического эффекта. Содержание данного принципа существенно меняется. В настоящее время под рациональным природопользованием понимают экологически обоснованное природопользование, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий. Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде. Данный принцип в основном закрепляется через регулирование обязанностей природопользователя.

Принцип целевого использования природных ресурсов. Использование природных ресурсов всегда осуществляется строго по целевому назначению. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты, и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование является безвозмездным. Платежи идут на поддержание благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или на его восстановление. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Принцип нормирования права природопользования. В целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивости экологических систем и предотвращения их деградации в природоресурсном законодательстве установлены нормативы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Для каждого природного ресурса исходя из целевого назначения и видов права природопользования могут устанавливаться различные правовые формы нормативов.

Классификация видов природопользования осуществляется по различным основаниям. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы.

Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

– право пользования атмосферным воздухом;

– право пользования животным миром.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. Так например, согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду как результат его рождения и существования (Например: ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов; ст. 6 ВК РФ – каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд).

Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов (использование земельного участка для строительства). Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в следующих формах: комплексного природопользования, специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является обособленное водопользование.

Природопользование включает в себя различные виды пользования природными объектами: ресурсопользование и компенсационное природопользование, заключающееся в воспроизводстве природных ресурсов. В основе приведенного деления лежит цель использования природных ресурсов.

Отношения по воспроизводству природных ресурсов подразделяются на отношения по а) восстановлению и б) возобновлению природных ресурсов и объектов.

В ресурсопользовании выделяются две группы отношений:

1) связанные с изъятием природного ресурса из окружающей среды, нарушением системы существовавших связей ресурса со средой – техногенное ресурсопользование;

2) отношения, в процессе которых используются непотребляемые полезные свойства объекта или самой природной среды – эксплуатационное ресурсопользование. Если первая группа отношений составляет предмет природоресурсного права, то вторая – экологического, земельного и смежных с ними отраслей.

Нормативные акты природоресурсного законодательства устанавливают такие виды эксплуатационного использования природных ресурсов, как а) их эксплуатацию в качестве транспортных коммуникаций и мест прокладки технологических коммуникаций, б) захоронение отходов и создание мест захоронения; в) рекреационное использование; г) создание искусственных инженерных и иных объектов; д) иное, не связанное с изъятием природных ресурсов, использование (научно-исследовательское, культурно - просветительское и др.).

Техногенное ресурсопользование включает в себя следующие виды использования природных ресурсов: 1) восполнение природных ресурсов в ходе поиска, разведки, оценки, изучения, ведения мониторинга и государственного кадастра отдельных видов природных ресурсов и проведения иных разведочных и исследовательских работ. 2) добыча природных ресурсов, включающая в себя извлечение ресурса из природной среды. 3) сопутствующее ресурсопользование - возникает при необходимости извлечения из природного ресурса его дополнительных полезных свойств (вторичных природных ресурсов).

Перечисленные виды природопользования и ресурсопользования могут быть, кроме того, классифицированы по видам природных ресурсов. Основными из них являются недропользование, водопользование, лесопользование, использование объектов животного мира, природных лечебных ресурсов. Самостоятельным видом ресурсопользования является использование неживых (минеральных) ресурсов исключительной экономической зоны РФ.

Русские цивилисты конца XIX века различали полное и неполное право пользования, в зависимости от объема правомочий пользователя [34] . В основу деления права пользования (и права ресурсопользования) на полное и неполное можно положить объем правомочий пользователя по сравнению с правомочиями собственника природного ресурса как ресурсопользователя. Право на использование природного ресурса уполномоченным лицом в том же объеме, который принадлежит и его собственнику, следует рассматривать как полное право ресурсопользования. В отличие от этого право ограниченного ресурсопользования будет принадлежать ресурсопользователю в том случае, если он по условия лицензии (договора) обладает лишь одним или несколькими, но не всеми правомочиями, которые принадлежат собственнику ресурса. Представляется, что для природоресурсного права такая классификация ресурсопользования может иметь определенное значение, поскольку ресурсопользователи, в соответствии с поресурсным законодательством, действительно, могут обладать правом либо полного, либо ограниченного использования природных ресурсов.

Возможна классификация ресурсопользования по субъектам. Субъектами ресурсопользования могут быть государство (в лице уполномоченных им органов), юридические лица, физические лица – граждане РФ и иностранные граждане, а также объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица и действующие на основании договора о совместной деятельности.

Специфический правовой режим установлен для традиционного ресурсопользования, под которым следует понимать исторически сложившиеся способы использования природных ресурсов исконной среды обитания коренных малочисленных народов, обеспечивающие неистощительное природопользование. К природным ресурсам традиционного ресурсопользования относятся общераспространенные полезные ископаемые, объекты животного и растительного мира, поверхностные водоемы.

Практически невозможно использовать один природный ресурс без оказания прямого или опосредованного воздействия на другой (другие) природные ресурсы. Это обусловливает необходимость комплексного использования природных ресурсов. Комплексное ресурсопользование предполагает рациональное использование не только одного (основного) природного ресурса, но и иных, непосредственно связанных с ним ресурсов. Возможность заключения договоров на комплексное природопользование предусмотрена экологическим законодательством РФ. Тем самым, законодатель побуждает ресурсопользователя к рациональному использованию природных ресурсов, т.е. к их наиболее полному извлечению и минимизации потерь (например, добыча не только нефти, но и сопутствующего природного газа).

В основе деления природных ресурсов на возобновимые и невозобновимые лежит способность природы по поддержанию их в первоначальном количественном и качественном составе. Природные ресурсы могут восстанавливаться как при содействии человека (лесовосстановление, рыборазведение и др.), так и в ходе естественного кругооборота веществ в природе. Критерием отнесения ресурсов к невозобновимым является невозможность их восстановления за время, соизмеримое со временем хозяйственной деятельности человека (например, минеральные ресурсы).

Одним из способов, позволяющих замедлить темпы изъятия природного ресурса или совсем прекратить его добычу, является их возмещение, т.е. замена одного используемого в экономике ресурса другим. В первую очередь это относится к топливно-энергетическим ресурсам (замена угля, газа, используемых на тепловых электростанциях, на уран для атомных электростанций, использование других альтернативных источников энергии).

Возможность замены одного ресурса другим лежит в основе их деления на восполнимые и невосполнимые природные ресурсы, а также на заменимые и незаменимые природные ресурсы. Такие природные ресурсы, как воздух, вода, виды животных не могут быть заменены никакими другими.

Правовое регулирование использования природных ресурсов основывается не только на общеправовых принципах, но и на основополагающих правовых идеях, закрепленных в природоресурсном законодательстве – принципах природоресурсного права. Их можно разделить на две группы: относящиеся к а) природным ресурсам и б) ресурсопользованию.

Статус природных ресурсов основывается на следующих принципах:

ü государственная собственность на природные ресурсы. Недра, воды, лесной фонд, животный мир, природные лечебные ресурсы, минеральные ресурсы исключительной экономической зоны являются государственной собственностью;

ü исключение природных ресурсов из гражданско-правового оборота является следствием государственной собственности на природные ресурсы, которые могут передаваться лишь во владение и пользование;

ü ограниченность природных ресурсов предполагает, что в природе не существует неисчерпаемых (неистощимых) природных ресурсов. Принцип конечности природных ресурсов вытекает из пространственной ограниченности планеты (часть не может быть больше целого);

ü падение природоресурсного потенциала – увеличение энергетических и трудовых затрат на добычу природных ресурсов в пределах существующих на определенном временном этапе технологий – требует установления экономических и иных льгот ресурсопользователям, осуществляющим использование природных ресурсов в труднодоступных местностях и истощенных природных ресурсов;

ü государственный учет природных ресурсов. Уполномоченные государственные органы проводят работы по мониторингу природных ресурсов, их учету и ведению кадастров, составляют программы использования, защиты и восстановления природных ресурсов и организуют их исполнение;

ü сохранение видового разнообразия природных ресурсов направлено на недопущение исчезновения отдельных их видов в результате ресурсопользования, приводящего к истощению природных ресурсов.

Принципы ресурсопользования:

ü рациональность ресурсопользования предполагает наиболее полное извлечение полезных свойств основного и вторичных (сопутствующих) природных ресурсов, предотвращение ухудшения качества ресурса, загрязнения площадей (объемов) расположения природных ресурсов, а также снижение потерь ресурса при его добыче;

ü устойчивость ресурсопользования обеспечивает удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений;

ü безопасность ресурсопользования достигается выбором технологий добычи природных ресурсов, минимизирующих вредное воздействие как природных факторов, возникающих в процессе вмешательства человека в природную среду, так и самих технологических процессов использования ресурсов на здоровье человека;

ü целевое использование природных ресурсов выражается в предоставлении ресурсопользователю права на использование ресурса в строгом соответствии с его назначением и условиями лицензии. Использование природного ресурса не по целевому назначению является безусловным основанием для принудительного прекращения права ресурсопользования;

ü платность ресурсопользования обусловлена необходимостью возмещения государству понесенных им затрат на поиск, оценку, разведку, охрану, восстановление природных ресурсов и компенсации вредного воздействия ресурсопользования на окружающую среду. Платными являются все виды использования природных ресурсов, за исключением общего природопользования и случаев, прямо указанных в законе;

ü срочность ресурсопользования заключается в предоставлении права пользования природными ресурсами на строго определенный срок. Длительность использования отдельных видов природных ресурсов не может превышать предельных сроков, указанных в природоресурсном законодательстве;

ü комплексность (интегральность) ресурсопользования является следствием всеобщих взаимосвязей различных природных ресурсов и предполагает необходимость учета негативного воздействия на природные ресурсы, связанные с добываемым ресурсом;

ü учет интересов народов, проживающих на территориях ресурсопользования. Недропользование на территориях проживания коренных малочисленных народов допускается с разрешения субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, принятого с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. Добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется под контролем малочисленных народов. Законодательство о животном мире устанавливает право на приоритетное пользование животным миром и право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности коренными малочисленными народами.

В целях обеспечения устойчивости ресурсопользования необходимо введение государственных ограничений на объемы извлечения природных ресурсов. Такое ограничение осуществляется путем нормирования (лимитирования) изъятия природного ресурса, осуществляемого в отношении всех видов природных ресурсов (минеральных, лесов, вод, объектов животного мира и др.) на основе научно обоснованных критериев.

Лимиты (нормы) изъятия природных ресурсов устанавливают такие объемы их извлечения, которые предполагают возможность восстановления природных ресурсов либо разумную постепенность их использования.

Нормативы использования природных ресурсов, в зависимости от их значимости (имеющих федеральное и межрегиональное значение), устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, его органами, специально уполномоченными государственными органами по управлению использованием и охраной природных ресурсов.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с нормативами ресурсопользователям выдается разрешение на использование (изъятие) природных ресурсов

За некоторыми исключениями, указанными в природоресурсном законодательстве,ресурсопользование осуществляется на платной основе. Плата за ресурсопользование включает в себя следующие составляющие.

1) Рента (плата за использование природных ресурсов) – доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса [35] . Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве – лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата – при их аренде, водный налог – в водном законодательстве.

3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.

4) Иные платежи, связанные с ресурсопользованием, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов. В случаях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, размер платы за ресурсопользование может снижаться, ресурсопользователи могут быть освобождены от платы за использование ресурсов. Освобождение от платы за ресурсопользование и установление льгот производится с учетом правового положения субъекта ресурсопользования, а также с учетом местонахождения ресурса, его особенностей и иных факторов [36] .

Право собственности на природные ресурсы, рассматриваемое как правовой институт и как совокупность правомочий собственника, занимает ключевое место в природоресурсном праве. Отношения собственности на природные ресурсы включаются в предмет природоресурсного права в той мере, в какой они не урегулированы гражданским правом. Статья 129 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Совокупность правых норм природоресурсного права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, образует право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению недрами, водами, лесами, объектами животного мира и другими природными ресурсами [37] .

Формы права собственности на природные ресурсы закреплены в ст.9 Конституции РФ, установившей, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Несмотря на то, что среди всех форм собственности на природные ресурсы первой указана частная, большинство природных ресурсов находится в государственной собственности: федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные природные ресурсы могут находиться в собственности муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Отнесение тех или иных ресурсов к собственности субъектов Федерации должно определяться федеральным законом [39] . Между тем, в настоящее время только Водный кодекс РФ указывает, какие водные объекты находятся в федеральной собственности, а какие – в собственности субъектов РФ. Право собственности субъектов РФ на недра, леса, объекты животного мира, природные лечебные ресурсы пока не определено.

В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью находятся на территории субъекта. На основании федерального закона в собственность субъектов РФ могут передаваться части лесного фонда. Природные лечебные ресурсы могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Федерации.

Частная и муниципальная формы собственностина природные ресурсы в настоящее время не находят широкого закрепления в природоресурсном законодательстве. В муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц могут находиться лишь обособленные водные объекты, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, принадлежащем лицу на праве собственности. В собственности органов местного самоуправления могут находиться леса. Для этого необходимо, чтобы участок леса предварительно был передан в собственность субъекта РФ. Муниципальная и частная формы собственности на ресурсы животного мира, недра, природные лечебные ресурсы природоресурсным законодательством не предусмотрены.

Следует различать оборот природных ресурсов и оборот прав на природные ресурсы. Конкретный природный ресурс обладает свойствами индивидуально-определенной вещи, право пользования ресурсом является имущественным правом. Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, исключены из гражданского оборота. Оборот прав на них (например, уступка права ресурсопользования) осуществляется в пределах, установленных природоресурсным законодательством.

Критериями классификации права природопользования могут выступать природный ресурс, а также основание возникновения соответствующего права.

По природному ресурсу право природопользования можно классифицировать на: землепользование; недропользование; водопользование; лесопользование; пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Часть природных ресурсов используется человеком напрямую – воздух, питьевая вода. Другая часть служит сырьем для промышленности или входит в цикл сельского хозяйства или животноводчества. К примеру, нефть – это не только энергоноситель и источник горюче-смазочных материалов, но и ценнейшее сырье для химической промышленности. Из компонентов данного ресурса делают пластмассу, лаки, резину. Продукты переработки нефти широко применяются не только в промышленности, но и в медицине, и даже в косметологии.

Природные ресурсы – это химические вещества, а также их комбинации, такие как газ, нефть, уголь, руда. Также это пресная и морская вода, атмосферный воздух, животный и растительный мир (леса, животные, рыба, возделываемые и пригодные к возделыванию земли (грунты)). А также под данным понятием подразумеваются физические явления – энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная энергия, приливы, отливы. Все, что так или иначе используется человечеством для жизни и прогресса.

Классификация по происхождению:

• Биологические ресурсы – это живые организмы океанов и суши, животные, растения, микроорганизмы (в том числе микрофлора морей и океанов). Замкнутые экосистемы отдельных регионов, заповедников, рекреационные зоны.

• Ресурсы минерального происхождения – горная руда, граниты, кварцевые залежи, глины. Все, что содержит литосфера и что доступно для использования человеком в качестве сырья или источника энергии.

• Энергетические природные ресурсы – это физические процессы, такие как энергия приливов, солнечный свет, энергия ветра, тепловая энергия земных недр, а также атомные и минеральные источники энергии.

Классификация по способу использования человеком:

• Земельный фонд – возделываемые или пригодные к возделыванию в будущем земли. Земли не сельскохозяйственного назначения, а именно территории городов, транспортных соединений, промышленного назначения (карьеры и т. д.).

• Фонд лесного хозяйства – леса или территории, запланированные под посадку лесов. Лесное хозяйство - это одновременно источник древесины для нужд человека и способ поддержания экологического равновесия биосферы.

• Водные ресурсы – вода в поверхностных водоемах и подземные воды. Сюда относится как пресная вода, пригодная для биологических нужд человека, так и вода морей

• Ресурсы животного мира – рыба и сухопутные обитатели, рациональный промысел которых не должен нарушать экологического равновесия биосферы.

• Полезные ископаемые – сюда относятся руда и прочие ресурсы земной коры, доступные для сырьевого или энергетического использования.

Классификация по возобновляемости:

• Неисчерпаемые – энергия солнечного излучения, геотермальная энергия, приливная энергия и энергия рек как движущая сила гидроэлектростанций. Сюда же относится энергия ветра.

• Исчерпаемые, но возобновимые и условно возобновимые. Данные природные ресурсы – это животный и растительный мир, плодородность почв, пресная вода и чистый воздух.

• Исчерпаемые и невозобновимые ресурсы.

Все полезные ископаемые – нефть, газ, минеральные руды и т. д. Наиболее важны для выживания человечества, дефицит или исчезновение определенных ресурсов может поставить под угрозу существование цивилизации в том виде, в котором мы её знаем, и привести к гибели большей части человечества.

М.В. Пономарев предлагает следующую классификацию права природопользования по основанию возникновения права природопользования.

Критерии Общее природопользование Специальное природопользование
Субъектный состав Граждане Субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели
Цели осуществления Удовлетворение личных и социальных потребностей населения (бытовые, рекреационные нужды и т.п.) Извлечение материальной выгоды в ходе предпринимательской деятельности
Применение специальных технических средств и устройств Как правило, осуществляется без применения специальных технических средств и устройств Как правило, осуществляется с применением специальных технических средств и устройств
Уровень негативного воздействия на окружающую среду Как правило, связано с незначительным уровнем негативного воздействия на окружающую среду Сопряжено со значительным уровнем негативного воздействия на окружающую среду
Правовое оформление Как правило, в юридическом оформлении не нуждается и закреплено за каждым гражданином законодательными и иными нормативными правовыми актами Нуждается в оформлении разрешительной документации (лицензия, разрешение) или правоустанавливающих документов (решение о предоставлении природного ресурса в пользование или договор природопользования)
Возмездность Безвозмездно Осуществляется на возмездной основе (внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплата земельного, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами животного мира, водными биологическими ресурсами и т.п.)

По срокам природопользования разделяется на постоянное и временное. Формой срочного природопользования является аренда природного ресурса. Например, согласно ст. 93 Земельного кодекса право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Аренда земельного участка может быть краткосрочной - не более 5 лет и долгосрочной - не более 50 лет.

Согласно ст. 51 Водного кодекса в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые находятся в бассейнах рек общегосударственного значения, могут предоставляться водопользователям лишь для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях.

Передача арендатором права на аренду водного объекта (или его части) другим субъектам хозяйствования запрещается.

Право водопользования на условиях аренды оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей среды и водного хозяйства. Условия, сроки и сбор за аренду водных объектов (их частей) определяются в договоре аренды по соглашению сторон. Водопользователи, которым водный объект (его часть) предоставлено в аренду, могут разрешить другим водопользователям осуществлять специальное водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Процедуры предоставления природных ресурсов в специальное пользование урегулированы по каждому отдельному ресурсу в актах природоресурсного законодательства. Например, согласно ст. 123 Земельного кодекса предоставление земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование осуществляется на основании решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проектам отвода этих участков. Условия и сроки разработки проектов отвода земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ.

Влияет ли деятельность человека на состояние природных ресурсов?Пользование природными ресурсами человеком приводит к истощению запасов не только полезных ископаемых, но и биосферы Земли, и утрате биологического разнообразия. Биосферные природные ресурсы относятся к возобновимым и могут восстанавливаться как естественно, так и при участии человека (высадка лесов, восстановление плодородного слоя почв, очитка воды и воздуха). Можно ли избежать непоправимого урона природе? Для этого следует учитывать особенности, которыми обладают природные ресурсы, и условия сохранения экологического равновесия. Создавать и сохранять национальные парки, заповедники, заказники, поддерживать биологическое разнообразие видов и сохранение генофонда в исследовательских центрах, ботанических садах и т. д.

Почему необходима охрана?Смена геологических эпох и эволюционные процессы всегда влияли на видовое разнообразие как флоры, так и фауны на планете (например, вымирание динозавров). Но по причине активной деятельности человека за последние 400 лет исчезли с лица земли более 300 видов животных и растений. На сегодняшний день более тысячи видов находятся под угрозой исчезновения. Очевидно, что охрана природных ресурсов – это не просто защита редких видов животных и растений, а и важнейшая задача для жизни самого человечества. Ведь в результате экологической катастрофы может измениться не только количество видов живых существ, пострадает и климат. Поэтому необходимо максимально сохранять среду обитания диких видов при строительстве городов и освоении сельхозугодий, ограничивать промысловый вылов рыбы и охоту до восстановления популяций. Охрана окружающей среды и присущих ей элементов – одна из важнейших задач, которую выполняет государство.

Состояние земельного и лесного фонда.Свыше 85% продуктов питания люди получают в результате ведения сельского хозяйства. Земли, используемые как луга и пастбища, обеспечивают еще около 10% пищи. Остальное приходится на долю мирового океана. В нашей стране на возделываемых землях получают около 90% продуктов питания, и это учитывая, что на обрабатываемые земли (поля, сады, плантации) приходится немногим более 11% земельного фонда.

Леса играют важную роль в циклах испарения и выпадения осадков, круговороте углекислого газа, сохраняют почву от эрозии, регулируют уровни грунтовых вод и многое другое. Потому расточительное использование природных ресурсов, а именно леса, приведет к сокращению фонда лесного хозяйства. Несмотря на это, лесные массивы утрачиваются с большей скоростью, чем восстанавливаются путем высадки молодых деревьев. Лес вырубают под освоение сельскохозяйственных угодий, для строительства, получения древесины как сырья и как топлива. Кроме того, значительные потери лесному хозяйству наносят пожары.

Состояние водной составляющей.Основой водных ресурсов страны являются реки. Они используются как источник питьевой и сельскохозяйственной воды. Они также активно используются для строительства гидроэлектростанций и для судоходного транспорта. Несмотря на огромные запасы воды в реках, озерах, водохранилищах и в виде грунтовых вод, отмечается постепенное ухудшение ее качества, разрушение берегов водохранилищ и гидросооружений. Этот вопрос среди прочих организаций курирует департамент природных ресурсов.

Состояние исчерпаемых ресурсов.Современные доступные нам полезные ископаемые, такие как уголь, газ, руда, накапливались в литосфере планеты на протяжении миллионов лет. Учитывая непрерывный и все ускоряющийся рост потребления ископаемых ресурсов за последние 200 лет, достаточно острым является вопрос относительно охраны недр и повторного использования продукции, изготовленной на основе сырья из ископаемых ресурсов.

Кроме того, разработка недр сама по себе крайне негативно влияет на экологию региона. Это и изменение рельефа (просадка грунта, провалы), и загрязнение почв, подземных вод, осушение болот и мелких рек.

Пути решения проблем разрушения природной среды и перспективы внедрения инноваций.Природная среда и природные ресурсы должны благоразумно использоваться для сохранения жизни. Поэтому следует выделить, что необходимо, чтобы не осложнить ситуацию с окружающей средой.

1. Защита плодородного слоя от ветряной и водной эрозии. Это лесопосадки, правильные севообороты и т. д.

2. Защита почв и грунтовых вод от загрязнения химикатами. Это применение экологических технологий защиты растений: разведение полезных насекомых (божьи коровки, отдельные виды муравьев).

3. Использование в качестве источников сырья воды из моря. Один из методов - добыча растворенных элементов, второй - добыча полезных ископаемых на морском шельфе (нет загрязнения и выведения из строя земель, пригодных для сельхозугодий). Сегодня ведутся разработки методов интенсивного использования ресурсов моря, пока число компонентов, которые коммерчески целесообразно добывать из воды, сильно ограничено.

4. Комплексный подход к добыче ископаемых природных ресурсов с упором на экологическую безопасность. Начиная с полного изучения недр и заканчивая максимально возможным использованием попутных веществ и компонентов.

5. Разработка малоотходных технологий и вторичное использование природных ресурсов. Это и непрерывность технологических процессов, что позволит максимально повысить энергоэффективность, и максимальная автоматизация технологических процессов, и оптимальное использование побочных продуктов производства (например, выделяющегося тепла).

Можно выделить и другие инновационные технологии, вроде перехода на максимальное использование неисчерпаемых источников энергии. Именно они позволят сохранить жизнь и экологию нашей планеты. Очень важно бережно относится к окружающей среде и ее дарам. В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы.

Вывод по вопросу:

По природному ресурсу право природопользования можно классифицировать на: землепользование; недропользование; водопользование; лесопользование; пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Природные ресурсы – это химические вещества, а также их комбинации, такие как газ, нефть, уголь, руда. Также это пресная и морская вода, атмосферный воздух, животный и растительный мир (леса, животные, рыба, возделываемые и пригодные к возделыванию земли (грунты)). А также под данным понятием подразумеваются физические явления – энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная энергия, приливы, отливы. Все, что так или иначе используется человечеством для жизни и прогресса.

Классификация по происхождению:

• Ресурсы минерального происхождения.

• Энергетические природные ресурсы.

Классификация по способу использования человеком:

• Ресурсы земельного фонда.

• Ресурсы фонда лесного хозяйства.

• Ресурсы водного фонда.

• Ресурсы животного мира.

Классификация по возобновляемости:

• Исчерпаемые, но возобновимые и условно возобновимые.

• Исчерпаемые и невозобновимые ресурсы.

Вывод по теме:

Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. В субъективном смысле - это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Согласно статье 5 Конституции ДНР, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в ДНР как основа жизни и деятельности народа, проживающего на территории ДНР. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статье 29 Конституции ДНР, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На содержание права собственности не влияют местожительство собственника и местонахождение имущества.

Под владением в гражданском праве понимается фактическое обладание вещью. Пользование представляет собой извлечение полезных свойств вещи. Например, возможность осуществлять заготовку древесины в границах лесного участка. Тогда как распоряжение - это определение юридической судьбы вещи. Например, возможность продать земельный участок.

Право природопользования можно рассматривать в разных аспектах. В объективном смысле - это общественные отношения в сфере обеспечения эффективного рационального использования природных ресурсов, природных объектов и природных условий, а в субъективном смысле право природопользования является правом конкретного субъекта использовать природные ресурсы, природные объекты и природные условия для удовлетворения определенных потребностей.

Исходя из содержания Закона ДНР "Об охране окружающей среды" можно выделить следующие основные принципы права природопользования:

а) приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;

б) обязательность экологической экспертизы;

в) научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

г) бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

д) взыскания сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды;

е) решение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенных изменений территорий, совокупного действия факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку.

В отличие от права собственности на природные ресурсы, содержание права природопользования не включает в себя правомочие распоряжения природными ресурсами и охватывает только владение и пользование. На титуле права природопользования используются в ДНР недра, воды, леса, объекты животного, растительного миров, природно-заповедного фонда, атмосферный воздух, земли.

По природному ресурсу право природопользования можно классифицировать на: землепользование; недропользование; водопользование; лесопользование; пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Природные ресурсы – это химические вещества, а также их комбинации, такие как газ, нефть, уголь, руда. Также это пресная и морская вода, атмосферный воздух, животный и растительный мир (леса, животные, рыба, возделываемые и пригодные к возделыванию земли (грунты)). А также под данным понятием подразумеваются физические явления – энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная энергия, приливы, отливы. Все, что так или иначе используется человечеством для жизни и прогресса.

Классификация по происхождению:

• Ресурсы минерального происхождения.

• Энергетические природные ресурсы.

Классификация по способу использования человеком:

• Ресурсы земельного фонда.

• Ресурсы фонда лесного хозяйства.

• Ресурсы водного фонда.

• Ресурсы животного мира.

Классификация по возобновляемости:

• Исчерпаемые, но возобновимые и условно возобновимые.

• Исчерпаемые и невозобновимые ресурсы.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

1.Понятие природоресурсного права как отрасли российского права. Критерии выделения природоресурсного права в самостоятельную отрасль российского права.

2. Особенности общественных отношений, регулируемых природоресурсным правом.

3. Система и структура природоресурсных отношений.

4. Метод правового регулирования природоресурсных отношений и его особенности. 5.Правовой режим ресурсопользования и его особенности.

6.Специфика механизма правового регулирования природоресурсных отношений. 7.Система природоресурсного права. Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. Правовые институты Общей и Особенной частей природоресурсного права.

8.Соотношение природоресурсного права с другими отраслями Российского права.

9. Соотношение природоресурсного права с иными отраслями российского права.

10.История становления отечественного природоресурсного законодательства и права.

11.. Источники природоресурсного права.

а) Учитывая соотношение предметов правового регулирования природоресурсного и гражданского законодательства, укажите, какие права принадлежат каждой из сторон.

б) Какие варианты преодоления конфликта интересов можно предложить.

Задача 2. У гражданина Емельянова на принадлежащем ему дачном земельном уча­стке находился небольшой искусственный пруд. Впоследствии он соединил его с протекающим рядом ручьем, и в пруду появилась форель. На участке росли несколько кедров, кустарники. Решив построить на участке новый дом, он водоем засыпал, а кедры и кустарник вырубил. Емельянов полагал, что с перечисленными природными объектами он вправе распоряжаться по своему усмотрению, по­скольку они расположены на принадлежа­щем ему участке и, следовательно, принадлежат ему на праве собственности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с этим не согласилась и предъя­вила к Емельянову иск в суд с требованиями: о возмещении ущерба, причиненного незаконным выловом 20 форелей; о возмещении ущерба, причиненного не­законной порубкой 10 кедров, 5 кустов рябины и 10 кустов черемухи.

а) Решите дело(напишите судебное решение).

б) Приведите определения обособленного водного объекта, животного мира и его объектов.

Задача 3.Нефтеперерабатывающий завод сливал свои отходы в принадлежащие ему очистные сооружения. После очистки вода нормативного качества сбрасывалась в протекающую рядом реку. Расположенный неподалеку фармацевтический комбинат, без заключения договора с нефтеперерабатывающим заводом, начал закачивать в его очистные сооружения свои отходы. В результате в реку стала поступать вода в больших объемах и с повышенным содержанием вредных веществ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования предъя­вила к Нефтеперерабатывающему заводу иск в арбитражный суд с требованиями возмещении ущерба, причиненного водному объекту сбросом воды ненормативного качества в объемах, превышающих установленные лицензией на пользование водным объектом.

Нефтеперерабатывающий завод иск не признал, ссылаясь на то, что действовал в полном соответствии с лицензией на пользование водным объектом и договором водопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования настаивала на удовлетворении иска и указывала, что сброс воды производился из принадлежащих ответчику очистных сооружений.

а) Проведите разграничение возникших природоресурсных и гражданско-правовых отношений.

б) Каким образом должен быть разрешен возникший спор?

Нормативные акты

Конвенция об открытом море 1958г. //Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания. М., Гидрограф. управление. 1971.




Конвенция о территориальном море и прилежайшей зоне 1958 г. //Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания. М., Гидрографическое управление. 1971.

Конвенция о континентальном шельфе 1958г. //Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания. М., Гидрограф. управление. 1971.

Конституция Российской Федерации.

Водный кодекс РФ.

Лесной кодекс РФ.

Налоговый кодекс ч.1,ч.2

Гражданский кодекс РФ. Ч.1. (в ред. от 2015г).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 2015).

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от .20155)

Рекомендуемая литература

Калинин И.Б. Общественные отношения, регулируемые природоресурсным законодательст­вом // Вестник Томского государственного университета. 2003. №279.

Калинин И.Б. Природоресурсное право. Основные положения. – Томск, Изд-во Томского гос. ун-та, 2000.

Анохин С.А., Герасимова О.А. Административно-правовая охрана лесов //Административное и муниципальное право №7. 2010.

Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., Волтерс Клувер, 2009.

Быковский В. Осуществление недропользования в защитных лесах //Законность № 11. 2010.

Веремеева М.В. Взыскание стоимости незаконно добытой продукции охоты: правовые проблемы // Журнал российского права. 2002. №1.

Гопия Г.О. Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав //Общество и право. №3. 2009.

Калинин И.Б. Особенности системы природоресурсного права / Правовые проблемы укреп­ления российской государственности. Ч.5. Под ред. В.Ф. Воловича. Изд-во Том­ского ун-та. 2000.

Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды / Под ред. В.В. Пет­рова. М., ЮЛ. 1988.

Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях // Государство и право. 1999. №2. С.39.

Тема 3. Ресурсопользование в Российской Федерации

Общее, специальное и особое природопользование. Природопользование и ресурсопользование. Виды природопользования и виды ресурсопользования. Правомочия ресурсопользователей. Классификация видов ресурсопользования. Право ресурсопользования как вещное право. Классификация ресурсопользования по видам природных ресурсов. Принципы природоресурсного права, относящиеся к ресурсопользованию и к природным ресурсам. Комплексность ресурсопользования. Возобновляемые и истощаемые природные ресурсы, их соотношение. Лимитирование ресурсопользования. Платежи за пользование природными ресурсами. Содержание и формы права собственности на природные ресурсы. Право государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации. Разграничение государственной собственности Российской Федерации и субъектов РФ на природные ресурсы. Право муниципальной собственности на природные ресурсы. Право частной собственности на природные ресурсы юридических и физических лиц. Права природопользователей, не являющихся собственниками. Исключительные права Российской Федерации на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Публичные и частные сервитуты в природоресурсном праве.

Литература

Василенко Е.В. Этапы договорного регулирования отношений в сфере эксплуатации трансграничных природных ресурсов // Юридический мир. 2012, №1.

Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография/ под ред. Н.Г. Жаворонковой. М."Норма", "Инфра-М", 2014.

Цуранова А.И Рациональное использование недр: понятие и юридические критерии. // Журнал российского права. 2013, №9.

Читайте также: