Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к наглядным пособиям

Обновлено: 23.05.2024

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения [6, с. 127]. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [8, с. 55].

Значение наглядности в преподавании истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий [2, с. 144].

1.2 Дидактическое обоснование наглядности

Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами [25, с. 64]. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [27, с. 185].

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики.

Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [27, с. 192].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [8, с. 95].

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам [15, с. 30].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям [16, с. 56].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребенка.

Некоторые особенности зрительного восприятия наглядности детьми с нарушением зрения.

1.Процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой.

2.Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения.

3.У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены. (1,2).

В коррекционном обучении детей со зрительной патологией использование наглядности приобретает особо важное значение, т.к. позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем их познавательной информации.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям и урокам, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

Виды наглядности, используемой в обучении

детей с нарушением зрения

(за основу взята принятая в общей педагогике классификации, которая расширена и дополнена автором статьи)

1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения(одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4 Изобразительные наглядные пособия ( предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).

7.Рельефные наглядные пособия ( включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка.

Основные требования наглядным материалам, используемым в обучении детей с нарушением зрения

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий, формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).

Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

-предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

-предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

-предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе (1999 г.) на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12).

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией (Потемкина А.В., 1999 г.).

Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материал для детей с нарушением зрения. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

Очень немного, но выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Издавалась серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор-Л.И.Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

1.Четкое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов.

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется прием созданий аппликации из предметных изображений. При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать:

а) смысловое содержание и четкость изображения, от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;

г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей их пропорциональное соотношение;

д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.(3,11).

Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.(10).

К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.(5).

Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности). В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными четко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).

В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.

Перед демонстрацией детям слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.

Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.

После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.

Условия эффективности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения:

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка //Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семь, детском саду, начальной школе.-М.:Школа-Пресс, 2001.

2.Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников //Дефектология.1984.-№2.

3.Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с нарушением зрения//В кн.:Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.-М., 1978.

4.Денискина В.З. Использование рельефных картинок при изучении математики в подготовительных - 1 классах школ слепых детей //В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей. - М.: Просвещение, 1980.

5.Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. – М.: ВОС, 1988.

6.Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. – М.: Просвещение, 1978.

7.Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. - М.: Педагогика, 1969.

8.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике.-Калуга:Адель,1998.

9.Потемкина А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками //В кн.: Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - С.-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

10.Соколова А.В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих. - Просвещение, 1987.

11.Солнцева Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп //В кн.: Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. - М., 2001.

12.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации.-М.,1999.

Воспитание навыков использования остаточного зрения.
Требования к игрушкам и пособиям для слепых и слабовидящих детей
Основные виды чувствительности

Воспитание навыков использования остаточного зрения. Игрушки для слепых и слабовидящих детей. Особенности создания игр и игрушек. Учет осязания. Учет слуха. Безопасность при использовании технических средств в дошкольном учреждении.
Перед тифлопедагогом, конструктором стоят следующие задачи: они должны создавать такие игрушки, которые бы помогли развивать заторможенную деятельность молодого организма, стимулировать целесообразное, практически полезное, использование имеющихся у него видов чувствительности, облегчить и ускорить образование необходимых в условиях жизни без зрения условных связей - навыков. Тифлотехника должна помочь устранить вызванную слепотой скованность, поддерживать и развивать естественную потребность растущего организма двигаться, помочь развитию навыков ориентировки в пространстве и ориентировке вообще, в широком смысле этого слова.
Тифлопедагог и работающий под его руководством конструктор всегда должны помнить об огромном жизненном значении для слепого самых ничтожных остатков зрения. Учесть это при создании игрушки тем более важно, что остаточное зрение может с течением времени полностью угаснуть, но зрительные представления, сформировавшиеся в раннем детстве, останутся на долгие годы, практически на всю жизнь. Образовавшиеся при этом условные связи на свет и цвета помогут в дальнейшем формированию зрительных представлений, уточняющих пространственные отношения окружающих предметов, что, в свою очередь, существенно облегчит образование навыков пространственной ориентировки.
Учитывая описанную особенность детей дошкольного возраста при создании игрушки, необходимо в самых широких пределах использовать контрастную окраску, преимущественно в ярких тонах. Все детали игрушки, которые выделены окраской в игрушках для зрячих, а данные игрушки широко используются для слепых, необходимо также выделять окраской, утрируя ее контрастность, а, где это не противоречит естественным цветам, заменять сходные оттенки контрастными.
Учитывая, что игрушкой будет пользоваться не только ребенок слабовидящий или имеющий остаточное зрение, но и полностью слепой, поверхности, окрашенные в разные цвета, следует выделять также для осязания. При конструировании игрушки необходимо ориентироваться на комплексность восприятия и создавать модель, отвечающую требованиям все тех же видов чувствительности, участие которых при пользовании данной игрушкой возможно.

Детей, родившихся слепыми или потерявшими зрение в первые дни или недели после появления на свет, очень мало, и поэтому организовывать производство специальных серий игрушек для младенцев едва ли возможно, но учесть сделанные выше указания необходимо при оказании помощи семье, в котором есть слепой ребенок.
Осязание слепого является основным каналом конкретного познания окружающего мира. Поэтому необходимо обращать особое внимание на особенности осязательных восприятий при конструировании игрушек. Игрушка, как правило, является моделью предметов, окружающих человека. Ввиду этого чрезвычайно важно, чтобы слепой ребенок, пользуясь игрушкой, уже получил бы, по возможности, правильное представление о том предмете, моделью которого она является. Вот почему поверхность игрушки должна, по возможности, имитировать натуру. С этой целью для покрытия следует применять материалы, повторяющие ощущения или создающие иллюзию прикосновения к натуральному. Так, кролик или котенок могут быть сделаны из резины, папье-маше, бархата или меха, последние два материала предпочтительнее. Грузовой автомобиль может быть сделан целиком из дерева, но все детали, соответствующие металлическим, должны быть окрашены краской (например, эмалевой) и вызывать иное ощущение от прикосновения к ним, чем к деревянным.

Слух в жизни слепого играет исключительную роль. Слух, являясь дистантным анализатором, т. е. таким чувством, как и зрение, дает возможность человеку воспринимать окружающие предметы на расстоянии, в том случае, когда предмет способен издавать звук или отражать его. Звук является единственно возможным для слепого зондом пространства, которое выходит за пределы его непосредственной досягаемости. Только по звуку слепой судит о расстоянии до удаленных предметов, о их положении, о направлении скорости их движения. Вместе с тем, все сведения, приносимые звуком о предметах, окружающих слепого, и явлениях, совершающихся вокруг него, оказываются конкретными, соответствующи -ми действительности только в том случае, если в основе их лежат конкретные представления, полученные слепым путем непосредственного контакта с ними посредством прикосновения и движения, ощупывания. Эту конкретную основу слуховых восприятий важно сообщить слепому как можно раньше - в начальном периоде его жизни без зрения. Если эти основы конкретизации заложены вовремя, то в дальнейшем слепой уже безоговорочно судит обо всем, совершающимся вокруг него. Вот почему так важно заниматься воспитанием слуха слепого ребенка в самом раннем его детстве, используя для этого все возможности, в том числе и игры. Важным фактором этой части воспитания слепого являются озвученные игрушки. Всякого рода погремушки - первая забава для слепого ребенка. Для них следует разнообразить погремушки, делая их из различных материалов, звучащих по-разному.
Подвешивать их над кроваткой слепого младенца нужно так, чтобы он задевал их при взмахах ручками. Очень полезно озвучивать предметы, имеющие непосредственное отношение к младенцу, движение которых (следовательно, и звук) может сигнализировать ему об относящихся к нему явлениях.
Например: полезно снабжать слабо звучащими подвесками полог над кроватью, качающимися при приближении, скатерть, свешивающуюся со стола, шторы, портьеры и другие подвижные предметы, с которыми входит в соприкосновение ребенок. Также звучащие подвески следует помещать на резиновых или обыкновенных натянутых шнурах перед предметами, о которые слепой ребенок может травмироваться при быстром передвижении по комнате. Эти сигналы необходимо использовать временно, до тех пор, пока ребенок не овладел пространством, пока не научился соизмерять своих движений с окружающими, опасными для него предметами.
Такие предупредительные меры очень важны по следующим причинам. Слепорожденный или потерявший зрение в первые недели жизни ребенок, как правило, в начале самостоятельной деятельности ведет себя так же, как и его зрячий сверстник. Он чувствует потребность двигаться и удовлетворяет ее. Он смело бегает, пока несколько крепких ударов, вызвавших сильные ушибы, не умерят его пыл и не заставят двигаться медленно и с опаской. С течением времени развивается боязнь движений, приводящая к характерной для слепых скованности, неуверенности движений, а это, в свою очередь, оказывается причиной ненормального развития молодого организма.
Нужно не только обезопасить свободные движения слепого, но и стимулировать их. Этому очень способствует игры с животными и движущимися игрушками. Для того чтобы щенок или котенок во время игры постоянно давали о себе знать слепому ребенку, на них следует надевать ошейник с бубенчиком, а заводные и движущиеся игрушки озвучивать. В торговой сети на настоящий момент достаточно много игрушек, имеющих звуки, но среди них мало таких, которые отвечали бы специальным запросам для слепых. Поэтому воспитатель и тифлопедагог должны использовать только те из них, которые понятны детям, некоторые реконструировать, а некоторые и специально изготавливать.
Одной из самых любимых игрушек детей всех возрастов и чрезвычайно полезной для их физического развития является мяч. Слепой может пользоваться им только в специальных условиях и в очень ограниченных пределах. Слепой ребенок не может следить за мячом в полете; мяч перестает существовать для него, как только прекратит прыжки, покатится или остановится.

В продаже встречаются детские целлулоидные мячи типа пинг-понг с заключенными в них дробинками; их следует шире использовать для воспитания детей с нарушенным зрением. Необходимо также организо вать производство и специальных резиновых звучащих мячей. Например, в Англии давно и широко используют такие мячи. Эти мячи сделаны из толстой и особенно упругой резины, с заключенным внутри бубенчиком.
Большим недостатком широко популярных среди детей заводных игрушек является то, что слепой ребенок встречается с трудностью, когда хочет, например, отыскать остановившийся автомобиль, перестающий звучать как только заканчивает движение.
Лучше сделать так, чтобы пружинный мотор звучал еще некоторое время и после остановки игрушки. В пружине всегда остается некоторый запас тяговой силы, недостаточный для того, чтобы двигать игрушку, но вполне достаточный, чтобы создавать треск.
Существуют занимательные игрушки, лишенные для слепых значения, но после некоторой реконструкции пригодные и для слепых. К таким игрушкам относят планер и парашют. Слепому мальчику дают в руки игрушку с парашютом и объясняют смысл игрушку и как ею пользоваться. ребенок бросает игрушку вверх, и она перестает для него существовать. Однако будет иной результат, если подброшенный вверх парашютист будет звучать в полете, таким образом, ребенок сможет конкретизировать пространство над головой и может соревноваться, кто выше бросит, и сравнить скорость движения парашюта и свободно падающего тела. Словом, получит занимательную игрушку, обогащающую его новыми впечатлениями.
Игрушка слепого должна отвечать еще одной его особенности. Слепорожденному или ослепшему в раннем возрасте очень трудно устанавливать пространственные отношения между удаленными предметами, особенно большими; трудно ему даются представления о высоте деревьев, зданий и т. д. В литературе неоднократно отмечается тот факт, что слепые, даже старшего возраста, очень часто имеют весьма смутное представление о верхних этажах сооружений, даже верхних этажах здания, где он живут.
Тифлопедагоги и воспитатели испытывают затруднения при разработке со слепыми детьми планов. Детям не понятна сущность плана, понимание того, что можно изображать на плоскости размещение больших и удаленных предметов.
Эти затруднения возникают из-за того, что с детьми не проводится никакой подготовительной работы, конечно в игровой форме, в процессе которой ребенок постигал бы то, что зрячему удается без труда.
Для развития пространственного мышления полезно дать ребенку приспособительный строитель, из которого он мог бы создать стилизо -ванные модели простейших сооружений, размещать материал на полу, в определенном порядке, совершая разнообразные игровые манипуляции. Полезно применять простые и прочные модели типичных сооружений
24
как сельского, так и городского типа. Посредством этих предметов дети под руководством воспитателя могут воспроизвести окружающее детский сад: участок с другими строениями.
В детском саду или школе необходимо иметь упрощенные модели главного и других зданий, расположенных на территории детского сада (школы). Размещать эти модели, если позволит масштаб, на доске в точном соответствии с планом. Закрепляться модели должны посредством небольших штифтов на нижней поверхности, которые вставляются в соответствующие отверстия в доске наподобие дорожных шахмат. Набор данных моделей будет использован в качестве учебного пособия при проработке плана. Но и в 1 классе данный набор должен применяться в качестве игрушки, используемой в организованной игре под руководством воспитателя.

Литература
1. Сверлов, В. С. Тифлотехника / В. С. Сверлов.- М.: Учпедгиз, 1960.
2. Пальтов, А. Е. Психолого-педагогические основы применения средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учебное пособие / А. Е. Пальтов.- М., 1986.

Требования к наглядно-дидактическому материалу к занятиям с детьми с наруш. зрит. воспр.
При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.
В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов (классификация Е. Н. Подколзиной):
1)Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.
2)Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
3)Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.
4)Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.
5)Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.
6)Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.
7)Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.
Требования к использованию наглядных средств. При решении вопроса об использовании наглядных средств при обучении слепых и слабовидящих детей, следует учесть то большое значение, которое приобретает учет функциональной деятельности пораженного зрительного анализатора: индивидуальные и групповые различия в остроте зрения учащихся, их полей зрения, скорости восприятия, световой и цветовой чувствительности.
Требования, предъявляемые к объемной наглядности.
Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Требования, предъявляемые к рельефной наглядности.
Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.
Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.
Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Требования, предъявляемые к графическим пособиям.
Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми.

Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.
Требования, предъявляемые к символической наглядности.
Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.
Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
- для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим;
- некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания;
- демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
- в ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе;
- педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием;
- использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами;
- при демонстрации новых, не знакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения на примере уроков математики

В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения школьников, уровень развития их чувствительности.

В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения школьников, уровень развития их чувствительности. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности и технических средств обучения для создания у учеников образов изучаемых объектов связана с выявлением роли пособия (ТСО) в решении учебных задач, деятельности, которую применение этих пособий вызовет у учеников, а также соответствия этой деятельности тем действиям, которые необходимо выполнить ученикам для решения учебной задачи. Если такого соответствия нет, то использование наглядности не только нецелесообразно, но и вредно.
С помощью современных технических средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создание определённого дидактического образа — модели, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная интегративно - абстрактная.
Особенно ярко такое качество компьютерных технологий проявляется в гуманизации образования и воспитания детей с дефектами зрения.

Приводится обзор разных видов наглядного материала, раскрываются особенности его подбора и адаптации для детей с нарушениями зрения, определяются требования, предъявляемые к наглядным пособиям в школах для не зрячих и слабовидящих.

При обучении слепых и слабови­дящих детей разнообразные средс­тва наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с ран­него детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой инфор­мации – зрительная. Ребенок, име­ющий глубокую зрительную патоло­гию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств на­глядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или яв­лений часто бывает затруднено или недоступно.

При правильном подборе и мето­дически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличи­тельные и общие признаки изуча­емого материала. Использование наглядности стимулирует позна­вательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

В обучении детей с нарушени­ем зрения используется наглядный материал разных видов. Приведем классификацию средств нагляднос­ти в общей педагогике, которая взя­та за основу и дополнена автором данной статьи.

  1. Натуральные наглядныепосо­бия:предметы ближайшего окруже­ния, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или на­блюдаются в ходе прогулок, экскур­сий.
  2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
  3. Дидактические игрушки:куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, на­секомые и т.д.
  4. Изобразительные наглядные пособия:иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.
  5. Графические наглядные по­собия:таблицы, схемы, планы.
  6. Символические наглядные посо­бия:исторические, географические, биологические карты.
  7. Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.

Огромное значение придается использованию натуральных на­глядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязатель­ного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изу­чаемого наглядного материала. На­иболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая ре­альные объекты или явления приро­ды окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вари­ативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

Особое значение восприятие на­туральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не поз­воляющее хорошо рассмотреть окру­жающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их воспри­ятия. Через натуральную нагляд­ность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть инфор­мацию, адекватную для них по зна­чению зрительной.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследова­ния; при обучении их счету, составле­нию арифметических задач и т.д.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности

Предметы должны быть удобны­ми для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к объемной наглядности

Характерные признаки изобража­емых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам

Они выступают в качестве мо­делей и должны иметь четко выде­ленные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их про­порциональное соотношение.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учи­тывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при ост­роте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при ос­троте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-бе­лые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранже­вого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый ап­парат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зри­тельной патологией.

Существует специальная изобра­зительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический мате­риал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных карти­нок. К сожалению, тематика выпус­каемых пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Изобразительная наглядность, вы­пускаемая промышленностью для де­тей с нормальным зрением, как правило, не отвечает вышеуказанным специальным требованиям. Однако в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных пособий по развитию речи, ознаком­лению детей с профессиями. Многие из них при условии адаптации могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией.

Направления адаптации изобра­зительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения; усиление цветово­го контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего пла­нов в многоплановых сюжетных изо­бражениях.

Нередко педагогам приходит­ся самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысло­вое содержание картинки, четкость изображения, возраст детей, а так­же имеющиеся у них представле­ния об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соот­ношение.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть опти­мальных размеров: 10х10; 20х30.

К подбору для демонстрации де­тям слайдов, диа-, кино- и видеома­териалов также следует подходить с позиции комфортности их зритель­ного восприятия детьми, возможнос­ти получить адекватные представ­ления об изображаемых объектах и явлениях.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зри­тельного восприятия и осмысления. Применяемые в графической нагляд­ности условные изображения долж­ны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содер­жание, признаки и свойства изобра­жаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой систе­мы условных изображений в разных графических пособиях.

Требования, предъявляемые к символической наглядности

Символическая наглядность долж­на отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допус­тимо использование символической наглядности, выпускаемой для нор­мально видящих детей при условии ее адаптации. В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными, четко выделен­ными изображениями материков. Эти карты без адаптации успешно приме­няются в обучении детей с наруше­нием зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Требования, предъявляемые к рельефной наглядности

Рельефная наглядность рассчи­тана на восприятие детьми, имею­щими глубокую зрительную пато­логию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имею­щими прогрессирующие зритель­ные заболевания и большую потерю зрения.

Эти пособия должны отражать ос­новные признаки, характеризующие предмет.

Особенно точно должна быть пе­редана форма предмета. Это вале­но, так как форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходи­ма также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций.

В последние годы многие нагляд­ные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном, и в плоскопечатном (черно-белом или цветном) вариантах. Это значительно расширяет возможнос­ти их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо отметить, что исполь­зование рельефной наглядности в ра­боте с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, эффективно только в случае специально организованной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, знакомство с принципами Построения рельефных изображений, обучение чтению рель­ефных изображений, умению соотно­сить реальные предметы с рельефны­ми изображениями и наоборот.

Приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагоги­ческих и тифлопсихологических исследованиях указывается важность словесной регуляции для правильно­го протекания процесса восприятия.

Перед демонстрацией наглядно­сти педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжет­ной картины педагог сначала рас­крывает детям общее содержание, а затем дети переходят к ее детально­му изучению.

Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основ­ного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, за­тем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино- и видеоматериа­лов детям даются предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируется со­держание предъявляемых материа­лов.

После ознакомления с нагляднос­тью педагог задает вопросы, уточня­ющие, конкретизирующие полученные представления, подводит детей к самостоятельным выводам и обоб­щениям.

Для формирования у детей с нару­шением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести ее. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второсте­пенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них наруше­но целостное восприятие нагляднос­ти, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.

Для эффективности использова­ния наглядности необходимо соблю­дать следующие условия:

Читайте также: