Требуется ли предварительное соглашение для создания политических партий в рф

Обновлено: 30.06.2024

Партия должна отвечать следующим требованиям:

  • партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • количество членов партии должно быть не менее чем 500 человек;
  • руководящие и иные органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование.

Организационный комитет предоставляет в федеральный орган исполнительной власти следующие документы:

1) уведомление (выражающее намерение создать политическую партию, с указанием ее предполагаемого наименования);
2) сведения о членах организационного комитета по подготовке, созыву и проведению учредительного съезда политической партии (сведения предоставляются не менее чем о десяти членах организационного комитета, с указанием: фамилий, имен, отчеств, дат рождения, гражданства и контактных телефонов);
3) протокол собрания организационного комитета, который должен рассмотреть следующие вопросы:
- избрание Председателя и Секретаря собрания организационного комитета политической партии;
- утверждение предполагаемого наименования политической партии;
- учреждение (создание) организационного комитета политической партии и определение цели создания организационного комитета политической партии;
- утверждение сроков полномочия организационного комитета политической партии;
- утверждение места нахождения организационного комитета политической партии;
- утверждение порядка использования денежных средств и иного имущества организационного комитета политической партии;
- утверждение уполномоченного лица организационного комитета политической партии.

Федеральный уполномоченный орган, в день получения вышеперечисленных документов, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление.
Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа из федерального органа исполнительной власти, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.
Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет:
- осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии;
- открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.
После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям. В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход РФ.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Сегодня рассказываю о том, как обеспечить в России политическое многообразие и плюрализм.

Разрешите любые партии вне зависимости от их численности и политической идеологии

Россия должна прийти к подлинной многопартийности и политическому плюрализму. Для этого в будущей Конституции необходимо прописать дополнительные гарантии создания и деятельности политических партий.

Большевики в России, фашисты в Италии, национал-социалисты в Германии, придя к власти, запрещали все партии, кроме правящей. Современное российское руководство пошло более сложным путём. Оно последовательно ликвидирует или ограничивает деятельность всех политических объединений, которые могут претендовать на массовую поддержку граждан (националистических, либеральных, социалистических, рабочих и т. д.).

Всё это позволило внести в законодательство о партиях ряд недемократических изменений.

Таким образом – внимание! – закон запретил городские, региональные и межрегиональные партии. Люди утратили возможность объединяться для продвижения своих идей и борьбы за власть в пределах города, региона или части страны. Все региональные партии в лучшем случае вошли в состав федеральных партий, в худшем – просто были ликвидированы.

Кроме того, практически исчезла возможность создания новых партий. Ведь партия – это объединение единомышленников, которые совместно работают и пытаются достичь определённых политических целей. Такая организация вырастает из небольшого количества людей, постепенно набирает единомышленников и через какое-то время достигает большой численности. Разумеется, крайне сложно сразу найти 10 тыс. человек по всей стране, которые разделяют взгляды друг друга и могут сразу объединиться для совместной работы.

В 2004 г. минимально возможная численность партий была увеличена до 50 тыс. членов, в 2010 г. – снижена до 45 тыс. человек, в 2012 г. – до 40 тыс. человек. Таким образом, больше десяти лет в стране де-факто был запрет на создание новых партий.

В апреле 2012 г. после протестов против нарушений на выборах в Государственную думу был принят закон о снижении минимальной численности политических партий. С тех пор для создания партии нужно 500 человек и отделения в половине регионов страны. Соответственно, произошло некоторое смягчение партийного законодательства. Однако сложная процедура регистрации партий осталась без изменений, как и запрет на создание городских и региональных партий.

Как избежать всех этих проблем в будущем и прийти при помощи российской Конституции к настоящей многопартийности?

Другие конституции, к сожалению, здесь не сильно помогут. Практически нигде в них не прописаны требования к партиям и порядок их регистрации. Во многих конституциях даже нет слова партия (например, в конституциях Нидерландов и США), а там, где это слово есть, обычно просто указано, что граждане могут создавать политические партии.

В Германии создание и деятельность политических партий регулирует закон о партиях (Gesetz über die politischen Parteien, он же Parteiengesetz 1967). В законе нет требований к численности и количеству отделений. Наиболее важное ограничение – организация утрачивает права политической партии, если не участвует ни в одних выборах в течение шести лет, а также если большинство её членов являются иностранными гражданами (п. 2 ст. 2). И в ФРГ тоже есть как региональные, так и право- и леворадикальные партии. А две партии, отстаивающие умеренные религиозные ценности – Христианско-демократический союз (Christlich Demokratische Union) и Христианско-социальный союз в Баварии (Christlich-Soziale Union in Bayern) – регулярно образуют правящую коалицию.

Испанский закон о политических партиях (Ley Orgánica 6/2002, de 27 de junio, de Partidos Políticos) не устанавливает требований к количеству членов и наличию региональных отделений. В стране действует множество как общегосударственных, так и региональных партий, причём некоторые региональные партии даже представлены в общегосударственном парламенте (Левые республиканцы Каталонии, Баскская националистическая партия и т. д.). В Испании существуют как крайне правые, так и крайне левые партии, в том числе выступающие за широкую автономию и политическую независимость отдельных регионов.

Т. е. на практике партии в европейских странах могут выражать любые взгляды, в том числе самые радикальные, представлять интересы отдельных этносов и регионов, выступать за сепаратизм, отстаивать религиозные ценности и т. д. Фактически там действует настоящая многопартийность, когда разные политические силы могут относиться друг к другу резко отрицательно, но признают за каждым право участвовать в выборах.

Также мы видим, что в Европе подобное политическое многообразие существует скорее на уровне ценностей и политических традиций и формально никак не прописано в конституциях. Однако в России, с нашим печальным опытом запрета самых разных партий, стоит прописать его более чётко.

Многие российские политики считают нормальным бороться с оппонентами не только путём дебатов и агитации на выборах, но и при помощи запретов. Причём это характерно даже для людей с либеральными взглядами: многие из них выступают за ликвидацию националистических и коммунистических партий. Получается, что даже либерально мыслящие люди ещё не доросли до европейского уровня терпимости к инакомыслию. И здесь российская Конституция должна задать более высокую планку толерантности и политического плюрализма.

В связи с этим укажу две проблемы действующей российской Конституции. Во-первых, она сама в ч. 5 ст. 13 ограничила граждан в одном из основных прав – праве объединяться для защиты и пропаганды любых идей и ценностей. Во-вторых, провозгласив в ч. 1 ст. 30 право на объединение граждан и свободу деятельности общественных объединений, Конституция не указала, как и до какой степени это право можно ограничить.

Авторам будущей Конституции стоит учесть этот печальный опыт и прописать хотя бы в общих чертах процедуру регистрации и исчерпывающий список требований к общественным объединениям и политическим партиям. Иначе возможна ситуация, когда партия, пришедшая к власти, попросту запретит деятельность своих конкурентов. С нашим уровнем политической культуры это вполне реально. Скажем, левые, победив на выборах, примут закон о запрете либеральных и правых партий за разжигание ненависти к рабочим и угнетённым меньшинствам. Правые, придя к власти, запретят либералов и левых за разжигание ненависти к русским и России. Ну а либералы могут запретить левые партии за разжигание ненависти к предпринимателям, а правые – к национальным меньшинствам.

И здесь, конечно, требуется не только закрепление формальных правил в Конституции, но и принципиально иное, более европейское мышление у всей политической элиты. Все должны смириться с тем, что в России могут существовать любые партии, в том числе с самой неприятной идеологией. Левым, либералам, либертарианцам, националистам, консерваторам необходимо прийти к тому же компромиссу, к которому пришли в европейских странах: мы не разделяем взгляды друг друга, но признаём друг за другом право участвовать в политике. А письменное закрепление такого компромисса в Конституции поможет укоренить его и в сознании политической элиты.

Далее – в Конституции стоит прописать минимальные требования к численности партии. Это не сделано ни в одной конституции, однако российский опыт говорит, что подобные нормы будут крайне полезны. В частности, можно указать, что для создания и деятельности политической партии достаточно желания хотя бы двух человек и что закон не может запрещать городские и региональные партии и устанавливать обязательные требования к количеству первичных или региональных отделений партий.

Ещё один способ гарантировать сохранение многопартийности – поднять статус закона о политических партиях. Конституция может установить, что деятельность политических партий регулируется федеральным конституционным законом. Это закон, принимаемый в усложнённом порядке (не простым большинством, а 2/3 голосов парламента). Таким образом мы уменьшим возможности для людей, оказавшихся у власти, переписать законодательство о партиях выгодным для себя образом. А для дополнительной гарантии можно установить, что принятие или изменение подобного закона должно быть одобрено на общегосударственном референдуме.

Как я уже писал, принятие всех этих норм требует перестройки мышления политиков и простых граждан. Однако первый шагом на пути к этой перестройке будет письменное закрепление перечисленных принципов и ценностей.

Узунян Т.Т., соискательница кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье исследуются конституционно-правовые условия возникновения политических партий в Российской Федерации, подробно раскрываются правовые механизмы их создания и регистрации. Совокупность юридически обязательных процедур оформления решения о создании политической партии как при проведении организационно-подготовительных мероприятий, так и при государственной регистрации партии дает ей определенные гарантии в общественных отношениях, а также в организационно-материальном обеспечении собственной деятельности.

The article deals with constitutional-law conditions of creation of political parties in the Russian Federation, reveals legal mechanism of creation and registration thereof. The aggregate of legally obligatory procedures of formalization of decision regarding creation of a political party when effectuating organizational-preparatory procedures and state registration gives certain guarantees in public relations and in organizational-material support of activity thereof .

Uzunyan T.T. Creation and registration of a political party.

Правоспособность любого юридического лица - это его способность иметь гражданские права и исполнять гражданско-правовые обязанности. Правоспособность находится в тесной связи с дееспособностью, которая представляет собой способность самостоятельно своими действиями приобретать и исполнять гражданские обязанности, в т.ч. нести ответственность.

В п. 3 ст. 11 Федерального закона 2001 г. "О политических партиях" указывается, что "со дня создания" политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность и дееспособность политической партии как юридического лица возникают в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в полном объеме с момента государственной регистрации и прекращаются с момента завершения ее ликвидации.

Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Политическая партия подлежит государственной регистрации, как и ее региональные отделения, в соответствии с Федеральным законом 2002 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Подтверждением государственной регистрации политической партии является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц, при регистрации регионального отделения партии запись об этом также вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление о государственной регистрации подается в двух экземплярах, представляется на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Заявление представляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом 2002 г. для государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона 2002 г. при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Важной особенностью регистрации политической партии является то, что при этом обязательно представляется программа политической партии, определяющая принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Однако следует иметь в виду, что Закон запрещает регистрирующему органу оценивать содержание программы по соображениям целесообразности включения в нее тех или иных положений, кроме наличия призывов к экстремистской деятельности и ее поддержки, так же, как и положений националистического толка.

Федеральный закон о политических партиях говорит о двух путях создания политической партии - на ее учредительном съезде или же путем преобразования в партию общественной организации, общественного движения. Принципиально это не отражается на представляемых на регистрацию документах, но имеет значение для оформления соответствующих процедур и сопроводительных документов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. А в соответствии со ст. 9 того же Закона общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Надо сказать, что практика не изобилует примерами преобразования в политические партии иных общественных организаций. Более распространенным стал иной путь. Как известно, при проведении выборов в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. в них принимали участие большое количество официально неполитических общественных объединений, провозгласивших в своих уставах, что они участвуют в выборах путем выдвижения кандидатов, чего на том этапе было достаточно. Однако скоро стало ясно, что огромное число участников избирательных кампаний не позволяет избирателям разобраться в программах, дезориентирует людей. Для выхода из создавшегося положения была придумана концепция политических общественных объединений - таковыми должны были объявить себя политические партии, а также общественные движения и общественные организации политической направленности. Однако в реальности сокращения числа участников не получилось, поскольку за год до декабрьских выборов 1999 г. в Государственную Думу зарегистрировались 132 политических общественных объединения - партий, иных общественных организаций, общественных движений.

С принятием в 2001 г. Федерального закона о политических партиях понятие политических общественных объединений было исключено из законодательства, устанавливалось, что общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу Федерального закона 2001 г., должны были преобразовываться в политические партии в течение двух лет со дня его вступления в силу, иначе они прекращали свое существование.

Закон определил перечень документов, которые положено подавать в регистрирующий орган вместе с заявлением о государственной регистрации политической партии, создаваемой путем реорганизации. Наиболее важные требования состоят в том, что подаются: заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда организации или движения об их преобразовании в политическую партию; о принятии устава политической партии и ее программы, о преобразовании региональных отделений организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования; заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний этих региональных отделений с решениями об их преобразовании в региональные отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Обязательным документом является также передаточный акт общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, составленный в соответствии с Гражданским кодексом РФ, согласно ст. 59 которого передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Согласно Федеральному закону "О политических партиях" не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации партия обязана зарегистрировать региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Ранее соответствующие документы подавались в территориальные подразделения Федеральной регистрационной службы, теперь этим будут заниматься подразделения Министерства юстиции РФ в субъектах РФ. Напомним, что под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. В субъекте РФ, в состав которого входит автономный округ, может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта Российской Федерации. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом.

В ст. 18 Федерального закона "О политических партиях" приведен перечень документов, предъявляемых в территориальный орган Министерства юстиции РФ в соответствующем субъекте РФ для регистрации регионального отделения политической партии. Условно все документы можно разделить на две части. Одна касается партии в целом - это, в частности, заявление о государственной регистрации регионального отделения в двух экземплярах, копии решений учредительного съезда политической партии о создании региональных отделений политической партии либо решения об этом уполномоченного органа политической партии, заверенные уполномоченными лицами политической партии копия свидетельства о государственной регистрации политической партии, копии устава и программы политической партии. Другая часть документов дает представление о региональном отделении - это заверенная уполномоченными лицами регионального отделения копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии (подтверждающими документами могут являться свидетельство о праве собственности на помещение, договор аренды помещения и др.), список членов регионального отделения политической партии.

Конечными результатами исполнения государственной функции регистрации для соответствующих центрального и территориальных подразделений Министерства юстиции РФ могут являться: принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в ФНС России для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также получение документов из ФНС России; формирование и выдача документов заявителю; отказ в государственной регистрации; прекращение государственной регистрации по инициативе заявителя.

Органы Министерства юстиции вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации политической партии. Это предполагает: получение для ознакомления у обратившейся за государственной регистрацией политической партии подлинных экземпляров учредительных документов и иных материалов; получение справок и объяснений от представителей политической партии, других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией политической партии; направление запросов в государственные органы и политические партии; получение заключений специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией политической партии; совершение иных действий, вытекающих из требований закона.

Следует подчеркнуть, что учредительные документы, представленные на государственную регистрацию, изучаются в целях выявления противоречивой и недостоверной информации, а также положений, явно нарушающих законодательство. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О политических партиях" в государственной регистрации политической партии может быть отказано в случае, если: положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам (например, Федеральному конституционному закону "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законам "О политических партиях", "Об общественных объединениях" и т.д.); наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона "О политических партиях"; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации политической партии; установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях"; нарушены установленные данным Законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован заявителем в суде, в этом случае суд обязан рассмотреть заявление политической партии в течение месяца со дня поступления.

Таким образом, если создание политической партии является вопросом политической целесообразности для соответствующей группы граждан, то в конституционно-правовом аспекте оно вызывает совокупность юридически обязательных процедур оформления их решения как при проведении организационно-подготовительных мероприятий, так и при государственной регистрации партии, что дает ей определенные гарантии в общественных отношениях, а также в организационно-материальном обеспечении собственной деятельности.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Работа представляет собой справочное издание, содержащее сведения по вопросам, связанным с созданием и деятельностью политических партий, их участием в выборах и референдуме, деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти. В книге, изданной с учетом последних изменений федерального законодательства в июле 2005 г., приводятся ответы на практические вопросы, возникающие в правоприменителъной практике. Настоящее издание адресовано широкому кругу читателей: и юристам, политикам, политологам, активистам политических партий, и всем, кто интересуется вопросами избирательного права и законодательством о партиях.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Условные сокращения и обозначения
  • ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПАРТИИ
  • СОЗДАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Партии на будущих выборах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

СОЗДАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ


В зависимости от того, какой способ создания политической партий избран, варьируется последовательность действий и объем процедурных требований. Различается и момент, когда партия официально признается созданной.

Так, партия, образованная на учредительном съезде, считается созданной с момента принятия им (съездом) решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ создается гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, для подготовки, созыва и проведения ее учредительного съезда.

В составе оргкомитета должно быть не менее 10 человек, имеющих право быть членами политической партии. Создание оргкомитета оформляется на их совместном собрании [12] .

О своем намерении создать партию оргкомитет обязан уведомить уполномоченный орган Росрегистрации (Федеральной регистрационной службы). Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

— сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета с указанием их данных (Ф. И. О., гражданство, контактные телефоны);

— протокол собрания оргкомитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (не более года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, подробные (с указанием паспортных данных) сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть счет для формирования средств оргкомитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности.

Росрегистрации вменено в обязанность непосредственно в день получения ею уведомления о создании оргкомитета обеспечить выдачу документа о получении такого уведомления. Единственным основанием отказа может стать отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего оргкомитет в течение месяца обязан опубликовать в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он должен выполнить главную задачу — провести учредительный съезд партии. В этих целях комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создававмой партии, в том числе проводит собрания ее сторонников для избрания делегатов на учредительный съезд. Кроме того, организационный комитет через определенное им уполномоченное лицо открывает расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации.

Источник средств организационного комитета — пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц. Сбор средств осуществляется оргкомитетом с учетом требований и ограничений, установленных для пожертвований политическим партиям.

Предельный срок деятельности оргкомитета не может превышать одного года. Если организационным комитетом в течение установленного срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд партии, он прекращает свою деятельность. Оставшиеся денежные средства оргкомитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается им же, а в случае невозможности возврата деньги и имущество обращаются в доход Российской Федерации.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Решения учредительного съезда партии по указанным вопросам принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда.

Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда.

В СЛУЧАЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании соответствующих организации или движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений.

НЕТ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию предусмотрена только для общероссийских общественных объединений, созданных в организационно-правовой форме общественной организации (объединения, основанного на членстве) либо общественного движения (объединения, не имеющего членства). Межрегиональные, региональные, местные общественные объединения подобным правом не обладают.

Соответственно для того, чтобы непартийное общественное объединение (организация или движение) получило возможность преобразоваться в политическую партию, оно сначала должно получить статус общероссийского, что в свою очередь требует наличия региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ СОЗДАННОЙ со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением ею документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ политической партии являются ее программа и устав. Последний является основным организационно-правовым документом, определяющим деятельность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

— цели и задачи политической партии;

— наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);

— условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;

— порядок учета членов политической партии;

— порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

— порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

— права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

Читайте также: