Какие существуют точки зрения на предмет философии права

Обновлено: 25.06.2024

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. [15.] Таким образом, философия права занимается предельными основаниями права, она есть глубокая рефлексия правовой деятельности и самого феномена права.

Главными вопросами философии права в литературе называют следующие:

1. об основании справедливости и ее критериях;

В этом контексте философия права смыкается с этикой. Некоторые авторы даже предметом философии права называют именно справедливость.

Т.е. философия права пытается ответить на вопрос, что есть справедливость, чем она определяется, а уже это философское понимание ложится в основу реальных юридических механизмов установления и поддержания справедливости.

2. о нормативной силе права;

Онтология права

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Онтология права изучает основания права, его бытие и проявления.

Гносеология права

Гносеология – это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его

1.3. Функции философии права границы и условия достоверности.

Гносеология права изучает познание права, его специфику, формы, методы и границы, рассматривает проблему истины в праве.

Антропология права

Антропология – это философское учение о человеке.

человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

Аксиология права

Аксиология права изучает основные правовые ценности, их природу и происхождение, их иерархию, возможность универсальных общечеловеческих ценностей и их реализации в праве, через аксиологию право связано с моралью, к аксиологии права относится и вопрос о правовом идеале.

Прикладной раздел

Он рассматривает проблемы отдельных отраслей права (уголовного, гражданского, конституционного и проч.).

Методологическая

Философия права создает самые общие методологические основы для всего правоведения.

Она разрабатывает категории, имеющие принципиальное значения для всестороннего и углубленного познания правовой материи и определения ее основания.

Мировоззренческая

Философия права вырабатывает представление о правовой жизни, ее общее понимание, исследует место и роль человека в окружающей его правовой среде.

Аксиологическая

Гносеологическая

Философия права осуществляет познание правовой реальности своими методами.

Воспитательная

Философия права способствует формированию уважительного отношения в праву, осознанию его значимости для жизни общества и каждого отдельного человека, формированию правовой культуры, рефлексии собственного правового поведения.


Абсолютная идея

Природа

Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, этим отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Наука – философия природы.

Наука - философия духа.

Стадия духа включает в себя:

- субъективный дух – он проявляется в отдельном человеке (антропология, феноменология, психология);

- абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Право, по Гегелю, охватывает все формы объективного духа, всю общественную реальность, а идея права есть конкретизация; идеи свободы, т.е. понимание права Гегелем не ограничивается правами и законами, правопорядком, законодательством и правосознанием.

На этапе объективного духа развитие проходит триаду: абстрактное право – мораль – нравственность.

Гегель отвергает теорию естественного права и свойственное ей противопоставление естественного права и позитивного: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон, право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право" [5].

Право и закон – не одно и то же для Гегеля, но это разные формы проявления одного и того же, разные этапы развития одного понятия, что вполне логично в контексте диалектического мышления философа: "То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы" [5].

Причем эти отношения возможны потому, что каждый человек обладает свободой.

Само абстрактное право у Гегеля начинается с отношение собственности, в котором проявляется свобода человека. Собственность для Гегеля есть как раз воплощение свободной воли в вещах. Причем речь идет о свободной воле отдельного человека, а потому это частная собственность.

Обладая свободой и собственностью, люди (отдельные самостоятельные личности) способны взаимодействовать в форме договора, причем его предметом может являться только вещь, объект частной собственности.

За преступлением следует наказание, и это, по Гегелю, есть реализация права преступника на отношение к нему как к разумному и свободному существу.

Через наказание происходит переход к следующему уровню – к морали.

Мораль – это внутреннее (в отличие от внешнего абстрактного права), и рассуждая о морали, Гегель пишет о таких внутренних моментах действия, как намерение и умысел, а также рассуждает о добре, потому что именно добро – главное понятие морального сознания, и о зле как его оппозиции.

Нравственность тут выступает как синтез абстрактного права (внешнего, формального) и морали (внутреннего и индивидуального).

К сфере нравственности Гегель относит семью, гражданское общество и государство.

Семью Гегель рассматривает как реализацию первоначального единства людей, форма нравственной связи. Диалектическим же отрицанием, антитезисом семья у Гегеля выступает множество семей, гражданское общество.

Гражданское общество у Гегеля – это сфера реализации эгоистических интересов людей, кеогда все другие для них лишь средства, в ситуации всеобщей взаимозависимости.

- «…опосредствование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;

- действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;

- забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций.

Естественно-правовой подход

Естественное право – это одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в космосе, природе и обществе и способных служить мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством. Нормы естественного права имеют универсальное значение и адресованы ко всем, без исключения, правоспособным субъектам. Являясь производными от естественного порядка вещей, строя мироздания и природы человека как неотъемлемой части миропорядка, они позволяют людям связывать свое существование со всеобщими первоначалами и первопринципами бытия [2].

Теория естественного права во многом направлена на философскую и нравственную критику позитивного права и государства с позиций некоторого идеала, представления об исходной природе вещей и человека. Предполагается, что есть некое подлинное право, вытекающее из существования и сути бога или из физической, социальной или духовной природы человека, и позитивное право оценивается по степени своего соответствия этому подлинному праву.

Некоторые авторы предлагают типологию концепций естественного права.

1. по основанию ключевых категорий естественно-правового мышления, на которые делается акцент.

- космологические (натуралистические и теологические), апеллирующие к

такой инстанции, как мировой порядок,

- рационалистические, апеллирующие к разуму,

- антропологические, апеллирующие к природе человека.

Сюда же можно отнести концепцию, например, Т.Гоббса, исходившего из идеи абсолютной власти государства-Левиафана.

4. По времени формирования и актуальности выделяют классические и современные (неклассические) концепции естественного права.

Среди недостатков естественно-правового подхода к пониманию права выделяют следующие:

- собственно правовое смешивается с неправовым (мораль, нравственность, религия и проч.);

- различные естественно-правовые концепции справедливости – вопреки их претензиям на нравственную (или смешанную нравственно-правовую) всеобщность и абсолютную ценность – на самом деле имеют относительную ценность и выражают релятивистские представления о нравственности вообще и нравственных ценностях права в частности.

Правовой объективизм

В рамках этого подхода право понимается как часть и проявление какой-то другой объективной реальности:

- юридический биологизм (основа права – сама биология человека, его потребности и инстинкты);

- юридический экономизм (основой права является экономическая сфера, сущность которой и отражается в правовой сфере – как, например, в марскизме);

- политический объективизм (правовой порядок вырастает на основе политической сферы и выражает ее особенности – например, в философии Н.Макиавелли);

- социологический объективизм (право вырастает из актуальных социальных отношений и выражает их).

Правовой субъективизм

Право в этом подходе выводится из субъекта, его сознания.

Предполагается, что основа права – это идея права в человеческом сознании. Догматический рационализм (С. Пуфендорф, X. Вольф) выводил из идеи права всю правовую систему, а критический рационализм (И. Кант, Р. Штаммлер) – только основные принципы правопорядка.

Предполагается, что ценности существуют сами по себе, независимо от сознания человека, как духовные явления, могут быть познаны этим сознанием и таким образом становятся основой правопорядка (М. Шелер, Н. Гартман).

Интерсубъективность

Источник права видится во взаимодействии субъектов, а важнейшим понятием становится понятие договора.

Наиболее современная концепция.

3.3. Правовая реальность.

Правовая реальность – это совокупность всех, без исключения, феноменов права, находящихся в социальном пространстве локальной или всемирной цивилизации.

Это мир отношений между социальными субъектами, руководствующимися нормами права или, напротив, нарушающими их.

Объективная сторона правовой реальности – это правовые отношения и связанные с ними социальные институты.

Субъективная сторона – это ценностно-нормативная и мотивационно-потребностная структуры индивидуального правового сознания.

Традиционно выделяют следующие формы бытия права:

Это совокупность индивидуальных духовных качеств, обеспечивающих ориентацию субъекта в правовой реальности [2].

Это социальные регуляторы, заставляющие субъектов адаптировать все проявления их общественной активности к требованиям государства и всей цивилизационной системы в целом [2]

В.С.Нерсесянц предлагает к этим трем формам добавить:

- правосубъектность (признание индивидов (их объединений, союзов и т. д.) формально равными, свободными и независимыми друг от друга субъектами правового типа общения);

- правовые процедуры (равный и справедливый порядок приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами, разрешения спора о праве)

О.Г.Данильян предлагает формами бытия права считать:

а) мир идей: идея права;

Идея права – это самое общее и абстрактное выражение права.

Она включает в себя

- субъективный (антропологический) компонент, содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права;

- аксиологический компонент – систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии справедливости;

- деонтологический компонент – долженствование, выражающее единство прав и обязанностей [19].

б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в) мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).

Это есть конкретная реализация права в сложной многоаспектной и многогранной реальности.

Обоснование необходимости подчиняться законам.

Существует несколько концепций:

1. концептуальная исходит из сути самого закона: закон уже по определению предполагает требование, которому необходимо подчиняться, в этом сама сущность закона.

Пример – теории естественного права.

2. консеквенциализм: подчинение закону приводит к положительным результатам, а неподчинение – к отрицательным. Но эта концепция потенциально допускает и неподчинение закону в той ситуации, когда оно дает больших положительный эффект.

Пример – некоторые теории юридического позитивизма. Утилитаризм Дж.Бентама, к примеру.

3. контрактная концепция: основывается на концепциях общественного договора и исходит из того, что подчинение закону есть одно из обязательств людей в рамках общественного договора (вертикального или горазонтального).

Пример – теории общественного договора.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт социальных и гуманитарных наук

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура

Направления (специальность) подготовки: 030900 Юриспруденция

40.04.01 Юриспруденция

Профили (специализация) подготовки:

Судебно-экспертная и экспертно-оценочная деятельность

Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат

Гражданское и земельное право

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная, заочная

ЛЕКЦИЯ 1. Объект, предмет и функции философии права

1.1. Объект и предмет философии права

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. [15.] Таким образом, философия права занимается предельными основаниями права, она есть глубокая рефлексия правовой деятельности и самого феномена права.

Главными вопросами философии права в литературе называют следующие:

1. об основании справедливости и ее критериях;

В этом контексте философия права смыкается с этикой. Некоторые авторы даже предметом философии права называют именно справедливость.

Т.е. философия права пытается ответить на вопрос, что есть справедливость, чем она определяется, а уже это философское понимание ложится в основу реальных юридических механизмов установления и поддержания справедливости.

2. о нормативной силе права;



Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: