Какие существуют рекомендации по обеспечению безопасности

Обновлено: 28.06.2024

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты : охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем :

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам :

  1. Создание нормативно – правовой базы.
  2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
  3. Работа с персоналом.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая :

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы :

  1. Приказ об обеспеченииантитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
  2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечениеработы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
  3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
  4. Приказ о противопожарном режиме.
  5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
  6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
  7. Разработан план эвакуации.
  8. Разработаны и утверждены инструкции :
  9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (Зам.Зав.по АХЧ), определена периодичность осмотра территории.

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом :

  1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
  2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечениесохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
  3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
  4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
  5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
  6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
  7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону.
  8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
  9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
  10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
  11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы : собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуация

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?


Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.


Вне зависимости от того, принадлежит ли компания к большому, малому или среднему бизнесу, состоявшаяся это организация или пока еще стартап — вопрос защиты персональных данных актуален для всех. Эта статья посвящена особенностям и средствам такой защиты, а также рекомендациям, которые помогут упростить эту работу и сделать ее более эффективной.

Кто обеспечивает защиту данных?

Реализация мер по защите персональных данных — это зона ответственности оператора, т. е. субъекта, осуществляющего сбор и обработку данных в информационной системе. Как правило, таким субъектом выступает компания, владеющая базами данных своих сотрудников и клиентов либо сторонняя организация, уполномоченная компанией-владельцем.


При невыполнении мер защиты оператор несет законодательно установленную ответственность. Наблюдением и проверками компаний в данном случае занимается Роскомнадзор. В случае если требования законодательства нарушены, оператор несет административную ответственность и обязан заплатить штраф. С 2019 года его размер повысился до сотен тысяч (для юридических лиц — миллионов) рублей — в соответствии с недавними поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Общая сумма штрафов, выписанных по итогам проверок, составила более пяти миллионов за предыдущий год.

Что защищать и от чего?

Начнем с вопроса терминологии. Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу, который в законе прописан как субъект персональных данных. Наиболее распространенные разновидности такой информации:

точное место жительства;

адрес электронной почты.

Фамилия, имя и отчество сами по себе тоже могут являться персональными данными. Попадание этой информации к любым третьим лицам должно быть исключено.

Кроме того, необходимо понимать, что оператор имеет право на обработку данных лишь в некоторых случаях:

если им получено согласие на обработку (необязательно письменное);

планируется заключение договора с субъектом (даже в случае оферты на веб-сайте);

обрабатываются персональные данные своих сотрудников;

в особых случаях, когда обработка нужна для защиты жизни, здоровья и прочих важных интересов человека.

Если компания-оператор не смогла доказать ни одно из перечисленных оснований обработки, на нее также налагается штраф и сбор данных считается незаконным.


Еще один параметр, который нужно учитывать — не стоит обрабатывать персональную информацию, не имеющую непосредственного отношения к предмету договора (скажем, для классического договора купли-продажи не имеют значения профессия, уровень образования или воинская обязанность покупателя). Излишний интерес может быть истолкован надзорными органами как нарушение.

Поскольку время от времени Роскомнадзор проводит внеплановые проверки (чаще всего, если есть жалобы конкретного лица — бывшего сотрудника, конкурирующей компании или клиента, считающего, что его права нарушены), во избежание претензий компании-оператору нужно удостовериться, что:

Политика в отношении персональных данных задокументирована и находится в публичном доступе.

Форма сбора персональных содержит разъясняющую информацию о том для чего они собираются (когда ввод персональных данных необходим для заключения договора, его текст также обязательно должен быть опубликован).

Уже собранные специальные данные человека, включая биометрические (те сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность) не могут быть переданы заграничным компаниям.

Запросы и требования субъектов персональных данных (в том числе об уточнении, удалении, блокировании) всегда удовлетворяются.

Чаще всего проверки Роскомнадзора выявляет нарушения из этого списка. Другая распространенная претензия — недостаточный внутренний контроль за осуществлением обработки и слабая осведомленность сотрудников, которые за нее отвечают о правилах и требованиях ее проведения.

Перечисленные нами условия — это некая база, фундамент, поскольку защита персональных данных основывается не только на соблюдении юридической стороны дела — что, в целом, не так уж и сложно и требует лишь внутренней дисциплины в компании, — но и куда более сложной технической организации.

Когда обработка происходит с использованием информационных систем (а значит, и электронных устройств), появляются новые потенциальные угрозы, которые нужно свести к минимуму, а лучше и вовсе исключить. Рассмотрим их.

Угрозой информации считают возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему обработки изнутри или извне, которое влечет за собой любые негативные последствия для субъектов этой информации. Обычно информационные системы становятся особо уязвимыми, когда:

программное обеспечение компании несовершенно, давно не обновлялось и содержит уязвимости;

некоторые процессы системы (в частности, защитные) функционируют не в полную силу;

усложнены условия эксплуатации и хранения информации.

Угрозы принято делить на несколько групп (в основе классификации лежит природа угрозы):

Объективная. Она напрямую зависит от того, насколько грамотно подобрано оборудование для хранения и обработки, работает ли должным образом защитное ПО.

неисправность технических средств,

слабые антивирусы, отсутствие шлюзов безопасности,

невозможность зрительного контроля за серверами и доступом к ним.

Предусмотреть все возможные сбои и неполадки невозможно, но важно знать где и почему они могут потенциально произойти — и подстраховаться.

Случайная. Эта группа включает в себя непредвиденные обстоятельства, различные ЧП и системные сбои. В данном случае важно быть готовыми оперативно их устранить (любые неисправности технических средств на всевозможных уровнях системы, в том числе тех, которые отвечают за контроль доступа, устаревание и износ отдельных микросхем, носителей данных, линейных соединений, неисправность в работе антивирусных, сервисных и прикладных программ).

Субъективная. Как правило, под такими угрозами понимают неправильные действия сотрудников, осуществляющих техническую обработку, хранение и защиту информации. Они могут ошибаться в соблюдении правил безопасности и допускать утечки при загрузке программного обеспечения или в момент активного использования системы, при различных манипуляциях с базами данных, при включении и выключении аппаратуры. Также к этой группе относятся неправомерные действия бывших сотрудников, у которых остался несанкционированный доступ к данным.

Специалисты компании-оператора должны учитывать все типы угроз. Во внимание следует принять критерии, которые помогут понять, какова реальная возможность угрозы того или иного типа (а также вероятность поломки или успешного обхода защитных алгоритмов):

Доступность. Этот критерий демонстрирует, насколько просто злоумышленник может получить доступ к нужной ему информации или к инфраструктуре организации, где хранятся эти данные.

Количество. Это параметр, подразумевающий собой определение количества потенциально уязвимых деталей системы хранения и обработки данных.

Точный расчет вероятности воздействия той или иной угрозы производится математически — это могут сделать аналитические эксперты компании. Такой самоанализ позволяет объективно оценить риски и предпринять дополнительные меры защиты: закупить более совершенное оборудование, провести дополнительное обучение работников, перераспределить права доступа и т. д.

Существует несколько других, более подробных классификаций внутренних и внешних угроз, которые будут полезны для систематизации всех факторов. Рассмотрим и их.

угроза, вызванная небрежностью сотрудников, работающих с информационной системой;

угроза, инициируемая субъектами извне с целью получения личной выгоды.

искусственная угроза, созданная при участии человека;

природная, неподконтрольная человеку (чаще всего — стихийные бедствия).

Непосредственная причина угрозы:

человек, разглашающий строго конфиденциальные сведения;

природный фактор (вне зависимости от масштаба);

специализированное вредоносное программное обеспечение, нарушающее работу системы;

удаление данных случайным путем из-за отказа техники.

Момент воздействия угрозы на информационные ресурсы:

в момент обработки информации (обычно это происходит из-за рассылок вирусных утилит);

при получении системой новой информации;

независимо от степени активности работы системы (например, при направленном взломе шифров или криптозащиты).

Существуют и другие классификации, учитывающие среди параметров возможность доступа работников к самой системе или ее элементам, способ доступа к основным частям системы и конкретные способы размещения информации.

Значительную часть всех угроз эксперты связывают с объективными внешними факторами и информационным вторжением со стороны конкурентов, злоумышленников и бывших сотрудников. Особую опасность представляют те из них, кто знаком с правилами функционирования конкретной системы, обладает знаниями на уровне разработчика программ и имеет сведения о том или ином уязвимом месте в системе.

Построение системы защиты персональных данных

Классификация уровней защиты

Информационная безопасность подразумевает четыре уровня защиты от угроз:

Первый уровень. Наиболее высокий, предполагает полную защиту специальных персональных данных (национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, состояние здоровья и личная жизнь).

Второй уровень. Предполагает защиту биометрических данных (в том числе фотографии, отпечатки пальцев).

Третий уровень. Представляет собой защиту общедоступных данных, то есть тех, к которым полный и неограниченный доступ предоставлен самим человеком.

Четвертый уровень. Это сборная группа, в которую включают все данные, не упомянутые в предыдущих трех пунктах.

Таким образом, все данные, собранные в информационной базе компании, могут быть четко распределены по уровням защиты.

Обеспечение защиты

Защита информации по уровням в каждом случае состоит из цепочки мер.

Четвертый уровень. Означает исключение из помещения, где находится информационное оборудование, посторонних лиц, обеспечение сохранности носителей данных, утверждение четкого списка работников, которые имеют допуск к обработке данных, а также использование специальных средств защиты информации.

Третий уровень. Подразумевает выполнение всех требований, предусмотренных для предыдущего уровня, и назначение ответственного за информационную безопасность должностного лица.

Второй уровень. Помимо выполнения требований предыдущего уровня, включает в себя ограничение доступа к электронному журналу безопасности.

Первый уровень. Кроме всех требований, которым необходимо следовать на втором уровне, включает обеспечение автоматической регистрации в электронном журнале безопасности полномочий сотрудников, имеющих доступ к данным, в случае изменения этих полномочий, а также возложение ответственности за информационную безопасность на специально созданное подразделение.

Должное выполнение прописанных в законодательстве мер защиты персональных данных в соответствии с уровнями обеспечивает максимальную эффективность общей стратегии защиты информации, принятой в компании-операторе.

Средства защиты информации


Подробный список технических и организационных мер по обеспечению безопасности также определен юридически. К ним относятся процедура идентификации и аутентификации субъектов и объектов доступа, цепочка управления доступом, ограничение программной среды, надежная защита машинных носителей информации, антивирусная защита, предотвращение и обнаружение вторжений, аналитика степени защищенности среды наряду с обеспечением доступности данных и выявлением событий, которые потенциально приведут к сбоям в работе системы. Кроме того, закон обязывает в случае технической невозможности реализации каких-либо мер разрабатывать другие, компенсирующие меры по нейтрализации угроз.

Технические средства защиты также имеют отдельную классификацию и должны выбираться в зависимости от требуемого уровня защиты. Средства определены официальным документом, составленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (орган исполнительной власти, занимающийся защитой информации). Документ доступен на официальном ресурсе службы. Каждый из классов имеет минимальный набор требований по защите.

Криптографические средства защиты информации

Одним из наиболее действенных способов защиты персональных данных является использование средств криптографии. Если упростить, то речь идет о шифровании текста с помощью цифрового кода.

К криптографическим средствам относятся аппаратные, программные и комбинированные устройства и комплексы, способные реализовывать алгоритмы криптографического преобразования информации.

Они предназначены одновременно для защиты информации при передаче по каналам связи и защиты ее от неразрешенного доступа при обработке и хранении. Логика проста: злоумышленник, который не знает кода, не сможет воспользоваться данными, даже если получит к ним доступ, поскольку не прочтет их. Для него они остануться бессмысленным набором как будто случайных цифр.

Регламент использования криптографических средств определяется Федеральной службой безопасности и документирован в соответствующем приказе.

Рекомендации по защите персональных данных


Как видим, поддержание системы информационной безопасности силами отдельной компании представляется довольно трудоемкой задачей. Далеко не каждый бизнес или государственная компания могут позволить себе штат профильных специалистов. Во многих случаях проще отдать эту задачу на аутсорс, нанять сторонних специалистов, которые помогут подобрать и установить подходящее оборудование, проконсультирую персонал, окажут поддержку с написанием политики конфиденциальности и внутренних регламентов по обращению с засекреченной информацией.

Такое сотрудничество всегда требует большой вовлеченности со стороны руководящего звена компании и всех ее сотрудников. Невнимательность и недостаточно серьезное отношение к соблюдению мер защиты могут закончиться кражей данных, крупными штрафами, судебными разбирательствами и репутационными потерями.

Регулярно проводите оценку эффективности выбранных мер защиты, оперативно вносите коррективы, следите за изменениями в законодательстве. Предупредить угрозу в разы проще (и дешевле), чем бороться с ее последствиями.



Принципы мотивации

Мотивация труда — это совокупность внутренних и внешних стимулов, которые побуждают работника добиваться определенной цели. Любая компания заинтересована в том, чтобы ее персонал стремился работать на максимум своих возможностей: проявлял профессионализм, внимательность, ответственность — в целом осознанно подходил к своему труду.

Штрафы — ранее (а в каких-то фирмах и по сей день) излюбленная форма мотивации. Несмотря на законодательный запрет, штрафование осуществляется, например, через сокращение или полное лишение премии. Однако это один из самых малодейственных способов: вряд ли работник станет рассказывать о проблемах на производстве, если таким образом рискует потерять часть заработной платы. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы мотивации:

  1. Поощрение (моральное и материальное) лучше наказаний;
  2. Мотивация должна давать работнику ощущение того, что его труд важен и ценен. Также этот принцип позволит сформировать здоровую конкуренцию в коллективе;
  3. Незапланированные единоразовые материальные поощрения эффективнее системных премий, поскольку к последним быстро привыкают и принимают их как должное;
  4. Обратная связь от руководства должна быть своевременной, это формирует у работника осознание значимости личных действий для компании и начальства;
  5. Стимулирование и поощрение должно быть не только на уровне глобальных успехов работника, но и за промежуточные достижения.

Административные

  • организационные: разработка внутренних нормативных документов компании, Устава предприятия, Правил внутреннего трудового распорядка. Нарушение правил влечет дисциплинарные взыскания;
  • распорядительные: направлены на соблюдение нормативных документов и поддержание системы управления организацией. К ним относятся приказы, инструкции, целевое планирование, координация работ и контроль исполнения;
  • материальная ответственность: заключается в обязанности работника возместить стоимость ущерба, который нанесен предприятию по его вине;
  • дисциплинарная ответственность: возлагается, если работник нарушил трудовое законодательство и совершил дисциплинарный проступок — не выполнил свои трудовые обязанности, действуя умышленно и неосторожно;
  • административная ответственность: работник привлекается в случае совершения административных правонарушений, регулируемых соответствующим Кодексом.

Экономические

Если работник достиг установленных на предприятии показателей, не нарушил технологическую и трудовую дисциплину, а также выполнил работу по улучшению состояния производственной безопасности, то он будет премирован. Также к статьям причин для осуществления дополнительных выплат будут отнесены:

  • работа без аварий и несчастных случаев;
  • действия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • активное участие в мероприятиях, направленных на совершенствование условий охраны труда, и санитарно-оздоровительных мероприятиях, а также в соревнованиях и конкурсах по ОТ;
  • внедрение перспективных предложений по модернизации условий труда;
  • активная работа по проведению специальной оценки условий труда.

Социологические

Эта группа методов играет важную роль в управлении персоналом и позволяет:

  • выделить лидеров и обеспечить их поддержку;
  • связать мотивацию персонала и требуемый результат работы;
  • повысить уровень коммуникации и эффективно разрешать рабочие конфликты;
  • собрать данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала;
  • рационально принимать кадровые решения.

Организационные

Заключаются в том, что предприятие гарантирует работникам достойные и безопасные условия труда, а также со своей стороны обеспечивает производственную безопасность.

К организационным методам относятся:

  • проведение мониторинга условий труда и СОУТ, обеспечение персонала социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • формирование высокого уровня культуры производственной безопасности посредством, например, внедрения корпоративных традиций и принципов, создания доверительной формы коммуникации в коллективе.

Морально-психологические

Для их реализации берется конкретный работник и формирование осознанного отношения к безопасности на производстве реализуется через обращение к внутреннему миру человека, его личности, чувствам и поведению.

Моральная мотивация:

Материальная мотивация:

Элементы наказания:

  • сокращение или лишение премии за нарушение требований охраны труда;
  • проведение четкой зависимости степени санкций от тяжести проступка;
  • снижение единовременного вознаграждения за преданность компании в случае выявления нарушений правил безопасности.

Дополнительные инструменты от эксперта Business Relations

Денис Кузьмин, руководитель проекта "Осознанная безопасность" компании Business Relations в качестве примера успешной мотивации на соблюдение безопасности труда приводит программу Anti Speeding Campaign, которую реализовывала нефтяная компания.

В рамках Anti Speeding Campaign вместо наставлений и нравоучений осуществлялся формат открытого разговора: цикл групповых встреч с Евгенией Воскобойниковой —инспектором ДПС, психологом и девушкой, получившей инвалидность после автомобильной аварии. На сессиях она рассказывает о череде событий и своих действиях за несколько секунд до происшествия. На результаты таких встреч влияет не столько содержание разговора, сколько эффект от увиденного участниками: образ молодой девушки на инвалидной коляске.

Также эксперт Денис Кузьмин выделяет 4 наиболее эффективных принципа мотивации, основываясь на собственной практике:

  1. Непрерывное создание новых и интересных активностей, направленных на вовлечение персонала в охрану труда;
  2. Уход от однообразности и монотонных программ, чтобы избежать снижения бдительности;
  3. Внедрение системы независимого контроля: анализ записей видеорегистратора, тахографа, материалов с камер;
  4. Штрафы только за нарушения и поощрения за участие в системах сбора и устранения опасных практик.

Таким образом, сегодня существуют десятки различных программ по мотивированию персонала на соблюдение безопасности на рабочем месте, каждая компания имеет возможность выбрать или самостоятельно разработать ту, которая будет наиболее эффективна в рамках специфики конкретных рабочих процессов. Главное: пробудить в работнике внутреннюю мотивацию, идти с ним на диалог и применять санкции только в редких случаях.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Читайте также: