Осуществляет ли учитель изучение младших школьников в процессе своей педагогической деятельности

Обновлено: 19.05.2024

Что собой представляет профессия учителя начальных классов

У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.

Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.

Чем занимается учитель начальных классов

Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.

Обязанности

Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:

проведение уроков в соответствии с принятыми программами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);

разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;

составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;

проверка усвоенных учениками знаний;

индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);

беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;

охрана жизни и здоровья детей во время обучения;

оказание доврачебной помощи;

ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);

обеспечение хранения тетрадей;

контроль посещаемости и успеваемости;

ведение установленной документации;

подготовка и сдача отчетов руководству;

проведение родительских собраний;

участие в педсоветах, семинарах;

регулярное повышение квалификации;

соблюдение локальных нормативных актов.

Что преподает учитель начальных классов

В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.

В младших классах изучают:

В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.

Где может работать

Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.

Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.

Личностные и профессиональные качества

Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.

Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:

терпение и уравновешенность;

умение урегулировать конфликт;

способность быстро принимать решения;

Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:

знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;

уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;

изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;

овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;

обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

нормативные акты о воспитании ребенка;

конвенция о правах ребенка;

основы профессиональной этики;

узкоспециализированные знания по предмету;

приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Какое образование должно быть у учителя начальных классов

Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.

Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Где получить образование учителя младших классов

Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.

Высшее учебное заведение

Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).

Колледж

Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.

Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.

Курсы

Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.

В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать.

Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Всё чаще сегодня при планировании своего урока учитель использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся, они преобладают над фронтальными.

Кроме этого педагогу необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха.

Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может использовать ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки он может оформлять в электронном виде, что позволяет ему обмениваться опытом с коллегами.

Вместо конспекта многие учителя сегодня готовят сценарные планы, которые предоставляют им большую свободу и определяют последовательную деятельность учащихся.

Но немаловажно и самообразование самого педагога… Если педагог не будет сам идти в ногу с изменяющимся временем, сможет ли он повести за собой детей? Кроме этого учитель должен в совершенстве владеть ИК технологиями. Сегодня первоклассник, преступающий порог школы, бывает, лучше управляется с компьютером, чем его педагог. Кто кого будет учить?

А если коротко, то в таблице представлены те изменения, которые должны произойти в деятельности педагога.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Традиционная деятельность педагога

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу выбора форм, способов и приёмов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебники методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет- ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока).

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить всё, что запланировано.

Организовать деятельность детей:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действий;

- постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки на уроке:

Формулировки на уроке:

- создайте схему или модель

- обобщите (сделайте вывод)

- выберите решение или способ решения

- придумайте и т.д.

Преимущественно фронтальная работа

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение урока

Учитель ведёт урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем информатики, психологом, логопедом), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Проходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями может осуществляться при помощи Интернета.

Создаётся учителем. Выставки работ обучающихся.

Создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

Не только предметные, но и личностные и метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка- оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

При организации учебного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать: особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.

Учебное время младшего школьника может делиться на уроки и занятия, отличающиеся по типу общения учителя и ученика, и по форме завершения работы.

1. На уроке учитель выступает как организатор действий детей, а на занятии он является экспертом и консультантом.

2. Урок начинается и завершается одновременно для всех, а на занятии каждый имеет свой цикл выполнения учебной работы. Формально урок и занятие завершаются по-разному, урок завершается по учительскому указанию, по звонку, а занятие завершается для каждого, кто выполнил работу.

Для того, чтобы в младшем школьном возрасте возникло самостоятельное и ответственное учебное действие (умение учиться) у ребенка, учитель, прежде всего, должен помочь ему на учебных занятиях овладеть средствами организации своей учебной работы и научить его делать черновик своей работы.

Черновик – это такое пространство (или место) в учебной работе ребенка, где он выбирает или строит средства своей работы, опробует их на эффективность, ищет способ действия. Черновик – это место сомнения и ошибок, место поиска и пробы, и это место должно стать как для ребенка, так и для учителя таким же значимым и важным, как и чистовик.

Какие же требования выдвигаются непосредственно к проведению урока, учебному и игровому занятию?

2. Так же чрезвычайно важно, чтобы урок не был оторван от детей.
Казалось бы, учитель делает все по инструкции, а урок не получается. И не получится. Учитель должен видеть детей, у которых сегодня одно настроение, а завтра – другое. То, что получилось в одном классе великолепно, неожиданно забуксовало в другом.

4. Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна. Учитель имеет право на уточняющий вопрос, постановку задачи, комментарий, оценочное суждение (в последнюю очередь), реплики.

5. Еще одна задача учителя на уроке организовать детские действия учащихся. Дети должны на уроке меньше слушать и писать и больше делать руками, преобразовывая то, что уже сделано для открытия новых способов решения поставленных задач.

6. Учитель не должен жестко придерживать написанному заранее плану, он должен идти за детьми, в нужном месте поворачивая их к поставленной цели сегодняшнего урока. Возможно переопределение цели урока, если явно видно, что дети не готовы принять ее или имеется с ней несогласие.

7. В конце урока дети должны вернуться к поставленной в начале урока задаче. Целесообразно учителю иметь в запасе определенные средства с помощью которых можно проверить, что получилось или не получилось в ходе урока.

8. По окончании урока, необходимо проанализировать прошедший урок. Действия контроля и оценки со стороны учителя должны, прежде всего, быть направлены на коррекцию собственных педагогических действий.

И в завершении своего выступления, хочется отметить , что при организации учебного занятия учителю, прежде всего, необходимо помнить, что подобные занятия являются полем выращивания детской самостоятельности, инициативы и ответственности. На подобных занятиях дети конструируют способы, средства, разные техники для решения собственных предметных задач и трудностей.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.

1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.

2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.

3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.

4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.

5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.

6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.

После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.

Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.

1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.

2. Они осуществляют учебные действия.

3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.

4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.

Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.

В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.

Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.

Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.

Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.

После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.

Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.

То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.

Утверждение в Российской Федерации нового стандарта, основанного на системно­деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты в начальной школе как систему трех типов компетенций – предметных, метапредметных и личност­ных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой стандарт пред­полагает тотальный переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности учащихся.

До введения нового стандарта деятельностный подход к обучению в начальной школе в отече­ственном образовании был представлен, по существу, только одной системой развивающего обуче­ния (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов), уравненной в правах с традиционной системой обучения и воз­никшей в системе образования РФ в начале 1990-х гг. на волне создания вариативного образования.

Изучение многолетнего опыта системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представляется край­не актуальным в контексте внедрения нового стандарта. По крайней мере, это позволит избежать ранее сделанных ошибок и понять, каковы реальные условия, обеспечивающие введение деятель­ностного подхода в обучение младших школьников.

Другое важное обстоятельство, которое необходимо учитывать в связи с введением нового стандарта, касается психологической компетентности учителя. Очевидно, что реализация на прак­тике провозглашенного в стандарте компетентностного подхода с метапредметными и личностны­ми компетенциями в качестве важнейших результатов обучения в начальной школе не будет эффек­тивной без понимания развития учащегося как главной цели обучения и понимания того, что обу­чение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский), а развитие ребенка в школе происходит в процес­се обучения, если оно организовано как совместная деятельность учащегося и учителя.

По сути дела проблема состоит в том, что передача ответственности за формирование ком­петенций в руки учителя требует принципиально другого уровня его психологической подготов­ки, существенно отличного от того, который имел место ранее. С этой точки зрения необходимо понять, почему предыдущие способы повышения уровня психологической компетентности учи­теля начальной школы, в том числе в формате ранее существующих ФГОСов высшего профессио­нального образования, были недостаточно эффективны для решения этой задачи. Кроме того, не­обходимо определить, каким же должно быть содержание новой психолого-педагогической подго­товки учителя в контексте сложных задач, вытекающих из требований нового стандарта, и в каких формах должен быть организован учебный процесс в вузе, чтобы выпускник был способен стро­ить учебную деятельность учащихся и формировать требуемые стандартом компетенции у детей.

Необходимо также понять и проанализировать, почему до настоящего времени деятельност­ный подход к обучению учащихся не был реализован в форме систематической подготовки буду­щих учителей, а классические лекционно-семинарские формы повышения квалификации оказались малоэффективными в процессе передачи этого опыта в рамках системы развивающего обучения.

ФГОС общего (начального) образования и программа развития универсальных учебных действий

С самого начала следует отметить то важное обстоятельство, что в основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответ­ствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно­деятельностный подход также обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоя­тельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и спо­собов деятельности, определяет также три типа (личностные, метапредметные и предметные) ре­зультатов освоения рассматриваемой программы начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на создание усло­вий для системно-деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и призвана способ­ствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одной из главных целей образования становится не передача учебной информации в виде ЗУНов, а формирование умения самостоятельно учиться, развитие значимых для этого компетен­ций, достижение заявленных образовательных результатов – предметных, метапредметных и лич­ностных. Все это оказывается важным в процессе реализации деятельностного подхода, т. е. по­строения учебной деятельности учащегося. При этом целенаправленное формирование универ­сальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а, напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Какой же квалификацией и какими компетенциями должен обладать учитель начальных клас­сов, способный реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Представляется, что он должен знать и глубоко понимать детскую психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы.

Психологическая компетентность учителя начальных классов

Согласно стандарту 1995 г., учитель должен владеть системой знаний об истории и совре­менных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик; систе­мой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; знать особенности детей с отклонени­ями в развитии; направлять саморазвитие и самовоспитание личности; владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогиче­ского общения; соблюдать права и свободы обучающихся; уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогическо­го процесса, современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями разви­вающего обучения; уметь организовать внеучебную деятельность учащихся; владеть основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных услови­ях; владеть умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оце­нивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной доку­ментации и уметь использовать их для формирования содержания обучения. Кроме того, согласно стандарту, учитель должен уметь отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспе­чивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся; осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность младших школьников в учебной и внеучебной работе, влиять на развитие коллективных отношений в классе; формировать у учащихся навыки культур­ного поведения; уметь осознавать и адекватно оценивать свои возможности педагогической дея­тельности с детьми младшего школьного возраста; владеть знаниями о семье и семейных отноше­ниях, современными методами и формами педагогического просвещения родителей; уметь психо­логически грамотно строить взаимоотношения с родителями.

Достижение этих результатов обеспечивается блоком дисциплин психолого-педагогической подготовки (10 дисциплин в количестве 1300 часов, общего объема из которых собственно пси­хологических дисциплин – 5). Общее количество часов подготовки – 8434, теоретическое обуче­ние – 156 недель, практика – 20 недель. Программа рассчитана на нормативный срок обучения – 5 лет.

Нетрудно видеть, что процент психолого-педагогических дисциплин в этом стандарте соста­вил менее 16%, собственно психологических – около 8%, а практическая подготовка учителя в от­ношении общего бюджета времени (теория + практика) – 11%.

В стандарте, утвержденном в 2005 г., коррекционно-развивающая деятельность исчезает из списка видов деятельности учителей начальных классов. Блок ОПД остается примерно тем же (1600 часов). Количество часов на изучение психологии уменьшается с 492 до 400 при остальных неиз­мененных параметрах этого блока и бюджете времени подготовки.

В целом динамика изучения психолого-педагогических дисциплин показана в таблице.

Виды учебной деятельности, ед. изм.

Психолого-педагогические дисциплины, час.

Общий объем часов

Доля психолого-педагогической подготовки от общего объема часов, %

Теория + практика, недели

Доля практической подготовки от общей под­готовки, %

Опыт передачи деятельностного содержания и технологии

Следующий важный аспект требований к учителю начальной школы, позволяющий реали­зовать требования нового стандарта, – его умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. С этой точки зрения внимания заслуживает анализ опыта обучения учи­телей начальной школы, реализованного на схожих теоретических основаниях – в системе развива­ющего обучения (РО), разрабатываемой с 70-х гг. хх в. под руководством профессора В.В.Давыдова на основе психологической теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов).

Отсутствие такой системы в вузе в начальный период внедрения системы РО (начало 90-х гг. хх в.) и несоответствие этим задачам традиционной системы ФПК, также построенной на прин­ципах лекционной системы, привело к невозможности организации широкого распространения си­стемы РО. В то же время благодаря целенаправленным усилиям коллектива разработчиков и свя­занных с ним образовательных учреждений (прежде всего школы № 91 при Психологическом ин­ституте РАО) со временем была создана по существу альтернативная система передачи технологии работы с учащимися, основанная на деятельностной форме совместного проектирования уроков, организации учебных баз для стажировки новых учителей в школах, где были созданы и реально действовали эффективные образцы учебной деятельности учащихся, построенные на основе реф­лексивного анализа способов учебной работы.

Общий подход, характеризующий возможность такой переподготовки и ее организацию, со­стоял в следующем: поскольку учитель может формировать у детей полноценную учебную деятель­ность в процессе реализации их общения и диалогов, обеспечивая интериоризацию коллективно­распределенной формы этой деятельности и превращая ее в индивидуальную, то и новым типом своей педагогической деятельности сам учитель должен овладеть подобным же образом.

Таким образом, важнейший вывод из опыта внедрения систем РО состоит прежде всего в том, что при создании как системы переподготовки учителя (что, собственно, и было сделано в процес­се внедрения системы РО), так и новой системы подготовки учителя, способного организовать об­учение на основе деятельностного подхода, должны быть реализованы по крайней мере три важ­нейших принципа:

будущий учитель в такой системе должен иметь значительно более высокую психологиче­скую подготовку;

обучение будущего педагога, обучающегося технологиям организации учебной деятельно­сти, должно быть построено также на деятельностных основаниях, т. е. в форме решения педаго­гических задач и формирования его педагогической деятельности;

для реализации этой задачи необходимо иметь практические базы, в которых уже созданы эффективные образцы учебной деятельности учащихся и есть учителя, умеющие строить эту де­ятельность.

Читайте также: