Какие страны не являются правовыми государствами

Обновлено: 30.06.2024

В международном праве существует ряд до конца не решенных проблем с точки зрения их нормативно-правового регулирования и теоретического обоснования. Одной из таких является образования новых государств и правовые последствия, возникающие при таких обстоятельствах. В современном мире непризнанных или частично признанных государств достаточно много, часть из них находятся в неопределенном состоянии годами или даже десятилетиями. Каждое такое политическое образование имеет свою историю возникновения и особенности развития. Непризнанные или частично признанные государства, их функционирование, развитие и место в международной системе является одним из самых сложных вопросов современного мира.

Чем дальше шагает общество вперед, тем актуальнее встает проблема появления и признания независимости новых государств в качестве полноправных членов международного сообщества. В современных условиях актуальным стало исследование вопросов, связанных с основополагающими принципами международного права и тех его институтов, способствующих выходу на международную арену новых государств. Проблема существования непризнанных государств хотя и не нова, однако большую актуальность она приобрела в последние годы.

Начиная с 90-х годов ХХ ст. на политической карте мира начали стремительно появляться новые самопровозглашенные государственные образования, легитимность образования которых вызвала сомнения у мирового сообщества в целом или у значительного количества существующих государств (прежде всего, тех, от которых они отделялись).

Непризнанные государства — общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Такие государства не признаны ни одним государством — членом ООН (их независимость признают лишь некоторые другие непризнанные государства), а их территории международное сообщество считает частью территории одной или нескольких официально признанных государств (например, территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики де-юре является частью территории Украины и т.д.).

Частично признанные государства — это государства, провозгласившие себя независимыми государствами и которые имеют признаки суверенных государств, но независимость признано только определенной частью или только отдельными государствами-членами ООН, из-за чего они не могут стать членами ООН и по сути исключаются из круга субъектов международного права, поскольку их участие в международных отношениях ограничено, как правило, отношениями, только с теми государствами, которые их признали.
В настоящее время в мире существуют 8 непризнанных государств: страны Ва (Провозгласила независимость 17.04.1989 г.) и Шан (с 1996 г.) на территории Мьянмы. Республика Сомалиленд (провозгласила независимость 18.05.1991 г.) на территории Сомали. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) (провозгласила независимость 25.08.1991 г.) на территории Молдовы. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) (провозгласила независимость 02.09.1991 г.) на территории Азербайджана. Исламское государство Вазиристан (провозгласила независимость 14.02.2006 г.) на территории Пакистана. Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР) (обе провозгласили независимость 12.05.2014 г.) на территории Украины.

Частично признанных государств 4, то есть, независимость которых признана только несколькими (от 1 до 5) государствами-членами ООН, в частности:
Азад Джамму и Кашмир (Азад Кашмир) (провозгласила независимость в октябре 1947 г.; фактически управляется Пакистаном) на спорной территории Пакистана и Индии — ее независимость признана только Пакистаном.

Турецкая Республика Северного Кипра (провозгласила независимость 15.11.1983 г.) на территории Республики Кипр — ее независимость признана только Турцией.
Республика Южная Осетия (провозгласила независимость 29.05.1992 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 4 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру).

Республика Абхазия (провозгласила независимость 26.11.1994 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 5 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату).

Как известно, юридической обязанности признания в международном праве не существует, но общепризнанным является право нового государства на международное признание. Решение о признании нового государства оформляется официальным актом высших органов власти государства. Например, согласно п. 4 ст. 106 Конституции Украина от 28.06.1996 г. решение о признании иностранных государств принимает Президент Украины. Как правило, признание означает готовность установить дипломатические отношения.

Таким образом, одобрение международным сообществом независимости нового государства и легитимности его возникновения путем признания влечет достаточно быстрое после провозглашения независимости вступления этого государства членства в ООН (например, Черногорией в 2006 и Южным Суданом в 2011) и других международных организациях. При этом принятие к международной организации нового государства не означает автоматического признания его со стороны государств-членов этой организации (даже если они голосовали за это).

Кандидат политических наук Виктория Дивак в своей работе выделила критерии, которые дадут мировому сообществу возможность (в случае выполнения определенных условий) легитимизировать новообразованные государства, что имеет большое практическое и теоретическое значение.

Во-первых, новое государственное образование, претендующее на самостоятельное существование, должно иметь контролируемую новым правительством определенную территорию (границы) и быть способным ее защищать.

Во-вторых, новое государство не может иметь территориальных претензий к соседним государствам.

В-третьих, в этом государстве длительное время (в течение 10, 15, 20 лет) должна функционировать стабильная финансово-экономическая система, которая позволяет обеспечить население необходимым минимумом для нормального существования.

В-четвертых, новообразованное государство должно иметь собственное правительство, которое способно должным образом выполнять основные гуманитарные функции: финансирование системы здравоохранения, образования, жизнеобеспечения населения, оказание правовой помощи и тому подобное.

Также сейчас отсутствуют четкие критерии, которые бы определяли, при каких условиях новое государство может быть признано или не признано международным сообществом. Поэтому считается целесообразным разработать конкретные и объективные критерии международного признания новых государств во избежание пробелов в международном законодательстве.

Таким образом, урегулирование проблем, связанных с возникновением и существованием непризнанных государств, является чрезвычайно сложным, противоречивым и длительным процессом. При этом его успех зависит от благоприятного сочетания многих как внешних, так и внутренних факторов и субъективных и объективных условий.

Непризнанным может быть названо геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран. Ниже приводится справочная информация о непризнанных государствах в мире.

Непризнанным может быть названо геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Непризнанные государства могут сохранять переходный статус, стать полноценными независимыми государствами (например, отколовшаяся в 1993 году от Эфиопии Эритрея). В некоторых случаях они могут быть поглощены страной, от который пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Саарланд в Германии).

Китайская Республика на Тайване

Официальные отношения между центральным правительством КНР и островной провинцией Тайвань прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров.

До 1971 года Китайская республика на Тайване являлась членом ООН, после чего ее место было передано КНР. С 1993 года вопрос о членстве Тайваня в ООН, а также признания независимости государства поднимается регулярно. Признана 23 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра

Переговоры по объединению острова в федеративное государство ведутся под эгидой ООН, они были прерваны весной 2012 года, после чего возобновились только в феврале 2014 года. Официально признана Турцией.

Республика Абхазия

Декларация о государственном суверенитете Абхазии была принята 25 августа 1990 года Верховным Советом Абхазии. Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии, и последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-1993 годов привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии. Официально признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу.

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)

Приднестровье добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР. Образование суверенного государства Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики было провозглашено 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья по результатам референдумов и сходов граждан 1989-1990 годов.

В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему и вооруженного конфликта, Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу. Официально признана Нагорным Карабахом (2001) и Южной Осетией (1994).

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

В августе 2008 года Российская Федерация первой из государств мира приняла решение о признании независимости Республики Южная Осетия. В настоящее время республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Тувалу.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание — Арцах)

Конфликт в Нагорном Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

17 февраля 2008 года албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).


Некоторые де-факто современные территориальные образования хотят быть признанными законом в качестве суверенных государств , но сталкиваются с отсутствием международного дипломатического признания, необходимого для признания их существующими государствами и международными межгосударственными организациями в качестве нового государства в соответствии с международным правом. Поэтому они начинают свое существование с провозглашения одностороннего провозглашения независимости, которую еще не признают другие государства.

На практике существуют списки государств, признанных на международном уровне в силу того, что они являются членами международных межгосударственных, универсальных или региональных организаций и, следовательно, ратифицировали свой учредительный договор или присоединились к нему, или потому, что они ратифицировали двусторонние договоры с другими государствами:

  • например, государства-члены Организации Объединенных Наций , ратифицировавшие Хартию или присоединившиеся к ней;
  • государства, не являющиеся членами ООН, признанные одним или несколькими государствами-членами ООН,
  • Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, признанные одним или несколькими другими государствами, не являющимися членами Организации Объединенных Наций,
  • Государства, которые не являются членами Организации Объединенных Наций и не признаны другим государством.

В этой статье перечислены последние четыре категории состояний.

Резюме

Международное право

Согласно международному праву , никто не может пересекать границу без паспорта или документа, удостоверяющего личность, выданного государством. В своей конкретной практике организации, не получившие международного признания, должны подавать заявки на получение паспортов для своих граждан из государства, признанного ООН, чтобы они могли путешествовать. Например, граждане Северного Кипра путешествуют по турецким паспортам, а граждане Абхазии , Южной Осетии-Алании или Приднестровья - по российскому паспорту. Для того, чтобы узаконить свои претензии на международное признание, международно непризнанные образования выступают против права на самоопределение - определение , что и территориальной целостности и организовывать референдумы , чтобы поддержать эту легитимность.

Текущие организации по уровню признания

  • три объективных элемента: эффективное правительство, которое осуществляет свой суверенитет над данной территорией, где проживает данное население, и
  • субъективный элемент: быть признанным государством хотя бы одним другим государством.

Государства- члены ООН , не признанные хотя бы одним государством

Фамилия Статус Территориальная претензия Внешняя политика Рекомендации
Республика Армения Республика Армения, независимая с 1991 года, не признана государством-членом ООН, Пакистаном , который поддерживал Азербайджанскую Республику во время войны в Нагорном Карабахе . - Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Республике Армения , дипломатические представительства Республики Армения )
Китай Китайская Народная Республика (КНР), провозглашенная в 1949 году, не признана 14 государствами-членами ООН и одним государством-наблюдателем, не являющимся членом (все 15 государств имеют дипломатические отношения с Китайской Республикой), а также государством, не являющимся членом ( Тайвань). ). Несколько государств выразили заинтересованность в одновременном признании КНР и Китайской Республики, но столкнулись с отказом КНР по принципу одного Китая. Согласно резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи ООН , КНР является единственным законным представителем Китая в ООН. Тайвань считает себя единственным законным правительством во всем Китае до тех пор, пока КПК не разрешает свободные выборы в КНР. Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Китайской Народной Республике , дипломатические представительства Китайской Народной Республики )
Республика Кипр Кипр, независимый с 1960 года, не признан членом ООН ( Турция ) и государством, не являющимся его членом ( Северный Кипр ), после раздела острова . Турецкая республика Северного Кипра провозглашает суверенитет над частью острова. Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства на Кипре , дипломатические представительства Кипра )
Республика Корея Республика Корея, независимая с 1948 года, не признана членом ООН, Северной Кореей . Корейская Народно-Демократическая Республика утверждает, что является единственным законным правительством в Корее . Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Республике Корея , дипломатические представительства Республики Корея )
Корейская Народно-Демократическая Республика Корейская Народно-Демократическая Республика, независимая с 1948 года, не признана несколькими членами ООН: США , Японией , Францией , Эстонией и Республикой Корея . Республика Корея претендует на то, чтобы быть единственным законным правительством Кореи . Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Корейской Народно-Демократической Республике , дипломатические представительства Корейской Народно-Демократической Республики )
Государство Израиль Государство Израиль, независимое с 1948 года, не признано 21 государством-членом ООН (см. Арабо-израильский конфликт ). Организация освобождения Палестины признала существование государства Израиль (в) , а требуя уважения своего суверенитета в Палестине в соответствии с Советом Безопасности резолюции 242 Организации Объединенных Наций в 1967 году. Государство Палестина , представленное Организацией освобождения Палестины , призывает к выводу поселений с оккупированных Израилем территорий в секторе Газа и на Западном берегу в соответствии с границами, определенными ООН. Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Государстве Израиль , Дипломатические представительства Государства Израиль )

Государства, не являющиеся членами ООН, признанные хотя бы одним членом ООН

Государства, признанные только государствами, не входящими в ООН

Государства, признанные ни одним другим государством

Фамилия Статус Территориальная претензия Внешняя политика Рекомендации
Республика Сомалиленд Сомалиленд получил независимость от Соединенного Королевства в 1960 году после деколонизации Британского Сомалиленда и объединился с итальянским Сомали, образовав Сомали несколько дней спустя. В 1991 году он объявил о своей независимости. Ни одно государство этого не признает. Федеративная Республика Сомали считает Сомалиленд быть частью своей суверенной территории. Внешняя политика , миссии ( дипломатические представительства в Республике Сомалиленд , дипломатические представительства в Республике Сомалиленд )

Исключенные объекты

По определению изолированные народы не включаются, потому что, если они де-факто контролируют территорию, у них нет структур, сопоставимых с государством. В микронациях не включены , даже если они признаются другими микронациями, поскольку дискуссии на реальном контроле над территорией этих сущностями.

Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты является негосударственное юридическое лицо, не более претензий территории или государства.

Пуэрто-Рико не является членом ООН, но некоторые штаты Южной Америки часто заявляют о своем общем наследии с этим латиноамериканским образованием, которое, тем не менее, исключается.

Доктринальная позиция

По словам Томаса Д. Гранта

По его словам, несколько организаций подпадают под одно или каждое из этих двух определений без признания на международном уровне. Непризнание часто является результатом конфликта против одного или нескольких государств, которые считают данное образование частью своей территории. Иногда, как в случае с Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой , два субъекта заявляют права на одну и ту же территорию, при этом каждое из них контролирует ее часть.

Во многих случаях дипломатическое непризнание может быть вызвано:

  • наличие власти суверенного государства на территории, что делает его невозможным де - факто контроль на этой территории субъекта утверждая , что это (случай для примера ангольского анклава в Кабинде , западной Новой Гвинеи , Индонезии , или папуасов острова из Бугенвиль );
  • наличие иностранной армии, которая позволяет контролировать территорию самопровозглашенному субъекту вместо властей, признанных ООН законными (например, бывшие советские территории Абхазия , Арцах , Южная Осетия и Приднестровье , или из кипрского Турции , или опять же , с 1932 до 1945 , от марионеточного государства в Маньчжоу - го , созданной в Китае в империи Японии );
  • присутствие иностранной армии, которая препятствует осуществлению полного суверенитета субъектом, частично контролирующим территорию и претендующим на независимость (например, в случае Цахала, препятствующего Палестинской автономии провозгласить независимость Государства Палестина ).

Источники

Заметки

  1. ↑ a и b Китайская Республика и Китайская Народная Республика претендуют на суверенитет над всем Китаем , де-юре рассматривая его как единое целое, объединяющее территории, контролируемые двумя государствами. Позиции других государств различаются. Некоторые государства считают, что существует только один Китай и что Китайская Народная Республика является единственным законным собеседником. Другие государства приближаются к этой позиции, но признают только Китайскую Народную Республику как государство. Несколько штатов признают Китайскую Республику как государство, но выражают заинтересованность в установлении отношений с этими двумя образованиями.

Рекомендации

«. есть еще три территории, которые в одностороннем порядке провозгласили независимость и обычно считаются соответствующими критериям государственности Монтевидео, но не признаны никакими государствами: Приднестровье, Нагорный Карабах и Сомалиленд. "

В мире еще никогда не было так много фактически существующих государств, официально не признанных большинством других государств — и в каждом случае это свидетельство тлеющего или реального конфликта. Автор этого материала попал в непризнанное государство в 2011 году — это было Приднестровье. За последующие годы смог побывать более чем в десятке подобных образований. Этот опыт позволил описать, что сходного и различного в жизни за рамками международного права

Непризнанный мир

Последнее общепризнанное государство — признанное всеми странами, которые являются членами ООН, — возникло в 2012 году. Это Южный Судан. В результате референдума он отделился от Судана. Референдуму предшествовал длительный вооруженный конфликт между повстанцами и правительственными силами. Последствия независимости — новый гражданский конфликт между претендующими на власть в новом государстве группировками.

Последний осколок СССР

Приднестровье — самый успешный пример существования непризнанного государства на территории бывшего Советского Союза. По символике и формату существования оно напоминает Белоруссию: уверенная авторитарная власть с советскими декорациями. Хотя при этом Приднестровье может позволить себе конкурентные честные выборы главы государства. И — примечательный факт: юридически оно является последним осколком СССР, даже правопреемником. Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (ПМССР) была провозглашена как отдельная республика в составе СССР на Съезде депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года. Между тем как в 1991 году другие советские республики разрешились от бремени союзности и стали независимыми друг от друга, власти в Тирасполе в этом процессе не участвовали. Таким образом, только Приднестровье формально не принимало никаких актов о том, что покидает СССР, — оно лишь сменило название в ноябре 1991 года.

Границу между Приднестровьем и Молдавией, которая считает это государство частью своей территории, но никак не может решиться на конфедеративный договор с ним, с молдавской стороны контролируют скучающие полицейские, которые зачастую даже не спрашивают документы. Когда я впервые пересекал границу, в этом чудился подвох — молдавский пограничник совершенно не обращал на меня внимания.

В городке Амуда на самом севере Сирии, вплотную к турецкой границе, я общался с семьями, родственники которых живут в деревнях в прямой видимости — но за колючей проволокой, отделяющей одну страну от другой; позднее турецкие власти возвели забор с вышками

По неопытности я предполагал, что вот пройду условную пограничную черту — и из кустов выскочат представители соответствующих служб Молдавии, чтобы потребовать штраф или как минимум долгих объяснений, почему и зачем я тут нахожусь. Даже на всякий случай подошел к пограничнику, но тот просто махнул рукой: иди, мол, своей дорогой. Зато с приднестровской стороны пограничники очень активны — они интересуются целями пребывания, местом проживания, маршрутом следования. Въездные штампы при этом не ставят — некоторые непризнанные государства поступают таким образом, чтобы не создавать своим гостям проблемы в будущем. При этом визы для посещения Приднестровья никому не нужны. Туда даже можно въезжать с паспортами Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха — четыре государства взаимно признают друг друга.

Кроме того, в Приднестровье сложилась совершенно уникальная ситуация для непризнанного государства. Туда можно совершенно безнаказанно въезжать из Украины и затем попадать на территорию, подконтрольную молдавскому правительству (непризнанное государство граничит лишь с двумя государствами — собственно Молдавией и Украиной). В других странах легальный въезд на территорию сепаратистского региона возможен исключительно с территории номинальной метрополии. То есть если въехать на Украину с территории Донецкой Народной Республики, куда ранее въезд был совершен из России, — значит гарантированно попасть в украинскую тюрьму. С точки зрения украинского законодательства въезд в ДНР возможен исключительно с территории, подконтрольной Киеву, при наличии специального разрешения от Службы безопасности Украины. Другой заезд (то есть из России) считается незаконным проникновением на украинскую территорию. В случае с Иракским Курдистаном, если заезд туда был совершен из третьей страны (Турции или Сирии), вас просто не пропустят в арабскую часть Ирака на блокпостах, отделяющих это непризнанное государство от остальных иракских регионов.

Курдистаны

Довольно избитая формулировка: курды — самый большой народ в мире, который не имеет собственного государства. Численность народа точно не известна, оценки существенно варьируются — в общем, курдов несколько десятков миллионов по всему миру. На самом деле отнюдь не все курды выступают за провозглашение своего собственного государства. Например, многих иранских курдов вполне устраивает автономный статус, который они имеют в рамках провинции (на фарси — остана) Курдистан. За ними там закреплены право преподавания на родном языке, культурная автономия и прочее, что позволяет им чувствовать: метрополия не нарушает их прав на этническую самоидентификацию. Поэтому самое слабое и малочисленное курдское сепаратистское движение именно в Иране.

 Курды протестуют против насилия со стороны иракских, иранских военных и шиитских подразделений в Киркуке (Брюссель) 030_rusrep_20-1.jpg Wiktor Dabkowski/DPA/TASS

Курды протестуют против насилия со стороны иракских, иранских военных и шиитских подразделений в Киркуке (Брюссель)

Сегодня Рожава — это весь северо-восток Сирии. Последний анклав ИГ* курды добили в марте этого года. Чтобы попасть туда, теперь уже требуется получать предварительное одобрение от местных властей или силовых структур. Хотя формально Рожава по-прежнему считает себя частью Сирии, де-факто это еще одно непризнанное государство.

Свою формальную независимость пару лет назад пытался объявить Иракский Курдистан (фактической независимостью он обладает с 2003 года, когда в Ирак вторглись американские войска). Для этого осенью 2017 года там устроили соответствующий референдум. Но проблема оказалась в том, что ни одно государство не захотело поддерживать провозглашение независимого Иракского Курдистана. В итоге это непризнанное государство потеряло больше, чем получило. В частности, федеральные силы Ирака заняли нефтеносный район вокруг города Киркук, который с 2014 года контролировали курды. Я был одним из последних иностранных журналистов, которые успели посетить еще курдский Киркук. Перед референдумом в центре города, вокруг холма, где расположена старинная крепость, был развернут флаг непризнанного государства. Неделю спустя в город вошли федеральные силы Ирака и первым делом скинули этот флаг. Багдадские полицейские и солдаты позировали для фото- и видеокамер, стоя на нем.

Готовые к конфедерации

Туристка с ребенком смотрят с греческой стороны на линии заграждения в сторону турко-киприотского военного поста (Никосия, Кипр) 031_rusrep_20-1.jpg Petros Karadjias/AP/TASS

Туристка с ребенком смотрят с греческой стороны на линии заграждения в сторону турко-киприотского военного поста (Никосия, Кипр)

Всякие визы

 Вице-президенты Джубаленда и Портленда в аэропорту Кисмайо (Сомали) 032_rusrep_20-1.jpg Awil Abukar

Прифронтовые прогулки

Все описанные выше непризнанные державы объединяет то, что в настоящее время они не ведут активных боевых действий, чтобы оторваться от своей метрополии. Посещать их сравнительно безопасно: нет вероятности, что попадешь под артиллерийский обстрел или переживешь воздушный налет. Совершенно иная ситуация в двух пограничных с Россией, не существующих с точки зрения международного права народных республиках — Донецкой и Луганской.

Несмотря на боевые действия, там действуют официальные переходы с Украиной, через которые иностранцы в соответствии с украинскими законами могут посетить народные республики. Летом 2016 года я автостопом путешествовал по ДНР и ЛНР с поляком, который заехал на территорию непризнанных государств из Мариуполя, получив официальное разрешение от органов госбезопасности Украины. Никаких проблем у поляка не возникло, хотя несколько раз нам приходилось показывать свои документы ополченцам на блокпостах и мы опоздали в Донецк, когда наступил комендантский час. Притом что среди военнослужащих ДНР и ЛНР весьма распространено мнение о воюющих на украинской стороне наемниках и инструкторах из Польши. Наоборот, жители республик стремились рассказать о себе и происходящем иностранцу — им очень хотелось разорвать ту пленку стереотипов, которой затянули их многие западные медиа.

Донецк — поразительный город. Ухоженный и аккуратный центр, не хуже чем в любом крупном российском региональном центре. Вечерняя жизнь на бульварах и проспектах не менее насыщенная, чем в любом мирном европейском городе. Но всего в четырех километрах к северу от центрального бульвара Пушкина в темноте видны всполохи артобстрелов. Это похоже на жизнь городов, расположенных на склоне действующих вулканов. Привычка и умение жить, несмотря на близкую смертельно опасную стихию.

 Девочки на памятнике танку Т-34 (Приднестровье, Тирасполь) 033_rusrep_20-1.jpg Jussi Nukari/Lehtikuva/TASS

Читайте также: