Как получить право на исполнение кавера

Обновлено: 30.06.2024


Форму произведения, охраняемую законом, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. В состав внутренней формы входят различные образы, являющиеся неотъемлемой частью сюжета. Внешнюю форму произведения образуют конкретные выразительные средства (язык, динамика, тембр, фактура, полифония, гармония, ритм), использующиеся для передачи образов.

Кавер-версии могут быть двух видов: исполнение композиции без ее изменения (классический) и исполнение композиции с изменением (оригинальный).

Для обоих видов правомерного исполнения кавер-версии музыкального произведения артисты исполнители должны совершить ряд действий, за исключением случаев, когда истёк законный срок охраны исключительных прав на данное музыкальное произведение, а также иных случаев, предусмотренных законом. Так согласно статье 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года. [8]

Для того, чтобы артист исполнитель мог правомерно исполнить свою кавер-версию на произведение без изменения композиции нужно получить разрешение автора или правообладателя на публичное исполнение данного произведения другого автора.

Право на публичное исполнение произведения относится к исключительным правам. Согласно пункту 6 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичным исполнением произведения понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения [9]. При исполнении данной кавер-версии композиции при помощи технических средств должно указываться имя автора оригинального произведения. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что при исполнении данного произведения вживую на концерте организатор концерта должен договориться с организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами об исполнении данной кавер-версии.

Статьей 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентированы договорные отношения с правообладателями по вопросам управления авторскими и смежными правами. Согласно пункту 1 данной статьи организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов [10].

Для того, чтобы артист исполнитель мог правомерно исполнить свою кавер-версию на произведение с изменением композиции необходимо получить разрешение от автора или правообладателя на переработку произведения, к которой, в частности, относится создание кавера. Право на переработку произведения также относится к исключительным правам.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) [11]. После получения такого разрешения на создания производного произведения, в соответствии с частью 1 статьи 1260 гражданского кодекса Российской Федерации создатель такого производного произведения является его автором и обладает личными неимущественными и исключительными правами на такое произведение и может использовать его любым законным образом по своему усмотрению [12].

В случае нарушения вышеуказанных прав авторов или правообладателей музыкального произведения, автор или правообладатель имеют право обратится в суд с соответствующим исковым заявлением.

В соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским Кодексом РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель [13].

Однако, на практике, зачастую, музыканты не смотрят на это как на нарушения их прав. Исполнение кавер-версий воспринимается как определенный жест уважения к группе, на чью песню исполняется кавер. Также это может быть выгодно для обеих групп, так как поклонники групп узнают об этом кавере и могут начать интересоваться творчеством группы исполнителя кавер-версии или группы, на песню которой исполняется кавер-версия.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, произведение, Российская Федерация, гражданский кодекс, смерть автора, жизнь автора, исполнитель, переработка произведения, производное произведение, срок действия.

Похожие статьи

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Авторы музыкального произведения могут защищать свои права самостоятельно или с помощью организаций по управлению правами на коллективной основе. В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы, исполнители.

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора.

неприкосновенность произведения, лицо, автор, смерть автора, использование произведения, имя автора, автор произведений науки, Бернская конвенция, Гражданский кодекс, охрана авторства.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского.

произведение, производное произведение, оригинальное произведение, Российская Федерация, творчество, оригинальная работа, исходное произведение, вторичный характер, судебная практика, OTW.

Авторами аудиовизуального произведения будут.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения. Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное закрепление авторско-правовой охраны не только произведения в.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

музыкальное произведение, Российская Федерация, произведение, гражданский кодекс, смерть автора, производное произведение.

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения.

Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное закрепление авторско-правовой охраны не только произведения в целом, но и любой его оригинальной части, отвечающей критериям охраноспособности.

Развитие института авторского права в России | Статья в журнале.

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс РФ, ГК РФ, правовое регулирование, Российская Федерация, недобросовестная конкуренция.

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет.

Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

Похожие статьи

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Авторы музыкального произведения могут защищать свои права самостоятельно или с помощью организаций по управлению правами на коллективной основе. В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы, исполнители.

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора.

неприкосновенность произведения, лицо, автор, смерть автора, использование произведения, имя автора, автор произведений науки, Бернская конвенция, Гражданский кодекс, охрана авторства.

Произведения фанатского творчества как объекты авторского.

произведение, производное произведение, оригинальное произведение, Российская Федерация, творчество, оригинальная работа, исходное произведение, вторичный характер, судебная практика, OTW.

Авторами аудиовизуального произведения будут.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения. Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное закрепление авторско-правовой охраны не только произведения в.

Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права

музыкальное произведение, Российская Федерация, произведение, гражданский кодекс, смерть автора, производное произведение.

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта.

Охраняемые элементы произведения: часть произведения.

Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное закрепление авторско-правовой охраны не только произведения в целом, но и любой его оригинальной части, отвечающей критериям охраноспособности.

Развитие института авторского права в России | Статья в журнале.

произведение, Кодекс Франции, российское законодательство, французское законодательство, Гражданский Кодекс РФ, ГК РФ, правовое регулирование, Российская Федерация, недобросовестная конкуренция.

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет.

Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

Текст

Текст

В последнее время выходит все больше трибьютов, треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?


Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса


Руслан Иванов

Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music


Основные правовые понятия

Любое музыкальные произведение относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.

Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку. За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении.

Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью. В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.

Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции.

Как очистить права на сэмпл?

Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями.

Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя.

Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.

Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться. Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.

Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста. Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.

Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?

Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно назвать переработанной фонограммой. Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.

Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму.

Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат. Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).

Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто.

Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.

Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?

Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю. Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования.

Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение. Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.

В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо.

Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?

Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.

Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.

Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.

Кавер-версии: законно ли публичное исполнение

Многие из нас достаточно часто посещают ночные клубы, где одним из привлекающих посетителей факторов является выступление музыкальной группы. Поклонники музыки нередко просят музыкантов, кроме своих композиций, исполнить известные хиты. Законно ли без разрешения правообладателя такое использование чужой музыки, которое принято называть исполнением кавер-версий музыкальных произведений? Нет, незаконно и может повлечь за собой самые серьезные последствия!

Что говорят статьи ГК?

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ указано, что к объектам авторского права относятся музыкальные произведения с текстом и без него, а также производные (переработки) этих произведений, например, как в нашем случае, кавер-версии известных композиций. Только автор (правообладатель) владеет исключительным правом на использование произведения. Под использованием произведения подразумевается, в том числе, его публичное исполнение. В статье 1270 ГК РФ под публичным исполнением музыкального произведения понимается представление произведения в живом исполнении (с помощью технических средств) в открытом для свободного посещения месте, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Это значит, что, если исходить строго из требований закона, чужую песню вы можете исполнить только дома перед своими близкими или, в лучшем случае, под гитару на природе, но в очень узком кругу.

Авторское право не имеет срока давности, но имеет срок действия – 70 лет со времени смерти автора, то есть через 70 лет после смерти автора (авторов) музыкального произведения вы можете на вполне законных основаниях, не получая никаких разрешений, исполнять это музыкальное произведение. Правомерное публичное исполнение музыкальных композиций, срок действия авторского права на которые не истек, будет законным только после получения разрешения у правообладателя или представляющей его организации, которая на коллективной основе управляет авторскими правами. В Российской Федерации наиболее известной такой организацией является РАО – Российское авторское общество, некоммерческая общественная организация, которая создана авторами с целью охраны интеллектуальных прав. Действительно, тяжело получить согласие от большого количества авторов, в том числе иностранных, композиции которых вы собираетесь исполнять, например, в ночном клубе. Но через систему коллективного управления, подписав один договор с РАО или подобной организацией, можно получить разрешение на использование произведений от практически неограниченного круга правообладателей.

Каковы же санкции?

Санкции за нарушение авторских прав более чем серьезные. ГК РФ предусматривает, что правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, но конкретную сумму определяет суд. Кроме того, в случае неоднократности нарушений авторских прав суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. В случае, если инициатор преследования за нарушения авторских прав докажет причинение ущерба на сумму более 50 тыс. рублей и умышленность действий, то нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Кто защищает авторские права?

Насколько велик риск исполнения кавер-версий?

Риск быть привлеченным к ответственности за исполнение чужого музыкального материала уже в настоящее время достаточно велик, и он с каждым годом все возрастает. РФ широкими шагами идет в сторону ВТО (Всемирной торговой организации) и перед нашим государством поставлено одно из условий вступления в данную организацию: наведение порядка с защитой авторских прав. Поэтому правоохранительные органы постоянно проводят всякие операции и рейды, направленные на выявление административных правонарушений, а возможно и преступлений, связанных с нарушением авторских прав. Особенно этот риск велик в Москве, Петербурге и других крупных городах из-за наличия в них представительств различных авторских обществ, а также спецподразделений МВД по защите прав на интеллектуальную собственность. В частности, РАО с каждым годом все активнее обращается в суд с исками к нарушителям, которые сами исполняют или организуют публичное исполнение известных музыкальных произведений, с авторами которых у РАО заключен договор. В подавляющем большинстве случаев данные иски судами удовлетворяются, корректируются лишь суммы финансовых претензий к нарушителям.

Как можно узаконить исполнение кавер-версий

Платить или нет, каждый должен сделать сам этот выбор! Наша задача – рассказать вам обо всех возможных рисках и последствиях нарушения авторских прав.
Представим, что вы с друзьями несколько лет назад создали группу, вскоре начали играть в клубах, где по известным причинам вынуждены исполнять кавер-версии композиций известных западных групп, научились зарабатывать этим довольно неплохие деньги. И вот вы решили как-то узаконить свое использование чужих произведений. Каковы могут быть ваши действия?

В данном случае необходимо:

— составить примерный список авторов, композиции которых ваша группа в основном исполняет;
— выяснить, кто в РФ представляет права этих авторов (вполне возможно, что это будет какое-то одно из крупнейших авторских обществ);
— обсудить с авторским обществом условия и заключить лицензионный договор.

При этом, учитывая характер работы вашей группы, вполне возможно, что заключение договора обойдется вам во вполне приемлемые деньги. Но зато теперь вы можете спокойно исполнять известные хиты и посредством этого зарабатывать себе на жизнь.

Читайте также: