Какие страны можно отнести к религиозной правовой семье саудовская аравия пакистан ирак иран россия

Обновлено: 04.07.2024

2.17. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, исламская правовая семья, правовая семья социалистического права

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

- вecомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка честве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработав шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделить три главных этапа:

1) эпоха Древнего Рима,- зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.т., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIІІ-XVІІ вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) ХVII в. - наши дни - кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиана - бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек - бывшей французской колонии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди при знаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедур ное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствуют кодифицированные отрасли права; . отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066-1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое, отправляли королевские суды;

К семье религиозного права (исламская правовая семья) относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Семья социалистического права. Возникновение этих систем связано с появлением в ХХ в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России (1917 г.), а после второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Определенное влияние на содержание и характер национальных систем законодательства в разных социалистических странах оказывали также их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д.

Сначала 90-х гг. социалистические страны вступили в новый (постсоциалистический) период своего развития, ознаменованный радикальными экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, цель которых - утверждение господства права, прав и свобод человека и гражданина, формирование рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства. На территории бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы возникли новые суверенные государства, в которых формируются новые национальные системы права. Этот процесс в разных странах протекает с различной интенсивностью, но в целом все они достигли определенных успехов на новом этапе своего правового развития (принятие новых конституций, качественное изменение законодательства, принятие ряда новых кодексов, признание и закрепление в национальных системах права международных принципов и стандартов в области прав человека, участие в процессе европейской интеграции и т.д.).

Правовое развитие этих стран до их перехода к социализму осуществлялось в формах и направлениях, характерных для романо-германского права.

В этой конституции были 52 пункта, 23 из которых касались непосредственно мусульман, а остальные относились к представителям других вероиспове­даний. Если охарактеризовать эту конституцию кратко, то она вполне может быть названа документом светского характера. Люди Мадины могли исповедовать любую религию, никакой дискриминации по религиозному основанию не допускалось. Государство предоставляло защиту всем гражданам, независи­мо от их веры. Конституция положила конец межплеменной

розни и кровной месте. В ней закреплялось, что лю­бой человек Мадины, неза­висимо от религии, может рассчитывать на помощь государства в случае его пленения на войне или внешнего нападения. При жизни Пророка и следу­ющих четырех Праведных Халифов эти нормы строго соблю­дались. Последующее развитие арабского Халифата, распад на отдельные государства, захваты территорий, распростране­ние религии на новые земли, противоречия во взглядах при­верженцев разных направлений ислама и прочие обстоятельства, сделали этот документ лишь историческим памятником, а не действующей конституцией.

В современном арабском мире мало что осталось от прежних представлений. Однако интересно проследить, как базовые нормы ислама отражаются в основных законах раз­личных государств исламского мира. Перейдем к анализу кон­ституций ряда современных арабских государств.

Большое количество исследователей исламского консти­туционализма в странах Ближнего и Среднего Востока и север­ной Африки обращают внимание на ключевые особенности государств, в которых большая часть населения (или все насе­ление) исповедует ислам. Государства эти имеют множество различий в политико-правовой жизни общества, в реальных жизненных обстоятельствах и объеме прав граждан, гаранти­рованных государством. Однако есть и общие черты, позволя­ющие относить эти страны к одному типу, а именно - к госу­дарствам, где ключевую роль в регулировании общественных отношений играет мусульманское право.

Для анализа особенностей закрепления норм ислама в Конституциях, обратимся к реальным примерам - действу­ющим основным законам некоторых исламских государств. Начнем с Королевства Саудовская Аравия - абсолютной тео­кратической монархии, официальная и единственная религия которой ислам. Мусульмане-сунниты составляют 92 % насе­ления, остальные 8 % представлены мусульманами-шиитами.

В качестве Конституции Королевства Саудовская Аравия служит главная священная книга ислама Коран и сунна Про­рока. В первой статье Основного низама правления, являю­щегося вторым по юридической силе законом страны, после конституции Саудовской Аравии говорится, что Королевство Саудовская Аравия является исламским, арабским, суверен­ным государством. Государственная религия - ислам, язык

Бахрейн - пример ещё одного исламского государства- королевства с формой правления конституционная монар­хия. Интересной особенностью этой страны является наличие шиитского большинства среди населения, в то время как пра­вящая семья принадлежит к мусульманам-суннитам. Эта не­обычная ситуация для исламских государств. Государственная религия Бахрейна - ислам, Основная часть жителей Бахрейна

Обратимся к Конституции Иорданского Хашимитского Королевства. Также как и Бахрейн, Иордания является кон­ституционной монархией. Государственной религией являет­ся ислам суннитского толка. Мусульмане-сунниты составляют 92 % населения, 6 % постоянного населения - христиане, име­ющие, однако, 20 % мест в Парламенте, оставшиеся 2 % - му­сульмане-шииты. Религиозные меньшинства в стране пред­ставлены, в основном, исмаилитами и бахаями. Конституция Иордании устанавливает, что власть короля в государстве ограничена лишь совестью мусульманина, юридической от­ветственности Король, как глава государства, не несет. (Кон­ституция Иорданского Хашимитского Королевства, статья 30). Представители законодательной власти-сенаторы и депутаты Национального собрания при вступлении в должность лично дают клятву Всемогущим Богом, текст которой записан в ста­тье 80 Конституции Иорданского Хашимитского Королевства. Таким образом, основной закон опирается на религиозную со­весть человека. Необходимо обратить внимание, что иордан­ская конституция толерантно относится к вероисповеданию своих граждан, потому данная клятва может быть дана лицом любого вероисповедания - присяга окажется действительной.

В остальном, права и обязанности, возложенные на Пре­зидента в Исламской Республике Иран, вполне типичны для этого института в рамках мировой практики.

Шариат, как стабильная правовая система действует в му­сульманских странах много веков, независимо от закрепления в конституциях государств. Священный Коран и Сунна были и остаются главными источниками права и основными смысло­содержащими ориентирами для всех мусульман. В этом кон­тексте роль конституций вторична. Однако в мире, где живут люди, исповедующие иные религии, где много государств со смешанным населением, роль государственных законов воз­растает. Особенно базовых, основных законов (конституций), демонстрирующих всему миру отношение данного государ­ства к ключевым вопросам жизни людей.

РОМАНОВСКАЯ Вера Борисовна
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

ГОРЫЛЕВ Александр Иванович
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой европейского и международного права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

ХАДДАТ Эльхади
аспирант конституционного и муниципального права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

Мусульманская правовая семья – это система норм и предписаний, основанных на исламе и выраженных в виде религиозно-этнических ценностей и постулатов.

Мусульманское право отличается выраженным религиозным содержанием. Оно оказывает значительное влияние на источники и природу мусульманской правовой семьи, способы и методы регулирования общественной жизни.

Мусульманская правовая семья охватывает такие страны, как: Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Сирия, Египет, Ливан, Пакистан, Судан, Турция и др.

Мусульманское право часто рассматривают как синоним шариата, когда религиозные и правовые начала принципиально друг от друга не отделены. Для мусульман шариат – это определенная совокупность обязанностей. Он распространяется на все сферы жизни общества, проявляется в форме этического кодекса, моральной теологии, источника духовных чаяний, наборе формальных требований и определенной ритуальной схеме.

В исламе наиболее выражено взаимодействие между государством, религией и правом. Ислам выступает между ними связующим звеном.

Некоторые нормы мусульманского права:

  • любой мусульманин перед немусульманином имеет преимущество;
  • мужчина имеет преимущества перед женщиной;
  • женщина может наследовать половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
  • женщины не могут избираться и избирать;
  • на развод может подать только мужчина, женщина этого права лишена;
  • показаниям одного мужчины равны показания двух женщин;
  • женщинам запрещается появляться перед посторонними без паранджи.

Источники мусульманского права

Ислам указывает, что право произошло от Аллаха, открывшего его человеку через пророка Мухаммеда.

Основные источники мусульманского права:

  1. Коран – священная религиозная книга ислама, состоит из высказываний пророка Мухаммеда, которые он произнес в Медине и Мекке, содержит основные понятия (доверие и честность коммерческих отношениях, сострадание, неподкупность правосудия), лежащих в основе общества; около 80 стихов содержат законодательные положения;
  2. Иджма – комментарии ислама, которые восполняют в религиозных нормах пробелы и содержат окончательное толкование ислама;
  3. Сунна По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Алименты подробнее - священное предание, повествующее о жизни Мухаммеда, сборник норм-традиций, включающих высказывания пророка и описывающих его поведение;
  4. Кияс – рассуждения о всех явлениях в жизни, которые не охвачены Кораном, Иджмой или Сунной, обладают общественным и законным характером.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследование современных текстов законодательных актов и других источников мусульманского права указывает на сходство этого права с европейским правом. Внешнее сходство не убирает нравственно-религиозных и внутренних источников, которые определяют поведение людей. Все правовые системы имеют много общего по форме и по существу, основываются на концепциях, которые значительно отличаются от правовых систем западных стран.

Основная задача мусульманской правовой семьи – сохранить связь между государством (законодательством) и Аллахом (Кораном). Труды разных ученых (юристов и богословов), зафиксированные в учебниках, Иджме, защищаются судьями и обладают обязательной силой. Достаточно сложно выделить, где юридическая доктрина, а где - религиозная. Мусульманская правовая семья представляет собой по сути религиозно-юридические комментарии.

Современная мусульманская правовая семья

По масштабам использования норм мусульманского права, степени их воздействия на действующие законодательства разработана классификация правовых систем стран Востока, присутствующих в современном мире.

Классификация мусульманских По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Наследственное право мусульманских стран подробнее правовых систем:

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее после окончания Второй мировой войны наблюдалась масштабная миграция населения, обусловленная неравномерным развитие разных стран, мировым экономическим кризисом. В конце XX века главные потоки рабочей силы поступают из исламских стран. Они позволяют решить экономические и демографические проблемы.

Около 30 млн. мусульман проживает в России. В Российской империи существовало 4 масштабных региональных мусульманских центра. Хивинский хан и бухарский эмир входили в Госсовет, принимали участие во всех государственных церемониях, включая интронизацию православного императора. Все четыре мусульманских центра сохранялись вплоть до распада СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . В настоящее время насчитывается больше 40 духовных управлений. Мусульманское сообщество РФ разделено на этнические и региональные анклавы.

Говоря о религиозных правовых семьях, Р. Давид в свое время писал: «Можно даже усомниться в том, что они являются правом, ибо в большинстве из них акцент делается на обязанностях, которые возлагаются на праведного человека, а понятие субъективного права отсутствует.

Религиозные правовые семьи имеют ряд особенностей: 1) главным творцом права признается Бог, а не общество, государство, которым юридические предписания даны раз и навсегда; 2) источниками права являются религиозно - правовые нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме, Киясе, и распространяющиеся только на мусульман, либо в шастрах, ведах, действующих в интересах индусов; 3) переплетение юридических положений с религиозными, философскими, и моральными нормами, а также с местными обычаями, которые в своей совокупности образуют единые правила поведения; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых – юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) отсутствие деления права на частное и публичное; 6) нормативно – правовые акты имеют вторичное значение; 7) во многом основаны на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо – германской и англо – саксонской правовых семьях.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяющаяся только на лиц, исповедующих ислам. Оно в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в VI в. в Арабском Халифате. В настоящее время мусульманское право действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов (около 50 государств). Основные страны, в которых действует мусульманское право, - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ, Ливия, Марокко, Мавритания.

В области источников права, как замечает Т.Н. Радько, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно, путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толкований. Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежит доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность, решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит непосредственно из Корана. [184]

В мусульманском праве используются многие понятия, неизвестные светским правовым системам.

Мусульманское право имеет следующие источники, которые можно разделять на определенные группы.

Коран – собрание изречений Мухаммада. Коран не считается не книгой права, не кодексом, а является религиозной, философской, идеологической и моральной основой исламского права и государства, исходным началом в процессе их формирования и развития. Коран имеет структуру, состоящую из: общих положений – религиозно – нравственных ориентиров и конкретных правил поведения – установок о том, как решать конкретные споры и конфликты. Коран состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер. Так, Коран учит мусульманина высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. В Коране не указываются, какие правовые санкции могут применяться за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила в основном касаются молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Предписания Корана, носящие регулятивный характер, образуют источник исламского права, кодекс поведения каждого мусульманина от рождения до смерти. Корану присуще те качества, которых лишены все другие законы, составленные людьми, - он не может быть исправлен, изменен. Поэтому предписания Корана остаются неизменными в течение последних почти 1400 лет, т. е. со времени его появления.

Только небольшая часть предписаний Корана содержит в себе нормативно- правовые положения, так как большинство из них касаются религиозных вопросов, точное число которых трудно установить по причине нераздельности исламского права и религии.

Они преимущественно рассматривают вопросы брака, полигамии, приданного, алиментов, прав и обязанностей супругов, развода, завещания, наследования, договоров, ссуд, залога. Судопроизводства и др.

Сунна (путь, пример, образец) - собрание преданий о пророке Мухаммаде, о его бытии и поведении как примере для руководства действий верующих. Это своего рода итог толкования Корана в первые 10 лет после смерти пророка. Сунна уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия пророка Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. Помимо детализации и разъяснений положений Корана, Сунна содержит новые положения, регулирующие жизнь мусульманина. Главное требование к таким новым положения является их непротиворечие Корану.

В отличие от Корана, содержащего божественные откровения, Сунна выступает как сборник традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммада, воспроизведенных и обработанных рядом известных в VII-IХ в. в. в период становления и развития мусульманского права богословов и юристов.

Ко второй группе источников мусульманского права относятся те юридические нормы, на которые нет бесспорных указаний в Коране и Сунне, но которые согласуются с духом Корана и Сунны. Эту группу источников называют производными, поскольку они являются таковыми от двух первых источников, и отражают процесс доктринальной разработки исламского права. Их авторитет также не подвергается сомнению.

Сюда относятся:1) иджма – единодушное мнение правоведов по юридическим вопросам. Признание иджмы возможно только при наличии нескольких правоведов, их согласия и четкого выражения мнения каждого из них. Иджма - согласованное заключение древних правоведов – знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Теория мусульманского права признает, что божественные откровения передаются в разъяснении (толковании), на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов.

2) Кияс (буквально - измерение) (аналогия) – правила поведения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой. Как бы ни была богата созданная докторами права казуистика, она не может предусмотреть всех случаев, возникающих в конкретной жизни. Чтобы быть полной правовой семьей, надо было предусмотреть способ урегулирования в будущем и таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по аналогии, которой можно рассматривать как способ толкования и применения. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям, т. е. при толковании закона мусульманские юристы прибегают к рассуждениям, пытаются сочетать божественное откровение с разумом человека. Аналогия имеет ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, что применительно лишь к данному частному случаю. Однако, нельзя надеяться приспособить при помощи данного метода всю систему мусульманского права к современности.

3) Фетва - официальное заключение по вопросам фикха, выносимое его признанными знатоками – муфтием или факихом - в ответ на обращение судьи (кади), различных государственных и общественных институтов, а также частных лиц. Составление фетв является основной работой исламских правоведов. Так, заключения верховного муфтия имеют особое значение и принимаются во внимание государственными властями при подготовке нормативно-правовых актов;

4) иджтихад - творческая разработка и толкование правовых и религиозных норм основателями богословско - юридических школ и их ближайшими преемниками.

Третью группу источников мусульманского права составляют обычаи и традиции исламизированных народов. Адат – комплекс обычаев, не вошедших в фикх, но, тем не менее, реализуемых в поведении людей.

Являются ли законы, в светском понимании этого слова, источником мусульманского права? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Классический ислам отрицает право государства законодательствовать, ибо законодателем может быть только Аллах. Но если обратиться к практике современных мусульманских государств, то мы увидим, что роль закона весьма значительна. Даже в Саудовской Аравии, где наиболее последовательно сохраняются исламские традиции, весьма заметна правотворческая деятельность государства. Нормативно – правовые акты называются низамами. Все те отношения, которые не могут быть урегулированы нормами фикха, регулируются низамами. [187]

Х.Бехруз обращает внимание на то, что, согласно доктрине мусульманского права, государство в лице правителя, или же в более позднее время – парламента не может творить право, быть законодателем. Основы исламского права создаются лишь Аллахом и его пророком Мухаммадом. Что же касается правителя, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Это не означает, что законы, указы халифов или иные нормативные акты государства не использовались в качестве источников исламского права. Однако, в классическом исламском праве эти виды источников имели второстепенное значение. В то же время государство выполняло свою правотворческую функцию преимущественно через санкционирование норм, сформулированных судебной практикой и правовой доктриной. Автор подчеркивает, что ферманы представляют собой указы главы исламского государства, которые издаются для решения различных вопросов государственной и общественной жизни. Правитель в исламских странах традиционно обладал огромной властью, в связи с чем издаваемые им акты всегда имели большое значение. Однако, принятие всех его актов должно было осуществляться с соблюдением основных принципов ислама [188] .

В качестве иных характерных черт мусульманского права выступают следующие:

3) отсутствие систематизированных норм права, что сглаживается принятием в новейшее время законов.

Традиционно мусульманско - правовая доктрина не проводит различия между публичным и частным правом и не использует данные понятия при определении отраслей мусульманского права. Однако, на практике деление на публичное и частное в известном смысле все же существует. Мусульманское право в целом - это в значительной степени частное право, возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных отношений. Наиболее развитую его отрасль представляет право личного статуса, основными институтами которой являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование по закону, опека, попечительство и т.д. К частному праву относится и мусульманское гражданское право, регулирующее отношения собственности, различные виды сделок, их обеспечение, порядок выполнения обязательств.

Мусульманское уголовное право отличается схематичностью и слабой детализированностью. В нем содержатся санкции за правонарушения, независимо от характера последних. В силу этого в мусульманском праве объединяются нормы как публичного, так и частного права. Публично-правовые нормы относятся лишь к наиболее опасным преступлениям (например, прелюбодеяние, колдовство), устанавливая строгие меры наказания (отсечение рук, ног, четвертование, избиение плетьми, палками). Большинство же правонарушений считаются частными, т.к. затрагивают права отдельных лиц.

Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами. К числу важных процессуальных доказательств как в гражданском, так и в уголовном процессе, отнесена клятва именем Аллаха. При вынесении решения судьям предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированного различными мусульманскими правовыми школами.

Современное мусульманское право претерпело значительные изменения, которые связаны, во-первых, с его вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германскому или англо – саксонской правовым семьям. Во-вторых, кодификацией мусульманского права. Так, практически во всех мусульманских странах действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. В - третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата. Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система изменяется: получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве, которое ассоциируется с обязанностями мусульман. Декларация гарантирует право на жизнь, свободу, равенство и недопущение никакой дискриминации; на справедливый судебный процесс, защиту против превышения власти, защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, свободу вероисповедания, собраний, на защиту собственности и др.

История возникновения мусульманского права как системы норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством. Ведущие отрасли современного мусульманского права.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 19.02.2012
Размер файла 15,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра теории государства и права

Мусульманская правовая семья

студентка 1 курса 132 группы

Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII--X вв. и базируется на исламе. В соответствии с догмами ислама действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию.Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.

Мусульманская правовая семья: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Мусульманское право -- единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи'. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право -- это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.

В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млнчеловек, исповедующих ислам. Они составляют значительную часть населения более чем 50 государств.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран -- собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти,-- первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм. Так, Коран учит мусульманина выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, которыми Мухаммед занимался будучи судьей.

Вторым по значимости источником права является Сунна -- собрание преданий о Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.

Третьим источником мусульманского права служит так называемая иджма -- согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Источником мусульманского права считается также аналогия (кияс) -- правила применения к новым сходным случаям предписаний,установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем последняя имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Ведущие отросли мусульманского права. Современное мусульманское право. мусульманское право норма государство

К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.Мусульманское уголовное право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К установленным - весьма жестким - мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений. Это убийст-

во, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.

Однако развитие оказалось зигзагообразным. Одновременно с активизацией Ислама прошел процесс исламизации мусульманского права. Принятая в 1979 г. и обновленная в 1989 г. Конституция Исламской Республики Иран провозгласила, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. Так, ст. 2 Конституции Ирана гласит: Исламская Республика - это система правления, основанная на вере в:

1) единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

3) Страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу.

Статья 57 устанавливает, что управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.

В апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало.

В настоящее время некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действия права. Кое-где (например, в Судане) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джафсраратские суды в Ираке и Ливане.

В одних государствах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение преимущественно дел личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и Персидского залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права.Кодексы законов о личном статусе, принятые в ряде стран (Иордания - 1976 г., Сирия - 1953 г., Тунис - 1956 г., Марокко - 1957 г., Ирак - 1959 г.), сохраняют основные установки мусульманского права, но с учетом ряда требований современного общества.

Известный российский специалист по мусульманскому праву Л.Р. Сюкияйнен очень точно указывает на характерные черты шариата. По его мнению, главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством.Другая отличительная черта мусульманского права - его исключительное разнообразие, широкая гамма религиозных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени. Влияние общемировых тенденций правового развития проявляется и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно-мусульманских принципов и норм, неодинаковы в различных исламских странах. В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

Список используемой литературы

1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (Основные правовые системы современности).

Читайте также: