Какие страны используют религиозное право

Обновлено: 02.07.2024

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
отсутствует деление права на частное и публичное;
нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
архаичность многих ее обычаев и традиций.

[1] См.: Теория государства и права. М., 1987. С. 18.

[2] См.: Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. С. 648.

[3] См.: там же. С. 478.

[4] См.: Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. С. 424.

[5] Токарев С.А. Проблемы происхождения ранних форм религии // Вопросы философии. 1956. № 6. С.137.

[6] См.: Современный словарь современных слов. М.: Рус. яз., 1992. С. 392.

[7] Цит. по.: Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 1: Теория государства. М., 1998. С. 41.

[8] См.: Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999. С. 68.

[9] Антагонистические противоречия – противоречия, которые объективно, сами по себе не могут быть разрешены.

[10] См.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

[11] Теория государства и права: Учеб. для средних специальных учебных заведений / Отв. ред. Б.М. Курицин, З.Д. Иванова. М., 1986. С. 106.

[12] Там же. С. 184.

[13] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

[14] См.: СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

[15] См.: Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Сов. этнография. 1973. № 1. С. 15.

[16] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 113; Головкин Р.Б., Мамчун В.В. Теория государства и права: Конспект лекций. Владимир, 1996. С. 42; Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Сов. государство и право. 1981. № 3. С. 128; Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право.1998. № 9. С. 98–102.

[17] Таким примером могут служить государства Средней Азии, которым насильственно было навязано советское право. Возникший в результате этого конфликт между правом и местными обычаями привел к созданию двух форм правления: официальной – республики и неофициальной – монархии.

[18] См.: Петрушенко Л.А. Указ. соч. С. 222–256.

[19] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С.211.

[20] Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. члена-корр. РАН, д-ра юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 415.

[21] См.: Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория прав: Крат. энцикл. Н.Новгород, 1998. С. 173.

[22] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 208–209.

[23] См.: Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 1996.

[24] Рос. газ. 1997. 24 дек.

[25] Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

[26] Рос. газ. 1997. 31 июля.

[27] Рос. газ. 1997. 23 дек. Изм. и доп. внесены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 1.

[28] Подробнее об этом см.: Законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова. Л., 1965; Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.,1991; Керимов Д.А. Законодательнаятехника: Науч.-метод. и учеб. пособие. М., 1998; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996; Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1972; Власенко Н.А. Основы законодательной техники: Прак. руководство. Иркутск, 1995; Иеринг Р. Юридическая техника: Пер. с нем. СПб., 1996; Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.

[29] См.: Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика и технология (проблемы соотношения) // Юрид. техника. Н.Новгород, 2000. С. 8.

[30] Лазарев В.В., Липень С.В. Указ. соч. С. 319.

[31] См., напр.: Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. С. 327.

[32] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. С. 225–226.

[33] См.: Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). М., 1988., Давид Р., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

[34] См.: Давид Р. Указ. соч. С. 39–48.

[35] См.: там же. С. 30.

[36] См., напр.: Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. Т. 1: Основы: Пер. с нем. М., 1995.

[37] См., напр.: Алексеев С.С. Теория права; Сравнительное правоведение: Сб. ст. / Сост., ред. В.А. Туманов. М., 1978; Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986; Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993; Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справ. М., 1993.

[38] См.: Алексеев С.С. Теория права. С. 195 и следующие.

[39] См.: Коваленко А.И. Теория государства и права (В вопросах и ответах). М., 1993. С. 43–48.

[40] См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 194.

[41] Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 49.

[42] Теория права и государства / Под ред. проф. Н.А. Катаева, проф. В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 242.

[43] См.: Саидов А.Х. Юридическая типология и основные правовые системы современности // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 51.

Примеры религиозных правовых кодексов включают еврейскую галаху , исламский шариат , христианское каноническое право (применимое в рамках более широкой теологической концепции в церкви, но в наше время отличное от закона светского государства) и индуистское право .

СОДЕРЖАНИЕ

Установленные религии и религиозные институты

Государственная религия (или создана церковь ) является религиозным органом официально одобрен государством . Теократия является формой правления , в котором Бог или божество признается высшим гражданским правителем.

Как в теократиях, так и в некоторых религиозных юрисдикциях лица, отказывающиеся от военной службы по убеждениям, могут совершить религиозное преступление . Противоположными правовыми системами являются светские государства или мультикультурные общества, в которых правительство формально не принимает определенную религию, но может либо подавлять всю религиозную деятельность, либо обеспечивать терпимость к религиозному разнообразию.

Вера бахаи

Законы бахаи - это законы и постановления, используемые в Вере бахаи, и они являются фундаментальной частью практики бахаи. Законы основаны на достоверных текстах Бахауллы , основателя Веры Бахаи, последующих интерпретациях Абдул-Баха и Шоги Эффенди и законах Всемирного Дома Справедливости . Закон бахаи представлен как набор общих принципов и указаний, и люди должны применять их по своему усмотрению. В то время как некоторые социальные законы соблюдаются учреждениями бахаи, упор делается на то, чтобы люди следовали законам, основанным на их совести, понимании и рассуждении, и от бахаи ожидается, что они будут следовать законам из любви к Бахаулле. Законы рассматриваются как метод поддержания порядка и безопасности в мире.

Вот несколько примеров законов и основных религиозных обрядов Китаб-и-Агда, которые считаются обязательными для бахаи:

  • Ежедневно читайте обязательную молитву . Таких молитв три, среди которых каждый день можно выбирать по одной.
  • Соблюдайте девятнадцатидневный пост от восхода до заката с 2 по 20 марта. В это время здоровые бахаи в возрасте от 15 до 70 лет воздерживаются от еды и питья.
  • Сплетни и злословие запрещены и считаются особенно опасными для человека и его отношений.

буддизм

Патимоккх содержит коллекцию предписаний для бхикша и бхикшуни (буддийских монахов и монахинь).

христианство

В рамках христианства существует несколько возможных определений религиозного права. Один из них - это Моисеев закон (из того, что христиане считают Ветхим Заветом ), также называемый Божественным законом или библейским законом , наиболее известным примером которого являются Десять заповедей . Другой наставления Иисуса из Назарета к его ученикам в Евангелии (часто упоминается как Закон Христа или Новой Заповеди или Нового Завета , в отличие от Ветхого Завета ). Другой - Апостольский Указ из Деяний 15, который до сих пор соблюдается Греческой Православной Церковью . Другой - каноническое право в католической , англиканской и православной церквях.

В некоторых христианских конфессиях закон часто противопоставляется благодати (см. Также Закон и Евангелие и Антитезис Закона ): контраст здесь говорит о попытке обрести спасение через повиновение своду законов, а не о поиске спасения через веру в искупление. сделанный Иисусом на кресте. Евангелие от Иоанна говорит об истине Христа :

- И от полноты его получили все, и благодать за благодатью. Ибо закон был дан Моисеем, а благодать и истина пришли через Иисуса Христа., KJV

Библейский / Моисеев закон

Каноническое право

Каноническое право - это свод законов и постановлений, принятых или принятых церковной властью для управления христианской организацией и ее членами. Это внутренний церковный закон, регулирующий деятельность Римско-католической церкви , восточных и восточных православных церквей и англиканской общины церквей. Способы, которыми такой церковный закон законодательно оформляется , толкуется и временами выносится, сильно различаются в этих трех группах церквей. Во всех трех традициях канон изначально был правилом, принятым церковным советом (от греческого kanon / κανών, иврита kaneh / קנה, для правила, стандарта или меры); эти каноны легли в основу канонического права.

Каноны апостолов

В канонах апостолов или Церковных канонов Same Святых Апостолов представляет собой сборник древних церковных декретах (восемьдесят пять в Восточной , пятьдесят в Западной Церкви) в отношении правительства и дисциплины раннехристианской Церкви, с включенным в Апостольских постановлениях которые являются частью доникейских отцов

католическая церковь

  • Кодекс канонического права 1983 года
    • Омниум в ментеме
    • Магнум принципиум
    • Pontificalis Domus
    • Christus Dominus
    • Lumen gentium
    • Optatam totius
    • Ориенталиум экклезиарум
    • Presbyterorum ordinis
    • Sacrosanctum concilium
    • Древние церковные приказы
      • Didache
      • Апостольские постановления
      • Каноны апостолов
      • Коллекции canonum Dionysianae
      • Collectio canonum quadripartita
      • Collectio canonum Quesnelliana
      • Collectio canonum Wigorniensis

      Jus novum (ок. 1140-1563)

      Jus novissimum (ок. 1563-1918)

      • Священные Ордена
        • Препятствие (католический канонический закон)
        • Apostolicae curae
        • Покаянные каноны
        • Sacramentum Poenitentiae
        • Каноническая форма (латинская церковь)
          • Tametsi
          • Ne Temere
          • Dignitas Connubii
          • Ветитум
          • Ratum sed non consummatum
          • Sanatio in Radice

          Над-епархиальные / епархальные сооружения

          Pars Dynamica (процедура испытания)

          • Dignitas connubii (супружеские отношения)
          • Пенитенциарная процедура
            • Vos estis lux mundi

            Выборы римского понтифика

            Журналы и профессиональные общества

            Факультеты канонического права

            Положительные церковные законы получают формальную власть в случае универсальных законов из провозглашения верховным законодателем - Верховным Понтификом, который обладает всей совокупностью законодательной, исполнительной и судебной власти в своем лице, в то время как отдельные законы получают формальную власть из провозглашения законодателем. ниже высшего законодателя, будь то рядовой или делегированный законодатель. Фактический предметный материал канонов не только доктринальный или моральный по своей природе, но и всеобъемлющий характер человеческого бытия.

            Он имеет все обычные элементы зрелой правовой системы: законы, суды, адвокаты, судьи, полностью сформулированной правовой кодекс для латинской Церкви , а также код для Восточных Католических Церквей , принципы юридической интерпретации , и принудительные меры наказания. Ему не хватает гражданско-правовой силы в большинстве светских юрисдикций. Тех, кто разбирается в каноническом праве и является профессором канонического права, называют канонистами (или, в просторечии, каноническими юристами). Каноническое право как священная наука называется канонистикой.

            Юриспруденция закона Католического канона представляет собой комплекс правовых принципов и традиций в рамках которого каноническое право осуществляет свою деятельность, в то время как философия, теология, и фундаментальная теория права Католический канон являются областями философской, богословской и юридической науки , посвященных обеспечивая теоретическую основу для канонического права как правовой системы и как истинного права.

            Папа Иоанн XXIII первоначально призвал к созыву Синода Римской епархии, Вселенского Собора и внесения изменений в Кодекс 1917 года. После закрытия Второго Вселенского Собора Ватикана (II Ватикан) в 1965 году стало очевидно, что Кодекс необходимо будет пересмотреть в свете документов и теологии Второго Ватикана. После нескольких проектов и многолетних обсуждений Папа Иоанн Павел II в 1983 году обнародовал пересмотренный Кодекс канонического права (CIC) . Этот закон, содержащий каноны 1752 года, в настоящее время является обязательным для Латинской (западной) Римской церкви.

            Каноническое право восточных католических церквей, в которых были развиты несколько различных дисциплин и практик, подверглось собственному процессу кодификации, в результате чего был принят Кодекс канонов восточных церквей, обнародованный в 1990 году Папой Иоанном Павлом II .

            Институты и практика канонического права развивались параллельно с правовым развитием большей части Европы, и, следовательно, как современное гражданское право, так и общее право несут на себе влияние канонического права. Эдсон Луис Сампель, бразильский специалист по каноническому праву, говорит, что каноническое право заложено в генезисе различных институтов гражданского права, таких как право в континентальной Европе и странах Латинской Америки. Сампель объясняет, что каноническое право имеет значительное влияние в современном обществе.

            В настоящее время ожидается, что все студенты католической семинарии латинского обряда будут изучать каноническое право (ок. 252.3). Некоторые церковные должностные лица должны иметь докторскую степень ( JCD ) или, по крайней мере, лицензиата ( JCL ) по каноническому праву, чтобы выполнять свои функции: судебные викарии (ок. 1419.1), судьи (ок. 1421.3), поборники правосудия (ок. 1435 г.), Защитники облигаций (ок. 1435 г.). Кроме того, генеральные викарии и епископальные викарии должны быть докторами или, по крайней мере, иметь лицензию в области канонического права или богословия (ок. 478.1), а канонические адвокаты должны либо иметь докторскую степень, либо действительно быть экспертами в каноническом праве (ок. 1483). Обычно епископы должны иметь ученые степени в области Священного Писания, богословия или канонического права (ок. 378.1.5). Святой Раймонд Пеньяфорский (1175–1275), испанский доминиканский священник, является покровителем канонистов благодаря его важному вкладу в науку канонического права.

            Православные церкви

            Англиканская община

            Карл I отменил каноническое право в Шотландии в 1638 году после восстаний ковенантеров, противостоящих епископам Абердина после съезда в замке Мухаллс и других восстаний по всей Шотландии в начале того же года.

            Другие церкви в англиканской общине по всему миру (например, Епископальная церковь в Соединенных Штатах и Англиканская церковь Канады ) по-прежнему действуют в соответствии со своими собственными частными системами канонического права.

            Пресвитерианские и реформатские церкви

            Лютеранство

            Объединенная методистская церковь

            Книга дисциплины содержит законы, правила, принципы и руководящие принципы для Объединенной методистской церкви. Он пересматривается каждые четыре года Генеральной конференцией, законодательным органом Объединенной методистской церкви; последнее издание вышло в 2016 году.

            индуизм

            Индусские законы в значительной степени основаны на Ману Смрити ( смрити Ману). Он был признан британцами во время их правления в Индии, но его влияние ослабло после создания Республики Индии , имеющей светскую правовую систему.

            ислам

            Шариат , также известный как исламский закон ( قانون إسلامي qānūn ʾIslāmī ) , является моральным кодексом и религиозным законом ислама . Шариат происходит из двух основных источников : заповедей, изложенных в Коране, и примера, поданного исламским пророком Мухаммедом в сунне . Исламская юриспруденция ( фикх ) интерпретирует и расширяет применение шариата на вопросы, которые непосредственно не рассматриваются в первичных источниках , включая вторичные источники . Эти вторичные источники обычно включают консенсус улемов (религиозных ученых), воплощенный в иджме, и аналогии из Корана и сунны через кийас . Шиитские юристы предпочитают применять рассуждения ( 'акл ), а не аналогии, чтобы ответить на сложные вопросы.

            Мусульмане верят, что шариат - это закон Бога , но они расходятся во мнениях относительно того, что именно он влечет за собой. Модернисты, традиционалисты и фундаменталисты придерживаются разных взглядов на шариат, равно как и приверженцы разных школ исламской мысли и науки. Различные страны, общества и культуры также по-разному толкуют шариат.

            Шариат затрагивает многие темы, регулируемые светским правом, включая преступность , политику и экономику , а также личные вопросы, такие как половые сношения , гигиена , диета , молитва и пост . Там, где он имеет официальный статус, шариат применяется исламскими судьями, или кадисами . У имама разные обязанности в зависимости от толкования шариата; Хотя этот термин обычно используется для обозначения лидера общинных молитв, имам также может быть ученым, религиозным лидером или политическим лидером.

            Восстановление шариата - давняя цель исламистских движений в мусульманских странах. Некоторые мусульманские меньшинства в Азии ( например , в Израиле или в Индии ) сохранили институциональное признание шариата для решения своих личных и общественных дел. В западных странах, где мусульманская иммиграция произошла совсем недавно, мусульманские меньшинства ввели шариатский семейный закон для использования в своих собственных спорах с разной степенью успеха, например, Британский мусульманский арбитражный суд . Попытки мусульман навязать шариат немусульманам в странах с большим мусульманским населением сопровождались спорами, насилием и даже войной (см. Вторая гражданская война в Судане ).

            Джайнизм

            Джайнский закон или джайнский закон относится к современной интерпретации древнего джайнского закона, который состоит из правил усыновления, брака, наследования и смерти для последователей джайнизма .

            Иудаизм

            Согласно раввинской традиции, в письменной Торе 613 заповедей . Мицвот в Торе (также называемый Закон Моисея ) относятся к почти во всех аспектах человеческой жизни. Некоторые из этих законов адресованы только мужчинам или женщинам, некоторые - только древним священническим группам ( Коханим и Левийим ), членам колена Левия , некоторые - только фермерам в Земле Израиля . Некоторые законы применимы только тогда, когда в Иерусалиме есть Храм (см. Третий Храм ).

            Викка

            Wiccan Rede - это утверждение, которое обеспечивает ключевую моральную систему в неоязыческой религии Викки и некоторых других родственных религиях, основанных на колдовстве . Распространенная форма "красного" - "Никому не причиняй вреда, делай, что хочешь".

            Религиозное право – одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, их толкование богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются религиозно-правовые нормы.

            Характерной особенностью религиозного права является его персональный, а не территориальный характер. Предписания религиозного права в большинстве случаев распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия. К религиозному праву относятся: церковное право, каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

            Наибольшее развитие каноническое право получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций роль канонического права значительно снизилась, а в тех странах, в которых церковь отделена от государства – потеряло значение действующего права. «Кодекс канонического права 1917 г., изданный папой Бенедиктом 5, регулирует только внутрицерковные дела. Вместе с тем каноническое право по-прежнему оказывает сильное влияние на действующее право многих государств Западной Европы. (Запрещение разводов, абортов и т.д.). Каноническое право не является законченной системой права, оно всегда было лишь дополнением к римскому или иному светскому праву. Даже в Ватикане всегда существовало гражданское право, независимо от канонического права. В то же время необходимо отметить, что христианство оказало огромное влияние на все европейское право.

            Как и церковное право, светское право считалось отражением, пусть и несовершенным, естественного права и в конечном счете — божественного права.Оно было подвластно разуму и совести. Корни его лежали в божественном откровении. Ведь само разделение на церковное и светское право подразумевало, что перед церковью стоит задача переделки мира к лучшему, а значит, все христиане (но особенно облеченные духовным саном) должны способствовать приведению светского права к его высшей цели — справедливости и истине.

            Предполагалось, что светское право должно подражать каноническому. Все различные светские правовые системы: феодальная, манориальная, торговая, городская, королевская — приспосабливали для себя многие основные идеи и приемы канонического права хотя бы уже потому, что каноническое право было развито более высоко и было доступно для имитации. Это было неизбежно, потому что в XII—XIII вв. большинство юристов, судей, советников и чиновников светских правовых учреждений были клириками: они либо получили образование в области канонического права, либо были знакомы с его основными чертами. В то же самое время светские власти сопротивлялись поползновениям церковных властей на светскую юрисдикцию и по этой причине старались придать светскому праву такую же связность и разработанность, как у канонического права.

            Развиваясь отчасти в подражании, отчасти в соперничестве с каноническим правом, каждый из различных видов светского права постепенно стал восприниматься (хотя каждый в весьма различной степени) как правовая система, то есть целостный и органично развивающийся корпус правовых институтов и понятий. Однако в сравнении с каноническим правом новые светские правовые системы в значительно меньшей степени были прямо связаны с крупными политическими и интеллектуальными событиями и движениями эпохи, зато они были гораздо более непосредственно связаны с широкими социальными и экономическими переменами.

            Кроме того, возникновение таких учреждений, как коммерческие рынки и городское самоуправление, отличалось по характеру от возникновения таких учреждений, как университеты и церковные суды. Отчасти разница определялась тем, какие слои и какое число людей были этим прямо затронуты. Светское право выросло "из почвы". Он было менее программным. Отчасти и по этой причине его рост был выражен гораздо менее ясно. К тому времени, когда университетски образованные юристы начали "суммировать" феодальное право, городское или королевское, оно уже было достаточно развито.

            В сущности, первые системы светского права не нуждались в том, чтобы их описывали в учебниках или преподавали в университетских курсах: их и без этого воспринимали как целостные, развивающиеся, автономные совокупности права. Ученые книги по разным отраслям светского права были, конечно, не лишними, и они появлялись, хотя далеко не в том количестве и не такого качества, как правовая литература романистов и канонистов. Проблемы, возникавшие в разных видах светского права, часто попадали в университетские курсы права, хотя ни один из этих видов права не удостоился преподавания в качестве отдельного предмета университетской программы.

            Таким образом, понятие светского права в том виде, в каком оно сложилось в конце XI—XII в., подразумевало разнообразные возникающие правовые системы, каждая из которых была ограничена определенными мирскими делами, вырастала из обычая, была несовершенна, но направляема Богом и подлежала исправлению в свете разума и совести.

            Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

            1. западные (светские) семьи мира: романская; германская; скандинавская; английская; американская; российская; социалистическая;

            28. Характер правопонимания в разных национальных право­вых системах.

            СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА

            оно является правом общины или группы представления о том, что души предков наблюдают за общиной, и нарушение правил, содержащихся в обычном праве, вызывают их недовольство. Кроме того, обычное право теснейшим образом связано с общинной формой жизни большей части населения.


            Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

            Совокупность правовых систем мира, основанных на религиозном праве называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. Он рассматривал некоторые правовые системы религиозного права, но не объединял их в единую семью. Впервые понятие религиозной правовой семьи обосновал Д. В. Лукьянов, который сформулировал ее определение, описал общие характерные черты и определил ее структуру [1] .

            Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

            Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

            В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

            Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются:


            Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.


            Каноническое право

            Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих [ источник не указан 3415 дней ] .

            Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.

            Церковное право

            Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, на Украине и в Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.

            Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.


            Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.

            Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

            Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

            Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

            Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

            Определение правовой системы

            В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

            В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

            Нужна помощь в написании работы?

            Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

            Виды правовых систем

            Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

            • романо-германскую,
            • англо-саксонскую,
            • религиозную,
            • традиционную.

            Две последние правовые системы объединяют.

            Романо-германская правовая система

            Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

            • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
            • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
            • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

            Признаки романо-германской правовой системы

            • источником права является писаный закон;
            • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
            • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
            • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
            • право подразделяется на публичное и частное;
            • право имеет отраслевое выражение;
            • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
            • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
            • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
            • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

            Пример

            Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

            К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

            К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

            Англосаксонская правовая система

            Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

            В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

            Признаки англосаксонской правовой системы

            • источником права является судебный прецедент;
            • суд является правотворческим органом;
            • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
            • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
            • отсутствует кодификация отраслей права;
            • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
            • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

            Пример

            В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

            Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

            Правовая система религиозного права

            Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

            Признаки правовой системы религиозного права

            • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
            • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
            • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
            • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
            • отсутствует деление на частное и публичное право;
            • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
            • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

            Система традиционного права

            Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

            Признаки системы традиционного права

            • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
            • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
            • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
            • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
            • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
            • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
            • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

            Сравнительная характеристика правовых систем

            Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
            Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
            Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
            Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
            Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
            Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
            Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
            Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

            Вывод

            Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

            Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

            Читайте также: