Какие средства защиты положены повару

Обновлено: 07.07.2024

1.1 К работе в должности повара допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Повар в своей работе должен: - знать и выполнять свои должностные обязанности, инструкции по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности; - пройти вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать установленные режимы труда и отдыха;

- выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.3 В процессе выполнения должностных обязанностей на повара могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
- подвижные части электромеханического оборудования, повышенная температура поверхностей оборудования, котлов с пищей, кулинарной продукции;

- пониженная температура поверхностей холодильного оборудования; - повышенная температура воздуха рабочей зоны; - повышенное значение напряжения в электрической сети; - недостаточная освещённость рабочей зоны; - острые кромки, заусенцы и неровные поверхности оборудования, инструмента, инвентаря; - физические, нервно-психические перегрузки. 1.4 Повар имеет спецодежду: халат хлопчатобумажный, косынка или колпак, фартуки хлопчатобумажный и клеенчатый. 1.5 В помещении пищеблока должна иметься медицинская аптечка с небольшим набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи. 1.6 Повар обязан сообщить своему непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей; о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, проявлении признаков острого заболевания. 1.7. Повару следует: - оставлять верхнюю одежду, личные вещи в гардеробной;

- перед началом и в процессе работы мыть руки с мылом, менять спецодежду ежедневно или по мере её загрязнения;

- убирать волосы под колпак;

- после посещения туалета мыть руки с мылом;

- во время исполнения должностных обязанностей не надевать ювелирные украшения, часы; коротко стричь ногти;

- не оставлять рабочее место во время приготовления блюд.

2. Требования по охране труда перед началом работы

2.1 Перед началом работы повар обязан: - надеть спецодежду, застегнуть её на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды; - проверить внешним осмотром исправность оборудования, средств защиты; - проверить наличие и исправность инструментов ( ножи, доски разделочные), приспособлений, оборудования и инвентаря; - проверить отсутствие оголённых свисающих проводов;

- проверить наличие диэлектрических ковриков;

- включить вытяжную вентиляцию; - проверить состояние полов ( отсутствие выбоин, неровностей, скользкости, открытых трапов); - проверить устойчивость производственного стола, стеллажей, прочность крепления оборудования к фундаментам и подставкам; - проверить достаточность освещения рабочей зоны; - проверить надёжность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств, отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг включаемого электрооборудования;

- проверить наличие и целостность ограждающих поручней, отсутствие трещин на поверхности секций плит; - проверить наличие и надёжность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контактов); не приступать к работе при отсутствии или ненадёжности заземления;

- проверить наличие, исправность, правильную установку и надёжное крепление ограждения движущих частей (зубчатых, цепных передач, соединительных муфт и т.д.), нагревательных поверхностей оборудования; - проверить исправность пускорегулирующей аппаратуры включаемого оборудования ( пускателей, пекетных переключателей, рубильников, штепсельных разъёмов, концевых переключателей и т.д.); - проверить наличие воды в водопроводной сети. 2.2 Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые бьющиеся предметы. 2.3 Разделочные доски, лопатки, полотна ножей должны быть чистыми, гладкими, без трещин и заусениц; рукоятки ножей — плотно насажены. 2.4 Надежно установить и закрепить передвижное (переносное) оборудование на производственном столе, подставке, на рабочих местах поваров. Удобно и устойчиво разместить запасы сырья . 2.5 Произвести необходимую сборку оборудования, правильно установить и надежно закрепить съёмные детали и механизмы.

2.6 Перед включением электроплиты проверить наличие поддона под блоком конфорок, закрывающего тены, состояние жарочной поверхности. Убедиться, что переключатели конфорок находятся в нулевом положении.

2.7 Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить завхозу, заведующему и приступить к работе после их устранения.

2.8 При эксплуатации электрических проводов, мясорубки соблюдать требования безопасности, изложенные в соответствующих инструкциях по охране труда.

3. Требования по охране труда во время работы

3.1 Выполнять только ту работу, по которой прошёл обучение, не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.2 Оборудование, инструменты, приспособления применять только для тех работ, для которых они предназначены. 3.3 Перед включением электрических приборов встать на диэлектрический коврик.

3.4 Соблюдать осторожность при работе с ножом, пользоваться хорошо наточенными ножами на маркированных разделочных досках.

Во время работы с ножом не допускается: - использовать ножи с непрочно закрепленными полотнами, с рукоятками, имеющими заусенцы;

- производить резкие движения;

- нарезать сырье и продукты на весу;

- проверять остроту лезвия рукой;

- оставлять нож во время перерыва в работе в обрабатываемом сырье или на столе без футляра.

3.5 При работе с мясорубкой проталкивать мясо в мясорубку специальными толкателями.

3.6 Соблюдать осторожность при работе с ручными тёрками.

3.7 Соблюдать осторожность при работе с горячей пищей ( пользоваться прихватками, крышку открывать на себя). Выполнять требования перемещения в помещении и на территории пищеблока, пользоваться только установленными проходами.

3.8 Содержать рабочее место в чистоте, своевременно убирать с пола рассыпанные и разлитые продукты, жиры, воду и т.д.

3.9 Не загромождать проходы между оборудованием, столами, стеллажами, проходы к рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарём, излишними запасами сырья и т.д. 3.10 Использовать средства для защиты рук (прихватки) при соприкосновении с горячими поверхностями инвентаря и кухонной посуды ( ручки наплитных котлов, баков, противни).

3.11 Вентили, краны на трубопроводах открывать медленно, без рывков и больших усилий; не применять для этих целей молотки, гаечные ключи и другие предметы.

3.12 Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент, не производить эти работы случайными предметами или неисправными инструментами.

3.13 Не перемещать продукты, наплитные котлы и тары с ножом, режущим и колющим инструментом в руках.

3.14 Переносить ёмкость с горячей пищей, наполненную не более чем на 3\4 его объёма, вдвоём , с использованием сухих полотенец. Крышка ёмкости при этом должна быть снята.

3.15 Пользоваться специальными инвентарными подставками при установке противней и других ёмкостей, не пользоваться случайными предметами и неисправными подставками.

3.16 Переносить продукты, сырьё только в исправленной таре, не загружать её более положенной массы брутто.

3.17 Не использовать для сидения случайные предметы и оборудование.

3.18 При приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов: - применять только разрешённые моющие средства и дезрастворы; - не превышать установленную температуру и концентрацию моющих средств; - не допускать распыления моющих средств и дезрастворов, попадания их на кожу и слизистые оболочки. 3.19 При работе с ножом соблюдать осторожность, беречь руки от порезов. При перерывах в работе убирать его в специально отведённое место, не переносить нож острым концом к себе. 3.20 Для предотвращения попадания вредных веществ в воздух производственного помещения соблюдать технологические процессы приготовления кулинарной продукции; операции по просеиванию муки, крахмала и др. производить в специально оборудованных местах. 3.21 Для предотвращения неблагоприятного влияния инфракрасного излучения повар обязан: - максимально заполнять посудой рабочую поверхность плит, своевременно выключать секции электроплит или переключать их на меньшую мощность; - не допускать включения электроконфорок на максимальную и среднюю мощность без нагрузки.

3.22 не допускать попадания жидкости на нагретые конфорки электроплит, наплитную посуду наполнять не более 80% объёма.

3.23 не превышать давление и температуру в тепловых аппаратах выше пределов, указанных в Инструкциях по эксплуатации.

3.24 Устанавливать и снимать противни в рукавицах или с помощью прихваток. .

3.25 Ставить ёмкости и посуду на плиту, имеющую ровную поверхность, бортики и ограждающие поручни.

3.26 Укладывать полуфабрикаты на разогретые сковороды и противни движением от себя. Передвигать посуду по поверхности плиты осторожно, без рывков, открывать крышки наплитной посуды с горячей пищей движением от себя.

3.27 Не пользоваться кастрюлями и другой кухонной утварью, имеющей какую-либо деформацию, непрочно закреплённые ручки, трещины, сколы. 3.28 Перед переноской ёмкости с горячей пищей убедиться в отсутствии посторонних предметов и скользкости пола на всём пути её транспортирования; при необходимости потребовать уборки пола. Предупредить о перемещении ёмкости всех окружающих. Нельзя заполнять тару больше чем на 3\4 объёма, прижимать ёмкость с горячей пищей к себе, держать в руках нож или другой опасный предмет. 3.29 Снимать котёл с плиты без рывков, вдвоём, используя сухое полотенце или рукавицы.

3.30 Пользоваться устойчивыми специальными и прочными подставками для противней и ёмкости. 3.31 Нарезать репчатый лук при включенной вентиляции.

3.32 В зависимости от вида нарезаемого продукта пользоваться разными ножами, имеющими соответствующую маркировку.

4. Требования по охране труда в аварийной ситуациях

4.1.При неисправности электроприборов следует их немедленно отключить.

4.2 При возникновении пожара приступить к эвакуации воспитанников из здания, сообщить о пожаре заведующему и в ближайшую пожарную часть. После эвакуации воспитанников приступить к тушению очага возгорания с помощью средств пожаротушения.

4.3 При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему, при необходимости вызвать врача или доставить пострадавшего в больницу.

4.5 При возникновении поломок оборудования прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, воды, сырья, продукта и т.д. Сообщить об этом непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.

4.6 В аварийной обстановке оповестить об опасности всех окружающих, сообщить непосредственному руководителю и действовать в соответствии с планом ликвидации аварии.

4.7 При появлении запаха газа в помещении немедленно прекратить пользование газоиспользующими установками, перекрыть краны к установкам и на установках.

4.8 Если в процессе работы произошло загрязнение рабочего места жирами или сыпучими веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.

4.9 Пролитый на пол жир удалить с помощью ветоши, промыть место тёплой водой с раствором кальцинированной соды и вытереть насухо.

4.10 Для удаления рассыпанных сыпучих веществ удалить их влажной тряпкой или щёткой – сметкой(веником) с применением совка.

4.11 При получении травмы или при плохом самочувствии немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом заведующему.

5. Требования по охране труда по окончании работы

5.1 Выключить и надёжно обесточить электроплиту и другие электроприборы и оборудование с помощью рубильника или устройства его заменяющего и предотвращающего случайный пуск.

5.2 Не охлаждать нагретую поверхность плиты и другого теплового оборудования водой.

5.3 Разобрать, очистить и помыть оборудование: механическое после остановки движущих частей с инерционным ходом, тепловое – после полного остывания нагретых поверхностей. Не убирать мусор, отходы непосредственно руками, а пользоваться щётками, совками и другими приспособлениями. 5.4 Выключить газоиспользующие установки, перекрыть краны к установкам и на установках.

5.5 Выключить вытяжную вентиляцию.

5.6 Тщательно вымыть рабочий стол, кухонный инвентарь.

5.7 Слить воду из моечных ванн и промыть их горячей водой.

5.8 Снять спецодежду, убрать в специально отведённое место, вымыть руки с мылом.

У работодателей нередко возникают трудности, когда перед ними встает вопрос обеспечения работников специальной и санитарной одеждой. В чем между ними разница и каков порядок их выдачи? Давайте разберемся.

Итак, работодатель обязан обеспечивать работников СИЗ в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 221 Трудового кодекса РФ).

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных СИЗ могут быть отраслевыми или предназначенными для работников сквозных профессий и должностей.

Специальная одежда предназначена для защиты работающих от загрязнений, механического травмирования, избыточного тепла и холода, агрессивных жидкостей и т.д. (комбинезоны, халаты, костюмы, косынки и т.д.).

Санитарная одежда - специальная защитная одежда, предназначенная для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса.

Соответственно нормы их выдачи регулируются разными нормативно-правовыми актами.

Специальная одежда – это разновидность СИЗ. Она защищает работника от вредных производственных факторов: загрязнений, особых температурных условий, агрессивных жидкостей и т. д.

Работодатель обязан бесплатно выдавать сотрудникам спецодежду, если они работают:

  • во вредных и опасных условиях труда;
  • в особых температурных условиях;
  • на работах, связанных с загрязнением (ч. первая ст. 221 ТК РФ).

Что касается санитарной одежды, то она также предохраняет работника от общих производственных загрязнений, но кроме того, защищает предметы труда от работающего (например, поварской колпак предохраняет от попадания волос в приготовляемую еду). Она необходима работникам, которые подвержены влиянию биологических факторов – микроорганизмов. Например, на предприятиях торговли и производства пищевых продуктов, в организациях общественного питания.

Какие документы регламентируют выдачу СИЗ и санитарной одежды

Обеспечивая работников СИЗ, работодатель должен руководствоваться типовыми нормами. Они разработаны как для специфических профессий разных отраслей экономики (типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ), так и для сквозных профессий, общих для всех предприятий (типовые сквозные нормы выдачи СИЗ).

Из всех действующих сегодня типовых норм предприятия общественного питания значатся только в одном документе — в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торговли, утвержденных Постановлением Минтруда России от 29.12.1997 № 68.

Специфика заведения общепита такова, что его работники могут выполнять некоторые работы, свойственные отрасли пищевого производства (например, обвалка мяса и птицы, жиловка мяса и субпродуктов). В подобных случаях нормы выдачи спецодежды сотруднику должны подбираться в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды , специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций пищевой, мясной и молочной промышленности, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66.

Для определения норм санитарной одежды работникам производственных столовых на предприятиях (поварам, официантам, кухонным работникам, кассирам и т.д), при составлении Перечня санитарной одежды вы можете брать нормативные документы такие как ОСТ 10 286-2001 "Санитарная одежда для работников АПК", а также ПРИКАЗ МинТорговли СССР от 27 декабря 1983 г. N 308 "О НОРМАХ САНИТАРНОЙ ОДЕЖДЫ, САНИТАРНОЙ ОБУВИ И САНПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ СССР".

Руководителю предприятия общественного питания непросто сориентироваться, кому и какая одежда положена. Основываясь на рассмотренных здесь нормативных документах, предприятию общественного питания необходимо составить и утвердить нормы выдачи специальной и санитарной одежды для внутреннего применения. Такой документ облегчит выдачу одежды и обуви работникам предприятия, кроме того, его наличие обязательно оценят проверяющие.

Чем отличается выдача СИЗ от выдачи санитарной одежды

Работодатель должен приобретать за свой счет как СИЗ, так и санитарную одежду для работников. Таким образом, они являются собственностью работодателя, и работник при увольнении или переходе на другую должность должен возвращать выданную ему одежду.

Поскольку отдельная форма личной карточки учета санитарной одежды в настоящее время не утверждена можно использовать форму личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

Одна из обязанностей работодателя – ухаживать за спецодеждой, своевременно ее чистить и ремонтировать. Поэтому можно выдавать работнику два комплекта СИЗ с удвоенным сроком носки.

В отношении санитарной одежды есть конкретное требование: у каждого работника должно быть не менее двух комплектов. В мясной промышленности сотрудники могут иметь шесть комплектов санитарной одежды, в молочной и птицеперерабатывающей – четыре комплекта.

Кроме того, можно заменять санитарную одежду:

  • куртку и брюки или халат на полукомбинезон с блузой (сорочкой);
  • комбинезон на куртку и брюки;
  • кожаную обувь на резиновую обувь и наоборот;
  • колпак на косынку и наоборот (п. 5.11 Норм обеспечения санитарной одеждой).

Если на предприятие пищевой промышленности пришли представители контролирующих организаций, им на время проверки нужно выдать санитарную одежду: белые хлопчатобумажные куртку или халат, шапочку или косынку (п. 5.24 Норм обеспечения санитарной одеждой).

Какие ошибки нельзя допускать при выдаче СИЗ и санитарной одежды?

Исходя из практики, можно перечислить типичные нарушения, которых нужно остерегаться при выдаче работникам СИЗ и санитарной одежды. Среди них:

  • Нельзя выдавать работникам СИЗ и санитарную одежду после испытательного срока. Сотрудник вправе получить их сразу, даже если он временно переведен на эту работу, проходит обучение или практику.
  • Нельзя заменять одни СИЗ на другие без учета мнения профсоюза или уполномоченного представителя работников.
  • Нельзя выдавать работникам СИЗ и санитарную одежду, которые не прошли сертификацию. При этом срок действия сертификата должен перекрывать срок носки спецодежды работником.
  • В случае порчи или пропажи спецодежды, работнику нужно сразу выдать другой комплект, а затем разбираться в причинах случившегося.
  • При приеме на работу сотрудника нужно проинформировать о том, какие СИЗ и санитарная одежда ему положены.
  • Работодатель не должен перекладывать обязанность по уходу за спецодеждой на работника, например, выдавая ему средства для стирки.

Напомним также, что если работа сотрудника связана с загрязнением, то ему, помимо СИЗ, нужно выдать смывающие и обезвреживающие средства: мыло, регенерирующие и восстанавливающие кремы и т. д. (ст. 221 ТК РФ).

На работах, которые связаны с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель вправе не выдавать смывающие средства каждому работнику отдельно. Например, можно разместить дозаторы с жидким мылом в общем санитарно-бытовом помещении.

Если статья показалась вам полезной, то ждем от вас лайк. Спасибо.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Каков порядок выдачи мыла работникам, работа которых связана с легкосмываемыми загрязнениями?

Профессии и нормы ДСИЗ

Смывающие и подобные им вещества, наносимые на кожу (дерматологические), служба охраны труда относит к средствам индивидуальной защиты работника – ДСИЗ. Приказ №1122н содержит перечень ДСИЗ по категориям, с указанием фиксированных норм выдачи, рассчитанных на месяц потребления.

Защитного характера

Увлажняющие кожные покровы — для лиц, контактирующих с маслами, смазками, сажей, растворителями, нефтепродуктами, пылью производственного характера и аналогичными средами, не растворяющимися в воде (100 мл).

Водоотталкивающие, подсушивающие кожу до естественного состояния, для лиц, контактирующих с водой, мыльно-водными растворами, цементными, содержащими соль, кислоту, щелочь и др.; работающих в перчатках без подкладки, из обычной резины (100 мл).

Специалисты по трудовым вопросам знают случаи наложения на работодателя больших штрафов, например, за неуказание в трудовом договоре норм выдачи мыла.
Посмотреть, какая ответственность

Сочетающие в себе названные выше характеристики, комбинированные. Если приходится работать с веществами, изменяющими состояние кожи, то сушащими кожу или увлажняющими ее (100 мл).

Препятствующие раздражению и повреждению кожи — при сварке, работах в условиях ветра, холода (100 мл).

Обеззараживающие — при контакте с субстанциями, содержащими опасные бактерии или могущими их содержать, отсутствии на месте работы или в близости от него санитарно-гигиенических помещений, если работа предполагает высокую стерильность рук. Сюда же относят и труд в спецобуви (200 мл).

Очищающего характера

При работах с загрязнениями, которые легко смываются, для мытья рук норматив будет составлять 200 г мыла туалетного (250 мл – жидкого, в таре с дозатором), для тела, соответственно, 300 г и 500 мл.

При работах с загрязнениями, которые смыть трудно, а именно маслами, смазками, продуктами нефтепереработки, лакокрасочной промышленности, пылью производственного характера и иными устойчивыми загрязнениями – 300 г мыла туалетного (500 мл. в таре с дозатором жидкого средства).

Шахтные работы, в сфере шахтного строительства и монтажа, на производстве отрасли – 800 г и 750 мл соответственно.

Восстанавливающего характера

Кремы, эмульсии — при работе с растворителями и другими агрессивными, разъедающими кожу средами, работа с которыми производится в тонких перчатках без подкладки. – 100 мл.

Поскольку единого списка профессий не существует, можно использовать этот документ как рекомендательный, а конкретные, установленные в компании, показатели по профессиям отражать в локальной документации.

На заметку. Выдавать мыло в офисе сотрудникам и оформлять эту процедуру организация не обязана (см. Письмо №15-2/ООГ-1752 от 06 мая 2016 г. Минтруда).

Нормы выдачи ДСИЗ по профессиям

Действуют на основании Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н.

  • растворители;
  • технические масла;
  • смазки;
  • лаки, краски;
  • смолы;
  • нефтепродукты;
  • производственная пыль и пр.
  • дезинфицирующими средствами;
  • растворами цемента и другими водорастворимыми материалами.

Отличия старых и новых правил, касающихся ДСИЗ

Упомянутый документ №805н устанавливает 2 основных нововведения, начиная с июня текущего года:

Как вести учет ДСИЗ

Предприятия имеют право самостоятельно организовывать такой учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом целесообразно учитывать ряд обстоятельств:

  1. В бухгалтерском учете мыло и аналогичные ему ДСИЗ относятся к МПЗ и учитываются по установленным стандартам учета материальных запасов, без особенностей.
  2. На предприятии должен быть утвержденный на основании приведенных выше нормативных актов список профессий, работники которых должны получать ДСИЗ. Как правило, он оформляется в виде приказа, приложением к колдоговору.
  3. Целесообразно разработать нормы выдачи ДСИЗ по производственным участкам и утвердить их для контроля за расходом в подразделениях. На оборотной стороне такого документа обычно располагается ведомость фактической выдачи ДСИЗ на участок с подписью ответственного лица
  4. Образец личной карточки учета ДСИЗ содержится в тексте приложения к приказу №1122н, при работе необходимо использовать утвержденную форму.
  5. Если ДСИЗ выдаются не индивидуально сотруднику, а в коллективное использование, необходимо назначить материально ответственное за это лицо. Например, это может быть бригадир, который получает ДСИЗ для всех своих работников, следит. Чтобы они были в наличии в достаточном количестве, при необходимости отмечает факт выдачи в личных карточках работников и заботится о заверении их подписями.

Нюансы упаковки и сроков годности ДСИЗ

Нередко средства поставляются в больших емкостях или упаковках, неудобных для индивидуального применения. Если жидкое моющее средство находится во флаконе емкостью больше 250 мл, его не будут разливать и раздавать каждому: целесообразно просто поместить его в необходимом и доступном для персонала месте, где им сможет пользоваться каждый с помощью дозатора. Ответственному лицу необходимо проследить, чтобы на ДСИЗ имелись следующие данные:

  • вид, наименование;
  • способ использования;
  • начало и конец периода эксплуатации, причем началом считается момент выдачи работникам.

Средства в таре, меньшей 250 мл, выдаются сотрудникам, если:

  • они предназначены для восстановления кожи и/или ее питания;
  • за данным участком закреплено небольшое количество человек;
  • сотрудники не имеют постоянного рабочего места, в процессе деятельности передвигаясь;
  • следить за применением дозатора невозможно либо достаточно сложно.

Отчетный период по использованию ДСИЗ составляет месяц. Чаще всего большинство их имеют больший срок годности. Если они корректно хранились, их можно продолжать использовать без излишних дополнительных мер.

Что будет, если нарушить закон

Нарушения в рассматриваемой нами области регулирует КоАП РФ, в частности, ст. 5.27. Если ни в трудовом договоре, ни в его дополнительном соглашении, ни во внутренних документах организации не отражены нормы выдачи ДСИЗ либо отсутствуют доказательства, что работник с ними ознакомлен, то согласно ч. 1 могут применяться следующие штрафы:

  • для руководителя организации — 1-5 тыс. руб.;
  • для организации — 30-50 тыс. руб.

Предприниматель в этом случае приравнивается к руководителю.

Фактическое нарушение приказа №1122н, невыдача или неполная выдача ДСИЗ могут быть расценены контролирующими органами и как нарушение договорных трудовых отношений с работником, а в этом случае, согласно ч. 4 статьи, штраф будет выше:

  • для руководителя — 10-20 тыс. руб.;
  • для организации — 50-100 тыс. руб.;
  • для предпринимателя — 5-10 тыс. руб.

Заметим, что расплывчатость формулировок КоАП РФ дает возможность для широкой трактовки ст. 5.27 контролирующими органами, с начислением соответствующих штрафных сумм.

Вывод очевиден: ДСИЗ лучше выдавать, чем игнорировать эту обязанность перед работниками, при этом не следует пренебрегать процедурой оформления выдачи.

Главное

Измененные правила учета ДСИЗ, вступившие в действие текущем году, содержат два важных момента:

Читайте также: