Какие службы осуществляют на предприятии подбор подготовку переподготовку и повышение квалификации

Обновлено: 15.05.2024

1.1. Настоящая Примерная структура мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров федерального министерства, ведомства (далее - Примерная структура мероприятий) разработана для обеспечения выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти".

1.2. Настоящая Примерная структура мероприятий определяет основные разделы и направления мероприятий по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих и носит рекомендательный характер, что предполагает возможность дополнений и изменений применительно к специфике конкретных федеральных органов исполнительной власти.

1.3. Мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих разрабатываются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами) на календарный год на основании расчета потребности в обучении кадров и преследуют цели поддержания уровня квалификации государственных служащих, достаточного для исполнения должностных полномочий.

1.4. При разработке мероприятий по переподготовке и повышению квалификации наряду с данной Примерной структурой мероприятий рекомендуется использование следующих нормативно - методических материалов: Положения "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти", Методических рекомендаций по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, Методических рекомендаций по выбору продолжительности и форм повышения квалификации и переподготовки кадров, Рекомендаций по обеспечению увязки должностных перемещений государственных служащих с результатами обучения и использования полученных знаний.

1.5. Рекомендуемая форма Мероприятий по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федерального органа исполнительной власти представлена в Приложении.

II. Примерная структура мероприятий по обучению кадров

Структуру Мероприятий составляют направления и мероприятия, объединенные в следующие разделы:

Раздел 1. Формирование и размещение государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.

Раздел 2. Исполнение государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.

Раздел 3. Использование результатов обучения.

Раздел 1. Формирование и размещение государственного

заказа на переподготовку и повышение квалификации

Главной задачей данного раздела является формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих разработку, представление и размещение в образовательных учреждениях государственного заказа на обучение государственных служащих федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Положением о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

В данный раздел целесообразно включить следующие мероприятия:

- Формирование общих целей и задач обучения государственных служащих на перспективу и следующий календарный год для своевременного обеспечения эффективной работы федерального органа исполнительной власти (мероприятие выполняется с учетом современной Концепции государственной кадровой политики).

- Определение и постановка задач службе кадров и руководителям структурных подразделений по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.

- Оценка эффективности исполнения государственными служащими функциональных обязанностей, их перспективности и творческого потенциала; принятие решения о необходимости получения дополнительных знаний и навыков (мероприятие выполняется с учетом требований Квалификационных характеристик по государственным должностям и может быть совмещено с проведением аттестации государственных служащих).

- Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих (мероприятие выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти).

- Утверждение кандидатов на переподготовку и повышение квалификации.

- Выбор образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации:

а) анализ информационных материалов, поступающих из образовательных учреждений (направлений и графиков проведения обучения и т.д.);

б) определение оптимальных видов, форм, направлений и сроков обучения государственных служащих;

в) возможный выбор образовательных учреждений для заключения с ними договоров (контрактов); предварительное согласование с ними количества обучающихся, содержания учебных программ, видов, форм, продолжительности и сроков обучения (мероприятие выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по выбору продолжительности и форм повышения квалификации и переподготовки кадров).

- Подготовка и представление в Министерство труда Российской Федерации предложений по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего ведомства (заявки на бюджетное финансирование переподготовки и повышения квалификации) (мероприятие выполняется в соответствии с Положением о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти).

- Уточнение планового контингента обучающихся на следующий календарный год с учетом выделенных финансовых средств, определение для каждого обучающегося целей обучения и согласование с ним темы выпускной (дипломной) работы.

- Заключение договоров (контрактов) с образовательными учреждениями на обучение уточненного контингента государственных служащих.

Раздел 2. Исполнение государственного заказа

на переподготовку и повышение квалификации

Главной задачей данного раздела является разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих организацию эффективного обучения государственных служащих в образовательных учреждениях, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Мероприятия этого раздела должны быть направлены в первую очередь на решение следующих задач:

- Командирование (направление) государственных служащих в образовательные учреждения для прохождения переподготовки или повышения квалификации.

- Стимулирование качественного, эффективного обучения государственных служащих; оказание действенной помощи в решении возникающих проблем; контроль за прохождением государственными служащими обучения; заслушивание текущих отчетов.

- Контроль за выполнением образовательными учреждениями, осуществляющими обучение государственных служащих, условий договора (контракта).

Раздел 3. Использование результатов обучения

Главной задачей данного раздела является разработка мероприятий по созданию благоприятных условий использования результатов обучения для повышения эффективности исполнения государственными служащими должностных полномочий и функциональных обязанностей, улучшения качества работы федерального органа исполнительной власти по решению стоящих перед ним задач.

При разработке данного раздела целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:

- Мотивация использования государственными служащими знаний и умений, полученных при обучении, для повышения эффективности исполнения должностных полномочий, повышения эффективности работы структурных подразделений и федерального органа исполнительной власти в целом.

- Осуществление должностных перемещений государственных служащих, установление им денежного содержания в соответствии с результатами обучения и практического использования полученных знаний (мероприятие осуществляется в соответствии с Рекомендациями по обеспечению увязки должностных перемещений государственных служащих с результатами обучения и использования полученных знаний).

- Подготовка предложений и осуществление мер по повышению эффективности обучения государственных служащих в образовательных учреждениях.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка – отличия

Столкнувшись впервые с необходимостью получения дополнительного образования, можно поначалу запутаться. Разнообразие медицинских курсов и современных программ обучения зачастую приводят в замешательство. Тем более что они похожи по своему формату. Чтобы понять, в чем разница между профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, рассмотрим подробно каждую из них.

Основные отличия видов постдипломного образования

Разница программ по получению знаний состоит в таких особенностях, как:

1. Цель обучения.

Повышение квалификации – это в первую очередь расширение компетенций. Программа разработана для того, чтобы действующий сотрудник приобрел новые знания, навыки и применял их на практике. Например, освоение современных компьютерных программ, которые используют в частных и государственных клиниках, помогает привести документы в порядок и увеличить скорость работы.

Профессиональная переподготовка представляет собой дистанционный курс лекций и практик, который позволяет специалисту получить новую профессию. Благодаря такой возможности выпускник на законном основании может сменить род деятельности и уйти в смежную сферу. Для многих врачей и медицинских сестер это отличный шанс. Всего за несколько месяцев они получают новую профессию и более высокую заработную плату.

2. Вид выдаваемого документа.

После прохождения курсов повышения квалификации специалист получает удостоверение, которое имеет непосредственное отношение к основной профессии. В результате увеличивается эффективность работника – он повышает качество оказываемых услуг и сокращает скорость их выполнения. Что касается переподготовки, то в этом случае сотрудник приобретает не только новую профессию. Он получает полноценный диплом установленного образца, если удачно сдает все экзамены.

3. Срок обучения.

Согласно принятым государственным стандартам, на повышение квалификации человеку требуется примерно в два раза меньше времени. То есть программа должна длиться не менее 16 часов, а при получении специальности на это уйдет более 506–576 часов.

4. Стоимость.

Чем дольше обучение, тем больше преподавателей необходимо подключить к длительному, трудозатратному процессу. В результате цена на переподготовку обычно выше, чем прохождение курсов по приобретению актуальных знаний по своей профессии.

Чем похожи эти виды обучения

Оба образования относятся к постдипломным. Таким образом, врачи и другие медицинские работники заканчивают их на базе имеющейся профессии, которая была приобретена после колледжа или института. При этом каждая программа преследует одни и те же цели:

  • интеллектуальное развитие специалиста;
  • подготовку к новым условиям труда;
  • удовлетворение индивидуальной потребности врача в карьерном росте.

При завершении лекций и практик специалисту выдают документ, подтверждающий успешное усвоение знаний. После повышения квалификации будет выдано удостоверение, а после переподготовки – диплом установленного образца высшего или среднего образования.

Зачем повышают квалификацию или идут на профессиональную переподготовку

Во-первых, полученная в медицинском вузе или колледже информация достаточно быстро устаревает. Специалисты отрасли здравоохранения постоянно разрабатывают актуальные методики и делают различные открытия. Если врач или медсестра будут использовать только тот багаж знаний, который им дали в учебных заведениях 15–30 лет назад, то они вряд ли смогут оказывать адекватную помощь пациентам.

Во-вторых, появляются современные, качественные методы лечения. Например, такой раздел медицины, как эстетическая стоматология. Современные материалы и оборудование позволяют докторам восстановить естественную красоту улыбки даже в сложных случаях. Если несколько десятилетий назад поход к зубному врачу ассоциировался со страхом и болью, то теперь прием у специалиста не вызывает таких негативных эмоций.

В-третьих, вместе с технологическим прогрессом меняются профессиональные стандарты. Поэтому медицинский работник должен регулярно обучаться, чтобы соответствовать современным требованиям. На здоровье пациентов не должна отражаться нехватка знаний, не полученных после колледжа или института.

Кому может понадобиться постдипломное образование


  • неврологам;
  • гинекологам;
  • кардиологам;
  • вирусологам;
  • массажистам;
  • стоматологам;
  • анестезиологам;
  • реаниматологам;
  • аллергологам и другим врачам.

Переподготовку или курсы, повышающие квалификацию, могут пройти специалисты различных категорий. Для этого необходимо иметь оконченное среднее или высшее образование в сфере здравоохранения. Согласно этому требованию психологи не могут получить медицинский сертификат или диплом. Для получения более подробной информации обратитесь за консультацией к сотрудникам.

Как проходят курсы по повышению квалификации

Этот вид постдипломного образования чаще всего требуется трудоустроенным гражданам. При этом они могут получать необходимые знания без отрыва от профессиональных обязанностей. В некоторых случаях руководитель принимает решение о направлении подчиненного на учебу в рабочее время с сохранением заработной платы. Однако чаще всего лекции проводят дистанционно, в вечернее время или в выходные.

Существует три основных формата курсов:

Получив знания и навыки, сотрудник может ускорить процесс производства, получить новую должность и прибавку к заработной плате. Кроме приобретения новой информации, у специалиста повышается мотивация и чувство собственной важности для компании, в которой он работает.

Разновидности обучающих программ по времени

После определения удобного формата следует обратить внимание на то, какая будет длительность процесса повышения квалификации.

Вид курсаПримерная продолжительность (общее количество часов)
Краткосрочный – охватывает ограниченное количество тем, которые актуальны на данный момент для работы с пациентами72
Долгосрочный или углубленный – позволяет полностью погрузиться в задачу и освоить большое количество тем и обновлений100–500
Тематические семинары или лекции – нацелены на устранение недостатка знаний в конкретном вопросе. Например, обсуждение какой-либо патологии и методов ее лечения и профилактики72–100

После завершения лекций учащиеся в устном или письменном виде сдают итоговый экзамен или тестирование. Если посещаемость занятий и качество полученных знаний в норме, то выдают документ установленного образца, подтверждающий прохождение обучения.

Преимущества повышения квалификации

Во время усвоения новой информации работники медицинских учреждений получают ценные знания:

  • о новейших методиках оказания экстренной и плановой помощи пациентам;
  • нормативно-правовых регламентах, которые строго регулируют сферу здравоохранения, о нормах трудового права и актуальных изменениях в сфере медицинского законодательства;
  • системах автоматизации и других видах организационных нововведений, которые внедряют в клиническую практику медицинские службы. Они улучшают качество оказания услуг и оптимизируют работу персонала государственных и частных клиник.

Как проходит профессиональная переподготовка


Этот вид постдипломного курса направлен на глубокое изучение программы и получение новой профессии. Такой формат подходит работникам, которые уже имеют высшее или среднее образование и хотят получить новый диплом, не тратя столько же времени, как при получении первого.

Большинство вузов России предлагают очное или очно-заочное обучение. Однако в силу обстоятельств, которые сложились в мире в последнее время, они стали менее актуальными. Наиболее приемлемым становится дистанционный формат с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

  1. После каждого блока лекций проводится тестирование и сдача научных работ, по которым преподаватели оценивают, как слушатель осваивает знания.
  2. Пройдя занятия целиком, учащийся сдает ряд экзаменов, назначенных комиссией. Затем диплом отправляют удобным для студента способом.
  3. Далее медспециалист сдает первичную аккредитацию и получает право оказывать полный комплекс услуг согласно приобретенной специальности.

Переподготовка решает сразу ряд проблем. Благодаря ей руководитель клиники получает работника с актуальным дипломом. При этом не происходит кадрового дисбаланса. Сам врач или медицинская сестра могут профессионально расти, развиваться и получать большую зарплату.

Преимущества дистанционного курса

Такой формат считается наиболее удобным, так как он имеет много плюсов:

  1. Комплексное обучение привлекает приемлемой стоимостью.
  2. Современный курс для специалистов с высшим и средним образованием в области здравоохранения длится от 506 до 576 часов. Такое становится возможным благодаря учету пройденных ранее дисциплин в вузе или колледже.
  3. За относительно короткий временной отрезок работник сферы здравоохранения значительно расширяет знания, что увеличивает его ценность для работодателя.
  4. При разработке лекций учитывают актуальные стандарты и требования клиник.
  5. Вся программа составлена специалистами так, что на протяжении трех или трех с половиной месяцев специалист может учиться, продолжая полноценно работать в клинике.
  6. Профессиональный уровень выпускника не будет ниже, чем при прохождении такого же очного курса лекций и практик с интернатурой или ординатурой.

Какую профессию можно получить после переподготовки

Подводя итог, можно заключить, что оба метода постдипломного обучения актуальны для медицинских работников. Разница их в том, что переподготовку специалист может проходить один или два раза в жизни, получая полноценный диплом и допуск к новой профессии. А повышение квалификации – это постоянный, периодически повторяющийся процесс усовершенствования знаний и навыков на базе уже имеющегося образования.

Читайте также: