Какие системы органов осуществляют связь между органами тела

Обновлено: 04.05.2024

Органы — это анатомически обособленные части организма. Глаз, сердце, почка, мышца — все это органы. Каждый орган имеет свою, только ему присущую, форму и занимает в организме определенное место. В зависимости от функций разным может быть и строение органа. Сравните сердечную и скелетную мышцы. Сердце перекачивает кровь, скелетная мышца перемещает кости. Или сопоставьте форму зубов — клыки резко отличаются от коренных зубов. Эти отличия, без сомнения, являются следствием выполнения разных функций. Таких примеров можно привести огромное количество.

В образовании органов участвуют различные ткани. Но их роль неодинакова, и лишь одна из тканей является ведущей, рабочей. Так, сердце состоит из эпителиальной, волокнистой соединительной, поперечнополосатой мышечной и нервной тканей. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань является преобладающей — рабочей.

Вне организма орган, как правило, работать не может, ведь он — часть целого организма. Между тем, как вам известно, организм может обходиться безнекоторых органов. Например, хирургическое удаление зуба, почки не приводит к гибели организма.

Системы органов

Органы, выполняющие общие функции, объединяются в системы органов — дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную и др.

  • Дыхательная система включает полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи и легкие. Ее основная функция — газообмен. Она участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа.
  • Сердечно-сосудистая система обеспечивает движение крови в системе замкнутых сосудов. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце проталкивает кровь по сосудам к тканям. дополняет деятельность сердечно-сосудистой, способствуя возвращению из тканевой жидкости белков и других веществ. Она представлена лимфатическими узлами и сосудами.
  • Пищеварительная система включает язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочную железу. В пищеварительной системе пища измельчается, смачивается, подвергается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления сложных молекул пищевых продуктов образуются простые молекулы необходимых организму веществ. Они всасываются и доставляются кровью ко всем клеткам организма.
  • Мочевыделительная система выполняет функцию удаления конечных продуктов обмена, включая азотсодержащие соединения. Основными органами мочевыделительной системы являются почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
  • Половая система выполняет функцию размножения. К этой системе относятся наружные и внутренние половые органы и железы. У мужчин половые железы — семенники (яички), у женщин — яичники. В них формируются половые клетки.
  • Эндокринная система включает железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники и др.). Они вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества, которые выполняют функцию регуляции практически всех процессов жизнедеятельности. включает в себя красный костный мозг, селезенку, вилочковую железу, лимфоузлы и др. Она обеспечивает сохранение биологической индивидуальности и химического постоянства внутренней среды организма.
  • Костная система представлена большим числом различных по форме, размерам и конструкции костей, которые входят в состав скелета. Скелет выполня-ет функции опоры, защиты и движения (при активном участии мышц), является депо минеральных веществ.
  • Мышечная система объединяет все скелетные мышцы. Ее функцией является сохранение позы, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, выполнение тонких движений.
  • Нервная система состоит из центрального (спинной и головной мозг) и периферического (нервные узлы и нервы) отделов. Она регулирует и согласовывает работу всех систем организма, обеспечивает его приспособление к воздействиям внешней среды. Ее деятельность создает основу для психики человека, его поведения.
  • Сенсорные системы (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и др.) представлены высокоспециализированными рецепторами, способными воспринимать действие раздражителей и преобразовывать их энергию в электрические импульсы. Импульсы доставляются в кору головного мозга, где осуществляется их обработка и формируются ощущения. Таким образом реализуется функция связи организма с внешней средой.

В тех случаях, когда две или несколько систем объединяются для выполнения определенных функций, их называют аппаратами: например, опорно-двигательный (костная и мышечная системы), мочеполовой (мочевыделительная и половая). Органы, входящие в состав аппарата, связаны между собой выполняемой функцией, но могут иметь разное строение и (или) происхождение.

Организм — единое целое

Все системы органов тесно взаимодействуют и образуют целостный человеческий организм — динамическую систему, находящуюся в тесном контакте с окружающей средой. Существование организма было бы невозможным, если бы он не реагировал на дефицит воды и пищи, изменения параметров окружающей среды (температуры, концентрации кислорода и углекислого газа).

Поведение человека направлено на удовлетворение биологических и социальных потребностей, на защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ним. Из собственного жизненного опыта вы знаете, что игра в футбол, пробежка на лыжах и другие физические нагрузки приводят к возрастанию частоты сердцебиений, изменению характера дыхания, потоотделению. Спустя непродолжительное время после нагрузки все описанные изменения исчезают. Организм возвращается к прежнему исходному состоянию — экономному функционированию всех систем жизнеобеспечения.

Из этого следует, что наш организм является единым целым. Его системы взаимосвязаны и создают оптимальные условия для жизнедеятельности составляющих его клеток.

Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки.

Плазматическая мембрана отделяет клеточное содержимое от внешней среды и регулирует поступление в клетку и выведение из нее различных веществ. Органоиды и ядро обеспечивают жизненные функции клетки.

Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды.

Из тканей образованы органы — анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Скелетная, мышечная, мочевыделительная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная.

Система органов – группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию. В аппарате органов органы или имеют различное происхождение и строение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат, в который входят костная и мышечная системы), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат).

3. Укажите функции скелетной системы; мышечной системы. Что такое опорно-двигательный аппарат?

Скелетная система поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию. Мышечная система приводит в движение кости скелета.

Опорно - двигательный аппарат – комплекс костей, мышц и вспомогательных образований, обеспечивающих движение частей тела друг относительно друга и перемещение в простанстве тела как целого.

4. Охарактеризуйте значение мочевыделительной системы для человека .

Благодаря мочевыделительной системе происходит выделение из организма жидких продуктов обмена, что обеспечивает постоянство внутренней среды организма и поддержание оптимальных условий для жизнедеятельности организма.

5. Какая система обеспечивает газообмен в организме человека?

Дыхательная система обеспечивает газообмен в организме человека.

6. Какова роль в организме эндокринной системы? Какие органы входят в состав этой системы?

Эндокринная система осуществляет, под контролем центральной нервной системы, регуляцию всех физиологических процессов в организме с помощью биологически активных соединений - гормонов. К железам внутренней секреции человека относят гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, островки Лангерганса поджелудочной железы, тимус, надпочечники, внутрисекреторная часть половых желез.

7. Охарактеризуйте значение пищеварительной системы для человека.

Благодаря прохождению пищи по пищеварительному тракту происходит её механическая обработка, расщепление с помощью пищеварительных ферментов и всасывание питательных продуктов расщепления и воды в кровь и лимфу.

8. Верно ли утверждение, что нервная система координирует работу всех органов?

Верно, так как нервная система обеспечивает взаимосвязь между всеми органами организма, регулирует и согласует работу органов между собой через взаимосвязь нейронов в центральной нервной системе.

9. Как вы думаете, почему кровеносную систему называют также сердечно – сосудистой системой?

Кровеносная система - совокупность органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме. Она состоит из сердца и сосудов, поэтому считается аналогичным название сердечно - сосудистая система.

10. Докажите, что организм человека функционирует как единое целое.

Наш организм состоит из огромного множества клеток, тканей, органов, работа которых скоординирована на выполнение самой важной функции: поддержание жизни в человеке. Функции различных клеток или органов различны, но изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. В тоже время целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

11. Используя рисунок на с. 44-45 учебника, назовите, к какой системе органов относится каждый указанный на рисунке орган.

Скелетная: череп, грудина, плечевая кость, ребра, позвоночник, лучевая кость, локтевая кость, кости кисти, таз, бедренная кость, связки.

Мышечная: мышцы лица, мышцы туловища, мышцы верхней конечности, мышцы нижней конечности.

Мочевыделительная: мочевой пузырь.

Дыхательная: трахея, легкие.

Пищеварительная: слюнные железы, желудок, печень, желчный пузырь, тонкая кишка, толстая кишка.

Клетка – структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов.

Ткани – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

Органы – это часть тела, выполняющие общие физиологические функции.

Система органов – органы, сходные по своему строению, происхождению и выполняемой функции.

Организм – живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, само поддерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема нашего сегодняшнего урока – организм – единое целое. По данным науки, первые существа на нашей планете появились примерно три с половиной миллиарда лет назад. С момента появления примитивной жизни, благодаря эволюции, на земле появилось огромное многообразие живых форм. Бактерии, водоросли, простейшие животные, многоклеточные животные и человек, любое существо, возникшее из семени, споры или зиготы является организмом. В условиях лаборатории могут существовать отдельные клетки. В естественных условиях, то есть в природе, самостоятельно могут существовать только живые организмы. Организмы – это реальные носители жизни.

В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой организм – единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей

Взаимосвязь всех жизненных процессов одноклеточных организмов обеспечивается взаимодействием органоидов клетки. У многоклеточных организмов контакт и взаимодействие клеток происходят через клеточную мембрану. У высших растений связь между клетками обеспечивают тончайшие нити цитоплазмы, которые проходят через поры в клеточной оболочке и соединяют содержимое соседних клеток.

Сходные по строению и действующие совместно клетки образуют ткани, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь растительных тканей особенно ярко проявляется в процессе питания растений.

Взаимосвязь органов и систем органов

Из тканей формируются органы и системы органов, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Они не способны существовать самостоятельно вне целостного организма и тесно связаны друг с другом.

Лист – орган, в котором происходит фотосинтез, он обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения. Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении. осуществляется по стеблю. Он же служит опорой для листьев, цветков и плодов.

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой. Наш организм состоит из огромного числа разнообразных по форме, размерам и функциям клеток. Несмотря на высокую специализацию (структурные изменения клеточных элементов в соответствии с выполняемой функцией), все они имеют общий принцип строения (плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды) и обладают основными свойствами живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, возбудимость, проводимость, секреция, деление и др.), включая поддержание постоянства внутренней среды клетки. Сходные по строению, функциям и происхождению клетки формируют ткани. По характеру деятельности (специализации) все ткани подразделяются на четыре группы: нервную, мышечную, эпителиальную и ткани внутренней среды. Из тканей образованы органы – анатомически обособленные части организма. Органы, совместно обеспечивающие выполнение одной или нескольких функций, объединяются в системы органов (дыхательную, кровеносную, пищеварительную и др.). Из систем органов образован целостный организм, способный противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, которые несовместимы с жизнью отдельной клетки или системы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Системы органов в организме. Маркова Юлия Викторона МБОУ СШ№7 г.о.Кохма

Описание презентации по отдельным слайдам:

Системы органов в организме. Маркова Юлия Викторона МБОУ СШ№7 г.о.Кохма

1 слайд

Описание слайда:

Системы органов в организме.
Маркова Юлия Викторона МБОУ СШ№7 г.о.Кохма

Органы – части организма, имеющие определённую форму, строение, расположение

2 слайд

Описание слайда:

Органы – части организма, имеющие определённую форму, строение, расположение и выполняющие определённую функцию.

Покровная система Представлена кожей и слизистыми оболочками Кожа и слизистые

3 слайд

Описание слайда:

Покровная система
Представлена кожей и слизистыми оболочками
Кожа и слизистые оболочки защищают
организм от механических повреждений,
высыхания и проникновения микроорганизмов.

Дыхательная система Включает полость носа, носоглотку, трахею, бронхи и сами

4 слайд

Описание слайда:

Дыхательная система
Включает полость носа, носоглотку, трахею,
бронхи и сами лёгкие. Она осуществляет дыхание –
обеспечение организма кислородом и освобождение
его от углекислого газа.

Описание слайда:

Пищеварительная система Включает ротовую полость, слюнные железы, пищевод, же

6 слайд

Описание слайда:

Пищеварительная система
Включает ротовую полость, слюнные железы, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу и кишечник. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается, перемещается, подвер-гается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления пищевых продуктов образуются необходимые организму вещества. Они попадают в кровь и разносятся ко всем клеткам и тканям организма.

Выделительная системаОтносятся почки, кожа, лёгкие и пищеварительный тракт. Э

7 слайд

Описание слайда:

Выделительная система
Относятся почки, кожа, лёгкие и пищеварительный тракт. Эти органы
обеспечивают удаление вредных и конечных продуктов обмена и
избытка воды.

Половая или репродуктивная система выполняет функцию размножения. К этой сис

8 слайд

Описание слайда:

Половая или
репродуктивная система
выполняет функцию размножения. К этой системе относятся половые органы и железы. У мужчин половые органы – семенники, у женщин – яичники.

Эндокринная система Включает железы внутренней секреции, которые вырабатывают

9 слайд

Описание слайда:

Эндокринная система
Включает железы внутренней секреции, которые вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества – гормоны. Они участвуют в регуляции функций организма.

Иммунная система Представлена вилочковой железой, костным мозгом, селезёнкой,

10 слайд

Описание слайда:

Иммунная система
Представлена вилочковой железой, костным мозгом, селезёнкой, лимфатическими узлами и лейкоцитами. Эти органы и клетки крови принимают участие в защите организма от бактерий, вирусов и других чужеродных микроорганизмов, и веществ.

Опорно-двигательная система Состоит из скелета и мышц. Скелет состоит из разл

11 слайд

Описание слайда:

Опорно-двигательная система
Состоит из скелета и мышц. Скелет состоит из различных по форме, размерам и строению костей. Он выполняет функцию опоры и защиты.

Сенсорная система Состоит из специализированных рецепторов и нервных клеток,

12 слайд

Описание слайда:

Сенсорная система
Состоит из специализированных рецепторов и нервных клеток, которые участвуют в восприятии и переработке информации из внешней и внутренней среды организма и формируют ощущения.

Нервная система Объединяет все системы организма в единое целое. Она регулиру

13 слайд

Описание слайда:

Нервная система
Объединяет все системы организма в единое целое. Она регулирует и согласовывает их деятельность

все физиологические функции можно классифицировать как соматические (движени

14 слайд

Описание слайда:

все физиологические функции можно классифицировать как
соматические (движение),
вегетативные (поддержание жизнедеятельности, размножение, развитие)
психические (поведение, деятельность).

Регуляция – это изменение характера деятельности органа или систем органов в

15 слайд

Описание слайда:

Регуляция – это изменение характера деятельности органа или систем органов в целях сохранения постоянства внутренней среды организма


16 слайд

Описание слайда:

В головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый мозг, задний м

17 слайд

Описание слайда:

В головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый мозг, задний мозг (включающий мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария.

Нервная системаСоматическаяАвтономнаяЧасть нервной системы, которая отвечает

18 слайд

Описание слайда:

Нервная система
Соматическая
Автономная
Часть нервной
системы, которая отвечает за работу кожи и мышц
Часть нервной системы, регулирующая обменные процессы, рост и размножение, работу сердца, сосудов и внутренних органов.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутре

19 слайд

Описание слайда:

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая нервной системой.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепт

20 слайд

Описание слайда:

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, который отвечает на раздражение.
Рецепторы – нервные образования, которые воспринимают раздражения и преобразуют их в нервные импульсы.

Рефлекторная дугаЧувствительные нейроны Вставочные нейроны Двигательные или и

21 слайд

Описание слайда:

Рефлекторная дуга
Чувствительные нейроны
Вставочные нейроны
Двигательные или исполнительные нейроны
Проводят нервный импульс в центральную нервную систему.
Соединяют несколько нервных клеток. Их тела и отростки не выходят за пределы центральной нервной системы.
Проводят сигналы от ЦНС к рабочему органу.


22 слайд

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Читайте также: