Нужно ли проводить спецоценку если изменилось название должности

Обновлено: 16.05.2024

В организации прошло 5 пять лет с момента проведения предыдущей СОУТ (спецоценки условий труда). Травматизма за этот период не было. Согласно правилам - СОУТ проводить в этом случае не нужно (автоматически пролонгируется). Но за это время у некоторых сотрудников поменяли название должности и сами должностные обязанности (в штатном расписании 5 лет назад такой должности - ставки - не было. Также в 2016 г.ввели профстандарты и некоторые профессии - переназвали согласно профстандартам. Т.е. раньше была техничка - стала уборщик служебных помещений (обязанности и условия труда не менялись).

Вопрос:

Нужно ли в таких условиях делать СОУТ?

Ответ юриста

Нужно ли на такие ставки (где сменилось лишь название, а не содержание) проводить СОУТ?

СОУТ надо проводить при образовании новых структурных подразделений и новых должностей, при их переименовании спецоценка не проводится.

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, - со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).

Статьей 17 Закона N 426-ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Случаи переименования должностей, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне отсутствуют.

Вопрос: Надо ли проводить специальную оценку условий труда в связи с введением нового штатного расписания, по которому произошли переименование должностей и структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений и новых должностей? (Консультация эксперта, Роструд, 2020)

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

ст. 17, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О специальной оценке условий труда"

В Письме Минтруда России от 02.11.2016 N 15-1/ООГ-3847 указано, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.

Таким образом, если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.

Таким образом, для старых рабочих мест, в случае если только поменялись наименования должностей без иных изменений, проводить внеплановую СОУТ необязательно. Если же, кроме наименования должностей, поменялся и функционал работников либо условия труда, то на таких рабочих местах, как и на вновь созданных, следует проводить внеплановую СОУТ.

Пересмотр организационной структуры предприятия – не слишком частое, но все же регулярное для российской практики явление. Причины его могут различаться: некоторые компании таким способом оптимизируют свою численность, экономя фонд оплаты труда, другие, напротив, расширяются, чтобы иметь ресурсы для решения новых задач. Но у всех них возникает оправданный вопрос: как поступить с процедурой специальной оценки условий труда? В каких случаях нужно организовывать внеочередную СОУТ, а когда это не требуется?

Варианты изменения штатного расписания

Ответ на поставленный вопрос определяется характером изменений, вносимых в штатное расписание. Все их можно подразделить на три укрупненные категории:

  • изменения, связанные с простым переименованием позиций, занимаемых работниками. При этом сущность их обязанностей и, главное, условия труда сохраняются неизменными;
  • изменения, связанные с существенным пересмотром обязанностей сотрудников и условий их труда;
  • введение в штатное расписание полностью новых позиций.

Конечно, существует еще один вариант — сокращение должностей и численности персонала компании, однако понятно, что в этой ситуации для сокращаемых позиций проводить спецоценку не нужно.

Спецоценка при переименовании должностей

Когда перед организацией встает вопрос о необходимости организации дополнительной процедуры специальной оценки, ей нужно руководствоваться положениями статьи 17 426-ФЗ. Он является основным нормативным документом, устанавливающим правила выполнения СОУТ, и содержит четкий список ситуаций, в которых компании необходимо провести внеплановую спецоценку.

В части 3 обозначенной статьи определенно говорится о том, что изменение названия должности или перевод позиции из одного структурного подразделения организации в другое без изменения условий труда чаще всего не становится основанием для внеочередной процедуры СОУТ. Однако окончательное решение по этому вопросу принимается комиссией по спецоценке, которая создается работодателем для курирования решений, связанных с этой процедурой.

СОУТ и штатное расписание: изменение функционала должности или условий труда

Если при пересмотре штатного расписания для конкретной должностной позиции существенно изменяются условия ее трудовой деятельности, в отношении нее должна быть проведена внеплановая спецоценка. Достаточно часто такие ситуации сопровождаются введением нового наименования должности, однако так бывает не всегда. В частности, статья 17 426-ФЗ указывает, что внеочередная проверка организуется, если для данной позиции:

  • изменяется характер технологического процесса;
  • производится замена основного используемого оборудования;
  • меняется качественный состав сырья и материалов, используемых в процессе работы;
  • меняется характер индивидуальных или коллективных защитных средств, используемых для минимизации воздействия негативных факторов производства.

Все эти случаи объединяются общей характеристикой: в них происходит заметная корректировка условий труда работника и, как следствие, характера воздействия на него производственных факторов. Если такие обстоятельства имеют место в организации, ей необходимо провести внеочередную СОУТ для этих рабочих мест. При этом в первых двух ситуациях, которые связаны с изменением производственного процесса или состава применяемого оборудования, на проведение спецоценки предприятию отводится 12 месяцев. По вторых двух ситуациях, которые предполагают замену состава СИЗ или используемых материалов, оценка должна быть проведена в течение шести месяцев.

Новая должность в штатном расписании для СОУТ

Введение в организации новой должности – это ситуация, прямо предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 17 426-ФЗ. Этот раздел данного федерального закона однозначно указывает, что в данном случае компания обязана провести внеочередную процедуру спецоценки. На организацию и выполнение этой процедуры предприятию отводится ровно год. К моменту окончания этого срока у нее должен быть готов отчет по СОУТ для этих позиций.

Подчеркнем, что такая процедура проводится только для тех должностных позиций, которые впервые вводятся в компании. Результаты проверки для других рабочих мест, которые были получены ранее, продолжают действовать. Согласно 426-ФЗ срок действия документации по СОУТ составляет пять лет. Однако если проверенные рабочие места относятся к категории оптимальных или допустимых, и для них в установленном порядке составлены декларации условий труда, то через пять лет срок их действия продлится автоматически на аналогичный период. Однако это произойдет только в том случае, если в течение этих пяти лет в организации не было серьезных происшествий – например, несчастных случаев.


В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если не завершить СОУТ до 31 декабря 2018, будет штраф:

  • на должностных лиц — от 2000 до 5000руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000руб.;
  • на юридических лиц — от 50000 до 80000руб.

Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ.

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.2017 № 151/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места. При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст. 3 Федерального закона № 426ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 151/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.

Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 151/ООГ-2459. Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного. В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется. Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.

Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.

Читайте также: