Какие разновидности усыновления закрепляло право древнего рима
Обновлено: 25.06.2024
§ 76. Отношения между родителями и детьми
Принцип patria potestas
Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas — только власть отца, а не родителей вообще. Мать по с. 466 отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей; после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще всего своего же собственного сына. — При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей: юридически она была для них чужой. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание (алименты), а также, — по крайней мере, в известных случаях, — и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет.
— положение детей внебрачных
с. 467 Таким образом, почти вся юридическая сторона отношений родителей к детям сводится к patria potestas. Но эта patria potestas в течение веков весьма существенно изменила свое содержание.
Древнейшее содержание patria potestas
В древнейшее время это была, как уже неоднократно упоминалось, абсолютная власть патриархального домовладыки, самодержца в своей семье. Она охватывала как самую личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли paterfamilias зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел, далее, право продавать своих детей или в полное рабство trans Tiberim, или внутри государства in mancipium (jus vendendi). Он имел, наконец, юридически неограниченное jus vitae ac necis 4 . Конечно, и здесь фактическое положение детей были иное, но юридически отец — неограниченный властелин самой личности дитяти. В имущественном отношении filius familias, как известно, есть persona alieni juris: он имеет гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что он приобретает, делается eo ipso собственностью отца; за обязательства же детей отец не отвечает; только за деликты отец несет ноксальную ответственность: он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему (noxae dedere).
Ее позднейшее ослабление в личном и имущественном отношении
Таков был исторический отправной пункт; дальнейшее развитие заключается в постепенном ослаблении этой абсолютной власти в обоих направлениях, как личном, так и имущественном.
2. В имущественном отношении рост самостоятельности детей на первых порах идет теми же путями, какие были отмечены выше по поводу рабов. Так же точно, как и рабам, отцы часто выделяли своим достигшим возраста детям известное имущество для самостоятельного хозяйствования — peculium; точно так же деятельность сыновей могла дать при известных условиях основание для ответственности отца (т. н. actiones adjecticiae qualitatis: actio de peculio, institoria, exercitoria, quod jussu и de in rem verso). Здесь нужно повторить все то, что было сказано выше о рабах.
Когда с переходом к абсолютной монархии все виды государственной службы были уравнены, правила о peculium castrense были перенесены на имущество, приобретенное сыном на службе гражданской, на т. н. peculium quasi castrense. Это peculium, как и peculium castrense, составляет свободное имущество сына, по отношению к которому отец никаких прав не имеет.
— peculium bona adventicia
Новый ряд ограничений имущественной стороны patria potestas открыл указ Константина, в силу которого все то, что получено детьми (уже не только сыном) по наследству от матери (bona materna), должно считаться их собственностью, которой отец распоряжаться не в праве: он сохраняет только право пожизненного пользования (c. 1 C. 6. 60). Указом императора Аркадия и Гонория (c. 2 C. 6. 60) то же положение было распространено на bona materni generis — на имущества, полученные от родственников с материнской стороны; указом Феодосия и Валентиниана — на lucra nuptialia. Наконец, Юстиниан все эти многочисленные исключения обобщил: отцу принадлежит только то, что сын приобретает ex re patris, то есть оперируя с имуществом отца; все же остальное, каким бы образом оно ни досталось сыну, составляет его собственность; отец имеет лишь право пожизненного пользования (§ 1 In. 2. 9). Все такое имущество (в него не входит peculium castrense и quasi castrense, которое остается даже вне пользования отца) носит название bona adventicia. Но даже и при этом имуществе право пожизненного пользования может быть исключено прямым постановлением того, кто это имущество сыну передает (кто ему дарит или завещает); тогда оно называется bona adventicia irregularia.
Таким образом, в конце развития и в имущественном отношении от старой безусловности patria potestas осталась только ее с. 470 тень в виде права пожизненного пользования отца некоторыми видами имуществ. Правда, и эта тень имеет большое практическое значение; тем не менее имущественная самостоятельность детей признана. Вместе с тем, первоначальное юридическое единство семьи разрушено: семья теперь с юридической стороны не единство, а союз лиц, из которых каждое представляет самостоятельного субъекта прав, могущего иметь особое имущество, выступать стороною в процессе и заключать юридические сделки.
Установление patria potestas (legitimatio, arrogatio, adoptio)
Установление patria potestas. Patria potestas возникает, прежде всего, естественным образом вследствие рождения ребенка в законном браке. По отношению к детям незаконным она может быть установлена только путем узаконения 366 legitimatio; но эта legitimatio появилась только в период абсолютной монархии и только для liberi naturales. Постепенно возникли три способа такого узаконения: a) Со времени Феодосия и Валентиниана — legitimatio per oblationem curiae, узаконение посредством представления filius naturalis в ordo местных декурионов в связи с наделением его известным имущественным цензом (это одна из привилегий, которыми правительство желало привлечь к несению тяжелой в то время повинности по заведованию местными делами). b) Со времени императора Анастасия — legitimatio per subsequens matrimonium, посредством последующего вступления родителей в законный брак. c) И наконец, со времени Юстиниана — вообще legitimatio per rescriptum principis, узаконение посредством специального императорского указа.
По отношению к детям чужим возможно было установление patria potestas путем усыновления, которое будет или arrogatio, если усыновляется persona sui juris, или adoptio, если усыновляется persona alieni juris.
Кроме указанных видов arrogatio и adoptio, мы встречаем в дошедших до нас памятниках конца республики — начала империи случаи усыновления в завещании, adoptio testamentaria, о которой юристы ничего не говорят. Но было ли это подлинное в юридическом смысле усыновление или нет — это вопрос доныне невыясненный.
Прекращение patria potestas (emancipatio)
Прекращение patria potestas. Остатком старого патриархального характера patria potestas даже в самом позднем римском праве является ее пожизненность: она прекращается нормально только смертью отца. Ни достижение сыном совершеннолетия, ни основание им своего собственного отдельного дома и хозяйства не только не прекращают отцовской власти, но даже не влияют на ее ослабление. Лишь приобретение сыном известного звания уничтожает ее; таковыми званиями в языческом Риме является звание flamen Dialis, а для дочери звание весталки 13 ; в позднейшее императорское время — звание консула, praefectus praetorio, praefectus urbi, magister militum или епископа.
Но patria potestas, как право одностороннее, может быть прекращена искусственным путем — освобождением сына самим отцом, что называется emancipatio. Форма emancipatio была также образована посредством искусственного применения упомянутого правила законов XII таблиц о троекратной продаже: отец, желавший эманципировать сына, совершал троекратную mancipatio его доверенному лицу, а это последнее три раза отпускало его на волю. В результате сын делался persona sui juris, приобретал хозяйственную самостоятельность, но зато утрачивал всякие наследственные права по своей семье. Последнее ограничение, впрочем отпало, когда наследственное право было перестроено по началам когнатического родства. В императорское 368 время и здесь старые формальности были отменены: император Анастасий установил возможность emancipatio per rescriptum principis (т. н. emancipatio Anastasiana), а Юстиниан предписал вообще для emancipatio с. 473 заявление перед судом (т. н. emancipatio Justinianea). В виде награды за добровольный отказ от своих отцовских прав (praemium emancipationis) отец и после emancipatio сохраняет право на пользование половиной имущества сына.
Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio.
Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: ". они и родных детей не имеют в своей власти". Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.
Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю.
В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних.
Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.
В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres.
В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась власть римского домовладыки кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.
Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения.
Известны три способа узаконения:
а) со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);
б) со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак;
в) со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта.
Вопрос №28: Опека и попечительство в римском праве: понятие, основания установления и прекращения.
Самостоятельность в сфере частного права и тем самым полноправность не были в римской юридической традиции обстоятельством безусловным и непреходящим. Признавалось, что существуют условия, при которых возможность активного участия в коммерческом обороте и в установлении вообще частноправовых отношений (то, что в позднейшее время стало пониматься как дееспособность) ограничивается в пользу других лиц. Таким образом, римское право исходило из того, что могут быть субъекты с частичным или с ограниченным статусом. Такие ограничения правового положения лиц. происходили по поводу опеки или попечительства. Предметом опеки или попечительства могли быть только лица (personae), притом вполне говорить о законном содержании опеки и попечительства можно только в отношении лиц равнозначного гражданского и сословного статуса.
ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Опека несовершеннолетних устанавливалась временно, до достижения опекаемым лицом требуемого возрастного качества. В интересах опеки несовершеннолетние подразделялись на детей, подростков и юношество. Детьми считались лица в возрасте до 7 лет (условно: не говорящие); они не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно. Подростками считались лица в возрасте от 7 до 12/14 лет (различия последней возрастной грани обуславливались разным временем наступления половой зрелости для девочек и мальчиков); они имели право совершать сделки чистого приобретения без согласия и участия опекуна, однако других прав в распоряжении имуществом у них не было. Юношество (совершеннолетние — pubes) считалось до наступления возраста в 25 лет. Юноши находились под особым покровительством закона, поскольку уже могли вступать в брак; для них предписывалось благожелательное попечительство, т.е. они сами должны испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия которого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ И ДЕЙСТВИЯМ ОПЕКУНА
Опекунство или попечительство признавалось преимущественно мужской обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом полноправии и гражданском качестве лица). Опекуном или попечителем ни в коем случае не могли быть раб, вообще лицо более низкого сословного положения, женщина, иностранец; не могли быть несовершеннолетние, сумасшедшие или безумные, глухие, немые. В более позднее время допускалось, что в отношении несовершеннолетних может быть установлена опека матери или бабки со стороны отца. Опекун назначался не только для управления имуществом опекаемого, но и для воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних); в случае опеки над девушками подразумеваемой обязанностью опекуна была выдача ее по достижении совершеннолетия замуж. В случае попечительства или опеки над женщинами обязанное лицо должно было в определенных границах надзирать и за общественным поведением опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказаться без уважительных причин; такими были отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам, изменение места жительства, занятость управлением казенными имениями. Нельзя было также брать на себя более трех опек. Опека не должна была осуществляться непременно лично; если уже был один опекун или попечитель — нельзя было брать второго, но допускалось, что могут быть вспомогательные опекуны или попечители, т.е. те, кто реально осуществлял исполнение воспитательных или управительных обязанностей, а формально ответственным за опеку было другое лицо.
Опекун (или попечитель) не должен был обогащаться за счет имущества опекаемого лица, он не имел права отчуждать все имущество целиком, а также особые ценности, находящиеся в составе имущества. Он не мог быть участником сделок по поводу опекаемого имущества, одной из сторон, в которой был он сам: т.е. не мог от имени опекаемого дарить себе, продавать, сдавать в наем и т.п. Вместе с тем его расходы по управлению имуществом должны были награждаться за счет доходов с этого имущества, он имел право продавать имущество, признаваемое гибнущим, утрачивающим свою ценность и т.п. Требование о возмещении понесенных расходов или убытков могло быть предъявлено уже после освобождения от опеки или попечительства.
Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались с исчезновением условий для назначения опеки: если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста. Естественно конкретная опека прекращалась смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда. Не вполне отрегулированным римским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск — единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.
Различные злоупотребления, совершенные опекуном или попечителем в процессе управления имуществами, также могли быть предметом взыскания и обратного требования со стороны опекаемого; существовали даже специального содержания иски. Предполагались общие имущественные гарантии опекуну за сохранение имущества подопечного. Растрата имущества рассматривалась как преступление и служила поводом к уголовному преследованию.
Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе.
Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.
Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Таким образом, существовала юридическая безответственность домовладыки.
С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например, при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например, в случае получения подвластным ряда почетных званий); нередкой становится и "эманципация", то есть освобождение из-под власти по воле самого домовладыки.
Опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов в целях защиты их прав.
Над лицами мужского пола опекунство продолжалось до достижения лицом четырнадцати лет, а над лицом женского пола (по общему правилу) - до двенадцати лет. В то же время вплоть до классического периода женщина считалась под вечной опекой своего домовладыки или мужа.
Опекуном мог быть назначен любой гражданин, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет. Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнений обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине.
От опеки, в частности, освобождались:
- престарелые в возрасте старше 70 лет;
- лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей;
- сенаторы и магистраты;
- юрисконсульты;
- учителя;
- малоимущие и др.
Римское право различало три вида опекунства:
- завещательная опека;
- законная опека;
- учреждаемая опека.
Завещательная опека - это опека, устанавливаемая на основе завещания. На основании завещания домовладыка мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над теми, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнуками, если у них отец умер ранее деда.
Если отец не установил до своей смерти опеку, то она учреждалась на основе закона. Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник по отцовской линии. По праву Юстиниана опекуном мог быть также и родственник по материнской линии.
Если не было завещательной опеки и невозможно было установить законную, опекуна назначал претор при участии трибунов (учреждаемая опека).
Особенности учреждаемой опеки:
- согласия малолетних на установление подобной опеки не требовалось;
- опекун должен был проживать в округе претора, назначающего опекунство;
- предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна;
- не допускалось назначение опеки под каким-либо условием.
Ходатайство об установлении опеки могло быть подано любым заинтересованным лицом например, кредитором. Ближайшие родственники были обязаны в случае необходимости ходатайствовать о назначении опекунства. В противном случае они лишались права на наследство опекаемого.
Опекун вступал в свои права после утверждения. До этого он был обязан в присутствии городских чиновников сделать точную опись всего имущества опекаемого и представить ее в магистрат.
Опекун был обязан:
- представлять и защищать интересы опекуна;
- добросовестно управлять и преумножать имущество опекуна;
- придавать юридическую силу сделкам опекуна либо аннулировать их исходя только из принципов выгодности и полезности этих сделок для опекуна.
Лица в возрасте до 7 лет не могли совершать никаких сделок.
Лица в возрасте от 7 до 14 лет (девочки - до 12) могли самостоятельно совершать лишь сделки, направленные на увеличение принадлежавшего им имущества. На все остальные сделки необходимо было согласие опекуна. Опекун отвечал за всякую свою вину, в том числе и легкую небрежность.
Для выполнения своих обязанностей опекун имел право:
- • производить необходимые расходы за счет имущества опекаемого;
- • распоряжаться полевыми плодами и урожаем;
- • расходовать деньги опекаемого и в своих интересах, но с последующим их возвратом с максимальными процентами, установленными на день возврата для третьих лиц.
Опекун не имел права отчуждать недвижимое имущество опекаемого. Движимое имущество могло быть отчуждено, но только если это было действительно необходимо и на отчуждение было получено разрешение магистрата. Если опекун отчуждал имущество опекаемого без согласия магистрата, то опекаемый, достигнув совершеннолетия, получал право личного иска против опекуна и вещного - против приобретателя имущества. Срок исковой давности для предъявления таких исков устанавливался от пяти до двадцати лет (в зависимости от условий совершенных сделок).
По окончании опекунства опекун был обязан предоставить подробный отчет о своей деятельности, а опекаемый должен был компенсировать опекуну произведенные тем расходы, связанные с управлением имуществом опекаемого. Опекун не имел права требовать вознаграждения за исполнение им опекунских обязанностей. Если опекун своими действиями причинил убытки опекаемому, то он обязан был их возместить. В случае, если опекун не был в состоянии возместить убытки и при этом опекунство было учреждено магистратом без должного изучения личности опекуна, опекаемый имел право предъявить иск не только к опекуну, но и к магистрату.
Основания прекращения опеки:
- смерть опекуна или опекаемого;
- достижение опекаемым возраста дееспособности (мальчики - 14 лет, девочки - 12 лет);
- утрата опекаемым одного из трех гражданских состояний (состояния свободы, гражданства или семейного состояния);
- утрата опекуном состояния свободы или гражданства;
- отказ опекуна от опеки, если данный отказ принят;
- отстранение опекуна магистратом от опеки. Отстранение от опеки происходило в случае злоупотреблений опекуна, неумелого управления делами и имуществом опекуна и др.
Попечительство
Попечительство устанавливалось в отношении только совершеннолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоятельно управлять или распоряжаться своим имуществом.
Попечительство устанавливалось в отношении:
- • душевнобольных;
- • лиц с физическими недостатками, лишающими их возможности полноценно управлять своим имуществом (например, слепые, немые и т. д.);
- • расточителей;
- • лиц в возрасте от 14 до 25 лет.
В последнем случае попечительство могло быть назначено только с согласия самого лица. Без попечителя лицо могло совершать только сделки, направленные на увеличение принадлежащего ему имущества. Душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок.
Статья дана в сокращённом варианте, подготовленном для Школы приёмных родителей
Обращаясь к опыту наших далеких предков мы можем по иному взглянуть на реалии сегодняшнего дня, понять истоки и тенденции усыновления как социального явления, а возможно, найти неожиданный выход из сложной юридической ситуации.
Институт усыновления был известен разным народам с давних времен. Его возникновение связано с потребностями людей: заменить семью тем, кто ее не имеет, и возместить отсутствие собственных детей.
Вслед за возникновением отношений, копирующих естественные семейные узы, возникло правовое регулирование этих отношений с целью упорядочения и обеспечения гарантий интересов как усыновляемых, так и членов семьи усыновителя.
На протяжении веков в разных странах менялись цели, условия, порядок, имущественные и неимущественные последствия принятия чужого ребенка, а часто и взрослого уже человека, в семью, но, полагаю, мы не ошибемся, если будем утверждать, что у всех народов, в той или иной форме, существовала практика приема чужого ребенка в семью как родного. Это было обусловлено различными целями, определявшимися историческими, религиозными, социальными, политическими условиями жизни общества на том или ином этапе его развития. Известно было как коллективное, так и индивидуальное усыновление. В первом случае имел место массовый прием в общину, например военнопленных побежденного рода, в том числе женщин и детей. Во втором случае – акт индивидуальный, который служил гарантией обеспечения воли человека на продолжение рода после его смерти.
Во времена существования древней патриархальной семьи усыновление было необходимо для цели сохранения численности общины, обеспечения сохранности имущества рода, продолжения фамилии, сохранения памяти о предках. Особая необходимость для каждого дееспособного члена общества иметь наследника объяснялась тем, что принесение жертв и забота о душе усопшего составляла исключительную обязанность его детей. В Венгерском королевстве усыновление использовалось, в том числе, для причисления ребенка, родившегося от дворянки и не дворянина к дворянскому сословию. Такой ребенок причислялся к сословию матери, если король делал женщину действительной наследницей отцовских прав и удочерял ее.
Усыновление использовалось у христианских славян восточной Европы как вид искусственного родства, одним из следствий, установления которого был строгий запрет на связь между членами семьи противоположного пола. Человек, усыновленный семьей, без ограничения равнялся кровным родственникам. Учитывались при усыновлении и интересы усыновляемых, особенно утративших собственную семью. До нас дошли некоторые нормы обычного права, регламентирующие порядок принятия в семью чужого человека. Уже у древних народов существовали определенные условия, соблюдение которых было необходимо для установления усыновления. Так, древние славяне ввиду многочисленности и автономности семей одним из условий ставили свободу усыновляемого от кровных уз, дабы слишком опрометчивым усыновлением не нарушить соблюдение различных обрядов (весьма многочисленных и значимых в то время) в двух разных семьях. В Сванетии существовал запрет на усыновление чужеродцев, усыновление допускалось только при условии неполучения усыновляемым наследства от усыновившей семьи. Усыновление было слабо развито и не имело широкого применения у татар, осетин и других народов, живущих родовым бытом.
В древнем германском праве усыновление устанавливалось в судебном порядке. Усыновитель вручал усыновляемому щит и копье в присутствии суда. После этого устраивали трехдневный пир для придания усыновлению публичности.
Из приведенных примеров видно, какое огромное значение при усыновлении придавалось имитации естественных процессов деторождения и отношений между родителями и детьми, с одной стороны, и публичности процедуры, с другой. Так же нельзя не отметить, что усыновление рассматривалось преимущественно как способ восполнить недостаток рабочих рук, то есть, наделялось экономическим содержанием. Чаще для усыновления использовались специальные процедуры, имитирующие процесс рождения. Но они не были единственно возможными. Кроме них известны следующие: женитьба на вдове брата, фактический прием усыновляемого в дом, договорный акт между усыновителем и усыновляемым. Частым случаем усыновления являлся прием зятя в семью как сына за неимением родных сыновей (примачество).
В Древнем Риме семейные отношения приобрели наиболее ярко выраженный юридический характер и подчас юридические отношения не соответствовали естественным, кровным отношениям. Основным признавался не кровный союз, а отношения с домовладыкой. Каждый член семьи, выходивший из-под власти одного домовладыки и попадавший под власть другого, утрачивал всякую связь с первым и его семьей и становился под власть второго. Каждый член семьи мог встать под власть другого, даже отец под власть сына, вступив, таким образом, в гражданское родство, не имеющее ничего общего с родством кровным.
Ряд требований предъявлялся к усыновляемому. Существовал запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, который был отменен в императорский период. Усыновляемым в форме arrogatio могло быть только лицо, обладающее правом участвовать в народных собраниях. По этой причине не допускалось усыновление женщин. Позднее, когда право решать вопрос об усыновлении перешло к императору, стало возможным и усыновление женщин. Усыновляемым в форме adoptio мог быть как правоспособный, так и не обладающий правоспособностью человек, как римлянин, так и чужеземец, как мужчина, так и женщина. Причем, для усыновления женщины было достаточно одной манципации, а не трех.
Усыновленный становился членом семьи усыновляемого и утрачивал правовую связь с кровным отцом. От так же мог наследовать после усыновителя. Это право было взаимным до императорского периода, когда вместе с разрешением усыновлять несовершеннолетних, были введены ограничения на право наследования усыновителей, с целью защитить права усыновленных, гарантировать их интересы, исключить случаи усыновления с корыстной целью. Тогда же была установлена обязанность усыновителя оставлять несовершеннолетнему усыновленному в наследство четвертую часть своего имущества.
Одним из неимущественных последствий усыновления было препятствие к браку между усыновителем и усыновленной. Для сохранения приличия запрещался брак даже после прекращения усыновления. С того времени, когда усыновление происходило при посредстве Церкви и со священными обрядами, было постановлено, что ни в коем случае нельзя вступать в брак усыновленным и родным детям усыновителя. При этом запрещение брака на основе прежнего родства не считалось уничтоженным. Другим неимущественным последствием было то, что в случае усыновления плебея патрицием усыновляемый приобретал новый социальный статус.
Усыновление устанавливалось только над чужими детьми. Для узаконения собственных детей, рожденных вне брака, существовала особая процедура (так называемая легитимация), причем различались несколько ее форм. Противоположного мнения придерживался известный исследователь Римского права А.И. Загоровский, полагая, что можно было усыновлять собственных детей, рожденных вне брака [2] .
Впоследствии, как и многие другие разработки и нормы Римского права, положения об усыновлении частично были заимствованы правовыми системами других государств. В частности, германской и французской.
На Руси усыновление было известно издревле. В качестве первого примера усыновления на Руси одни исследователи называют передачу на смертном одре Рюриком своего сына Игоря Олегу, другие считают Святополка усыновленным сыном Владимира. Ипатьевская летопись указывает, что Изяслав и Ростислав Мстиславичи были усыновлены Вячеславом [3] .
Порядок усыновления был неодинаков в разных губерниях. Во многих губерниях для усыновления не требовалось особого акта или обряда, достаточно было простой передачи усыновляемого в семью усыновителя. Усыновленных на Руси часто называли приемышами. Усыновленный пользовался правами и обязанностями родных детей. Он должен был содержать усыновителей и платить за них подати. Если усыновленный уходил от усыновителя, то последний должен был выделить ему часть своего имущества. Размер такой части зависел от времени, которое усыновленный проработал в семье усыновителя, а также от того уходит усыновленный добровольно или усыновитель прогонял его. В последнем случае, если не было особой договоренности, с усыновленным рассчитывались как с рабочим. В случае спора раздел происходил в суде. В некоторых губерниях, например, в Полтавской, усыновление оформлялось соглашением в письменном виде, при этом усыновитель давал обязательство выделить усыновляемому имущество, а усыновляемый – быть почтительным, радеть о хозяйстве, заботиться об усыновителе до смерти.
Условием усыновления в ряде российских губерний было отсутствие своих детей или отделение их от отца и ведение ими своего хозяйства. Это правило соблюдалось не повсеместно, о чем, в частности, свидетельствует расписка усыновителя данная усыновленному о выделении последнему части имущества наравне со своими родными детьми [4] .
С принятием христианства на Руси стали применять Византийское право и дела об усыновлении, как и многие другие вопросы семейного права, стали подведомственны Церкви. Усыновление должно было быть утверждено епархиальным архиереем и соблюдался определенный церковный обряд - сынотворение. Он вышел из употребления в 18 веке. Христианский закон, заимствованный из Византии, признал противным христианству прежний языческий порядок установления семейных отношений. Но, ни в какой другой сфере обычай не оказался столь живучим, как в сфере семейного права. Обычаи не поддавались истреблению вплоть до конца девятнадцатого века, хотя соблюдались уже как обряды и не имели правового значения. При этом в разных местностях действовали противоположные обычаи; разные классы общества в одном и том же месте придерживались разных обычаев; в культурных центрах и в высших классах общества обычаи быстрее уступали требованиям закона.
Читайте также: