Какие программы вносятся в реестр российского программного обеспечения и зачем

Обновлено: 30.06.2024

Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.

Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?

В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.

По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.

В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).


Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:


И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:


Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).

На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.


Присмотримся к причинам исключения из Реестра:


Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.

А вот причины отказов во включении:


Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы




Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.


Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:


Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:

Предупреждая вопрос о том, почему не сходятся цифры, скажу, что в 109 случаях город был неизвестен. Что же открытые данные несовершенны.
1 Москва 2 774
2 Санкт-Петербург 577
3 Саратов 254
4 Казань 149
5 Новосибирск 131
6 Долгопрудный 120
7 Екатеринбург 104
8 Чебоксары 73
9 Краснодар 71
10 Зеленоград 62
11 Пермь 59
12 Самара 57
13 Киров 50
14 Томск 48
15 Королев 47
16 Нижний Новгород 43
17 Пятигорск 42
18 Белгород 40
19 Магнитогорск 38
20 Коломна 34
21 Ростов-на-Дону 32
22 Калуга 29
23 Воронеж 29
24 Ставрополь 29
25 Тюмень 29
26 Миасс 27
27 Иннополис 25
28 Иваново 24
29 Красногорск 24
30 Уфа 24
31 Ярославль 22
32 Тула 22
33 Ижевск 21
34 Дубна 20
35 Красноярск 19
36 Челябинск 19
37 Бердск 19
38 Йошкар-Ола 17
39 Калининград 17
40 Солнечногорск 15
41 Пенза 15
42 Ухта 14
43 Тверь 14
44 Ногинск 14
45 Брянск 13
46 Петрозаводск 13
47 Иркутск 13
48 Тольятти 12
49 Ульяновск 12
50 Улан-Удэ 11
51 Омск 11
52 Черноголовка 10
53 Пушкин 9
54 Орёл 9
55 Сергиев Посад 9
56 Смоленск 9
57 Рязань 9
58 Владимир 8
59 Электросталь 8
60 Хабаровск 8
61 Обнинск 8
62 Саров 8
63 Мытищи 8
64 Саранск 7
65 Химки 7
66 Азов 7
67 Егорьевск 7
68 Рыбинск 6
69 Таганрог 6
70 Астрахань 6
71 Барнаул 6
72 Лыткарино 5
73 Белорецк 5
74 Липецк 5
75 Троицк 5
76 Волгоград 5
77 Кореновск 5
78 Владивосток 4
79 Набережные Челны 4
80 Одинцово 4
81 Нефтекамск 4
82 Подольск 4
83 Архангельск 4
84 Кемерово 4
85 Ханты-Мансийск 4
86 Новочеркасск 3
87 Сургут 3
88 Волжский 3
89 Павловск 3
90 Балашиха 3
91 Армавир 3
92 Сыктывкар 3
93 Жуковка 3
94 Псков 3
95 Фрязино 3
96 Стерлитамак 2
97 Люберцы 2
98 Новокузнецк 2
99 Лабинск 2
100 Краснотурьинск 2
101 Нижневартовск 2
102 Лысьва 2
103 Красноармейск 2
104 Видное 2
105 Чистополь 2
106 Сочи 2
107 Серпухов 2
108 Тамбов 2
109 Курск 2
110 Оренбург 2
111 Заречный 2
112 Каспийск 2
113 Колпино 2
114 Нижний Тагил 2
115 Владикавказ 2
116 Шахты 2
117 Новороссийск 2
118 Вологда 2
119 Северодвинск 1
120 Протвино 1
121 Наро-Фоминск 1
122 Мурманск 1
123 Димитровград 1
124 Конаково 1
125 Петропавловск-Камчатский 1
126 Курган 1
127 Глазов 1
128 Абакан 1
129 Ессентуки 1
130 Таруса 1
131 Волгодонск 1
132 Севастополь 1
133 Горячий Ключ 1
134 Пущино 1
135 Малаховка 1
136 Кингисепп 1
137 Муром 1
138 Московский 1
139 Апатиты 1
140 Жуковский 1
141 Южно-Сахалинск 1
142 Дзержинск 1
143 Луховицы 1
144 Кстово 1
145 Братск 1
146 Снежинск 1
147 Коммунар 1
148 Ковров 1
149 Раменское 1
150 Щелково 1
151 Курчатов 1
152 Воткинск 1
153 Кострома 1
154 Кропоткин 1
155 Новоалтайск 1
156 Симферополь 1
157 Великий Новгород 1

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:


Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.

Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…

Правообладатели


Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:


Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:


Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Вместо заключения


Каких-то выводов не будет. Да и вряд ли они возможны в данном случае. По крайней мере и я, и тот, кто дочитал статью до этого места стал знать чуть больше о том самом российском программном обеспечении.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) – единая система учета программного обеспечения, которое было произведено в России и соответствует стандартам Минцифры. В реестре перечислены информационные системы, которые были разработаны на территории Российской Федерации и могут использоваться государственными органами и компаниями с государственным участием.

Создание реестра было обосновано политикой импортозамещения ПО. Реестр вступил в силу 1 января 2016 года, но первые три продукта были включены в него только 1 февраля. Это система управления базами данных компании “РЕД СОФТ”и два продукта 1С для учреждений среднего образования. Чуть позже, 18 февраля, в реестр было включено еще 84 продукта, в том числе продукты наших партнеров, например, система электронного документооборота Docsvision. Пик подачи заявлений и включения продуктов в реестр пришелся на год запуска реестра, когда было подано более 3000 заявлений и более 2000 из них было одобрено. В дальнейшем ежегодно в реестр включалось не более 1500 информационных систем, а 2018 и 2019 годах их было менее 1000.

Что такое политика импортозамещения программного обеспечения в России?

Программа импортозамещения программного обеспечения предполагает постепенную замену иностранных продуктов на его российские аналоги в государственных органах управления. Согласно действующим методическим рекомендациям для госорганов (существуют отдельные рекомендации для федеральных и региональных органов власти) практически все используемое ими программное обеспечение должно быть российским. Рекомендации распространяются на различные виды ПО, и для каждого из них установлен свой индикатор доли российских программных решений. Так, например, антивирусное ПО как федеральных, так и региональных органов власти должно быть на 100% российским уже в 2020 году.

Помимо необходимости следовать плану и методическим рекомендациям по переходу на российское ПО, на органы власти также распространяется ограничение на закупку ПО, не входящего в реестр отечественного программного обеспечения. Теперь им в первую очередь необходимо внедрять российское ПО из реестра и отдавать ему предпочтение при проведении закупки. Но госорганы не ограничены только российским ПО из реестра. Они могут выбрать и другие решения, если в реестре нет ПО с необходимой функциональностью.

Для чего нужен реестр?

Основная цель создания реестра – поддержка российских разработчиков программного обеспечения и расширение использования информационных систем в органах государственной власти. Несмотря на то, что требования использовать ПО только из реестра распространяется только на госорганы, многие компании с государственным участием, решая автоматизировать бизнес-процесс, также изначально ориентируются на российский софт из реестра.

Вендоры и интеграторы, как и СМИ, отвечают на запрос заказчиков различными подборками российского софта из реестра. Мы собрали наши решения на отдельных страницах здесь (наши собственные продукты из реестра) и здесь (продукты наших партнеров из сфер ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности).

Какие продукты входят в реестр?

Есть ли еще реестры ПО в России?

Есть ли в других странах аналоги реестра российского ПО?

Нет. Как инструмент поддержки локальных производителей софта, реестр российского ПО – уникальное решение.

В других странах используются другие инструменты поддержки местных разработчиков: лицензирование, ограничение закупок иностранного ПО госорганами, преференции в налогообложении. Эти меры не запрещают и не исключают иностранный софт с местного рынка (как и реестр российского ПО), но дают преимущества местным производителям. Где-то такие инструменты используются больше (как в Китае), где-то меньше (как в США) в зависимости от уровня развития IT-индустрии.

Какие продукты Digital Design входят в реестр?

Со всеми нашими продуктами, входящими в реестр Минцифры, можно ознакомиться здесь, а с продуктами наших партнеров из сферы информационной безопасности и ИТ-инфраструктуры здесь.

Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.

Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?

В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.

По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.

В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).


Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:


И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:


Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).

На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.


Присмотримся к причинам исключения из Реестра:


Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.

А вот причины отказов во включении:


Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы




Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.


Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:


Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:

Предупреждая вопрос о том, почему не сходятся цифры, скажу, что в 109 случаях город был неизвестен. Что же открытые данные несовершенны.
1 Москва 2 774
2 Санкт-Петербург 577
3 Саратов 254
4 Казань 149
5 Новосибирск 131
6 Долгопрудный 120
7 Екатеринбург 104
8 Чебоксары 73
9 Краснодар 71
10 Зеленоград 62
11 Пермь 59
12 Самара 57
13 Киров 50
14 Томск 48
15 Королев 47
16 Нижний Новгород 43
17 Пятигорск 42
18 Белгород 40
19 Магнитогорск 38
20 Коломна 34
21 Ростов-на-Дону 32
22 Калуга 29
23 Воронеж 29
24 Ставрополь 29
25 Тюмень 29
26 Миасс 27
27 Иннополис 25
28 Иваново 24
29 Красногорск 24
30 Уфа 24
31 Ярославль 22
32 Тула 22
33 Ижевск 21
34 Дубна 20
35 Красноярск 19
36 Челябинск 19
37 Бердск 19
38 Йошкар-Ола 17
39 Калининград 17
40 Солнечногорск 15
41 Пенза 15
42 Ухта 14
43 Тверь 14
44 Ногинск 14
45 Брянск 13
46 Петрозаводск 13
47 Иркутск 13
48 Тольятти 12
49 Ульяновск 12
50 Улан-Удэ 11
51 Омск 11
52 Черноголовка 10
53 Пушкин 9
54 Орёл 9
55 Сергиев Посад 9
56 Смоленск 9
57 Рязань 9
58 Владимир 8
59 Электросталь 8
60 Хабаровск 8
61 Обнинск 8
62 Саров 8
63 Мытищи 8
64 Саранск 7
65 Химки 7
66 Азов 7
67 Егорьевск 7
68 Рыбинск 6
69 Таганрог 6
70 Астрахань 6
71 Барнаул 6
72 Лыткарино 5
73 Белорецк 5
74 Липецк 5
75 Троицк 5
76 Волгоград 5
77 Кореновск 5
78 Владивосток 4
79 Набережные Челны 4
80 Одинцово 4
81 Нефтекамск 4
82 Подольск 4
83 Архангельск 4
84 Кемерово 4
85 Ханты-Мансийск 4
86 Новочеркасск 3
87 Сургут 3
88 Волжский 3
89 Павловск 3
90 Балашиха 3
91 Армавир 3
92 Сыктывкар 3
93 Жуковка 3
94 Псков 3
95 Фрязино 3
96 Стерлитамак 2
97 Люберцы 2
98 Новокузнецк 2
99 Лабинск 2
100 Краснотурьинск 2
101 Нижневартовск 2
102 Лысьва 2
103 Красноармейск 2
104 Видное 2
105 Чистополь 2
106 Сочи 2
107 Серпухов 2
108 Тамбов 2
109 Курск 2
110 Оренбург 2
111 Заречный 2
112 Каспийск 2
113 Колпино 2
114 Нижний Тагил 2
115 Владикавказ 2
116 Шахты 2
117 Новороссийск 2
118 Вологда 2
119 Северодвинск 1
120 Протвино 1
121 Наро-Фоминск 1
122 Мурманск 1
123 Димитровград 1
124 Конаково 1
125 Петропавловск-Камчатский 1
126 Курган 1
127 Глазов 1
128 Абакан 1
129 Ессентуки 1
130 Таруса 1
131 Волгодонск 1
132 Севастополь 1
133 Горячий Ключ 1
134 Пущино 1
135 Малаховка 1
136 Кингисепп 1
137 Муром 1
138 Московский 1
139 Апатиты 1
140 Жуковский 1
141 Южно-Сахалинск 1
142 Дзержинск 1
143 Луховицы 1
144 Кстово 1
145 Братск 1
146 Снежинск 1
147 Коммунар 1
148 Ковров 1
149 Раменское 1
150 Щелково 1
151 Курчатов 1
152 Воткинск 1
153 Кострома 1
154 Кропоткин 1
155 Новоалтайск 1
156 Симферополь 1
157 Великий Новгород 1

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:


Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.

Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…

Правообладатели


Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:


Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:


Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Вместо заключения


Каких-то выводов не будет. Да и вряд ли они возможны в данном случае. По крайней мере и я, и тот, кто дочитал статью до этого места стал знать чуть больше о том самом российском программном обеспечении.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) – единая система учета программного обеспечения, которое было произведено в России и соответствует стандартам Минцифры. В реестре перечислены информационные системы, которые были разработаны на территории Российской Федерации и могут использоваться государственными органами и компаниями с государственным участием.

Создание реестра было обосновано политикой импортозамещения ПО. Реестр вступил в силу 1 января 2016 года, но первые три продукта были включены в него только 1 февраля. Это система управления базами данных компании “РЕД СОФТ”и два продукта 1С для учреждений среднего образования. Чуть позже, 18 февраля, в реестр было включено еще 84 продукта, в том числе продукты наших партнеров, например, система электронного документооборота Docsvision. Пик подачи заявлений и включения продуктов в реестр пришелся на год запуска реестра, когда было подано более 3000 заявлений и более 2000 из них было одобрено. В дальнейшем ежегодно в реестр включалось не более 1500 информационных систем, а 2018 и 2019 годах их было менее 1000.

Что такое политика импортозамещения программного обеспечения в России?

Программа импортозамещения программного обеспечения предполагает постепенную замену иностранных продуктов на его российские аналоги в государственных органах управления. Согласно действующим методическим рекомендациям для госорганов (существуют отдельные рекомендации для федеральных и региональных органов власти) практически все используемое ими программное обеспечение должно быть российским. Рекомендации распространяются на различные виды ПО, и для каждого из них установлен свой индикатор доли российских программных решений. Так, например, антивирусное ПО как федеральных, так и региональных органов власти должно быть на 100% российским уже в 2020 году.

Помимо необходимости следовать плану и методическим рекомендациям по переходу на российское ПО, на органы власти также распространяется ограничение на закупку ПО, не входящего в реестр отечественного программного обеспечения. Теперь им в первую очередь необходимо внедрять российское ПО из реестра и отдавать ему предпочтение при проведении закупки. Но госорганы не ограничены только российским ПО из реестра. Они могут выбрать и другие решения, если в реестре нет ПО с необходимой функциональностью.

Для чего нужен реестр?

Основная цель создания реестра – поддержка российских разработчиков программного обеспечения и расширение использования информационных систем в органах государственной власти. Несмотря на то, что требования использовать ПО только из реестра распространяется только на госорганы, многие компании с государственным участием, решая автоматизировать бизнес-процесс, также изначально ориентируются на российский софт из реестра.

Вендоры и интеграторы, как и СМИ, отвечают на запрос заказчиков различными подборками российского софта из реестра. Мы собрали наши решения на отдельных страницах здесь (наши собственные продукты из реестра) и здесь (продукты наших партнеров из сфер ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности).

Какие продукты входят в реестр?

Есть ли еще реестры ПО в России?

Есть ли в других странах аналоги реестра российского ПО?

Нет. Как инструмент поддержки локальных производителей софта, реестр российского ПО – уникальное решение.

В других странах используются другие инструменты поддержки местных разработчиков: лицензирование, ограничение закупок иностранного ПО госорганами, преференции в налогообложении. Эти меры не запрещают и не исключают иностранный софт с местного рынка (как и реестр российского ПО), но дают преимущества местным производителям. Где-то такие инструменты используются больше (как в Китае), где-то меньше (как в США) в зависимости от уровня развития IT-индустрии.

Какие продукты Digital Design входят в реестр?

Со всеми нашими продуктами, входящими в реестр Минцифры, можно ознакомиться здесь, а с продуктами наших партнеров из сферы информационной безопасности и ИТ-инфраструктуры здесь.

Читайте также: