Какие претензии автор формулирует по отношению к философии небытия

Обновлено: 16.06.2024

Что такое небытие? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, что такое бытие, понять роль и место бытия в философии.

Ни для кого не секрет, что уже в древности человек начал задавать вопросы, касающиеся существования человека и мира: откуда мы произошли? как устроен наш мир? какое место человек занимает в природе и в обществе? Данные вопросы впоследствии стали занимать важную нишу в онтологии. Онтология(от греч. ontos - сущее, и logas – учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии, раздел философии, изучающий предельные основания бытия, его основные принципы, его самые общие сущности и категории, структуру и закономерности. Но что же такое бытие? Бытие в его самом общем значении – это существование. Но рассмотрим бытие поподробнее:

  1. С одной стороны, бытие – это реальность, которая существует независимо от разума человека.
  2. С другой стороны бытие – это реальность, которая не может быть постигнута человеческим разумом, т.е. реальность, независящая ни от человека, ни от человечества вообще.

Понятия, которые раскрывают содержание категории бытия:

Итак, бытие – это всё существующее, весь материальный мир, все процессы, которые происходят в мире. Даже наше собственное воображение представляет из себя ничто иное, как разновидность бытия. Потому что бытие фиксирует всё сущее, и неважно материальное или духовное по своей природе это сущее. Но вместе с бытием существует и небытие.

Небытие есть не что иное как нечто несуществующее, отсутствие. Небытием можно обозначить отсутствие предмета материального мира, а можно обозначить отсутствие, например, интуиции у человека. Также небытие является характеристикой предметов и явлений, которые в принципе не могут существовать, или ещё не существуют. Например вечного двигателя не существует, следовательно вечный двигатель находится в сфере небытия. Однако, крайне важно заметить, что хоть вечного двигателя и не существует, существует идея вечного двигателя, а значит идея вечного двигателя находится в сфере бытия.

Таким образом, две неразрывно связанных философских категории – бытие и небытие являются онтологической характеристикой всего материального и духовного мира. Любой предмет, любое явление, и человек в самом начале находятся в сфере небытия, их просто ещё не существует в реальности. Но рано или поздно предмет, явление или человек, каждый в силу определённых причин, появляются в реальном мире, другими словами переходят из сферы небытия в сферу бытия. Но затем вещь растворяется, явление исчезает, а человек умирает, иными словами предмет, явление и человек уходят в небытие.

Интересно отметить, что в традиции западной философии основное внимание было сконцентрировано на проблеме бытия, а проблема небытия была слабо освещена. Это объясняется тем, что западные мыслители ориентировались на проблемы существования мира и человека, а всё что выходило за сферу существования, т.е. за сферу бытия, философов мало интересовало.

Небытие и бытие в восточной философии

В восточной философии наблюдается совершенно другой подход в осмыслении бытия и небытия, нежели в западной философии. В восточной философии категории небытия нередко придаётся роль особого источника бытия. Например, в даосизме принято считать, что небытие – это начало небес и земли. Также, в китайской философии небытие – это не нечто потустороннее, это не исчезновение, это ещё не ставшее, ещё не раскрывшееся бытие, которое содержит в себе возможность становления, рождения любого явления.

Мир не сотворён, но он хаотично развёртывается, развивается из самого себя, а небытие есть источник всякого бытия. Из данной трактовки небытия следует, что полного, абсолютного исчезновения, равно как и появления чего-то совершенно нового невозможно. Соответственно все вещи и явления развиваются по циклу, небытие становится бытием, потом бытие временно уходит в небытие, и так по кругу.

Значение небытия и бытия для человека

Категории небытия и бытия помимо онтологического, имеют мировоззренческое и методологическое значение. Деятельность человека вписывает его в мир бытия, и придает всему существующему двойственное бытие – непосредственное, т.е. бытие вещей самих по себе, и опосредованное, т.е. бытие вещей для человека. В своей жизнедеятельности, индивид оценивает как бытие окружающих его явлений, так и собственное бытие. Он перестраивает их, конструируя новую реальность и уничтожая, превращая в небытие то, что его не устраивает.

В жизнедеятельности человека категории небытия и бытия предстают как культурные ценности: они ориентируют индивида на осознание исключительности, но в то же время осознания тленности бытия любого явления в мире и в первую очередь – собственного существования. Отсюда вытекает важность наполнения повседневного бытия индивида подлинным человеческим содержанием, ориентации не только на обыденные заботы, но и на духовные ценности. Такое философское направление, как экзистенционализм, вообще признаёт человека единственным подлинным бытием, а вопрос о бытии – это вопрос о смысле, который задаёт сам человек.

Необоходимо отметить, что философская категория небытия не может быть в полной мере постигнута без сопоставления её с категорией бытия. Из дефиниции небытия как ничто, отсутствия бытия, вытекает понимание небытия в позитивном плане, в качестве некоего инобытия. Небытие столь же реально, сколь и само бытие. Именно таким образом категория небытия осмысливались на протяжении всего исторического развития философии. Только в западной философии небытию придавали меньшее значение, чем бытию, а в восточной философии небытие имело такое же важное значение, как и само бытие.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Сведенья о жизни Парменида. Философские учения и концепции философа. Философия Парменида: бытие и небытие, их основные признаки и свойства. Роль учения Парменида и других элеатов в истории философии. Исходный пункт философских исследований Парменида.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.08.2010
Размер файла 29,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Запорожский Национальный Университет

1. Сведенья о жизни Парменида

Сведения о времени жизни Парменида (вторая пол. VI - сер.V вв. до н.э.) из южноиталийского города Элея достаточно противоречивы. Есть упоминание о том, что его акмэ приходится на 504-501 гг. до н.э., т.е. в данном случае Парменид оказывается практически ровесником Гераклита. В то же время, Платон сообщает, что 65-летний Парменид беседовал с юным Сократом, а это означает, что Парменид был намного моложе и Гераклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 г. до н.э. Мнение Платона как будто подтверждает и свидетельство о том, что Парменид был одно время учеником Ксенофана. Впоследствии Парменид сам стал главой философской школы, сторонники которой получили прозвание элеатов (от названия г. Элея).

Философское учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог", значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части.

Свои мысли Парменид вкладывает в уста некой богини, которая призывает в свои божественные чертоги юного Парменида. Путь к богине Парменид описывает в прекрасных образах - карета, запряженная "мудрыми конями", в которой по всей Вселенной летит на встречу с богиней Парменид; управляющие ею Девы Дочери Солнца; Ворота путей Дня и Ночи; грозновозмездная Правда, стерегущая двойные ключи от этих ворот. И, наконец, сама богиня, обещающая открыть Пармениду великое знание об истинном и неистинном. Этому описанию посвящен "Пролог" поэмы.

В первой ("Путь Истины") богиня раскрывает Пармениду учение об истинном и умопостигаемом бытие, которое чуждо большинству мнений смертных. По сути дела, здесь ставятся две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления.

Уже в начале этой части поэмы мы встречаемся с дилеммой, имеющей глубочайшее значение, т.к. на ней строится вся философия Парменида: ЕСТЬ - НЕ ЕСТЬ. ЕСТЬ - это то, что не может не быть, это бытие. НЕ ЕСТЬ - это, наоборот, то, что не может быть, т.е. небытие. Бытие - это то, что существует. Небытие - это то, что не существует.

И здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства в пользу своего мнения, ибо до него философы либо изрекали истины, либо опирались на аналогии и метафоры, как, например, Гераклит. Например, главное доказательство несуществования небытия в том, что его невозможно познать, невозможно выразить в слове. Небытие - немыслимо, невыразимо, следовательно оно не может существовать. Более того, сама мысль о небытие является доказательством того, что небытие не существует. Мысль о небытие предполагает существование данного небытия, ибо, иначе не о чем было бы и мыслить. Значит небытие существует. Но если небытие существует, то оно в таком случае является бытием. Следовательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз обратное - то, что небытие не существует.

Существует же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда получается, что "мыслить - то же, что быть". В этой фразе Парменид формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить.

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

Все эти свойства бытия необходимо вытекают из несуществования небытия, ибо только при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели, может состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не быть законченным. В силу же отсутствия небытия бытие обладает как раз совсем противоположными свойствами.

Во второй части своей поэмы ("Путь мнений") Парменид излагает "мнения" смертных, которые не соотносятся с истиной, ибо ошибочны. Эти мнения могут только в какой-то степени соответствовать истине и одно из наиболее правдоподобных философ приводит в своем сочинении.

Учение Парменида стало своего рода возражением учению Гераклита. Если эфесский мыслитель воспевал противоречивый и постоянно изменчивый мир, то Парменид утверждал как раз обратное - в мире царит неподвижность и непротиворечивость. Само запрещение противоречия - своего рода закон мышления, ибо чтобы мыслить противоречиями, нужно иметь две головы, иначе противоречивые мысли не могут быть поняты.

Учение Парменида и других элеатов сыграло огромную роль в истории философии. По сути дела, впервые в истории европейской цивилизации столь ярко и убедительно прозвучала мысль о мощи человеческого разума. Оказывается, что поиск мудрости мира может быть заключен не только и не столько в изучении природы, сколько в осмыслении свойств самого человеческого разума, в познании его способности мыслить. В трактовке Парменида - мыслить, значит быть. Мышление, логика - вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания - ложные.

2. Философия Парменида: бытие и небытие

Исходный пункт философских исследований Парменида может быть выражен в виде вопроса: каковы основные предпосылки всех мыслимых мировоззрений? Вывод, к которому он приходит, можно сформулировать в виде следующего утверждения - всевозможные системы миропонимания основываются на одной из трех предпосылок:

только бытие есть, небытия нет;

не только бытие, но и небытие существует;

бытие и небытие тождественны.

Истинной он признает только первую предпосылку. Бытие, согласно Пармениду, едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть и т.д. - все это относится к области мнения.

Если признать небытие, то оно, по мнению Парменида, необходимо существует. Если это так, то бытие и небытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие. Если же бытие и небытие нетождественны, то бытие существует, а небытие не существует. Но как тогда мыслить несуществующее? И Парменид приходит к выводу, что таким образом мыслить нельзя, т. е. фактически формулирует закон запрещения противоречия. Суждение о существовании небытия (несуществующего) для него принципиально ложно. Но это в свою очередь порождает серию вопросов: откуда возникает бытие? Куда оно исчезает? Как объяснить то, что бытие может перейти в небытие? Как, наконец, возможно наше собственное мышление, где как раз отрицание, негация выполняет важнейшие конструктивные функции?

Такое понимание бытия позволило Пармениду предвосхитить ряд открытий, связанных с категориями пространства и времени.

3. . есть либо бытие, либо небытие .

Парменид описывает исходное положение мысли, ищущей истину, по сказочному образцу путника на перекрестке, решающему, каким путем идти. Первым отвергается блуждание по истоптанным тропам "многоопытной привычки", в путанице и распутице обыденной жизни, среди условных наименований, общепринятых мнимостей и двусмыслиц. Неистинность мира повседневной жизни коренится в его противоречивости: ни о чем здесь нельзя решить, есть оно или не есть, но все всегда как-то и есть и не есть одновременно. Истина же требует решительного различения есть от не есть. Отсюда решающее суждение Парменида: есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано. Учение Парменида - исток онтологического обоснования законов логики.

Вторым решением отвергается путь в небытие, никуда не ведущий, т. е. просто непуть, беспутица. Здесь нечего искать, ибо нет искомого, что можно было бы иметь в виду (мыслить) и о чем можно было бы говорить. Отсюда первое основоположение Парменида: есть только бытие, небытия нет.Остается путь, ведущий к бытию, очищенному от всякой примеси небытия. Путь, указуемый бытием, содержит много указаний о самом бытии. Оно не рождается (из небытия) и не гибнет (в небытие), не разичается в себе, не изменяется, не протекает во времени, а все целиком сразу единое и неделимое пребывает в покое, замкнутое в себе и отделенное от небытия нерушимыми пределами. Бытие у Парменида не теряется в неопределенной беспредельности (как у Мелисса), а схватывается мыслью в полноте присутствия, вместе с пределами, что передается образом сферы, шара бытия в ночи небытия. Парменид формулирует основание греческой онтологии вообще: бытие всего сущего (всего и каждого) заключено в пределах - в форме, виде, образе (ср. платоновские эйдос и идею).

Сущее усматривается собранным в полноту и единство бытия не чувственным, а умным взором, мыслью. Бытие как таковое присутствует в мысли. Пределами, отделяющими бытие от небытия, бытие граничит также с мыслью, охватывающей (понимающей) его. Напротив, мысль, блуждающая в сомнительном мире, собирается в понимающий ум, сосредоточиваясь на единственно мыслимом (однозначном, неизменном, определенном), на бытии. Мысль наставляется на путь тем самым мыслимым бытием, к которому путь прокладывает. Путь к бытию есть поэтому и путь мысли к самой себе, мыслить значит мыслить что-то. Отсюда второе основоположение Парменида: то же самое мысль и то, о чем она. Определенность понимания находится в определенности понимаемого. Это значит: сама возможность речи, говорящей о чем-то, и мысли, имеющей что-то в виду, уже предполагает бытие в парменидовском смысле.

Анализ условий истинного бытия позволяет установить точные начала неточного мира, царства мнений, дополнительного к царству истины. Истинное бытие едино и неизменно, обманчивое же бытие изменчивого мира обязано тому, что смертные допустили некое бытие небытия, установив в качестве начал две противоположные формы: свет (огонь) бытия и ночь (холод) небытия.

В центре внимания Парменида две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Оба вопроса, могут быть решены только разумом.Бытие и небытие.

Однако разум не безошибочен. Даже на пути истины его подстерегают ловушки и западни. Попав в них, разум пойдет неверным путем и никогда не достигнет истины. Первая западня состоит в допущении существования небытия. Стоит только согласиться с тем, что "есть небытие и [это] небытие необходимо существует", как мы попадем в западню для мысли. Вторая западня состоит в допущении того, что "бытие и небытие тождественны и нетождественны". Здесь уже заведомо допускается существование небытия (первая западня), но далее небытие отождествляется с бытием, а затем тождество бытия и небытия отрицается.

Первая западня анонимна. Вторая же принадлежит "пустоголовому племени", чей ум беспомощно блуждает. Эти "пустоголовые" "двуголовы". Одна голова не может вместить два взаимоисключающих тезиса. В одной голове может уместиться лишь тезис, что бытие и небытие тождественны, а в другой - что бытие и небытие нетождественны. Но, продолжая мысль Парменида, можно сказать, что и тезис о том, что есть небытие, не может уместиться в одной голове, ибо оно означает, что небытие есть бытие. В "пустоголовом племени" можно угадать гераклитовцев, ведь "двуголовые" для всего, что говорит Парменид, видят "обратный путь", а этому учил Гераклит (у него "путь вверх" и "путь вниз" совпадают). Таким образом Парменид подошел к закону запрещения противоречия - к главному закону мышления.Собственная точка зрения Парменида вытекает, по-видимому, из тезиса, что бытие и небытие нетождественны, т. е. Что бытие существует, а небытие не существует. Дике провозглашает, что с пути истины не собьется лишь тот, кто убежден, что "бытие ведь есть", а "небытие не существует", "есть бытие, а небытия вовсе нет".

Доказательство.Парменид впервые прибегает к доказательству философского тезиса. До него философы главным образом изрекали, в лучшем случае они опирались на аналогии и метафоры. У Парменида же мы находим подлинное доказательство. Небытие не существует потому, что "небытие возможно ни познать, ни в слове выразить". Иначе говоря, "то, что не есть, невыразимо, немыслимо". Однако это доказательство само должно быть доказано. Бытие и мышление.

Уже из предыдущего было ясно, что Парменид признает существующим лишь то, что мыслимо и выразимо в словах. В самом деле, он говорит: "Мышление и бытие одно и то же" или "одно и то же мысль о предмете или предмет мысли". Это можно понять как то, что бытие и мышление тождественны и как процесс, и как результат.

Но этот же тезис о тождестве бытия и мышления может быть понят и как утверждение, что предмет и мысль существуют самостоятельно, сами по себе, но что мысль - лишь тогда мысль, когда она предметна, а предмет лишь тогда предмет, когда он мыслим. В пользу такого толкования парменидовского отождествления бытия и мышления говорит вторая из вышеприведенных формулировок: "Одно и тоже - мысль о предмете и предмет мысли". Парменид был бы прав, если бы думал, что в подлинном смысле существует то, что может быть мыслимо, т. е. существенное, общее, главное, тогда как то, что немыслимо, т. е. несущественное, частое, не главное, случайное, почти не существует. Но он был бы не прав, если бы думал, что все то, что мыслимо, существует. Это был бы идеализм, и он не исключен для Парменида в силу недостаточной аналитичности.

Асмус В.Ф. Античная философия - М.: Высшая школа, 1976.Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

Майданский А. Д. Учение Парменида о бытии в истории логического мышления. Философское наследие античности. - Таганрог, 1999, с. 43-45

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. [Учебник для философских факультетов и аспирантов вузов по курсу "История философии"] - М.: Высшая школа, 1991.

Подобные документы

Философские воззрения Парменида на проблему бытия. Исходный пункт философских исследований Парменида. Бытие в понимании Экхарта. Проблема бытия - подлинно философская проблема. Средневековые трактовки понятия бытия и его чувственного отражения.

реферат [17,0 K], добавлен 28.05.2007

Философский смысл понятия "бытие" и истоки его проблемы. Бытие в античной философии: философские рассуждения и поиски "вещественных" первоначал. Характеристика бытия у Парменида. Концепция бытия в Новом времени: отказ от онтологии и субъективизация бытия.

реферат [37,1 K], добавлен 25.01.2013

Диалектика бытия и небытия. Чистая форма перехода от бытия к небытию – время. Бытие как "чистая мысль": начало онтологии. Философия Парменида. Бытие – подлинный мир, стоящий за миром предметно-чувственным. Понятие Логоса как космического разума.

реферат [17,6 K], добавлен 12.01.2009

Философия природы. Учение о материи. Ограниченность реляционной модели. Принцип Парменида. Идеи античных идеалистов Платона и Аристотеля. Понятия "бытия" разных эпох. Понятие пространства и времени в науке и философии.

реферат [76,9 K], добавлен 04.08.2007

Бытие - одна из важнейших категорий философии, фиксирующая проблему существования в ее общем виде. Представления о бытие Парменида, Левикиппа, Демокрита, Кампанелла, Маркса и Энгельса. Развитие проблемы бытия в западноевропейской философии Нового времени.

курсовая работа [85,2 K], добавлен 10.04.2011

Первые философские школы, их натурфилософский, космологический характер. Милетская школа, ее представители. Учение Гераклита Эфесского и Парменида о бытие. Характерные черты гераклитовского философствования, его противоположность размышлениям элеатов.

контрольная работа [34,8 K], добавлен 07.12.2011

Мировоззрение – программа действий индивида, социальной группы или общества в целом. Виды мировоззрения - содержание утверждаемых идей (целей, ценностей). Проблема бытия в философии Древней Греции, философское мировоззрение Парменида, Платона, Аристотеля.

Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие: Почему существует этот мир? Почему вообще что-то существует? Почему существует нечто, а не ничто?

Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной исходной философской проблемой соотношения бытия и небытия.

Дадим определение философским понятиям (категориям) "бытие" и "небытие".

Бытие- 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность; 3) все реально существующее.

Небытие- 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность; 3) все реально несуществующее.

Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения. Это позволяет говорить о су­ществовании двух различных философских парадигм (речь идет о больших общностях философов, чем направления):

1) философия бытия,

2) философия небытия.

Общая формула философии бытия: "Из ничего не возникает нечто". Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.

Философия небытия исходную философскую проблему решает так: небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, ( древнегречекий философ Горгий (V- IVвв. до н.э.) говорил: «Все

Общая формула философии небытия: "Все из ничего".

Основнойвопросфилософии

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные ( идеальные) явления. И те, и другие - виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.

Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.

Итак, дадим общую формулировку основного вопроса философии.

Основной вопрос философии (ОВФ) - это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.

ОВФ имеет две стороны (два под вопроса).

Первая сторона ОВФ - это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе - что вопрос о сущности, природе мира.

Вторая сторона ОКФ это вопрос о познаваемости мира, иначе - это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.

1. В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм. В чем их отличие?

Материалистысчитают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе - материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. В этом суть материализма.

школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, середина
Iтыс. до н.э.);

Демокрит (древнегреческий философ, V- IVвв. до н. э.);

Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI- XVIIвв.);

Дидро (французский философ-просветитель, XVIIIв.);

Фейербах (немецкий философ, XIXв.);

Идеалистысчитают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе -сознание, дух определяет существование материальных явлений.

Различают две разновидности идеализма - субъективный и объективный идеализм.

Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.

Беркли (английский епископ, философ, XVIIIв.);

Фихте (немецкий философ, XVIII- XIXвв.);

Мах (австрийский физик, XIXв.);

Гуссерль (немецкий философ, XIX- XXвв.) и др. феноменологи (XXв.);

экзистенциалисты (немецкие, французские и др., XXв.).

Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он

2. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносео­логических оптимистов , агностиков и скептиков.

Гносеологические оптимисты - это философы, признающие принци­пиальную познаваемость мира и его законов. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).

Агностики - это философы, которые отрицают познаваемость ми и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все). Представители:

Юм (английский философ, XVIIIв.);

Кант (немецкий философ, XVIIIв.).

Если Иммануил Кант отрицал познаваемость сущности вещей ("вещь в себе"), которые существуют в объективном мире, то Давид Юм вообще отрицал возможность ответить на вопрос, существует ли внешний мир.

Скептики - философы, которые выражают сомнение в способности человека познать окружающий мир, достигнуть истинного знания. Представители:

софисты (древнегреческие философы);

Секст Эмпирик ( греческий философ и врач, IIIв.);

Декарт (французский математик и философ, XVIIв.).

тверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений ("существовать значит быть воспринимаемым"). Материя -- это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений ("идей") всех людей является Бог.

Объективные идеалисты утверждают, что первичным является нечеловеческое, мировое сознание, сверхъестественное духовное начало. Представители :

Гегель (немецкий философ, XVIII- XIXвв.);

неотомисты (итальянские, английские и др., XXв.).
Родоначальником европейского объективного идеализма считают

Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов — эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, - миром вечных идеальных сущностей.

Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалис­тическую философию Платона и его последователей - неоплатоников.

В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIIIв., В.Соловьев, марксисты и др.

Философы, признающие одно первоначало, называются монистами.

Есть монисты-материалисты и монисты-идеалисты - это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель). Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала - это дуалисты. Представители дуализма:

Декарт (французский математик и философ, XVIIв.);

Кант (немецкий ученый и философ, XVIIIв.).

Так, согласно Иммануилу Канту, наряду с объективным миром вешей

существуют внеопытные формы сознания человека.

Также выделяются плюралисты, признающие множество независим э!х первоначал (немецкий математик и философ XVIIв. Г. Лейбниц, английский философ XXв. К.Поппер и др.). Например, Готлиб Лейбниц создал

Проблема метода в философии

Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: "Каков мир?" Этот вопрос распадается на два вопроса.

1. Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?

2. Изменяется мир, развивается или неизменен?

Метод- это совокупность приемов, способов изучения объекта. Философский метод - это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.

Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: "Каков мир?" Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).

Диалектики,отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:

1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости. Представители диалектики.

Гераклит (древнегреческий философ, VI- Vвв. до н. э.) говорил:

Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развивается не природа, а духовное начало - абсолютная идея.

Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии
(XIX- XXвв.), в свою очередь, разработали материалистическую 18

Применение диалектики к социальным системам и человеку в XXв.

Несколько раньше представители экзистенциализма (Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр) субъективировали диалектику: у Хайдеггера диалектика проявляется в противоречии бытия и смерти человека ("бытие к смерти"), у Сартра - в противоречии между бытием-для-себя и бытием-для-другого (см. кн.: Современные концепции диалектики. Критические очерки /Под ред. В.А.Лекторского.М., 1987).

В соответствии с диалектическим пониманием мира формулировался и диалектический метод познания и преобразования действительности.

Другое понимание мира и другие ответы на вопрос "Каков мир?", другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Этих философов со времен Гегеля (XIXв.) называют метафизиками.*

Метафизики,в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиковмир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен; если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается,


Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как пока он пробегает расстояние 81, черепаха уходит на 32, пока он пробегает 82 - черепаха уходит на 33, и т.д. до бесконечности.

Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.


Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.

В новое время, начиная с XVI- XVIIвв., происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Гоббса, Локка и др. в целом носят недиалектический характер. Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха (XIXв.) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию.

Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсора (XIXв.), который сводил социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития (Бергсон, Морган, Уайтхед и др., XX в.) с внезапными взрывными скачками в природе и обществе и др.

Итак, наиболее широкими направлениями в философии следует считать парадигмы философии бытия и небытия, материализм и идеализм, гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм, диалектику и метафизику (антидиалектику), кроме того, следует назвать рационализм и эмпиризм (сенсуализм), о которых будет сказано в разделе "Гносеология".

В XX веке существовали и возникли учения и школы, на базе которых оформились философские направления. Их можно сгруппировать с учетом сложившихся традиций и определенной преемственности. * Это следующие направления:

- сциентистские, ориентированные на науку: марксизм, неопозитивизм,

аналитическая философия, структурализм, постпозитивизм',

- антропо-субъективистские, исходящие из человеческого начала:

прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика;

- психологические, отталкивающиеся от содержания психической сферы:

интуитивизм, психоанализ, аналитическая психология;

метафизика всеединства, персонализм, неотомизм, тейярдизм;

— глобалистские, учитывающие масштабную зависимость от природы и космоса: космизм, экологизм;

- синтетические, выразившие противоречивость миропонимания конца

XX - начала XXI вв.: постмодернизм и др.

Онтология (от греч. оп*о5 - сущее и 1о§оз - учение) - один из основных разделов философского знания, учение о бытии как таковом, или о обо всем сущем (существующем) в целом. Онтология продолжает линию метафизики Аристотеля (его "первой философии"), которая являлась учением об умопостигаемых первопричинах мира, предельных основаниях бытия.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Философская категория бытия в самом общем смысле означает все то, что существует. Бытие– это совокупность всего существующего здесь и теперь, т.е. материальных и духовных образований. Бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих все богатство вещей, явлений и процессов реального мира.

В философии выделяются следующие концепции бытия:

1) космическая концепция,представляющая бытие как все существующее (весь бесконечный мир, космос, метагалактики, галактики, звездные системы, звезды и планеты и т.д.), а человека (и человечество) с их культурой и земной природой считающая частью бесконечных проявлений бытия; рассматривает бытие как всё время изменяющееся, развивающееся, совершенствующееся или деградирующее;

2) социологическая концепция, утверждающая:

· бытие – это, прежде всего, общественное бытие, реальный процесс жизни людей в обществе, в условиях политической организации;

· сущность жизни отдельного человека определяется совокупностью экономических, политических, социально-классовых и др. общественных отношений;

3) экзистенциальная концепция: бытие – это внутренний духовный, эмоциональный мир отдельного человека.

Философская категориянебытия

– несуществование до возникновения (когда-то меня не было);

– несуществование после уничтожения (когда-то меня не будет);

– отсутствие связей между вещами.

Таким образом, категориейнебытия обычно обозначают:

· первичный источник всякого бытия.

Небытие противоречит бытию. Снимают это противоречие такие категории, как сверхбытие, инобытие, странность (аномалия).

Бытие и небытие в истории философии

• В философии Древнего Востока небытию, напротив, придавалось значение источника всякого бытия. Именно небытие считалось началом небес и земли, а бытие — матерью всех конкретных вещей (дао в философии Лао Цзы).

• В философии экзистенциализма, которая анализирует специфику человеческого существования, серьезное внимание уделяется категориям и бытия, и небытия.

"Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

Это, боюсь, не вопрос чутья.

Скорей влияние на бытие небытия …"

Единство бытия и небытия

Неопределенность реального и кажущегося бытия

Мировоззренческая роль бытия и небытия

В человеческой деятельности категории бытия и небытия выступают как культурные ценности: они ориентируют каждого человека на осознание уникальности, неповторимости и бренности бытия любого явления в мире и, в первую очередь — своего существования на Земле. Небытие подчеркивает ценность человеческой жизни, ее хрупкость и быстротечность. Смысл и бессмысленность жизни – отражение противопоставления бытия и небытия. С этической точки зрения проблема небытия рассматривается недостаточно. Мы должны помнить о небытии, чтобы еще раз отдать должное ценности бытия. Отсюда вытекает необходимость наполнения повседневного бытия подлинно человеческим содержанием, ориентации не только на сиюминутные практические цели и интересы, но и на высокие ценности.

Быть Человеком — непросто, но им надо Быть.

Основные виды и формы бытия

Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.

1.Материальное бытие

К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:

а)составляютобъективную реальность;

б)существуютнезависимоот человека;

в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.

2. Идеальное (духовное) бытие

3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.

В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:

бытие вещей и процессов природы;

бытие человека;

бытие духовного;

бытие социального.

Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику

1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:

· созданные человеком предметы повседневного обихода;

· орудия и средства производства;

· производственную и социальную инфраструктуру;

· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).

2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.

3. Бытие духовного (идеального)– это:

а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);

б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.

4. Социальное бытие, включающее в себя:

а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

– процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;

– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) –философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.

Вопросы и упражнения

4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.

а) Бытие – это Вселенная.

в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

г) Бытие – это природа.

д) Бытие – это все, что существует объективно.

е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.

ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

Прокрутить вверх


Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.



Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Читайте также: