Какие преимущества при призыве на службу дают гражданину занятия военно патриотических объединениях

Обновлено: 30.06.2024

Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Вы знаете, что с весеннего призыва 2008 г. установлен новый срок службы для военнослужащих по призыву — 12 месяцев. Все вы пойдете служить именно на этот срок. Российская общественность в целом одобрила сокращение сроков службы и приближение их к стандарту, принятому в развитых странах Европы. У руководства Вооруженными силами и другими войсками эти изменения в военном законодательстве вызвали определенную оза­боченность. Дело в том, что в армии и на флоте осталось совсем немного специальностей, по которым среднестатистического призыв­ника можно за год подготовить до приемлемого в войсках уровня. Остальные специальности требуют срока подготовки, превышающе­го срок службы. Воинские должности по этим специальностям необ­ходимо комплектовать военнослужащими по контракту. Кстати, именно так поступают в вооруженных силах европейских стран, в которых предусмотрен смешанный принцип комплектования — призыв плюс контракт. Кроме того, много времени отнимает психо­логическая адаптация молодых людей к условиям военной службы — иногда до полугода. До завершения психологической адаптации лич­ности обучение новобранца идет крайне неэффективно.

Для разрешения этого противоречия и предназначена обязатель­ная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий, которые она и себя включает, происходит первичная адаптация молодого челове­ка к военной службе, формируется мотивация на военное обучение, вырабатываются необходимые морально-психологические качества. Обязательная подготовка к военной службе и будет темой сегодняш­него занятия.

Вопросы для активизации знаний.

1. Для чего организуется обязательная подготовка к военной службе?

2. Почему этот вид подготовки называется обязательным?

3. Каково содержание обязательной подготовки к военной службе?

4. Какие органы занимаются обязательной подготовкой граждан к военной службе?

5. Как вы думаете, существовала ли в нашей стране ранее система обязательной подготовки к военной службе?

6. Существует ли такая система за рубежом?

Беседа. В дополнение к параграфу 2,3 (с. 40—46).

«Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует практически во всех странах Западной Европы и США. Например, в ФРГ, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.

В настоящее время НВП проходят 230 тыс. школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.

В 1999 г., в целях улучшения качественного комплектования су­хопутных войск США и усиления военно-патриотического воспита­ния молодежи, министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно еще 250 кур­сов начальной военной подготовки. Эта программа расширения НВП оценивается сегодня в 100 млн долларов США и рассчитана на 5 лет при ежегодном открытии 50 новых курсов.

В 2005 г. в США данной подготовкой предполагается охватить 1620 средних школ. В качестве преподавателей на вновь открывае­мые курсы планируется привлекать офицеров в отставке, при этом учебные заведения будут выплачивать заработную плату, представ­ляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содер­жанием офицера, находящегося на действительной военной службе.

— получение юношами начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профес­сионального образования и в учебных пунктах организаций;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Сегодня стало очевидным, что отмена обязательной допризывной подготовки в 1991 г., предусматривавшей кроме начальной военной подготовки граждан проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий и физической подготовки, стала одной из причин сни­жения престижа военной службы среди молодежи, девальвации в ee сознании понятия защитника Отечества, резко ухудшила качественные характеристики призывного контингента.

В частности, только за 10 лет с 1988 по 1998 гг. на 27% (с 92,7 до 65,7%) снизилась годность граждан к военной службе по состоянию здоровья, на 19% (с 92,8 до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников. Угрожающий характер приняла тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 г. от призыва уклонилось 443 человека, то уже после отмены допризывной подготовки осенью 1999 г. число таких граждан достигло почти 40 тыс.

(По материалам В.Н. Путилина, начальника ГОМУ ГШ ВС РФ.)

Извлечение из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе

« II . Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муници пальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол ного) общего образования, образовательном учреждении начального профес­сионального и среднего профессионального образования и в учебных пунк­тах организаций независимо от формы собственности (далее именуются — учебные пункты);

в) военно-патриотическое воспитание [. ]

5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граж­дан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение по­следних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами [. ]

18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами мест­ного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Феде­рации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждени­ях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего про­фессионального образования, в учебных пунктах, а также в военно-патри­отических молодежных и детских объединениях.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обо­роны

Государственными образовательными стандартами среднего (полного) об­щего образования, государственными образовательными стандартами на­чального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне го­сударства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны. Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего професси­онального образования и в учебных пунктах организаций

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях средне го (полного) общего образования, образовательных учреждениях начальной профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образова­тельными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образо­вательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлека­ются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными ор­ганами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным зако­ном предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому вос­питанию граждан.

2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу. Положение об указанных объединениях утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профес­сиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. Количество граж­дан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью сол­дата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потреб­ности в таких специалистах.

2. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществ­ляются Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, основной целью обязательной подготовки граж­данина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости, но с согласия гражданина — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы (в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции.

— знакомятся с организацией системы защиты населения от по­следствий чрезвычайных ситуаций;

— изучают практические основы здорового образа жизни;

— получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

— приобретают практические навыки по гражданской обороне.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных уч реждениях. Эта подготовка предусматривает:

— знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

— приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, при­влекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальнос­тям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Ее задачами являются:

— воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинско­го долга;

— приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприя­тий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти ме­роприятия включают:

— проведение ежегодных профилактических медицинских ос­мотров,

— диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физиче­ским развитием будущих призывников.

Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подго­товки граждан к военной службе преследует конечный результат — готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физиче­ских качеств, способность к их мобилизации в экстремальных услови­ях. Основные направления военно-патриотического воспитания:

— воспитание на воинских традициях.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Как законодательство формулирует понятие «обяза­тельная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области Обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Домашнее задание.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован во­ енно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в го­ роде Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Вы знаете, что с весеннего призыва 2008 г. установлен новый срок службы для военнослужащих по призыву — 12 месяцев. Все вы пойдете служить именно на этот срок. Российская общественность в целом одобрила сокращение сроков службы и приближение их к стандарту, принятому в развитых странах Европы. У руководства Вооруженными силами и другими войсками эти изменения в военном законодательстве вызвали определенную оза­боченность. Дело в том, что в армии и на флоте осталось совсем немного специальностей, по которым среднестатистического призыв­ника можно за год подготовить до приемлемого в войсках уровня. Остальные специальности требуют срока подготовки, превышающе­го срок службы. Воинские должности по этим специальностям необ­ходимо комплектовать военнослужащими по контракту. Кстати, именно так поступают в вооруженных силах европейских стран, в которых предусмотрен смешанный принцип комплектования — призыв плюс контракт. Кроме того, много времени отнимает психо­логическая адаптация молодых людей к условиям военной службы — иногда до полугода. До завершения психологической адаптации лич­ности обучение новобранца идет крайне неэффективно.

Для разрешения этого противоречия и предназначена обязатель­ная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий, которые она и себя включает, происходит первичная адаптация молодого челове­ка к военной службе, формируется мотивация на военное обучение, вырабатываются необходимые морально-психологические качества. Обязательная подготовка к военной службе и будет темой сегодняш­него занятия.

Вопросы для активизации знаний.

1. Для чего организуется обязательная подготовка к военной службе?

2. Почему этот вид подготовки называется обязательным?

3. Каково содержание обязательной подготовки к военной службе?

4. Какие органы занимаются обязательной подготовкой граждан к военной службе?

5. Как вы думаете, существовала ли в нашей стране ранее система обязательной подготовки к военной службе?

6. Существует ли такая система за рубежом?

Беседа. В дополнение к параграфу 2,3 (с. 40—46).

«Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует практически во всех странах Западной Европы и США. Например, в ФРГ, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.

В настоящее время НВП проходят 230 тыс. школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.

В 1999 г., в целях улучшения качественного комплектования су­хопутных войск США и усиления военно-патриотического воспита­ния молодежи, министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно еще 250 кур­сов начальной военной подготовки. Эта программа расширения НВП оценивается сегодня в 100 млн долларов США и рассчитана на 5 лет при ежегодном открытии 50 новых курсов.

В 2005 г. в США данной подготовкой предполагается охватить 1620 средних школ. В качестве преподавателей на вновь открывае­мые курсы планируется привлекать офицеров в отставке, при этом учебные заведения будут выплачивать заработную плату, представ­ляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содер­жанием офицера, находящегося на действительной военной службе.

— получение юношами начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профес­сионального образования и в учебных пунктах организаций;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Сегодня стало очевидным, что отмена обязательной допризывной подготовки в 1991 г., предусматривавшей кроме начальной военной подготовки граждан проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий и физической подготовки, стала одной из причин сни­жения престижа военной службы среди молодежи, девальвации в ee сознании понятия защитника Отечества, резко ухудшила качественные характеристики призывного контингента.

В частности, только за 10 лет с 1988 по 1998 гг. на 27% (с 92,7 до 65,7%) снизилась годность граждан к военной службе по состоянию здоровья, на 19% (с 92,8 до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников. Угрожающий характер приняла тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 г. от призыва уклонилось 443 человека, то уже после отмены допризывной подготовки осенью 1999 г. число таких граждан достигло почти 40 тыс.

(По материалам В.Н. Путилина, начальника ГОМУ ГШ ВС РФ.)

Извлечение из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе

« II . Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муници пальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол ного) общего образования, образовательном учреждении начального профес­сионального и среднего профессионального образования и в учебных пунк­тах организаций независимо от формы собственности (далее именуются — учебные пункты);

в) военно-патриотическое воспитание [. ]

5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граж­дан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение по­следних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами [. ]

18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами мест­ного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Феде­рации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждени­ях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего про­фессионального образования, в учебных пунктах, а также в военно-патри­отических молодежных и детских объединениях.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обо­роны

Государственными образовательными стандартами среднего (полного) об­щего образования, государственными образовательными стандартами на­чального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне го­сударства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражда­нами навыков в области гражданской обороны. Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего професси­онального образования и в учебных пунктах организаций

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях средне го (полного) общего образования, образовательных учреждениях начальной профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образова­тельными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образо­вательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлека­ются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными ор­ганами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным зако­ном предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому вос­питанию граждан.

2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу. Положение об указанных объединениях утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профес­сиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. Количество граж­дан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью сол­дата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потреб­ности в таких специалистах.

2. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществ­ляются Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, основной целью обязательной подготовки граж­данина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствова­ния, а при необходимости, но с согласия гражданина — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к воен­ной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы (в государственном, му­ниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществля­ется в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции.

— знакомятся с организацией системы защиты населения от по­следствий чрезвычайных ситуаций;

— изучают практические основы здорового образа жизни;

— получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

— приобретают практические навыки по гражданской обороне.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных уч реждениях. Эта подготовка предусматривает:

— знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

— приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, при­влекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальнос­тям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Ее задачами являются:

— воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинско­го долга;

— приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприя­тий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти ме­роприятия включают:

— проведение ежегодных профилактических медицинских ос­мотров,

— диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физиче­ским развитием будущих призывников.

Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подго­товки граждан к военной службе преследует конечный результат — готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физиче­ских качеств, способность к их мобилизации в экстремальных услови­ях. Основные направления военно-патриотического воспитания:

— воспитание на воинских традициях.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Как законодательство формулирует понятие «обяза­тельная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области Обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Домашнее задание.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован во­ енно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в го­ роде Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Во исполнение статьи 14 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в целях реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания граждан Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать и осуществить меры по поддержке деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений.

Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551):

1. Военно-патриотическим молодежным объединением или военно-патриотическим детским объединением (далее именуется - военно-патриотическое объединение) является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Деятельность военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Военно-патриотическое объединение определяет направление и программу своей деятельности и в целях их реализации взаимодействует с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, учреждениями образования, культуры, спорта, туризма, а также ветеранскими и другими общественными объединениями.

4. Основными задачами военно-патриотического объединения являются:

участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;

воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

изучение истории и культуры Отечества и родного края;

участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества;

передача и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;

физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе.

5. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения являются:

организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;

проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок;

поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества;

участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;

оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы;

проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота;

организация работы военно-спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей.

6. Государственная поддержка деятельности военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с федеральными законами "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и "О воинской обязанности и военной службе".




7. Предоставление военно-патриотическому объединению на безвозмездной основе учебно-материальной базы государственных учреждений образования и культуры для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Передача военно-патриотическому объединению снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования, а также предоставление ему на безвозмездной основе учебно-материальной базы воинских частей осуществляются по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба[5].

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан:

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ).

Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву (абзац дополнен с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ).

Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ)[6]

Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств[7].

В Санкт-Петербурге примерно каждые пять лет выходят постановления от правительства города о плане мероприятий по патриотическому воспитанию. И включает в себя меры по совершенствованию процесса патриотического воспитания в Санкт-Петербурге:

· Организация деятельности Координационного совета по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения Санкт-Петербурга, созданного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 21.01.2000 N 59-р;

· Организация проведения курсов, семинаров и других форм повышения квалификации работников государственных учреждений Санкт-Петербурга и общественных объединений, занимающихся вопросами воспитания гражданственности и патриотизма;

· Организация проведения конференций, совещаний, семинаров и других форм обмена опытом в целях выработки предложений по совершенствованию методической работы в области дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, в том числе работы по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурге;

· Проведение мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма (например: день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, годовщина вывода советских войск из Афганистана, день защитника Отечества и т.д.)[8].

Так же существует законопроект, который включает в себя статьи овзаимодействии исполнительного органа власти Санкт-Петербурга и деятельности общественных организация (военно-патриотических клубов):

Статья 8. Полномочия исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сфере молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями:

Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга в сфере молодежной политики и взаимодействию с общественными организациями

1) разрабатывает меры, направленные на патриотическое воспитание, проводит работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга;

2) осуществляет меры городской поддержки патриотического воспитания;

3) разрабатывает совместно с общественными организациями проекты долгосрочных целевых программ в сфере военно-патриотического воспитания;

4) формирует и ведет городской реестр военно-патриотических объединений, которым предоставляются меры городской поддержки;

5) информирует военно-патриотические объединения о планируемых и проводимых мероприятиях в сфере военно-патриотического воспитания;

6) определяет необходимые объемы финансирования мероприятий по военно-патриотическому воспитанию;

7) проводит самостоятельно и во взаимодействии с иными субъектами военно-патриотического воспитания, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или правоохранительная служба, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию;

8) готовит отчет о мероприятиях, проведенных в рамках осуществления работы по военно-патриотическому воспитанию;

9) организует научное, методическое и информационное обеспечение военно-патриотического воспитания.

Статья 9. Финансирование мер городской поддержки патриотического воспитания:

1. Финансирование мер городской поддержки патриотического воспитания осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о городском бюджете.

2. Средства городского бюджета, предназначенные для финансирования мер городской поддержки патриотического воспитания, расходуются на поддержку военно-патриотических объединений, общественно-государственных организаций, участвующих в осуществлении военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, и проведение публичных мероприятий.

Статья 10. Поддержка военно-патриотических объединений:

1. Мерами городской поддержки военно-патриотических объединений являются:

1) включение проектов (программ) военно-патриотических объединений в виде конкретных мероприятий в долгосрочные целевые, ведомственные целевые программы в сфере военно-патриотического воспитания;

2) выделение грантов в порядке, предусмотренных действующим законодательством;

3) оказание поддержки военно-патриотическом объединениям, социально ориентированным в соответствии с действующим законодательством.

2. Решение о включении проектов (программ) в долгосрочную целевую программу, принимается исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере молодежной политики и общественными организациями по результатам конкурса указанных проектов (программ) в порядке, установленном действующим законодательством[9].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Военно-патриотическому воспитанию государственную поддержку.docx

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ

Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории МБОУ г. Астрахани

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания, его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся–в свете современных требований.

Проблемы военно-патриотического воспитания

Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей. Это существенно повлияло на российское образование. Выявлен ряд проблем в военно – патриотическом воспитании молодежи:

→ значительное снижение поддержки и подрыв доверия к существующей практике подготовки будущих защитников Отечества на уровне общеобразовательных учреждений (хотя требования к этой подготовке неуклонно растут);

→ вопреки стараниям энтузиастов повсеместно испытывается хроническая нехватка специальной литературы, адаптированной к современным условиям;

→ отрицательное отношение большинства граждан к армии к защите Родины к исполнению воинского и гражданского долга;

→ в ряде регионов утрачена координирующая деятельность государственных структур с ветеранскими и другими общественными организациями, а также до сих пор не налажена связь с религиозными конфессиями;

→ отсутствие государственной финансовой поддержки системы военно-патриотического воспитания на фоне усиления требований к формированию морально–психологических качеств защитника Отечества.

Отсюда–широкий спектр проблем в военно–патриотическом воспитании. Военно–патриотическое воспитание-это многоплановая и скоординированная деятельность государственных органов, общественных организаций и объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению воинского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины .

Реализация военно-патриотического воспитания .

Рассматривая систему военно–патриотического воспитания учащейся молодежи, можно констатировать, что она реализуется в комплексе форм. Условно эти формы объединяются в три самостоятельные группы.

Мною представлен видео ролик: ДИАЛОГИ С ГЕРОЯМИ РФ - нашими земляками-астраханцами. (на видео – встреча с Героем РФ Чириковым Альбертом Алексеевичем).

Вторая группа форм менее разнообразна и характеризуется большей военно – прикладной направленностью. Эти формы включают в себя: экскурсии в воинские части с целью ознакомления подростков с жизнью и бытом войск, Дни открытых дверей, дни призывника, дни воинской славы России.

Формы третьей группы являются наиболее эффективными для подготовки к военной службе. К ним относятся: оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, патриотические клубы и объединения военно-профильной направленности;

Эти формы предполагают целый комплекс учебно–воспитательных мероприятий, которые проводятся целенаправленно в соответствии с научно обоснованными подходами. Тем самым существенно уменьшается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно- патриотического воспитания.

Профессионализм педагогов.

Успех военно-патриотической и оборонно-массовой работы во многом зависит от личности, организующей эту работу, от его организаторских способностей и педагогического мастерства. Труд педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием, очень сложен и многогранен. В нем, как показывает практика, недостаточно одного энтузиазма, нужны серьезные знания - как общетеоретические, так и сугубо прикладные.

Какова компетентность специалистов разного уровня в этих вопросах? Исследования свидетельствуют, что большинство специалистов по различным причинам не обращается к специальной методической литературе и даже не вникает в передовой опыт педагогов–новаторов. Это значит, что профессиональное самообразование не является у них осознанной потребностью. Проблема профессиональности кадров сегодня актуальна как никогда. И решать ее необходимо немедленно.

Помощь педагогу - задача государства.

Перед педагогами, желающими освоить передовой опыт военно – патриотической работы встает много трудностей, ключевая из которых – отсутствие финансирования. Из-за этого ряд военно–патриотических коллективов вынужден проводить мероприятия коммерческого характера, которые противоречат принципам патриотического воспитания.

К подобным мероприятиям относится работа общественных молодёжных организаций в период предвыборных кампаний, члены которых вовлекаются в предвыборную агитацию тех кандидатов, которые предоставляют большее вознаграждение.

Я позволю себе поставить под сомнение результативность подобного патриотического воспитания. О каком патриотизме может идти речь, если еще морально не окрепшие подростки видят в вахтах памяти коммерческую выгоду.

Следующая трудность–нехватка литературы по действенной реализации военно-патриотического воспитания. Тиражи такой литературы незначительны, и большинство педагогов не имеет к ней доступа. Поскольку на коммерческие организации в этом вопросе рассчитывать не приходится, здесь необходима целевая государственная поддержка.

Решить данную проблему позволяет методическое пособие, в котором приводится основная нормативная база и рекомендации, необходимые в деятельности вышеназванных структур. Такие издания необходимы и потому, что в образовательных учреждениях будущие учителя не получают должной подготовки военно-патриотического направления. Вот почему ряд сегодняшних специалистов не понимает специфики военно-патриотического воспитания.

Цель военно–патриотического воспитания.

В настоящее время вышесказанное особенно важно иметь в виду так как ряд педагогов либо вообще не выделяют цель военно-патриотического воспитания, либо пытаются ее подменить одной из ведущих задач воспитания. Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что как-то влияет на воспитание любви к Родине. Это–привязанность к месту своего проживания, формирование патриотических чувств. Нетрудно заметить, что при такой трактовке военно-патриотическое воспитание утрачивает свою специфику, становится аморфным.

В патриотическом воспитании спектр средств по формированию любви к Отечеству шире и разнообразнее, чем в военно-патриотическом. Воспитание любви к Родине своему народу в целом конкретизируется в формировании чувства гордости за службу в Вооруженных Силах, а также готовности отдать жизнь за свободу независимость и конституционный строй России.

Как видим, задача подготовки защитников Родины стоящая перед всеми педагогами весьма сложна и ответственна. Но основным институтом, гарантирующим жизнеспособность системы военно–патриотического воспитания было и остается государство. Именно от государственной политики в этой области зависит ее состояние и эффективность.

Многочисленные социологические исследования, проведенные в последнее время, позволяют дать достаточно полную характеристику молодого человека в возрасте 16-18 лет.

Основные социально-культурные ценности современного молодого человека, как правило, слабо сформированы. Среди ценностей, приносящих большое удовлетворение, выделяются семейное благополучие, материальный достаток, свобода, самостоятельность и независимость .

Учет особенностей этой социально-возрастной группы очень важен при решении задач патриотического воспитания, в определении его основных ориентиров. Чтобы определить предмет нашего разговора, давайте сначала разберемся в понятиях.

Итак, что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины.

национально-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, основанного на нравственных понятиях культуры, традиций русского народа;

военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины;

гражданско-патриотическое воспитание - это вера в будущее России, гордость за свою страну;

героико-патриотическое воспитание - я бы это понятие растворил во всех составных частях, так как оно ориентировано на осознание своей

причастности к истории своего народа и страны.

Вот как об этом говорит поэт и педагог И.В. Камская:

Быть патриотом. Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь ты гордиться –

Твой век земной не зря тобой прожит!

Когда уроки патриотизма не заканчиваются ?

Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.

Попробую ответить на вопрос: где больше возможности готовить будущих защитников Отечества - на уроке или за его пределами?

Конечно, урок - важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.

В чем же преимущества внеурочной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание воспитательной работы не регламентировано жестко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объеме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в их применении на практике путем вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.

Каковы же формы патриотического воспитания во внеурочное время и как они изменяются в зависимости от возраста школьников?

Подготовка ребенка к школе не должна ограничиваться приобретением школьной формы, ранца и учебников. Приобщение к родословной семьи, истории улицы, района, города, страны - первые уроки патриотизма. Знание истории своей малой родины будет способствовать утверждению в сознании ребят гордости за своих предков, уважения к старшим.

Дела разные, дела важные.

Одна из форм военно-патриотического воспитания, пережившая все реформы в воспитательном процессе, - это месячник героико-патриотической работы, посвященный Дню Защитника Отечества. Месячник является своеобразным смотром патриотической работы школы, важным стимулом активизации всех форм военно-патриотического воспитания и вовлечения в них школьников.

Истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием за предмет своей веры, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, реальная практическая помощь своему народу.

Военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины.

Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.

Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.

Таким образом, патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей , присущих всем сферам жизни общества и государства , является важнейшим духовным достоянием личности , её характер, реализует высший уровень её развития и проявляется в её самореализации на благо общества .

Читайте также: