Какие права у исполнителя фонограммы

Обновлено: 04.07.2024

Мы часто слышим исполнение популярных песен на улицах, в барах, в ресторанах, на корпоративах и в стриминге социальных сетей. Иногда публикации кавер-версии даже получают одобрение со стороны первоначальных исполнителей, но, к сожалению, с юридической стороны, такая поддержка не избавляет кавер-исполнителя от возможных правовых рисков.

Любая песня, даже не особо популярная, представляет собой объект интеллектуальной собственности, состоящий из совокупности прав:

А) права автора музыкального произведения (авторские права) – права лица, творческим трудом которого было создано произведение (музыка + текст). Если музыку и текст создают разные лица – то авторские права возникают у двух лиц – автора музыки и автора текста, которые являются соавторами композиции. Чаще всего авторы музыкального произведения отчуждают (передают в полном объеме, навсегда) свои права продюсерским центрам/лейблам, в таком случае с момента отчуждения прав правообладателем на музыкальное произведения становится соответствующий лейбл.

Иногда автор песни и его исполнитель совпадают в одном лице, в таком случае любое использование музыкального произведения (только минуса песни или с учетом исполнения) требует согласия такого лица, за исключением случаев, когда автор – исполнитель передал свои права на произведение продюсерскому центру или иному лицу.

Итак, необходимо определить, кому и в каком объеме принадлежат права на песню.

Обязательно согласие правообладателя авторских прав на музыкальное произведение, поскольку в кавер-версии используется музыка и текст оригинальной песни.

Для кавера важны именно авторские права (п. А), поскольку под кавером подразумевается исполнение оригинального музыкального произведения другим исполнителем (музыкантом, группой). Таким образом, при создании кавера не используется первоначальное исполнение, что исключает необходимость согласия исполнителя (в случае, если смежными правами владеет отдельное лицо, не автор песни и текста). Но если всеми правами (и авторскими, и смежными) владеет одна звукозаписывающая студия или другое лицо, то момент неиспользования первоначального исполнения не играет роли, поскольку все равно необходимо согласие этого правообладателя на использование авторских прав.

Когда согласие правообладателя не требуется:

1) Истечение срока действия исключительного права на произведения (автор произведения известен и с момента его смерти прошло 70 лет) — например, свободное использование классических музыкальных произведений. Важно иметь в виду, что 70 лет должны пройти как с даты смерти автора текста, так и с даты смерти автора музыки, если данные лица не совпадают, в противном случае – необходимо отдельно запрашивать разрешение правообладателя на использование музыки/текста.

2) Использование музыкального произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ).

Важно: личные цели –использование произведения для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи. Так, исполнение музыкального произведения в социальных сетях (вне зависимости от того, открыт или закрыт профиль) не относятся к личным целям , т.к. потенциально круг лиц, которые могут иметь доступ к вашему исполнению, не ограничен.

3) Публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях(пп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Например, любые утренники в детских садах, школах, конкурсы самодеятельности в перечисленных организациях и т.п, без взимания платы за посещение.

Важно: запись такого концерта (не важно с/без последующей публикации в интернете) не подпадает под свободное использование, для записи необходимо согласие правообладателя.

4) Создание произведения в жанре музыкальной пародии на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).

Важно: обязательным условием пародии является наличие комического эффекта. Например, исполнение оригинальной рок-композиции в жанре народной песни с использованием балалаек и т.п., то есть должен присутствовать абсурд.

5) Публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ). Например, исполнение музыкального произведения оркестром в помещении ЗАГСа (так как процедура регистрации брака осуществляется от имени государства, следовательно, церемония является официальной).

Итак, необходимо определить правообладателя текста и музыки произведения (это могут быть разные лица), убедиться, что использование произведения не подпадает под перечисленные выше исключения, когда согласие правообладателя не требуется и запросить согласие на использование музыкального произведения.

Для фиксации авторизации со стороны правообладателя необходимо оформить согласие письменно.

Согласие может быть в форме письма-разрешения с реквизитами, подписью и печатью правообладателя; в форме лицензионного соглашения (права на песню передаются в определенном объеме и на определенный срок) либо в форме договора отчуждения (когда передаются все права на песню в полном объеме).

Вознаграждение может быть предусмотрено, но если правообладатель так добр, что разрешает бесплатно использовать произведение – то это тоже стоит прямо прописать в соглашении.

Также необходимо явно прописать способы использования музыкального произведения – публичное исполнение (пп.6 п.2 ст. 1270 ГК РФ), а также переработка (пп. 9 п.2 ст. 1270 ГК РФ), если вы планируете существенно изменить произведение в ходе создания кавер-версии. Существенным изменением будет являться, например, новая аранжировка произведения, замена тональности, изменение мелодии, нехарактерная для данной композиции манера исполнения, добавление слов в текст, куплетов – то есть добавление ярких черт, явно отличающих оригинальное произведение от кавер-версии, а не только замена исполнителя с сохранением всех иных характеристик музыкального произведения.

Важно: при переработке произведения создается новое произведение, права на которое уже полностью будут принадлежать вам – создателю переработки, но предварительно вам необходимо будет получить согласие на осуществление такой переработки со стороны правообладателя первоначального (оригинального) произведения.

Какая может быть ответственность за использование музыкального произведения без согласия правообладателя:

Уголовная: от 200 000 рублей до шести лет лишения свободы.

Административная: от 1500 рублей до 2000 рублей (для граждан).

Гражданско-правовая: от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей либо двукратная стоимость контрафактных экземпляров/двукратная стоимость лицензии на композицию.

Наступление уголовной/административной ответственности не исключает возникновение гражданско-правовой.

Хорошая статья. По существу и без воды. Рекомендую дополнить ответом на вопрос, интересный обычному обывателю: "На каком правовом основании радиостанции крутят песни и как это все возможно?"

Спасибо! Радиостанции заключают лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО), которое является аккредитованной организацией по коллективному управления авторскими правами правообладателей (в т.ч. зарубежных) на территории РФ. На основании этой лицензии радиостанция платит РАО авторское вознаграждение, которое должно быть перечислено от РАО авторам.

Прикрепляю ссылку на статью, где я подробнее писала о РАО/ВОИС.

Отлично написано, наверняка кому-то пригодится. Но как-то обойден вопрос смежных прав на фонограмму и будет много вопросов скорее всего в этой связи)

Спасибо большое! Да, вы правы, я опустила момент фонограммы, поскольку в данной статье рассматривала каверы - как исполнение композиции без использования фонограммы)

Но на всякий случай дополню (если кто-то прочитает комментарии): в случае использования фонограммы при исполнении муз произведения, необходимо будет также запросить согласие у правообладателя фонограммы (изначально - звукозаписывающая студия, где впервые была осуществлена запись песни, которая обычно передает свои права на фонограмму тому же лейблу/продюсерскому центру, который владеет правами на музыку и текст).

Как по мне, одним из справедливых решений в нашем быстроменяющемся мире был бы такой вариант: исполнитель (правообладатель) имеет право на защиту своего произведение от каверов в течение 1-5 лет. За это время он нарежет купонов, проедет с туром и заработает денег. А по прошествии срока - исходное произведение могут использовать кавер-исполнители. Возможно при некоторых отчислениях тому же нелюбимому РАО.
В конце концов речь идет о каверах - это переработка, стилизация, и в этом смысл! Кавер-группы вроде не гастролируют с концертами. Это разные уровни! Если там какая-то группа ичполнит песню Мадонны или Марун Файва - вряд ли те будут невообразимо страдать, или недоедать. И факт авторства так же не пострадает!
Кроме того, каверы популяризируют исполнителя! И послушать на мероприятии кавер - это одно, а другое дело броситься после мероприятия скачивать альбом с какого-нибудь Айтюнза. Есть смысл? Каверы по сути увеличивают популярность произведения!
Ну а если ещё один момент рассматривать, неприглядный. Насколько уникальным и ценным является "исходное" произведение?! Да, в законе этот момент не учитывается. Но одно дело авторский труд, другое дело - за вечер состряпать мелодию из звуковой библиотеки и стать Автором! Да, вопрос "щекотливый", неоднозначный. Но есть произведения разного качества, и разной популярности.
То же самое, с другой гранью авторства, фотографией. Например я сфотографировал Кремль и говорю: дайте мне денег за "мой Кремль", я его сфотографировал! Или какой-то фотохудожник придумает концепцию, пригласит модель, визажиста и создаст действительно интересный и художественный образ с каким-то возможно важным посылом к человечеству.
С точки зрения закона, мы как авторы равны. Но у нас, пожалуй, разные вложения в произведения. Конечно, это открывает путь к обсуждениям к о-чего достоин и я так могу. Но как по мне, это интересный и справедливый момент. И хоть закон должен быть универсален, я бы рассмотрел некоторые дополнительные критерии.
И да, писать книгу, или сделать фото - тоже совсем разные затраты, как правило. Там на всё 70 лет срок?)

Кавер-версии могут стать мостом между новыми фанатами и вашим старым материалом. Добавьте свой собственный вариант популярной песни, и мы поможем вам правильно лицензировать и распространять ее!
Мы не посредники.
У нас прямые договора с правообладателями.
И да, мы лицензируем кавер-версии всего за 29,99$
А размещаем бесплатно
Мы давно занимаемся лицензированием и изданием каверов.
В основном, к нам обращались издательские или звукозаписывающие компании. Мы лицензировали и выпускали артистов под их лейблами.
Многие артисты недовольны, что им выставляют нереально высокие ценники за лицензии. Мы за доступность возможностей музыкального рынка для артистов. И создали свою группу в ВК, чтобы услуга была доступна широким массам. И без бешеных наценок. vk com / unitedmusiclimited

Может, у Вас найдётся время ответить на пару вопросов по публикации русскоязычных каверов? Очень трудно найти где-либо информацию.
К примеру, насколько я выяснил, в США с 2018 действует Music Modernization Act, который позволяет публиковать каверы через ряд стриминговых сервисов, типа Spotify, которые сами решают вопрос с отчислениями оригинальными правообладателю, не требуя от автора кавера даже обладания механической лицензией. Но в случае с русскоязычными песнями, изданными на территории России, возможно ли такое? Или же требуется в обязательном порядке прямое согласие правообладателя? А если песня распространяется зарубежным издателем, таким как Universal Music, на территории как США, и РФ, договариваться всё равно нужно?
Большое спасибо!

Добрый день. Вопрос. Я музыкант в электронной музыке. Хочу сделать ремикс на Lipps Inc. - Fonkytown и выпустить его официально через муз. Лейбл что бы он был в оф. Музыкальных площадках Beatport, Spotify и т.д. оригинальный трек 1979 года выпуска. Мне нужно самостоятельно очистить права или этим может заняться лейбл если мой ремикс им понравится? Спасибо

В российском праве имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи; 2)

записывать ранее не записанные исполнение или постановку; 3)

воспроизводить запись исполнения или постановки, т. е. изготавливать экземпляры записи;

передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей; 5)

сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя.

а. Запись ранее не записанного исполнения

Право на запись имеет для исполнителей чрезвычайно важное значение. Пока исполнение не зафиксировано в записи, оно неразрывно связано с самим исполнителем и не существует вне деятельности последнего. Жизнь такого исполнения ограничена временем звучания стихов или музыки, продолжительностью танца или спектакля и т. п. При этом каждое новое исполнение, даже если оно практически ничем не отличается от предыдущих исполнений, выступает в качестве самостоятельного объекта смежных прав. Исполнитель может в любой момент при новом исполнении внести в него коррективы либо вовсе прекратить дальнейшее исполнение соответствующего произведения.

Принимая решение о записи исполнения, исполнитель добровольно отказывается от ранее имевшейся у него возможности по осуществлению полного контроля над исполнением. Одновременно перед ним открываются такие перспективы использования исполнения, которые ранее у него отсутствовали.

Право на запись отнесено законом к имущественным правам исполнителя, что, безусловно, верно.

На первый взгляд, не вполне понятно ограничение рассматриваемого права указанием на то, что исполнение или постановка не должны быть ранее переданы в эфир. Поскольку каждое новое исполнение представляет собой самостоятельный объект смежных прав, одно и то же исполнение не может быть повторно передано в эфир, если только оно не зафиксировано в записи. Единственным случаем, когда возможна передача в эфир (по кабелю) ранее передававшегося в эфир, но не записанного исполнения, является его ретрансляция иными организациями вещания, которая может осуществляться с согласия организации вещания, ведущей прямую трансляцию исполнения (подп.

Подписанная многими странами Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм предусматривает:

Прямое копирование записанного исполнения является нарушением авторского права или смежных прав практически во всех странах. Однако от стране к стране варьируется отношение к тому, является ли нарушением авторского права копирование манеры исполнения. Предположим, что некий певец точно копирует по записи манеру исполнения известного артиста В некоторых странах, например в США, такое копирование не является нарушением авторских прав. Но в борьбе с таким копированием американский артист может воспользоваться другими законами для защиты своих интересов, например законом о недобросовестной конкуренции или законом о праве на публичную эксплуатацию личности.

Заинтересованность исполнителя в том, чтобы данный вопрос решался с его участием, достаточно очевидна. Запись исполнения, сделанная не для коммерческих целей, как правило, не предназначается для широкой аудитории. Поэтому исполнитель сам решает вопрос о том, достойна ли запись конкретного исполнения для передачи в эфир или по кабелю. Поскольку закон ничего не говорит о том, в каких целях запись исполнения передается в эфир или по кабелю, следует исходить из того, что согласие исполнителя требуется во всех случаях, а не только тогда, когда при осуществлении этих действий преследуются коммерческие цели.

Статья 12(1) регулирует вопрос о правах производителей фонограмм следующим образом:

Объясняется это, видимо, тем, что право на распространение экземпляров записи исполнения возникает у лица, осуществившего с согласия исполнителя воспроизведение записи исполнения, т. е. либо у производителя фонограммы, либо у создателя аудиовизуального произведения. В таком подходе едва ли можно усмотреть ущемление прав исполнителей. Ведь прежде чем распространять запись исполнения, ее необходимо размножить, а контроль над воспроизведением остается за исполнителем, который дает на него свое согласие. Если же записью и воспроизведением записи исполнения исполнитель занимается самостоятельно, то он одновременно становится производителем фонограммы или создателем аудиовизуального произведения, а значит, обладает и правом на распространение записи исполнения.

Прокат фонограмм по сравнению с прокатом видеокассет представляет собой большую угрозу имущественным правам обладателя экономических прав на них. Угроза риска состоит в том, что люди, берущие кассеты на прокат, переписывают их дома для своих нужд. Большинство людей смотрит записанный фильм один раз, любители музыки слушают записанные произведения снова и снова. Поэтому и в Соглашение ТРИПС, и в Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах введены положения, требующие ограничения права проката. В частности, в Договоре ВОИС право решать вопрос о сдаче фонограммы в прокат закреплено за исполнителями и производителями фонограмм. Оба международных документа позволяют государствам-участникам менять существующую систему выплаты вознаграждений за сдачу в прокат такой фонограммы. Так, например, есть системы, в которых взимаемые за прокат деньги поступают в объединения по управлению правами исполнителей и производителей фонограмм, а затем распределяются между ними. Есть и другие системы, в которых определенным налогом облагаются владельцы копировального оборудования и изготовители так называемых чистых компакт-дисков (т. е. не имеющих записи). Другой подход, хотя он и легче реализуется, может не оправдать себя с экономической точки зрения. Чистые компакт-диски могут быть использованы, например, для переписывания на них записей с дисков, взятых на прокат. Хотя не исключено, что они могут использоваться для вполне правомерных целей размещения на них массивов компьютерной информации, когда нужно экономить объемы памяти жестких дисков самого компьютера. И было бы неправильно облагать налогом такое правомерное использование компакт-дисков для того, чтобы иметь возможность платить вознаграждение исполнителям.

Завершая анализ рассматриваемого права исполнителя, укажем на то, что оно действует лишь в отношении исполнения, записанного на фонограмму. Если исполнение с согласия исполнителя зафиксировано на видеозаписи, правом на сдачу ее в прокат обладает создатель аудиовизуального произведения, который несет обязанность по выплате исполнителю специального вознаграждения за данный вид использования видеозаписи лишь тогда, когда это прямо предусмотрено договором с исполнителем.

ж. Технологические средства и управление правами

Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах содержит положения об управлении правами, в своей сути одинаковые с положениями по этому вопросу, сформулированными в Договоре ВОИС по авторским правам, которые обсуждались выше.

з. Неимущественные права исполнителей

В Римской конвенции не содержится положений относительно неимущественных прав исполнителей. Этот пробел восполняется положениями Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах, которые наделяют исполнителя такими неимущественными правами, как право на имя и право на защиту исполнения от искажений и иных посягательств, по своим свойствам сходными с неимущественными авторскими правами, сформулированными в положениях Бернской конвенции. Вместе с тем в отношении некоторых неимущественных прав действуют ограничения объективного характера. Например, ограничения права на имя в случае исполнения симфоническим оркестром музыкального произведения. Здесь нет необходимости в указании имени каждого музыканта в оркестре. Поэтому в Соглашении ТРИПС, в полном соответствии с Бернской конвенцией, также нет требования обязательного соблюдения всех неимущественных прав исполнителей. В этом, как представляется, находит отражение то лоббирование, которое имело место со стороны США в ходе подготовки Соглашения, поскольку именно Соединенные Штаты не вполне соответствуют принятым международным стандартам охраны неимущественных прав. Факт включения положений об охране неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм в Договор ВОИС может затруднить для США присоединение к этому документу.

Право на защиту исполнения или постановки от искажения сродни праву автора на защиту репутации, так как обеспечивает доведение исполнения до третьих лиц в его первоначальном виде. Иными словами, любые поправки, изменения, дополнения, которые позволяет делать современная техника, могут вноситься только с согласия исполнителя. Рассматриваемое право, однако, не ограждает исполнителя от подражателей. Например, эстрадный певец, музыкант или актер не могут запретить другим исполнителям заимствовать их манеру и форму исполнения, хотя бы это, по их мнению, наносит вред их репутации.

При исполнении фонограммы музыкального произведения в заведении общепита (например, в кафе, ресторане) затрагиваются исключительные права на исполнение и фонограмму (относятся к правам, смежным с авторскими). Исключительное право использовать исполнение принадлежит исполнителю, а исключительное право на фонограмму – изготовителю фонограммы (пп. 1 п. 1 ст. 1315, п. 1 ст. 1317, пп. 1 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Для заведения общепита сказанное означает, что оно должно выплатить вознаграждение в пользу правообладателей, но только тех, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории РФ. Как это сделать правильно?

Надо ли на исполнение фонограммы в кафе получать разрешение?

Исполнения и фонограммы являются интеллектуальной собственностью, охраняемой законом (ст. 1225 ГК РФ). Такая охрана согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ включает в себя, в частности, запрет на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя. В то же время в ряде случаев Гражданским кодексом допускается использование интеллектуальной собственности лицами иными, чем правообладатель, без согласия последнего. Одно из таких исключений зафиксировано в п. 1 ст. 1326 ГК РФ.

Таким образом, для публичного исполнения записи исполнения (фонограммы) разрешения правообладателей (исполнителя и изготовителя фонограммы) не нужны. Однако в этом случае названным лицам должны быть выплачены вознаграждения.

Кстати, на то, что исполнение фонограммы в заведении общепита является ее публичным исполнением, указывают определения, представленные в пп. 8 п. 2 ст. 1317 и пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ.


Кому платить вознаграждение?

Поскольку для публичного исполнения фонограммы получать разрешения правообладателей не нужно, а вот вознаграждения им полагаются, управление соответствующими правами на коллективной основе возлагается на организации по управлению правами на коллективной основе (п. 1 ст. 1242 ГК РФ), получившие государственную аккредитацию на ведение деятельности в следующих сферах коллективного управления:

В связи с этим сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, осуществляет ВОИС (п. 1 ст. 1326 ГК РФ). Причем такой сбор данная организация может производить и в пользу тех правообладателей, с которыми у нее не заключен договор о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1424, п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Распределение полученного вознаграждения между правообладателями также является обязанностью ВОИС: половина вознаграждения (50%) должна быть выплачена исполнителям, вторая часть (50%) – изготовителям фонограмм. При этом между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Каков размер вознаграждения?

Что касается пользователя (лица, осуществляющего публичное исполнение фонограммы), с ним ВОИС заключает договор о выплате вознаграждения. Отказать пользователю в заключении такого договора без достаточных на то оснований ВОИС не вправе (п. 1 ст. 1243 ГК РФ). Именно в договоре определяются сроки выплаты вознаграждения, а также его размер. При этом ВОИС при расчете размера вознаграждения должна учитывать такие факторы (п. 4 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях[1]):

  • минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений;
  • является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика;
  • платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  • размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

На сегодняшний день ВОИС используются следующие ставки при расчете ежемесячного[2] вознаграждения за публичное исполнение в заведениях общепита фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (при этом вознаграждение состоит из основного платежа и дополнительных платежей, которые взимаются, например, в случае наличия бильярдных столов или исполнения фонограммы на прилегающей территории).

Категория предприятия общественного питания

Бары, кафе, буфеты

За публичное исполнение фонограмм (за исключением музыкальных автоматов и систем караоке)

Количество посадочных мест

Ежемесячный платеж за одно посадочное место

При использовании музыкальных автоматов и систем караоке (дополнительно к иным техническим средствам)

500 руб. вне зависимости от количества музыкальных автоматов и систем караоке*

За каждый музыкальный автомат и систему караоке

При наличии бильярдных столов

За каждый игровой бильярдный стол:

– 500 руб. (если столов от 1 до 3 включительно);

– 400 руб. (если столов от 4 до 10 включительно);

– 350 руб. (если столов от 11 до 20 включительно);

– 300 руб. (если столов более 20)

При публичном исполнении фонограмм на прилегающей территории

В зависимости от площади прилегающей территории:

– 0,75 руб. за 1 кв. м, но не менее 100 руб. (если площадь не превышает 1 000 кв. м);

– 750 руб. + 0,50 руб. за каждый кв. м свыше 1 000 кв. м (если площадь варьируется от 1 001 до 5 000 кв. м включительно);

– 2 750 руб. + 0,25 руб. за каждый кв. м свыше 5 000 кв. м (если площадь превышает 5 000 кв. м)

Обратите внимание: если на предприятии общепита имеется танцпол (специально организованное место для танцев), вход на который происходит за плату, расчет вознаграждения осуществляется исходя из ставок, установленных ВОИС за публичное исполнение фонограмм на танцевальных площадках (их не приводим).

Уточним еще несколько моментов.

Если пользователь владеет несколькими объектами использования фонограмм на одной территории, размер вознаграждения составляет сумму платежей, рассчитанных по каждому такому объекту в соответствии с установленными ставками

При расчете вознаграждения ВОИС может применить корректирующие коэффициенты (региональный, сетевой и стимулирующий)

Пользователи фонограмм должны представлять в ВОИС отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения (перечень документов определяется в договоре о выплате вознаграждения)

Всегда ли нужно выплачивать вознаграждение?

Прежде чем платить вознаграждение, следует убедиться, действует ли исключительное право конкретного исполнителя и изготовителя фонограммы на территории РФ (другими словами, является ли оно объектом правовой охраны). Ведь если правовая охрана не предоставляется, то и право на получение вознаграждения у правообладателей не может считаться возникшим.

Случаи действия на территории РФ исключительного права…

…на исполнение (ст. 1321 ГК РФ)

…на фонограмму (ст. 1328 ГК РФ)

Исполнитель является гражданином РФ

Изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом

Исполнение впервые имело место на территории РФ

Фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ

Исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ

Иные случаи, предусмотренные международными договорами РФ (такие договоры обладают приоритетом над внутренним законодательством), например:

– Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенной в Риме 26.10.1961. Так называемая Римская конвенция вступила в силу для России 26.05.2003;

– Договором Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, подписанным 20.12.1996. Договор ВОИС (его еще называют Женевским договором) вступил в силу для России 05.02.2009;

– Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS), заключенным в Марракеше 15.04.1994. Соглашение ТРИПС, входящее в пакет документов о создании ВТО, вступило в силу для России 22.08.2012

Необходимо учитывать: на территории РФ могут подлежать охране и те исполнения и фонограммы, которые были впервые записаны до присоединения Российской Федерации к соответствующим международным договорам, при условии, что они не перешли в общественное достояние вследствие истечения срока охраны в стране их происхождения. Так, сказанное касается исполнителей и изготовителей фонограмм, являющихся физическими и юридическими лицами государств – членов ВТО. Это связано с тем, что Соглашение ТРИПС содержит положения об обратной силе предоставления охраны прав производителям фонограмм и исполнителям (п. 2 – 3 ст. 70). А вот в отношении прав исполнителей и производителей фонограмм, не являющихся гражданами и юридическими лицами государств – членов ВТО, подлежат применению те международные договоры, в которых участвует Российская Федерация и соответствующее иностранное государство. Если речь идет о необходимости соблюдения норм Договора ВОИС, правило обратной силы также действует (см. ст. 22 этого документа). В ситуации же, когда применению подлежит Римская конвенция, а Договор ВОИС и (или) Соглашение ТРИПС не работают, на территории РФ охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003. Обоснование – п. 2 ст. 20 Римской конвенции следующего содержания.

Ни одно Договаривающееся государство не обязано применять положения настоящей Конвенции к исполнениям или передачам в эфир, которые имели место, или фонограммам, которые были записаны до вступления настоящей Конвенции в силу в отношении этого государства.

Представленный правовой подход согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам, озвученной в Постановлении от 24.11.2015 № С01-295/2015 по делу № А40-80567/2014, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 18.03.2016 № 305-ЭС16-796. Оказалось, что исполнители и изготовители спорных фонограмм – граждане или резиденты Австралии, Великобритании и США, а перечисленные страны стали членами ВТО с момента начала работы указанной организации, то есть с 01.01.1995.

Однако изложенные нюансы судьи учитывают не всегда. Свидетельством является Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.02.2015 № С01-167/2013 по делу № А40-116203/2012, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 15.09.2015 № 305-ЭС15-6268. Поскольку первое исполнение осуществлено, а фонограммы Paul Hardcastle – Shelbi и Michele Weeks & Richard Earnshaw – Spread Love впервые опубликованы в 1997 и 2002 годах соответственно, то есть до начала действия Римской конвенции для Российской Федерации, ВОИС своего права на обращение с требованием в отношении указанных фонограмм не подтвердила. При этом обратите внимание: первая фонограмма впервые была опубликована Hardcastle Records (Соединенные Штаты Америки), а вторая – Estereo (Великобритания).

Конкретные случаи из практики

В судебной практике требования ВОИС о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав исполнителей и изготовителей фонограмм были удовлетворены в связи с публичным исполнением таких фонограмм.

Название фонограммы (музыкального произведения)

Постановление Суда по интеллектуальным правам
от 03.11.2015 № С01-1049/2014 по делу № А56-61369/2013,
Определение ВС РФ от 11.03.2016 № 307-ЭС16-403

Cinderella (Том Кифер, Эрик Бриттингэм, Джефф ЛаБар, Фред Коури)

Def Leppard (Джозеф Томас Эллиотт, Вивиан Патрик Кэмпбелл, Ричард Джон Сирил Алле, Стивен Кларк, Фрэнк Нун) Feat. Tim McGraw (Самюэль Тимати Макгро)

Mercury, Bludgeon Riffola

Постановление Суда по интеллектуальным правам
от 26.01.2015 № С01-1411/2014 по делу № А45-10625/2014

Martin Accorsi & Brett Sylvia

Tour De Force (Original Mix)

Paul Anthony & ZXX

Chicken Fried Disko

Постановление Суда по интеллектуальным правам
от 03.02.2015 № С01-1289/2014 по делу № А56-61362/2013

Ирина Круг (Ирина Викторовна Воробьева), Алексей Брянцев (Алексей Матвеевич Брянцев)

Михаил Круг (Михаил Владимирович Воробьев)

Master Sound Records, Русский Шансон

Си Ди Лэнд Медиа, Master Sound Records

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.11.2015 № С01-295/2015 по делу № А40-80567/2014, Определение ВС РФ от 18.03.2016 № 305-ЭС16-796

Группа BacksteetBoys (Брайан Томас Литтрелл, Кевин Скотт Ричардсон, Николас Джин Картер, Ховард Дуэйн Дороу, Александр Джеймс Маклин; США)

Компания Jive (США)

TonyBennett (Энтони Доминик Бенедетто; США)

Компания Columbia (США)

Merry Christmas Everybody

Группа Steps (Клэр Энн Ричардс, ФэйТаузер, Лиза Скотт Ли, Ли Лэтч­форд Эванс, Йен Уоткинс; Великобритания)

Компания Jive (США)

Группа AirSupply (Грэм Кирилл Рассел, Рассел Чарлс Хитчкок; Австралия)

Компания Jive (США)

Приведем также отдельные случаи, когда ВОИС в суде проиграла.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.07.2015 № С01-619/2015 по делу № А56-33656/2014

Истец (ВОИС) не представил надлежащие доказательства, которые могли бы подтвердить факт предоставления спорным исполнениям и фонограммам правовой охраны на территории РФ, а следовательно, и наличие у него соответствующих прав по предъявлению в арбитражный суд исковых требований о взыскании компенсации за нарушение права на получение вознаграждения за публичное исполнение указанных фонограмм

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.09.2015 № С01-124/2014 по делу № А40-46184/2013

ВОИС, выступая в качестве процессуального истца, не подтвердила надлежащими доказательствами, кто является материальным истцом по делу (в защиту прав каких правообладателей заявлены требования)

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.07.2015 № С01-474/2015 по делу № А53-18287/2014

В подтверждение факта публичного исполнения конкретных фонограмм ВОИС представила DVD-диск с записью видеофиксации, изготовленной в порядке самозащиты гражданских прав. На основании непосредственного исследования этой видеозаписи суд пришел к выводу о том, что она сделана с использованием технического устройства, не позволяющего установить достоверно источник звука; качество фиксации событий на представленной видеозаписи не дает возможность сделать однозначный вывод о том, что звук транслируется именно из колонок, находящихся в помещении кафе; большая часть времени записи видеокамера направлена на потолок кафе, а музыка играет тихо и неразборчиво, при этом наличие акустических колонок в помещении само по себе не является бесспорным доказательством трансляции с их помощью работниками ответчика спорных фонограмм. Кроме того, ВОИС не представила сведений (доказательств) о том, когда имели место первые исполнения спорных фонограмм; являются ли исполнители и изготовители спорных фонограмм гражданами или юридическими лицами государства – участника Римской конвенции (критерий национальной принадлежности); имели ли место исполнения и первые публикации фонограмм в государстве – участнике Римской конвенции (критерий публикации); были ли спорные фонограммы впервые опубликованы в государстве, не являющемся участником Римской конвенции, но в течение 30 дней со дня их первой публикации они были также опубликованы в государстве – участнике Римской конвенции (одновременная публикация)

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.06.2015 № С01-455/2015 по делу № А56-43231/2014

В подтверждение факта публичного исполнения в принадлежащих ответчику помещениях кафе фонограмм истец (ВОИС) представил видеозапись, на которой отображен фасад кафе, кассовый чек с наименованием общества, а также процесс нахождения представителя истца в кафе и исполнения в помещении кафе музыкальных произведений, заключение специалиста в области фонографического и музыковедческого исследования. Суд указал, что источник звука воспроизводимых фонограмм на видео­записи визуально невозможно установить с определенностью; представленное заключение специалиста Иваниной Е. М. не может являться достаточным доказательством

Исключительные права на исполнение и фонограмму музыкальных произведений охраняются законом. Но это не означает, что предприятие общепита не может проигрывать фонограммы (осуществлять публичное исполнение записи исполнения) без разрешения правообладателей. Однако изложенное влечет необходимость уплаты вознаграждения в пользу правообладателей (исполнителей и изготовителей фонограммы) через аккредитованную в соответствующей области организацию по управлению правами на коллективной основе. В нашем случае таковой является ВОИС, с которой предприятию общепита следует заключить договор о выплате вознаграждения. В то же время нужно учитывать: если вознаграждение не уплачено, а ВОИС обращается в суд с требованием о возмещении убытков или выплате компенсации, именно она должна представить доказательства наличия у нее права на такое обращение. Судебная практика показывает, что соответствующие доказательства ВОИС представить удается не всегда. Помимо случаев, приведенных выше, об этом свидетельствуют также постановления Суда по интеллектуальным правам от 24.06.2015 № С01-501/2015 по делу № А53-14216/2014, от 11.06.2015 № С01-440/2015 по делу № А56-43222/2014, от 09.06.2015 № С01-416/2015 по делу № А40-77938/2014, от 03.06.2015 № С01-418/2015 по делу № А56-27546/2014[4], от 03.06.2015 № С01-399/2015 по делу № А40-35153/2013.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988.

[2] Размер вознаграждения за отчетный период (календарный месяц) не зависит от количества дней, времени суток и продолжительности использования фонограмм пользователем.

[3] Может быть предъявлено требование о возмещении убытков или выплате компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения (пп. 3 п. 1 ст. 1252, ст. 1311 ГК РФ).

[4] Определением Суда по интеллектуальным правам от 26.06.2015 № С01-418/2015 оставлено без изменения.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НЕ НАРУШАЯ НИЧЬИХ ПРАВ?

Как использовать музыку, не нарушая прав

Если Вы решили использовать в своем видеоролике, подкасте, театральной постановке, инсталляции и ином произведении чужую музыку, то Вам необходимо позаботиться о том, чтобы такое использование не нарушало ничьих авторских и смежных прав.

Мы, команда юристов-защитников авторского права, хотим поделиться с Вами нашим опытом по части оформления прав на использование музыкальных произведений (музыкального контента) в составе других произведений.

Итак, для того, чтобы понять от кого необходимо получать разрешение, ниже мы рассмотрим, что входит в понятие музыкального произведения.

Само по себе музыкальное произведение это объект авторского права. Авторами такого произведения являются - композитор и автор текста, если речь идет о музыкальном произведении с текстом.

Как объект авторского права - музыкальное произведение - это нотная партитура и текст (в случае музыкального произведения с текстом).

Если Вы планируете использовать в составе своего произведения (видеоролика, фильма, постановки и т.д.) готовую запись музыкального произведения, то здесь необходимо учитывать не только права авторов, а права исполнителей и изготовителей фонограмм.

Свободное использование музыкальных произведений возможно:

В соответствии со статьей 1281 ГК РФ:

«1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Таким образом, руководствуясь положениями статьи 1281 ГК РФ, Вы можете вычислить, когда истекает или истек срок действия исключительных прав на произведение.

А вот если Вы решили использовать произведение Исаака Осиповича Дунаевского, то следует учитывать, что он работал во время Великой Отечественной войны, поэтому срок действия исключительных прав на его произведения окончится не через 70 лет, а 74 года от года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, произведения Исаака Осиповича Дунаевского перейдут в общественное достояние 1 января 2030 года.

2. Когда автор сам разрешает использовать свое произведение без ограничений посредством открытой лицензии (статья 1286.1 ГК РФ).

Свободное использование готовых фонограмм музыкальных произведений возможно когда:

1. Фонограмма и исполнение перешли в общественное достояние. Когда истекает срок действия исключительных прав в отношении фонограммы можно вычислить в соответствии с положениями статьи 1327 ГК РФ, а в отношении исполнения (голосовое, инструментальное) в составе фонограммы - в соответствии с положениями 1318 ГК РФ.

2. Правообладатели фонограмм и/или исполнители разрешают свободное использование музыкальных фонограмм на основе открытой лицензии, например лицензии Creative Commons.

В каких случаях необходимо получать разрешение на использование и как его получить?

Разрешение от автора/исполнителя/изготовителя фонограмм или иного правообладателя необходимо получать в том случае, когда срок действия исключительных прав на соответствующий объект интеллектуальной собственности (произведение/исполнение/изготовитель фонограмм) не истек и автор/исполнитель/изготовитель фонограмм (правообладатель) не предоставил открытую лицензию на свободное использование такого объекта.

Разрешение можно получить как у самого автора/исполнителя/изготовителя фонограмм и иного правообладателя, заключив с ним лицензионный договор на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности либо через организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Если Вы начинающий видеоблогер, режиссер во избежание получения претензии о нарушении авторских прав на музыкальное произведение (фонограмму, исполнение), вам необходимо либо получить надлежащие разрешение от автора, исполнителя, изготовителя фонограмм или иных правообладателей (например, наследники, звукозаписывающая компания, продюсер), либо использовать свободный контент по открытой лицензии.

Таганский районный суд г. Москвы отклонил иск французского музыканта Дидье Маруани о нарушении авторских прав к певцу Филиппу Киркорову и композитору Олегу Попкову на 272 миллиона рублей.

Один из крупнейших российских сотовых операторов провел ребрендинг. Компания изменила слоган, визуальный стиль и концепцию позиционирования.

Читайте также: