Какие права у автономной республики

Обновлено: 25.06.2024

Автономная Советская Социалистическая Республика) - в бывшем СССР форма автономии. Представляла собой "государство", входившее в состав союзной республики (РСФСР, Грузии, Азербайджана, Узбекистана). А. р. имела свою конституцию, законы, Верховный Совет, правительство и другие атрибуты, присущие советскому государству, однако в отличие от союзной республики не имела права свободного выхода из состава СССР и соответствующей союзной республики. В РСФСР А. р. с 1991 г. стали провозглашаться "суверенными государствами" и получили название "республик в составе Российской Федерации" (согласно Федеративному договору).

в Союзе ССР форма автономии, национально-государственное образование, находящееся в составе союзной республики. А.р. имела свою конституцию, Верховный Совет, правительство, Верховный Суд. В составе СССР к моменту его распада существовало 20 А.р. (из них 2 в Грузии, по 1 в Узбекистане и Азербайджане), в составе РСФСР - 16 А.р. (Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марийская Республика, Мордовия, Северная Осетия, Татария, Тува, Удмуртия, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чувашия, Якутия). Позже были образованы Адыгейская Республика и Республика Алтай. Чечено-Ингушская Республика разделилась на Чеченскую и Ингушскую. Изменили названия Якутия (Республика Саха), Марийская Республика (Республика Марий Эл), Калмыкия (Хальмг Тангч), Тува (Тыва).
(Г.И.)

одна из форм территориальной автономии, т.е. самоуправляющаяся административно- территориальная единица, обладающая самостоятельностью в рамках конституции и/или закона. Образуется, как правило, по национальному либо территориальному принципам. Имеет внешние признаки государства — парламент, правительство, конституцию (как правило), гражданство, государственные символы — герб, флаг, гимн и иные атрибуты государственности. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная автономная республика. В настоящее время в Российской Федерации нет административно-территориальных единиц, имеющих статус автономной республики. Ранее, в период существования Союза ССР автономными республиками являлись государственные образования, входящие в состав некоторых союзных республик. В составе Российской Федерации находилось 16 автономных республик, которые сейчас имеют статус республики — равноправного субъекта Российской Федерации. В соответствии с конституциями некоторых стран СНГ: в состав Украины входит Автономная Республика Крым; в состав Азербайджана — Нахичеванская Автономная Республика; в состав Грузии — Абхазская АССР; в состав Узбекистана — Республика Каракалпакстан. Т.С Румянцева

форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитывалось 16 А. р. А. р. имели более высокий статус, чем автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей - по 5, а от автономных округов - по 1 депутату. Председатель правительства А. р. по должности был членом правительства РСФСР. В то же время А. р. имели более низкий ранг, чем союзные республики. Официально они не считались субъектами Союза ССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзные республики), за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но даже и право перехода из одной союзной республики в другую. У А. р. не было возможностей, характерных для союзных республик: например, наличие 32 депутатов в Совете Национальностей, обязательное включение их представителя в состав Президиума Верховного Совета СССР в качестве заместителя Председателя, вхождение председателя правительства по должности в состав Правительства СССР, наличие национальной академии наук, отсутствие права внешних сношений и др. В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и демократизации общества в СССР после 1985 г., многие А. р. стали добиваться повышения своего статуса. Особенно активными их попытки стали при разработке Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития. В свою очередь центр использовал позицию А. р. для того, чтобы оказывать давление на те союзные республики (среди них была и РСФСР), которые особенно настаивали на расширении своих прав и освобождении от опеки союзного руководства. Ведь повышая статус А. р. и укрепляя их положение на союзном уровне, можно было использовать голоса представителей А. р. для получения требуемого большинства по решениям, в которых был заинтересован центр. В принятом 26 апреля 1990 г. Законе СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" говорилось, что А. р. - государства, "являющиеся субъектами Федерации - Союза ССР" (ст. 1). А в проектах Союзного договора появилось положение о двух видах субъектов СССР - непосредственно входящих в Союз ССР; входящих в СССР и еще в один из субъектов СССР. Конечно, устремления А. р. должны были учитывать интересы и тех союзных республик, в состав которых они входили, принимать меры к нормализации отношений с ними. В России при конституционной реформе 24 мая 1991 г. понятие "автономная республика" было исключено из Конституции, появилась новая характеристика -"республика в составе РСФСР". Таким образом, все бывшие А. р. (а также вновь образованные республики) имеют сегодня статус республик в составе РФ. (С. А.)

Читайте также: