Съезд граждан на селе как форма самоуправления

Обновлено: 28.06.2024

На сходе граждан поселения, где проживают 89 чел., был избран глава муниципального образования. Сход наделил его правом по принятию местного бюджета, утверждению планов и программ развития поселения. Сходы решили проводить два раза в год по его отчетам о проделанной работе. Правомерно ли решение схода?

30 мая в моей деревне был сход граждан, на сходе присутствовал глава поселения (в сходе он не участвовал, просто стоял и смотрел), мы собирали подписи. И люди постепенно расходились. В конце мне предложили расписаться что я якобы был председателем этого схода, я расписался т.к. думал что все законно. А оказывается сход не был согласован с администрацией. Что мне грозит? Все люди были в масках.

Инициативная группа сельских жителей самостоятельно провели сход граждан по вопросу сохранения сельской школы. Все присутствующие проголосовали за сохранение школы. Администрация района отвела, что сход граждан по вопросам, указанным в протоколе является незаконным, решение схода не подлежит исполнению.

Живу в селе в Татарстане. В селе глава поселения провел сход граждан, где рассмотрели вопрос о сборе денег на ощебенение улиц в размере 2000 руб. Меня на сход не пригласили. Я живу на асфальтированной улице. Естественно улица не нуждается в ощебенение. Но деньги с меня требуют. Референдума по самообложения не проводилось. Все решили на сходе. Как мне быть?

Минимальной срок для проведения сход граждан.

В нашем селе решается вопрос по закрытию школы. Жители требуют сход, но Глава администрации МР отмалчивается. Как можно добиться схода граждан законно. На устные просьбы Глава не реагирует. Кто кроме Главы района может помочь в решении этого вопроса? Может местный депутат?

Администрация района, заставляет сельское поселение проводить сход граждан по вопросу реорганизации детского садика сказка с последующим его закрытием. Данный вопрос не относится к полномочиям сельского поселения. Может ли район проводить сход граждан?

На сходе граждан сельского поселения Быково, в котором проживает 89 человек, обладающих избирательным правом, был избран глава муниципального образования. Участники схода решили предоставить главе сельского поселения полномочия по принятию местного бюджета, планов и программ развития поселения, а сходы проводить два раза в год в целях заслушивания отчетов главы о проделанной работе.

Оцените законность решений жителей сельского поселения Быково.

Прошу ответ без нравоучения "надо учиться самому", "сами не хотят учится ничему" и т.д.

Как ответить на вопрос в силу характера не способен проводить сход граждан.

Может ли сход граждан села обязать какого-то гражданина обязать выплатить определенную сумму для облагораживания кладбищь?

Может ли сход граждан сельского поселения обязать граждан передать деньги, оставшиеся от разработки проекта по газификации населенного пункта, на строительство храма в деревне - результаты поиска.

Что должен делать председатель схода граждан.

Здраствуйте. У меня такой вопрос вчера у нас был сход граждан, были телевидение, начальник жкх района, прокуратура, а нашего начальства как обычно небыло потомучто они говорят что этот сход незаконный и что можно за это в суд подать. (это правда?)

Несколько лет назад у нас в сельской местности был закрыт детский сад. Как оказалось садик был закрыт без схода жителей (обязательная норма в сельской местности). Стал поднимать документы по данному садику, как оказалось губернатор на основании нарушений требований санитарного законодательства. издал постановление о ликвидации этого детского сада без какого-либо схода жителей (в постановлении нет ни слова о сходе). Подал заявление в прокуратуру, те отписались что-то типо - всё нормально, детский сад был ликвидирован как положено к ответу приложили копию протокола схода жителей который 100% сфальсифицирован! 1) В протоколе нет ни слова о том что это сход, 2) в протоколе этот сход назван собранием, 3) в протоколе нет ни слова о закрытии детского сада, а лишь выражения граждан о том, чтобы сохранить данный сад. + как оказалось никаких нарушений требований санитарного законодательства НЕ БЫЛО, потому как оценка состояния детского сада опираась на СанПины для городских детских садов, а не на сельские (по СанПинам для сельской местности с садиком всё как надо).

Вопрос: Могу ли я сам подать иск в суд на оспаривание постановления губернатора с требованием выплаты компенсации морального вреда всем пострадавшим семьям (оставшимся без детского сада) ? Или требовать компенсацию морального вреда могут только сами пострадавшие?

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

    1. в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
    2. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
    3. в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
    4. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
    5. в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
    6. в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

    Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

    Собрание граждан

    Собрание граждан (ст. 29 ФЗ) проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

    Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

    Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

    Собрание граждан может:

      • принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления;
      • избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

      Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

      Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

      Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Конференция граждан (собрание делегатов)

      Статья 30 ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) .

      Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

      Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Мы живём в селе в ближнем Подмосковье. У нас около 150 домов, постоянно проживает не менее 700 человек, но прописаны только 30- большинство же прописаны в Москве ( я в том числе). Администрации района до нас нет дела- заявлено, что на выборы из села приходят всего 10 человек, и заниматься благоустройством села нет резона. В селе разбиты дороги, нет газа и пр. благ- в двух шагах от столицы.

      Теперь вопрос- какая предпочтительна форма самоорганизации жителей, чтобы нас услышали и мы могли "качать права" в администрации района, и на какие законы при этом ссылаться?

      Здравствуйте Сергей Станиславович

      В Вашем случае предпочтительнее создание ТОС (Территориальное общественное самоуправление) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путем создания эффективного социального партнерства власти и населения.

      Территориальное общественное самоуправление

      1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

      Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

      2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

      3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

      4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

      5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

      Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

      6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

      Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

      7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

      1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

      2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

      3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

      4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

      5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

      6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

      8. Органы территориального общественного самоуправления:

      1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

      2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

      3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

      4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

      9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

      1) территория, на которой оно осуществляется;

      2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

      3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

      4) порядок принятия решений;

      5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

      6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

      10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

      11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

      1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

      2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

      В селе – обычно организуют сход граждан и принимают решение большинством голосов и такое решение граждан согласно Констиции РФ - местные власти обязаны исполнять- факт прописки или не прописки в данном населенном пункте вторичен. На сходе определите перечень проблем села по которым нужно принять решение и проголосуйте по данному вопросу -протокол схода граждан с пояснительным письмом направьте местным чиновникам – обязаны будут реагировать на обращение граждан.

      Иными словами, с момента государственной регистрации, Вы станете весомее для местных властей (которые, как показывает практика, невзирая на основополагающие положения Конституции РФ, часто игнорируют народ как носителя власти). Законодатель дал Вам право указанной выше самоорганизации. И Вам необходимо им воспользоваться.

      Сход граждан – одна из самых массовых форм непосредственной демократии (обеспечивает гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающейся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании).

      Сход – собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

      Повышение роли собраний (сходов) граждан – Положение об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы (Указ Президента РФ от 26.10.1993) (собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях с населением до 5 тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой МСУ осуществлять функции МСУ).

      ФЗ 1995 года (собрания (сходы) граждан могли созываться в МО для решения вопросов местного значения; порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливались уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ).

      Общие собрания (сходы) граждан созывались главой МСУ соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом.

      Предложения о созыве и вопросах, подлежащих рассмотрению, вносились главой МСУ, депутатами, комиссиями при сельских администрациях, старостами, органами территориального общественного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий и организаций, находящихся на данной территории, гражданами, проживающими на ней.

      Общее собрание (сход) граждан считалось правомочным при участии более половины от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.

      Компетенция собраний (сходов) граждан:

      • избрание и освобождение от должности старост;

      • избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их уставов;

      • заслушивание информации о работе старост, органов территориального общественного самоуправления;

      • обсуждение проектов законов и других НПА государственной власти и управления по важнейшим вопросам;

      • рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства;

      • обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, правовых актов органов МСУ;

      • утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления;

      • рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц МСУ, внесенных на обсуждение населения;

      • заслушивание отчетов депутатов представительных органов, избранных по данному избирательному округу.

      ФЗ 2003 (по-новому решает вопросы правового статуса схода граждан в системе МСУ):

      • сход граждан – форма непосредственной демократии, а собрание граждан используется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления территориального общественного самоуправления;

      • ФЗ подробно регулирует вопросы, связанные с использованием схода в МО (в каких поселениях проводится сход граждан; кто созывает его; в каком порядке принимаются решения схода и какова их юридическая сила).

      Сход граждан проводится в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения (правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом).

      Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа МО.

      Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения (не менее 10 человек) (проведение обеспечивается главой местной администрации).

      Участие в сходе выборных лиц МСУ обязательно (председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом).

      Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода (подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения) (исполнение решений обеспечивают органы и должностные лица МСУ).




      В отношении организации и проведения схода ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" определено:

      • сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

      • сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек;

      • сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции;

      • сход вправе принимать решения о согласии населения муниципального образования об изменении границ муниципального образования;

      • проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации;

      • участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным;

      • на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан;

      • решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан;

      • решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы МСУ и должностные лица МСУ обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

      Организация МСУ через сходы граждан предполагает:

      • реальную возможность собрания схода граждан;

      • знакомство всех или хотя бы большинства участников схода с существом вопросов, выносимых на сход.

      35. Порядок поведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

      Изменение границ, преобразование.

      Изменение границ, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (КРФ).

      Изменение границ МО должно осуществляться:

      • в одних случаях – с согласия населения, выраженного путем голосования;

      • в других – с учетом мнения населения, выраженного представительными органами МО.

      Согласие населения при изменении границ МО необходимо (если изменяются границы муниципальных районов, границы поселений, при преобразовании МО).

      Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО назначается представительным органом МО и проводится в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

      Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом (согласие населения считается полученным, если за изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

      Итоги голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

      Институт голосования в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется МСУ, впервые введен ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" (06.10.2003). Данная процедура проводится в обязательном порядке в случаях, когда изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования допускаются при наличии согласия населения, выраженного путем голосования. Оно назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума.

      Одновременно установлен ряд особенностей, отличающих нормы о голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования от норм о местном референдуме:

      • в отношении голосования не применяются законодательные нормы, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами МСУ, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. Данное положение обусловлено тем, что инициаторами изменения территориальной организации МСУ могут быть вышеупомянутые органы и лица;

      • в отношении голосования не применяются положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме. Данное положение обусловлено тем, что решение, принятое на местном референдуме, подлежит безусловному исполнению на территории муниципального образования, а мнение населения, выявленное в рамках голосования, подлежит учету. Иначе говоря, по соответствующему вопросу может быть принято решение, совпадающее с мнением населения, однако предложение об изменении территориальной организации МСУ может быть оставлено и без удовлетворения;

      • голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части территории муниципального образования, обладающих избирательным правом.

      • Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования может быть получено через процедуры голосования или схода граждан и считается полученным, если за предложенные изменения проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании (сходе).

      В ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" также описаны конкретные случаи изменения территориальной организации МСУ, в которых голосование является обязательным:

      изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов;

      изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений;

      объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования;

      разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования;

      изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного путем голосования.

      Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица – форма ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением (содержание – возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица по воле избирателей).

      Основания отзыва (в законодательстве субъектов РФ) – не оправдали (утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих обязанностей, требований КРФ, ФЗ, законодательства субъектов РФ, устава МО или совершения действий, порочащих их звание (предусматривались ограничения, связанные с реализацией права инициативы проведения голосования об отзыве).

      Постановление КС РФ от 02.04.2002:

      • самостоятельность МО в правовом регулировании института отзыва (установление в уставе непосредственно процедуры отзыва либо отсылки к закону субъекта РФ);

      • законы субъектов РФ не могут препятствовать МО самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть предусмотрены уставом МО;

      • отсутствие закона субъекта РФ об отзыве выборного лица МСУ не может быть препятствием для введения данного института уставом МО и определения порядка осуществления отзыва;

      • основания и порядок отзыва выборного лица МСУ не должны приводить к искажению смысла муниципальных выборов (за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано);

      • основанием для отзыва выборного лица МСУ может быть действие (бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения;

      • большое значение при отзыве имеет судебная защита.

      Стадии процедуры отзыва (инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования).

      Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ФЗ 2003) (основания для отзыва выборных лиц МСУ и процедура их отзыва устанавливаются уставом МО; основаниями для отзыва могут быть только его конкретные противоправные решения, действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).

      Голосование по отзыву назначается представительным органом в порядке, установленном уставом МО в соответствии с законом (выборное лицо считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины жителей МО).

      Читайте также: