Какие права имеют все этносы и диаспоры казахстана

Обновлено: 04.07.2024

Особенности этнического состава населения Казахстана

О межэтнических отношениях в Казахстане в постсоветский период написаны тысячи статей. Как правило, не специалистами. Ими порождены мифы о "планете ста языков", "казахстанской национальной идее", "русском вопросе", "протоказахе Чингисхане", "братских тюркских народах Казахстана" и т.д. Важную роль в новом мифотворчестве играет интерпретация этнического состава населения Казахстана.

В подобных "штудиях" элементарно отсутствует научный подход: а) операционализация основных понятий, б) источниковая база (в нашем случае - этнодемографические статданные). Между тем, определение понятийного аппарата (понимание того, о чем собственно автор собирается вести речь), выявление, привлечение источников, являются исходными (первоначальными) этапами любого исследования.

"Статистика знает все"

Ненаучные статьи построены исключительно на эмоциях, в силу чего, в большинстве, необъективны. Все тезисы, выводы подобных "штудий" жестко обусловлены этнической принадлежностью автора. Говоря об этническом составе населения Казахстана, русские национал-патриоты, как правило, опираются на итоги переписи 1989 года, казахские национал-патриоты на не бесспорные прогнозные оценки казахских демографов. Первым по душе статистические "картинки" прошлого, вторым - "картинки" будущего". При этом устаревшая или гипотетическая статистика выдается за статистику, отражающую современную этнодемографическую ситуацию, служит опорой при полемике по вопросам этнополитики.

Невероятно, но факт: на всех российских сайтах в справочных разделах о Республике Казахстан фигурируют данные об удельном весе казахов, русских и других этносах за 1989 год. Все остальные экономические и другие показатели за 2003, 2004 год.

Упорное желание повысить численность собственного этноса - "болезнь" не только русских, казахских авторов, но и большинства авторов - представителей других этносов Казахстана. Так, руководители ряда НКЦ (чечено-ингушского, уйгурского, курдского) в полтора-два раза завышают численность чеченцев, ингушей, уйгуров, курдов, постоянно проживающих в Казахстане.

В действительности, можно говорить лишь об экспертной оценке нелегальной иммиграции из Чечни, значительно превышающей данные МВД 1 . Статус беженцев из Чечни не определен. Беженцами считаются лица, прибывшие из зоны боевых действий. МОМ (Международная организации по миграции) определяет их как беженцы. Власти Казахстана вынуждены считаться с официальной позицией РФ, определяющих первую и вторую чеченские военные кампании, как "ограниченную контртеррористическую операцию".

Нельзя исключать, что подробная статистика по национальностям недоступна авторам, не являющимся профессиональными демографами. В разрезе 16 регионов (14 областей и двух городов - Астаны и Алматы) оперативная (ежегодная) статистика по национальностям не публикуется.

Лидеры этноориентированных движений (РСД "Лад" и др.) просто заявляют, что не доверяют данным Агентства по статистике. Между тем, исказить статданные по национальностям невозможно. Основной единицей измерения в статистике является человек (один человек). Все экономические (ВВП на душу населения, среднедушевая заработная плата, распределение занятых в отраслях экономики и т.д.), социальные (численность пенсионеров, инвалидов и т.д.), демографические данные (численность возрастных групп, межрегиональная и внутриобластная миграция) жестко взаимосвязаны, взаимно пересекаются.

Все таблицы статотчетов построены на базе программы Excel. Базовыми являются абсолютные цифры. Суммирование, процентное соотношение производится не вручную, а автоматически. Попытка какого-нибудь "улучшателя" будет немедленно пресечена компьютером (программой). Исключены даже опечатки. Ошибочный показатель моментально заштриховывается, все таблицы "обваливаются". Вся статистика строится снизу, базируется на данных областных управлений и районных отделов статистики. В Агентстве РК по статистике хранятся данные об этническом составе не только областей, но и районов, сельских округов, населенных пунктов (сел, поселков), составляющих сельские округа. Сомневающимся данные статагентства легко проверить практически на примере любого села, поселка.

Нации и этносы

Большинство современных государств мира определяют как полиэтничные. Их численность варьируется в зависимости от применяемых международными организациями, исследователями критериев (свыше 5% удельного веса не титульных этносов/этноса в составе всего населения и т.д.). С этой точки зрения, Республика Казахстан - типичное полиэтничное государство. Из стран СНГ к числу моноэтничных можно отнести лишь Армению.

Наиболее высокая степень этнического многообразия в двух странах Содружества - России и Казахстане.

В качестве оптимальной для Казахстана модели этнополитики, нередко, приводятся примеры таких полиэтничных стран, как США, Канада, Австралия, Россия. При этом подчеркивается не только полиэтничный состав, но и масштабы территорий, сходство природно-климатических условий, ландшафтов. Данные примеры некорректны, поскольку не учитываются системообразующие факторы генезиса наций (США, Канада, Австралия), государства (Россия).

В отличие от американцев США, канадцев, австралийцев, народ Казахстана не является нацией-иммигрантом. Не случайно книга президента Джона Кеннеди так и называлась - "Нация иммигрантов" 2 . Кардинальное же отличие России от Казахстана: а) генезис российского государства (в 1721-1917 годы Россия официально - империя), 2) ее нынешнее федеративное устройство.

Необходимо четко разграничивать понятия "нация", "народ", "этнос", "национальность". Нация, прежде всего, - политическая общность, основанная на гражданской идентичности. Нации возникают в новое и новейшее время в условиях развития рыночных отношений, индустриального и постиндустриального общества. Нация может включать одну (например, германская нация) или несколько этнических групп (швейцарцы, бельгийцы). Понятие "национальность" может совпадать или не совпадать с понятием "нация". Применяется в официальных документах (удостоверение личности, загранпаспорт), в быту выступает синонимом научного понятия "этническая принадлежность".

Еще одна типичная ошибка дилетантов - непонимание синхронного и диахронного анализа, смешивание социальных, политических, этнических общностей разного порядка во времени и пространстве. Этносы древности, средневековья, нового и новейшего времени отнюдь не одно и то же. Даже при совпадении древних и новейших этнонимов, вмещающего ландшафт, территории. Достаточно вспомнить дипломатические протесты Греции в связи с названием нового независимого государства бывшей Югославской Республики - Македонии (во всех справочных изданиях ООН - Македония, в скобках "бывшая Югославская Республика").

Казахстанскую национальную идею невозможно "сконструировать". Все разговоры о "казахстанской нации" - декларации и не более. Этническая идентичность в Казахстане превалирует над гражданской идентичностью. Это бесспорный факт. Об этом свидетельствует электоральное поведение населения в период парламентских выборов. Избиратели голосуют за кандидата - представителя своей этнической группы. Это отметил в своем недавнем интервью и Олжас Сулейменов. В мажилисе парламента РК, избранном в 1999 году, русские депутаты составили 26,56% (20 депутатов), что полностью соответствует данным переписи населения 1999 года (русские - 29,96% всего населения). При этом, этническая карта Казахстана практически полностью совпадает с этнической принадлежностью избранных депутатов II созыва.

В силу того, что легитимность выборов 2004 года подвергается сомнению рядом партий, многими кандидатами и т.д., состав нового мажилиса анализу не подлежит. Тем не менее, достаточно показателен этнический состав кандидатов в депутаты в 67 одномандатных округах. В районах явного численного доминирования одной этнической группы все кандидаты являлись представителями данного этноса.

О формировании какой-либо нации можно говорить лишь в том случае, если у подавляющего большинства населения полиэтничного государства ярко выражена гражданская идентичность. В том числе и в ходе выборов.

"Сто народов Казахстана"

Ряд положений, тезисов о межэтнических отношениях, получивших широкое распространение у обывателей, в СМИ, выступлениях политиков, отчасти поверхностны, требуют уточнений. К подобным клише можно отнести и тезис о Казахстане, как "планете ста языков". В речи политиков (например, президента): "В Казахстане в полном согласии проживают представители 126 национальностей …". В СМИ: передача "100 народов Казахстана" ("31 канал"), метафора "планета ста языков" в статьях.

Если обратиться к реальным цифрам, статистике, то становится очевидно, что степень реального этнического многообразия преувеличена. Удельный вес только семи этносов превышает 1% от всего населения Казахстана. Это казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары и уйгуры.

Народы Казахстана

Казахи

Коренной и самый многочисленный народ Казахстана. Также проживают в других государствах, граничащих с Казахстаном: России, Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Китае. В Монголии казахи — второй по численности народ. Всего в мире насчитывается более 15-ти миллионов представителей данного народа.

Антропологически казахи занимают переходное положение между двумя расами – монголоидной и европеоидной. Казахский этнос сформировался к пятнадцатому веку на основе древних кочевых племен. Согласно генетическим исследованиям, большинство представителей народа происходят из двух родов. Один из них восходит непосредственно к Чингисхану, а второй берет начала от аравийских миссионеров.

Казахский язык относится к тюркским языкам и входит в кыпчакскую подгруппу. Наиболее близки к нему киргизский, татарский, каракалпакский языки. Казахи относительно легко могут общаться без помощи переводчика с носителями данных языков. Современный язык казахов не имеет выраженных диалектов, но территориально подразделяется на три говора: южный, западный, северо – восточный. Для письма используется кириллица. Всего в мире живет примерно 11 миллионов носителей языка.

Большинство современных казахов, проживающих на своей исторической родине – мусульмане. При этом достаточно широко распространены и доисламские обычаи, основанные на шаманизме.

Русские

Наибольший процент русских проживает в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в крупных городах страны.

В послевоенный период и до распада СССР русские составляли почти половину населения государства. Сейчас количество представителей этноса значительно сократилось и составляет примерно пятую часть. Такой изменчивости способствовали комплексные причины: исторические, социальные, политические, экономические.

Многие представители народа являются потомками ссыльных и заключенных сталинского периода. Немалая часть осела здесь в период эвакуации. В 50-х – 80-х гг. советским правительством регулярно осуществлялись организованные масштабные переселения с целью освоения целинных земель, а также для строительства и развития различных отраслей хозяйства. С 90-х гг. начался массовый отток русских из Казахстана.

Для русского населения характерен низкий уровень владения государственным языком. Так, писать и читать по-казахски могут немногим более шести процентов русских.

В настоящее время в Казахстане действует несколько общественных русских культурных организаций. Также официально учрежден ежегодный праздник День русского языка.

Украинцы

Одна из самых многочисленных этнических групп в Казахстане. Причины появления представителей данного этноса на территории страны исторически сходны с причинами переселения русских.

Среди казахстанских украинцев наблюдается подъем интереса к своей этнической культуре и традициям. Действует ряд общественных национально-культурных объединений по сохранению языка, культурных особенностей и национального искусства. Самая многочисленная украинская диаспора находится в Костанайской области.

В стране действует пять приходов Украинской грекокатолической церкви.

Уйгуры

У этого народа много общего с казахами. Они также являются мусульманами суннитского толка. Язык уйгуров относится к тюркским языкам. Большинство представителей данного этноса проживают на западе Китая.

В Казахстане уйгуры появились во второй половине девятнадцатого века, скрываясь от преследований после подавления восстания в Китае. В настоящее время большинство представителей народа проживают в сельской местности.

Как правило, уйгуры владеют тремя языками: родным, казахским и русским.

Татары

Также являются представителями тюркского этноса. Проживают во многих европейских и азиатских регионах России, Казахстане, Китае и других странах.

Язык татар относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков. Письменность – кириллическая.

Татарская община в Казахстане является второй по численности из зарубежных диаспор, после Узбекистана. Представители этноса проживают во всех областях Казахстана.

В целом Казахстан является одной из самых спокойных и благополучных стран бывшего СССР в области межэтнических отношений.

Диаспора — это расселение значительной части народа за пределами своей страны или этнической территории. Основная причина формирования диаспоры — миграции населения за пределами своей родины, обусловленные экономическими, политическими, религиозными или иными причинами. В данной научной статье рассматривается история формирование и развитие диаспор в Казахстане, которые еще в научной литературе недостаточно исследованы.

История диаспор в Казахстане

педагогического Университета им.Абая

И мировой , и казахстанский опыт показывает ,что вопрос диаспора всегда имеет конкретно историческое содержание.

Диаспора — это расселение значительной части народа за пределами своей страны или этнической территории. Основная причина формирования диаспоры — миграции населения за пределами своей родины, обусловленные экономическими, политическими, религиозными или иными причинами. В данной научной статье рассматривается история формирование и развитие диаспор в Казахстане, которые еще в научной литературе недостаточно исследованы.

Ключевые слова: диаспора, миграция, репрессия, этнические группы, межэтническое, межкультурное взаимодействие

Процессы формирования и развития диаспор - одна из сложных проблем исторической науки в целом, в частности исторической науки Казахстана. C одной стороны, это связано с различными интерпретациями доколониального, колониального и советского периодов, а также различными оценками исторического прошлого в целом.

Общая численность населения Казахстана по данным на 1 марта 2014 года составляет 17 207 594 человека. Занимает 62-е место в списке стран по численности населения. Согласно последним данным, кореной этнос - казахи, составляет большинство населения (65%). Следующими крупными этносами населяющимистрану,являются русские(21,47%), узбеки (3,04%), украинцы (1,76), уйгуры (1,44%), татары (1,18%),немцы (1,06%), корейцы (0,61%), турки (0,61) и другие [1].

Казахстан – унитарное, светское государство, объединяющее на исконной казахской земле государство образующую казахскую нацию и диаспор.

Казахстанцы дорожат общественным согласием, единством страны. Но единство нельзя формировать директивным путем. Оно формируется через реализацию конкретных и четких внутренне взаимосвязанных между собой принципиальных идей, являющихся фундаментом прочного единства народа Казахстана.

В истории Казахстана можно выделить три стадии формирования диаспоральной структуры.

Начальный этап формирования и развития диаспор на территории Казахстана связан, прежде всего, с процессом включения данных территорий в состав Российской империи. На протяжении 18 - начала 20 в. на территории Центральной Азии появляются и численно увеличиваются разные этнические группы. Они начинают играть важную социально-экономическую роль, им придается особое политическое значение. Кроме того, они представляют собой особые культурные компоненты. Так, славяне были представлены русскими, украинцами и белорусами, поляками; тюрки – казахами, киргизами, туркменами, узбеками, татарами, уйгурами, калмыками, башкирами; довольно большая доля приходилась на ираноязычное население.

Следующий этап формирования диаспор приходится на советский период. Особо значение имело административно-территориальное размежевание 1924-1925 гг. и процессы формирования границ в Центральной Азии. В результате национального размежевания было образовано нескольких автономных республик, которые впоследствии были преобразованы в союзные республики. Первоначальные административные границы впоследствии неоднократно пересматривались. В результате данных территориальных разграничений зоны компактного проживания одних этнических групп были включены в состав разных республик (например, таджики, киргизы на территории Узбекистана, узбеки на территории Киргизии и т.д.)[2].

Большую роль в процессе формирования национальной структуры Центрально-Азиатского региона сыграла индустриализация. Всего за период с 1930 по 1940 гг. в Казахстан приехало более 500 тыс. человек для работы на промышленных предприятиях.

Помимо инициативных и добровольных миграций, в 1920-1930-е гг. огромный размах получили насильственные миграции. Прежде всего, это было связано с осуществлением коллективизации сельского хозяйства в СССР и связанных с ней процессов раскулачивания и насильственного переселения[3]. В результате раскулачивания и высылки на территорию Центральной Азии, диаспоры региона увеличиваются, с одной стороны, количественно, с другой стороны, все более разнообразным становится этнический состав. Так, в годы проведения коллективизации и в довоенные пятилетки на территорию Казахстана были высланы десятки тысяч крестьян из Европейской части России и западных регионов СССР (Украина, Белоруссия). Так, на 1 апреля 1941 г. в Казахстане состояло на учете 180015 чел. трудпоселенцев 46091 семья[4].

Однако, насильственные миграции не ограничивались крестьянскими переселениями. Во второй половине 1920-х, а особенно в 1930-х гг., в СССР были осуществлены массовые репрессии. По неполным и не до конца уточненным данным в Казахстане с 1920 по 1953 гг. было подвергнуто политическим репрессиям 110 тыс. человек. Под репрессии попадали представители различных национальностей. Так, на территории Казахстана была создана целая сеть лагерей, что впоследствии также оказало влияние на формирование многонационального состава населения.

Также в 1930-е годы начинаются депортации различных этнических групп на территорию Центральной Азии – поляков (6681 семья), корейцев (20530 семей)[5]. Процесс депортации целых народов, во многом, послужил основой для формирования достаточно больших и устойчивых диспоральных групп на территории Центральной Азии. Таким образом, непрерывные репрессии, депортации, раскулачивания и насильственные переселения окончательно сформировали полиэтнический состав населения Центральной Азии.

Большую роль в пополнении численности диаспор и их количества сыграла Великая Отечественная война, в годы которой на территорию региона были перебазированы промышленные предприятия и рабочая сила. По окончании войны многие предприятия подверглись реэвакуации, однако, часть осталась в республиках Центральной Азии и послужила основой как для дальнейшего развития промышленного производства, так и для формирования полиэтнической структуры населения.

В годы Великой Отечественной войны Центрально-Азиатский регион был глубоким тылом СССР. Сюда эвакуировали гражданское население из прифронтовых территорий, детей-сирот, госпитализировали раненых и т.д. В Казахстан в годы ВОВ было эвакуировано более 500 тыс. человек. Все это также способствовало пополнению численности населения представителями различных этносов, увеличению состава диаспор.

В дополнение ко всему, в годы Великой Отечественной войны продолжается политика репрессий и насильственных перемещений целых народов. Депортации в Казахстан были подвергнуты такие народы, как немцы (более 420 тыс. человек), крымские татары (4,5 тыс.), турки-месхетинцы (более 27 тыс.), калмыки (около 100 тыс.), народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши - более 400 тыс., карачаевцы – около 70 тыс., балкарцы – около 25 тыс.человек). Это также повлияло на формирование этнического многообразия региона.

Период 1970-1980-х гг. можно назвать временем оформления специфической диаспоральной структуры в каждой из республик Центральной Азии. К концу 1980-х гг. в республиках Центральной Азии оформились более или менее устойчивые диаспоры. Наиболее многочисленными диаспорами к этому времени были русские, немцы, украинцы, татары, белорусы, корейцы, поляки, чеченцы и греки.

Следующий этап приходится на постсоветский период и определяет состояние диаспор на современном этапе. Если предыдущие этапы характеризовались общими тенденциями в развитии диаспор, то современная Центральная Азия демонстрирует различные варианты. Общим является лишь тот факт, что численность разных диаспор во всех странах сократилась. Тем не менее, диаспоры продолжают существовать, однако, их роль в государственной и общественной жизни, в формировании общественного мнения и других сферах различаются по странам.

Также следует выделить несколько казахстанских академических изданий, в которых достаточно подробно изложены вопросы формирования и развития диаспор на территории Казахстана и Центральной Азии.

Тем не менее, хотя диаспоральная проблематика и привлекает исследователей (особенно на современном этапе), опубликованные работы представляют собой лишь первые попытки осмысления этапов формирования и развития диаспор на территории Казахстана и Центральной Азии.

Изучение состояния диаспор на современном этапе невозможно без освещения государственной политики в сфере межнациональных отношений. В Казахстане поддержка диаспор проводится на уровне государства. Так, Указом Президента Н.Назарбаева от 1 марта 1995 г. была образована Ассамблея народов Казахстана, которая в дальнейшем была переименована в Ассамблею народа Казахстана[7]. Председателем Ассамблеи стал Н.Назарбаев. На сегодняшний день 9 представителей Ассамблеи - члены Парламента и выражают интересы диаспор в высшем органе законодательной власти.

На сегодняшний день исследование диаспоральной структуры Казахстана невозможно без характеристики такого этнического феномена как оралманы - этнические казахи, проживавшие за пределами Казахстана и вернувшиеся на историческую родину. Максимальное число лиц, которым разрешается переселиться в Казахстан и получить этот статус, ежегодно определяется Президентом РК. С 2001 г. ежегодная квота составляет 15 тыс. семей. По последним данным, общее число оралманов, переселившихся в Казахстан с начала 1991 г., составило около 750 тыс. человек, или почти 192 тыс. семей[8]. Несмотря на то, что оралманы - этнические казахи, они представляют собой достаточно обособленную группу казахстанского общества. Зачастую в их среде бытуют традиции и обычаи, которые не сохранились среди казахов Казахстана. В то же время, оралманы являются носителями некоторых культурных компонентов тех народов, среди которых они долгое время жили (монголов, китайцев, узбеков и т.д.). Поэтому среди оралманов возникали даже идеи об образовании собственных национально-культурных центров.

Таким образом, государство обращает внимание на диаспоральную проблематику посредством проведения многовекторной политики по этническому вопросу. Как видим, диаспоры - это не только объекты научных исследований и изучаются не только в исторической ретроспективе. Они представляют собой реалии современных обществ, которые государство не может игнорировать.

В заключение следует отметить, что диаспоры формируются в результате миграций и потому причины их возникновения можно выявить, только обратившись к истории страны их происхождения. В то же время, по мере формирования и развития, история диаспор постепенно вплетается в историю принявшей их страны, становится составной частью этой истории. Таким образом, диаспоры связывают истории разных стран. Именно через диаспоры происходит межэтническое и межкультурное взаимодействие как в рамках определенного государства, так и на межгосударственном уровне.

Данные мониторинга МВД

Ну и, конечно же, массовое переселение чуждых нам по ментальности, культуре и вероисповеданию народов в центральную часть России начало создавать нашим гражданам проблемы, в результате чего этническая напряжённость во многих регионах возросла.

В моих словах нет ни национализма, ни этнической неприязни к этим людям. Это просто чужие для нас народы, и в любом обществе, в том числе и в этих республиках появление людей, чуждых им по культуре, языку, традициям и вероисповеданию, да ещё и в больших количествах будет вызывать серьёзную обеспокоенность.

После публикации ряда статей по этой проблематике мне иногда писали о том, что мигранты культурные, добрые и вежливые люди и, как ни странно, я согласен с теми, кто это пишет. Первое время они будут и культурные и вежливые, первое время, пока. их будет мало.

А давайте представим себе, например, таджикский аул. Там живёт 100 человек и в этот аул приехала на постоянное место жительства русская семья. Да, они тоже будут вести себя крайне культурно и вежливо с местными жителями, уважать местные законы, обычаи и придерживаться их уклада жизни.

Жена не будет ходить по селу с непокрытыми волосами в коротенькой юбочке, а муж не напьётся и не будет мотаться по селу и орать русские народные песни, не давая людям спать, потому что, как у нас говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Но вот приехало в это село ещё несколько десятков семей русских переселенцев и стало там их уже 200 человек.

И тогда начнутся в этом селе, к примеру, разнузданные вечерние гулянки мужчин с криками и драками, а женщины начнут ходить по селу, как им нравится: в коротких юбчонках и без платков.

И это будет очень нравится местному населению? Всё их будет устраивать и они не будут поднимать перед своей властью национальный вопрос?

Это вопросы риторические. В любом народе возникнет недовольство тем, что приезжие ведут себя непристойно, не уважают уклад жизни местного населения и устанавливают свои порядки.

Ну а вот в России они у нас уже чувствуют себя довольно вольготно, организовали здесь свои диаспоры и уже чувствуют себя силой. Для того, чтобы почувствовать себя сильными не обязательно достичь количественного перевеса над местными жителями, как в описанной мной ситуации. Для этого необходима некая критическая масса. Как только в обществе появляется такая масса, они организуются и начинают поддерживать друг друга в любых конфликтах, проблемах с бизнесом и с законом. А для того, чтобы такую поддержку было легче обеспечить, есть неплохой инструмент для отстаивания прав соплеменников. Во многих населённых пунктах страны образуются диаспоры, а потом они объединяются в одно общее объединение с красивым названием, например, вот таким: Всероссийский конгресс узбеков и узбекистанцев.

Давайте-ка глянем, что за цели провозглашает эта организация.

Оргкомитет Всероссийского Конгресса узбеков, узбекистанцев создан 1 мая 2011 года в Москве. В его состав вошли представители 13 регионов России. Более чем в 50 регионах РФ от Калининграда до Камчатки налажена связь оргкомитета с узбекскими культурными центрами.

Цель создания Всероссийского Конгресса узбеков, узбекистанцев – объединение всех региональных диаспор для оказания всесторонней защиты и помощи нашим соотечественникам, живущим на территории России. Мы готовы оказывать узбекам и узбекистанцам правовую помощь, различные консультации, оказывать содействие в их трудоустройстве.

Всё понятно? Создана разветвлённая сеть поддержки людей по национальному признаку, говоря другими словами этническая ОПГ, которая объединила все местные диаспоры. А от кого она будет всесторонне защищать узбеков? От недовольных чем-то местных жителей, если возникнут трения, от закона и от конкурентов по бизнесу.

В составе Оргкомитета Конгресса будут организованы юридический департамент, департамент культурно-массовых мероприятий, ДЕПАРТАМЕНТ по трудоустройству и защите трудовых прав, а также ДЕПАРТАМЕНТ по работе с ФМС. На сегодняшний день примерно в 60 регионах России работают узбекские диаспоры. Нам удалось получить одобрение диаспор в более чем 50 из них.

Чувствуете, как серьёзно налажена работа. Прямо как государственный орган со своими департаментами. Другими словами, они собираются любыми путями способствовать перетаскиванию в Россию своих соотечественников и защищать их трудовые права.

Нет, они не будут обращаться в суд на предпринимателей в случае, если их соотечественников обидят и заплатят им меньше положенного, они будут решать эти вопросы, как это делают организованные преступные группировки в таких случаях.

Но ведь муссирование национального вопроса в России вроде как запрещено, а приезжие всячески не хотят становиться россиянами, а хотят остаться в России узбеками, таджиками, киргизами, армянами, азербайджанцами, афганцами, то есть являются потенциальными проводниками интересов страны исхода. Вспомните недавние события в Нагорном Карабахе и то, как армянская и азербайджанская диаспоры в России, пытались оказывать давление на руководство нашей страны, одни - призывая к военной поддержке, другие - выступая против неё.

При этом они в России устраивали столкновения между собой. То есть одни граждане России по этническому признаку нападали на других граждан России, и я как-то не слышал о том, чтобы против кого-то были возбуждены уголовные дела по признакам статьи 282 УК РФ.

Национальные диаспоры по какой-то причине продолжают оставаться легальными в России, их представители делают какие-то заявления, к чему-то призывают своих соотечественников, решают какие-то вопросы, причём всё это происходит помимо законов и властных институтов нашей страны. Причём всё чаще диаспоры пытаются оказывать воздействие и на властные органы, и на правоохранительную систему.

Само существование диаспор ухудшает межнациональные отношения, ведь их вмешательство в общественную жизнь в России приводит только к усилению напряжённости, именно потому, что они созданы по этническому признаку. То есть права людей своей национальности эти диаспоры защищают в ущерб правам коренного населения и осуществляют это зачастую вне закона.

Под диаспорой понимается часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.

Если мы немного задумаемся, то возникнет мысль:

Что?! Э-э-э, нет, постойте-ка! А зачем нам в разрешать и поддерживать организации, которые будут поддерживать общность и национальную идентичность людей, приехавших к нам жить и вроде как ставших гражданами России? А не потребуют ли они потом выделить себе территорию для компактного проживания и не начнут ли наводить свои порядки в нашей стране?

Вы можете подумать, что я гиперболизирую проблему и поднимаю напрасный шум, но вот вам свежий пример :

Стало известно о том, что 61-летний Батиржон Камбаров — один из лидеров узбекской национальной диаспоры в Алтайском крае лишён гражданства России и вида на жительство. Его могут выдворить из страны в течение месяца. Решение принято в связи с тем, что правоохранительные органы начали не без оснований подозревать Камбарова в экстремистской деятельности.

Яндекс, Картинки

Отрадно видеть, что власть осознала угрозу и пусть и с запозданием, но обратила на это внимание и очень хочется надеяться, что это только первая ласточка, потому что среднеазиатские и закавказские диаспоры уже очень хорошо и основательно окопались в России, что я и показал на примере конгресса узбеков.

Я считаю, что мы, пустив к нам в страну мигрантов не обязаны способствовать укреплению общности и идентичность узбеков, азербайджанцев, армян, казахов, таджиков, киргизов, афганцев и других некоренных народов, а наоборот должны способствовать их ассимиляции.

Или нет?

Или цель у них всё-таки другая и они захотели создать в России новые мини- Узбекистаны, Азербайджаны, Армении, Казахстаны, Таджикистаны, Киргизии, Афганистаны?

Вот судя по деятельности Батиржона Камбарова в Алтайском крае, цель у них именно такая!

Правда ли, что в нашей стране в будущем останется только одна нация? Давайте рассмотрим на примере других стран, что происходит с ними, когда титульная нация критически в ней преобладает.

Казахстан может стать страной одной нации

Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Моноэтническое или однонациональное государство — это страна, в которой нация или этнос в большой концентрации расселены на своей исторической территории. Как правило, возникновение государства совпадало с формированием национальности внутри её границ.

Но в наше время большинство государств вбирают в себя многие национальности и их культурное влияние. И нет ни одной страны, в которой бы жили представители только одной нации или этноса.

В российских учебниках по географии однонациональное государство считается таковым, если титульная нация составляет более 90% всего населения. Аналитик Дэвид Уилш предлагает нам более высокую планку — 95%.

Есть несколько стран в мире, где проживает более 95% людей из числа титульной нации: Япония, Южная Корея, КНДР, Албания, Армения, Бангладеш, Греция, Дания, Египет, Италия, КНДР, Норвегия, Польша, Португалия, Сомали.

Проблемы и достижения моноэтнических стран в мире


Армения

Армения — это единственная страна на постсоветском пространстве, где 97-98% населения составляет титульная нация армян. Перепись за 2011 год сообщает нам, что остальные 2% — это нацменьшинства.

Если на карте Кавказа можно увидеть разнообразие этносов и национальностей, то Армения в противовес обладает скудным набором этнического состава и отличается концентрацией титульной нации.

Есть знаменитые иммигранты с армянскими корнями, которые ассимилировались в других странах, например, семья Кардашьян.

По данным ООН, сегодня в Армении население не только стареет, но и сокращается. У этого есть главная причина — высокий уровень эмиграции в стране и спад рождаемости. То есть люди постоянно уезжают из страны, а оставшиеся жители постепенно стареют.

Сокращение числа трудоспособного населения и миграция влияют и на экономику: ВВП в 2007 году был равен 113,8%, а в 2017 году составил 107,5%.

С 1993 года численность населения в Армении с каждым годом падает. В 2019 году она составила 2 962 500 человек.

Ещё один специфический момент — армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, который считается главной причиной оттока азербайджанцев из Армении. Сегодня в стране проживает всего от нескольких десятков до несколько сотен азербайджанцев по разным оценкам, хотя ранее они составляли крупнейшую общину в Армении.

Армения — это самая маленькая страна по площади из стран, которые входили в Советский Союз. Кроме того, самая моноэтническая на постсоветском пространстве и самая немногочисленная относительно её жителей.

Кто живёт в современной Армении сегодня? Езиды, русские, греки, ассирийцы, украинцы, поляки, немцы, евреи, курды и грузины — но это лишь 2% от общего числа жителей страны.


Южная Корея

США — это полинациональная страна с высоким уровнем жизни, а Южная Корея — то же самое, но только с преобладанием титульной нации. Несмотря на большую численность жителей Корея сохраняет однородность. Важное влияние на это оказывает менталитет и низкий процент смешанных браков среди корейцев.

Корейцы составляют около 96% населения из общего числа. Многие рабочие приезжают из Китая, Филиппин и Малайзии и вовлекаются в экономику страны, а другие иностранцы в основном сосредоточены в крупных городах, где они и организуют свою деятельность.

В отличие от Армении, число пребывающих людей в Корею больше, чем покидающих. Но в этом году власти страны ожидают сокращения численности населения. Сообщается, что в 2020 смертность превысит рождаемость, и население сократится по сравнению с прошлым годом.

В прошлом году суммарный коэффициент рождаемости составил 0,92, что является низким показателем не только для роста, но и для поддержания населения на одном уровне.

Тенденция роста числа иностранцев добавляет разнообразие в карту этносов, но не сильно. К примеру, в конце 2012 года в Корее было зафиксировано почти полтора миллиона иностранцев. Но половина из них — граждане КНР, большая часть из которых — этнические корейцы.

Семейные ценности влияют не только на рождаемость, но и на уровень самоубийств. Южная Корея занимает первое место среди стран OECD в этой печально известной статистике.

Одна из главных причин этому — безработица. По традиции корейцы ухаживают за пожилыми родственниками, что вкупе с отсутствием работы создаёт сильное давление. Бывает, что некоторые пожилые корейцы накладывают на себя руки, чтобы избавить своих детей от обязательств по уходу и содержанию.

Италия

В Италии, как и в других европейских странах, существует проблема очень низкой рождаемости. По оценкам Национального института статистики (Istituto Nazionale di Statistica, ISTAT), в прошлом году суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,29.

В 2019 году число смертей в стране превысило количество новорождённых детей. Это ни много ни мало антирекорд страны последнего столетия после 1918 года — послевоенного периода.

На 1 января 2009 года число этнических итальянцев составляло 93% от общего числа. Далее идут румыны (1,32%) и североафриканцы (1,01%), по данным тех же лет.

Старение населения — неизбежный и естественный процесс, но при этом мигранты восполняют демографические пробелы в Италии. К примеру, в прошлом году там проживало более 60 млн человек.

В стране наблюдается высокий миграционный прирост. Большой вклад в демографию вносят иностранные граждане.

И ещё одна проблема, схожая с Южной Кореей, — большой процент самоубийств в северных областях, например, в Больцано, что тоже отражается на демографии. Эти регионы обладают экономическим благополучием, поэтому самоубийства в этих районах говорят о другом.

Казахстан — страна одной нации или нет?


Традиционно страна считается многонациональным государством, но тенденции последних десятилетий сообщают об обратном.

По данным Комитета по статистике РК, численность населения Казахстана на 1 апреля 2020 года составляет 18 690 195 человек.

Доктор исторических наук ВКГУ, учёный-исследователь Александр Алексеенко заявляет, что в течение 20 лет Казахстан может стать страной одной нации и потерять свой статус многонационального государства. И такой сценарий вполне правдоподобен.

С 2002 года до сегодняшнего дня в Казахстане идёт беспрерывный рост численности населения. Например, на 2020 год казахи составляют большинство жителей страны (69%), далее идут русские (19%), узбеки (3%), уйгуры (1,47%), украинцы (1,42%) и татары (1,08 %).

Если сравнивать с переписью за 2009 год, то число титульной нации возросло почти на 5%. При этом число русских, украинцев и татар за это время снизилось, а количество узбеков и уйгуров, наоборот, возросло в процентном соотношении.

Этнические казахи из соседних стран возвращаются в Казахстан, что вместе с высокой рождаемостью и оттоком других этносов только увеличивает число титульной нации. Здесь также есть влияние менталитета и приверженности традициям и обычаям, что приводит к снижению количества межэтнических браков в казахских семьях.

По данным Комитета по статистике, за три квартала прошлого года 34 тысяч казахстанцев получили гражданство других стран и большая часть из них перебралась в СНГ.

Уезжают из страны казахстанцы в большем количестве, чем приезжают жить. Многообразие народностей, с которыми ассоциировалась наша страна в СССР, постепенно сокращается и сходит на нет.

В трёх регионах доля казахов на 2019 год уже превышает 75% — это Туркестанская (76%) и Актюбинская область (83%) и Астана (79%), а в некоторых регионах количество казахов даже превышает 90%. Есть два региона, где казахи не доминируют по численности, — Костанайская и Северо-Казахстанская области, где проживают в основном русские.

Также не стоит забывать, что при эмиграции из страны уезжают не только представители других этносов, но и казахи. Если рост миграции будет увеличиваться, то рост населения также может остановиться.


Многие из нас привыкли думать, что в прошлом государства жили более обособленно, и глобализация настигла нас только в XX веке. Но люди шерили культурные находки с давних пор: только так мы могли выжить в древнем мире и развиться в дальнейшем.

Полной сепарации страны и её культуры не могло быть. Культуры перетекали друг в друга через язык, традиции и сознание.

Главный принцип транскультурности, как говорил философ Гераклит, всё течёт, всё меняется. Культура не может стать завершённым продуктом в вакууме и постоянно подвергается изменениям.

Мы сами меняемся с каждым днём, наши клетки обновляются и вокруг нас меняются наши привычные идентификации: пол, национальность, возраст, социальное положение и культурные печати.

Попробуйте понять, сколько внутри вас есть лично от вас? Или же это больше вклад вашей среды, культуры, языка, родителей, окружения и банальной эволюции? Можете ли вы контролировать этот процесс или этот процесс контролирует вас?

Читайте также: