Гегель считал что позволяет обеспечить перевод из субъективного содержания

Обновлено: 04.07.2024

Появление индивида в недрах природы, согласно Гегелю, вовсе не является внезапным и непредвиденным. Жизнь вырабатывается и усложняется через ряд прогрессивно развивающихся организмов, чтобы достигнуть духовной и моральной жизни. Природа ищет и постепенно создаёт человека через постепенное развитие растений и животных видов. Она создаёт его сразу после осуществления необходимых для человеческого существования условий. По мере того, как улучшаются условия для существования животных организмов, очищается атмосфера, образуется и ширится твердая земля, – жизненные функции начинают отделяться друг от друга, органы дифференцируются, формы обрисовываются; растительные семейства усложняются и получают разнообразие; виды животных увеличиваются, проявляют разнообразные свойства, инстинкты, направление; постепенно проявляются ощущение, восприятие, память – предвозвестники разума. Мало-помалу слепая сила жизни становится силой сознательной. Наконец заря уступает место дню, солнце разума восходит над миром: появляется человек – индивид со своим субъективным духом. Так философия природы уступает место философии духа.

Сын природы, человеческий индивид предназначен к тому, чтобы стать её царем. Он обладает только ему одному свойственным могуществом – могуществом изменять, которое он проявляет в низших царствах и в самом себе. Он один видоизменяет природу, другие существа, – и самосовершенствуется при помощи собственных сил. Животное, пишет Гегель, самосохраняется и воспроизводится; человек самосохраняется, воспроизводится и прогрессирует, имея перед собой идеалы: добро, красоту, истину. Одним словом, человек, субъект есть дух, то есть сознание и свобода.

Но, выйдя из горнила природы, человек таков только в принципе, только в силу заложённой в нём, но пока ещё не реализованной возможности. Согласно Гегелю, дух, как и природа, подчинен закону развития. Сознание и свобода не существуют в колыбели индивида и рода. Род, как и индивид, появляется в состоянии детства. Но детство есть состояние противоречия. Это сознание еще бессознательное, свобода еще в рабстве. Человек-дитя есть еще существо безличное, пассивное проявление общей жизни, слепой орган всемогущего инстинкта. Чтобы стать настоящим человеком, индивид должен подняться из того состояния невинности, в котором роковым образом пребывают растение и животное. Индивид, субъект должен постепенно высвободиться из объятий природы, должен осознать свою независимость, свою духовность, самого себя. Гегель считает, что с этого момента развития субъективного духа начинается новое развитие жизни природы, получившей сознание, – развитие разума, нравственности, свободы в индивиде и в человеческом обществе, история политики, искусства, религии, науки.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

По Гегелю, индивид в первоначальном, детском природном состоянии, подчинен слепому инстинкту, животным страстям и тому эгоизму, который составляет отличительную черту животной жизни. Но, по мере развития разума, субъект признает в других индивидах равных себе, т. е. духовные существа. Он признает, что разум и свобода (дух) не есть лишь его исключительное свойство, но что он существует, в разных степенях, во всей совокупности индивидов его рода. Он признает духовность себе подобных и преклоняется перед ней, как перед законом, который он должен уважать. Так как дух, который он находит вне себя, есть синоним разума и свободы, то, преклоняясь пред разумом и себе подобными, он преклоняется перед их свободой. Индивид сознает себя свободным; ибо сознавать себя духом значит сознавать себя свободным. Но он сознает, что подобный ему, являясь таким же субъективным духом, свободен, как и он. Лишь только индивид обретает способность мыслить, он тотчас понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.

Неограниченная свобода, полагает Гегель, принадлежит лишь совокупности различных существ, роду, человеку вообще. Индивиду принадлежит лишь более или менее значительная часть общей свободы, свобода относительная. Слова дух и свобода – синонимы, однако нельзя сказать того же о выражениях субъективный дух и абсолютная свобода. Свобода есть общее всем благо; поэтому индивид не может претендовать на исключительное обладание ею, не входя в противоречие с самой природой вещей. Факт свободы подобного мне индивида становится законом, уздой, ограничением моей собственной свободы. Свобода всех есть закон, исходящий из духовности всех. Эту всеобщую силу, стоящую над субъектом, Гегель называет объективным духом. Начало процесса развития объективного духа Гегель рассматривает в философии права.

Философия Гегеля [05.05.09]

Содержание
Введение.
1.Философская система.
2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.
3 Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.
Заключение.
Список литературы.

Введение.

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Немецкая классическая философия – это определенный период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.

1.Философская система.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:

Философия природы.

Второй ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Философия духа.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник развития - противоречия (в первую очередь - внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении).

Например: проблемы России, семья.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики:

Три закона диалектики:

1) Закона количественно-качественных изменений :Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

2) Другой закон - взаимопроникновение противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

3) Закон отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Различают:

1. метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена людей в коллективе.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Гегель различает четыре основных периода всемирной истории:

  • восточный мир (Китай, Индия, Египет);
  • греческий мир;
  • римский мир;
  • германский мир.

Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 года. Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.

Заключение.

Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

Список литературы.

  1. Библер В.С. /Что есть философия? // Вопросы философии. 1995

2 Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.

3 Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия философских наук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.

  1. Г. В. Ф. Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
  2. Г. В. Ф. Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.
  3. И. А. Ильин"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.
  4. Вл.С.Соловьев Соч.в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.
  5. Г. -Г. Гадамер. Актуальность прекрасного"/
  6. М.Хайдеггер "Путь к языку"// "Время и бытие"/
  7. Р. Барт "Основы семиологии"// Структурализм:"за" и "против"/ М.:"Прогресс", 1975.
  8. К. Кастанеда соч. в 10-ти кн., К.: "София", Ltd.
  9. Епископ Варнава (Беляев) "Основы искусства святости" в4-х т./ Издание братства во имя св.князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 1997.
  10. "Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия"/ред. С. С. Хоружий, М.: 1995.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: