Кто распоряжается вкладом совершеннолетнего вкладчика

Обновлено: 30.06.2024

Так, в прошлом году наследница обнаружила, что со счетов ее буквально на днях умершей бабушки исчезли все средства. Внучка была единственной наследницей, и помогала бабушке пользоваться онлайн-банком. У девушки был доступ к приложению, и она была в курсе того, что бабушка копила деньги, знала, какая именно сумма хранилась на счету. После смерти бабушки девушка зашла в приложение и увидела, что сумма на банковском счету бабушки равна нулю — накопленные за несколько лет деньги испарились. Наследница предполагает, что в банке узнали о смерти клиента, и кто-то из сотрудников украл деньги со счета. С ее слов, все произошло очень быстро, она даже не успела обратиться к нотариусу. В данном случае наследнице придется разбираться с банком, обратиться в правоохранительные органы, если действительно было хищение денежных средств.

Предвидеть и предотвратить преступление на практике, конечно, сложно, но принять меры по защите имущества можно, причем позаботиться о сохранности денежных средств могут и наследодатели, и наследники.

Наследникам стоит знать, что нотариусы, кроме того, что ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство, вправе принять меры по охране наследства. Нотариус составляет опись имущества в присутствии двух свидетелей. Помимо свидетелей, могут присутствовать сами наследники, исполнитель завещания, а в случае, если затрагиваются интересы несовершеннолетних или недееспособных лиц, то и представители органов опеки и попечительства. В опись включаются не только вещи, но и ценные бумаги, валютные ценности, драгоценности, другие активы, включая наличные денежные средства и счета в банках. Такие меры исключают в дальнейшем возможность скрыть имущество, сказав, что якобы ничего и не было.

Как вообще узнать, были ли у наследодателя счета и вклады в банках? Нужно обратиться к нотариусу, который ведет наследственное дело. Именно нотариус занимается сбором информации об имуществе умершего, делая запросы, в том числе в финансовые организации. Наследникам важно также обратить внимание на долги, узнать кредитную историю наследодателя, ведь вместе с имуществом наследуются денежные обязательства. Бывает так, что сумма задолженности превышает стоимость всего, что принадлежало умершему, тогда наследник имеет право отказаться от наследства и не расплачиваться по чужим долгам.

Банковский вклад наследуется по двум основаниям: по завещанию и по закону (когда нет завещания, имущество наследуется в порядке очереди в степени родства). Однако распорядиться банковским вкладом можно не только в завещании, владелец вклада вправе составить завещательное распоряжение в том банке, где он хранит свои деньги. В нем также можно указать доли наследников, распорядиться сразу несколькими счетами, если у вкладчика он не один, изменить или отменить распоряжение. Такой документ оформляется в банке в двух экземплярах, один из которых выдается на руки клиенту. Завещательное распоряжение приравнено к нотариально удостоверенному завещанию.

Иногда граждане, у которых только один законный наследник, не составляют завещания или завещательного распоряжения, так как считают это излишним. Но в действительности предусмотреть все возможные риски люди не могут. В ситуации с украденными со счета деньгами бабушки оформленная заранее бумага, возможно, могла бы остановить правонарушителя, ведь, скорее всего, наследники в курсе воли наследодателя, а значит, хищение будет сразу обнаружено, и начнутся поиски преступника.

Кроме того, не все знают, что существует право на обязательную долю в наследстве, а если знают, то не учитывают, что таким правом обладают не только близкие родственники. Обязательная доля в наследстве — это часть имущества наследодателя, которая наследуется определенными гражданами независимо от того, есть ли завещание, и каково его содержание. Таким правом обладают: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, нетрудоспособные супруг и родители, нетрудоспособные иждивенцы. Последними могут быть вовсе не родственники умершего, а любой человек, если он нетрудоспособен и находился на иждивении наследодателя и проживал с ним под одной крышей не менее года до его смерти. Например, женщина оставила завещание, по которому ее квартира должна достаться сыну. Несмотря на это, часть квартиры унаследует отчим молодого человека, сожитель матери, так как он нетрудоспособен (инвалид I группы) и несколько лет проживал в ее квартире. Это важно иметь в виду, планируя дальнейшую судьбу имущества. Банковские вклады также могут быть разделены с теми, кто имеет право на обязательную долю.

Еще один момент — право супруга на половину суммы вклада, если муж и жена не заключали ранее брачный договор и не меняли режим совместной собственности. В таком случае имущество, включая счета в банках, являются совместно нажитым имуществом.

Как открыть депозит в банке под проценты выгодно и грамотно? Где, в каком банке и какой вклад лучше сделать физическому лицу? Как не стать жертвой "околобанковских" мошенников? Отвечаем на популярные вопросы читателей InvestFuture.

Банковский депозит – один из инструментов накопления денежных средств. В России банковские вклады пользуются огромной популярностью, так как другие инструменты инвестирования все еще вызывают у широкой аудитории недоверие.

Вклад в банке считается надежным инструментом, который помогает накопить средства для оплаты учебы, на приобретение собственного жилья или, например, обеспечить прибавку к своей пенсии

Банковские вклады физических лиц: необходимые документы


Для открытия счета российскому гражданину нужен только паспорт. Специалисты банка вправе затребовать также ИНН, но на нашей практике такого не было ни разу. В процессе открытия счета, российские банки руководствуются Гражданским Кодексом (пункт 2 статья 846 ГК), где прописаны все аспекты заключения договора.

Если вклад открывает иностранец, ему необходимо предоставить сотруднику банка:

  • паспорт гражданина иностранного государства;
  • миграционная карта;
  • временное разрешение на проживание/виза.

Иностранцу, у которого есть право на постоянное проживание в стране, нужно предоставить два документа: паспорт и вид на жительство.

Пенсионный вклад – счет для начисления пенсии. Для открытия такого вклада необходимо предоставить пенсионное удостоверение, подтверждающее, что вкладчик является пенсионером. Имея все вышеперечисленные документы, потенциальный клиент вправе обратиться в банк.

В каком банке открыть вклад?

Первое, что нужно сделать – это выбрать банк, где будет открыт счет. Помните: банковский вклад – инструмент сбережения, а не преумножения средств. Поэтому главный критерий выбора для разумного инвестора – не доходность вклада, а его надежность.


Средняя доходность по вкладам в России на октябрь 2017 года

Две основные категории банковских вкладов:

  • Срочные вклады ;
  • Вклады до востребования.

Срочный вклад размещается на определенный срок, который фиксируется в договоре. Самые распространенные сроки – три месяца, полгода или год. Если вы заберете средства до истечения срока вклада, то, скорее всего, потеряете большую часть накопленных процентов.

Виды срочных вкладов:

  • Сберегательный. Пополнение и частичное снятие по таким вкладам запрещены. По таким депозитам ставки, как правило, самые высокие.
  • Накопительный. В течение срока действитя вклада возможно его пополнение. Подходят для накопления на определенную крупную покупку, например.
  • Расчетный (универсальный). Более гибкий вариант депозита, позволяющий вкладчику активно распоряжаться своими средствами. Расчетные вклады могут быть расходно-пополняемыми или расходными.

Вклад до востребования – вторая категория депозитов. По такому договору средства можно забрать в любое время. Для банка это не удобно, поэтому и ставка по таким вкладам – минимальная.

Важно понимать, с какой целью вы открываете счет. Самое главное - правильно подобрать основные параметры (максимальная прибыль и удобство условий). Также обратите внимание, есть ли плата за обслуживание, какие дополнительные возможности предоставляются (дебетовая карта для доступа, комфортный интернет-банк и т.д.)

Теперь можно уверенно отправляться в офис банка. Если вы отдали предпочтение банку, клиентом которого уже являетесь, можете легко воспользоваться возможностью дистанционного открытия вклада. Однако для первоначального открытия счета, как правило, требуется личное присутствие со всеми необходимыми документами.

Специалист в банке подробно расскажет о банковском продукте, который вы выбрали, пояснит условия (могут быть отличия от информации, представленной на сайте).

Задавайте вопросы, будьте настойчивы – не бойтесь показаться глупым. Требуйте внимательного и уважительного отношения к себе, ведь клиент здесь – именно вы!

Если вопросов не возникнет, и вы согласитесь на все оговоренные условия, менеджер попросит предоставить документы для идентификации и ксерокопирования. Далее необходимо совершить следующие действия:

  1. Заполняем бланк идентификации клиента ;
  2. Оформляем карту образца подписей, она передается на хранение в картотеку банка. В будущем все подписи будут идентифицироваться по этой карте ;
  3. Подписываем договор, обязательно изучив все условия ;
  4. Подписываем приходно-кассовый ордер (при внесении наличных средств), или же платежное поручение (если деньги переводятся по безналу) ;
  5. Оплата комиссии (если она предусмотрена тарифами) ;
  6. Вносим денежные средства в кассе;
  7. Получаем все документы, которые подтверждают факт зачисления денег.

Теперь более подробно поговорим о документах, которые остаются на руках у вкладчика. И перечислим рекомендации, благодаря которым вы сможете защитить себя при возникновении спорных вопросов и ситуаций с банком.

Советы и рекомендации вкладчикам

Никогда не стоит исключать человеческий фактор и забывать, что каждый человек может допустить ошибку. Это относится и к оформлению банковских документов. Поэтому важно внимательно ознакомиться с договором перед подписанием.

Обязательно проверьте ваши паспортные и контактные данные, сумму вкладаи его срок. Будет ли договор пролонгироваться?

Пролонгация позволяет продлевать вклад автоматически. Важно знать, на каких условиях и на какой срок ваш договор будет пролонгирован.

Прочитайте пункты договора о досрочном расторжении очень внимательно. В договоре обязательно указываются: сумма, которая вам полагается при досрочном расторжении, а также судьба начисленных по вкладу процентов.

Когда подписан договор с обеих сторон, один экземпляр остается у банка, а второй с круглой печатью банковского учреждения отдадут вам. Если печати на договоре нет, он считается недействительным.

В некоторых банках договор приравнивается к анкете-заявлению клиента. Это возможно лишь в том случае, если в ней указаны все данные вкладчика и данные банковского учреждения, и анкета-заявление засвидетельствована печатью и подписью банковского работника.

Помимо договора вам должны предоставить:

  • приходно-кассовый ордер с подписью и печатью кассира ;
  • договор об открытии банковского счета, куда будут начисляться проценты ;
  • банковская карта (опционально) ;
  • платежное поручение (если средства переводятся по безналу).

В тексте договора перечисляются все документы, которые клиент получает на руки. Указывается, предусмотрено ли перечисление процентов на банковскую карту. Договор оформляется с указанием реквизитов карты или текущего счета, куда перечисляются проценты.

Список документов, которые остаются у вкладчика на руках, если вклад оформлялся удаленно:

Вкладчик должен быть предельно внимательным при оформлении депозитного вклада, тогда он будет уверен в сохранности внесенных денежных средств. А правильный подход при выборе типа вклада и детальное изучение документов позволит избежать спорных ситуаций и даст уверенность, что закон будет на вашей стороне.


Наличие у человека банковского вклада порой может повлиять на получение им льгот от соцзащиты. Какие субсидии затруднительно будет получить при наличии большой суммы получаемых процентов по банковскому вкладу? Что будет, если попытаться утаить от соцзащиты наличие вклада? Рассказываем в нашей статье.

Почему вклад влияет на получение субсидий

Органы соцзащиты при рассмотрении заявлений на предоставление социальных выплат стали учитывать в числе доходов граждан не только ежемесячный заработок, пенсию, но и проценты по депозиту.

Поскольку большая часть льгот предоставляется при недостаточном уровне дохода на члена семьи, учет полученных по вкладу процентов влияет на расчет среднедушевого дохода. А следовательно, доход на члена семьи может превысить тот порог, при котором назначаются соцвыплаты.

Отметим, что на назначение льгот влияет не сам факт наличия вклада в банке, а получаемый в виде банковских процентов доход.

Какие льготы можно потерять при наличии большой суммы вклада

Каких же льгот можно лишиться при наличии дохода от процентов по вкладу?

Одной из таких льгот является субсидия на оплату коммунальных услуг. Так, если доля расходов на оплату ЖКУ в структуре среднедушевого дохода превышает определенный уровень, таким семьям выделяется субсидия для частичной компенсации расходов.

По регионам доля ЖКУ может существенно различаться. Если в Москве она составляет 3–10%, в Питере — 14%, то по регионам — около 22%.

Учет процентов по вкладу при назначении данной субсидии предусмотрен постановлениями Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 и от 14.12.2005 № 761.

Обращаясь за субсидией, заявитель должен быть готов предоставить банковскую выписку, в которой будет отражена сумма начисленных по вкладу процентов. Если с учетом этой суммы доля затрат на коммунальные услуги окажется меньше установленного уровня по региону, в назначении субсидии откажут.

Точную сумму процентов, которые повлияют на назначение субсидии, назвать нельзя. Это только один компонент в общей сумме доходов гражданина. Но если сумма существенная, с большой долей вероятности лицо не сможет претендовать на субсидирование ЖКУ.

Также проценты по вкладу могут повлиять на денежную выплату ветеранам труда. Перечень доходов для назначения этой выплаты также включает банковские проценты (постановление Правительства от 20.08.2003 № 512). В ряде регионов депозиты не учитываются решением соответствующего субъекта РФ. Но если расчет производится по федеральным правилам учета доходов, выплаты можно лишиться.

Учитываются проценты по вкладу и при назначении пособий на детей в возрасте от трех до семи и от восьми до шестнадцати лет. Постановлениями Правительства от 31.03.2020 № 384 и от 28.06.2021 № 1037 предусмотрено, что данные выплаты полагаются только малообеспеченным семьям. Наличие дохода от вклада может лишить семью статуса малообеспеченной, а значит, и права на получение пособий на детей.

Что будет, если утаить наличие банковского вклада

Также у банков имеется обязанность сообщать в налоговую данные о начисленных физлицам процентах (ст. 214.2 НК РФ).

Следовательно, при обращении за льготой соцзащита проверит сведения о физлице и получаемые им доходы. Сокрытие сведений (не только информации о процентах, но и об иных доходах) чревато:

  • взысканием выплаченных получателю средств в судебном порядке;
  • возбуждением уголовного дела о мошенничестве.

Итоги

Получение существенной суммы процентов по банковскому вкладу может отразиться на расчете суммы среднедушевого дохода, а значит, лишить лицо права на получение ряда соцвыплат. Значение имеет не факт наличия вклада, а суммы дохода от процентов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Тема грамотной передачи имущества наследникам волнует не только пожилых людей. Тем более, если речь идет о сбережениях, которые копились долгие годы. Правильно оформленное завещательное распоряжение по вкладу в Сбербанке гарантирует получение денежных средств именно тем человеком, которого назвал наследодатель. Наличие документа предоставляет наследнику юридическое право распоряжаться средствами, размещенными на депозите в крупнейшем банке страны.

Что такое завещательное распоряжение по вкладу?

Под завещательным распоряжением понимается юридический документ, позволяющий завещателю передать определенное имущество – вклады, банковские счета или карточки - одному или нескольким наследникам. Такое распоряжение имеет юридическую силу, равную обычному завещанию. Более того, одно или несколько завещательных распоряжений могут быть включены в завещание в качестве части документа.

Суть понятия

Для того, чтобы понять, как получить завещанный вклад, необходимо детально разобраться с юридическими особенностями завещательного распоряжения. Фактически, документ выступает разновидностью завещания, обладая при этом несколькими характерными чертами. Первая и главная из них – завещательное распоряжение относится к трем видам банковских продуктов, а именно:

  • депозитам;
  • сберегательным вкладам;
  • дебетовым счетам и карточкам.

Другими не менее важными особенностями рассматриваемого документа выступают:

  • распоряжение оформляется в банке, в данном случае – Сбербанке, вклады и счета которого фигурируют в документе;
  • законодательство не ограничивает количество наследников, включенных в распоряжение, как и пропорции, по которым распределяется наследуемые финансовые ресурсы;
  • документ вступает в силу только в случае наличия на вкладах, счетах и карточках средств на дату передачи прав наследнику или наследникам. На практике нередко возникают ситуации, когда после смерти завещателя выясняется, что на счетах и вкладах пусто;
  • правила составления, регистрации и исполнения завещательного распоряжения регламентируются ст. 1128 действующего в России ГК.

Необходимо отметить, что по действующему законодательству и правилам работы Сбербанке определенные категории лиц не имеют права составлять завещательные распоряжения. В их число входят:

  • обладатель размещенных в банке денежных средств, признанный судебным решением недееспособным;
  • обладатель вклада или счета, не достигший совершеннолетия;
  • лицо, опекающее недееспособного или несовершеннолетнего обладателя депозита, карточки или счета;
  • представитель владельца вклада, карточки или счета;
  • обладатель номинального счета, который используется для социальных выплат.

Обязательное условие юридической силы документа – собственноручная подпись распорядителя. Единственное исключение – если завещатель физически не в состоянии (тяжелая болезнь, увечья, неграмотность) лично подписать документ – допускается подписание другим физическим лицом. В этом случае обязательным является присутствие при подписании нотариуса.

Не менее серьезное значение имеет тот факт, что существует несколько категорий наследников, которые имеют право на обязательную долю всего наследуемого имущества. Это касается:

  • супруги, если распределяется имущество, нажитое в браке;
  • несовершеннолетних детей;
  • родителей, которые являются инвалидами или пенсионерами;
  • других родственников, которые не имеют возможности самостоятельно зарабатывать и находятся на иждивении.

Указанные категории наследников должны получить, как минимум, половину наследства, независимо от содержания завещательного распоряжения. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в первую очередь их доля формируется за счет незавещанного имущества. Вклады, счета и карточки по распоряжению могут быть им переданы только в том случае, если незавещанной собственности умершего оказалось недостаточно.

В завещательное распоряжение обязательно включается следующая информация:

  • дата составления;
  • место оформления документа;
  • адрес регистрации и проживания завещателя;
  • список наследников с указанием информации о каждом из них;
  • подписи завещателя и ответственного сотрудника Сбербанка.

В чем разница распоряжения от завещания?

Распоряжение имеет два серьезных отличий от завещания. Первое из них уже упоминалось выше. Если в завещание может быть включено любое имущество, то в распоряжение – исключительно денежные средства во вкладах и депозитах, на счетах и картах, причем конкретного финансового учреждения, например, Сбербанка.

Второе важное отличие заключается в месте оформления документа. Завещание составляется нотариусом и подписывается в его присутствии. Распоряжение оформляется в банке, в котором завещатель хранит свои сбережения.

В остальном, документы крайне похожи. Они имеют одинаковую юридическую силу. Более того, одно или несколько распоряжений по разным банкам нередко включаются в завещание как его часть.

Срок действия распоряжения

Как и в случае с завещанием, срок действия распоряжения по вкладу в Сбербанке не ограничен. Документ действителен в течение всего срока, пока открыт депозит, счет или карточка финансового учреждения. Он не нуждается в обновлении и других подобных действиях.

При этом необходимо учитывать, что завещатель имеет право оформить в банке или заверить у нотариуса новый документ, составленный позднее. Именно он будет иметь юридическую силу.

Действующее законодательство предусматривает два варианта оформления завещательного распоряжения. Первый – это посещение нотариуса. Фактически, в этом случае составляется полноценное завещание со всеми особенностями этого документа.

Второй вариант – визит в банк, в котором у завещателя оформлены карты, открыты счета или депозиты. Учитывая, что Сбербанк оформляется завещательное распоряжение быстро и бесплатно, большая часть клиентов предпочитают именно этот способ.

Необходимые документы

Для оперативного и беспроблемного оформления завещательного распоряжения вкладчик должен четко ответить на три вопроса:

  • кто получает наследство в виде депозита и денег на счетах;
  • какова доля каждого из наследников;
  • какие обязательства возлагаются на них после получения наследства.
  • паспорт как удостоверяющий личность завещателя документ;
  • договора с банком на открытие вклада или счета;
  • выписки по всем банковским продуктам, включаемым в распоряжение;
  • данные по каждому наследнику, который упоминается в документе, включая паспортные реквизиты и адрес регистрации.

Поход к нотариусу

Несмотря на лояльное отношение Сбербанка, часть клиентов предпочитают оформить завещательное распоряжение у нотариуса. В этом случае составляется, по сути, полноценное завещание.

Важно отметить, что все услуги нотариуса являются платными. Даже если документ полностью составил завещатель, ему придется заплатить нотариальный сбор. В ситуации, когда завещание полностью составляется нотариусом, плата нередко оказывается весьма существенной.

Поход в Сбербанк

Для оформления завещательного распоряжения по любому банковскому продукту – вкладу, депозиту, счету или дебетовой карте - достаточно прийти в Сбербанк и обратиться к сотруднику. Он направит клиента к нужному специалисту финансового учреждения, который предоставит все необходимые консультации.

Для беспроблемного составления документа необходимо выполнение нескольких условий:

  • обращение в тот офис, где у клиента открыты счета, депозиты или вклады;
  • наличие документа, подтверждающего личность завещателя;
  • при необходимости – комплект документов, ранее заключенных с банком.

В большинстве случаев последнее условие не является критичным, так как все необходимые документы уже имеются в финансовом учреждении. Намного проще и правильнее заранее договориться о времени оформления завещательного распоряжения, чтобы сотрудник банка подготовил все необходимое.

Необходимо отметить, что распоряжение может быть в любой момент изменено. Причем Сбербанк снова сделает это совершенно бесплатно, а при оформлении изменений у нотариуса придется повторно заплатить госпошлину.

Принцип наследования по распоряжению

Действующее в России законодательство предусматривает несколько основных принципов, которые необходимо учитывать при реализации завещательного распоряжения. В их число входят:

Как получить завещанный вклад в Сбербанке?

Стандартная процедура получения завещанного вклада предусматривает посещение офиса Сбербанка, в котором оформлялся документ, через полгода после смерти завещателя. Более раннее вступление в наследство предусматривает выполнение трех обязательных условий, доказанных в суде:

  • отсутствие других завещаний;
  • в распоряжении нет других наследников;
  • отсутствие других распоряжений, касающихся данных банковских продуктов.

В Сбербанке необходимо предъявить следующий комплект документов:

  • договор с банком об открытии вклада, счета или депозита;
  • справка о смерти завещателя (копия);
  • завещательное распоряжение (копия);
  • удостоверяющий личность паспорт;
  • при наличии и необходимости – документы, подтверждающие родственные отношения с завещателем (необходимо в целях налогообложения).

Вклад и затраты на похороны

Законодательство позволяет воспользоваться частью средств, включенных в завещательное распоряжение, до истечения необходимых 6 месяцев. Речь идет о расходах на организацию и проведение похорон завещателя. В этом случае сумма возможного возмещения определяется нотариусом. Ее максимальная величина установлена на уровне в 100 тыс. руб. При этом выдаваемая сумма не может превышать общий остаток по всем депозитам, вкладам и счетам завещателя.

Правила банка позволяют воспользоваться подобным правом даже в том случае, если завещательное распоряжение не оформлено. Родственнику умершего достаточно обратиться в Сбербанк с соответствующим постановлением нотариуса и удостоверяющим личность документом.

Налоги по завещательному распоряжению в Сбербанке

Как уже было отмечено выше, если в завещательном распоряжении в качестве наследника указан родственник, такой доход налогом не облагается. При получении завещания посторонним человеком используется стандартная ставка НДФЛ, равная 13%.

Читайте также: