Какие права есть у субъекта персональных данных

Обновлено: 30.06.2024

Что можно считать распространением персональных данных в кадровой работе? Когда следует получать у работников согласие о распространении их данных? Какова форма этого согласия?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье.

КОГДА ПЕРЕДАЧА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ

обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Можно сделать следующие выводы:

1. Передача ПД может осуществляться путем их распространения, предоставления или открытием доступа к ним.

2. Распространение ПД — это один из видов передачи данных, при котором ПД раскрываются неопределенному кругу лиц.

Эти выводы очень важны, поскольку позволяют четко разделить, когда происходит распространение (данные видит неограниченный круг лиц), а когда предоставление (данные получают строго определенные лица).

Например, является ли предоставление ПД работника в банк для оформления зарплатной карты или передача данных работника для покупки билета на самолет распространением его ПД? Нет, не является, потому что эти данные предоставляются строго ограниченному кругу лиц. Их не сможет увидеть больше никто, кроме работников банка или специалистов по оформлению билетов.

Если все так очевидно, то почему мнения юристов и консультантов так противоречивы?

Полагаем, что законодатели сами несколько запутали ситуацию, применяя в п. 12 ст. 10.1 Федерального закона № 152-ФЗ все термины, характеризующие передачу ПД:

Извлечение из Федерального закона № 152-ФЗ

12. Передача (распространение, предоставление, доступ)[2] персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных.

Из этого некоторые специалисты делают некорректные выводы:

• все виды передачи ПД (в т. ч. их представление в ПФР, соцстрах, налоговую инспекцию) с 01.03.2021 обязательно должны сопровождаться получением от работника согласия на распространение его ПД;

• все данные о работнике, которые использует работодатель, должны быть включены в согласие, а работник сам отметит, к каким ПД он разрешает доступ, какие можно предоставлять, а какие — распространять.


Славинская мнение автора

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ТЕКСТА СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПД

Корректируем текст согласия


Согласие на обработку ПД работников необходимо получать, только если работодатель собирает, обрабатывает и хранит данные, которые не связаны с исполнением трудового договора (фотография, адрес личной электронной почты и т. п.) То есть такие ПД, которые Трудовой кодекс РФ требовать у работника не обязывает.

Вопрос в тему

Соответственно, если работодатель обрабатывает только обязательную информацию, установленную в ст. 65 ТК РФ и в разделах личной карточки формы № Т-2, согласие на обработку ПД работников может отсутствовать. Именно такие разъяснения ранее давал Роскомнадзор[3].

РАСПРОСТРАНЯЕТ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ПД СВОИХ РАБОТНИКОВ?

Извлечение из Федерального закона № 152-ФЗ

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)[4];

В настоящее время практически каждая компания каким-либо образом представлена в Интернете:

• у нее есть свой сайт или страничка в социальной сети;

• она включена в каталоги предприятий или организаций города;

В офисах на досках объявлений размещают поздравления с днем рождения, фотографии лучших работников или фотоотчеты о мероприятиях, графики дежурств или какие-либо списки. И конечно, почти в каждом офисе на кабинетах есть таблички с указанием должностей и фамилий начальников или специалистов.

Откройте страницу 3 нашего журнала. Справа указаны фамилия и инициалы шеф-редактора, его заместителя, научного редактора, должности и фамилии авторов статей. Любой человек может видеть эти ПД.


Если ПД работников может увидеть любой человек, который откроет журнал, зайдет в помещение организации или на ее сайт в Интернете, то распространение ПД имеет место.

Вопрос в тему 2

В соответствии с изменениями в законодательстве у каждого работника, чьи ПД находятся на всеобщем обозрении, следует взять согласие на распространение его персональных данных. Однако из этого правила есть исключение: получать согласие не требуется, если обязанность размещать ПД работников в сети Интернет предусмотрена законодательством РФ [5] .

[2] В извлечении выделено автором.

[4] Пункт 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ.

[5] Разъяснения от 14.12.2012, п. 15 ст. 10.1 Федерального закона № 152-ФЗ.

А. Н. Славинская,
специалист по кадрам

Общедоступные персональные данные

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Общедоступные данные по-новому

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

Сколько согласий запрашивать?

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Требования к согласию

Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

в течение трех рабочих дней с момента обращения;

или в срок, указанный в постановлении суда;

или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Оформление согласия

Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, разработаны Роскомнадзором, но не утверждены. Пока шаблон согласия не утвержден, приведем образец с учетом этих требований. Об изменениях будем держать вас в курсе.

Роскомнадзор отметил, что указание специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных допускается в случае предварительного получения оператором, осуществляющим обработку данных, согласия на их обработку в соответствии с требованиями ст. 9 – 11 Закона № 152-ФЗ.

Подчеркнем, что в согласии должен быть отражен конкретный срок его действия (определенный период времени или дата окончания срока действия). При этом не допускается ни указание об автоматической пролонгации срока действия согласия, ни определение срока его действия путем установления бессрочного статуса или указания на событие, наступление которого возможно в долгосрочной перспективе.

Так, обработка персональных данных без письменного согласия повлечет за собой уже двойные штрафы:

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые правила обработки и распространения общедоступных персональных данных. Рассказываем, что изменилось в работе с общедоступными личными сведениями граждан, и какие штрафы теперь грозят за нарушение правил сбора и распространения таких персональных данных.

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

shutterstock_1017337375.jpg

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Персональные данные − это прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу информация, с помощью которой он может быть идентифицирован. К персональным данным относятся ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата рождения, адрес (регион, город, улица, дом, квартира), образование, место работы, семейное и социальное положение, сведения о здоровье, уровень дохода и т.д., то есть, любые сведения, по которым можно идентифицировать человека. При этом, чтобы считать данные персональными, их необходимо использовать в совокупности, так как только лишь по фамилии или по данным об образовании идентифицировать личность невозможно.

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

shutterstock_1794229696.jpg

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.


Дмитрий Вильтовский

C 15 ноября 2021 г. наниматели должны будут придерживаться законодательно закрепленных правил обработки персональных данных работника. О том, как наладить процесс и какие сложности могут возникнуть у компаний, мы беседуем с управляющим партнером GRATA International Дмитрием ВИЛЬТОВСКИМ.

– Дмитрий, каким образом сегодня регулируется обращение с персональными данными работника?

Он внесет существенные коррективы в работу нанимателей Беларуси, т.к. потребует внедрения определенного документооборота, системы защиты данных. Наниматель обязан будет назначить лицо, ответственное за обработку персональных данных и осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных (в европейской практике – Data Protection Officer (DPO)).

Получение, хранение, использование персональных данных белорусского работника с нанимателем в Беларуси под регулирование европейского регламента GDPR не подпадает.

Напомним, что обработкой персональных данных признается любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление.

– Как наниматель сможет законно собирать, обрабатывать, распространять персональные данные работника?

– В соответствии с новым законом наниматель будет обладать правами и обязанностями оператора персональных данных. В частности, он будет обязан разъяснять работнику его права, связанные с персональными данными, получать согласие работника на их сбор, обработку, распространение, предоставление, разрабатывать и знакомить сотрудников с политикой в отношении обработки персональных данных.

Исходя из положений того же закона заключение трудового договора является основанием для получения персональных данных работников. Однако круг такой информации ограничен целями договора, т.е. наниматель может получить от работника только ту информацию, которая необходима ему для оформления трудовых отношений, надлежащего выполнения условий трудового договора обеими сторонами, а также для соблюдения требований трудового законодательства.

Без отдельно оформленного согласия работника запросить можно будет сведения, которые должны содержатся в документах, предъявляемых при заключении трудового договора, в его личном деле (ФИО, адрес и т.п.) и должны быть представлены в уполномоченные государственные органы (например, данные для форм отчетов в различные органы).

На иную личную информацию, в т.ч. не связанную с трудовой деятельностью, наниматель сможет получить согласие работника по общим правилам.

– В каком виде должно быть получено согласие работника?

– Обязательная форма согласия работника на сбор, обработку, распространение, предоставление данных не предусмотрена. Это может быть документ в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме, а также согласие, полученное другими способами, позволяющими установить факт его получения. Надлежащим будет считаться согласие, которое содержит следующие сведения: ФИО субъекта данных; дату его рождения; идентификационный номер, а в случае отсутствия такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных.

Вместе с тем до получения согласия наниматель в письменной или электронной форме (форма должна соответствовать форме выражения согласия) обязан предоставить работнику следующую информацию: наименование и место нахождения нанимателя; цель сбора, обработки персональных данных; перечень данных, на обработку которых дается согласие; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие; срок, на который дается согласие; порядок отзыва согласия.

Требования о согласии работника будут распространяться и на случаи передачи нанимателем персональных данных третьим лицам.

– Какие права есть у субъекта в отношении передаваемых им персональных данных, какие требования он может заявлять в этой связи нанимателю?

– В соответствии с принятым законом субъекты персональных данных имеют следующие права: на отзыв согласия; на получение информации, касающейся обработки персональных данных и изменения персональных данных; на получение информации о предоставлении персональных данных третьим лицам. Они вправе требовать прекращения обработки персональных данных и их удаления. Могут обжаловать действия (бездействие) и решения оператора, связанные с обработкой персональных данных.

– Какие обязанности в отношении персональных данных работника установлены для нанимателя?

– Отдельно нужно отметить, что процесс получения личной информации от работника должен быть понятным для работника. Получение согласия должно быть свободным, однозначным и информированным.

В процессе осуществления трудовых обязанностей наниматель может устанавливать контроль в течение рабочего времени за работником с использованием компьютерных программ и (или) камер видеонаблюдения и т.п. По сути такие действия также являются сбором персональных данных. Наниматель в таком случае должен получить письменное согласие работника на сбор персональных данных.

Получая информацию о работнике, наниматель обязуется принимать все необходимые меры по ее защите и соблюдать конфиденциальность.

Защита персональных данных включает целую группу мер. Это меры организационно-правового характера: издание документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных и ознакомление с ними сотрудников оператора, обучение сотрудников оператора, назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, введение режима и охраны помещений, эффективного делопроизводства по электронным документам.

Меры технического характера предполагают осуществление технической и криптографической защиты персональных данных и др.

Меры, решаемые путем программирования, – это регламентация права на доступ, ограждение от вирусов, стирание информации при несанкционированном доступе.

Есть еще меры аппаратной защиты: отключение компьютера при ошибочных действиях пользователя или попытке несанкционированного доступа.

– Какая ответственность пре­дусмотрена за несоблюдение обязанностей в отношении персональных данных?

– Наниматель несет ответственность за несоблюдение правил работы с персональными данными всеми его сотрудниками. В рамках организации следует разработать внутренние политики (положение о защите персональных данных), которые подробно будут фиксировать задачи, функции и ответственность сотрудников в области защиты предоставленных работниками персональных данных. Рекомендуем проводить регулярные проверки наличия традиционных и электронных документов, дел и баз данных у работников отдела и кадровых документов в подразделениях предприя­тия.

За нарушение законодательства о защите персональных данных преду­смотрена административная ответственность по ст. 23.7 КоАП.

С 1 марта 2021 г. ответственность распространяется и на физлиц, и на юридических лиц.

Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физлица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, влекут штраф до 50 БВ. Эти нарушения, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, предполагают штраф от 4 до 100 БВ. Умышленное незаконное распространение персональных данных физлиц наказывается штрафом до 200 БВ, а за несоблюдение мер по защите персональных данных физлиц юрлицо может получить штраф от 20 до 50 БВ.

В Законе о защите персональных данных, а также исходя из трактовки действующего гражданского законодательства предусматривается возможность материального возмещения морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда и убытков.

– Как в соответствии с новыми нормами построить процесс обработки и хранения персональных данных при получении резюме кандидата на работу по электронным каналам?

– Важно помнить о том, что необходимо получить согласие на обработку персональных данных. Удобнее всего разместить его на сайте компании. После ознакомления с перечнем обрабатываемой вами информации и целями обработки потенциальный работник может дать осознанное согласие. Далее потенциальный работник сможет загрузить резюме или заполнить форму прямо на вашем сайте. Помните, что вы обязаны в любой момент удалить всю информацию о субъекте и прекратить обработку его данных, как только он этого потребует. Также без согласия потенциального работника резюме, к примеру, не может быть передано из одной компании в другую с той же целью – найма на работу.

– Имеет ли право наниматель размещать фотографии работника на сайте или в социальных сетях? Должен ли он удалить фото после увольнения работника?

– Использование фотографий ра­ботника в интернете хоть и объясняется тем, что работник состоит с нанимателем в трудовых отношениях, однако, как правило, не влияет на надлежащее выполнение трудовых обязанностей. В таком случае действует общее правило получения персональных данных – согласие работника. Что касается удаления фото после увольнения: если согласие работника ограничено сроком трудового договора, то наниматель обязан удалить фотографию по истечении такого срока согласия. Работник может потребовать удаления фотографии и до истечения срока согласия, а наниматель, в свою очередь, не вправе отказать ему.

Читайте также: