Как уточнить кбк в пфр

Обновлено: 02.07.2024

Компания заплатила страховые взносы на обязательное медицинское страхование и указала в платежке неверный КБК. Платежи поступили на единый счет Пенсионного фонда и были зачислены на страховую часть пенсии. Компания обратилась в Фонд с заявлением об уточнении платежей с указанием верного КБК и с приложением копий платежных поручений. Но Фонд отказал ей, указав, что следует зачесть излишне уплаченные взносы.

Суд выиграла Компания. Арбитры выяснили: в спорных платежных поручениях в качестве получателя указано отделение Фонда по субъекту РФ и указан разряд КБК, обозначающий администратора поступлений – Пенсионный фонд. По этому КБК страховые взносы зачисляются на страховую часть пенсии.

Однако взносы на страховую часть пенсии и взносы в ФФОМС перечисляются на один счет территориального органа Федерального казначейства. То есть спорные платежи поступили на единый счет Фонда в Федеральном казначействе. А Фонд вправе самостоятельно перераспределить поступившие суммы между бюджетами внебюджетных фондов и уполномочен принять решение об уточнении платежа Компании. Значит, у Фонда не было правовых оснований для отказа в уточнении платежа.


Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края (ИНН 2301043523, ОГРН 1022300510022) - Огоньяна Р.А. (доверенность от 11.01.2016 N 03-193), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 муниципального образования город-курорт Анапа" (ИНН 2301036639, ОГРН 1022300520043), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапа Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 (судья Шкира Д.М.), дополнительное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2015 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-28891/2015, установил следующее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 муниципального образования город-курорт Анапа" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анапе Краснодарского края (далее - Пенсионный фонд, управление) о признании незаконным отказа от 30.07.2015 N 12-18905033 024 в уточнении платежей.

Решением суда от 11.11.2015 и дополнительным решением суда от 07.12.2015, оставленными без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2016, заявленные требования удовлетворены. На Пенсионный фонд возложена обязанность по принятию заявления об уточнении платежей страховых взносов. С управления в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 тысяч рублей.

В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, учреждением за январь - июль 2015 года уплачивались страховые взносы по платежным поручениям с указанием в качестве назначения платежа "страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда на обязательное медицинское страхование".

Вместе с тем в указанных платежных поручениях указан неверный КБК: 39310202010061000160 - страховые взносы в пенсионный фонд на страховую часть.

Указанные платежи поступили на единый счет Пенсионного фонда и зачислены на страховую часть страховых взносов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в Пенсионный фонд с заявлениями 29.07.2015 об уточнении платежей с указанием верного КБК - 39210202101081011160 и с приложением копий платежных поручений, подтверждающих их уплату.

Пенсионный фонд письмом от 30.07.2015 N 12-18905 отказал учреждению в уточнении платежей, указав, что платежи зачислены на страховую часть пенсионных взносов. Следовательно, в данном случае необходимо произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов.

Учреждение, не согласившись с указанным отказом управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В силу пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно части 8 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, в том числе, принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Как следует из материалов дела в спорных платежных поручениях в качестве получателя учреждением указано Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю), и указан разряд КБК, обозначающий администратора поступлений (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 392.

Суды указали, что по КБК, указанному в данных платежных поручениях, происходит зачисление страховых взносов на страховую часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на один счет территориального органа Федерального казначейства 40101810100003000001.

Следовательно, несмотря на неверное указание учреждением КБК, спорные платежи поступили на единый счет Пенсионного фонда в Федеральном казначействе, который обладает полномочиями по самостоятельному перераспределению поступивших сумм между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов и уполномочен принять решение об уточнении платежа, перечисленного обществом.

Таким образом, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для отказа обществу в уточнении платежа.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015, дополнительное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А32-28891/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Код бюджетной классификации — это комбинация цифр, характеризующая денежную операцию. Это удобный способ группировать поступления в бюджет от организаций и ИП. КБК с января 2021 года определяются приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н (ред. от 12.10.2020). КБК по взносам на обязательное социальное страхование указаны в приложении № 1.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

Мы расскажем, как выбрать код для перечисления страховых взносов.

Пенсионные взносы при обычных условиях труда

Для страховых взносов по обычному и пониженному тарифам пенсионных взносов принят общий код. КБК для платежей за сотрудников для индивидуального предпринимателя или для юридического лица одинаковый. Указываем следующие коды, заполняя платежное поручение, для зачисления пенсионных страховых взносов за периоды с 2017 года:


  • 182-1-02-02010-06-1010-160 — взносы;
  • 182-1-02-02010-06-2110-160 — пени;
  • 182-1-02-02010-06-2210-160 — проценты по платежу;
  • 182-1-02-02010-06-3010-160 — штрафы.

Пенсионные взносы при вредных, тяжелых и опасных условиях труда

КБК для платежей установлен для всего списка в целом.

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 ( п. 1 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2110 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3010 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2 (п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2110 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3010 160

182 1 02 02132 06 3000 160


Взносы в Фонд медицинского страхования и ФСС за сотрудников

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

КБК 2020 и 2021 для зачисления средств в ФФОМС и ФСС с зарплат работников не изменились, также прежними остались коды для взносов по материнству, поэтому используем те же коды, что и ранее. Напомним их.

Взносы по временной нетрудоспособности и материнству
Взносы 182 1 02 02090 07 1010 160
Пени 182 1 02 02090 07 2110 160
Штрафы 182 1 02 02090 07 3010 160
Взносы в ФСС на травматизм и профзаболевания
Взносы 393 1 02 02050 07 1000 160
Пени 393 1 02 02050 07 2100 160
Штрафы 393 1 02 02050 07 3000 160
Взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование
Взносы 182 1 02 02101 08 1013 160
Пени 182 1 02 02101 08 2013 160
Штрафы 182 1 02 02101 08 3013 160

Взносы ИП за себя

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

Если вы не привлекаете наемный труд, то оплачиваете страховые взносы только за себя. Теперь предприниматели платят все пенсионные взносы на один КБК. Коды для зачисления средств в ФФОМС и ФСС не изменили, поэтому используем те же коды, что и ранее.

Обратите внимание, ИП оплачивает страховые взносы, даже если предпринимательская деятельность не велась.

Пенсионное страхование
Взносы 182 1 02 02140 06 1110 160
Пени 182 1 02 02140 06 2110 160
Штрафы 182 1 02 02140 06 3010 160
Медицинское страхование
Взносы 182 1 02 02103 08 1013 160
Пени 182 1 02 02103 08 2013 160
Штрафы 182 1 02 02103 08 3013 160

Для перечисления взносов в размере 1% от выручки, превышающей 300 000 рублей в год, используйте тот же код, что и для фиксированной части — 182 1 02 02140 06 1110 160.

ИП могут уплачивать взносы на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства по КБК — 393-1-17-06020-07-6000-180. Пеней и штрафов по ним нет.

Автор статьи: Юлия Хайрулина

Перечисляйте взносы в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитает взносы и НДФЛ, исходя из зарплаты, и сформирует платежки, напомнит о сроках уплаты. Сдавайте отчеты по сотрудникам, ведите бухучет, отправляйте отчетность из сервиса. Пользуйтесь поддержкой наших экспертов, избавьтесь от авралов и рутины и работайте в сервисе бесплатно 14 дней.

Код бюджетной классификации — это комбинация цифр, характеризующая денежную операцию. Это удобный способ группировать поступления в бюджет от организаций и ИП.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Компании и ИП с работниками ежемесячно перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС. А те работодатели, которые своевременно этого не сделали, еще и платят пени. При этом в платежном поручении указывают КБК 182 102 02101 08 2013 160. Так налоговая понимает, что платеж идет в счет погашения пени по страховым взносам на ОМС.

С 1 января 2017 года на налоговую службу возложили полномочия администратора не только налоговых платежей, но и страховых взносов, в том числе на пенсионное страхование. В результате платежи в ПФР разбились на две группы: возникшие до 1 января 2017 года и возникшие после 1 января 2017 года. КБК у этих платежей разные и их легко перепутать.

В 2017 году ФНС стала администратором не только налоговых платежей, но и страховых взносов. Поэтому с 1 января 2017 года стали действовать измененные КБК. А взносы по временной нетрудоспособности и материнству разбили на две категории: возникшие 2017 года и возникшие с 1 января 2017 года. Каждой категории присвоили свой КБК.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02010 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02010 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02010 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02010 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 федерального закона от 28.12.13 n 400-фз (список 1)

По тарифу, не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02131 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

По тарифу, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02131 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

Пени, штрафы и проценты по страховым взносам по доптарифу (список 1), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02131 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02131 06 3010 160 Штрафы по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 федерального закона от 28.12.13 № 400-фз (список 2)

По тарифу, не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02132 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

По тарифу, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)

182 1 02 02132 06 1020 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)

Пени, штрафы и проценты по страховым взносам по доптарифу (список 2), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02132 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02132 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02132 06 3010 160 Штрафы по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (для ИП)

ИП в 2021 году платит страховые взносы не только за сотрудников, но и за себя. Подробнее о суммах и сроках — в статье.

Взносы за расчетные периоды (в т.ч. исчисленные с суммы превышения величины дохода), начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02140 06 1110 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02140 06 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02140 06 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02140 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Взносы по дополнительному социальному обеспечению членов летных экипажей и работников угольной промышленности

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на выплату доплат к пенсии

182 1 02 02080 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02080 06 2100 160 Пени по платежу

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату доплаты к пенсии

182 1 02 02120 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02120 06 2100 160 Пени по платежу
182 1 02 02120 06 2200 160 Проценты по платежу
182 1 02 02120 06 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02101 08 1013 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу)
182 1 02 02101 08 2013 160 Пени по взносам
182 1 02 02101 08 2213 160 Проценты по страховым взносам
182 1 02 02101 08 3013 160 Суммы денежных взысканий (штрафов)

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (для ИП)

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02103 08 1013 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу)
182 1 02 02103 08 2013 160 Пени по страховым взносам
182 1 02 02103 08 2213 160 Проценты по страховым взносам
182 1 02 02103 08 3013 160 Суммы денежных взысканий (штрафов)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

182 1 02 02090 07 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
182 1 02 02090 07 2110 160 Пени по платежу
182 1 02 02090 07 2210 160 Проценты по платежу
182 1 02 02090 07 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

393 1 02 02050 07 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
393 1 02 02050 07 2100 160 Пени по соответствующему платежу
393 1 02 02050 07 2200 160 Проценты по соответствующему платежу
393 1 02 02050 07 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

Страховые взносы, уплачиваемые лицами добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

393 1 17 06020 07 6000 180 Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Ошибка КБК в платежном поручении на уплату налога, сбора или госпошлины может иметь крайне негативные последствия и для юридического лица, и для индивидуального предпринимателя, и для обычного физического лица. В статье ниже мы расскажем, что делать, если вы ошиблись в указании КБК при уплате налога, сбора или госпошлины.

Что такое КБК и для чего он нужен

КБК — это код бюджетной классификации. Иначе говоря, это специальный ряд из 20 чисел, по которому можно установить, что это за платеж, кто получатель и отправитель платежа, вид дохода, принадлежность платежа и т. д. Впервые такой код был установлен в 1999 году. С того времени коды менялись очень много раз. Запоминать КБК не имеет смысла. Для плательщиков предусмотрены специальные справочники КБК, которые ежегодно изменяются Минфином в зависимости от изменения законодательства. Коды разработаны на основании Бюджетного кодекса РФ. Полный актуальный список всех КБК можно найти в приказе Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н. Также справочник КБК размещен на официальном портале ФНС. КБК нужен в финансовой системе государства для того, чтобы каждый полученный рубль налога, сбора, пошлины, штрафа, пени был учтен и проанализирован в финансовом потоке.

Чем опасна ошибка в КБК

Неуплаченные налоги, сборы и взносы могут быть также взысканы в судебном порядке. Однако, если в платежном поручении правильно указаны номер счета (расчетного и корсчета) и реквизиты банка получателя, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии достаточности средств на расчетном счете хозсубъекта. С этим мнением согласна и налоговая служба, выпустив соответствующее письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@. Также аналогичное письмо есть у Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.

О штрафе за неуплату вовремя НДФЛ мы писали в статье.

Что делать, если КБК указан неправильно

В законодательстве прямо не прописано, что делать хозсубъекту, если он ошибся в указании КБК налогового платежа. Однако организациям и физическим лицам можно руководствоваться абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, который устанавливает порядок действий в случае обнаружения ошибки в платежном поручении, которая не привела к уплате налога. Итак, если вы неправильно указали КБК при перечислении налогового платежа, то необходимо как можно быстрее написать заявление в ИФНС по месту постановки на учет на уточнение платежа. Ведь из-за некорректного КБК ваша оплата не поступит по назначению и платеж будет неправильно отражен в личной карточке. Значит, у вас образуется недоимка и будут начисляться пени.

Если же хозсубъект допустил ошибку в КБК госпошлины, то заявление также пишется в ИФНС, но к такому документу дополнительно надо приложить подтверждение из Федерального казначейства о поступлении денег в бюджет. Заявления об уточнении платежа всегда подаются в налоговую, если необходимо уточнить КБК налога, сбора и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему РФ. При этом значения не имеет, был ли в результате ошибки налог или сбор зачислен в тот же бюджет или нет. Официальной формы данного заявления нет, поэтому составить его можно произвольно. В заявлении необходимо указать:

  • наименование организации, ИП или Ф. И. О. налогоплательщика — физического лица;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП; и фактический адрес;
  • контактный телефон для связи.

В нашей статье вы можете скачать образец заявления на уточнение налогового платежа.

Если в платежном поручении вы забыли указать КБК, то в таком случае подается заявление на поиск и возврат ошибочно перечисленных средств.

Несмотря на то что получателем средств является Федеральное казначейство, напрямую с плательщиками оно не работает, поэтому заявления об уточнении или возврате платежей подаются администратору УФК, указанному в платежке как получатель.

Решение об уточнении платежа

В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция рассмотрит ваше заявление. До принятия решения пени начисляются, и пока решение не принято, налоговый орган может потребовать их уплаты. Также ИФНС может провести сверку расчетов с плательщиком либо запросить у банка платежное поручение на перечисление налога.

Об акте сверки мы писали в статье.

Отказ налоговой инспекции

Нередки ситуации, когда налоговый орган может отказать в уточнении платежа и пересчете пеней. Тогда плательщик может обратиться в суд за защитой своих интересов. Суды очень часто встают на сторону налогоплательщиков и заставляют ФНС уточнить платеж и пересчитать пени по нему.

Аналогичное решение судами принимается и тогда, когда ошибка допускается при указании КБК при уплате пени. Таким образом, судами не ставится в зависимость уплата налога (сбора) от правильного указания КБК. Потому что этот код необходим, в первую очередь, для корректного распределения денежных средств между бюджетами.

Чтобы минимизировать негативные последствия со стороны налоговых органов, надо очень внимательно заполнять поле КБК в платежном поручении. Также необходимо регулярно запрашивать в налоговой справки об отсутствии задолженности или сверять расчеты с бюджетом. Данные мероприятия позволят своевременно отследить, правильно ли был уплачен налог и корректно ли он отражен в лицевой карточке налоговой инспекции, не дожидаясь требования об уплате налога (сбора). Если же была обнаружена ошибка в заполнении платежного поручения в ФНС, то необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.


В хозяйственной деятельности учреждения случаются ситуации, когда кассовая выплата проведена по некорректным кодам бюджетной классификации. Независимо от причины выбора неправильного кода бюджетной классификации, он должен быть уточнен, а в учете должны найти свое отражение соответствующие исправления.

В статье мы рассмотрим, как провести в учете и отразить в программе уточняющие операции по кассовым выплатам.

Как отразить корректировку кассовых выплат в учете

Порядок казначейского обслуживания бюджетов, поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н (далее – Порядок № 21н).

Для уточнения операций по казначейским счетам и кодов бюджетной классификации РФ, а также кодов субсидии, по которым операции были отражены на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, в территориальный орган Федерального казначейства представляются:

  • Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме согласно приложению № 24 к Порядку № 21н (код формы по КФД 0531809);
  • или Уведомление об уточнении операций клиента по форме согласно приложению № 25 к Порядку № 21н (код формы по КФД 0531852).

Уточнению подлежат только операции текущего года (п.п. 40, 66 Порядка № 21н).
Пунктом 40 Порядка № 21н предусмотрены следующие случаи уточнения операций по казначейским платежам:

  • При изменении на основании нормативных правовых актов Минфина России, финансовых органов субъектов (муниципальных образований) РФ или органов управления государственными внебюджетными фондами принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;
  • При ошибочном указании кода бюджетной классификации РФ.

Напомним, что ошибкой считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или не использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее – Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Ошибки исправляются в учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Как правило, применение некорректного кода бюджетной классификации при осуществлении платежа связано с ошибкой. Следовательно, кассовые выплаты могут уточняться в учете путем корректировки первоначальных операций способом "Красное сторно" и оформлением верных проводок дополнительной бухгалтерской записью. Аналогичным образом могут корректироваться выплаты, связанные с изменением механизма применения кодов бюджетной классификации.

Вместе с тем, инструкции по ведению учета не содержат порядок уточнения кассовых выплат. Поэтому, операции по уточнению платежа следует согласовать с учредителем (ГРБС).

Отметим, что в казначейской выписке уточняющие операции отражаются путем выбытия/зачисления средств на счете 0 307 12 000 "Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание" (п. 19 инструкции по применению плана счетов казначейского учета, утв. приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н). Однако это не говорит о том, что в бюджетном (бухгалтерском) учете уточняющие операции должны отражаться как кассовое поступление/выбытие.

Дело в том, что в законодательстве нет требования о соответствии казначейского и бюджетного (бухгалтерского) учета. Кроме того, если отражать уточняющие операции путем кассового поступления/выбытия возникают дополнительные обороты в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.ф. 0503169, 0503769), а также в разделе 3 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которых в действительности нет. Поэтому, на наш взгляд, такой вариант отражения уточняющих операций представляется менее предпочтительным.

Как отразить корректировку кассовых выплат в программе

В программе 1С:БГУ 8 ред. 2.0 есть возможность сформировать печатную форму Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и Уведомления об уточнении операций клиента (ф. 0531852) ( Денежные средства – Расчетно-платежные документы – Прочие документы ).


Однако данные документы не формируют проводок.

Для отражения уточняющих операций в программе 1С:БГУ 8 ред. 2.0 может использоваться документ Сторно . Его можно ввести на основании ранее сформированного платежного документа (Заявки на кассовый расход, Платежного поручения) либо в разделе Учет и отчетность – Сторно .

Пример. Бюджетное учреждение заключило договор на капитальный ремонт здания, не изменяющий его стоимость. Условиями договора предусмотрен аванс в размере 325 800 руб. Учреждение ошибочно перечислило аванс за капитальный ремонт по КВР 244. В казначейство представлено Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852). В результате уточнения платеж проведен по КВР 243. В учете отражены уточняющие операции.

В документе Сторно на закладке Сторнируемые проводки отражаются сторнируемые операции (в данном случае – сторно КВР 244).


На закладке Исправительные проводки отражаются верные корреспонденции (в данном случае – дополнительные бухгалтерские записи по КВР 243).

Читайте также: