Какие должности относятся к плавсоставу

Обновлено: 25.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2007 года гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда по надзорной жалобе П. на постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года, которым отменены решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

П. предъявил в суд данный иск, ссылаясь на то, что 11 августа 2005 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако решением пенсионного органа от 12 сентября 2005 года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период его работы в плавсоставе кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие особые условия труда.

Ответчик иск не признал.

Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года исковые требования П. удовлетворены частично. За П. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12 августа 2005 года и на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области возложена обязанность назначить П. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 августа 2005 года; в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года указанные судебные постановления отменены в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В надзорной жалобе П. просит отменить постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года и оставить в силе решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 28 июня 2007 года передано для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела существенное нарушение норм материального права допущено судом надзорной инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части и отказывая в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, президиум Калининградского областного суда исходил из того, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с особыми климатическими условиями труда, длительным отрывом от берега, в тяжелых погодно-климатических условиях.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда надзорной инстанции незаконным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.

Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что П. с 10 ноября 1994 года работает вторым электромехаником кабельного судна "Донец". Должность второго электромеханика входит в штат данного судна, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что занимаемая П. должность относится к плавсоставу кабельного судна "Донец".

Также судом первой инстанции установлено, что кабельное судно "Донец" по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, не изменялся. В указанный период судно "Донец" непрерывно находилось в кампании (постоянной эксплуатационной готовности N 1), а П. в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы П. вторым электромехаником кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года.

С учетом изложенного Судебная коллегия признает постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения суда первой инстанции и определения суда второй инстанции и принятия нового решения незаконным, а решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. правильными и подлежащими оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отменить. Оставить в силе решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Военно-морской флот (ВМФ) — один из трёх основных видов Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ ). Главным предназначением ВМФ России является обеспечение безопасности страны на морских и океанских театрах военных действий. Российский военный флот контролирует безопасность океанских и морских коммуникаций, обеспечивает оборону побережья страны, а также призван содействовать сухопутным войскам в проведении ими боевых операций. ВМФ России обладает собственным ядерным вооружением как стратегического, так и оперативно-тактического назначения. Кроме того, силы военно-морского флота в мирное время направлены на поиск и спасение людей, потерпевших кораблекрушения.

Контрактная служба в морфлоте

Служба по контракту на флоте традиционно считается многими молодыми людьми престижной и привлекательной. Российский военный флот активно совершенствуется, в строй вступают новые корабли, подводные лодки, береговые ракетные комплексы, оснащённые всё более современным и сложным оборудованием. Это означает, что на флоте всё более востребованы профессиональные военнослужащие.

В российском ВМФ широко практикуется переход со срочной службы на контрактную в качестве уже хорошо подготовленных специалистов. Так, на службу в Северный флот, где сосредоточены наиболее мощные военно-морские силы России , в настоящее время моряков-срочников вообще не призывают. Служба по контракту — сейчас единственная возможность молодым людям попасть в морскую пехоту.

Кандидатам на поступление в ряды ВМФ во все времена предъявляли достаточно строгие требования. В целом потенциальный контрактник должен обладать крепким здоровьем и хорошей психологической подготовкой. На сегодняшний день основные медицинские требования сводятся к следующему:

  • Рост — не более 182 см (для плавсостава);
  • Категории военной годности — как правило, А1, А2 и А3 (в редких случаях — Б2);
  • Вторая группа психологической устойчивости, подтверждённая соответствующим тестированием.

На службу по контракту в ВМФ принимаются только граждане Российской Федерации в возрасте до 40 лет. Непременным условием приёма на контрактную службу является уже имеющийся опыт военной службы в ВС РФ (в том числе срочной) в течение не менее одного года.

Контрактники на флоте

Порядок устройства на контрактную службу в ВМФ

Чтобы попасть на службу в конкретное подразделение ВМФ, претенденту следует обратиться в местный пункт отбора на военную службу по контракту, сообщив данные о себе, а также о желаемом месте службы и должности. Зачастую будет полезно предварительно связаться с соответствующей флотской кадровой службой и получить от неё приглашение. После чего потребуется:

  • Явиться в военкомат по месту прописки и написать заявление о желании проходить службу в ВС РФ на контрактной основе;
  • Пройти медицинское освидетельствование;
  • Пройти психологический профессиональный отбор;
  • Предоставить все затребованные военкоматом документы и подписать контракт.

Медкомиссия при отборе военнослужащих-контрактников обязательно запросит сведения об отсутствии у кандидата психологических расстройств, вредных зависимостей (наркомании, токсикомании, алкоголизма), опасных заболеваний. Потребуются анализы крови, мочи, флюорограмма и электрокардиограмма. Женщинам нужно будет пройти тест на беременность.

Годность к военной службе на контрактной основе подтверждается экзаменом по физподготовке с учётом возрастных нормативов, которые различаются не особо значительно:

Физические упражненияМинимальные требования для категорий военнослужащих
мужчиныженщины
До 30 летСтарше 30 летДо 25 летСтарше 25 лет
Сила
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа35 раз30 раз12 раз10 раз
Толчок двух гирь весом 24 кг11-15 раз9-13 раз
Наклоны туловища вперед25 раз20 раз
Подтягивание на перекладине10 раз8 раз
Быстрота
Бег на 60 м9,8 с10,0 с12,9 с13,9 с
Бег на 100 м15,0 с15,8 с19,5 с20,5 с
Челночный бег на 10х10 м28,5 с29,5 с38,00 с39,0 с
Выносливость
Бег на 3 км14 мин15 мин 15 с
Бег на 1 км4 мин 20 с4 мин 45 с5 мин 20 с5 мин 45 с
Плавание 500 м13 мин13 мин 30 с11 мин11 мин 30 с
Лыжная гонка на 5 км28 мин29 мин

С гражданами, впервые поступающими на контрактную военную службу в категории рядового и младшего командного состава, заключается первичный контракт на срок от двух до трёх лет, с офицерами и мичманами — на 5 лет. При повторном заключении контракта допускается выбирать любой срок, но не менее одного года.

Служба в ВМФ России: где лучше

В организационном плане ВМФ России включает в себя отдельные флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский), а также Каспийскую военную флотилию. Каждое из этих соединений обладает всем комплексом сил и средств ведения боевых действий на море и побережье, при этом самостоятельно контролируя воздушное пространство театра военных действий. Таким образом, перечень требуемых военных специальностей в любом из флотских соединений примерно одинаков. Различия проявляются в масштабах их востребованности по отдельным направлениям.

Военнослужащие-контрактники вправе самостоятельно выбирать, на каком именно флоте им предстоит служить. Условия службы заметно разнятся в зависимости от мест дислокаций подразделений российского военного флота. Так, если контрактнику важны более комфортные природно-климатические условия, ему лучше всего будет выбрать местом службы Черноморский флот или Каспийскую флотилию. Служба на Северном и Тихоокеанском флотах, напротив, связана с пребыванием в суровых, зачастую экстремальных климатических условиях, но это компенсируется морякам выплатой заметно более высокой зарплаты и дополнительными льготами.

Балтийский флот

Служба на Краснознамённом Балтийском флоте (КБФ) не считается особо суровой в плане климатических условий, а в социально-бытовом плане оценивается как наиболее благополучная в сравнении с другими флотами. Развитая инфраструктура мест постоянного базирования весьма привлекательна для семейных военнослужащих.

Контрактники Балтийского флота могут рассчитывать на прохождение службы в трёх регионах: Санкт-Петербург , Ленинградская и Калининградская области . При этом большинство мест службы привязаны лишь к двум городам: Кронштадт и Балтийск . Вакансии для контрактной службы в КБФ в основном распространяются на должности плавсостава надводных кораблей, а также в состав 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты, дислоцированной в Балтийске .

Северный флот

Из других важнейших военно-морских баз Северного флота, предлагаемых в качестве места службы по контракту, следует отметить города Полярный (крупнейший пункт базирования надводных кораблей), Видяево и Гаджиево (основное место службы подводников атомных субмарин). Основные силы береговых войск и морской пехоты дислоцированы на самом севере Кольского полуострова, на территории посёлков в составе городского поселения Печенга.

Следует иметь в виду, что все перечисленные города имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Иными словами, въезд в такой город для лиц, не проживающих в нём постоянно, разрешается только по пропускам. Будущим контрактникам, предпочитающим непосредственно обратиться в пункт набора на службу в КСФ, доступен Северодвинск , где служба военных моряков связана прежде всего со строящимися и ремонтируемыми кораблями.

Контрактники Северного флота

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот (ТОФ) считается наиболее удалённым местом службы применительно к большинству регионов России , но к жителям Дальнего Востока и даже Сибири это не относится. Главная база ТОФ находится во Владивостоке , там же базируется бригада больших противолодочных кораблей (БПК) и дислоцирована 155-я отдельная бригада морской пехоты.

Черноморский флот

Для Черноморского флота России (ЧФ) его главной базой является город Севастополь . Местами прохождения контрактной службы в рядах ЧФ также являются города Новороссийск , Судак, Феодосия и Ялта . Кроме того, именно в подчинении Черноморского флота находится место постоянной дислокации ВМФ России в Средиземном море —военно-морская база Тартус на территории Сирии .

Для военнослужащих-контрактников ЧФ наиболее распространённые вакансии имеются как в плавсостав (надводные корабли и подводные лодки), так и в береговые подразделения ВМФ (части морской пехоты и артиллерийская бригада).

Каспийская флотилия

Для тех, кто решил служить по контракту на Каспийской флотилии, придется выбирать место службы из трёх городов: Астрахань (где расположена главная база), а также Махачкала и Каспийск ( Республика Дагестан ). Вакансии для моряков-контрактников Каспийской флотилии в основном представлены воинскими должностями плавсостава надводных кораблей, рядового и сержантского состава частей морской пехоты.

Особенности службы во флоте

В зависимости от решаемых задач в составе флота задействованы различные рода войск, а основные типы сил ВМФ России сгруппированы в следующие войсковые объединения:

  • Надводные силы;
  • Подводные силы;
  • Морская авиация;
  • Береговые войска (ракетно-артиллерийские подразделения, морская пехота).

Служба военных моряков сегодня требует квалифицированного освоения ими самых разнообразных воинских специальностей, причём как большинства из общеармейских, так и весьма специфических флотских. Кроме того, существенной особенностью действий множества военнослужащих ВМФ является их автономность: дальние походы, патрулирование морских рубежей, служба на удалённых базах. В целом условия длительного пребывания на корабле или подлодке гораздо более суровы, чем на суше.

Служба на корабле

Надводные силы традиционно считаются важнейшей частью ВМФ России. Боевые корабли в их составе делятся на следующие основные классы:

  • Авианесущие и ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер);
  • Противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль);
  • Десантные корабли;
  • Артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.);
  • Противоминные корабли (морской тральщик и т.п.).

В соответствии с их назначением надводные корабли вооружены современными боевыми комплексами и оборудованием. Наличие кораблей-носителей самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов значительно расширяет их способности по эффективному обнаружению и поражению военно-морских сил противника. Служба по контракту на надводном корабле очень часто привлекает возможностью длительных зарубежных походов.

Контрактник на подводной лодке

Служба на подводной лодке

Подводные силы ВМФ РФ — его главная ударная сила, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развёртываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по типу энергетической установки — на атомные и дизель-электрические.

Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами, постоянно находятся в различных районах Мирового океана. Служба на них сопряжена с постоянной готовностью к немедленному применению мощнейшего стратегического оружия современности. Подводные атомные ракетно-торпедные субмарины нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника, нарушения его подводных и надводных коммуникаций, а также защиту и эскортирование собственных кораблей. Дизельные подлодки способны эффективно решать разноплановые задачи в ограниченных районах моря.

Служба в морской пехоте

Морская пехота предназначена для ведения боевых действий в составе морских десантов, в разведывательно-диверсионных операциях, а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов, других особо важных стратегических объектов). Для поддержания боевого духа и отработки навыков ведения борьбы в условиях реальных боевых столкновений, подразделения морской пехоты задействовались для участия во внутренних конфликтах (Первая и Вторая Чеченские войны), а в настоящее время они периодически направляются в Сирию .

Требования к контрактникам-кандидатам в морскую пехоту предельно высоки. Учитывая специфику рода войск, морпех обязательно должен хорошо уметь плавать, при этом одновременно в полной мере обладать качествами и умениями воздушного десантника, поскольку высадка на территорию противника может осуществляться не только с десантных плавсредств, но и с воздуха, в том числе на парашютах.

Контрактники в морской пехоте

Сколько платят контрактнику в ВМФ

Зарплата (денежное довольствие) военнослужащего-контрактника ВМФ исходит из должностного оклада, который по состоянию на 2020 год составляет 10-18 тысяч рублей. Оклады плавсостава, как правило, выше, чем в береговых войсках ВМФ. К этой сумме прибавляется оклад по воинскому званию: от 5 тысяч рублей у матроса до 7,5 тысяч рублей у главного корабельного старшины.

  • Ведомственное жильё для солдат-контрактников и их семей либо выплаты на его аренду (поднаём) на уровне офицерского состава;
  • Вещевое снабжение;
  • Продовольственное обеспечение;
  • Бесплатные медицинские услуги;
  • Бесплатный проезд в отпуск и обратно для удалённых мест службы;
  • Право на пенсию с 45 лет.

Серьёзным бонусом контрактной службы является возможность после увольнения приобрести в собственность квартиру по избранному месту жительства. Есть ещё выплаты подъёмных при переезде и суточные на самого военнослужащего и на членов семьи за каждый день пути к новому месту службы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2007 года гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда по надзорной жалобе П. на постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года, которым отменены решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

П. предъявил в суд данный иск, ссылаясь на то, что 11 августа 2005 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако решением пенсионного органа от 12 сентября 2005 года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период его работы в плавсоставе кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие особые условия труда.

Ответчик иск не признал.

Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года исковые требования П. удовлетворены частично. За П. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12 августа 2005 года и на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области возложена обязанность назначить П. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 августа 2005 года; в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года указанные судебные постановления отменены в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В надзорной жалобе П. просит отменить постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года и оставить в силе решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 28 июня 2007 года передано для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела существенное нарушение норм материального права допущено судом надзорной инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части и отказывая в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, президиум Калининградского областного суда исходил из того, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с особыми климатическими условиями труда, длительным отрывом от берега, в тяжелых погодно-климатических условиях.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда надзорной инстанции незаконным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.

Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что П. с 10 ноября 1994 года работает вторым электромехаником кабельного судна "Донец". Должность второго электромеханика входит в штат данного судна, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что занимаемая П. должность относится к плавсоставу кабельного судна "Донец".

Также судом первой инстанции установлено, что кабельное судно "Донец" по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, не изменялся. В указанный период судно "Донец" непрерывно находилось в кампании (постоянной эксплуатационной готовности N 1), а П. в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы П. вторым электромехаником кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года.

С учетом изложенного Судебная коллегия признает постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения суда первой инстанции и определения суда второй инстанции и принятия нового решения незаконным, а решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. правильными и подлежащими оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отменить. Оставить в силе решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Льготная пенсия морякам плавсостава". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.


Досрочное назначение пенсии плавсоставу

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 января 2012 03:44

Работа моряка во все времена считалась одной из самых сложных и тяжелых. Это риск, это труд в любых погодно- климатических условиях, в длительном отрыве от земли, с ограниченными возможностями для отдыха. Поэтому наше правительство предоставляет пенсионные льготы людям, занятым в этой профессии.

Работники, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц(судовая роль), находящихся на борту судна, не являются плавающим составом судна и поэтому правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.


По различным причинам суда могут длительное время находится в отстое, на консервации( для чего издается приказ судовладельца) или длительное время стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, следовательно, такие периоды в специальный стаж не засчитываются, но должны быть отражены в справке, подтверждающей льготный стаж, которую в обязательном порядке необходимо предоставить при назначении пенсии.

О досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

28 декабря 2016 15:05

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области выплачивает пенсии 2 663 гражданам, входящим в категорию плавсостава, из них 1 344 — в г. Москве и 1 319 — в Московской области.

Право на досрочную пенсию независимо от возраста предоставляется мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Если в определённый период времени судно по различным причинам не выполняет работы (отстой, консервация, простой у причальной стенки в ожидании выхода в плавание и пр.), соответствующие его предназначению, то в любом случае такой период не засчитывается в специальный стаж и должен быть отражён в справке, подтверждающей льготный стаж. При обращении за назначением пенсии справку в обязательном порядке необходимо предоставить в Пенсионный фонд.

Период работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила полный год. Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работы включаются периоды по фактической продолжительности, т.е. в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В некоторых случаях при выполнении ряда условий работники плавсостава могут иметь право на двойное снижение пенсионного возраста. Например, если у работника есть стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, или в местностях, приравненных к ним, 20 лет и выработан необходимый стаж в плавсоставе, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается ещё на 5 лет.

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области проводит заблаговременную работу с застрахованными лицами, выходящими на пенсию ближайшие 12 месяцев, в том числе и с гражданами, пенсия которым назначается досрочно. Заблаговременное предоставление документов дает возможность специалистам ПФР сформировать пенсионное (выплатное) дело, при необходимости запросить в архивах организаций необходимые справки (в случае их отсутствия) и назначить пенсию своевременно и в полном объеме.

Льготная пенсия морякам плавсостава

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 июля 2018 09:24

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам — в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов, которая в 2018 году составляет 13,8.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

Льготная пенсия Моряка.

Доброго времени суток!

Подав все полагающиеся документы в ПФРф г. Архангельска, для оценки назначения пенсионных прав выхода на пенсию.

Получил ответ с ПФРф что могу выйти на пенсию в 55-лет.

Стаж работы на 31.12.2004 состояние в г. Архангельске и Арх-ой обл.

Страховой стаж 26-лет 11-месяцев 20-дней.

Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 10-лет 05-месяцев 12-дней.

Льготный стаж моряка 14-лет 06-месяцев 20-дней.

Могу ли я претендовать на более ранний выход на пенсию по статусу моряка. Проживал и работал в г. Архангельске.

Заявление на пенсию ещё не подавал.

Вопрос относится к городу: Архангельск. Санкт-Петербург.

Вопрос относится к городу: Архангельск. Санкт-Петербург

Вопрос относится к городу: Архангельск. Санкт-Петербург.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, статья 30:

Страховая пенсия назначается досрочно:


Исходя из Вашего вопроса, Вам уже определили льготный выход на пенсию в 55 лет (согласно закону). Меньше уже некуда 🙂

Страховая пенсия назначается досрочно:

Исходя из Вашего вопроса, Вам уже определили льготный выход на пенсию в 55 лет (согласно закону). Меньше уже некуда 🙂

Спасибо за ответ.

Но когда я предварительно подавал документы в ПФРф г. Архангельска мне сказали что я поздно пришёл, ( это было в 2019 году) и уже подаётся 1969-г, и то что я мог и с 50-и выйти на пенсию. После я узнавал что действительно можно и с 50-и выйти на пенсию, имея все льготы.

Только смогу Лия претендовать на ранний выход, толком ни кто не может объяснить.

Но когда я предварительно подавал документы в ПФРф г. Архангельска мне сказали что я поздно пришёл, ( это было в 2019 году) и уже подаётся 1969-г, и то что я мог и с 50-и выйти на пенсию. После я узнавал что действительно можно и с 50-и выйти на пенсию, имея все льготы.

Только смогу Лия претендовать на ранний выход, толком ни кто не может объяснить.

льготная пенсия для моряков

льготная пенсия для плавсостава. необходимый плав стаж 12 и 6 месяцев и 6 лет и 3 месяца. общий стаж не более 20 лет, без учета службы в с/а

Вопрос относится к городу: Моск.обл.

Под плавсоставом понимается персонал судна, который осуществляет трудовую деятельность по управлению судном и поддержанию его в надлежащем состоянии. Как следует из текста статьи, право на досрочную страховую пенсию предоставляется плавсоставу судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению, за пределами акватории порта, то есть в значительном отдалении от берега в сложных погодных климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в пределах акватории порта, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуется, так как работа плавсостава этих судов протекает в более благоприятных условиях и в другом режиме.

Право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает при наличии следующих условий:

— мужчины, имеющие стаж на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;

— женщины, имеющие стаж на указанных работах не менее 10 лет и страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.

Под плавсоставом понимается персонал судна, который осуществляет трудовую деятельность по управлению судном и поддержанию его в надлежащем состоянии. Как следует из текста статьи, право на досрочную страховую пенсию предоставляется плавсоставу судов, которые выполняют работы, согласно их предназначению, за пределами акватории порта, то есть в значительном отдалении от берега в сложных погодных климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в пределах акватории порта, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуется, так как работа плавсостава этих судов протекает в более благоприятных условиях и в другом режиме.

Право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает при наличии следующих условий:

— мужчины, имеющие стаж на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;

— женщины, имеющие стаж на указанных работах не менее 10 лет и страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.

Льготная пенсия моряка

С 1985 по 2006 год работал на промысловых судах в Мурманске. Насчитали 8 лет морского льготного стажа (надо 12.5 лет). Северного стажа 27 лет. В льготной пенсии отказали. Сейчас мне 53 года.

Вопрос относится к городу: Мурманск

Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:

6) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

Однако, согласно п.2 ст.30 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (60 лет для мужчин- мое примечание) при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

… 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на ОДИН ГОД ЗА КАЖДЫЕ 2 года и 6 МЕСЯЦЕВ такой работы мужчинам.

То есть, северный стаж дает Вам право уйти на пенсию в 55 лет и теперь уменьшаем еще пенсионный возраст на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев работы моряком. Это 55 -3 года (2 с половиной года *3=7,5 лет )=52 года.

Читайте также: