Какие появились новые отрасли международного права

Обновлено: 02.07.2024

ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международное права и связана со специфической группой объектов международного права. Нормы и принципы каждой О.м.п. в совокупности являются составной частью международного права в целом. Они базируются на основных принципах международного права, конкретизируют их применительно к определенной области правоотношений, и не должны противоречить таким основным принципам международной права. Именно специфика норм и принципов каждой О.м.п., определяемая спецификой предмета и объекта международного права, является критерием, с помощью которого различаются в международном праве его отдельные отрасли. Для ряда О. м. п. характерным является то, что их нормы и принципы устанавливают правовой статус и ре жим территорий и пространств (акватории Мирового океана, воздушного пространства и космического пространства).

Всеобщее признание на практике получило выделение таких О.м.п., кзх. международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, дипломатическое право, право международных договоров, международное уголовное право, право международных организаций и др. В доктрине международного права в настоящее время не существует единого мнения по вопросу деления международного права на отрасли. Согласно одной точке зрения, О.м.п. существуют исключительно в плане научной систематизации международно-правовых норм и принципов, а т.ж. выделяются для удобства преподавания и изучения международного права. В соответствии с другой точкой зрения О.м.п. существуют в качестве объективной категории, отражающей специфику правоотношений в определенных областях международных отношений. О критериях деления международного права на отрасли высказывается точка зрения, согласно которой О.м.п. должна обладать внутренним единством предмета правового регулирования и иметь специфический метод этого регулирования.

Другая точка зрения исходит из того, что для выделения группы норм и принципов международного права в особую отрасль достаточно наличия специфики предмета правоотношений и единства специальных отраслевых принципов права. В теории предлагается т.ж. различать отрасли и подотрасли международного права. Практическое значение выделения О.м.п. состоит в том, что кодификация и прогрессивное развитие международного права должны осуществляться с учетом не только существующих его основных и других общих принципов, но и с учетом отраслевых. Такое различие необходимо т.ж. при выборе принципов и норм, которыми государствам надлежит руководствоваться в процессе осуществления того или иного вида деятельности в той или иной сфере.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" в других словарях:

Отрасль международного права — – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет спецефический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется… … Википедия

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОТРАСЛЬ — ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОТРАСЛЬ — (см. ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОТРАСЛЬ — ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОТРАСЛЬ — (см. ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Отрасль права — (англ. branch of law) в теории права основной структурный элемент системы права, обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений. О.п. включает соответствующие правовые … … Энциклопедия права

отрасль права — относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют отрасль финансового права). В … Большой юридический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

Наука уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Поэтому я бы хотел предложить мою выборку тех групп норм, которые:

Примечание: это не научная статья, поэтому ссылки на работы всех апологетов каждого предложения из соображений краткости я не привожу.

Название

Определение (предмет регулирования)

1

Внедренческое право

(институт инновационного права)

(Внедренческое право как институт инновационного права // Вестник Академии права и управления. 2012. № 29. С. 69)

2

Инновационное право

(институт права)

(Ефимцева Т.В. Понятие инновационного права // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 130)

3

Инновационное право

(подотрасль предпринимательского права)

(Ефимцева Т.В. Место инновационного права в система отраслей российского права: дис. … докт. юрид. наук. М., 2014. С. 11)

4

Инновационное право

(подотрасль условной отрасли права, регулирующей общественные отн6ошения в сфере науки и образования)

(Якунов Н.С. Место инновационного права в системе права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 37)

5

Инновационно-технологическое право

(институт подотрасли инновационного права)

(Якунов Н.С. Место инновационного права в системе права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 38)

6

Криминологическое право

(Шестаков Д.А. Криминологическое законодательство и право противодействия преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 1. С. 49)

7

Международное культурное право

(отрасль международного права)

(Кандрушина К.В., Фарафонтова Е.Л. Международное культурное право как новая отрасль права // Основные тенденции развития российского законодательства. 2012. № 7. С. 24)

8

Международное лесное право

(отрасль права)

9

Международное пенитенциарное право

(комплексная отрасль)

(Чорный В.Н. Международное пенитенциарное право: было ли отрасли? // Уголовно-исполнительное право. 2007. № 4. С. 63)

10

Международное право чрезвычайных ситуаций

(отрасль международного права)

(Лиускайте В.В. Международное право чрезвычайных ситуаций как новая отрасль международного права // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 135)

11

Международное спортивное право

(отрасль международного права)

(Магденко А.Д. Международное спортивное право: проблемы статуирования отрасли // Правопорядок: история, теория, практика. 2013. № 1. С. 12)

12

Международное туристическое право

(отрасль международного публичного права)

«Это, прежде всего, отношения между государствами. Двусторонние и многосторонние, в рамках которых, в частности, решаются вопросы правового положения иностранных туристов, классификации целей туристических посещений, въезда в страну и выезда из страны пребывания, статистического учета туристов, унификации и стандартизации загранпаспортов, процедуры их выдачи, визовых и таможенных формальностей, валютно-контрольных формальностей.

(Рябоцов А.А., Тутинас В.А., Тутинас Е.В. К проблеме формирования международного туристского права // Вестник СГУТиКД. 2011. № 3. С. 288 – 289)

13

Международное энергетическое право

(отрасль международного публичного права)

(Жукова И.С. О международном энергетическом праве как отрасли международного права // Вестник ОГУ. 2010. № 2. С. 49 – 50)

14

Наградное право

(институт административного права)

(Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2013. С. 10)

15

Наградное право

(комплексный правовой институт)

(Мирошник С.В. Наградное право как комплексный правовой институт // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 27 - 28)

16

Наградное право

(межотраслевой правовой институт)

(Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2011)

17

Право национальной безопасности

(комплексная отрасль права)

«Предмет правового регулирования права национальной безопасности значительно уже правового поля, которое охватывает законодательство, регулирующее эти правоотношения.

(Чапчиков С.Ю. Становление новой комплексной отрасли права – права национальной безопасности // Известия Юго-западного государственного университета. 2012. № 4. Ч. 1. С. 107)

18

Право промышленной собственности

(подотрасль права интеллектуальной собственности)

(Баттахов П.П. Место права промышленной собственности в системе права РФ // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 14)

19

Публичное фондовое право

(институт финансового права)

(Прошунин М.М. Публичное фондовое право как институт финансового права // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. Москва, 1 апреля 2016 г. – М.: РУДН, 2016. С. 158)

20

Сельское муниципальное право

(подотрасль муниципального права)

(Афанасьев А.А. Сельское муниципальное право как подотрасль российского права, наука и учебная дисциплина // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 52 – 55).

21

Служебно-деликтное право

(комплексный институт административного права)

(Добробаба М.Б. Служебно-деликтное право как комплексный правовой институт административного права // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2013. № 1. С. 254)

22

Соседское право

(институт гражданского права)

(Купченко Д.В. Соседское право как институт российского права // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 25. С. 31)

23

Телекоммуникационное право

(комплексная подотрасль (суботрасль) информационного права)

(Вожов Ю.В. Субъекты телекоммуникационного права [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007).

24

Финансово-правовое регулирование государственных социальных внебюджетных фондов

(подотрасль финансового права)

(БИТ-ШАБО И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов: дис. … докт. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 20 – 21)

25

Электронное право

(подотрасль информационного права)

(Янускина В.В. Электронное право // Вестник БИСТ. 2012. № 4. С. 27)

26

Ядерное право

(комплексная отрасль права)

(Корниенко В.Т. Введение в ядерное право Российской Федерации // Глобальная ядерная безопасность. 2014. № 10. С. 86).

[1] См., например: Головина А.А. Критерии образования самостоятельных отраслей в системе российского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. 34 с.; Умнова И.А. Отрасли права нового поколения в условиях глобализации права и усиления взаимодействия международного публичного и конституционного права // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 1. С. 16 – 29; Чапчиков С.Ю. Становление новой комплексной отрасли права – права национальной безопасности // Известия Юго-западного государственного университета. 2012. № 4. Ч. 1. С. 102 – 104.

[2] Сулейменов М.К. Нефтяное право Республики Казахстан // Энергетическое право. 2007. № 2. С. 4 – 9.

[3] Сидорова Е.В. Формирование комплексных правовых образований в системе права: дань моде или необходимость? // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 28 – 34.


Ключевые слова: международное право; система международных отношений; международный порядок; киберпространство; кибербезопасность; искусственный интеллект; Устав ООН; охрана окружающей среды.

Prospects for the development of international law

Abstracts: The article discusses the formation and development of international law in the period from the Westphalian world, which laid the foundation for the Westphalian system of international relations, until the creation of the Yalta-Potsdam system of international relations, which laid the foundation for a new modern stage in the development of international law. As a feature of the current stage of international relations, the transition from a bipolar world order to regionalization and a shift in spheres of influence is noted. Moreover, the contours of the emerging system of international relations are still extremely uncertain. Under these conditions, a reassessment of the concept of “balance of power” is quite appropriate, a kind of modernization of the Westphalian system taking into account modern realities, and on this basis forecasting the further development of international law.

Key words: international law; system of international relations; international order; Cyberspace; cybersecurity; artificial intelligence; UN Charter; environmental protection.


В контексте исторической ретроспективы следует отметить, что в науке международного права выделяются несколько систем международных отношений: Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская. Каждая из указанных систем возникла в свое время в результате глобальных военных конфликтов.

Вестфальский мирный договор не только сформулировал ряд новых принципов и институтов международного права, но и существенно изменил ряд других, ранее существовавших (дипломатические представительства, режим иностранцев)[5]. Развитие международного права в этот период непосредственно связано с идеей равноправия государств и понятием суверенитета, который олицетворялся с личностью монарха. Многие вопросы международных отношений этого периода регулируются договорами, среди которых выделяют договоры о торговле и мореплавании, которые касались и правового положения инеостранцев. Несмотря на то, что война продолжает считаться необходимым средством решения международных вопросов, Вестфальский договор содержал положения, направленные на сдерживание обращения к войне. Были сформулированы нормы, предусматривавшие мирное разрешение споров и коллективные санкции против нападающей стороны.

Вестфальский договор впервые положил начало согласованному решению европейских проблем не на религиозной, а на светской основе. Большое значение для развития международного права имели не только сами статьи договора, но и заложенные в нем идеи.

Венская система международных отношений 1814 года явилась результатом Наполеоновских войн. В результате победы Англии, России и других коалиционных сил над Францией произошли изменения как на политической карте Европы, так и в сфере международного порядка, который был основан на принципе равновесия и легитимизма. Венской системе была присуща идея европейского концерна, многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах.

По результатам первой мировой войны возникла Версальская система международных отношений. Плодами победы в первой мировой войне воспользовались Франция, Великобритания и прежде всего США[8]. Система Версальских мирных договоров не только изменила политическую карту мира, но и оказала существенное влияние на развитие международного права. В целях обеспечения международного мира была создана в 1919 г. Лига наций – первая политическая межгосударственная организация[9].

Рассматриваемый период характерен тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны, а также пытались ограничить средства и способы ведения войн. Так, в 1925 г. был принят протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов или бактериологических средств. Однако Версальский мир породил и ряд противоречий, в основном между победителями и побожденными[10].

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений была создана по результатам второй мировой войны и характеризовалась существованием биполярного мира, состоящего из блока социалистических и блока капиталистических государств.

Появление ООН положило начало новому этапу в развитии международного права, который называют современным. Особенность современного международного права состоит в том, что оно вышло за пределы Европы, распространяется на все пространство Земли и космос. Субъектами международного права являются все государства, а также межгосударственные организации. Сотрудничество является обязанностью государств, им юридически запрещается вести агрессивную войну. Применение силы допустимо только в четко обозначенных Уставом ООН случаях.

В современный период возросла роль международных договоров, осуществлена кодификация многих институтов и отраслей международного права, права человека признаны основой межгосударственного сотрудничества. Все это укрепило правопорядок и потребовало новых средств и методов международно-правового сотрудничества.

Однако после распада Советского Союза и прекращения биполярного мира большинство специалистов полагают, что существование Ялтинско-Потсдамской системы подошло к своему завершению и начался процесс перехода к новой системе международных отношений.

Сегодня достаточно активно обсуждается вопрос о необходимости реформирования ООН. Сторонники этой позиции полагают, что Совет Безопасности ООН по наиболее важным вопросам часто лишен единого мнения, что говорит об отсутствует эффективного механизма, в рамках которого государства консультировались бы и сотрудничали по наиболее важным проблемам.

Сторонники реформы ООН в качестве аргумента приводят тот факт, что помимо площадки ООН осуществляются регулярные встречи глав государств на высшем уровне на других площадках: атлантических государств – на сессиях НАТО и в рамках Европейского союза, руководителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона – на совещаниях АТЭС и на Восточноазиатских саммитах, глав развитых стран – в группах G7 или G8, а лидеров ведущих экономических стран – в формате G20.

Современная международная экономическая система приобрела глобальный характер и по своей сути игнорирует национальные границы, а политическая структура мира продолжает основываться на концепции национального государства.

Результатом этих процессов является не просто многополярный мир, а мир все более и более противоречивых реалий. Существующая система международных отношений находится в процессе изменения, но контуры системы, призванной прийти ей на смену еще крайне неопределенны.

По мнению автора статьи на современном этапе вполне уместна переоценка концепции баланса сил, своего рода модернизации Вестфальской системы с учетом сегодняшних реалий.

Как мы видим, мир идет по пути регионализации, происходит смещение к сферам влияния. В качестве примера можно привести ЕС, ЕАЭС и др. региональные объединения. Можно предположить, что в результате этого процесса усилится борьба за влияние внутри различных регионов, а также конкурентная борьба между регионами.

В этих условиях новая система международных отношений должна обеспечить политическое равновесие уже не столько между государствами, как это было в период Вестфальской системы, а между региональными объединениями государств.

Как уже отмечалось ранее, предшествующие системы международных отношений возникли в результате глобальных военных конфликтов. В наше время, когда современное оружие способно стереть цивилизацию с лица земли, глобальные военные конфликты недопустимы. В связи с этим новая система международных отношений должна обеспечить равновесие между регионами при одновременном недопущении глобальных вооруженных конфликтов.

Следовательно, можно предположить, что международное право будет развиваться в направлении регулирования отношений государств внутри отдельных регионов, а также отношений между региональными объединениями государств, что повлечет за собою увеличение количества двусторонних и региональных международных договоров.

Поскольку подавляющее большинство государств выступают за сохранение суверенитета, нормы международного права будут создаваться, как и прежде, путем согласования между субъектами международного права.

Как показывает исторический опыт, предшествующее развитие международных отношений шло по пути запрещения применения вооруженной силы. При наличии современной военной техники и оружия массового уничтожения, данная тенденция должна сохраниться. В противном случае мир ждут вооруженные столкновения, которые на новом этапе развития будут происходить не между отдельными государствами, а между регионами, в связи с чем они могут быть более жестокими и кровопролитными.

В связи с появлением такого явления, как международный терроризм, свое дальнейшее развитие должны получить нормы международного права, направленные на борьбу с международным терроризмом. В этой области остается много вопросов, например, против кого могут быть предприняты военные действия государства, в случае террористического нападения, каковы должны быть масштабы такого нападения для возникновения права на самооборону и др.

Развитие науки и техники приводит к необходимости совершенствования международно-правового регулирования существующих отраслей международного права, и появлению новых. В современном мире, например, существенно возросло количество преступлений, совершаемых в киберпространстве. Регулярно появляются новые виды вредоносного программного обеспечения, используемого для достижения незаконных целей. По оценкам экспертов, материальный ущерб мировой экономике от преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, исчисляется триллионами долларов США. Кибербезопасность считается одной из самых актуальных тем современного международного права, крайне важной для обеспечения национальной безопасности государств. В связи с этим международное сообщество проявляет серьезную заинтересованность в разработке многосторонней правовой основы сотрудничества в области кибербезопасности. Однако единый подход к решению данной задачи на международной арене пока так и не выработан, поскольку далеко не все государства заинтересованы в создании современного и эффективного механизма сотрудничества в киберпространстве, открыто выступая против разработки новых международно-правовых инструментов. Данная задача должна найти свое правовое решение в ближайшей перспективе.

Во многом не урегулированы нормами международного права и отношения, связанные с искусственным интеллектом, который уже сегодня включен в нашу повседневную жизнь. Дальнейшее расширение участия искусственного интеллекта в жизни людей может вызвать непредсказуемые последствия. В целях минимизации риска наступления неблагоприятных последствий необходима разработка международно-правовых норм, регулирующих данную сферу отношений. При этом, указанные нормы права должны разрабатываться с участием технических специалистов в области искуственного интеллекта.

Еще одно направление развития международно-правового регулирования – защита окружающей среды в целях сохранения условий для жизни человечества. Данная проблема относится к числу глобальных, поскольку углубляющийся в результате воздействия человека на природу экологический кризис затрагивает интересы всех государств.

Темпы развития промышленного производства могут привести, по мнению ученых, уже не к экологическому кризису, а к экологической катастрофе, грозящей уничтожением современной цивилизации. Дальнейшее развитие международного права охраны окружающей среды имеет не только юридическое, но и мировоззренческое значение, поскольку является важнейшим фактором сохранения биосферы и человеческой цивилизации.


Список использованной литературы:

  1. Абашидзе А.Х. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017.
  2. Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существющую систему норм международного права? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017.
  3. Капустин А.Я. Право международных организаций: перспективы развития в ХХI веке / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017.
  4. Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. История международного права. – М. Междунар. отношения, 1990.
  5. Усенко Е.Т. Очерки теории международного права. – М.: Норма, 2008.
  6. Вылегжанин А.В. Международное право. – М., Юрайт-Издат., 2009.
  7. Шумилов В.М. Междунароное право. – М.: Междунар.отношения, 2012.
  8. Kissinger. World Order. Penguin, 2014. 432 p.

[1] Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существующую систему норм международного права? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017. С. 35.

[2] См.: Абашидзе А.Х. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017. С. 4-16. Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существющую систему норм международного права? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017. С. 17-47. Капустин А.Я. Право международных организаций: перспективы развития в ХХI веке / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017. С. 139-150, и др.

[3] Абашидзе А.Х. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? / Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект, 2017. С. 15.

[4] Вестфальский мирный трактат состоял из двух связанных между собой подписанных 24 октября 1648 г. договоров: Оснабрюкского и Мюнстерского. Оснабрюкский договор был подписан императором Священной Римской империи с союзниками, с одной строны, и Швецией с союзниками, с другой стороны. Мюнстерский договор подписали император Священной Римской империи и Франция с союзниками. Со стороны Швеции гарантом Вестфальского мира выступил Великий князь Московский

[5] Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. История международного права. – М. Междунар. отношения, 1990. С. 94

[6] Усенко Е.Т. Очерки теории международного права. – М.: Норма, 2008. – С.74-75.

[7] Вылегжанин А.В. Международное право. –М., Юрайт-Издат., 2009. – С. 72-74.

[8] Шумилов В.М. Междунароное право. – М.: Междунар.отношения, 2012. – С. 29.

[9] Вылегжанин А.В. Там же. – С. 76.

[10] Вылегжанин А.В. Там же. – С. 77-78.

[11] См.: H. Kissinger. World Order. Penguin, 2014. 432 p.

[13] Бекяшев К.А. Там же. С. 44

[14] Абашидзе А.Х. Там же. С. 15

[15] Кузнецов В.И. Международное право. М.: Сатут, 2016. С. 21-23

Информация об авторе:

Андрей Андреевич Данельян, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России.

Information about the author:

Andrei Andreyevich Danelyan, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of International Law in Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs.

Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право - это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции - идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права "система принципов и норм", "отношения" и "субъекты международного права"? И почему следует говорить о "современном международном праве"?"Система принципов и норм" означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года."Отношения". Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под "отношениями" понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно - независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу "государство лишилось части своего суверенитета". Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет - неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К "субъектам международного права" относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов "мировой порядок", "глобальный порядок", "планетарное право", которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право - это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права.Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними - важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол "можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным". Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность - главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

Читайте также: