Какие из приведенных суждений относятся к трактовке безопасности в русле теории естественного права

Обновлено: 07.05.2024

10. Из представленных ниже позиций, активными элементами правовой системы является:
а) собственно право как система не общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством источника
б) собственно право как система общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством источника +
в) правовая психология

11. Из представленных ниже позиций, активными элементами правовой системы является:
а) юридическая (судебная) практика +
б) правовая психология
в) правовая философия

12. Форма вины, имеющая место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит наступление общественно вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение:
а) умысел
б) самонадеянность +
в) халатность

13. Испания принадлежит к числу стран, чья система права входит в:
а) романо-германскую правовую семью +
б) семью традиционного (обычного) права
в) семью религиозного права

14. Как совокупность юридических способов правового регулирования:
а) предметом правового регулирования
б) средствами правового регулирования
в) методом правового регулирования +

15. К числу юридических гарантий законности относи(я)тся:
а) меры государственного принуждения +
б) уровень развития правосознания в обществе
в) деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов

16. Правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения и вошедшее в привычку у большинства людей:
а) традиция
б) обычай +
в) устой

17. Принцип законности должен распространяться на следующий вид правовой деятельности в государстве:
а) кармическую
б) религиозную
в) правотворческую +

18. Принцип законности должен распространяться на следующий вид правовой деятельности в государстве:
а) религиозную
б) правоприменительную +
в) фактическую

19. Судебный прецедент является основным источником права такой правовой системы:
а) романо-германской
б) мусульманской
в) англо-саксонской +

20. Историческая школа права сложилась в 19 веке в(о):
а) Франции
б) Германии +
в) Англии

21. Нормы морали формируются:
а) обществом +
б) индивидом
в) государством

22. В сферу регулирования права входит … часть общественных отношений, по сравнению со сферой регулирования норм обычаев:
а) значительно меньшая
б) значительно большая +
в) незначительно большая

23. Правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), при помощи которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей:
а) правовые привычки
б) правовые нормы
в) правовые средства +

24. Обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности:
а) правоприемность
б) правоспособность +
в) правозначимость

25. Форма неосторожности, которая характеризуется тем, что субъект правонарушения не предвидит наступления противоправных последствий своего деяния:
а) косвенный умысел
б) самонадеянность
в) небрежность +

26. … права – пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом:
а) Применение
б) Соблюдение +
в) Исполнение

27. Наиболее демократическая форма защиты прав личности:
а) правосудие +
б) коллективное обращение к главе государства
в) прокурорский надзор

28. Применение права является особой формой реализации права, так ли это:
а) отчасти
б) нет
в) да +

29. Указы Президента РФ:
а) могут содержать как нормы права, так и индивидуальные предписания +
б) содержат только нормы права
в) всегда являются источником права

30. В число элементов правовой культуры общества входит:
а) формы правового воспитания
б) уровень развития права +
в) правовая психология

Тест по обществознанию Современные подходы к пониманию права для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К характерным чертам нормативного подхода к праву не относится

1) общеобязательность
2) рассмотрение права как меры свободы и справедливости
3) формальная определённость
4) отсутствие различия между правом и законом

2. К характерным чертам естественного права относится(-ятся)

1) действует только при условии его закрепления в юридическом документе
2) признание государства высшей ценностью права
3) отрицание отождествления права и закона
4) все перечисленные

3. Первая (антифеодальная) революция в праве была связана с

1) признанием права в качестве возведённой в закон воли буржуазного класса
2) признанием общеобязательности правовых норм
3) признанием естественного права в качестве действующей общеобязательной юридической нормы
4) признанием отсутствия различий между правом и законом

4. В РФ право одобрения или отклонения закона предоставлено

1) Совету Федерации
2) Генеральному прокурору РФ
3) Правительству РФ
4) Государственной Думе

5. Верны ли следующие суждения о соотношении естественного и позитивного права?

А. Соотношение естественного и позитивного права выражается в их сближении.
Б. Соотношение естественного и позитивного права выражается в их абсолютном разграничении.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о нормативном подходе к праву?

А. Нормативный подход к праву выражается в признании Ведущей роли прав человека в системе права.
Б. Нормативный подход к праву выражается в признании государственной воли в качестве права.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о естественном праве?

А. Естественное право существует независимо от воли того или иного законодателя;
Б. Естественное право существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических актах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Юрист Б. полагает, что если закон не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что юрист Б. является сторонником естественного права?

1) отрицание позитивного права
2) признание безграничной свободы человека
3) признание закона одной из форм выражения права
4) признание государства в качестве высшей ценности права

9. На слушания в Государственную Думу по законопроекту А. были приглашены общественные деятели, эксперты в области экономики, социологии, права. О какой стадии законотворческого процесса в РФ идёт речь?

1) законодательной инициативе
2) обсуждении законопроекта
3) принятии закона
4) обнародовании закона

Задания с кратким ответом

Санкция, государство, общеобязательность, права человека, правила поведения.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Найдите в приведённом списке принципы, которые следует учитывать в процессе законотворчества, и запишите цифры, под которым и они указаны.

1) анализ общественных отношений, для регламентации которых принимается закон
2) учёт иерархии правовых норм и актов
3) принятие закона вне зависимости от общественного мнения
4) использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа на стадии разработки закона
5) принятие закона вне соответствия пожеланиям тех, кого непосредственно коснутся его нормы
6) принятие закона в целях демонстрации продуктивности работы парламента

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

1) отрасль
2) конституционное право
3) жизнь
4) закон
5) потребность
6) юридическая реальность
7) позитивное право
8) норма
9) рождение

Бентам, Остин, Кельзен, Вебер, Харт и Рэз – все они в своих публикациях решительно отреклись от того, что в их понимании представляет собой теория естественного права; и Фуллер тщательно отмежевался от этой теории в ее классических формах. Однако теоретическая работа каждого из этих исследователей осуществлялась под влиянием принятия (по причинам, оставшимся неразъясненными и недостаточно обоснованными) некоторой практической позиции в качестве критерия релевантности и значимости в структуре их дескриптивного анализа. Состоятельная теория естественного права – та, которая в явном виде, с полным осознанием только что описанной методологической ситуации предпринимает критику практических позиций, с тем чтобы различить практически не разумное от практически разумного и таким образом отделить действительно важное от того, что не важно или важно только из‐за своей противоположности действительно важному либо из‐за неразумного использования последнего. Теория естественного права претендует на то, что она способна выявить условия и принципы практически разумного строя мысли, благого и надлежащего порядка в отношениях между людьми и в индивидуальном поведении. До тех пор пока подобная претензия не будет хотя бы в некоторой степени оправдана, аналитическая юриспруденция в частности и все общественные науки в целом (по крайней мере бóльшая их часть) не могут обладать критически обоснованными критериями для формирования общих понятий и должны довольствоваться статусом дисциплин, всего лишь демонстрирующих различные понятия тех или иных народов и/или отдельных теоретиков, которых интересуют эти народы.

Главной задачей теории естественного права не обязательно является обеспечение обоснованной концептуальной схемы для дескриптивной общественной науки. Такой задачей может быть, как в этой книге, главным образом содействие практическим размышлениям тех, кто заинтересован в деятельности, будь то в качестве судей, государственных деятелей или граждан. Но любое начинание в области этой теории не может быть уверенно продолжено без знания всего спектра возможностей и альтернатив, склонностей и способностей людей, т. е. без того знания, которое требует помощи со стороны дескриптивной и аналитической общественной науки. Таким образом, существует обоюдная, хотя и не совсем симметричная взаимозависимость между идеей описания человеческой деятельности посредством теории и идеей оценки человеческих возможностей с точки зрения разумной и благотворной деятельности, хотя бы и в отдаленной перспективе. Оценки никоим образом не выводятся из описаний (см. II.4); однако если знание фактов человеческого состояния слишком ограниченно, вряд ли можно дать верную оценку, исследуя практические выводы из основных ценностей. И, аналогично, описания не выводятся из оценок; но без оценок нельзя определить, какие описания на самом деле что‐то разъясняют и являются значимыми.

Примечания

Бентам об определении права… См. также: Bentham. Collected Works (ed. J. Bowring, Edinburgh, 1863), vol. IV, p. 483; и ниже, экскурс в примечаниях к XI.8.

Техника определения у Кельзена… См. также: Hans Kelsen. Pure Theory of Law. Berkeley and Los Angeles, 1967, p. 30–31.

Глава II
Представления и возражения

II.1. Естественное право и теории естественного права

Однако моя цель в настоящий момент заключается не в том, чтобы предвосхитить содержание последующих глав, а в том, чтобы дать несколько предварительных пояснений. Первое существенное различие – различие между теорией, доктриной или описанием и предметом этой теории, доктрины или описания. Может существовать история теорий, доктрин и описаний предметов, у которых нет истории. И у принципов естественного права, в смысле, сформулированном в двух предыдущих абзацах, истории нет.

Однако существует история мнений или совокупностей мнений, теорий и доктрин, которые утверждают, что существуют принципы естественного права, история возникновений, возрастаний, упадков и провалов, возрождений и достижений, а также исторической ответственности. Каждый, кто считает, что на самом деле таких принципов не существует, будет полагать, что книга о естественном праве должна быть всего лишь книгой о мнениях и что эти мнения представляют интерес в основном с точки зрения их исторических причин и последствий. Но тот, кто полагает, что принципы естественного права существуют в обозначенном выше смысле, не может не видеть важность различения между рассуждениями о естественном праве и рассуждениями о доктрине или доктринах естественного права. К сожалению, люди часто не сохраняют это различение [41] .

Эта книга – о естественном праве. Она излагает или представляет теорию естественного права, но она не об этой теории. И не о других теориях. Она обращается к другим теориям лишь для того, чтобы разъяснить изложенную здесь теорию или объяснить, почему некоторые истины о естественном праве в разные времена так или иначе упускались или затушевывались. В книге не обсуждается, было ли влияние доктрин естественного права на западную политику консервативным или радикальным, не рассматривается дискуссионный вопрос о предположительных психологических (инфантильных) [42] истоках подобных доктрин или спорное утверждение, что некоторые или все доктрины естественного права провозглашаются лицемерно [43] , самонадеянно [44] , в качестве маскировки или средства выражения церковного вероучения. Все эти дискуссии не имеют никакого отношения к вопросу о том, существует ли естественное право и если да, то каково его содержание. Не относится к этому вопросу и утверждение, что неверие в естественное право приносит горькие плоды. Ничто в моей книге не должно истолковываться как обоснование или опровержение подобных утверждений; я просто абстрагируюсь от всех подобных вопросов.

41. Примечательные примеры такого неразличения: A. P. D’Entrèves. Natural Law. London, 1951, rev. ed. 1970, например, p. 13, 18, 22 и др.; Julius Stone. Human Law and Human Justice. London, 1965, chs. 2, 7.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению (это отлучение было снято иерусалимским раввином в 1927 г.). Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат", посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. После свержения правительства Яна де Витта, покровительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политический трактат" (остался незавершенным).

Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.

Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя".

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах". В его основном произведении "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и политические понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, теорем, доказательств. "Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать".

Подобно Макиавелли Спиноза порицал философов и политических теоретиков, которые берут людей не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Настоящая задача политики, утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой.

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив: "Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние". Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь. Однако его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.

Коль скоро "каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, — полагал Спиноза вслед за Макиавелли, — а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния", то политика должна основываться на том, что условием достижения общего блага является обеспечение частной собственности. Исходя из такого взгляда на природу человека Спиноза счел необходимым в самом начале "Политического трактата" заявить о несбыточности Утопии Томаса Мора.

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной монархии, Спиноза — демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них — отождествление Спинозой естественного права с "мощью", попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права.

Раз естественное состояние — это "состояние борьбы всех против всех", оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда,

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной — противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства. "Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах". Однако человеческая природа устроена иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде. "Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей". Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно".

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого "определяется не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к тому, что кажется таковым".

При таком подходе разумным и наиболее могущественным прочным государством Спиноза признавал республику, особенно демократическую. "В демократическом государстве, — писал он, —. менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости".

Спиноза осуждал абсолютную монархию. В противоположность Гоббсу Спиноза утверждал, что естественное право не утрачивает своей силы в гражданском состоянии. Государство, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его "мощи", силе, фактической способности повелевать подданными. Эта способность, а тем самым и право (власть) государства далеко не беспредельны. Власть государства имеет границы.

Теория Спинозы существенно отличается от учения Гоббса об абсолютной власти государства. "Что касается политики, то различие между мною и Гоббсом. — замечал Спиноза в одном из писем, — состоит в том, что я всегда оставляю в силе естественное право и что, по моему мнению, верховная власть в каком-нибудь государстве имеет не больше прав по отношению к подданным, чем в меру того могущества, которым она превосходит подданного, а это всегда имеет место в естественном состоянии".

К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не имеет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

Обоснованию свободы совести, науки, мнений, слова посвящен "Богословско-политический трактат", где Спиноза доказывал, что никто не может перенести на другого свое естественное право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден к этому.

Граница государственной власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Спиноза развивает мысли Макиавелли о социально-психологических основах власти, о страхе и любви подданных как опоре правительства, о ненависти и презрении — причине возмущений против него.

Поскольку стремление к самосохранению должно быть присуще государству, как и любой части природы, "к праву государства менее относится то, на что негодует большинство. так как право государства определяется общей мощью народа, то несомненно, что мощь и право государства уменьшаются постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу лиц к заговору".

Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил ("мощи", права) каждого на общество, т.е. государство, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно. К праву государства не относятся действия, подрывающие его способность руководить подданными; всеобщее возмущение может положить конец "общественному соглашению", превратить гражданское состояние в состояние враждебности.

В конечном счете все проблемы политики и права сводились Спинозой к начальному пункту: как, исходя из свойств человеческой природы, организовать само государство, чтобы все, и правители, и управляемые, действовали в соответствии с общим благом, хотят они этого или нет, т.е. чтобы все понуждались (добровольно ли, под давлением силы либо необходимости) жить по предписанию разума? Задача решается, писал Спиноза, "если дела верховной власти будут упорядочены таким образом, что ничто, имеющее отношение к общему благу, не предоставлялось бы безусловно чьей-либо совестливости".

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему благу.

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими государствами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение.

Единственно абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, — это демократия, "народная форма верховной власти".

Особенность демократии в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Народ, будут ли в таком обществе законы умножаться или уменьшаться, тем не менее пребывает одинаково свободен, потому что он действует не вследствие авторитета другого лица, но по своему собственному согласию.

Как и Макиавелли, Спиноза защищал народ от нападок тех, "кто пороки, присущие всем смертным, приписывает одному только простонародью".

Простой народ, который, ссылаясь на его невежество, упорно отстраняют от государственных дел (а его невежество в этих делах тем и обусловлено, что из них делают "государственную тайну"), ничуть не хуже знати. Природа у всех одна и та же. Вся разница в том, что знать маскирует свои пороки "пышностью, роскошью, мотовством, какой-то согласованностью пороков, ученым невежеством и изяществом распутства". Само привилегированное положение знати делает ее надменной и развивает у нее другие пороки, которые в меньшей степени присущи простонародью.

Демократия, считал Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. "Только тот свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом".

Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они принимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогашаются противоречивые страсти.

При создании демократического государства люди "договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов". Подчинение этому первоначальному решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде в естественном состоянии.

Концепция Спинозы — первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

Политико-правовое учение Спинозы было также немалым шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление права, "мощи" и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования "границ государственной власти", прогрессивных политико-правовых программных требований.

Произведения Спинозы неоднократно запрещались голландским правительством, кальвинистскими и иудаистскими религиозными организациями, внесены католической церковью в "Список запрещенных книг".

Философия Спинозы оказала большое влияние на развитие материализма, диалектики и атеизма. Многие политико-правовые идеи Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими радикальными мыслителями демократического направления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии ГЛАВА I Изменения в должностях и феодах Сначала графы посылались в округа только на один год. Но вскоре они стали покупать право продления своей должности.

5. Учение Б. Спинозы о психике

5. Учение Б. Спинозы о психике Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. Спинозой в качестве идеала и образца

Глава 1. Отмена естественного отбора

Глава 1. Отмена естественного отбора Дай Боже скотину с приплодцем, а деток – с приморцем. Старинная крестьянская молитва Странности старинных фотографий Как странно выглядят семейные фотографии начала века: много взрослых людей, а детей нет. Детей если и фотографируют,

20. ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ПОДБОРА (ОТБОРА)

20. ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ПОДБОРА (ОТБОРА) Немногие задумывались о том, что наша социальная форма имеет биологический вид. Вся наша жизнь в социально-экономическом отношении регулируется следующей формулой закона естественного подбора: «Естественный подбор суть такое

39. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ

39. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СПИНОЗЫ Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677). Его

Идея естественного центра

Идея естественного центра Одной из презумпций для многих участников дискуссии является идея естественного центра страны и представление о том, что центр в виде столицы не выбирается, а находится или обнаруживается. Представление это весьма спорное, поскольку идея

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже

§ 9. Теории естественного права

§ 9. Теории естественного права Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и


2. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?

  • 1. статистический
  • 2. метод сравнительного правоведения
  • 3. формально-юридический
  • 1. криминалистика
  • 2. конституционное право
  • 3. история политических и правовых учений
  • 4. административное право
  • 5. судебная медицина
  • 6. философия права
  • 7. уголовное право
  • 8. криминология
  • 1. гуманитарными
  • 2. юридическими
  • 3. естественными
  • 1. эвристическую, онтологическую
  • 2. гносеологическую, методологическую
  • 3. идеологическую

6. Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества?

  • 1. транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая сиситема
  • 2. территориальная организация населения, публичная влать, государственный суверенитет
  • 3. правоохранительные органы, армия, налоги, право
  • 1. в рабовладельческом
  • 2. в буржуазном
  • 3. в первобытном
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.

10. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками "психологической теории" происхождения государства и права?

  • 1. Аристотель
  • 2. Гроций
  • 3. Фильмер
  • 4. Руссо
  • 5. Петражицкий
  • 6. Радищев
  • 7. Фрезэр
  • 8. Михайловский;
  • 9. Тард.
  • 1. Форма правления
  • 2. Форма правления и политический (государственный) режим
  • 3. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим и политическая динамика
  • 1. форма правления
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. политическая динамика

13. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления деятельности государства внутри страны и на международной арене"?

  • 1. задачи государства
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. функции государства
  • 1. основные и неосновные
  • 2. внутренние и внешние
  • 3. постоянные и временные

15. К каому понятию относится следующее определение: "самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, созданная для осуществления определенной функции и наделенная соответствующей компетенцией?"

  • 1. механизм государства
  • 2. государственный орган
  • 3. государственное предприятие
  • 1. регулятивная
  • 2. воспитательная
  • 3. охранительная
  • 1. правоприменение
  • 2. запрет
  • 3. правопорядок
  • 4. дозволение
  • 5. позитивное обязывание

18. К какому понятию относится следующее определение: "общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, сложившиеся в процессе исторического развития общества?"

  • 1. социально-технические нормы
  • 2. технические нормы
  • 3. социальные нормы

19. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?

  • 1. для корпоративных норм
  • 2. для норм права
  • 3. для всех социальных норм
  • 1. диспозиция;
  • 2. предположение
  • 3. гипотеза

21. Какие из способов изложения норм в статьях нормативно-правовых актов отмечаются в юридической литературе?

  • 1. диспозитивный
  • 2. бланкетный
  • 3. ссылочный
  • 4. прямой
  • 1. общая норма
  • 2. специальная норма
  • 3. та, которая издана позже
  • 1. Указ Президента
  • 2. закон
  • 3. постановление правительства
  • 1. Указ Президента о награждении Петрова И.И.
  • 2. Приговор суда
  • 3. Постановление Главы администрации Краснодарского края
  • 1. объективное право
  • 2. субъективное прво
  • 3. моральное право
  • 1. способность нести юридическую ответственность
  • 2. способность иметь права и обязанности
  • 3. способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести юридические обязанности
  • 1. у физических лиц
  • 2. у юридических лиц
  • 3. у государства
  • 1. правомерные и неправомерные
  • 2. события и действия
  • 3. преступления и проступки
  • 1. установление фактических обстоятельств дела
  • 2. правотворческая инициатива
  • 3. обсуждение
  • 4. принятие
  • 5. опубликование нормативно-правового акта
  • 1. правоприменение
  • 2. соблюдение, исполнение
  • 3. использование
  • 1. буквальное, ограничительное, распространительное
  • 2. нормативное и индивидуальное
  • 3. доктринальное и обыденное
  • 1. объект, субъект
  • 2. причина, мотив, цель
  • 3. объективная и субъективная сторона
  • 1. конформистское
  • 2. маргинальное
  • 3. добровольное

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

Читайте также: