Какие политические партии россии выступали за право наций на самоопределение

Обновлено: 06.07.2024

До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.

Русский монархический союз

Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.

Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.

Партия конституционных демократов (кадеты)

Трудовая народно-социалистическая партия

Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.

Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.

Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.

Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.

Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.


14 ноября 1917 года взявшие власть в России большевики провозгласили право наций на самоопределение.

Право наций на самоопределение родилось в России

1) равенство и суверенность народов России;

2) право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений;

Эта мысль, высказанная Лениным в 1900 году по вопросу партстроительства, оказалась применима и по отношению к строительству нового Советского государства в 1917 году. Взявшие власть большевики получили в управление разрываемую сепаратизмом территорию бывшей Российской империи.

Решение большевиков федерализовать Российское государство возможно понять, только если представить, чем Советская Россия в отношении к не русским народам отличалась от России дореволюционной и постсоветской.

Чем отличается Советское государство от до‑ и постсоветского, буржуазного

Самоопределившиеся в своей независимости от дореволюционной России государства Советской Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии образовали через пять лет, к 1922 году, единое федеративное Советское государство — СССР.

Факторами объединения Советской России стали:

1) хозяйственное сближение народов;

2) советская власть;

3) враждебное капиталистическое окружение.

Это очень простая форма управления, причем глава, управляя страной, получает те сведения, которые могут быть получены от губернаторов, и глава утешает себя надеждой, что он честно и правильно управляет. Потом возникают трения, трения переходят в конфликты, конфликты — в восстания. Потом восстания подавляются. Конфликты хозяйствующих субъектов и передел собственности возможны всегда в таком государстве, и участвующие в переделе элиты заинтересованы в переводе социального протеста в национальное русло — разжигание национализма.

Такая система управления — не советская система, к тому же она слишком дорога, хотя и проста, и привычна. В Советской стране усваивали ту систему управления, которая давала возможность предугадывать все изменения до точности, все обстоятельства и среди крестьян, и среди националов, и среди так называемых инородцев, и среди русских, чтобы в системе высших органов был ряд барометров, угадывающих всякое изменение, учитывающих и предупреждающих и басмаческое движение, и бандитское, и Кронштадт, и всякую возможную бурю и невзгоды.

Это есть советская система управления. Она потому называется советской властью, народной властью, что, опираясь на самые низы, она раньше всех и объективно улавливает всякое изменение, принимает соответствующие меры и исправляет линию вовремя, если она искривилась, — сама себя критикует и исправляет линию. Эта система управления есть советская система, и она требует, чтобы в системе высших органов у нас были органы, отражающие национальные нужды и потребности без остатка.

Всякое объединение есть ограничение ранее имевшихся прав у тех, которые объединились. Но элементы независимости остаются, как то — право нации на выход из состава Союза. Равенство народов в СССР подразумевалось не фактическое (ввиду разности в развитии), а правовое. Все республики, включая РСФСР, отказываются от некоторых прав независимости — в пользу СССР.

Капитализм, в том числе рыночные условия в СССР в виде НЭПа, а затем перестройки, явился причиной национальных предрассудков, взращивания шовинизма.

Всякий шовинизм более крупной нации порождает как реакцию национализм нации угнетаемой. В Советской России русские могут угнетать более малые народы, а на Кавказе азербайджанцы могут угнетать армян и т.д.

Но, поскольку русская нация, в отличие от прочих наций СССР, имела первостепенное значение и на нее ориентировалось мировое коммунистическое движение, то акцент делался прежде всего на русском шовинизме, борьбе с ним во имя сохранения и упрочнения доверия народов мира к русскому пролетариату. Что в дальнейшем должно было обеспечить присоединение к Советскому Союзу отделившихся от буржуазных государств и создавших свои советские государства наций.

Финляндия, которой Ленин дал независимость от России, вскоре установила советскую власть и была готова войти в состав СССР. Действия белогвардейцев в смычке с немецкими интервентами навсегда оторвали Финляндию от России, вопреки воле финского народа.

Ленинский принцип самоопределения породил Советскую Венгерскую республику, отделившуюся от Австро-Венгерской империи. Был расчет на то, что угнетаемые в буржуазных государствах народы, стремящиеся к независимости, установят советскую форму правления, что в дальнейшем закономерно вело их к интеграции с Советской Россией.

На протяжении дальнейших десятков лет СССР пожинал плоды такого подхода к вопросу наций на самоопределение. Советская Россия не имела столь острых национальных проблем, что имела до революции и после 1991 года.

Дружба народов была реальностью в СССР

Самоопределение наций, вырвавшихся на свободу из-под колониального гнета западных стран, и тяготение народов новых стран к интеграции с Советским Союзом также происходило без всякой боязни перед лицом русского шовинизма ввиду его отсутствия.

В России 1917 года в этот день был дан ответ на проблему сепаратизма, национализма и шовинизма. Ответ, дающий мир народам и территориальную целостность их государствам…

Знакомясь с богатой, но чисто пропагандной со­ветской литературой по теории и истории националь­ного вопроса, читатель никогда не узнает двух эле­ментарных фактов: во-первых, право народов на са­моопределение есть общепризнанный принцип демо­кратии вообще, а не изобретение Ленина, во-вторых, в русское социалистическое движение этот принцип внесли не большевики и не Ленин, а меньшевики и их лидеры Плеханов и Мартов. Плеханов, как осно­воположник русского марксизма, каким его при­знавал и сам Ленин, а Мартов, как автор и доклад­чик по первой Программе партии на ее Втором съез­де. Заслуги Ленина в данном вопросе лежат в дру­гой плоскости в антинациональной интерпретации права народов на самоопределение и в мастерском использовании национального вопроса в стратегиче­ских целях на путях к власти.

Противореча самому себе, Ленин в другом ме­сте правильно определял суть самоопределения.




В другом месте: «Марксизм непримирим с на­ционализмом, будь то самый ''справедливый''.

Словом, Ленин полон решимости, осуществив свой план мировой революции, создать единое ин­тернациональное сообщество людей с одним или, может быть, с двумя языками. Вот его утвержде­ние на этот счет:

Уже отсюда ясно, что для России и ее нерусских народов единым языком станет русский язык. Дру­гими словами, Ленин стоял за ассимиляцию нерус­ских народов в русском народе, за такую нацио­нальную политику русификации, от которой отка­залась даже царская Россия, по крайней мере, на­чиная с Екатерины II.

Когда критики напоминали ему этот факт, Ле­нин отвечал:

Больше великодержавник, чем все русские цари вместе взятые, и больше империалист, чем лю­бой император в истории, Ленин, однако, не был русским шовинистом. Это было его колоссальным личным преимуществом как политического деяте­ля в многонациональном государстве. Его первое Политбюро на путях к революции состояло из семи человек: два русских (Ленин и Бубнов), четыре ев­рея (Троцкий, Зиновьев, Каменев и Сокольников) и один грузин (Сталин). Находясь уже у власти, он всегда воевал в своей партии с русскими шовини­стами, которые своими открыто великодержавны­ми действиями вредили его планам создания совет­ской империи в России, а на ее базе создания и ми­ровой советской империи.

Мы знаем из документов XXсъезда, что к этим русским шовинистам он причислял и нерусских ли­деров большевизма Сталина, Дзержинского и Орджоникидзе. Ленин хочет, где это возможно, из­бегать насилия в процессе слияния наций или пре­вращения русского языка в общий и единый язык в новом государстве. В этом отношении, как идеал, Ленину рисуются Соединенные Штаты Америки. Ле­нин приводит статистику разных народов в Америке и указывает, как происходил мирный процесс об­разований единой американской нации с единым английским языком и в заключение приходит к выводу:

Америка образовалась как государство из раз­ных народов Европы и, отчасти, Азии, доброволь­но – кроме негров – переселившихся туда, а Рос­сия образовалась как империя из присоединен­ных к ней чужих народов. Причем многие из них культурно, религиозно и исторически были бо­лее древними народами, чем сама относительно молодая русская нация и русское государство. Образование единого языка – английского – для американской нации было процессом стихийным и добровольным, тогда как в России принять единый язык для всех было бы возможно только искус­ственно, то есть посредством прямой или косвенной русификацией нерусских. Ленин знал это не хуже нас. Знал также, что насильственная русификация может иметь тяжкие последствия в смысле ускоре­ния центробежных сил в его будущем социали­стическом государстве. Поэтому он хотел идти по пути мирной, добровольной русификации. Ленин писал:

Ученики Ленина сегодня вполне обходятся без принудительности и дубины: если хочешь учиться техническим и точным наукам, то нет возможности учиться им, кроме как по-русски, если хочешь сде­лать карьеру в своей национальной республике -партийную, государственную, ученую – можешь не знать родного языка, но должен знать русский язык. Это и есть косвенная русификация.

Ни в одной из работ Ленина по вопросам такти­ки и стратегии русской и мировой революции не присутствует такое виртуозное мастерство вели­кого макиавеллиста, как в его трактовке демокра­тического принципа права народов на самоопреде­ление. В искусстве маскировать свои истинные стра­тегические цели туманом фразеологии и словесного жонглирования Ленин был мастером самого высо­кого класса. Даже такой великий мастер лицеме­рить, как его ученик Сталин, и тот не всегда мог разглядеть в ленинской маскировке истинного ли­ца Ленина, о чем у нас будет потом случай пого­ворить.

Если вкратце, но абсолютно точно, сформули­ровать идею Ленина в национальном вопросе, то она следующая: Ленин признает, и то условно, право на­ций на самоопределение при капитализме, но Ленин категорически отрицает право наций на самоопре­деление при социализме. Вот классический пример постановки данного вопроса Лениным до револю­ции в отношении зависимых народов в Европе. Разбирая историю отделения Норвегии от Швеции в 1905 году, Ленин писал, что такой случай возможен при капитализме только как исключение и что его интересует не самоопределение норвежской нации от шведской нации, а самоопределение там и здесь национального пролетариата. Вот его вывод из этой истории:

Другими словами, Ленина интересует не созда­ние национальных независимых государств, а созда­ние марксистских национальных государств, зави­симых от одного революционного марксистского центра. Еще ярче вырисовывается марксистское великодержавие Ленина в его дискуссии с лидером польских марксистов Розой Люксембург. В поль­ском королевстве, входившем в состав Российской Империи, в начале века образовались две социали­стические партии. Польская партия социалистов (ППС), лидером которой был Юзеф Пилсудский, и Польская социал-демократическая партия, руково­димая Розой Люксембург. По национальному вопросу ППС стояла на позиции безусловной поль­ской независимости и выхода из состава Российской Империи. Польская социал-демократическая партия, как партия ортодоксально марксистская ленинско­го типа, не признавала принципа полной польской независимости, а требовала для Польши только автономии в пределах России. Ленин категорически отвергал национальную программу ППС с ее требо­ванием о выходе Польши из царской России, а Розу Люксембург, поддерживая ее позицию по существу, порицал только за ее неэластичность в политике, за то, что она не хочет понять, что лозунг самоопреде­ления не цель, а тактика марксистов. Вот вывод Ле­нина из его дискуссии с Розой Люксембург:

Что может быть нелепее: Ленин писал, что он признает право ППС требовать выхода Польши из Российской Империи, но сам выход он не признает! Тогда почему выставлять в программе российских марксистов требование права наций на самоопреде­ление, если ты собираешься бороться всеми силами против его практического осуществления? Ответ Ленина на этот раз неотразим в своей искренности:

Когда участились атаки на Ленина открытых русских великодержавников за то, что он в своей национальной политике поощряет украинских се­паратистов, Ленин ответил:

В другом месте в споре с ППС Ленин уже более откровенно объясняет, какая реальная цена праву на самоопределение в его интерпретации:

Для такого многонационального государства, как Россия, это означало, что будущая большевист­ская форма правления, каким бы именем она себя ни нарекла, будет диктатурой одного имперского центра, а не федерацией суверенных и равноправных наций. Здесь уместно начать рассказ о карьере первого ученика Ленина по национальному вопросу – Джугашвили – Кобы – Сталина.

Ленин категорически протестовал против этого решения. Его опять поддержали только немногие из большевиков, в числе которых был опять-таки Коба.

Еще в 1906-ом году Коба направил в эмигрант­скую кассу Ленина несколько десятков тысяч рублей, взятых в ходе ограбления почтового поезда в Чиатури, частных и казенных касс на кораблях в морских портах Баку и Батуми. Вместе с этими на­грабленными деньгами до Ленина впервые дошла и боевая слава бесстрашного экса, грузина Кобы. Свою славу большевистского героя и талантливого организатора эксов Коба закрепил за собой, когда он и его помощник Камо-Петросян после тайной встречи в Берлине с Лениным организовали беспри­мерное по своей дерзости ограбление тифлисского казначейства на Эриванской площади в Тифлисе в 1907-ом году, через пять недель после названной встречи Кобы и Камо с Лениным. Остались описания современников, как было организовано ограбление. 26-го июня 1907-го года около 11 часов дня, когда Эриванская площадь была полна людей, на площа­ди появились два конных экипажа, которые в со­провождении эскорта казаков везли большую сумму денег. В тот момент, когда человек в офи­церской форме подал команду, с разных сторон в один миг в экипаж с деньгами и эскорт казаков полетело около десятка бомб. Убитых оказалось трое, раненых более пятидесяти человек. Человек в офицерской форме был помощник Сталина – Камо. Добычу – 340 тысяч рублей – Сталин-Коба сейчас же перевел за границу Ленину через будущего наркома иностранных дел Литвинова. Через не­сколько недель беспрепятственно выехали к Лени­ну для доклада и организаторы эксов – сами Коба и Камо.

Ленин высоко оценил заслуги Сталина, на­значив его сначала агентом ЦК в России (1910-й год), а позже кооптировав его в состав ЦК (1912-й год). Сталина несколько раз ссылали за подполь­ную работу, но он каждый раз умудрялся бежать без всяких трудностей, ибо за политическими ссыльными у царя не охотились десятки сексо­тов, как теперь в Советском Союзе они охотятся за людьми, которых только подозревают в инако­мыслии.

За какую же истину Сталин воевал против сепа­ратистов в этой работе?

В.И.Ленин (1870-1924 гг), основатель первого в мировой истории социалистического государства

В.И.Ленин (1870-1924 гг), основатель первого в мировой истории социалистического государства

Причины кровавых конфликтов на постсоветском пространстве, свызванных межэтническими разногласиями, политические элиты России связывают исключительно с ошибочной национальной политикой, разработанной В.И.Ульяновым (Лениным), и проводимой многими десятилетиями Советским государством. Ошибся ли Ленин? Или, быть может, все современные межнациональные проблемы результат бездарного руководства государствами, возникшими на постсоветском пространстве?

В основе ленинского подхода к решению межнациональных проблем было признание права наций на самоопределение, которое было поддержано решением Лондонского международного социалистического конгресса 1886 года и впоследствии вошло в Программу Российской социал-демократической рабочей партии (1903 год). Таким образом, Ленин опирался исключительно на теоретические представления, сформировавшиеся задолго до их практической реализации в период формирования первого многонационального социалистически ориентированного государства на обломках Российской империи. Праву наций на самоопределение В.И.Ленин посвятил обширное исследование. В этой работе он писал:

Не дело пролетариата проповедовать федерализм и национальную автономию. неминуемо сводящиеся к требованию создать автономное классовое государство. Дело пролетариата – теснее сплачивать как можно более широкие массы рабочих всех и всяких национальностей, сплачивать для борьбы на возможно более широкой арене за демократическую республику и за социализм. Таким образом, общая, основная, всегда обязательная программа соц.-дем. России должна состоять лишь в требовании полного равноправия граждан (независимо от пола, языка, религии, расы, нации и т.д.) и права их на свободное демократическое самоопределение. Что же касается до поддержки требований национальной автономии, то эта поддержка отнюдь не является постоянной, программной обязанностью пролетариата. Эта поддержка может стать для него необходимой лишь в отдельных, исключительных случаях.

Сразу же после победы Октябрьской революции правом нации на самоопределение не преминули воспользоваться социал-демократы Финляндии. Причем соответствующее постановление советского правительства подписали и В.И.Ленин, и Л.Д.Троцкий. В соответствии с обещаниями, данными в Программе РСДРП (б).

В дальнейшем в ходе Гражданской войны на территории бывшей Российской империи возникали и исчезали различные национальные квазигосударства. К концу 1922 года здесь сформировались советские социалистические республики РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, делегации от съездов которых подписали Договор об образовании СССР, утверждённый 30 декабря 1922 года I-м Всесоюзным съездом Советов и подписанный главами делегаций. С этого формального момента в СССР начала формироваться общая гражданская идентичность, построенная на идее дружбы народов, — советский народ.

В рамках современного марксизма национальные вопрос поднимает интересные теоретические проблемы.

В.И.Ленин обратил внимание на то, что

Есть некоторое сходство между тем, как человечество должно прийти к уничтожению классов и как оно должно прийти к позднейшему слиянию наций. Именно: к уничтожению классов ведет только переходная стадия диктатуры угнетенного класса. . подлинное искоренение национального угнетения, и критерий этой действительности в политическом смысле заключается как раз в свободе отделения. Свобода отделения – лучшее и единственное политическое средство против идиотской системы мелких государств и национальной обособленности, которая, к счастью, неудержимо разрушается всем развитием капитализма.

В этом небольшом тексте интересны следующие ленинские мысли.

Несомненно, что Ленин не допустил ошибки в ответе на национальный вопрос при построении социалистического государства. Но этот ответ также несомненно ошибочен с позиции элит государства победившей контрреволюции. В тоже время проблема межнациональных отношений выходит за рамки чисто социально-экономических отношений и нуждается в теоретическом переосмыслении на основе анализа столетнего развития системы социализма исходя из достижений естественных и общественных наук, достигнутых за это время.

Читайте также: